О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 19 июня 1997 г. N 1252 (БМОО 97-9) В целях реализации задач и функций Министерства в области развития, воспитания и психологической поддержки личности в образовательных учреждениях Российской федерации ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Образовать при участии Российской академии образования и Российской академии наук Совет по проблемам развития, воспитания и психологической поддержки личности (далее - Совет) и рабочую группу по разработке концепции "Развитие, воспитание и психологическая поддержка личности в системе непрерывного образования Российской Федерации". 2. Утвердить положения о Совете (приложение 1), рабочей группе (приложение 2) и ее состав (приложение 3). (Сноска 2). Сноска 2 - Приложение 3 не приводится. 3. Назначить председателем Совета Петровского Артура Владимировича - президента Российской академии образования, члена коллегии Минобразования России. 4. Председателю Совета А.В.Петровскому: 4.1. Сформировать состав Совета и представить мне на утверждение до 25 августа 1997 г. 4.2. Обеспечить разработку до 1 июля 1997 г. концепции "Развитие, воспитание и психологическая поддержка личности в системе непрерывного образования Российской Федерации". 5. Управлению гуманитарного образования и развития личности (Серикову В.В.): 5.1. Совместно с Управлением учебных заведений высшего профессионального образования (Новиковым Ю.А.), Управлением образовательных стандартов и программ (Шестаковым Г.К.), Управлением учебных заведений среднего профессионального образования (Анисимовым П.Ф.), Управлением общего среднего образования (Леонтьевой М.Р.), Управлением учебных заведений начального профессионального образования (Бутко Е.Я.), Управлением реабилитационной работы и специального образования (Шиловым Д.С.), Управлением социального развития и материально-технического обеспечения (Корольковым В.Т.), Управлением финансирования научных исследований и инноваций (Шленовым Ю.В.), Отделом дополнительного образования (Брудновым А.К.), Отделом дошкольного образования (Стеркиной Р.Б.) организовать до 1 июля 1997 г разработку научно-исследовательской программы "Образовательный процесс: обеспечение целостности и усиление его воспитательных функций". 5.2. Совместно с вышеперечисленными управлениями и отделами, а также с Управлением обеспечения федеральной программы "Развитие образования в России" и региональной политики (Зуевым В.М.) представить до 15 июля 1997 г. предложения по: обеспечению воспитательно-психологической направленности федеральной программы "Развитие образования в России"; оптимизации требований государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню нравственно-этической и психологической подготовки личности в системе общего и профессионального образования; усилению ориентации содержания учебных программ и учебно-методических пособий, комплектов учебников на гуманистических ценностях культуры; созданию условий для расширения деятельности в образовательных учреждениях детских, юношеских и молодежных самодеятельных объединений и организаций, обеспечивающих саморазвитие личности в учебе, общественно полезном труде, научном и художественном творчестве, физической культуре и спорте, полноценном досуге и ориентированных на становление высоких нравственных качеств гражданина России. 5. Провести во втором полугодии 1997 г. совместно с Управлением учебных заведений высшего профессионального образования, Управлением учебных заведений среднего профессионального образования, Управлением начального профессионального образования, Управлением общего среднего образования, Управлением реабилитационной работы и специального образования, Управлением образовательных стандартов и программ, Отделом дополнительного образования и заинтересованными министерствами и ведомствами, общественными объединениями и организациями всероссийскую научно-практическую конференцию по проблемам воспитания в системе общего и профессионального образования. 6. Отделу дополнительного образования (Бруднову А.К.): 6.1. Организовать ы 1997 - 1998 гг. конкурс авторских проектов воспитательных систем общеобразовательных учреждений. 6.2. Подготовить к изданию в 1998 г. сборник региональных и национальных концепций и программ воспитания юных россиян. 6.3. Провести а октябре 1997 г. всероссийскую научно-практическую конференцию "Проблемы становления и развития образовательной системы учреждений дополнительного образования детей". 7. Центру социологических исследований (Харчевой В.Г.) провести исследование по выявлению ценностных ориентаций обучающихся и воспитанников образовательных учреждений общего и профессионального образования. 8. Управлению финансирования научных исследований и инноваций (Шленову Ю.В.) рассмотреть вопрос о выделении средств для проведения работ, указанных в п.7 настоящего приказа. 9. Руководителям НИИВО (Савельеву А.Я.), Института развития профессионального образования (Смирнову И.П.), Института общего образования (Кривошееву В.Ф.), Научно-методического центра среднего профессионального образования (Щепотину А.Ф.) до 15 июля 1997 г. на основе обобщения реального опыта работы образовательных учреждений: 9.1. Подготовить совместный доклад о состоянии и проблемах воспитания в системе общего и профессионального образования. 9.2. Обеспечить ознакомление педагогической общественности с основными положениями и выводами доклада. 9.3. Предусмотреть организационно-методическое обеспечение долговременных исследований проблем развития, воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования. 10. Информационно-аналитическому отделу по связям с прессой и общественностью (Кузякину А.П.): 10.1. Обеспечить организацию на телевидении циклов передач, посвященных воспитанию детей, подростков и учащейся молодежи. 10.2. Организовать проведение в средствах массовой информации дискуссии по проблемам воспитания и ценностных ориентаций подрастающего поколения. 10.3. В целях возрождения традиции представить предложения по воссозданию в 1997 г. "вестника для воспитания" на базе журнала "Воспитание школьников". 11. Управлению гуманитарного образования и развития личности (Серикову В.В.), управлению международного сотрудничества (Бацыну В.К.) подготовить проект программы "Гражданское воспитание личности - путь ускорения демократических реформ в России" для внесения его в ЮНЕСКО. 12. Государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации, руководителям образовательных учреждений различных типов, видов и категорий системы общего и профессионального образования представить по II квартале 1997 г. предложения для разработки концепции "Развитие, воспитание и психологическая поддержка личности в системе непрерывного образования Российской Федерации". 13. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Г.Асмолова. Министр В.Кинелев ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к приказу Минобразования России от 19 июня 1997 г. N 1252 ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТИ 1. Совет по проблемам развития, воспитания и психологической поддержки личности (далее - Совет) создается приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации для рассмотрения вопросов и подготовки предложений, касающихся реализации государственной политики в сфере образования, направленной на обеспечение гуманистического характера образования, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, адаптации образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников. 2. Состав Совета утверждается приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. 3. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-Ф3, другими законодательными актами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами и решениями коллегии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, настоящим Положением. 4. Основными направлениями деятельности Совета являются: разработка предложений и рекомендаций в области развития, воспитания и психологической поддержки личности; участие в разработке и совершенствовании концепции развития, воспитания и психологической поддержки личности обучающихся и воспитанников; выработка предложений по реализации общих требований к содержанию общего и профессионального образования в части его ориентации на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, формирования у обучающихся современной картины мира, воспитания человека и гражданина; анализ состояния работы по обеспечению психологической поддержки личности в образовательной системе России; содействие проведению общественных дискуссий в средствах массовой информации и других мероприятий по вопросам, относящимся к компетенции Совета; содействие достижению общественного согласия относительно цели и ценностей воспитания в условиях осуществления политических и социально-экономических реформ; инициирование общественной экспертизы учебников и учебно-методических пособий по вопросам, относящимся к компетенции Совета; участие в общественной экспертизе нормативных документов по вопросам, относящимся к компетенции Совета; организация работы по изучению и обобщению отечественного и зарубежного опыта образовательных учреждений и развитие международного сотрудничества в области воспитания и психологической поддержки личности; выработка рекомендаций по совершенствованию подготовки кадров в области воспитания и психологической поддержки личности. 5. Совет для осуществления возложенных на него задач имеет право: принимать участие в рассмотрении на коллегии Минобразования России вопросов развития, воспитания и психологической поддержки; запрашивать и получать от подведомственных Минобразованию России научно-исследовательских учреждений соответствующие информационно-справочные материалы. 6. Решения Совета принимаются открытым голосованием, большинством не менее двух третей голосов от списочного состава и имеют рекомендательный характер. 7. Заседания Совета проводятся не реже двух раз в год. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к приказу Минобразования России от 19 июня 1997 г. N 1252 ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ "РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Рабочая группа по разработке концепции "Развитие, воспитание и психологическая поддержка личности в системе непрерывного образования Российской Федерации" (далее - рабочая группа) создается приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. 2. Состав рабочей группы утверждается приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. 3. Рабочая группа для осуществления возложенной на нее задачи имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке от соответствующих структурных подразделений Минобразования России, подведомственных Минобразованию России образовательных и научно-исследовательских учреждений информационно-справочные материалы по вопросам развития, воспитания и психологической поддержки личности; привлекать в установленном порядке по согласованию с руководством Минобразования России ученых и специалистов научных и образовательных учреждений для проведения экспертизы проектов Концепции; организовывать по согласованию с Информационно-аналитическим отделом по связям в прессой и общественностью широкое обсуждение проектов Концепции; выносить проект Концепции на обсуждение Совета. |