О СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство обороны РФ (Минобороны России). 29.05.97 217

               О СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МИНИСТЕРСТВА
                     ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

                       МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ

                            29 мая 1997 г.
                                N 217

                                (МОБ)


     В соответствии   с   Постановлением   Правительства    Российской
Федерации  от  28 февраля 1996 г.  N 195 "Вопросы Всероссийской службы
медицины катастроф" приказываю:
     1. Переименовать:
     службу экстренной медицинской помощи Вооруженных  Сил  Российской
Федерации  в Службу медицины катастроф Министерства обороны Российской
Федерации;
     Всеармейский научно-практический   центр  экстренной  медицинской
помощи во Всеармейский центр медицины катастроф.
     2. Утвердить  Положение  о Службе медицины катастроф Министерства
обороны Российской Федерации (Приложение N 1 к настоящему Приказу).
     3. Финансирование  Службы медицины катастроф Министерства обороны
Российской Федерации осуществлять в пределах средств,  предусмотренных
сметой  Министерства обороны,  а также за счет средств,  выделенных на
реализацию соответствующих федеральных  целевых  программ  с  участием
Министерства обороны Российской Федерации.
     4. Возложить организацию деятельности Службы  медицины  катастроф
Министерства     обороны     Российской     Федерации    на    Главное
военно-медицинское   управление   Министерства   обороны    Российской
Федерации.
     5. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации,
командующим  войсками  округов,  флотами обеспечивать в первоочередном
порядке выделение по заявкам начальника  Главного  военно-медицинского
управления  Министерства  обороны  Российской  Федерации,  начальников
военно-медицинских управлений  (медицинских  служб)  округов  (флотов)
воздушных  судов  для  доставки в зоны чрезвычайных ситуаций и обратно
медицинских работников,  медицинского и другого  имущества,  эвакуации
пострадавших.
     6. Считать  не  действующими  в  Вооруженных   Силах   Российской
Федерации  приказы  министра обороны СССР и внести изменения в Приказы
министра обороны Российской Федерации согласно Перечню (Приложение N 2
к настоящему Приказу).

Первый заместитель Министра
обороны Российской Федерации
                                                            А. КОКОШИН
29 мая 1997 г.
N 217


                                                        Приложение N 1

                                            к Приказу Министра обороны
                                                  Российской Федерации
                                                   от 29 мая 1997 года
                                                                 N 217

                              ПОЛОЖЕНИЕ
               О СЛУЖБЕ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МИНИСТЕРСТВА
                     ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          I. Общие положения

     1. Настоящее Положение определяет  назначение,  состав  и  задачи
Службы  медицины  катастроф  Министерства обороны Российской Федерации
(далее - Служба).
     2. Служба   руководствуется  в  своей  деятельности  Конституцией
Российской Федерации,  федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента  Российской  Федерации,  постановлениями  и  распоряжениями
Правительства Российской Федерации,  приказами и директивами  министра
обороны   Российской   Федерации   и   его  заместителей,  директивами
Генерального штаба Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  решениями
Главного    военно-медицинского    управления   Министерства   обороны
Российской Федерации и настоящим Положением.
     3. Организация  и руководство деятельностью Службы возлагается на
Главное военно-медицинское управление Министерства обороны  Российской
Федерации (далее - Главное управление).
     4. Медицинские воинские части и учреждения,  подразделения Службы
привлекаются  к  ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций  для  оказания  помощи  пострадавшему  населению  в  порядке,
установленном   главой   12  Устава  гарнизонной  и  караульной  служб
Вооруженных Сил Российской Федерации.

         II. Предназначение, состав и задачи Службы медицины
         катастроф Министерства обороны Российской Федерации

     5. Служба является составной частью подсистемы  предупреждения  и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного характера
Вооруженных  Сил  Российской  Федерации  <*>   и   предназначена   для
предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера на  объектах  Вооруженных
Сил   Российской  Федерации  в  мирное  и  военное  время  и  оказания
экстренной  медицинской  помощи  пострадавшим.  Служба   функционально
входит во Всероссийскую службу медицины катастроф (далее - ВСМК).
--------------------------------
     <*> Приказ министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 200.

     6. Основными задачами Службы являются:
     организация и  осуществление  медицинского  обеспечения  войск  и
населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
     обеспечение готовности органов  военного  управления  медицинской
службы  Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  медицинских воинских
частей,  учреждений  и  нештатных  формирований  Службы  и  систем  их
оповещения  к  действиям  по  предназначению  в  условиях чрезвычайных
ситуаций;
     сбор, обработка,  обмен  и  предоставление  информации  медико  -
санитарного  характера  по  предупреждению  и  ликвидации  последствий
чрезвычайных ситуаций;
     прогнозирование и    оценка     медико-санитарных     последствий
чрезвычайных ситуаций;
     организация взаимодействия органов военного управления  Службы  с
органами  управления  единой  государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и ВСМК;
     создание и     рациональное     использование    медицинских    и
материально-технических  ресурсов  для  обеспечения  работы  Службы  в
чрезвычайных ситуациях;
     организация научно-исследовательских работ по проблемам  медицины
катастроф  в  научно-исследовательских организациях медицинской службы
Министерства обороны Российской Федерации.
     7. Состав Службы:
     органы военного управления  медицинской  службы  Вооруженных  Сил
Российской  Федерации;  силы  и средства медицинских воинских частей и
учреждений  видов  Вооруженных  Сил  Российской   Федерации,   округов
(флотов);  медицинских  воинских  частей и учреждений,  военно-учебных
заведений и научно-исследовательских  организаций  медицинской  службы
центрального подчинения.
     8. Органы военного управления Службы <*>:
--------------------------------
     <*> Основные  задачи  постоянным   (штатным)   органам   военного
управления,   оперативно-дежурным   службам   и   оперативным  группам
определены Приказом министра обороны Российской Федерации  1996  г.  N
200.

     а) постоянные (штатные) органы военного управления:
     при Главном военно-медицинском управлении  -  Всеармейский  центр
медицины  катастроф Министерства обороны Российской Федерации (далее -
Центр);
     медицинские службы   видов  Вооруженных  Сил,  военно-медицинские
управления (медицинские службы) округов (флотов);
     б) нештатные органы военного управления:
     оперативные группы  Главного  управления   и   военно-медицинских
управлений (медицинских служб) округов (флотов),  временно создаваемые
органы военного  управления  на  период  ликвидации  медико-санитарных
последствий чрезвычайной ситуации.
     9. Силы  и  средства  медицинской  службы,  предназначенные   для
предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных
ситуаций:
     на уровне  Министерства  обороны  Российской Федерации:  летающая
лаборатория операционно-реанимационного  самолета;  нештатные  бригады
специализированной медицинской помощи, врачебно - сестринские бригады,
подвижные   группы   специалистов    лечебно    -    профилактических,
санитарно-профилактических учреждений Центра, военно-учебных заведений
и научно-исследовательских организаций медицинской  службы;  резервные
койки  клиник  Военно-медицинской  академии,  главного  и  центральных
военных клинических госпиталей; запасы текущего медицинского имущества
центральных медицинских складов; воздушные (операционно-реанимационный
эвакуационный  самолет),  наземные  (санитарно-транспортные   средства
медицинских  воинских  частей  и  учреждений)  эвакуационные средства,
используемые в интересах Службы;
     на уровне  округа  (вида  Вооруженных  Сил,  флота):  медицинские
отряды специального назначения (далее - Отряд) <*>  округов  (флотов),
отдельные  автомобильные санитарные взводы округов;  нештатные бригады
специализированной медицинской помощи,  врачебно-сестринские  бригады,
подвижные      группы      специалистов      лечебно-профилактических,
санитарно-профилактических учреждений округов (видов Вооруженных  Сил,
флотов),  военно-учебных заведений медицинской службы; резервные койки
военных  госпиталей   округов   (видов   Вооруженных   Сил,   флотов),
военно-медицинских факультетов; запасы текущего медицинского имущества
на  медицинских  складах  округов  (видов  Вооруженных  Сил,  флотов);
воздушные   (операционно   -   реанимационные  эвакуационные  самолеты
"Спасатель",  операционно  -  реанимационные  эвакуационные  вертолеты
"Биссектриса",  санитарный  вариант  транспортных вертолетов округов),
морские (госпитальные суда флотов) медицинские эвакуационные средства,
наземные  (санитарно-транспортные средства медицинских воинских частей
и учреждений), используемые в интересах Службы;
--------------------------------
     <*> Задачи,  предназначение   и   обязанности   должностных   лиц
определены Приказом министра  обороны  Российской  Федерации  1996  г.
N 72.

     на уровне гарнизона: дежурные силы и средства медицинской службы;
нештатные     бригады     специализированной    медицинской    помощи,
врачебно-сестринские   бригады,    подвижные    группы    специалистов
лечебно-профилактических,     санитарно-профилактических    учреждений
гарнизонов,  военно-учебных  заведений  медицинской   службы;   запасы
текущего   медицинского  имущества  медицинских  складов;  медицинские
эвакуационные  средства:   штатные   санитарно-транспортные   средства
медицинских  воинских  частей  и  учреждений,  транспортные  средства,
выделяемые начальником гарнизона.
     10. Органы военного управления медицинской службы Вооруженных Сил
Российской Федерации, медицинские воинские части и учреждения Службы в
зависимости  от  обстановки,  масштаба  прогнозируемой  или  возникшей
чрезвычайной ситуации функционируют в следующих режимах:
     режим повседневной      деятельности     -     при     нормальной
производственной,     радиационной,     химической,     биологической,
сейсмической   и  гидрометеорологической  обстановке,  при  отсутствии
эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
     режим повышенной  готовности  -  при  ухудшении производственной,
радиационной,      химической,      биологической,       сейсмической,
гидрометеорологической,    санитарно-эпидемической   обстановки,   при
получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
     режим чрезвычайной  ситуации  -  при  возникновении  и  во  время
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     Решение о  введении  режимов повышенной готовности и чрезвычайной
ситуации  принимают  руководители  соответствующих  органов   военного
управления.
     11. Основные мероприятия при функционировании Службы:
     а) в  режиме  повседневной деятельности организуются и проводятся
мероприятия   по    предупреждению    медико-санитарных    последствий
чрезвычайных ситуаций, а именно:
     анализ обстановки,    предусматривающий    выявление    возможных
источников чрезвычайной ситуации на данной территории;
     ведение учета  потенциально  опасных  объектов  Вооруженных   Сил
Российской  Федерации,  прогнозирование риска возникновения санитарных
потерь и ущерба при возможных чрезвычайных ситуациях на этих объектах;
     сбор, обобщение   и   обмен  информацией  об  обстановке  в  зоне
возможных чрезвычайных ситуаций;
     разработка конкретных   мер   по   снижению   или  предотвращению
санитарных потерь и ущерба при чрезвычайных ситуациях;
     оперативное планирование     в     рамках     планов     действий
(взаимодействия) при ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного характера;
     создание и поддержание  в  готовности  к  использованию  резервов
материальных   и  других  ресурсов  для  ликвидации  медико-санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций;
     участие в   разработке   нормативных   правовых  актов  и  других
документов по вопросам предупреждения и ликвидации медико - санитарных
последствий чрезвычайных ситуаций;
     организация и  проведение  тренировок  (учений)   по   готовности
формирований  Службы  к  работе  в  чрезвычайных  ситуациях и проверке
реальности планов взаимодействия;
     б) при повышенной готовности:
     доклад руководству  об  ухудшении  обстановки  в  зоне  возможной
чрезвычайной ситуации;
     доведение информации  об  ухудшении  обстановки  до   медицинских
воинских  частей,  учреждений,  военно-учебных  заведений  медицинской
службы и формирований Службы;
     уточнение планов    действий    органов    военного   управления,
медицинских  воинских  частей,  учреждений,  военно-учебных  заведений
медицинской   службы   при  ликвидации  медико-санитарных  последствий
чрезвычайных ситуаций и планов взаимодействия;
     усиление наблюдения   и   контроля   за   санитарно-эпидемической
обстановкой в  районах  расположения,  базирования  и  действия  войск
(сил);
     приведение в  готовность  к  действиям  сил  и  средств   Службы,
определенных  для  проведения  первоочередных  мероприятий по оказанию
экстренной медицинской помощи,  а при необходимости,  их выдвижение  в
предполагаемый район чрезвычайной ситуации;
     усиление оперативно-дежурных служб органов военного управления;
     в) при чрезвычайной ситуации:
     в установленном порядке  информирование  соответствующих  органов
военного управления о факте возникновения чрезвычайной ситуации;
     проведение оценки обстановки,  медицинской разведки зоны  аварии,
катастрофы,   принятие  решения  на  ликвидацию  медико  -  санитарных
последствий чрезвычайной ситуации;
     выдвижение сил   и   средств  в  район  чрезвычайной  ситуации  и
организация    лечебно-эвакуационных,    санитарно-гигиенических     и
противоэпидемических  мероприятий  в  соответствии  с планами действий
органов  военного  управления  медицинской   службы   при   ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  природного  и техногенного характера и планами
взаимодействия.
     12. На    всех    уровнях   на   базе   лечебно-профилактических,
санитарно-профилактических  учреждений,  военно-учебных  заведений   и
научно-исследовательских   организаций  медицинской  службы  создаются
нештатные формирования:
     врачебно-сестринские бригады для оказания первой врачебной помощи
в военных госпиталях,  санаториях (до 200 коек - одна;  от 200 до  400
коек - две;  свыше 400 коек - на каждые последующие 100 штатных коек -
одна) в составе 5 -  7  специалистов  (2  врача,  3  -  5  медицинских
сестер),   с   выделением   для   обеспечения  их  работы  санитарного
автомобиля;
     бригады специализированной  медицинской  помощи,  предназначенной
для усиления  отрядов  и  военно-лечебных  учреждений,  осуществляющих
массовый прием пораженных, в военных госпиталях на 500 и более коек, а
также в клиниках военно-учебных заведений медицинской службы в составе
3 - 5 специалистов (1 - 2 врача, 2 - 3 медицинские сестры);
     подвижные группы   специалистов   создаются   в    санитарно    -
профилактических  учреждениях  для  участия в организации и проведении
комплекса мероприятий по предупреждению и  ликвидации  радиационных  и
химических    поражений,    по    предупреждению    возникновения    и
распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск в
учреждениях  Центра  из  10  -  12  специалистов (4 - 5 врачей,  6 - 7
средних  медицинских   работников),   в   санитарно-эпидемиологических
отрядах  округов  (флотов) из 8 - 10 специалистов (3 - 4 врача,  5 - 6
средних  медицинских  работников)  и  в   санитарно-эпидемиологических
отрядах гарнизонов (армий, флотилий) и отдельных противочумных отрядах
из 4 - 6 специалистов  (1  -  2  врача,  3  -  4  средних  медицинских
работника),  с  выделением  для  организации  их  работы  необходимого
медицинского имущества и специальной техники.
     13. Медицинское   имущество   (укладки)   нештатных   врачебно  -
сестринских бригад,  бригад специализированной  медицинской  помощи  и
подвижных групп специалистов медицинских воинских частей и учреждений,
военно-учебных  заведений   и   научно-исследовательских   организаций
медицинской  службы  формируется  заблаговременно  за  счет  имущества
текущего снабжения из расчета пяти суток автономной работы.  Имущество
хранится в готовности к немедленному использованию.
     14. Основным  формированием   Службы,   обеспечивающим   оказание
квалифицированной  и  специализированной  медицинской  помощи  в  зоне
чрезвычайной ситуации или на ее границе, является Отряд.
     15. Доукомплектование медицинских отрядов специального назначения
личным составом,  обеспечение вооружением,  военной техникой  и  всеми
видами    материальных    средств    осуществляется    заблаговременно
командующими войсками округов  (флотами)  в  первую  очередь  за  счет
ресурсов округа (флота).
     16. Отряды  содержат  запас  медицинской  техники  и   имущества,
обеспечивающий  автономность  оказания  экстренной  медицинской помощи
1200  пораженным,  в  соответствии  с  Нормой  снабжения   медицинским
имуществом медицинских отрядов  специального  назначения.  Медицинское
имущество,  включенное  в  Норму  снабжения,  содержится  в постоянной
готовности и  может  использоваться  полностью  или  частично,  а  при
необходимости,  дополняться медицинским имуществом сверх установленной
нормы из запасов текущего обеспечения в  зависимости  от  характера  и
объема задач, выполняемых Отрядом.
     17. Начальник  Отряда в 10-дневный срок после выполнения задач по
предназначению обязан представить  начальнику  военно  -  медицинского
управления  (медицинской  службы)  округа  (флота) отчет о проделанной
работе, а в соответствующие довольствующие органы - об израсходованных
финансовых и материальных средствах для их пополнения.
     18. Организация материально-технического и медицинского снабжения
в  чрезвычайных  ситуациях  возлагается  на  штаб  округа (флота),  на
территории   которого    проводятся    мероприятия    по    ликвидации
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

              III. Права и обязанности начальника Центра

     19. Начальник  Центра  отвечает за постоянную готовность Центра к
работе  в  условиях  чрезвычайной  ситуации,  боевую   и   специальную
подготовку,   воспитание,   воинскую  и  трудовую  дисциплину  личного
состава,  материально-техническое  и  финансовое  обеспечение  Центра,
организацию   своевременной   квалифицированной  и  специализированной
медицинской  помощи  пострадавшим  при   техногенных   катастрофах   и
стихийных  бедствиях  в  различных  регионах  страны и их эвакуацию по
предназначению.  Он   подчиняется   начальнику   Главного   управления
Министерства обороны Российской Федерации, является прямым начальником
всего личного состава Центра.
     20. Начальник Центра обязан:
     организовывать и осуществлять мероприятия по поддержанию  высокой
готовности сил и средств Службы;
     организовывать взаимодействия    с    Министерством    Российской
Федерации  по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям и
ликвидации  последствий   стихийных   бедствий,   ВСМК   по   вопросам
использования  частей и формирований Службы при авариях,  катастрофах,
стихийных  бедствиях,  а  также   проведения   совместных   учений   и
тренировок;
     планировать организацию медицинского обеспечения  пострадавших  в
чрезвычайных  ситуациях  во  взаимодействии  с  медицинскими  службами
других ведомств;
     представлять начальнику  Главного  управления  и его заместителям
проект решения на медицинское обеспечение пострадавших в  чрезвычайной
ситуации;
     немедленно докладывать   при   получении   информации   на   ВСМК
начальнику  Главного  управления  о  всех крупномасштабных техногенных
катастрофах и стихийных бедствиях, произошедших в стране;
     составлять на  основе  полученной  информации  прогноз возможного
развития чрезвычайной ситуации;
     разрабатывать и   представлять   начальнику  Главного  управления
проекты  предложений   по   совершенствованию   организационно-штатной
структуры, оснащенности и деятельности Службы.
     21. Начальник Центра имеет право:
     представлять Главное  управление  в  министерствах  и  ведомствах
Российской   Федерации   по   вопросам   Службы   медицины   катастроф
Министерства обороны Российской Федерации.

Начальник Главного военно -
медицинского управления
Министерства обороны Российской
Федерации, генерал-полковник
медицинской службы
                                                                И. ЧИЖ


                                                        Приложение N 2

                                            к Приказу Министра обороны
                                                  Российской Федерации
                                                   от 29 мая 1997 года
                                                                 N 217

                               ПЕРЕЧЕНЬ

            ПРИКАЗОВ МИНИСТРА ОБОРОНЫ СССР, НЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ
        В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ИЗМЕНЕНИЙ
          И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ПРИКАЗЫ МИНИСТРА ОБОРОНЫ
            РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗОМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ
                  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1997 Г. N 217

     I. Приказы  министра  обороны СССР,  не действующие в Вооруженных
Силах Российской Федерации:
     Приказы министра обороны СССР 1990 г. N 214;
     Приказы министра обороны СССР 1990 г. N 248.
     II. Изменения и дополнения,  внесенные в Приказы министра обороны
Российской Федерации:
     1. В  приложении  к Приказу министра обороны Российской Федерации
1996 г. N 72:
     а) по  тексту  всего  приложения  слова:  "Всеармейский  научно -
практический центр экстренной медицинской  помощи"  заменить  словами:
"Всеармейский  центр  медицины катастроф" в соответствующем падеже,  а
слова:  "Центр  экстренной  медицинской  помощи"  -  словами:   "Центр
медицины катастроф" в соответствующем падеже;
     б) статью 482 изложить в следующей редакции:
     "482. Всеармейский   центр   медицины  катастроф  на  всех  видах
довольствия  и  обеспечения  состоит  при  Главном  военно-медицинском
управлении Министерства обороны Российской Федерации".
     2. Абзац седьмой статьи 2 раздела II Положения  о  функциональной
подсистеме   предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных   ситуаций
природного и техногенного характера,  действующей в Вооруженных  Силах
Российской   Федерации,   утвержденного   Приказом   министра  обороны
Российской Федерации 1996 г. N 200, изложить в следующей редакции:
     "Служба медицины   катастроф   Министерства   обороны  Российской
Федерации".

Начальник Главного военно -
медицинского управления
Министерства обороны Российской
Федерации, генерал-полковник
медицинской службы
                                                                И. ЧИЖ