ОБ УСИЛЕНИИ КООРДИНАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В БОРЬБЕ С НАРУШЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ МАТЕРИАЛОВ О ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ И ЛЕСОНАРУШЕНИЯХ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ. Указание. Генеральная прокуратура РФ. 14.05.97 25/7

         ОБ УСИЛЕНИИ КООРДИНАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В БОРЬБЕ С
         НАРУШЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И
          ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ МАТЕРИАЛОВ О ЛЕСНЫХ
         ПОЖАРАХ И ЛЕСОНАРУШЕНИЯХ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

                               УКАЗАНИЕ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                            14 мая 1997 г.
                                N 25/7

                    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ

                            12 мая 1997 г.
                               N 1/8588

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

                          16 апреля 1997 Г.
                            N Д0-5-27/166

                                (НЦПИ)


     В последние  годы  в Российской Федерации отмечается значительный
рост нарушений федерального лесного законодательства. Только за 1990 -
1996  гг.  число  зарегистрированных  случаев  незаконных порубок леса
возросло с 8,8 до 22,3 тыс., кубомасса незаконно вырубленного леса - с
319 до 400 тыс.  куб.  м, порубки с невыявленными лесонарушителями - с
39 до 150 тыс. куб. м.
     В стране   ежегодно   возникает   до   30  тыс.  лесных  пожаров,
уничтожающих сотни тысяч гектаров леса, из них 80% - по вине человека.
Наибольшее количество пожаров отмечается в Республиках Бурятия, Тыва и
Саха (Якутия),  Красноярском и Хабаровском краях, Амурской, Иркутской,
Читинской и других областях.
     Вместе с  тем,  несмотря  на  распространение  нарушений  лесного
законодательства,  к  уголовной  ответственности привлекается около 2%
виновных, к административной - 10%.
     Таким образом,     количество     возбуждаемых     уголовных    и
административных дел явно не соответствует числу  реально  совершаемых
правонарушений,  отражает  неадекватность  реакции  органов управления
лесным  хозяйством  и  правоохранительных   органов   на   сложившуюся
кризисную  ситуацию  в сфере борьбы с нарушениями федерального лесного
законодательства.
     Все чаще    нарушители    отказываются    повиноваться   законным
требованиям   работников   гослесоохраны   и   оказывают   вооруженное
сопротивление. Участились случаи нападения на работников гослесоохраны
с применением  оружия.  В  результате  поджогов  уничтожается  большое
количество   производственных   зданий,   кордонов   и   жилых  домов,
хозяйственных построек, служебного транспорта.
     В то  же время органы управления лесным хозяйством не всегда дают
принципиальную оценку установленным фактам нарушений,  в ряде  случаев
не ставят вопросы об отмене незаконных решений и постановлений местных
органов  власти  и  управления,   не   используют   в   должной   мере
установленных    законом   полномочий,   а   ограничиваются   зачастую
привлечением нарушителей к материальной ответственности.
     Следственный аппарат органов прокуратуры и внутренних дел, органы
дознания не всегда используют имеющиеся возможности  в  оперативном  и
квалифицированном   расследовании   нарушений   федерального   лесного
законодательства,  фактов возникновения  лесных  пожаров.  Отсутствует
должное  взаимодействие  правоохранительных  органов  и гослесоохраны,
допускается волокита при принятии решений в порядке ст. 109 УПК РСФСР.
     Все это   вызывает   безотлагательную   необходимость  укрепления
законности  в  сфере  охраны  лесов   России,   установления   четкого
взаимодействия  и  координации  органов прокуратуры,  внутренних дел и
территориальных органов гослесоохраны при  проведении  соответствующих
проверок  и  передаче  материалов  о  нарушениях  федерального лесного
законодательства с признаками уголовно наказуемых деяний.
     В этих  целях рекомендуется создание на местах специализированных
следственно - оперативных  групп  из  опытных,  прошедших  специальную
подготовку  сотрудников  органов  внутренних дел,  владеющих методикой
проведения неотложных следственных действий и оперативных  мероприятий
по  делам  о  нарушениях  лесного  законодательства,  лесных  пожарах,
включающих также работников гослесоохраны.
     Для регламентации   передачи   материалов  о  нарушениях  лесного
законодательства и лесных пожарах в органы  прокуратуры  и  внутренних
дел установить следующий порядок:
     1. Органам управления лесным хозяйством в обязательном порядке не
позднее   чем   в   3-дневный   срок  со  дня  получения  протокола  о
лесонарушении или протокола о лесном пожаре направлять материалы<*>  в
территориальные органы прокуратуры и внутренних дел, а в бассейне реки
Волга - в Волжскую природоохранную прокуратуру для проверки и принятия
по ним процессуального решения в соответствии с действующим уголовно -
процессуальным законодательством в случаях:
--------------------------------
     <*> Материалы,  содержащие признаки преступления, предусмотренные
ч.  2 ст.  260,  ч.  2 ст.  261 и ст. 262 УК РФ, направляются в органы
внутренних   дел   для  производства  предварительного  расследования;
предусмотренные ч. 1 ст. 260 и ч. 1 ст. 261 УК РФ - в органы дознания,
содержащие  признаки  иных  уголовно  наказуемых  деяний  -  в  органы
прокуратуры.

     - уничтожения или повреждения пожарами лесов и насаждений;
     - незаконных  порубок  деревьев  и  кустарников,  совершенных   в
значительном или крупном размере <*> или на особо охраняемых природных
территориях;
     - самовольных  захватов  земель  лесного фонда и других нарушений
лесного законодательства, повлекших значительный или крупный ущерб.
--------------------------------
     <*> значительным размером признается исчисленный по  существующим
таксам  ущерб,  в  20 раз превышающий минимальный размер оплаты труда,
установленный  законодательством  Российской   Федерации   на   момент
совершения преступления, крупным размером - в 200 раз.

     В случае   неустановления   юридического  или  физического  лица,
причастного к совершению преступного  нарушения  федерального  лесного
законодательства,  материалы  направляются в органы внутренних дел для
проведения необходимых оперативно - розыскных мероприятий  и  принятия
процессуального решения.
     2. Материалы,  направляемые государственными органами  управления
лесным хозяйством в правоохранительные органы, должны содержать:
     - сопроводительное  письмо  с  изложением  данных  о  нарушителе,
существа нарушения лесного законодательства; справки с полным расчетом
причиненного ущерба;  ходатайства о признании органа управления лесным
хозяйством гражданским истцом по уголовному делу (при наличии ущерба),
доверенность на лицо, представляющее в суде интересы органа управления
лесным хозяйством; перечень прилагаемых документов, предметов, которые
могли быть признаны вещественными доказательствами;
     - протокол  о  лесонарушении  или  протокол  о   лесном   пожаре,
содержащий  исчерпывающие сведения о месте,  времени и обстоятельствах
нарушения или лесного пожара;
     - копии донесения летчика - наблюдателя,  обнаружившего пожар,  а
также составленных им карт и схем визуального наблюдения;
     - письменное   объяснение   нарушителя  по  существу  совершенных
действий;
     - письменное объяснение лиц,  принимавших участие в обнаружении и
задержании нарушителей;
     - копию   извещения   руководителя   органа   управления   лесным
хозяйством о предъявлении нарушителю иска о возмещении ущерба.
     3. Все документы,  направляемые в органы прокуратуры и внутренних
дел,  должны  быть  надлежаще оформлены в соответствии с Инструкцией о
порядке   привлечения   к   ответственности   за   нарушение   лесного
законодательства,    утвержденной    Постановлением   Государственного
комитета СССР по лесному хозяйству от 22.04.86 N 1.
     4. Органы прокуратуры и внутренних дел при получении материалов о
нарушениях  федерального  лесного  законодательства  в   установленные
законом  сроки  принимают  соответствующие  процессуальные  решения  в
порядке ст. 109 УПК РСФСР.
     В случае   истребования   прокурором,  следователем  или  органом
дознания дополнительных материалов орган управления лесным  хозяйством
обязан обеспечить их своевременное предоставление,  дать информацию по
вопросам, входящим в его компетенцию.
     О принятом   по   материалам   процессуальном  решении  прокурор,
следователь,  орган дознания уведомляют руководство органа  управления
лесным хозяйством.
     Кроме материалов о  фактах  нарушений  лесного  законодательства,
содержащих  признаки  уголовно  наказуемых деяний,  органам управления
лесным хозяйством следует информировать органы прокуратуры о  принятии
органами   государственной   власти  субъектов  Российской  Федерации,
органами  местного  самоуправления  незаконных  правовых   актов   или
совершении действий, нарушающих федеральное лесное законодательство, в
том числе:
     - о  незаконной  выдаче  разрешений  на  рубку  леса в лесах всех
групп;
     - о необоснованном переводе лесных земель в нелесные в целях,  не
связанных с ведением лесного хозяйства;
     - о   нарушениях   установленного   порядка   выдачи   разрешений
(лицензий) на пользование лесным фондом и т.д.
     В целях обеспечения законности,  совершенствования взаимодействия
и  повышения   эффективности   борьбы   с   нарушениями   федерального
законодательства об охране лесов предлагаем:
     - прокурорам  республик,  краев,  областей,  автономной  области,
автономных  округов,  г.  г.  Москвы  и  Санкт - Петербурга,  военным,
природоохранным  и  другим   специализированным   прокурорам   принять
реальные  меры  к  улучшению  координации  и взаимодействия с органами
внутренних дел и органами управления  лесным  хозяйством  по  усилению
борьбы с нарушениями федерального лесного законодательства.
     Органам прокуратуры обеспечить действенный надзор за  соблюдением
законодательства,  полнотой  и  объективностью расследования уголовных
дел данной категории,  законностью принимаемых органами  гослесоохраны
мер.  Особое  внимание  уделять  надзору за рассмотрением материалов о
посягательстве  на  жизнь  и  здоровье  работников   гослесоохраны   и
общественных инспекторов при выполнении ими служебных обязанностей;
     - природоохранным   и   территориальным   прокурорам    регулярно
проводить семинарские занятия с госинспекторами по вопросам оформления
материалов  о  совершении  уголовно  наказуемых  деяний  и  исполнения
действующего лесного законодательства;
     - министрам и начальникам  управлений  внутренних  дел  субъектов
Российской  Федерации,  начальникам  ОВД районов,  городов разработать
конкретные меры по улучшению координации и взаимодействия  с  органами
управления  лесным  хозяйством  в  целях усиления борьбы с нарушениями
федерального лесного законодательства;
     - правоохранительным  органам  при  отказе в возбуждении либо при
прекращении за отсутствием состава преступления  уголовного  дела,  но
при    наличии    в    действиях   правонарушителя   административного
правонарушения в 3-дневный срок  направлять  материалы  уполномоченным
органам для привлечения виновных к административной ответственности;
     - руководителям  правоохранительных  органов и органов управления
лесным  хозяйством  ежеквартально  проводить   сверку   переданных   и
поступивших материалов и принятых по ним решений;
     - руководителям органов управления лесным  хозяйством  обеспечить
незамедлительное  оповещение  органов  внутренних  дел о возникновении
лесных  пожаров   и   ходе   их   развития;   доставку   лесхозами   и
авиаотделениями следственно - оперативных групп к местам возникновения
лесных пожаров,  оформление  и  своевременную  передачу  материалов  о
нарушениях федерального лесного законодательства с признаками уголовно
наказуемых деяний в правоохранительные органы.

Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации,
Государственный советник
юстиции 1 класса
                                                          В.И. ДАВЫДОВ
14 мая 1997 г.
N 25/7

Заместитель Министра внутренних
дел Российской Федерации,
генерал-полковник милиции
                                                          П.М. ЛАТЫШЕВ
12 мая 1997 г.
N 1/8588

Заместитель Руководителя
Федеральной службы
лесного хозяйства России
                                                          Д.И. ОДИНЦОВ
16 апреля 1997 Г.
N Д0-5-27/166