О ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ. Закон. Мэр Москвы. 25.06.97 28-51

                 О ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
              ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

                                ЗАКОН

                              МЭР МОСКВЫ

                           25 июня 1997 г.
                               N 28-51

                                 (Д)


     Статья 1. Предмет Закона и отношения, реализуемые настоящим
               Законом

     1. Настоящий  Закон  принимается  на  основании Закона  РСФСР  от
19 декабря  1991 года N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды",
Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3295-1 "Об  основах
градостроительства в  Российской  Федерации", Устава  города Москвы от
28 июня 1995 года,  Законов  города  Москвы - от  10  июля  1996  года
N 26-77   "О  территориальном  общественном  самоуправлении  в  городе
Москве",  от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе
Москве" и устанавливает формы защиты прав граждан и иных субъектов при
реализации  градостроительных  решений  в  городе  Москве   (далее   -
градостроительные решения).
     2. Настоящий Закон регулирует отношения по защите прав физических
и  юридических  лиц,  а  также  органов власти и (или) должностных лиц
городской администрации при реализации градостроительных решений.
     3. К отношениям, регулируемым настоящим Законом, относятся защита
прав жителей города,  инвесторов,  строителей и согласование  законных
интересов  физических  и  юридических  лиц  и  органов  власти и (или)
должностных  лиц  городской  администрации  в  пределах   собственного
законодательного регулирования города Москвы,  реализуемые посредством
действий  органов   власти   и   (или)   должностных   лиц   городской
администрации   в   ходе   реализации   градостроительных  решений  на
территории Москвы.
     4. Настоящий Закон устанавливает права и обязанности физических и
юридических лиц,  а также  органов  власти  и  (или)  должностных  лиц
городской  администрации  при  согласовании  их  законных  интересов в
процессе подготовки и принятия органами власти  и  (или)  должностными
лицами   городской   администрации   правовых   актов,  обеспечивающих
реализацию   градостроительных   решений,    регламентирует    порядок
информирования   граждан   о  возможной  реализации  градостроительных
проектов,  устанавливает  особенности  процедуры  проведения   опросов
граждан по поводу проектирования и строительства объектов недвижимости
на территории Москвы.

     Статья 2. Об участии граждан в процессе подготовки
               градостроительных решений

     1. Граждане,  проживающие  в городе Москве и достигшие 18-летнего
возраста,  имеют право участвовать в процессе разработки предложений и
подготовки  проектов  градостроительных  решений  до  принятия органом
власти или должностным лицом городской администрации правового акта  о
реализации конкретного архитектурно-строительного проекта.
     2. При реализации градостроительных решений граждане имеют право:
     - на  получение  от органов власти города Москвы и районов Москвы
достоверной информации  о  конкретных  градостроительных  решениях  по
строительству,  реконструкции, комплексному благоустройству территории
в порядке, установленном законодательством;
     - на независимую экспертизу градостроительных  проектов  за  счет
собственных средств, в том числе техническую и экологическую;
     - на  участие  в  обсуждении  градостроительных планов и проектов
развития территории  до  их  утверждения  органом  власти  района  или
Администрацией города Москвы.
     3. Порядок участия граждан в обсуждении градостроительных планов,
проектов  и  решений  по  иным  вопросам,  связанным  с использованием
городской  территории,  определяется  нормативными  правовыми   актами
города Москвы и решениями районных Управ.
     4. В качестве приоритетных задач (градостроительных  приоритетов)
развития территории устанавливаются:
     - строительство  школ,  детских  садов,  поликлиник,   спортивных
сооружений и других объектов социальной инфраструктуры;
     - развитие  торговой  сети,  строительство  предприятий  бытового
обслуживания и общественного питания;
     - строительство   жилых   домов,   в   том   числе    социального
использования, гостиниц, мотелей;
     - развитие инженерной и транспортной инфраструктуры,  в том числе
тепловых   узлов,   телефонных   станций,   многоэтажных  и  подземных
автостоянок и гаражей, устройство транспортных развязок;
     - строительство театров,  кинотеатров, клубов и других учреждений
культуры;
     - реконструкция  и  реставрация  памятников  истории  и культуры,
восстановление церквей и молельных домов;
     - комплексное благоустройство территории;
     - вывод  с  территории   экологически   вредных   предприятий   и
производств;
     - расчистка завалов и пустырей, ликвидация свалок;
     - вывод  с  территории  складских  помещений  и  оптовых торговых
предприятий;
     - снос  плоскостных  гаражей,  гаражей-ракушек  и  предоставление
лицам,  обладающим такими гаражами на законных  основаниях,  льгот  по
приобретению мест в многоэтажных гаражах;
     - снос сараев, временных и капитальных хозяйственных  построек,
вывод  автостоянок  из  дворов  жилых  домов,  скверов,    детских
площадок и иных земельных участков;
     - использование   в  законных  интересах  граждан  внутридворовых
проездов, тротуаров, скверов и газонов;
     иные приоритетные задачи, установленные Генеральным планом города
Москвы и утвержденной градостроительной документацией.
     На основе  выявленных  интересов граждан по месту жительства и на
уровне   района,   при   отсутствии    противоречий    с    городскими
градостроительными  программами  и  планами,  Мэр  Москвы  или  по его
поручению Правительство Москвы  принимает  решение  о  сохранении  или
изменении    приоритета    архитектурно-строительного    проекта   или
градостроительной программы.
     5. Граждане   в   случае  совершения  противоправных  действий  в
процессе реализации градостроительных решений несут ответственность  в
пределах и порядке, установленных законодательством.
     6. Органы власти и (или) должностные лица городской администрации
обязаны:
     - до принятия  правовых  актов  о  реализации  градостроительного
проекта  проинформировать граждан,  проживающих в границах территорий,
соответствующих   градостроительному   приоритету   градостроительного
проекта, о предполагаемой реализации такого проекта;
     - обеспечить возможность обсуждения градостроительного проекта  в
органах территориального общественного самоуправления.

     Статья 3. О защите прав граждан при реализации
               градостроительных решений в органах
               власти районов города Москвы

     1. Граждане,  проживающие  на  территории  районов города Москвы,
осуществляют свои права,  в  том  числе  относящиеся  к  подготовке  и
принятию    градостроительных   решений,   через   своих   полномочных
представителей - советников районного Собрания.
     На уровне  района  или  микрорайона  права  и  законные  интересы
жителей  в  части  подготовки   и   принятия   решений   по   вопросам
использования   недвижимости  реализуют  и  должны  защищать  районное
Собрание и районная Управа, в том числе путем выпуска распорядительных
документов,  согласования  в  установленном  порядке градостроительной
документации,  подачи предложений и замечаний в  органы  Администрации
города Москвы, организации проведения опроса, а также с помощью иных в
законном порядке установленных полномочий.
     2. Районные  Собрания и Управы обладают следующими полномочиями в
области  регулирования   отношений   при   подготовке   и   реализации
градостроительных  проектов  на  уровне  районов и микрорайонов города
Москвы:
     - на  рассмотрение  градостроительных  проектов  строительства  и
реконструкции объектов,    иной    градостроительной     документации,
предоставляемой  по  их  запросам органами Администрации города Москвы
или субъектами  градостроительной  и  инвестиционной  деятельности  на
территории района или микрорайона для выработки предложений;
     - на   передачу   для   обязательного   рассмотрения   в   органы
Администрации     города     Москвы    предложений    по    реализации
градостроительных решений и регулированию использования недвижимости в
целях  улучшения экологического состояния среды обитания,  обеспечения
бытовых, социально-культурных и иных условий проживания граждан;
     - на внесение в органы  Администрации  города  Москвы  конкретных
предложений по строительству школ,  дошкольных учреждений, поликлиник,
аптек,  спортивных  сооружений,  крытых  автостоянок,  многоэтажных  и
подземных гаражей и иных объектов;
     - на    получение    информации   от   органов   территориального
общественного самоуправления по всем вопросам,  относящимся  к  защите
прав и согласованию законных интересов граждан по месту жительства;
     - на  рассмотрение  коллективных  жалоб граждан,  решений органов
территориального общественного самоуправления  по  поводу  готовящихся
или   реализуемых   градостроительных   проектов,   расположенных   на
территории соответствующего района;
     - на    создание    согласительных   комиссий   по   рассмотрению
коллективных жалоб граждан,  а также решений органов  территориального
общественного  самоуправления  по поводу готовящегося или реализуемого
градостроительного проекта;
     - на  рассмотрение  программы  (плана)   социально-экономического
развития  и застройки территории района,  схемы зонирования территории
района или микрорайона;
     - на  утверждение  границ  районов,  в пределах которых создаются
населением и осуществляют свою  деятельность  органы  территориального
общественного самоуправления, а также проводится согласование законных
интересов граждан.
     3. Общий     порядок    рассмотрения    вопросов    и    принятия
градостроительных  решений  в  районах  города   Москвы   определяется
федеральным законодательством, Уставом города Москвы, законодательными
актами города Москвы,  распоряжениями Мэра  Москвы  и  постановлениями
Правительства Москвы.

     Статья 4. О защите прав граждан при реализации
               градостроительных решений в органах
               власти города

     1. Граждане,    проживающие    на   территории   города   Москвы,
осуществляют свои права по реализации градостроительных решений  через
своих  полномочных  представителей  -  Мэра Москвы,  Вице-мэра Москвы,
депутатов Московской городской Думы.
     В городе Москве реализацию градостроительных решений осуществляет
Администрация города Москвы путем выпуска правовых нормативных  актов,
заключения   инвестиционных   контрактов  и  иных  гражданско-правовых
договоров с физическими и юридическими лицами,  выдачи государственных
актов,  утверждения градостроительной документации, принятия обращений
в  органы  власти  Российской  Федерации,  выхода  с   законодательной
инициативой,  а также,  используя иные законным порядком установленные
полномочия.
     2. При  осуществлении  градостроительных  решений  органы  власти
города Москвы реализуют в полном объеме права  и  обязанности  органов
власти   субъекта   Российской   Федерации   и  городского  (местного)
самоуправления в соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации,
законодательством Российской Федерации и Уставом города Москвы.
     3. Порядок  согласования  вопросов  с  органами власти Российской
Федерации,  в том числе при осуществлении  городом  Москвой  столичных
функций,    определяется    федеральным   законодательством,   указами
Президента Российской Федерации и законами города Москвы.

     Статья 5. Защита прав юридических и физических лиц
               участвующих в реализации архитектурно-строительных
               проектов

     Юридические и   физические   лица,   участвующие   в   реализации
архитектурно-строительных проектов в  соответствии  с  утвержденной  в
установленном   порядке   градостроительной  (проектно-разрешительной)
документацией,  имеют  право  на  защиту  своих  прав   и   интересов,
вытекающих из закона или договора.
     Такая защита   обеспечивается   либо   в   судебном   порядке   в
соответствии   с  действующим  законодательством,  либо  в  досудебном
порядке  органами  власти  и  (или)  должностными   лицами   городской
администрации в соответствии с их компетенцией.

     Статья 6. Порядок согласования местных, районных и городских
               интересов при реализации градостроительных решений

     1. Необходимость согласования частных интересов граждан, местных,
районных  и городских интересов возникает при инициации,  разработке и
реализации градостроительных проектов и планируемых изменений  условий
использования  недвижимости,  а  также  при  возникновении  или угрозе
связанных с этим социальных конфликтов по  месту  жительства  граждан.
Целью   процесса   согласования  является  выявление  общих  социально
значимых  приоритетов  и   обеспечение   механизмов   их   последующей
реализации.
     2. Инициаторами процесса согласования могут выступать:
     - граждане по месту жительства посредством подачи в органы власти
района петиционных листов за подписью не менее 500 граждан,  достигших
18-летнего возраста и проживающих в границах территории одного района;
     -  органы    территориального  общественного    самоуправления;
     - инвестор      или     строитель,     реализующий     конкретный
градостроительный проект;
     - районное Собрание;
     - глава районной Управы;
     - префект административного округа;
     - Премьер Правительства Москвы;
     - Правительство Москвы;
     - Московская городская Дума;
     - Мэр Москвы.
     3. При  получении  петиционного  листа  от  граждан,   инициативы
инвестора    или    строителя,    решения   органов   территориального
общественного  самоуправления   глава   районной   Управы   направляет
полученные  предложения  на рассмотрение районного Собрания.  В случае
принятия районным Собранием решения об инициации процесса согласования
глава  районной  Управы  издает распоряжение,  устанавливающее границы
территории согласования интересов в соответствии  с  градостроительным
приоритетом проекта, конкретные формы и сроки согласования.
     При получении главой районной Управы решения  районного  Собрания
или  постановления  (распоряжения)  органа Администрации города Москвы
процесс согласования инициируется и проводится в обязательном  порядке
в  3-месячный  срок  со  дня  получения  такого решения (распоряжения,
постановления).
     4. Выявление интересов и приоритетов граждан в пределах границ не
менее   чем   одного   микрорайона   проводится   в   соответствии   с
законодательством города Москвы, правовыми актами Администрации города
Москвы и  решениями  районной  Управы.  Основными  методами  выявления
интересов жителей являются:
     - проведение схода с участием не менее 50%  жителей микрорайона с
принятием решений по вопросам простым большинством голосов;
     - проведение  конференции   жителей   при   участии   большинства
делегатов   от  соответствующей  территории  с  принятием  решений  по
вопросам  простым  большинством  голосов   от   числа   присутствующих
делегатов;
     - получение   решения   органа   территориального   общественного
самоуправления;
     - опрос на территории не менее чем одного микрорайона;
     - иные методы в соответствии с законодательством города Москвы.
     5. После  подведения  итогов   согласования   районное   Собрание
рассматривает  результаты выявления интересов и приоритетов граждан по
месту жительства,  вырабатывает предложения и  принимает  решения  для
включения  в  программы  (планы)  социально-экономического  развития и
застройки микрорайона (территории) и схемы зонирования территории.
     6. Результаты  выявления  интересов  граждан по месту жительства,
решение районного Собрания,  а в случае  несогласия  с  этим  решением
особое    мнение   главы   районной   Управы   направляются   префекту
административного округа,  который  направляет  все  эти  документы  в
органы Администрации города Москвы.

     Статья 7. Механизмы реализации и защиты приоритетных
               направлений развития территории при осуществлении
               градостроительной деятельности

     1. Для   стимулирования   защиты   приоритетных   направлений   и
конкретных  проектов  по   развитию   территории   при   осуществлении
градостроительной  деятельности Администрация города Москвы использует
следующие механизмы:
     - предоставление  в  установленном  порядке  налоговых  льгот или
налогового кредита инвесторам,  заказчикам  и  (или)  подрядчикам  при
производстве строительных работ;
     - частичное и полное освобождение социально значимых предприятий,
организаций  от  арендной  платы  за  землю  и  нежилые помещения,  за
использование городской инфраструктуры, а также от иных платежей;
     - предоставление льготного кредита физическим и юридическим лицам
уполномоченными   банками  под  гарантии  органов  власти  района  или
Администрации города Москвы;
     - обеспечение внеочередного приема,  рассмотрения и  согласования
градостроительной  и  иной документации в органах Администрации города
Москвы;
     - иные механизмы поддержки со стороны города Москвы.
     2. При  реализации  приоритетных   задач   в   целях   пресечения
противоречащего     установленным     градостроительным    приоритетам
использования  объектов  недвижимости,  предотвращения  нежелательной,
экологически и социально вредной деятельности физических и юридических
лиц на территории города  Администрация  города  Москвы  использует  в
отношении нарушителей:
     - отказ в перезаключении  договоров  аренды  или  иных  договоров
владения,  использования  и распоряжения земельными участками на новые
сроки,  применение повышенных ставок арендной платы за  землю  и  иную
недвижимость,  применение  повышенных ставок платежей за использование
объектов городской инфраструктуры;
     - применение  штрафных  санкций  в соответствии с законами города
Москвы и Российской Федерации;
     - принуждение   в   судебном   порядке  к  возмещению  убытков  и
исполнению обязательств в натуре;
     - предъявление   требований   в  судебном  порядке  о  возмещении
материального ущерба,  причиненного физическими и юридическими  лицами
путем    ущемления   законных   интересов   граждан   (при   нарушении
экологической безопасности,  самовольном строительстве  и  самозахвате
земель, чинении препятствий предприятиям и организациям при проведении
приоритетной  градостроительной  деятельности,   иных   противоправных
действиях);
     - обращение в суд о пресечении  любой  деятельности,  причиняющей
материальный ущерб законным интересам граждан по месту жительства;
     - иные законные способы воздействия.
     3. Физические  и  юридические лица,  чья деятельность признана не
совместимой с приоритетными задачами развития территории,  должны быть
заблаговременно, не позднее чем за 3 месяца, предупреждены о возможном
применении  к  ним  установленных   санкций   путем   направления   им
предписаний главой районной Управы.
     4. При невозможности для граждан,  проживающих на территории, без
значительного для себя материального или морального ущерба в течение 3
месяцев  с  момента  получения  предписания   прекратить   пользование
земельными   участками   и   вывести  с  территории  принадлежащие  им
плоскостные  гаражи,  временные  сооружения  для  стоянки   автомашин,
художественные  или  иные  мастерские,  торговые павильоны,  подсобные
помещения и другие  объекты  районные  Управы  могут  предоставить  им
отсрочку  в  пределах,  установленных  для  данной территории правовым
актом Администрации города Москвы.
     5. При  предоставлении  гражданам  такой  отсрочки учитываются их
согласие и готовность принять меры к  прекращению  не  соответствующей
приоритетам,   экологически  или  социально  вредной  деятельности  на
территории.   Среди   таких   мер    могут    быть:    вступление    в
гаражно-строительный   кооператив,  долевое  участие  в  строительстве
многоэтажных  и  подземных  гаражей  и   автостоянок,   художественных
мастерских,  оформление  прав  пользования  земельными  участками  для
осуществления  своей  деятельности  на  другой  территории,  где   она
допустима,  а  также  иные  документально  подтвержденные  действия  и
намерения.
     6. В  ходе  реализации  приоритетных  задач  по  месту жительства
Администрация района  или  города  Москвы  обязана  до  начала  вывода
автостоянок   и   гаражей  предоставить  всем  получившим  предписание
владельцам личного автотранспортного средства  возможность  приобрести
или   принять   участие  в  долевом  строительстве  многоэтажного  или
подземного  гаража  или  автостоянки  на  территории  района   или   в
близлежащих районах (территориях) города Москвы.

     Статья 8. Вступление настоящего Закона в силу

     Настоящий Закон   вступает   в   силу  со  дня  его  официального
опубликования.

Мэр Москвы
                                                          Ю.М. Лужков