ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ФАКУЛЬТЕТЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ. Приказ. Министерство здравоохранения РФ. 16.05.97 148

                   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

                            16 мая 1997 г.
                                N 148
     
                                 (Д)


     Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от
26.06.95  N  610 "Об утверждении Типового положения об образовательном
учреждении дополнительного  профессионального  образования  (повышение
квалификации)  специалистов"  и  в целях совершенствования организации
повышения квалификации специалистов здравоохранения, приказываю:
     1. Ввести  в  действие  Типовое  положение о факультете повышения
квалификации   и    профессиональной    переподготовки    специалистов
организуемого   в   высшем   медицинском   (фармацевтическом)  учебном
заведении (приложение).
     2. Руководителям  органов  управления  здравоохранением субъектов
Российской Федерации,  ректорам медицинских и  фармацевтических  вузов
принять  к  руководству  и  исполнению  Типовое положение о факультете
повышения квалификации и профессиональной переподготовки  специалистов
организуемого   в   высшем   медицинском   (фармацевтическом)  учебном
заведении.
     3. Признать   не   действующим   в  Российской  Федерации  приказ
Министерства здравоохранения СССР от 07.01.85  N  22  "Об  утверждении
Положения  о факультете усовершенствования врачей (провизоров) высшего
медицинского (фармацевтического) учебного заведения".
     4. Контроль   за  выполнением  настоящего  приказа  возложить  на
начальника Управления учебных заведений Володина Н.Н.

Министр                                        Т.Б. Дмитриева


                                                            Приложение
                                                к приказу Министерства
                                                       здравоохранения
                                                  Российской Федерации
                                                     от 16.05.97 N 148

                          ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
                 о факультете повышения квалификации
            и профессиональной переподготовки специалистов
        организуемого в высшем медицинском (фармацевтическом)
                          учебном заведении

                          I. Общие положения

     1. Образовательные     учреждения    высшего    медицинского    и
фармацевтического образования,  наряду  с  основными  образовательными
программами,     могут     реализовать    образовательные    программы
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
специалистов  здравоохранения  в  целях  повышения их профессиональных
знаний,  совершенствования практических навыков и умений, подготовки к
выполнению новых трудовых функций.
     2. Образовательные    программы    повышения    квалификации    и
профессиональной   переподготовки   специалистов   отрасли   в  высших
медицинских   и   фармацевтических   учебных   заведениях    реализуют
создаваемые   для  этих  целей  факультеты  повышения  квалификации  и
профессиональной переподготовки специалистов.
     Структурные подразделения    дополнительного    профессионального
образования  (повышения  квалификации)  специалистов,  организуемые  в
высших учебных заведениях, не являются юридическими лицами.
     3. Общими   задачами   факультетов   повышения   квалификации   и
профессиональной переподготовки специалистов являются:
     - удовлетворение  потребностей   работников   здравоохранения   в
получении  новых  знаний  о  достижениях  отечественной  и  зарубежной
медицинской науки и техники,  передового опыта и  научной  организации
труда;
     - проведение   повышения    квалификации    и    профессиональной
переподготовки специалистов,  высвобождаемых работников, подготовка их
к выполнению новых трудовых функций;
     - послевузовская     подготовка     специалистов    (интернатура,
ординатура, аспирантура, докторантура);
     - консультативная деятельность.
     4. Помимо перечисленных задач факультеты повышения квалификации и
профессиональной переподготовки специалистов осуществляют:
     - разработку проектов учебных  планов  и  программ,  методических
материалов, лекций и учебных пособий;
     - проведение   учебного   процесса    на    основе    современной
педагогической  науки  и  внедрение  активных  методов  и  технических
средств обучения, контроля знаний;
     - выполнение комплексной программы работ по усилению профилактики
заболеваний и укреплению здоровья населения;
     - подготовку   научно-педагогических   кадров   в   установленном
порядке;
     - проведение   научно-исследовательской   работы  и  внедрение  в
практику здравоохранения ее результатов.
     5. Факультеты    повышения    квалификации   и   профессиональной
подготовки специалистов осуществляют свою деятельность в  соответствии
с  типовыми  положениями  об  образовательных  учреждениях  высшего  и
соответствующего   дополнительного   профессионального    образования,
утвержденными   постановлениями  Правительства  Российской  Федерации,
уставами образовательных учреждений и настоящим Положением.
     6. Факультеты реализуют дополнительные образовательные программы,
к    которым    относятся    повышение    квалификации,    стажировка,
профессиональная      переподготовка,     интернатура,     ординатура,
докторантура,  порядок и условия  проведения  которых  устанавливаются
Типовым   положением  об  образовательном  учреждении  дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
     7. Факультет повышения квалификации и профессиональной подготовки
специалистов   высшего   медицинского   (фармацевтического)   учебного
заведения создается,  реорганизуется,  ликвидируется приказом  ректора
вуза  на  основании  решения ученого совета с последующим уведомлением
учредителя образовательного учреждения.
     8. Структурные    подразделения    повышения    квалификации    и
профессиональной   переподготовки    специалистов    организуются    в
медицинских  и  фармацевтических  вузах,  располагающих для этих целей
соответствующей     материально-технической     базой,     современным
оборудованием    и   высококвалифицированными   научно-педагогическими
(преподавательскими) кадрами.
     Образовательные учреждения,  имеющие в своем составе  структурные
подразделения повышения квалификации и профессиональной переподготовки
специалистов здравоохранения,  обеспечивают необходимые условия для их
деятельности,  выделяют  и закрепляют штаты,  аудитории,  лабораторный
фонд и места для проживания слушателей в общежитии.
     9. Лицензирование    и    аккредитация    факультетов   повышения
квалификации   и   профессиональной    переподготовки    специалистов,
организуемых   в   высших   медицинских   (фармацевтических)   учебных
заведениях, осуществляется в составе вузов.

                     II. Управление факультетами

     10. Управление    факультетами    повышения    квалификации     и
профессиональной  переподготовки  специалистов,  организуемых в высших
медицинских (фармацевтических) учебных  заведениях,  осуществляется  в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  и  уставами
образовательных учреждений, в которых они организованы.
     11. Общее    руководство    деятельностью    факультетов   высших
медицинских (фармацевтических) учебных заведений осуществляют  ректоры
образовательных учреждений, которые:
     - утверждают составы экзаменационных  квалификационных  комиссий,
структуру, штаты и смету расходов факультетов;
     - обеспечивают  закрепление  аудиторий,   учебных   кабинетов   и
лабораторий,  лимитов  на  издание и тиражирование учебной,  научной и
методической литературы;
     - предоставляют  слушателям возможность пользоваться библиотекой,
читальными залами, вычислительными центрами, спортивно-оздоровительной
базой и медицинскими учреждениями.
     12. Непосредственное   руководство   деятельностью    факультетов
осуществляют    деканы,   избираемые   ученым   советом   в   порядке,
предусмотренном  уставом  высшего   медицинского   (фармацевтического)
учебного заведения.
     13. Для  обсуждения  основных   вопросов   организации   учебной,
научно-методической,  информационной  и  издательской  деятельности на
факультетах могут  быть  созданы  соответствующие  советы,  порядок  и
условия  деятельности которых осуществляются в соответствии с уставами
высших медицинских (фармацевтических) учебных заведений.
     14. Функционирование   факультетов   осуществляется   в  порядке,
предусмотренном уставами высших медицинских (фармацевтических) учебных
заведений.  Взаимоотношения  с  заказчиком  определяются  договором на
проведение повышения квалификации или профессиональной  переподготовки
слушателей, заключаемым с вузом.

                III. Слушатели и работники факультетов

     15. Слушателями     факультетов    повышения    квалификации    и
профессиональной  переподготовки  специалистов  в  высших  медицинских
(фармацевтических)  учебных  заведениях являются лица,  зачисленные на
обучение соответствующим приказом.
     16. Слушателю     на    время    обучения    выдается    справка,
свидетельствующая  о  сроках  его  пребывания  на   учебе   в   данном
образовательном учреждении.
     17. Права   и   обязанности   слушателей   определяются   Типовым
положением     об     образовательном    учреждении    дополнительного
профессионального образования (повышения  квалификации)  специалистов,
утвержденным  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
26.06.95   N   610,   уставом,   правилами   внутреннего    распорядка
образовательного учреждения, договором и настоящим Положением.
     18. Слушатели    факультетов     повышения     квалификации     и
профессиональной переподготовки специалистов имеют право:
     - участвовать в формировании содержания образовательных  программ
и выбирать по согласованию с соответствующими учебными подразделениями
дисциплины для факультативной и индивидуальной форм обучения;
     - пользоваться в порядке,  установленном уставом образовательного
учреждения,  имеющейся  на факультетах,  кафедрах и других структурных
подразделениях образовательного учреждения нормативной, инструктивной,
учебной  и  методической  документацией  по  вопросам профессиональной
деятельности,  а также библиотеками,  информационным фондом и услугами
других подразделений;
     - принимать  участие  в конференциях и семинарах,  представлять к
публикации  в  изданиях  образовательного  учреждения  свои  рефераты,
аттестационные работы и другие материалы;
     - обжаловать     приказы     и     распоряжения     администрации
образовательного учреждения в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
     19. За  слушателями  на  время  их обучения с отрывом от основной
работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
     Иногородним слушателям,  направляемым  на  обучение  с отрывом от
основной  работы,  выплачиваются   суточные   по   установленным   для
командировок на территории Российской Федерации нормам.
     Оплата проезда слушателей  к  месту  учебы  и  обратно,  а  также
выплата  суточных за время их нахождения в пути осуществляются за счет
средств федеральных или муниципальных органов  исполнительной  власти,
предприятий (объединений),  учреждений и организаций по месту основной
работы слушателей.
     На время  обучения  слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой
расходов за счет  направляющей  стороны  (постановление  Правительства
Российской Федерации от 26.06.95 N 610 п. 5.26).
     20. Оценка уровня знаний  слушателей  проводится  по  результатам
текущего контроля знаний,  при защите курсовых работ, рефератов, сдаче
экзаменов,  зачетов,  проведении собеседований специально создаваемыми
комиссиями, состав которых утверждается руководителем образовательного
учреждения.
     21. Освоение     образовательных     программ     послевузовского
образования,  профессиональной переподготовки завершается обязательным
итоговым квалификационным экзаменом (аттестацией) слушателей. Итоговая
аттестация  слушателей  (квалификационный  экзамен)  осуществляется  в
порядке,   установленном   Положением   о   квалификационном  экзамене
(проверочном  испытании)   на   получение   сертификата   специалиста,
утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.
     22. Слушателям,  успешно завершившим обучение, выдаются документы
установленного образца.
     23. При невыполнении  требований  учебного  плана,  а  также  при
грубом нарушении правил внутреннего распорядка слушатель отчисляется с
выдачей соответствующей справки о пребывании на учебе.
     24. Права,  обязанности,  порядок  приема  на работу и увольнение
преподавателей и  сотрудников  факультетов  повышения  квалификации  и
профессиональной   переподготовки   специалистов,  трудовые  отношения
определяются законодательством Российской Федерации.
     25. Учебная нагрузка преподавателей факультетов устанавливается в
зависимости от их квалификации  и  занимаемой  должности  и  не  может
превышать 800 часов в один учебный год.
     26. Наряду со штатными преподавателями образовательных учреждений
учебный  процесс  на  факультетах  могут  осуществлять  ведущие ученые
медицинских  (фармацевтических)  научно-исследовательских  учреждений,
высококвалифицированные  специалисты  органов  управления и учреждений
здравоохранения,  представители федеральных  и  муниципальных  органов
исполнительной  власти  на  условиях  совместительства  или  почасовой
оплаты труда в  порядке,  установленном  законодательством  Российской
Федерации.
     27. Численность      педагогического      состава      факультета
устанавливается,  исходя  из  среднегодового  контингента  слушателей,
приходящегося на одного преподавателя, который должен быть на 25% ниже
норм,  установленных  для  образовательных  учреждений,  в которых они
организованы.

           IV. Учебная, методическая и научная деятельность
                             факультетов

     28. Повышение   квалификации  и  профессиональная  переподготовка
специалистов здравоохранения осуществляется с отрывом от  работы,  без
отрыва  от  работы,  с частичным отрывом от работы и по индивидуальным
формам обучения.  Сроки и формы повышения квалификации устанавливаются
факультетом  в  соответствии  с  потребностями  заказчика на основании
заключенного  с  ним  договора  в  пределах  объемов   образовательных
программ,   установленных   Типовым   положением   об  образовательном
учреждении дополнительного  профессионального  образования  (повышения
квалификации) специалистов.
     29. Образовательные   программы    повышения    квалификации    и
профессиональной     переподготовки    специалистов    разрабатываются
факультетами самостоятельно на  основании  типовых  учебных  планов  и
программ,  утверждаемых  в установленном Минздравом России порядке,  с
учетом потребностей заказчика, требований образовательных стандартов к
уровню   подготовки   специалистов  по  соответствующей  специальности
(квалификационная  характеристика),   государственных   требований   к
содержанию  дополнительных  профессиональных  образовательных программ
профессиональной    переподготовки    и    повышения     квалификации,
устанавливаемых  Министерством  общего и профессионального образования
Российской Федерации.
     30. Порядок  утверждения  учебных  планов  и  программ  повышения
квалификации   и    профессиональной    переподготовки    специалистов
определяется уставом образовательного учреждения.
     31. Учебный процесс факультетами может осуществляться  в  течение
всего календарного года.
     Продолжительность учебного  года  на   факультетах   определяется
уставами образовательных учреждений, в которых они организованы.
     32. Устанавливаются следующие  виды  учебных  занятий  и  учебных
работ:   лекции,  практические  и  семинарские  занятия,  лабораторные
работы,  семинары по  обмену  опытом,  выездные  занятия,  стажировка,
консультации, курсовые, аттестационные и другие работы.
     Для всех видов аудиторских занятий устанавливается  академический
час продолжительностью 40-50 минут.
     33. При  проведении   повышения   квалификации   учебные   группы
формируются  с  учетом уровня образования и квалификации специалистов,
занимаемой должности и стажа практической работы слушателей.
     34. Факультеты     выполняют     методическую    работу,    могут
организовывать в установленном порядке  издательскую  деятельность  по
выпуску   учебных  планов  и  программ,  конспектов  лекций  и  другой
научно-методической     литературы     для      слушателей,      вести
научно-исследовательскую  работу,  тематику  которой утверждает ученый
совет высшего учебного заведения, в котором они организованы.

               V. Контроль за деятельностью факультетов

     35. Координацию деятельности факультетов повышения квалификации и
профессиональной     переподготовки    специалистов    здравоохранения
осуществляет  Министерство  здравоохранения  Российской  Федерации   и
региональные  координационные  советы  по непрерывному последипломному
обучению кадров отрасли.
     36. Контроль    за    деятельностью    факультетов   осуществляют
образовательные учреждения, которыми они организованы.

                    VI. Финансирование факультетов

     37. Финансирование   факультетов   повышения    квалификации    и
профессиональной     переподготовки    специалистов    здравоохранения
осуществляется за счет:
     - бюджетных средств;
     - средств,  поступивших  за  обучение  по  прямым   договорам   с
заказчиками;
     - средств, полученных за выполнение консультативной деятельности,
от реализации учебных, методических, научных и других разработок;
     - других источников, предусмотренных законодательством.
     38. Факультеты   в   установленном   порядке  отчитываются  перед
руководством образовательных учреждений об итогах своей  деятельности,
представляют    ежегодную    статистическую    отчетность   по   форме
государственного  статистического  наблюдения  N  1-пк   "Сведения   о
повышении квалификации и профессиональной переподготовки специалистов"
в  Министерство  общего  и  профессионального  образования  Российской
Федерации, и по форме 71-усов в Минздрав России.
     39. Настоящее Типовое положение  распространяется  на  факультеты
повышения  квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
здравоохранения,    организованных     в     структуре     медицинских
научно-исследовательских учреждений Минздрава России.
     40. На основании настоящего Типового положения образовательные  и
научно-исследовательские учреждения, в которых организованы факультеты
повышения квалификации и профессиональной переподготовки  специалистов
здравоохранения,   разрабатывают   соответствующие  положения  о  них,
которые     утверждаются     руководителями     образовательных      и
научно-исследовательских учреждений.

Начальник Управления
учебных заведений                               Н.Н. Володин