РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 7 мая 1997 г. N 12-52-63ин/12-23 (БМОО 97-8) 1. Примерная программа учебной дисциплины - документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной учебной дисциплине. Примерная программа отражает примерное содержание учебной дисциплины, требования к подготовке студентов по результатам изучения данной дисциплины, рекомендации по организации образовательного процесса. Примерная программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, а также для всех типов и видов учебных заведений, реализующих основные профессиональные программы среднего профессионального образования. На основании примерной программы учебных дисциплин и учебного плана учебное заведение самостоятельно разрабатывает рабочую программу учебных дисциплин. 2. Примерная программа учебной дисциплины должна содержать следующее: - титульный лист; - пояснительную записку; - примерный тематический план; - примерное содержание учебной дисциплины; - примерный перечень лабораторных работ и практических занятий; - рекомендуемую тематику курсовых проектов (работ); - перечень рекомендуемой литературы и технических аудиовизуальных средств обучения. 2.1. Титульный лист должен содержать: - наименование министерства (ведомства), методической службы - разработчика; - наименование учебной дисциплины; - указания о принадлежности примерной программы дисциплины специальности (группе специальностей) среднего профессионального образования; - место и год издания. 2.2. В пояснительной записке дается краткое описание назначения дисциплины, отражается ее роль в подготовке специалистов, связь с другими дисциплинами государственных требований, приводится обоснование структуры дисциплины. В пояснительной записке должен быть отражен уровень примерной образовательной программы (базовый или повышенный) и указана принадлежность дисциплины к циклу в структуре основной профессиональной образовательной программы (общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный, общепрофессиональный или специальный). Необходимо отметить право учебного заведения в зависимости от профиля подготовки специалиста и специфики отрасли формировать содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также заменять лабораторные работы и практические занятия другими, сходными по содержанию. Даются методические указания по изучению дисциплины. В этом разделе определяются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть студент после изучения дисциплины, в соответствии с государственными требованиями. 2.3. В примерном тематическом плане раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам дисциплины. 2.4. Раздел "Примерное содержание учебной дисциплины" рекомендуется начинать с введения, где дается характеристика дисциплины, ее место и роль в системе получаемых знаний, связь с другими учебными дисциплинами. Содержание дисциплины должно отражать общие требования к уровню подготовки специалиста по каждой конкретной специальности. По каждой учебной теме (разделу) приводятся: - номер и наименование темы (раздела); - обобщенные требования к знаниям и умениям студентов; - содержание учебного материала (дидактические единицы); - лабораторные работы и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование); - рекомендуемый перечень самостоятельных работ. При разработке этого раздела необходимо руководствоваться следующим: - номера разделов и тем, их наименования должны соответствовать примерному тематическому плану; - в тексте должны использоваться только понятия и термины, относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения и т. п. должны отвечать требованиям государственных стандартов; иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции. 2.5. В разделе "Курсовые проекты (работы)" указываются примерные темы и общие требования к их содержанию и объему. 2.6. В разделе "Рекомендуемая литература и технические аудиовизуальные средства обучения" указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения. После каждого наименования предлагаемой литературы или учебного пособия указываются издательство и год издания, а после каждого наименования предлагаемых средств обучения следует указывать выпускающие их организации и год выпуска. Форма титульного листа и структура примерной программы учебной дисциплины даны в приложениях 1 - 3 настоящих рекомендаций. Приложение 1 ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА примерной программы учебной дисциплины Наименование министерства (ведомства), методической службы - разработчика ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА дисциплины ___________________________________________________________ для специальности (группы специальностей) ____________________________ ______________________________________________________________________ (код и наименование специальности) ______________________________________________________________________ Место издания Год издания Приложение 2 ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА примерной программы учебной дисциплины ОДОБРЕНА Составлена в соответствии Учебно-методическим с государственными объединением требованиями к минимуму (учебно-методическим содержания и уровню советом) подготовки выпускника для Председатель специальности, группы специальностей. Управление учебных заведений среднего профессионального образования Минобразования России П. Ф. Анисимов ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ______________________________________________________________________ (наименование дисциплины) ______________________________________________________________________ (код и наименование специальности) ______________________________________________________________________ Авторы: Рецензенты: Редактор: Приложение 3 СТРУКТУРА примерной программы учебной дисциплины 1. Пояснительная записка 2. Примерный тематический план учебной дисциплины ---------------------------------------------------------------------- Наименование | Количество аудиторных часов разделов и тем | при очной форме обучения ----------------|----------------------------------------------------- | Всего | Лабораторные | Практические | | работы | занятия ----------------|--------------|------------------|------------------- 1 | 2 | 3 | 4 ---------------------------------------------------------------------- 3. Примерное содержание учебной дисциплины Введение Раздел 1 ________________________________________________________ Тема 1.1. _______________________________________________________ Требования к знаниям: Требования к умениям: Содержание учебного материала (дидактические единицы). Примерный перечень рекомендуемых лабораторных работ и практических занятий следует указывать в соответствующем разделе примерной программы учебной дисциплины. Допускается также примерный перечень рекомендуемых лабораторных работ и практических занятий давать в качестве самостоятельного раздела. Рекомендуемый перечень самостоятельных работ. 4. Рекомендуемая тематика курсовых проектов (работ). 5. Перечень рекомендуемой литературы и технических аудиовизуальных средств обучения. |