РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Письмо. Министерство общего и профессионального образования РФ. 07.05.97 12-52-63ИН/12-23

        РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ
                 ДИСЦИПЛИН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО
                    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                ПИСЬМО

        МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                            7 мая 1997 г.
                          N 12-52-63ин/12-23

                             (БМОО 97-8)


     1. Примерная   программа   учебной   дисциплины    -    документ,
предназначенный  для  реализации  требований  к  минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников по конкретной учебной дисциплине.
     Примерная программа   отражает   примерное   содержание   учебной
дисциплины,  требования к подготовке студентов по результатам изучения
данной   дисциплины,   рекомендации  по  организации  образовательного
процесса.
     Примерная программа  учебной  дисциплины является единой для всех
форм обучения:  очной,  очно-заочной (вечерней),  заочной, а также для
всех   типов   и   видов   учебных   заведений,  реализующих  основные
профессиональные программы среднего профессионального образования.
     На основании  примерной  программы  учебных  дисциплин и учебного
плана учебное заведение самостоятельно разрабатывает рабочую программу
учебных дисциплин.
     2. Примерная  программа  учебной  дисциплины   должна   содержать
следующее:
     - титульный лист;
     - пояснительную записку;
     - примерный тематический план;
     - примерное содержание учебной дисциплины;
     - примерный перечень лабораторных работ и практических занятий;
     - рекомендуемую тематику курсовых проектов (работ);
     - перечень рекомендуемой литературы и технических аудиовизуальных
средств обучения.
     2.1. Титульный лист должен содержать:
     - наименование  министерства  (ведомства),  методической службы -
разработчика;
     - наименование учебной дисциплины;
     - указания  о  принадлежности  примерной   программы   дисциплины
специальности   (группе   специальностей)  среднего  профессионального
образования;
     - место и год издания.
     2.2. В пояснительной записке дается краткое  описание  назначения
дисциплины,  отражается  ее  роль  в подготовке специалистов,  связь с
другими   дисциплинами    государственных    требований,    приводится
обоснование структуры дисциплины.
     В пояснительной записке должен  быть  отражен  уровень  примерной
образовательной   программы   (базовый   или   повышенный)  и  указана
принадлежность   дисциплины   к    циклу    в    структуре    основной
профессиональной   образовательной  программы  (общий  гуманитарный  и
социально-экономический,  математический и  общий  естественнонаучный,
общепрофессиональный   или  специальный).  Необходимо  отметить  право
учебного заведения в зависимости от профиля подготовки  специалиста  и
специфики отрасли формировать содержание,  последовательность изучения
учебного материала и распределение учебных часов по разделам  (темам),
а  также  заменять лабораторные работы и практические занятия другими,
сходными по  содержанию.  Даются  методические  указания  по  изучению
дисциплины.
     В этом разделе определяются основные  знания,  умения  и  навыки,
которыми   должен   овладеть  студент  после  изучения  дисциплины,  в
соответствии с государственными требованиями.
     2.3. В  примерном  тематическом  плане раскрывается рекомендуемая
последовательность изучения разделов  и  тем  программы,  показывается
распределение учебных часов по разделам и темам дисциплины.
     2.4. Раздел    "Примерное    содержание    учебной    дисциплины"
рекомендуется   начинать   с   введения,   где  дается  характеристика
дисциплины,  ее место и роль в  системе  получаемых  знаний,  связь  с
другими учебными дисциплинами.
     Содержание дисциплины должно отражать общие требования  к  уровню
подготовки специалиста по каждой конкретной специальности.
     По каждой учебной теме (разделу) приводятся:
     - номер и наименование темы (раздела);
     - обобщенные требования к знаниям и умениям студентов;
     - содержание учебного материала (дидактические единицы);
     - лабораторные работы и (или)  практические  занятия  (порядковый
номер и наименование);
     - рекомендуемый перечень самостоятельных работ.
     При разработке   этого   раздела   необходимо   руководствоваться
следующим:
     - номера  разделов и тем,  их наименования должны соответствовать
примерному тематическому плану;
     - в  тексте  должны  использоваться  только  понятия  и  термины,
относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения
и  т.  п.  должны  отвечать  требованиям  государственных  стандартов;
иностранные  слова  (фамилии,  названия,  различные  термины)   должны
приводиться в русской транскрипции.
     2.5. В разделе "Курсовые проекты (работы)" указываются  примерные
темы и общие требования к их содержанию и объему.
     2.6. В   разделе   "Рекомендуемая   литература   и    технические
аудиовизуальные    средства    обучения"    указывается   основная   и
дополнительная  учебная  литература,  учебные  и  справочные  пособия,
учебно-методическая   литература,   перечень   рекомендуемых   средств
обучения.  После  каждого  наименования  предлагаемой  литературы  или
учебного  пособия  указываются  издательство  и  год издания,  а после
каждого наименования предлагаемых средств обучения  следует  указывать
выпускающие их организации и год выпуска.
     Форма титульного листа и структура  примерной  программы  учебной
дисциплины даны в приложениях 1 - 3 настоящих рекомендаций.


                                                          Приложение 1

                        ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
                примерной программы учебной дисциплины

     Наименование министерства   (ведомства),  методической  службы  -
разработчика

                         ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины ___________________________________________________________

для специальности (группы специальностей) ____________________________

______________________________________________________________________
                  (код и наименование специальности)

______________________________________________________________________

                            Место издания
                             Год издания


                                                          Приложение 2

                  ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
                примерной программы учебной дисциплины

ОДОБРЕНА                                     Составлена в соответствии
Учебно-методическим                                 с государственными
объединением                                   требованиями к минимуму
(учебно-методическим                               содержания и уровню
советом)                                     подготовки выпускника для
           Председатель                          специальности, группы
                                                       специальностей.
                                          Управление учебных заведений
                                            среднего профессионального
                                            образования Минобразования
                                                                России

                                                        П. Ф. Анисимов

                         ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

______________________________________________________________________
                      (наименование дисциплины)


______________________________________________________________________
                    (код и наименование специальности)

______________________________________________________________________


Авторы:
Рецензенты:
Редактор:


                                                          Приложение 3

                              СТРУКТУРА
                примерной программы учебной дисциплины

     1. Пояснительная записка
     2. Примерный тематический план учебной дисциплины

----------------------------------------------------------------------
  Наименование  |            Количество аудиторных часов
 разделов и тем |             при очной форме обучения
----------------|-----------------------------------------------------
                |     Всего    |   Лабораторные   |   Практические
                |              |      работы      |      занятия
----------------|--------------|------------------|-------------------
       1        |       2      |        3         |         4
----------------------------------------------------------------------

     3. Примерное содержание учебной дисциплины

     Введение
     Раздел 1 ________________________________________________________
     Тема 1.1. _______________________________________________________

     Требования к знаниям:
     Требования к умениям:
     Содержание учебного материала (дидактические единицы).
     Примерный перечень    рекомендуемых    лабораторных    работ    и
практических  занятий  следует  указывать  в  соответствующем  разделе
примерной программы учебной дисциплины.  Допускается  также  примерный
перечень  рекомендуемых  лабораторных  работ  и  практических  занятий
давать в качестве самостоятельного раздела.
     Рекомендуемый перечень самостоятельных работ.
     4. Рекомендуемая тематика курсовых проектов (работ).
     5. Перечень     рекомендуемой     литературы     и    технических
аудиовизуальных средств обучения.