Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 21 "НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 (Д) В целях реализации положений главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации ("Собрание законодательства Российской Федерации", 07.08.2000, N32, ст.3340) приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации. 2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2001 года. Министр Российской Федерации по налогам и сборам, государственный советник налоговой службы II ранга Г.И. Букаев 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 Приложение к приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20 декабря 2000 года N БГ-3-03/447 Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 4 и главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации. 1. При применении ст. 143 необходимо учитывать следующее. 1.1. С 1 января 2001 г. в состав плательщиков налога включены индивидуальные предприниматели. В том числе, являются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - налога) индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Этим Законом для индивидуальных предпринимателей предусмотрена замена уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Не являются плательщиками налога согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), когда организации исполняют обязанность по удержанию налога у источника выплат и уплаты его в бюджет, то есть выполняют обязанности налогового агента). Не являются плательщиками налога согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 161, когда организации и индивидуальные предприниматели исполняют обязанность по удержанию налога у источника выплат и уплаты его в бюджет, то есть выполняют обязанности налогового агента). 1.2. Указанные организации и индивидуальные предприниматели по тем видам деятельности, по которым они не являются плательщиками НДС (организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности - по всем видам деятельности), не выписывают своим покупателям счета-фактуры и осуществляют расчеты с ними без выделения в первичных документах сумм налога. 1.3. Налог по товарно-материальным ценностям производственного назначения, используемым организациями и индивидуальными предпринимателями после перехода их на уплату единого налога на вмененный доход либо организациями - на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, к вычету не принимается, а относится на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). Если отгрузка товаров (работ, услуг) в соответствии с заключенными договорами была произведена в период до перехода организации или индивидуального предпринимателя на уплату единого налога на вмененный доход или организации на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а выручка за эти товары (работы, услуги) получена в период, когда организация или индивидуальный предприниматель перешли на уплату единого налога на вмененный доход, или организация - на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то налог исчисляется и уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке. 1.4. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, которые не подпадают под налогообложение единым налогом на вмененный доход, являются плательщиками налога по этим видам деятельности. 1.5. Индивидуальным предпринимателям, являющимся с 1 января 2001 года плательщиками налога, необходимо учитывать следующее. Налог принимается к вычету только по товарам (работам, услугам), приобретенным (принятым к учету) и оплаченным после 1 января 2001 года при наличии счетов - фактур поставщиков, зарегистрированных в книге покупок у покупателя. Суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным до 1 января 2001 года, к вычету не принимаются и учитываются в составе их покупной стоимости. 2. В целях применения статьи 145 следует учитывать следующее. 2.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость индивидуального предпринимателя, перешедшего на уплату единого налога по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", производится в общеустановленном порядке. 2.2. Налогоплательщики имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в соответствии со статьей 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн. рублей. Размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех оборотов по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых налогом на добавленную стоимость. 2.3. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика), не освобождает его от исполнения иных обязанностей в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. 2.4. Для подтверждения права на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика представляются в налоговый орган по месту постановки на учет (налоговый орган по месту представления декларации по налогу на добавленную стоимость) соответствующее заявление и следующие документы и сведения: По организациям: - налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за прошедшие налоговые периоды (3 календарных месяца, при продлении освобождения - 12 календарных месяцев) с отметкой налогового органа о сверке с представленными налоговыми декларациями за отчетные периоды и об их принятии; - выписку из бухгалтерского баланса и документы, подтверждающие сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг); - выписку из бухгалтерского баланса и документы, подтверждающие сумму образовавшейся дебиторской задолженности; - книгу продаж; - журнал полученных и выставленных счетов-фактур; - справку налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам; - документы, подтверждающие отсутствие деятельности по производству и реализации подакцизной продукции и возникновения обязанности по исчислению и уплате акцизов. По индивидуальным предпринимателям: - налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за прошедшие налоговые периоды (3 календарных месяца, при продлении освобождения - 12 календарных месяцев) с отметкой налогового органа о сверке с представленными налоговыми декларациями за отчетные периоды и об их принятии; - документы, подтверждающие сумму выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг); - документы, подтверждающие сумму образовавшейся дебиторской задолженности; - журнал полученных и выставленных счетов-фактур; - книгу продаж; - книгу доходов и расходов; - справку налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам; - документы, подтверждающие отсутствие деятельности по производству и реализации подакцизной продукции и возникновения обязанности по исчислению и уплате акцизов. При проведении проверки налоговый орган вправе истребовать другие документы и сведения, которые необходимы при проведении налогового контроля, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 2.5. Заявление, сведения и документы представляются налогоплательщиком, претендующим на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не позднее 20 числа календарного месяца, начиная с которого налогоплательщик претендует на освобождение. Если налогоплательщик не обратился с заявлением об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика или не предоставил подтверждающих сведений и документов, то данный налогоплательщик исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. В течение 10 дней, начиная со дня предоставления полного пакета документов и сведений, налоговый орган производит их проверку для установления правомерности освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, выносит решение и направляет первый экземпляр решения налогоплательщику. По результатам проверки сведений и документов, представленных налогоплательщиком, налоговый орган принимает решение об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость на срок, равный двенадцати последовательным календарным месяцам, оформляемое в двух экземплярах, первый из которых направляется налогоплательщику, второй остается у налогового органа. При установлении недостоверности сведений в представленных налогоплательщиком документах, при предоставлении не полного пакета документов или сведений, несвоевременном представлении данных документов или сведений, а также при установлении несоответствия размера выручки (дохода) требованиям статьи 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган выносит решение об отсутствии права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость. Повторная подача налогоплательщиком вышеуказанного заявления, сведений и документов производится в следующем налоговом периоде, не позднее 20 числа календарного месяца, начиная с которого налогоплательщик претендует на освобождение. 2.6. Для подтверждения права на продление освобождения от исполнения обязанности налогоплательщика в налоговый орган по месту постановки на учет (налоговый орган по месту представления декларации по налогу на добавленную стоимость) представляется соответствующее заявление, а также вышеуказанные сведения и документы. Заявление, сведения и документы представляются налогоплательщиком, претендующим на продление освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, не позднее 20 числа календарного месяца, начиная с которого налогоплательщик претендует на продление освобождения по окончании действия ранее вынесенного в отношении него решения об освобождении. Если налогоплательщик не обратился с заявлением о продлении освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика или не предоставил сведения и документы в соответствии со статьей 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, то данный налогоплательщик исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. 2.7. В течение 10 дней, начиная со дня предоставления полного пакета документов и сведений, налоговый орган производит их проверку для установления правомерности продления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, выносит решение и направляет первый экземпляр решения налогоплательщику. По результатам проверки сведений и документов, представленных налогоплательщиком за весь период, на который было предоставлено освобождение, налоговый орган принимает решение о продлении действия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, оформляемое в двух экземплярах, первый из которых направляется налогоплательщику, второй остается у налогового органа. При установлении недостоверности сведений в представленных налогоплательщиком документах, при предоставлении не полного пакета документов или сведений, несвоевременном представлении данных документов или сведений, а также при установлении несоответствия размера выручки (дохода) требованиям статьи 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган выносит решение об отсутствии права на продление освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика. Повторная подача налогоплательщиком вышеуказанных заявления, сведений и документов производится в следующем налоговом периоде, не позднее 20 числа календарного месяца, начиная с которого налогоплательщик претендует на продление освобождения. Если в течение периода, в котором налогоплательщики были освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика (в том числе если было продлено действие освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика), выручка (доход) от реализации товаров (работ, услуг) превысит ограничение в 1млн. рублей за три календарных месяца, то налогоплательщики, начиная с месяца, в котором имело место такое превышение в совокупности по трем календарным месяцам, и до окончания периода освобождения, утрачивают право на освобождение и обязаны исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке. 2.8. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога предоставляется с 1 апреля 2001 года на основании данных его деятельности за январь - март 2001 года. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога не освобождает от обязанностей по представлению налоговой декларации, а также обязанностей налогового агента. 2.9. Организации (индивидуальные предприниматели), получившие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика и принявшие для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, при поступлении от покупателей оплаты за товары (выполненные работы, оказанные услуги), обязаны начислить и уплатить в бюджет суммы налога, предъявленные покупателям в счетах-фактурах на эти товары (работы, услуги) до даты получения освобождения. 2.10. Суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), используемым организациями (индивидуальными предпринимателями) для производства (реализации) товаров (работ, услуг) после получения права на освобождение от обязанностей налогоплательщика, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в общеустановленном порядке с отражением этих сумм в налоговой декларации. Суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным организацией (индивидуальным предпринимателем), утратившей право на освобождение от обязанностей налогоплательщика по уплате налога, при осуществлении налогооблагаемых операций принимаются к вычету в порядке, определенном статьей 172. 3. В целях реализации положений ст. 146 следует учитывать следующее. В целях налогообложения налогом реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. 3.1. В целях применения подпункта 2 пункта 1 статьи 146 следует учитывать, что объектами налогообложения признается передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, затраты на которые не учитываются при налогообложении налогом на прибыль предприятий и организаций. До вступления в силу главы "О налоге на доходы юридических лиц" части 2 НК следует руководствоваться пунктом 4 раздела 1 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552. В частности, объектами налогообложения является передача товаров и выполнение (оказание) организациями работ (услуг), не связанных с производством продукции: - содержание объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, оздоровительных лагерей, объектов культуры и спорта, учреждений народного образования, а также объектов жилищного фонда (включая проведение всех видов ремонта); - работы по благоустройству городов и поселков, по оказанию помощи сельскохозяйственным предприятиям и передача приобретенных для них товарно-материальных ценностей; - выполнение работ по строительству, оборудованию и содержанию (включая расходы на все виды ремонтов) культурно - бытовых и других объектов, находящихся на балансе предприятий, а также работ, выполняемых в порядке оказания помощи и участия в деятельности других предприятий и организаций; - содержание высших, средних учебных заведений, профессионально-технических училищ, состоящих на балансе организаций. 3.2. В целях применения подпункта 3 пункта 1 статьи 146 объектом налогообложения является стоимость строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления. К таким работам относятся строительные и монтажные работы, выполненные хозяйственным способом с 1 января 2001 года непосредственно налогоплательщиками для собственных нужд. Строительно-монтажные работы, выполненные индивидуальными предпринимателями на объектах, предназначенных для своего личного потребления, не являются объектом обложения налогом. 3.3. В целях применения подпункта 1 пункта 2 статьи 146 Кодекса следует учитывать, что также не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии со ст. 39 Кодекса следующие операции. 3.3.1. Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организацией ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации. При передаче основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации следует руководствоваться следующим. Согласно гражданскому законодательству при реорганизации юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Передаточный акт, составленный на основе инвентаризации имущества, отражающий правопреемство по обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении его кредиторов и должников, утверждается и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации и внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Присоединенное предприятие прекращает свою деятельность с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, а реорганизуемое (правопреемник) после перерегистрации и приведения в соответствие учредительных документов ставит на баланс средства присоединенного предприятия. Передача имущества, включая имущественные права, присоединенного юридического лица на основании передаточного акта не является реализацией и не облагается налогом. 5.2.2. Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. При реализации данного положения следует иметь ввиду, что в случае реализации некоммерческой организацией основных средств, нематериальных активов и иного имущества (полученного на осуществление основной уставной деятельности) сторонним организациям, индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, налог исчисляется и уплачивается этой некоммерческой организацией в общеустановленном порядке (у стороны, передавшей этой некоммерческой организации имущество без налога, в указанном случае оборот по реализации не возникает). 5.2.3. Передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов). В целях применения данного положения следует иметь в виду следующее. Безвозмездная передача инвестором основных средств в рамках выполнения инвестиционного условия конкурса налогом не облагается, а суммы налога, уплаченные при их покупке, не принимаются к вычету . Вклады имуществом в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, а также вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) не облагаются налогом. При этом, если по вносимому в установленном порядке имуществу был произведен вычет налога, то на эти суммы налога в налоговом периоде, в котором осуществлена передача, должен быть уменьшен вычет в части стоимости имущества, не включенной через амортизационные отчисления в себестоимость товаров (работ, услуг) или внереализационные расходы, учитываемые при определении налога на прибыль. Согласно статье 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Статьей 1043 ГК РФ установлено, что внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, признается их общей долевой собственностью. Имущество, созданное или приобретенное в ходе совместной деятельности, и полученные результаты учитываются на отдельном (обособленном) балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора. Товары (работы, услуги), реализуемые в рамках совместной деятельности, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке. Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс организации (предприятия), ведущей общие дела, не включаются. В бухгалтерской отчетности участников договора о совместной деятельности отражаются прибыль, убытки и иные результаты совместной деятельности, причитающиеся, согласно договору, каждому из участников. Не облагается налогом доля прибыли, получаемая каждым из участников совместной деятельности, после уплаты всех налогов, включая налог на добавленную стоимость. При продаже имущества, внесенного в совместную деятельность, облагаемый налогом оборот определяется исходя из стоимости его реализации. В аналогичном порядке производится исчисление налога по имуществу, переданному в доверительное управление. 5.2.4. Передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества. В целях применения данного положения не облагается налогом стоимость возвращаемого имущества участника общества, ранее внесенного им в качестве взноса в уставный капитал. При передаче этому участнику общества иного имущества, ему не принадлежащего, стоимостная разница облагается налогом в общеустановленном порядке. Аналогичный порядок налогообложения применяется при передаче имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками. 5.2.5. Передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации, изъятие имущества путем конфискации. При изъятии у налогоплательщика имущества в порядке конфискации в соответствии с законодательством Российской Федерации налог не уплачивается. Операции по реализации конфискованного имущества облагаются налогом в общеустановленном порядке. 5.3. При применении подпункта 2 пункта 2 статьи 146 Кодекса следует иметь в виду, что при отнесении к объектам социально - культурного и жилищно - коммунального назначения следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства". Указанные в рассматриваемом подпункте операции ранее освобождались от налога в соответствии с подпунктом "т" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". 5.4. При применении порядка, изложенного в подпункте 4 пункта 2 статьи 146 следует иметь в виду, что указанный порядок применяется исключительно в тех случаях, когда в федеральных законах или законах субъектов Российских Федерации, а также законах, принимаемых местными органами власти предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления по оказанию услуг или выполнению работ с возложением на эти государственные органы (или органы местного самоуправления) исключительных полномочий в этой сфере деятельности. В частности, не облагается налогом плата: - взимаемая органами юстиции за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которая в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" возложена на органы юстиции; - взимаемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (включая налоговые органы) за проведение ежегодных обследований организаций на соответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, которая в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (включая налоговые органы), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 6. Статьей 148 определяется место реализации работ (услуг). В целях применения статьи 148 иностранными лицами не признаются постоянные представительства (исполнительные органы) иностранных организаций на территории России (если работы или услуги выполняются через это постоянное представительство), а также иностранные физические лица, местом жительства которых является территория России. По общему правилу местом реализации работ (услуг) является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги). Подпункты 1-4 пункта 1 статьи 148 являются исключениями из данного правила. Следует обратить внимание, что в подпункте 1 пункта 1 ст.148 по-новому определяется место реализации работ (услуг) связанных с воздушными, морскими судами, судами внутреннего плавания, а также космическими объектами. Местом реализации услуг по сдаче в аренду воздушных судов, морских судов или судов внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, признается место фактического оказания услуг по управлению и технической эксплуатации предоставляемых в аренду указанных судов и место оказания этих услуг. Налогообложение услуг, оказываемых непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, а также работ (услуг) по обслуживанию морских судов (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуг судов портового флота, ремонтных и других работ (услуг) осуществляется по месту деятельности иностранного покупателя указанных работ (услуг). К другим работам (услугам), указанным выше, относятся в том числе сюрвейерские (услуги независимой экспертизы по оценке и проверке качества и количества грузов) и шипчандлерские услуги по снабжению судна водой, продовольствием и т.п. В случае признания местом реализации работ (услуг) территории иностранного государства, данные операции не являются объектами налогообложения на территории Российской Федерации (п.1 ст.146). Кроме того, по указанным операциям не подлежат налоговым вычетам суммы НДС, уплаченные поставщикам при выполнении этих работ (услуг) (п.2 ст.171). Соответствующие суммы налога относятся на себестоимость работ (услуг) (подп. 3 п. 2 ст. 170), место фактического оказания которых находится за пределами территорий государств - участников СНГ, и возмещению из бюджета не подлежат. 7. Суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящего выполнения работ (услуг), местом реализации которых согласно ст. 148 не признается территория Российской Федерации, налогом на добавленную стоимость не облагаются. 8. При применении статьи 149 необходимо учитывать, что по ряду операций, не подлежащих налогообложению, порядок освобождения от налога с 1 января 2001 года не изменился. Это касается, в частности, реализации (а также передачи, выполнения, оказания для собственных нужд): 8.1. Лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, освобождаемых от налога на основании статьи 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Согласно этому порядку в 2001 году в отношении лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники действует подпункт "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Таким образом, при освобождении от налога в 2001 году лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медтехники (за исключением протезно-ортопедических изделий, полуфабрикатов для их производства, линз и оправ для очков, технических средств, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики и реабилитации инвалидов) необходимо применять письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 10.04.1996 N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции". Данный порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, в том числе осуществляющих посредническую деятельность по реализации вышеуказанных товаров. 8.2. Нерекламной и неэротической продукции средств массовой информации, книжной продукции, редакционной, издательской, полиграфической деятельности по производству этой продукции, услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке этой продукции, освобождаемых от налога на основании подпунктов 17 и 21 пункта 3 статьи 149 Кодекса и статьи 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ. Согласно этому порядку в 2001 году действует подпункт "э" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Поэтому при освобождении от налога в 2001 году нерекламной и неэротической продукции средств массовой информации, книжной продукции, редакционной, издательской, полиграфической деятельности по производству этой продукции, услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке этой продукции следует руководствоваться нормативными письмами Госналогслужбы России от 21 марта 1996 года N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" (зарегистрированного в Минюсте России 8 апреля 1996 года N 1060) и от 7 июня 1996 года N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" (зарегистрированного в Минюсте России 14 июня 1996 года N 1106). Данный порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности. 8.3. Работ и услуг по охране и реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, для которых в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ в течение 2001 года действует подпункт "я.1" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Таким образом, при освобождении от налога в 2001 году данных работ и услуг применяется ранее действующий порядок. По услугам (работам) по охране памятников истории и культуры (охраняемых государством) следует иметь в виду, что к освобождаемым от налога относятся: оказание услуг государственными органами охраны памятников или иными лицами, перечисленными в статье 143 Кодекса, осуществляющими деятельность по охране памятников истории и культуры под контролем вышеуказанных уполномоченных государственных органов, в частности, платных услуг по согласованию заданий и проектов проведения различных работ на памятниках; по научно-методическому руководству делом охраны, изучения и реставрации памятников истории и культуры; по организации использования памятников истории и культуры и их пропаганды в целях развития науки, образования и культуры; по государственному контролю за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, и гражданами правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников и других услуг перечисленных в пункте 33 раздела Ш "Обеспечение сохранности недвижимых памятников истории и культуры" Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры России от 13.05.86 N 203, а также в пунктах 7 и 9 Положения "Об охране и использовании памятников истории и культуры", утвержденного Постановлением Совмина СССР от 16.09.82 N 865. При освобождении работ по реставрации памятников истории и культуры охраняемых государством необходимо иметь в виду следующее. В соответствии со статьями 1 и 16 Закона РСФСР от 15.12.78 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" все памятники истории и культуры, находящиеся на территории Российской Федерации, охраняются государством и подлежат государственному учету. При этом статьей 31 Закона РСФСР от 15.12.78 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" определено, что реставрация памятников истории и культуры осуществляется только с ведома специально уполномоченных государственных органов охраны памятников и под их контролем. Согласно статье 9 этого Закона специально уполномоченными государственными органами охраны памятников в России являются Минкультуры России, Росархив, местные органы культуры и местные архивные органы в пределах их компетенции, а также иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензированию подлежит реставрация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), музейных предметов. Таким образом освобождение от налога распространяется на работы по выполнению индивидуальными предпринимателями и организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, в том числе общестроительных (за исключением археологических и земляных работ в зоне памятников, чеканных, выколотных и давильных работ, гидроизоляционных работ, работы по укреплению грунтов оснований и фундаментов, контроля качества работ, производства реставрационных и консервационных конструкций и материалов, выполнение комплекса работ по электросвязи, инженерным сетям и системам, а также работ (включая строительные) по воссозданию памятников вновь), перечисленные в разделе Ш Примерного перечня видов работ, услуг и охраны на памятниках истории и культуры, подлежащих лицензированию, прилагаемого к приказу Минкультуры России от 10.09.98 N 469 "О перечне лицензируемых видов деятельности по обследованию состояния, консервации, реставрации и ремонту памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения", а также на аналогичные названным выше работам, работы перечисленные в разделе III Примерного перечня видов деятельности работ (в том числе услуги и охрана) на памятниках истории и культуры, прилагаемого к приказу Минкультуры России от 02.07.98 N 365 (в части касающейся памятников, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и лицензируемых органами местного самоуправления). Работы и услуги, перечисленные в других разделах указанных перечней от налога не освобождаются, так как они являются иными видами работ и услуг обеспечивающих выполнение непосредственно реставрационных работ квалифицированными специалистами, а также необходимыми материальными ресурсами, проектной и технологической документацией, разработанной на основании проведенных инженерных, археологических, геодезических или иных научных изысканий и исследований, за исключением тех, которые, в качестве самостоятельной льготы приведены в статье 149 Кодекса (например, образовательные услуги или научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). 8.4. Услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 149 Кодекса. Под государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты, оказывающими услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения, понимаются организации, созданные в установленном порядке для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемые из бюджета полностью или частично. При оказании услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется. 8.5. Услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 149 Кодекса. При оказании услуг по содержанию детей обособленными или структурными подразделениями (созданными по типу дошкольных учреждений) организаций, не являющихся непосредственно дошкольными некоммерческими учреждениями, налог не взимается, при наличии у таких организаций соответствующего кода ОКОНХ. При оказании услуг по содержанию детей индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется. 8.6. Услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях, студиях, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 149 Кодекса. Под освобождаемыми от налога услугами по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях следует понимать услуги по проведению занятий образовательными, спортивными организациями, организациями культуры и искусства, общественными организациями и иными организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями. В случае проведения занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях образовательными учреждениями, организациями, имеющими образовательные подразделения, осуществляющие профессиональную подготовку, и общественными организациями, освобождение от налога для таких организаций предоставляется при наличии лицензии, полученной на основании Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании". 8.7. Услуг по перевозке пассажиров, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса. К таким услугам относятся перевозки пассажиров: - городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях статьи 149 к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; - морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. В соответствии с п.6 статьи 149 ч.II НК освобождение от налогообложения налогом услуг по перевозке пассажиров распространяется на организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами. Согласно Уставу автомобильного транспорта, утвержденному Постановлением СМ РСФСР от 08.01.69 N 12 к пригородным перевозкам относятся перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 километров включительно. Таким образом, не подлежат налогообложению налогом услуги непосредственно по перевозкам пассажиров только у автотранспортных предприятий, на которые согласно вышеназванному Уставу возлагается осуществление перевозок пассажиров. Что касается услуг организаций, оказывающих услуги транспортным организациям, занимающимся перевозками пассажиров, включая услугу по продаже билетов пассажирам, то они облагаются налогом в общеустановленном порядке, как дополнительная платная посредническая услуга. Освобождение от налогообложения распространяется на пароходства при условии соблюдения ими единых условий перевозок пассажиров (в том числе по единым тарифам), предусмотренных и утвержденных в установленном порядке в соответствии с Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 15.10.55 N 1801. При этом, согласно ч.I (правила перевозок пассажиров и багажа) тарифного руководства 5-Р к пригородным относятся линии протяженностью до 100 км., а при обслуживании этих линий скоростными судами до 150 км., соединяющие город и тяготеющие к нему населенные пункты, а также зоны коллективных садов, дачных поселков и места массового отдыха, расположенных на водных путях. 8.8. Услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, предусмотренных подпунктом 13 пункта 2 статьи 149 Кодекса. Не включаются в налоговую базу средства, полученные от организаций - изготовителей (в т. ч. нерезидентов) для ремонта и технического обслуживания технически сложных товаров в период гарантийного срока их эксплуатации. Услуги по текущему ремонту указанных товаров, стоимость которых оплачивается потребителем, в полном объеме облагаются налогом. 8.9. Услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлин и сборов, взимаемых государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав, указанных в подпункте 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса. При применении указанного подпункта следует учитывать, что не образуется обязанности по уплате налога в связи с совершением нотариальных действий, за которые взимается государственными нотариальными конторами государственная пошлина, и частными нотариусами плата, соответствующая размеру государственной пошлины в соответствии со статьей 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1. 8.10. Работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, указанных в подпункте 21 пункта 2 статьи 149 Кодекса. При применении этого порядка от налога освобождаются работы (услуги) по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма. На основании статьи 3 Федерального закона от 22 августа 1996 года N126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" под кинопродукцией понимается - фильм, исходные материалы фильма, кинолетопись, исходные материалы кинолетописи, тираж фильма или часть тиража фильма. На основании статьей 3 и 15 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ организацией кинематографии является организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основными видами деятельности которой являются производство фильма; производство кинолетописи; тиражирование фильма; прокат фильма; показ фильма; восстановление фильма; техническое обслуживание кинозала; изготовление киноматериалов; изготовление кинооборудования; выполнение работ и оказание услуг по производству фильма, кинолетописи (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, пастижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное); образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-пропагандистская деятельность в области кинематографии; хранение фильма; хранение исходных материалов кинолетописи. В Классификаторе отраслей народного хозяйства организации кинематографии относятся к отрасли "культура и искусство" (код 93000) с присвоением им в установленном порядке подкода "кинематография". К работам и услугам по производству кинопродукции, освобождаемым от налога, относятся работы и услуги перечисленных выше организаций кинематографии: по предоставлению на прокат кинооборудования и в аренду павильонов и кинокомплексов; по пошиву костюмов; по строительству декораций; по изготовлению грима, пастижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов; по обработке пленки; по звуковому оформлению фильма, а также иные работы и услуги, организаций кинематографии, включенные в смету на производство кинопродукции. Работы (услуги) по производству такой кинопродукции не освобождаются от налога при их выполнении иными организациями и индивидуальными предпринимателями. При реализации (уступке, переуступке) прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма от налога освобождаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности (в том числе организации кинематографии) и индивидуальные предприниматели. 8.11. Услуг страховых организаций по страхованию, сострахованию и перестрахованию, предусмотренных подпунктом 7 пункта 3 статьи 149 Кодекса. Также не подлежат обложению налогом доходы, полученные страховщиком от инвестирования или размещения страховых резервов. У страхователя не включаются в налоговую базу: - суммы страхового возмещения, полученные страхователем при наступлении страхового случая, предусмотренного договором страхования, за исключением страхового возмещения, полученного страхователем при страховании предпринимательского риска (риска несвоевременной оплаты товаров (работ, услуг), несвоевременной отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг); - средства, полученные страхователем из резерва предупредительных мероприятий, на основе договора, заключенного между страховщиком и страхователем, если их получение не связано с расчетами по оплате товаров, работ, услуг. 8.12. Операций по проведению лотерей, по организации тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса, предусмотренных подпунктом 8 пункта 3 статьи 149 Кодекса. При применении указанного подпункта следует иметь в виду, что освобождение от налога распространяется только на доходы игорных заведений в виде выигрышей и платы за проведение азартных игр. При осуществлении игорными заведениями других видов деятельности, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) не освобожденных от налога, объектом обложения будут являться обороты по реализации таких товаров (работ, услуг). При осуществлении деятельности, указанной в данном подпункте индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется. 8.13. Услуг членов коллегий адвокатов, указанных в подпункте 14 пункта 3 статьи 149 Кодекса. При применении указанного подпункта следует учитывать, что освобождение от налогообложения распространяется на услуги, оказание которых членами коллегий адвокатов регламентировано специальными законодательными актами (в частности, Законом РСФСР от 20 ноября 1980 года "Об утверждении положения об адвокатуре РСФСР"). На основании указанной нормы не облагаются налогом услуги членов коллегии адвокатов по оказанию юридической помощи как в юридических консультациях, специально созданных коллегиями адвокатов, так и в других организациях. Оказание юридических услуг лицами, не являющимися членами коллегии адвокатов, и осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, облагается налогом в общеустановленном порядке. 8.14. Научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, указанных в подпункте 16 пункта 3 статьи 149 Кодекса. При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций от уплаты налога освобождаются как основные исполнители, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители. Основанием для освобождения научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, выполняемых за счет федерального бюджета, являются договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей, о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ. В случае, если средства для оплаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, основанием является справка финансового органа об открытии финансирования этих работ за счет соответствующих бюджетов. При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций, основанием для освобождения этих работ является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования. Под внебюджетными фондами министерств, ведомств, ассоциаций понимаются внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций (зарегистрированные Министерством науки и технологий Российской Федерации) созданные для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок в порядке определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. N 1156 "Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок". При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров от уплаты налога освобождаются как головные организации, являющиеся учреждениями образования и науки, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители, в случае, если они также являются учреждениями образования и науки. Под учреждением образования, выполняющим освобожденные от налога научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая образовательный процесс на основании лицензии, полученной в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании". Под учреждением науки, выполняющим освобожденные от налога научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации, при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно-технического) совета в качестве одного из органов управления. При этом объем научной и (или) научно-технической деятельности должен составлять не менее 70 процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ. Иные организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие научно-исследовательские и опытно - конструкторские работы на основе хозяйственных договоров от налога не освобождаются. 8.15. Путевок (курсовок) в санаторно - курортные и оздоровительные учреждения и учреждения отдыха, указанных в подпункте 18 пункта 3 статьи 149 Кодекса. Под санаторно - курортным и оздоровительным учреждением и учреждением отдыха, расположенным на территории Российской Федерации, реализующим путевки (курсовки), форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая деятельность по предоставлению санаторно - курортных и оздоровительных услуг на территории Российской Федерации. Формы путевок (курсовок) в санаторно - курортные и оздоровительные учреждения и учреждения отдыха, расположенные на территории Российской Федерации, приравниваются в целях главы 21 Кодекса к формам путевок (курсовок) в санаторно - курортные организации (учреждения), в детские оздоровительные учреждения (по форме N 1), в оздоровительные учреждения (по форме N 2) и курсовок в оздоровительные учреждения (по форме N 3), образцы которых утверждены Приказом Минфина России от 10.12.1999 N 90н "Об утверждении бланков строгой отчетности" и прилагаются к этому приказу. 9. При применении абзаца 5 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, следует учитывать, что при освобождении протезно-ортопедических изделий и полуфабрикатов к ним, следует руководствоваться перечнем товаров, утвержденным Правительством Российской Федерации. При этом освобождение от налога будет предоставляться по сырью для изготовления указанных выше протезно - ортопедических изделий. Данный порядок освобождения от налога распространяется на лиц, указанных в статье 143 Кодекса, включая посредников (на основании пункта 2 статьи 156 Кодекса), реализующих такой товар. 10. При применении абзаца 6 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, следует иметь в виду, что освобождение от налога предоставляется по техническим средствам, включая автомототранспорт, материалам, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, включенным в перечень Правительства Российской Федерации. Данный порядок освобождения от налога распространяется на лиц, указанных в статье 143 Кодекса, включая посредников (на основании пункта 2 статьи 156 Кодекса), реализующих такой товар. 11. При применении абзаца 7 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, следует иметь в виду, что освобождение от налога предоставляется по линзам и оправам для очков (за исключением солнцезащитных), включенным в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Данный порядок освобождения от налога распространяется на лиц, указанных в статье 143 Кодекса, включая посредников (на основании пункта 2 статьи 156 Кодекса), реализующих такой товар. 12. При применении подпункта 2 пункта 2 статьи 149 Кодекса, следует иметь в виду, что освобождение от налога распространяется на: - оказание медицинскими учреждениями услуг физическим и юридическим лицам по перечню услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию; - оказание населению медицинскими, санитарно - профилактическими организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и врачами, занимающими частной медицинской практикой при наличии лицензии на право осуществления медицинской деятельности, услуг по диагностике, профилактике и лечению, независимо от формы и источника оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; - оказание беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным медицинскими организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и врачами, занимающими частной медицинской практикой при наличии лицензии на право осуществления медицинской деятельности, медицинских услуг, указанных в этой лицензии и не включенных в вышеуказанный перечень Правительства Российской Федерации; - оказание населению услуг скорой медицинской помощи соответствующими медицинскими организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и врачами, занимающими частной медицинской практикой при наличии лицензии на право осуществления медицинской деятельности; - оказание физическим и юридическим лицам услуг по дежурству у постели больного медицинского персонала (т.е. услуг по дежурству у постели больного, оказанных медицинскими организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности, и медицинскими работниками, занимающими частной медицинской практикой при наличии соответствующей лицензии); - оказание физическим и юридическим лицам услуг патолого-анатомическими бюро при наличии лицензии на право осуществления медицинской деятельности; - оказание медицинскими организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности при наличии лицензии на право осуществления медицинской деятельности по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями услуг по сбору у населения крови; - оказание аптечными учреждениями при наличии соответствующей лицензии физическим и юридическим лицам услуг по изготовлению лекарственных средств, включая важнейшие и жизненно необходимые лекарственные средства; - оказание организациями и индивидуальными предпринимателями при наличии соответствующей лицензии физическим и юридическим лицам услуг по изготовлению и ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно - ортопедических изделий; - оказание физическим и юридическим лицам за счет средств, выделяемых из бюджета, ветеринарных или санитарно - эпидемиологических услуг организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности при наличии лицензии на ветеринарную деятельность или на деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг. Основанием для освобождения от налога ветеринарных и санитарно - эпидемиологических услуг, финансируемых из бюджета, являются: наличие лицензии; договор на оказание ветеринарных или санитарно - эпидемиологических услуг с указанием источника финансирования; письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты ветеринарных и санитарно - эпидемиологических услуг. В случае, если средства для оплаты ветеринарных и санитарно - эпидемиологических услуг выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, основанием является справка финансового органа об открытии финансирования этих услуг за счет соответствующих бюджетов. Не освобождаются от налога ветеринарные и санитарно - эпидемиологические услуги, выполняемые за счет бюджетных средств на возвратной основе. К медицинским организациям, перечисленными выше, в том числе относятся медицинские пункты (подразделения), состоящие на балансе немедицинских организаций, при наличии у организации соответствующего кода ОКОНХ, лицензии на осуществление медицинской деятельности и при выполнении условий, перечисленных в пункте 4 указанной статьи. 13. При применении подпункта 5 пункта 2 статьи 149 Кодекса, следует иметь в виду, что от налога освобождаются только продукты питания, непосредственно произведенные столовыми перечисленных ниже учреждений при реализации этих продуктов питания в указанных учреждениях: - студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций в случае полного или частичного финансирования этих организаций из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования; - столовыми детских дошкольных учреждений, вне зависимости от источника финансирования. При реализации покупных товаров вышеперечисленными столовыми освобождение от налога не предоставляется. При отпуске перечисленными выше столовыми на сторону блюд собственного производства освобождение от налога также не предоставляется. Реализация организациями общественного питания продукции собственного производства перечисленным выше столовым налогом не облагается. Этот порядок освобождения от налога не распространяется на продукты питания непосредственно произведенные столовыми учреждений и организаций социально - культурной сферы, финансируемых из бюджета (учреждений и организаций культуры и искусства, физкультуры и спорта, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения). 14. При применении подпункта 6 пункта 2 статьи 149 Кодекса, следует иметь в виду, что от налога освобождаются услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями. К архивным учреждениям и организациям относятся юридические лица любой формы собственности и ведомственной принадлежности, создавшие в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации от 07.07.93 N 5341-1 "Об архивном фонде Российской Федерации и архивах" государственные или негосударственные архивы из архивных документов или архивных фондов и осуществляющие архивное дело. Услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемые индивидуальными предпринимателями от налога не освобождаются. 15. При применении подпункта 8 пункта 2 статьи 149 Кодекса, следует иметь в виду, что при оказании ритуальных услуг, выполнении работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также при реализации похоронных принадлежностей, освобождение от налога предоставляется организациям любой формы собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальным предпринимателям. От налога освобождаются только те ритуальные услуги, перечень которых приведен в разделе "Ритуальные услуги" Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93. 16. При применении подпункта 9 пункта 2 статьи 149 Кодекса, следует иметь в виду, что освобождается от налогообложения реализация знаков почтовой оплаты (марок, маркированных конвертов и маркированных открыток), лотерейных билетов по ценам, не превышающим их номинальную стоимость. Указанная льгота не распространяется на перепродажу знаков почтовой оплаты и лотерейных билетов по ценам, превышающим их номинальную стоимость, а также на посреднические услуги, связанные с их продажей. 17. При применение подпункта 10 пункта 2 статьи 149 необходимо учитывать положения статьи 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, в соответствии с которой указанный пункт вводится в действие с 1 января 2004 года. В период с 1 января 2001 года по 1 января 2004 года от налогообложения освобождается реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по обеспечению технического и санитарного состояния в домах жилищно - строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду). Предоставление в пользование жилых помещений в домах относящихся к государственному жилищному фонду, муниципальному жилищному фонду и общественному жилищному фонду осуществляется на основание договора найма жилого помещения, заключенного между собственником жилого помещения, либо уполномоченным собственником организацией и нанимателем - гражданином. Таким образом, от налога освобождается только плата (оплата жилья), взимаемая в рамках договора найма в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья. Гражданам, проживающим в домах, относящихся к частному жилищному фонду, - собственникам жилых помещений, оказываются не услуги по предоставлению в пользование жилых помещений, а услуги по обеспечению технического и санитарного состояния принадлежащих им жилых помещений, реализация которых на территории Российской Федерации в соответствии с вышеуказанной статьей Федерального закона на период с 1 января 2001 года по 1 января 2004 года освобождается от налогообложения. При применении указанного подпункта также необходимо учитывать, что в оплату услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности в целях налогообложения, включаются определенные расходы, отраженные в Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Госстроя России от 23.02.1999 N 9. При этом от налогообложения освобождается оплата услуг по предоставлению в пользование жилых помещений, а не эксплуатационные услуги, оплачиваемых за счет указанной платы жилищными организациями (в т.ч. муниципальными унитарными предприятиями осуществляющими функции управления жилищным фондом), то есть от налога освобождены именно средства, поступающие этим организациям от населения в виде оплаты услуг по предоставлению в пользование жилых помещений, а не Страницы: 1 2 |