Без названия. Приказ. Министерство общего и профессионального образования РФ. 08.05.97 866

        О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
            ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПРИНИМАЕМЫХ НА ОБУЧЕНИЕ В
         ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

                                ПРИКАЗ

        МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                            8 мая 1997 г.
                                N 866

                                 (Д)


     Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от
28.10.95 N 1039 "О развитии сотрудничества с  зарубежными  странами  в
области  образования" и от 25.04.95 N 418 "О концепции государственной
политики поддержки партнерства образовательных  учреждений  Российской
Федерации  и  зарубежных  учебных заведений,  созданных при содействии
СССР"  для  обеспечения  предвузовской  подготовки  специалистов   для
зарубежных стран приказываю:
     1. Утвердить Требования к минимуму содержания и уровню подготовки
выпускников    факультетов   и   отделений   предвузовского   обучения
иностранных граждан (далее Требования),  разработанные Координационным
советом  центров  предвузовской  подготовки  иностранных  специалистов
Министерства  общего  и   профессионального   образования   Российской
Федерации  и  рабочей  группой,  включающей представителей Московского
государственного   университета,   Российского   университета   дружбы
народов, Московского государственного автомобильно-дорожного института
(технического  университета),  Санкт-Петербургского   государственного
технического  университета,  Тверского  государственного  технического
университета (прилагаются).
     2. Управлению   подготовки   специалистов  для  зарубежных  стран
(Слепцову   М.А.),   Управлению   лицензирования,    аккредитации    и
нострификации (Гуничеву В.Н.), Управлению образовательных стандартов и
программ (Шестакову Г.К.) совместно с Координационным советом  центров
(Ременцовым А.Н.):
     2.1. Осуществлять контроль за реализацией  Требований,  проводить
тестовую   оценку   уровня   подготовки   кандидатов   на  обучение  в
соответствии с выбранной специальностью.
     2.2. Обеспечить     аттестацию    подготовительных    факультетов
(отделений,  центров  предвузовской  подготовки)  в   соответствии   с
Требованиями.
     2.3. Создать рабочую  группу  из  представителей  вузов,  имеющих
большой   опыт  подготовки  специалистов  для  зарубежных  стран,  для
модернизации  учебных  планов  и  программ  предвузовской  подготовки.
Проекты  учебных  планов  и  программ  представить  на  утверждение до
1.07.97 .
     3. Управлению   подготовки   специалистов  для  зарубежных  стран
(Слепцову   М.А.)направлять   иностранных    граждан,    принятых    в
государственные   учреждения   высшего  профессионального  образования
Российской Федерации для прохождения предвузовской подготовки,  только
на   аттестованные   подготовительные  факультеты  (отделения,  центры
предвузовской подготовки).

Министр
                                                          В.Г. КИНЕЛЕВ
8 мая 1997 г.
N 866

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                        Приказом Минобразования России
                                                    от 8 мая 1997 года
                                                                 N 866

         Министерство общего и профессионального образования
                         Российской Федерации

             Координационный совет центров предвузовской
                 подготовки иностранных специалистов

              ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ
            ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ФАКУЛЬТЕТОВ И ОТДЕЛЕНИЙ
             ПРЕДВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
                        (ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ)

                                 1996

     Требования к  минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
факультетов и отделений предвузовского  обучения  иностранных  граждан
(отраслевой   стандарт)   предназначены   для  центров  и  факультетов
предвузовской подготовки иностранных граждан и устанавливают  основные
организационные и методические нормативы процесса обучения.
     Работа над   академическими   требованиями   к    образовательной
программе  предвузовской подготовки иностранных граждан осуществлялась
по решению Координационного совета  центров  предвузовской  подготовки
иностранных   граждан  при  Министерстве  общего  и  профессионального
образования Российской Федерации .
     В работе принимали участие:
     - Институт  международных  образовательных   программ   Санкт   -
Петербургского государственного технического университета
     - Подготовительный    факультет    Московского   государственного
автомобильно-дорожного института (технического университета)
     - Подготовительный   факультет  Российского  университета  дружбы
народов
     - Факультет   иностранных  студентов  Тверского  государственного
технического университета
     - Центр  международного  образования Московского государственного
университета.

              ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ
            ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ФАКУЛЬТЕТОВ И ОТДЕЛЕНИЙ
             ПРЕДВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
                        (ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ)

                          1. Общие положения

     Предвузовская подготовка иностран ных граждан -  подготовка  лиц,
не  владеющих  русским  языком,  имеющих  право  поступления  в высшие
учебные  заведения,  подтвержденное  соответствующим   документом   об
образовании,  к  обучению  в  Рос  сийском высшем учебном заведении на
русском языке.
     1.1. Содержание и область применения отраслевого стандарта
     1.1.1. Настоящий отраслевой стандарт устанавливает:
     1) общие  требования   к   программе   предвузовской   подготовки
иностранных граждан и условиям ее реализации;
     2) общие нормативы учебной нагрузки студента и ее объем;
     3) перечень   профилей   предвузовской   подготовки   иностранных
граждан;
     4) требования к уровню  подготовленности  студентов,  завершивших
обучение  по  образовательной  программе  предвузовской подготовки (по
профилям)
     5) обязательный   минимум  содержания  образовательной  программы
предвузовской подготовки (по профилям)
     6) приложения

     1.1.2. Приложения содержат:
     1) соответствие  профилей предвузовской подготовки направлениям и
специальностям высшего профессионального образования;
     2) возможности вуза по изменению сроков и объема обучения;
     3) документы  о предвузовской подготовке иностранных граждан и их
форму;
     4) образец (форма) свидетельства о предвузовской подготовке.

     1.2. Общие  требования  к  предвузовской подготовке и условиям ее
реализации
     1.2.1. Завершение   предвузовской   подготовки  должно  позволить
иностранному студенту продолжить обучение на русском  языке  в  высшем
учебном   заведении   России   по   направлению   или   специальности,
соответствующим   профилю   предвузовской   подготовки.   Соответствие
профилей   предвузовской  подготовки  и  направлений  (специальностей)
высшего профессионального образования устанавливаются  классификатором
профилей предвузовской подготовки.
     1.2.2. Образовательная программа предвузовской подготовки  должна
предусматривать  изучение  иностранным  студентом  русского  языка (не
менее 50%  общего  количества  учебных  часов)  и  общеобразовательных
дисциплин на русском языке как иностранном,  в соответствии с профилем
подготовки.  Конкретный перечень дисциплин  образовательной  программы
предвузовской  подготовки  и  их объем отражаются в итоговом документе
(сертификате) о предвузовской подготовке.
     1.2.3. Обязательный  минимум содержания образовательной программы
предвузовской  подготовки  по  профилям   устанавливается   настоящими
государственными    академическими    требованиями   к   предвузовской
подготовке.   Образовательная   программа   предвузовской   подготовки
иностранных граждан наряду с обязательными дисциплинами может включать
обязательные  дисциплины   по   выбору   студента   и   факультативные
дисциплины.

     1.3.Общие нормативы учебной нагрузки студента и ее объем

     1.3.1. Объем учебной нагрузки студента измеряется в академических
часах. 1 академический час - 45 минут.
     1.3.2. Максимальный  объем  учебной  нагрузки  студента не должен
превышать 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной
и внеаудиторной учебной работы.
     1.3.3. Максимальный  объем  обязательных  аудиторных  занятий  не
должен   превышать   36   (при   сокращенных  сроках  обучения  -  40)
академических часов в неделю в период теоретического обучения.
     В указанные в данном пункте объемы не входят обязательные занятия
по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
     1.3.4. Нормативный   срок  реализации  образовательной  программы
предвузовской  подготовке  -  52  недели,   из   которых   38   недель
теоретического   обучения,   4   недели   -  аттестация  (1  неделя  -
промежуточная,  3 недели - итоговая),  10 недель каникул (из них 2 - в
зимний период).

     1.4. Перечень профилей

     1.4.1 Образовательная  программа  предвузовской  подготовки имеет
следующие профили:
     1) гуманитарный;
     2) естественнонаучный;
     3) медико-биологический;
     4) технический;
     5) экономический

         2. Государственные требования к минимуму содержания
                   и уровню подготовки выпускников.

     2.1. Общие  требования к подготовленности студентов,  завершивших
предвузовскую подготовку

     Иностранный студент,  завершивший  обучение  по   образовательной
программе  предвузовской  подготовки,  должен быть способен продолжать
обучение на русском языке в вузах Российской Федерации, то есть:
     - владеть  русским  языком  в объеме,  обеспечивающем возможность
осуществлять учебную деятельность на русском языке и  необходимом  для
общения в учебно-профессиональной и социально-культурной сферах;
     - владеть системой предметных знаний, необходимых для продолжения
образования в российском вузе;
     - быть психологически готовым к учебной деятельности  в  условиях
новой для него социокультурной среды.
     2.2. Обязательный   минимум    содержания    и    требования    к
подготовленности выпускника.
     3.2.1. Обязательный   минимум   содержания   и    требования    к
подготовленности выпускника, общие для всех профилей подготовки
     3.2.1.1. Русский язык (для всех профилей подготовки).

     Обязательный минимум содержания

     Языковой материал.  Фонетика.  Русский  алфавит.  Звуко-буквенное
соответствие.  Ударение и ритмика.  Интонационные конструкции русского
языка.    Морфология.    Системы   склонения   имен   существительных,
прилагательных, числительных, местоимений, основные значения падежей и
употребление   их  в  русском  языке,  инфинитив,  система  спряжения,
видо-временные формы  глагола,  глаголы  движения,  глагольные  формы:
причастие  и  деепричастие.  Служебные  части речи.  Предлоги,  союзы,
частицы и их функции в русском языке. Словообразование. Основа слова и
окончание.  Приставка,  суффикс и их назначение.  Синтаксис. Простое и
сложное  предложение.  Субъект  и  предикат   в   предложении   и   их
согласование.  Порядок слов в предложении.  Виды сложного предложения.
Выражение определительных отношений, времени, места, причины, условия,
уступки,  цели  в  простом  и сложном предложении.  Прямая и косвенная
речь. Замена прямой речи косвенной. Активные и пассивные конструкции.

     Требования к знаниям и речевым умениям

     Студент должен знать:
     - основы  фонетической  системы,  правила  современного  русского
литературного произношения;
     - основы грамматики русского языка;
     - основные  правила  речевого  поведения  в  типичных   ситуациях
общения.

     Студент должен уметь:
     Применительно к чтению:
     - понять  основное содержание прочитанного текста учебно-бытовой,
страноведческой и  учебно-научной  тематики  и  его  отдельные  факты,
положения, логические и причинно-следственные связи между ними;
     - читать со скоростью 150 - 180 слов в минуту при ознакомительном
чтении;
     - читать со скоростью 50 - 60 слов в минуту при изучающем  чтении
учебно - научных текстов.

     Применительно к аудированию:
     - понять на слух основное содержание и отдельные факты, положения
и  связи  между  ними в монологической и диалогической речи,  в тексте
учебно-бытовой, страноведческой и учебно-научной тематики;
     - понять на слух учебную лекцию по профилю будущего обучения;
     - воспринимать на слух тексты при темпе 180 -240 слогов в  минуту
и однократном предъявлении.

     Применительно к говорению:
     - воспроизводить содержание прочитанного или прослушанного текста
учебно-бытовой  и  страноведческой тематики,  учебно-научного текста с
опорой на план, вопросы;
     - построить   собственное   высказывание   по   одной   из   тем,
предложенных программой;
     - принять участие в диалоге по предложенной ситуации, в беседе по
изученной теме;
     - говорить со скоростью речи 150- 180 слогов в минуту.

     Применительно к письму:
     - записать предъявленный на слух учебный  материал  или  материал
учебника;
     - составить план прочитанного или прослушанного текста;
     - изложить  письменно  собственное  вы сказывание по предложенной
теме;
     - законспектировать учебно-научный текст, учебную лекцию.

     Форма итогового контроля
     Экзамен (письменный и устный, с выставлением общей оценки).

     2.2.1.2. Общеобразовательные дисциплины.

     Общие требования  к  языковым знаниям и речевым умениям (для всех
профилей подготовки).

     Студент должен владеть:
     - языком предмета как средством получения учебной информации.

     Студент должен уметь:
     Применительно к чтению:
     - прочитать   учебно-научный  текст  по  предмету  и  понять  его
содержание,    отдельные    факты,     положения,     логические     и
причинноследственные связи между ними;
     - читать со скоростью 50 - 60 слов в минуту при изучающем  чтении
учебно-научных текстов.

     Применительно к аудированию:
     - понять на слух основное содержание и отдельные факты, положения
и связи между ними в учебном материале (лекции) по предмету;
     - воспринимать тексты при темпе 180  -  240  слогов  в  минуту  и
однократном предъявлении.

     Применительно к говорению:
     - отвечать на вопросы по изученной теме;
     - передать     содержание    прочитанного    или    прослушанного
учебно-научного  текста  с  опорой  на  план,   вопросы,   наглядность
(графики, схемы, таблицы и o.a.);
     - построить собственное высказывание по изученной теме  с  опорой
на план, вопросы, наглядность (графики, схемы, таблицы и o.a.);
     - говорить со скоростью речи 150 - 180 слогов в минуту.

     Применительно к письму:
     - записать      (законспектировать)     учебно-научный     текст,
предъявленный в устной или письменной форме с использованием  принятых
сокращений и символики.

     2.2.2. Обязательный    минимум    содержания   и   требования   к
подготовленности выпускника по профилям подготовки.
     2.2.2.1. Гуманитарный профиль.

     Русский язык (1008 ч. / 672 ч.)* . См.п. 3.2.1.1.
     Литература (324 ч./ 216 ч.).

     Обязательный минимум содержания

     Фольклор. Древнерусская литература Х - XVII в.в.  "Слово о  полку
Игореве",   "Хождение   за   три   моря",   "Повесть  временных  лет".
Агиографическая литература.  Русская литература  XVIII  в.  Творчество
М.В.Ломоносова,     Г.Р.Державина.     А.Н.Радищева,    Д.Н.Фонвизина,
Н.М.Карамзина.  Русская литература XIX в.:  А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов,
Н.В.Гоголь,     И.С.Тургенев,     А.Н.Островский,     Ф.М.Достоевский,
Л.Н.Толстой,  А.П.Чехов. Русская литература XX в. Основные направления
в русской литературе начала XX в.  А.Блок,  А.Ахматова,  В.Маяковский.
Проза  начала  века:  А.М.Горький,  И.А.Бунин,   А.И.Куприн.   Русская
советская    литература.   А.М.Горький,   М.А.Булгаков,   М.А.Шолохов.
Литература  периода  Великой   Отечественной   войны.   А.Твардовский,
К.Симонов,  М.А.Шолохов. Современная литература (общее представление).
Основные направления в литературе  последних  десятилетий.  Творчество
Ф.Искандера, А.Битова, А.И.Солженицына. Литература русского зарубежья.

     Требования к знаниям и умениям

     Студент должен иметь представление:
     - о закономерностях развития литера турных процессов;
     - об основных периодах развития русской литературы;
     - о творчестве выдающихся русских писателей;
     - об основных сведениях из области теории литературы;
     - об    основных    литературных    направлениях:    классицизме,
сентиментализме, романтизме, реализме.

     Студент должен знать:
     - минимум литературоведческой терминологии.

     Студент должен уметь:
     - читать   адаптированные  художественные  и  учебные  тексты  по
литературе;
     - пересказать  прочитанный,  воспринятый  на  слух учебный текст,
ответить на вопросы по тексту;
     - построить  монологическое  высказывание  по  изученной  теме  с
опорой на план, вопросы;
     - принять участие в диалоге, в беседе по изученной теме;
     - понимать  на  слух  монологическую  и  диалогическую  речь   на
литературную тему;
     - записать  содержание  воспринимаемой  на  слух  информации   на
литературную тему;
     - конспектировать учебно-научный текст по литературе;
     - изложить   письменно   собственное   высказывание  на  заданную
литературную тему.

     Форма итогового контроля
     Зачет и экзамен (устный).

     Страноведение (204 ч. / 136 ч.).

     Обязательный минимум содержания

     Общественно-исторический аспект.  Из истории России  и  СССР.  От
древнерусского  государства  до  российской  империи  начала  XX века.
Октябрь 1917 года.  Образование,  становление  и  развитие  советского
социалистического  государства.  Распад  СССР.  Образование суверенной
России.  Накануне XXI  века.  Экономический  аспект.  Место  России  в
системе мировых цивилизаций.  Экономические реформы в России на разных
этапах исторического развития  государства.  Экономические  реформы  в
России сегодня.

     Требования к знаниям и умениям

     Студент должен иметь представление:
     - о месте России в истории мировых цивилизаций;
     - о  важных  периодах  исторического  и  экономического  развития
страны;
     - об основных методах и способах государственного,  социального и
экономического реформирования страны на  разных  этапах  исторического
развития;
     - о выдающихся государственных,  общественных,  военных  деятелях
России;
     - о  причинах  распада  социалистического  лагеря,  СССР   и   об
образовании суверенной России;
     - о месте России в мировой цивилизации накануне XXI века.
     Студент должен знать:
     - основную    общественно-научную    и     социальноэкономическую
терминологию;
     - основную  хронологию   становления   и   развития   российского
государства;
     - о роли личности в истории государства;
     - о месте и роли России в системе мировых цивилизаций;
     - о  значении  социальных  и   экономических   преобразовании   в
историческом развитии государства.

     Студент должен уметь:
     - оперировать   общественно-научной   и    социальноэкономической
терминологией;
     - распознавать  причинно-следственные  связи   фактов,   событий,
процессов;
     - анализировать факты и явления с позиции логического суждения.

     Форма итогового контроля
     Зачет и экзамен (устный).

     География (180 ч. / 120 ч.).

     Обязательный минимум содержания

     Россия на карте мира. Основы физической географии. Географическая
среда. Природная среда и человек. География населения. Промышленность.
Агропромышленный комплекс. Транспорт. Мировое хозяйство. Международное
географическое   разделение  труда.  Внешняя  торговля.  Международные
экономические отношения.

     Требования к   знаниям   и   умениям   Студент    должен    иметь
представление:
     - о влиянии физических,  социальных факторов на развитие страны и
ее экономики;
     - о специфических особенностях международного разделения труда  и
о месте России в МРТ;
     - о структуре мирового хозяйства;
     - о месте и роли России в международных экономических отношениях.

     Студент должен знать:
     - влияние  географической  и  природной  среды  на  экономическое
развитие страны и ее регионов;
     - характеристику основных экономических- регионов России;
     - структуру    мирового    хозяйства    по    основным   отраслям
промышленности и сельского хозяйства;
     - влияние    демографической    ситуации   стран,   регионов   на
экономическое развитие;
     - место  и  роль  России  в  международном  разделении  труда и в
международных экономических отношениях.

     Студент должен уметь:
     - оперировать научной терминологией предмета;
     - анализировать статистические таблицы, коэффициенты, графики;
     - работать с картами, понимать их условные обозначения;
     - выполнять лабораторные работы и типовые тестовые задания.

     Форма итогового контроля
     Зачет или экзамен.

     Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом,  центром),  в том
числе обязательные дисциплины по выбору студента (282 ч. / 188 ч.).

     Рекомендуемые дисциплины:
     - естествознание;
     - информатика.
     - культурология;
     - спорт;

     Факультативы (54 ч.  / 36 ч.) Общий объем теоретического обучения
2052 ч.  / 1368 ч.  Минимальный  объем  теоретического  обучения  1350
ч./1000 ч.
     2.2.2.2. Естественнонаучный профиль.

     Русский язык (966 ч. / 644 ч.). См.п. 2.2.1.1.).

     Математика (300 ч. / 200 ч.).

     Обязательный минимум содержания Числовые множества,  их свойства.
Математические  действия.  Тождественные преобразования математических
выражений.  Элементарные  функции.  Уравнения,  неравенства,   системы
уравнений    и   неравенств.   Числовые   последовательности.   Предел
последовательности и функции.  Производная функции.  Основные  понятия
элементарной геометрии.

     Требования к    знаниям    и   умениям   Студент   должен   иметь
представление:
     - о математике как особом методе по знания;
     - о базисных понятиях элементарной алгебры, начал математического
анализа   и   элементарной  геометрии:  число,  множество,  выражение,
уравнение,  неравенство,  функция, предел, производная, первообразная,
интеграл, геометрическая фигура;
     - о базисных методах решения математических задач.

     Студент должен знать:
     - определения   основных   понятий  элементарной  алгебры,  начал
математического анализа и элементарной геометрии;
     - основные  теоремы  элементарной алгебры,  начал математического
анализа, элементарной геометрии и методы математических доказательств;
     - определения, свойства и графики элементарных функций;
     - основные формулы элементарной  алгебры,  начал  математического
анализа и элементарной геометрии;
     - методы вычислений и тождественных преобразований математических
выражений;
     - методы решения основных типов уравнений  и  неравенств,  систем
уравнений и неравенств;
     - методы исследования основных свойств функций;
     - основные методы геометрических построений.
     Студент должен уметь:
     - оперировать  языком  алгоритмических  предписаний,  употреблять
математическую символику;
     - выполнять    вычисления    и    тождественные    преобразования
математических выражений;
     - решать основные типы уравнений и неравенств,  системы уравнений
и неравенств;
     - доказывать  теоремы элементарной алгебры и геометрии,  выводить
формулы, выражающие основные математические соотношения;
     - исследовать функции и строить их графики;
     - находить простейшие производные и интегралы;
     - решать основные задачи комбинаторики;
     - решать типовые задачи элементарной геометрии.

     Форма итогового контроля
     Зачет и экзамен (устный).

     Физика (240 ч. / 160 ч.)

     Обязательный минимум содержания

     Механика: кинематика   (физическое   тело   и  его  модели,  виды
движения);  динамика  (сила,  механические  свойства  физических  тел,
законы Ньютона,  Гука);  импульс,  работа, энергия, замкнутые системы,
законы  сохранения.  Механические   колебания.   Молекулярная   физика
(молекулярно-кинетическая теория строения вещества,  законы идеального
газа,  температура,  давление).  Термодинамика  (внутренняя   энергия,
теплота,   фазовые  переходы).  Электростатика  (электрический  заряд,
законы сохранения  заряда,  Кулона;  электрическое  поле;  проводники,
диэлектрики).  Постоянный  электрический  ток (сила тока,  напряжение,
сопротивление, законы Ома, ДжоупяЛенца). Магнитное поле тока (индукция
магнитного поля,  явление электромагнитной индукции).  Основные законы
геометрической оптики.

     Требования к знаниям и умениям

     Студент должен иметь представление:
     - о  материальности природы,  о формах существования материи и ее
эволюции;
     - о состояниях в природе и их изменениях со временем;
     - о категории времени;
     - об  измерениях  физических  величин  и их специфике в различных
разделах физики.

     Студент должен знать:
     - основные   понятия,  законы  и  модели  механики,  молекулярной
физики, термодинамики, электричества, магнетизма и оптики;
     - законы сохранения;
     - фундаментальные константы физики. Студент должен уметь:
     - употреблять     физическую     терминологию    для    выражения
количественных и качественных отношений физических объектов;
     - применять  законы  физики  при решении расчетных и качественных
задач по изученным темам;
     - пользоваться    простейшими    физическими   и   измерительными
приборами;
     - использовать   основные   приемы   обработки  экспериментальных
данных;
     - оценивать численные порядки величин,  характерных для различных
разделов физики;
     - работать с графиками физических величин.

     Форма итогового контроля
     Зачет и экзамен (устный).

     Информатика (108 ч. / 72 ч.)

     Обязательный минимум содержания

     Базисные понятия информатики:  информация,  обработка информации,
алгоритм,  компьютер,  программа.  Основные сведения о  технических  и
программных  средствах  реализации информационных процессов.  Базисные
методы обработки информации с помощью компьютера.

     Требования к знаниям и умениям

     Студент должен иметь представление:
     - об   информатике   и   ее   месте  в  будущей  профессиональной
деятельности;
     - о базисных понятиях информатики;
     - об основных возможностях компьютера;
     - о    классификации   и   основных   возможностях   программного
обеспечения;
     - о базисных методах обработки информации с помощью компьютера.

     Студент должен знать:
     - определения основных понятий информатами;
     - укрупненную  структуру персонального компьютера и назначение ее
компонентов;
     - структуру файловой системы хранения информации;
     - основные типы алгоритмов;
     - этапы  решения  вычислительных и функциональных задач с помощью
компьютера;
     - элементы  языка  программирования  (программа  и  ее структура,
переменная,  подпрограмма,  функция,  операторы: присваивания, ввода /
вывода, перехода, условный, цикла);
     - элементы методов алгоритмизации и программирования, необходимые
ддя решения простейших задач обработки информации.

     Студент должен уметь:
     - взаимодействовать с  компьютером  на  уровне,  необходимом  для
решения простейших задач обработки информации;
     - составлять информационную модель и алгоритм решения задачи;
     - ориентироваться   в   файловой   системе  хранения  информации,
выполнять основные операции с файлами и каталогами;
     - программировать     простейшие    вычислительные    задачи    в
интегрированной среде языка высокого уровня.

     Форма итогового контроля
     Зачет или экзамен.

     Химия (150 ч. / 100 ч.)

     Обязательный минимум содержания

     Общая химия.  Основные понятия и законы химии.  Важнейшие  классы
неорганических соединений. Периодический закон и периодическая система
химических элементов.  Строение атома.  Химическая  связь  и  строение
вещества.        Растворы.        Электролитическая       диссоциация.
Окислительновосстановительные реакции.  Неорганическая химия. Металлы.
Неметаллы.  Органическая химия.  Номенклатура органических соединений.
Основные  свойства  различных  классов  органических   соединений   (в
соответствии  с  узкой  специализацией).  Химия  будущему специалисту.
Химическая  наука  и  химическая  технология  для  решения  глобальных
проблем  современности:  сырьевой,  экологической,  продовольственной,
энергетической.

     Требования к знаниям и умениям

     Студент должен иметь представление:
     - о химии как науке о веществах и процессах их превращения;
     - о современных достижениях химии и месте химии в системе наук  о
природе;
     - об  экохимии  и  экологических  принципах  охраны   природы   и
рационального природопользования.

     Студент должен знать:
     - основные понятия и законы химии;
     - классификацию неорганических соединений;
     - состав,  номенклатуру,  получение  и  свойства   представителей
важнейших   классов  неорганических  соединений:  оксидов,  оснований,
кислот и солей;
     - периодический закон, структуру периодической системы химических
элементов, закономерности формирования электронной оболочки атома;
     - типы  химической  связи,  механизм  ее  образования  и основные
характеристики;
     - основные закономерности протекания химических реакций;
     - основные  понятия  химии  растворов,  теорию  электролитической
диссоциации;
     - сущность  окислительно-восстановительных  реакций  и   основные
понятия, связанные с ОВР;
     - общие свойства металлов и неметаллов;
     - состав,   строение,   номенклатуру  и  свойства  представителей
различных классов органических соединений.
     Студент должен уметь:
     - формулировать и применять основные законы,  принципы и  понятия
химии в соответствии с программой;
     - решать расчетные и качественные задачи;
     - писать     уравнения    химических    реакций    (молекулярные,
ионно-молекупярные, электронные);
     - пользоваться  таблицами  и  графиками,  специальной  химической
посудой, лабораторными приборами и оборудованием;
     - составлять отчеты по лабораторным работам.

     Форма итогового контроля
     Зачет или экзамен.

     Дисциплины устанавливаемые  вузом (факультетом,  центром),  в том
числе обязательные дисциплины по выбору студента (234 ч. / 156 ч.).

     Рекомендуемые дисциплины:
     - спорт;
     - биология;
     - география;
     - страноведение.

     Факультативы (54 ч. / 36 ч.)

     Общий объем теоретического обучения 2052 ч. / 1368 ч. Минимальный
объем теоретического обучения 1350 ч./1000 ч.

     2.2.2.3.Медико-биологический профиль.

     Русский язык (966 ч./644 ч.).

     См.п. 2.2.1.1.

     Биология (34 ч. / 156 ч.)

     Обязательный минимум содержания

     Общая биология.  Строение,  химический  состав  и функции клетки;
обмен веществ и энергии;  деление клетки. Размножение и индивидуальное
развитие  организмов.  Основные  понятия  и законы генетики.  Эволюция
органического мира.
     Ботаника. Прокариотические   организмы   (бактерии,   цианеи)   и
неклеточные организмы (вирусы).  Грибы. Общая характеристика растений.
Низшие  растения.  Водоросли  и  лишайники.  Высшие растения.  Ткани и
органы. Основные отделы.
     Зоология. Беспозвоночные    животные.    Основные   типы.   Общая
характеристика и представители.  Позвоночные животные.  Тип  хордовые,
его подтипы. Классы позвоночных животных.
     Анатомия и физиология человека.  Основные типы тканей.  Органы  и
системы органов человека.

     Требования к знаниям и умениям

     Студент должен иметь представление:
     - об уровнях  организации  живой  материи;  -  о  закономерностях
эволюции органического мира;
     - об основных физиологических процессах живых организмов.

     Студент должен знать:
     - научную лексику предмета;
     - основные понятия и закономерности живой природы;
     - строение и классификацию живых организмов.

     Студент должен уметь:
     - пользоваться микроскопом;
     - применять   основные  понятия  общей  биологии  при  объяснении
строения, жизни и развития живых организмов;
     - устанавливать  связь  между  строением  и функцией органов и их
систем.

     Форма итогового контроля
     Зачет и экзамен (устный).

     Химия (237 ч. / 158 ч.)

     Обязательный минимум содержания

     Общая химия.  Основные понятия и законы химии.  Важнейшие  классы
неорганических соединений. Периодический закон и периодическая система
химических элементов.  Строение атома.  Химическая  связь  и  строение
вещества.  Закономерности  протекания  химических  реакций.  Растворы.
Окислительно-восстановительные    реакции.     Органическая     химия.
Теоретические     основы     органической     химии.     Углеводороды.
Кислородсодержащие соединения. Азотсодержащие соединения.

     Требования к знаниям и умениям

     Студент должен иметь представление:
     - о химии как науке о веществах и процессах их превращения;
     - об  основополагающих  связях  химии  с  медициной,   биологией,
биохимией, фармакологией и o.a.

     Студент должен знать:
     - основные понятия и законы химии;
     - классификацию неорганических и органических соединений;
     - состав,  номенклатуру,  получение  и  свойства   представителей
важнейших   классов  неорганических  соединений:  оксидов,  оснований,
кислот и солей;
     - периодический закон, структуру периодической системы химических
элементов, закономерности формирования электронной оболочки атома;
     - типы  химической  связи,  механизм  ее  образования  и основные
характеристики;
     - основные закономерности протекания химических реакций;
     - основные  понятия  химии  растворов,  теорию  электролитической
диссоциации;
     - сущность  окислительно-восстановительных  реакций  и   основные
понятия, связанные с ОВР;
     - теоретические   основы   органической   химии:   классификацию,
номенклатуру, изомерию, типы органических реакций;
     - состав, строение и свойства представителей классов органических
соединений:   углеводородов   (алканов,   алкенов,  алкинов,  аренов);
кислородсодержащих   соединений   (спиртов,    фенолов,    альдегидов,
карбоновых   кислот,   эфиров,   жиров,   углеводов);   азотсодержащих
соединений (аминов, аминокислот, белков).

     Студент должен уметь:
     - формулировать  и применять основные законы,  принципы и понятия
химии в соответствии с программой;
     - решать расчетные и качественные задачи;
     - писать    уравнения    химических    реакций     (молекулярные,
ионно-мопекулярные, электронные);
     - пользоваться  таблицами  и  графиками,  специальной  химической
посудой, лабораторными приборами и оборудованием;
     - составлять отчеты по лабораторным работам.

     Форма итогового контроля
     Зачет и экзамен (устный).

     Физика (171 ч./114 ч.)

     Обязательный минимум содержания

     Механика: динамика (сила,  механические свойства физических тел);
импульс,  энергия,  замкнутые системы,  закон сохранения и превращения
энергии.  Законы гидро- и аэростатики,  давление.  Молекулярная физика
(молекупярно-кинетическая теория строения вещества,  законы идеального
газа,  температура,  давление).   Основы   термодинамики   (внутренняя
энергия,  теплота).  Элементы акустики (колебания,  звук, аудиометрия,
порог  слышимости).  Электростатика   (электрический   заряд,   законы
сохранения    заряда,    Кулона;   электрическое   поле;   проводники,
диэлектрики).  Постоянный электрический ток  (сила  тока,  напряжение,
сопротивление,   законы   Ома,   Джоуля-Ленца).  Магнитное  поле  тока
(индукция  магнитного  поля,   явление   электромагнитной   индукции).
Элементы  электроники  в  медицине.  Оптика  (основные законы,  оптика
зрения).

     Требования к знаниям и умениям

     Студент должен иметь представление:
     - о  материальности природы,  о формах существования материи и ее
эволюции;
     - о состояниях в природе и их изменениях со временем;
     - о категории времени;
     - об  измерениях  физических  величин  и их специфике в различных
разделах физики.

     Студент должен знать:
     - основные   понятия,   законы,   модели   и   формулы  механики,
молекулярной физики, термодинамики, электричества и магнетизма;
     - законы сохранения;
     - фундаментальные константы физики;

     Студент должен уметь:
     - употреблять     физическую     терминологию    для    выражения
количественных и качественных отношений физических объектов;
     - применять  законы  физики  при решении расчетных и качественных
задач по изученным темам;
     - пользоваться    простейшими    физическими   и   измерительными
приборами;
     - использовать   основные   приемы   обработки  экспериментальных
данных;
     - оценивать численные порядки величин,  характерных для различных
разделов физики;
     - работать с графиками физических величин.

     Форма итогового контроля
     Зачет или экзамен.

     Математика (162 ч. / 108 ч.).

     Обязательный минимум содержания

     Математические действия.       Тождественные       преобразования
математических    выражений.    Элементарные    функции.    Уравнения,
неравенства,     системы     уравнений    и    неравенств.    Числовые
последовательности.  Предел последовательности и функции.  Производная
функции. Интеграл.

     Требования к знаниям и умениям

     Студент должен иметь представление:
     - о математике как особом методе познания;
     - о    базисных    понятиях    элементарной   алгебры   и   начал
математического  анализа:  число,  множество,  выражение,   уравнение,
неравенство, функция, предел, производная, интеграл;
     - о базисных методах решения математических задач.

     Студент должен знать:
     - определения  основных  понятий  элементарной  алгебры  и  начал
математического анализа;
     - основные свойства и графики элементарных функций;
     - основные формулы элементарной алгебры и  начал  математического
анализа;
     - методы решения основных типов уравнений  и  неравенств,  систем
уравнений и неравенств.

     Студент должен уметь:
     - оперировать  языком  алгоритмических  предписаний,  употреблять
математическую символику;
     - выполнять    вычисления    и    тождественные    преобразования
математических выражений;
     - решать основные типы уравнений и неравенств,  системы уравнений
и неравенств;
     - строить графики функций;
     - находить простейшие производные и интегралы.

     Форма итогового контроля
     Зачет или экзамен.

     Информатика (51 ч./ 34 ч.)

     Обязательный минимум содержания

     Базисные понятия информатики:  информация,  обработка информации,
алгоритм,  компьютер,  программа.  Основные сведения о  технических  и
программных  средствах  реализации информационных процессов.  Базисные
методы обработки информации с помощью компьютера.

     Требования к знаниям и умениям

     Студент должен иметь представление:
     - об   информатике   и   ее   месте  в  будущей  профессиональной
деятельности;
     - о базисных понятиях информатики;
     - об основных возможностях компьютера;
     - о    классификации   и   основных   возможностях   программного
обеспечения;
     - о базисных методах обработки информации с помощью компьютера.

     Студент должен знать:
     - определения основных понятий информатики;
     - укрупненную  структуру персонального компьютера и назначение ее
компонентов;
     - структуру файловой системы хранения информации;
     - этапы решения функциональных задач с помощью компьютера;
     - элементы  языка  программирования  (программа  и  ее структура,
переменная,  подпрограмма,  функция,  операторы: присваивания, ввода /
вывода, перехода, условный, цикла);
     - элементы методов алгоритмизации и программирования, необходимые
ддя решения простейших задач обработки информации.

     Студент должен уметь:
     - взаимодействовать с  компьютером  на  уровне,  необходимом  для
решения простейших задач обработки информации;
     - составлять информационную модель и алгоритм решения задачи;
     - ориентироваться   в   файловой   системе  хранения  информации,
выполнять основные операции с файлами и каталогами;
     - программировать     простейшие    вычислительные    задачи    в
интегрированной среде языка высокого уровня.

     Форма итогового котроля
     Зачет

     Дисциплины устнавливаемые  вузом  (факультетом,  центром)  в  том
числе обязательные дисциплины по выбору студента (177 ч./118 ч.).

     Рекомендуемые дисциплины:
     - спорт
     - страноведение
     - медицинская графика
     - история медицины

     Факультативы (54 ч./36ч.)

     Общий объем  теоретического обучения 2052 ч./1368 ч.  Минимальный
объем теоретического обучения 1350 ч./1000 ч.

     2.2.2.4. Технический профиль.

     Русский язык (966 ч./644 ч.).

     См. п.2.2.1.1.

     Математика (258 ч./172 ч.)

     Обязательный минимум содержания

     Числовые множества,   их   свойства.   Математические   действия.
Тождественные  преобразования  математических выражений.  Элементарные
функции.  Уравнения,  неравенства,  системы  уравнений  и  неравенств.
Числовые  последовательности.  Предел  последовательности  и  функции.
Производная функции. Элементы векторной алгебры.

     Требования к знаниям и умениям

     Студент должен иметь представление:
     - о математике как особом методе познания;
     - о   базисных   понятиях   элементарной    алгебры    и    начал
математического   анализа:  число,  множество,  выражение,  уравнение,
неравенство, функция, предел, производная, первообразная, интеграл;
     - о базисных методах решения математических задач.

     Студент должен знать:
     - определение  основных  понятий  элементарной  алгебры  и  начал
математического анализа;
     - основные теоремы элементарной алгебры и  начал  математического
анализа;
     - определения, свойства, графики элементарных функций;
     - основные  формулы  элементарной алгебры и начал математического
анализа;
     - методы вычислений и тождественных преобразований математических
выражений;
     - методы  решения  основных типов уравнений и неравенств,  систем
уравнений и неравенств;
     - методы исследования основных свойств функций.

     Студент должен уметь:
     - оперировать  языком  алгоритмических  предписаний,  употреблять
математическую символику;
     - выполнять    вычисления    и    тождественные    преобразования
математических выражений;
     - решать основные типы уравнений и неравенств,  системы уравнений
и неравенств;
     - доказывать  теоремы  элементарной  алгебры,  выводить  формулы,
выражающие основные математические соотношения;
     - исследовать функции и строить их графики;
     - находить простейшие производные и интегралы.

     Форма итогового контроля
     Зачет и экзамен (устный)

     Физика (246 ч./164 ч.)

     Обязательный минимум содержания

     Механика: кинематика  (физическое  тело и его модели,  движение);
динамика (сила,  механические свойства физических тел, законы Ньютона,
Гука); импульс, работа, энергия, замкнутые системы, законы сохранения.
Молекулярная   физика   (моллекулярнокинетическая   теория    строения
вещества,    законы    идеального    газа,   температура,   давление).
Термодинамика  (внутренняя  энергия,   теплота,   фазовые   переходы).
Электростатика (электрический заряд, законы сохранения заряда, Кулона;
электрическое поле; проводники, диэлектрики). Постоянный электрический
ток ( сила тока, напряжение, сопротивление, законы Ома, Джоуля-Ленца).
Магнитное   поле   тока    (индукция    магнитного    поля,    явление
электромагнитной индукции).

     Требования к знаниям и умениям

     Студент должен иметь представление:
     - о материальности природы,  о формах существования материи и  ее
эволюции;
     - о состояниях в природе и их изменениях со временем;
     - о категории времени;
     - об изменениях физических величин и  их  специфике  в  различных
разделах физики.

     Студент должен знать:
     - основные  понятия,  законы  и  модели  механики,   молекулярной
физики, термодинамики, электричества и магнетизма;
     - законы сохранения;
     - фундаментальные константы физики;

     Студент должен уметь:
     - употреблять    физическую    терминологию     для     выражения
количественных и качественных отношений физических объектов;
     - применять законы физики при решении  расчетных  и  качественных
задач по изученным темам;
     - пользоваться   простейшими   физическими    и    измерительными
приборами;
     - использовать  основные   приемы   обработки   экспериментальных
данных;
     - оценивать численные порядки величин,  характерных для различных
разделов физики;
     - работать с графиками физических величин.

     Форма итогового контроля
     Зачет и экзамен (устный).

     Информатика (81 ч. / 54 ч.)

     Обязательный минимум содержания

     Базисные понятия информатики:  информация,  обработка информации,
алгоритм,  компьютер,  программа.  Основные  сведения  о технических и
программных средствах реализации  информационных  процессов.  Базисные
методы обработки информации с помощью компьютера.

     Требования к знаниям и умениям

     Студент должен иметь представление:
     - об  информатике  и  ее   месте   в   будущей   профессиональной
деятельности;
     - о базисных понятиях информатики;
     - об основных возможностях компьютера;
     - о   классификации   и   основных   возможностях    программного
обеспечения;
     - о базисных методах обработки информации с помощью компьютера.

     Студент должен знать:
     - определения основных понятий информатики;
     - укрупненную структуру персонального компьютера и назначение  ее
компонентов;
     - структуру файловой системы хранения информации;
     - основные типы алгоритмов;
     - этапы решения вычислительных и функциональных задач  с  помощью
компьютера;
     - элементы языка  программирования  (программа  и  ее  структура,
переменная,  подпрограмма,  функция,  операторы: присваивания, ввода /
вывода, перехода, условный, цикла);
     - элементы методов алгоритмизации и программирования, необходимые
для решения простейших задач обработки информации.

     Студент должен уметь:
     - взаимодействовать  с  компьютером  на  уровне,  необходимом для
решения простейших задач обработки информации;
     - составлять информационную модель и алгоритм решения задачи;
     - ориентироваться  в  файловой   системе   хранения   информации,
выполнять основные операции с файлами и каталогами;
     - программировать    простейшие    вычислительные    задачи     в
интегрированной среде языка высокого уровня.

     Форма итогового контроля
     Зачет или экзамен.

     Химия (150 ч./100 ч.)

     Обязательный минимум содержания

     Общая химия.  Основные  понятия и законы химии.  Важнейшие классы
неорганических соединений. Периодический закон и периодическая система
химических  элементов.  Строение  атома.  Химическая  связь и строение
вещества.  Закономерности  протекания  химических  реакций.  Растворы.
Окислительно-восстановительные  реакции.  Электрохимические  процессы.
Неорганическая химия.  Металлы. Неметаллы. Химия будущему специалисту.
Химическая  наука  и  химическая  технология  для  решения  глобальных
проблем  современности:  сырьевой,  экологической,  продовольственной,
энергетической.

     Требования к знаниям и умениям

     Студент должен иметь представление:
     - о химии как науке о веществах и процессах их превращения;
     - о современных достижениях химии;
     - об   экохимии   и   экологических    принципах    рационального
природопользования и охраны природы.

     Студент должен знать:
     - основные понятия и законы химии;
     - состав,  номенклатуру,  получение  и  свойства   представителей
важнейших   классов  неорганических  соединений:  оксидов,  оснований,
кислот и солей;
     - периодический закон, структуру периодической системы химических
элементов, закономерности формирования электронной оболочки атома;
     - типы  химической  связи,  механизм  ее  образования  и основные
характеристики;
     - основные закономерности протекания химических реакций;
     - основные  понятия  химии  растворов;  теорию  электролитической
диссоциации;
     - сущность  окислительно-восстановительных  реакций  и   основные
понятия, связанные с ОВР;
     - основные электрохимические процессы, явление коррозии металлов,
процесс и законы электролиза;
     - общие свойства металлов и неметаллов.

     Студент должен уметь:
     - формулировать  и применять основные законы,  принципы и понятия
химии в соответствии с программой;
     - решать расчетные и качественные задачи;
     - писать    уравнения    химических    реакций     (молекулярные,
ионно-молекулярные, электронные);
     - пользоваться  таблицами  и  графиками,  специальной  химической
посудой, лабораторными приборами и оборудованием;
     - составлять отчеты по лабораторным работам.

     Форма итогового контроля
     Зачет или экзамен.

     Инженерная графика (123 ч. / 82 ч.)

     Обязательный минимум содержания

     Техника чертежных  работ;   геометрические   построения;   методы
проецирования;   комплексный   чертеж;   аксонометрические   проекции;
построение технических форм;  нанесение  размеров;  эскизы  и  рабочие
чертежи; построение разрезов и сечений.

     Требования к знаниям и умениям

     Студент должен иметь представление:
     - о  графических  моделях  реальных  объектов   и   способах   их
получения;
     - о нормативах графических работ.

     Студент должен знать:
     - основные    законы,   методы   и   приемы   геометрического   и
проекционного черчения.

     Студент должен уметь:
     - использовать основные законы, методы и приемы геометрического и
проекционного черчения;
     - употреблять графическую символику;
     - читать и выполнять чертежи.

     Форма итогового контроля
     Зачет.

     Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом,  центром),  в том
числе обязательные дисциплины по выбору студента (174 ч./116 ч.).

     Рекомендуемые дисциплины:
     - основы геометрии;
     - спорт;
     - страноведение.

     Факультативы (54 ч. / 36 ч.)

     Общий объем теоретического обучения 2052 ч.  / 1368ч. Минимальный
объем теоретического обучения 1350 ч./1000 ч.

     2.2.2.5. Экономический профиль.

     Русский язык (996 ч. / 664 ч.).

     См.п. 2.2.1.1.

     Математика (306 ч. / 204 ч.).

     Обязательный минимум содержания

     Числовые множества,   их   свойства.   Математические   действия.
Тождественные  преобразования  математических выражений.  Элементарные
функции.  Уравнения,  неравенства,  системы  уравнений  и  неравенств.
Элементы     линейной    алгебры.    Комплексные    числа.    Числовые
последовательности.  Предел последовательности и функции.  Производная
функции. Элементы векторной алгебры.

     Требования к знаниям и умениям

     Студент должен иметь представление:
     - о математике как особом методе познания;
     - о базисных понятиях элементарной алгебры, начал математического
анализа  и  элементарной  геометрии:  число,   множество,   выражение,
уравнение,   неравенство,   определитель,  матрица,  функция,  предел,
производная, первообразная, интеграл, вектор;
     - о базисных методах решения математических задач.

     Студент должен знать:
     - определения основных понятий элементарной и  линейной  алгебры,
начал математического анализа;
     - основные  теоремы  элементарной  и  линейной   алгебры,   начал
математического анализа и методы математических доказательств;
     - определения, свойства и графики элементарных функций;
     - основные   формулы   элементарной  и  линейной  алгебры,  начал
математического анализа;
     - методы вычислений и тождественных преобразований математических
выражений;
     - методы  решения  основных типов уравнений и неравенств,  систем
уравнений и неравенств;
     - методы исследования основных свойств функций;
     - основные методы векторной алгебры.

     Студент должен уметь:
     - оперировать  языком  алгоритмических  предписаний,  употреблять
математическую символику;
     - выполнять    вычисления    и    тождественные    преобразования
математических выражений;
     - решать основные типы уравнений и неравенств,  системы уравнений
и неравенств;
     - доказывать  теоремы  элементарной и линейной алгебры,  выводить
формулы, выражающие основные математические соотношения;
     - исследовать функции и строить их графики;
     - находить простейшие производные и интегралы;
     - решать основные задачи комбинаторики;
     - решать типовые задачи векторной алгебры.

     Форма итогового контроля
     Зачет и экзамен (устный).

     Экономика (180 ч. / 120 ч.).

     Обязательный минимум содержания

     Структура экономики.   Экономические   системы.   Модели   рынка.
Микроэкономика.  Рынок и фирмы.  Спрос.  Предложение. Цена. Равновесие
рынка.   Формы   организации   бизнеса.   Маркетинг.   Макроэкономика.
Макроэкономические показатели.  Денежный рынок.  Рынок труда.  Деньги.
Инфляция.  Кредитно-денежная  политика.  Банки.  Экономический   цикл.
Совокупный спрос и совокупное предложение.

     Требования к знаниям и умениям:
     Студент должен иметь представление:
     - об экономике как социально-экономической и гуманитарной науке;
     - о  базисных   понятиях,   категориях   и   законах   микро-   и
макроэкономики;
     - о принципах функционирования рыночной и смешанной экономики;
     - о базисных методах решения экономических задач.

     Студент должен знать:
     - определения основных категорий микро- и макроэкономики;
     - основные законы рыночной экономики;
     - сущность явлений микро- и макроэкономики  в  условиях  рыночных
отношений;
     - методы расчета основных  макроэкономических  показателей:  ВОП,
ВНП, НД, ЛД и других;
     - методы построения и чтения графиков.

     Студент должен уметь:
     - оперировать экономической терминологией;
     - решать типовые практические задания (задачи и тесты)  по  темам
макро- и микроэкономики;
     - оценивать экономические ситуации.

     Форма итогового контроля
     Зачет и экзамен (устный).

     География (18О ч. / 120 ?.).

     Обязательный минимум содержания

     Основы физической  географии.  Географическая  среда.   Природная
среда и человек. География населения. Мировое хозяйство. Международное
географическое    разделение    труда.    Структура    промышленности.
Агропромышленный комплекс.  Транспорт. Внешняя торговля. Международные
экономические отношения.

     Требования к знаниям и умениям

     Студент должен иметь представление:
     - о влиянии физических, социальных факторов на развитие экономики
страны и ее регионов;
     - о специфических особенностях международного разделения труда;
     - о месте России в международном разделении труда;
     - о структуре мирового хозяйства и о месте России в ней;
     - о месте России в международных экономических отношениях.

     Студент должен знать:
     - влияние  географической  и  природной  среды  на  экономическое
развитие страны и ее регионов;
     - характеристику основных экономических регионов России;
     - структуру   мирового    хозяйства    по    основным    отраслям
промышленности и сельского хозяйства;
     - влияние   демографической   ситуации   стран,    регионов    на
экономическое развитие;
     - место России в современном международном разделении труда  и  в
международных экономических отношениях.

     Студент должен уметь:
     - оперировать научной терминологией предмета;
     - анализировать статистические таблицы, коэффициенты;
     - работать с картами, понимать условные обозначения;
     - выполнять лабораторные работы и типовые тестовые задания.

     Форма итогового контроля
     Зачет или экзамен.

     Информатика (81 ч. / 54 ч.)

     Обязательный минимум содержания

     Базисные понятия информатики:  информация,  обработка информации,
алгоритм,  компьютер,  программа.  Основные сведения о  технических  и
программных  средствах  реализации информационных процессов.  Базисные
методы обработки информации с помощью компьютера.

     Требования к знаниям и умениям

     Студент должен иметь представление:
     - об   информатике   и   ее   месте  в  будущей  профессиональной
деятельности;
     - о  базисных  понятиях  информатики;
     - об основных возможностях компьютера;
     - о    классификации   и   основных   возможностях   программного
обеспечения;
     - о базисных методах обработки информации с помощью компьютера.

     Студент должен знать:
     - определения основных понятий информатики;
     - укрупненную структуру персонального компьютера и назначение  ее
компонентов;
     - структуру файловой системы хранения информации;
     - основные типы алгоритмов;
     - этапы решения вычислительных и функциональных задач  с  помощью
компьютера;
     - элементы языка  программирования  (программа  и  ее  структура,
переменная,  подпрограмма,  функция,  операторы: присваивания, ввода /
вывода, перехода, условный, цикла);
     - элементы методов алгоритмизации и программирования, необходимые
для решения простейших задач обработки информации.

     Студент должен уметь:
     - взаимодействовать  с  компьютером  на  уровне,  необходимом дня
решения простейших задач обработки информации;
     - составить информационную модель и алгоритм решения задачи;
     - ориентироваться  в  файловой   системе   хранения   информации,
выполнять основные операции с файлами и каталогами;
     - программировать    простейшие    вычислительные    задачи     в
интегрированной среде языка высокого уровня.

     Форма итогового контроля

     Зачет.

     Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом,  центром),  в том
числе обязательные  дисциплины  по  выбору  студента  (285ч./190  ч.).
Рекомендуемые дисциплины:
     - спорт;
     - страноведение;
     - история России;
     - экономика России;
     - экология.

     Факультативы (54 ч. / 36 ч.)

     Общий объем теоретического обучения 2052 ч. / 1368 ч.

     Минимальный объем теоретического обучения 1350 ч./1000 ч.

     3. Приложения.

     3.1. Соответствие профилей предвузовской подготовки  направлениям
(специальностям) высшего профессионального образования
     3.1.1. Таблица     1    устанавливает    соответствие    профилей
предвузовской подготовки  областям  знаний  (направлениям)  и  группам
специальностей  (специальностям) высшего профессионального образования
Классификатора направлений и специальностей высшего  профессионального
образования.

     3.2. Возможности вуза по изменению сроков и объема обучения

     3.2.1. Высшее  учебное  заведение  самостоятельно разрабатывает и
принимает   образовательную   программу    предвузовской    подготовки
иностранных   граждан  на  основе  положений  настоящих  академических
требований.
     3.2.2. Вуз  (факультет)  имеет  право   изменять   объем   часов,
отведенных на освоение учебного материала для дисциплин в пределах 10%
без превышения максимального недельного объема нагрузки.
     3.2.3. Допускается  осуществлять  обучение   по   образовательной
программе предвузовской подготовки лиц, не владеющих русским языком, с
учетом их уровня образованности в сокращенные относительно нормативных
сроки,  но  не  менее 25 недель теоретического обучения или 1000 часов
обязательных аудиторных занятий  без  учета  обязательных  занятий  по
физической  культуре  и  занятий по факультативным дисциплинам.  Сроки
предвузовской подготовки лиц,  владеющих русским языком,  определяются
высшим  учебным  заведением  в  каждом  конкретном  случае  и  данными
академическими требованиями не нормируется.
     3.2.4. При  реализации  образовательной  программы  предвузовской
подготовки  в  сокращенные  относительно  нормативного  сроки обучения
число  часов  по  дисциплинам  устанавливается  вузом,  но  не  должно
составлять  менее  70%  от  числа  часов,  указанного  в  обязательном
минимуме содержания по данной дисциплине для соответствующего профиля.
Обучение   при   этом   должно  вестись  по  специально  разработанным
интенсивным программам.

     3.3. Документы о предвузовской подготовке

     3.3.1. Лицам, завершившим образовательную программу предвузовской
подготовки,    выдается    государственный    документ    (сертификат)
установленного  образца,  который  дает  студенту   право   продолжить
образование   в  высшем  учебном  заведении  Российской  федерации  по
программе  высшего  профессионального  образования  в  соответствии  с
профилем предвузовской подготовки.
     3.3.2. Лицам,    не    завершившим    образовательную   программу
предвузовской подготовки, по их просьбе выдается академическая справка
установленного  образца,  в  которой  отражается  перечень изучавшихся
дисциплин и их объем.
     3.3.3. Формы документа о предвузовской подготовке и академической
справки   устанавливает  федеральный  (центральный)  орган  управления
высшим учебным образованием.
     3.3.4. Форма  сертификата  о  предвузовкой  подготовке  (далее  -
сертификат) должна соответствовать п. 3.4.
     3.3.5. Бланки   сертификата   должны  быть  высокого  качества  с
необходимой степенью защиты от подделки;  без обложки;  текст выполнен
на русском языке.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                | Гуманитарнвй | Естественно -| Медико -      | Технический | Экономический |
|                                | профиль      | научный      | биологический | профиль     | профиль       |
|                                |              | профиль      | профиль       |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 510000 Естественные науки      |              |              |               |             |               |
| и математика (кроме            |              |              |               |             |               |
| 510600, 510700)                |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     510600 Биология            |              |   +          | +             | +           |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     510700 Почвоведение        |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 520000 Гуманитарные и          |              |              | +             |             |               |
| социально-экономические        |              |              |               |             |               |
| науки    (кроме   521500,      |              |              |               |             |               |
| 521600, 521900  522300)        |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     521500 Менеджмент          | +            |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     521600 Экономика           |              |              |               |             | +             |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     521900 Физическая          | +            |              |               |             |               |
|            культура            |              |              | +             |             | +             |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     522000 Коммерция           |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     522100 Аграрная            |              |              |               |             |               |
|       экономика(Агроэкон       |              |              |               |             |               |
|       омика)                   |              |              |               |             | +             |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     522200 Статистика          |              |   +          |               | +           | +             |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     522300 Информационные      |              |              |               |             |               |
|       системы в                |              |   +          |               | +           | +             |
|       экономике                |              |              |               |             |               |
|                                |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 540000 Образование             |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     540100 Естествознание      |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     540200 Гуманитарные        |              |   +          | +             | +           | +             |
|       знания                   | +            |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     540300 Социально -         |              |              |               |             |               |
|       экономические знания     | +            |              |               |             | +             |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     540400 Профессиональное    |              |              |               |             |               |
|            обучение            |              |   +          |               | +           |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     540500 Педагогика          |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     540600 Искусство           | +            |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 550000 Технические науки       | +            |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 560000 Сельскохозяйственные    |              |    +         |               | +           |               |
| науки                          |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 010000 Естественно-научные     |              |              | +             |             |               |
| специальности (кроме           |              |              |               |             |               |
| 011600  012400, 013000)        |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     011600 Биология            |              |       +      |               |     +       |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     011700 Антропология        |              |              |     +         |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     011800 Зоология            |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     011900 Ботаника            |              |              |     +         |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     012000 Физиология          |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     012100 Генетика            |              |              |     +         |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     012200 Биофизика           |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     012300 Биохимия            |              |              |     +         |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     012400 Микробиология       |      +       |              |               |     +       |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     013000 Почвоведение        |      +       |              |     +         |     +       |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|  020000 Гуманитарно-социальные | +            |              | +             |             |               |
|         специальности          |              |              |               |             |               |
|         (кроме 022300)         |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     022300 Физическая культура |              |              |               |             |               |
| и спорт                        |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 030000 Образование (кроме      |              |              |               |             |               |
| 030100 - 030600)               |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     030100 Информатика         |     +        |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     030200 Естествознание      |              |       +      |               |     +       |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     030300 Экономика           |              |              |     +         |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     030400 Допризывная и       |              |       +      |               |     +       |     +         |
| физическая подготовка          |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     030500 Профессиональное    |              |              |               |             |               |
| обучение                       |              |              | +             |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     030600 Технология и        |              |              |               | +           | +             |
| предпринимательство            |              |   +          |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 040000 Здравоохранение         |              |   +          |               | +           |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 050000 Культура и искусство    |              |              | +             |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 060000 Экономика и управление  | +            |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 070000 Междисциплинарные       |              |              |               |             | +             |
| естественно-технические        |              |              |               |             |               |
| специальности                  |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 080000 Геология и разведка     |              |   +          |               | +           | +             |
| полезных ископаемых            |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 090000 Разработка полезных     |              |   +          |               | +           |               |
| ископаемых                     |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 100000 Энергетика и            |              |   +          |               | +           |               |
| энергомашиностроение           |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 110000 Металлургия             |              |   +          |               | +           |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 120000 Машиностроение и        |              |   +          |               | +           |               |
| материалообработка             |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 130000 Авиационная и ракетно - |              |   +          |               | +           |               |
| космическая техника            |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 140000 Морская техника         |              |   +          |               | +           |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 150000 Наземные транспортные   |              |   +          |               | +           |               |
| средства                       |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 170000 Технологические машины  |              |   +          |               | +           |               |
| и оборудование                 |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 180000 Электротехника          |              |   +          |               | +           |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 190000 Приборостроение         |              |   +          |               | +           |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 2000000 Электронная техника,   |              |   +          |               | +           |               |
| радиотехника и связь           |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 210000 Автоматика и управление |              |   +          |               | +           |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 220000 Информатика и           |              |   +          |               | +           |               |
| вычислетельная техника         |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 230000 Сервис (кроме 230500,   |              |   +          |               | +           |               |
| 230600)                        |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     230500 Социально -         |              |              |    +          |             | +             |
| культурный сервис и туризм     |              |  +           |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     230600 Домоведение         |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 240000 Эксплуатация транспорта |              |              |               |             | +             |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 250000 Химическая технология   |              |   +          |               | +           |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 260000 Воспроизводство и       |              |   +          |               | +           |               |
| преработка лесных              |              |              |               |             |               |
| ресурсов                       |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 270000 Технология              |              |   +          | +             | +           |               |
| продовольственных              |              |              |               |             |               |
| продуктов                      |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 280000 Технология товаров      |              |   +          | +             | +           |               |
| широкого потребления           |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 290000 Строительство и         |              |   +          |               | +           |               |
| архитектура                    |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 300000 Геодезия и картография  |              |              |               | +           |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 310000 Сельское и рыбное       |              |   +          |               | +           |               |
| хозяйство (кроме 311300        |              |              |               |             |               |
| 311600)                        |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     311300 Механизация         |              |              |          +    |             |               |
| сельского хозяйства            |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     311700 Электрификация и    |              |            + |               |             | +             |
| автоматизация сельского        |              |              |               |             |               |
| хозяйства                      |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     311800 Механизация         |              |              |               |             |               |
| переработки                    |              |        +     |               |      +      |               |
| сельскохозяйственной           |              |              |               |             |               |
| продукции                      |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
|     311900 Инженерные системы  |              |              |               |             |               |
| сельскохозяйственного          |              |              |               |             |               |
| водоснабжения, обводнения      |              |        +     |               |      +      |               |
| и водоведения                  |              |              |               |             |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 320000 Экология и              |              |              |               |             |               |
| природопользование             |              |   +          | +             | +           |               |
|--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------|
| 330000 Безопасность            |              |              |               |             |               |
| жизнедеятельности              |              |   +          | +             | +           |               |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    3.4. Образец (форма) свидетельства о предвузовской подготовке

               МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
                   ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

------------------------------------------------------------------------
| СЕРТИФИКАТ о предвузовской подготовке       |                        |
|---------------------------------------------|------------------------|
|                                             |------------------------|
|                                             |------------------------|
|        Настоящий сертификат выдан в том,    |------------------------|
| что                                         |------------------------|
|---------------------------------------------|------------------------|
|---------------------------------------------|------------------------|
|                           (фамилия,имя)     |------------------------|
|---------------------------------------------|  (название учебного    |
|---------------------------------------------| заведения)             |
|---------------------------------------------|------------------------|
| (гражданство)                               |                        |
| успешно завершил(а) курс предвузовской      |                        |
| подготовки                                  | Регистрационный        |
|                                             | номер                  |
|                                             |------------------------|
|---------------------------------------------|------------------------|
|     Документ об образовании, подтверждающий |------------------------|
| право поступления в высшее                  |                        |
| учебное заведение:                          | Дата                   |
|                                             | выдачи                 |
|---------------------------------------------|------------------------|
|---------------------------------------------|------------------------|
|                      (название документа)   |                        |
|---------------------------------------------|------------------------|
|                                             | Выпускные              |
|                                             | экзаменационные        |
| Поступил(а)                                 | испытания одновременно |
|---------------------------------------------| являются               |
|---------------------------------------------| выступительными        |
|                                  (дата)     | испытаниями  в  высшие |
|---------------------------------------------| учебные      заведения |
|---------------------------------------------| Российской   Федерации |
| (название учебного заведения)               | для  получения высшего |
|                                             | профессионального      |
|                                             | образования          в |
|                                             | соответствии с         |
|                    Завершил (а) обучение    | профилем предвузовской |
|---------------------------------------------| подготовки.            |
|---------------------------------------------|------------------------|
|                                  (дата)     |                        |
|---------------------------------------------| РЕКТОР                 |
|---------------------------------------------|------------------------|
| (название учебного                          | Декан                  |
| заведения)                                  | М.П.                   |
|---------------------------------------------|------------------------|
| Нормативный период обучения по очной форме: |              Секретарь |
|---------------------------------------------|------------------------|
| (срок обучения)                             |                        |
|---------------------------------------------|------------------------|
|       Профиль предвузовской подготовки:     |                        |
|---------------------------------------------|------------------------|
|                                             |                        |
------------------------------------------------------------------------

                РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     Фамилия, имя ----------------------------
     Дата рождения ---------------------------

     За время  обучения  сдал  (а)  зачеты,  промежуточные  и итоговые
экзамены по следующим дисциплинам:

-----------------------------------------------------------------------
|  Наименование дисциплин | Число часов аудиторных занятий | Итоговая |
|                         | (общее число часов)            | оценка   |
|-------------------------|--------------------------------|----------|
| 1. Русский язык         |                                |          |
|-------------------------|--------------------------------|----------|
| 2. Математика           |                                |          |
|-------------------------|--------------------------------|----------|
| 3. Физика               |                                |          |
|-------------------------|--------------------------------|----------|
| 4. Органическая химия   |                                |          |
|-------------------------|--------------------------------|----------|
| 5. Неорганическая химия |                                |          |
|-------------------------|--------------------------------|----------|
| 6. Основы маркетинга    |                                |          |
|-------------------------|--------------------------------|----------|
| 7. Черчение             |                                |          |
|-------------------------|--------------------------------|----------|
| 8. Информатика          |                                |          |
|-------------------------|--------------------------------|----------|
| 9. Биология             |                                |          |
|-------------------------|--------------------------------|----------|
| 10. Страноведение       |                                |          |
|-------------------------|--------------------------------|----------|
| Всего:                  |                                |          |
-----------------------------------------------------------------------

     - - число часов теоретического обучения указывается в виде дроби:
в  числителе  - общий объем учебной нагрузки студента,  включающей все
виды занятий,  в знаменателе -  число  часов  обязательных  аудиторных
занятий.
     - Знаком  "  +  "  отмечено  соответствие  профиля  предвузовской
подготовки направлениям (специальностям  )  высшего  профессионального
образования, знаком " ? " ? несоответтвие.