О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПРИНИМАЕМЫХ НА ОБУЧЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8 мая 1997 г. N 866 (Д) Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 28.10.95 N 1039 "О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования" и от 25.04.95 N 418 "О концепции государственной политики поддержки партнерства образовательных учреждений Российской Федерации и зарубежных учебных заведений, созданных при содействии СССР" для обеспечения предвузовской подготовки специалистов для зарубежных стран приказываю: 1. Утвердить Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений предвузовского обучения иностранных граждан (далее Требования), разработанные Координационным советом центров предвузовской подготовки иностранных специалистов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и рабочей группой, включающей представителей Московского государственного университета, Российского университета дружбы народов, Московского государственного автомобильно-дорожного института (технического университета), Санкт-Петербургского государственного технического университета, Тверского государственного технического университета (прилагаются). 2. Управлению подготовки специалистов для зарубежных стран (Слепцову М.А.), Управлению лицензирования, аккредитации и нострификации (Гуничеву В.Н.), Управлению образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.) совместно с Координационным советом центров (Ременцовым А.Н.): 2.1. Осуществлять контроль за реализацией Требований, проводить тестовую оценку уровня подготовки кандидатов на обучение в соответствии с выбранной специальностью. 2.2. Обеспечить аттестацию подготовительных факультетов (отделений, центров предвузовской подготовки) в соответствии с Требованиями. 2.3. Создать рабочую группу из представителей вузов, имеющих большой опыт подготовки специалистов для зарубежных стран, для модернизации учебных планов и программ предвузовской подготовки. Проекты учебных планов и программ представить на утверждение до 1.07.97 . 3. Управлению подготовки специалистов для зарубежных стран (Слепцову М.А.)направлять иностранных граждан, принятых в государственные учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации для прохождения предвузовской подготовки, только на аттестованные подготовительные факультеты (отделения, центры предвузовской подготовки). Министр В.Г. КИНЕЛЕВ 8 мая 1997 г. N 866 УТВЕРЖДЕНО Приказом Минобразования России от 8 мая 1997 года N 866 Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Координационный совет центров предвузовской подготовки иностранных специалистов ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ФАКУЛЬТЕТОВ И ОТДЕЛЕНИЙ ПРЕДВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН (ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ) 1996 Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений предвузовского обучения иностранных граждан (отраслевой стандарт) предназначены для центров и факультетов предвузовской подготовки иностранных граждан и устанавливают основные организационные и методические нормативы процесса обучения. Работа над академическими требованиями к образовательной программе предвузовской подготовки иностранных граждан осуществлялась по решению Координационного совета центров предвузовской подготовки иностранных граждан при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации . В работе принимали участие: - Институт международных образовательных программ Санкт - Петербургского государственного технического университета - Подготовительный факультет Московского государственного автомобильно-дорожного института (технического университета) - Подготовительный факультет Российского университета дружбы народов - Факультет иностранных студентов Тверского государственного технического университета - Центр международного образования Московского государственного университета. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ФАКУЛЬТЕТОВ И ОТДЕЛЕНИЙ ПРЕДВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН (ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ) 1. Общие положения Предвузовская подготовка иностран ных граждан - подготовка лиц, не владеющих русским языком, имеющих право поступления в высшие учебные заведения, подтвержденное соответствующим документом об образовании, к обучению в Рос сийском высшем учебном заведении на русском языке. 1.1. Содержание и область применения отраслевого стандарта 1.1.1. Настоящий отраслевой стандарт устанавливает: 1) общие требования к программе предвузовской подготовки иностранных граждан и условиям ее реализации; 2) общие нормативы учебной нагрузки студента и ее объем; 3) перечень профилей предвузовской подготовки иностранных граждан; 4) требования к уровню подготовленности студентов, завершивших обучение по образовательной программе предвузовской подготовки (по профилям) 5) обязательный минимум содержания образовательной программы предвузовской подготовки (по профилям) 6) приложения 1.1.2. Приложения содержат: 1) соответствие профилей предвузовской подготовки направлениям и специальностям высшего профессионального образования; 2) возможности вуза по изменению сроков и объема обучения; 3) документы о предвузовской подготовке иностранных граждан и их форму; 4) образец (форма) свидетельства о предвузовской подготовке. 1.2. Общие требования к предвузовской подготовке и условиям ее реализации 1.2.1. Завершение предвузовской подготовки должно позволить иностранному студенту продолжить обучение на русском языке в высшем учебном заведении России по направлению или специальности, соответствующим профилю предвузовской подготовки. Соответствие профилей предвузовской подготовки и направлений (специальностей) высшего профессионального образования устанавливаются классификатором профилей предвузовской подготовки. 1.2.2. Образовательная программа предвузовской подготовки должна предусматривать изучение иностранным студентом русского языка (не менее 50% общего количества учебных часов) и общеобразовательных дисциплин на русском языке как иностранном, в соответствии с профилем подготовки. Конкретный перечень дисциплин образовательной программы предвузовской подготовки и их объем отражаются в итоговом документе (сертификате) о предвузовской подготовке. 1.2.3. Обязательный минимум содержания образовательной программы предвузовской подготовки по профилям устанавливается настоящими государственными академическими требованиями к предвузовской подготовке. Образовательная программа предвузовской подготовки иностранных граждан наряду с обязательными дисциплинами может включать обязательные дисциплины по выбору студента и факультативные дисциплины. 1.3.Общие нормативы учебной нагрузки студента и ее объем 1.3.1. Объем учебной нагрузки студента измеряется в академических часах. 1 академический час - 45 минут. 1.3.2. Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы. 1.3.3. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий не должен превышать 36 (при сокращенных сроках обучения - 40) академических часов в неделю в период теоретического обучения. В указанные в данном пункте объемы не входят обязательные занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. 1.3.4. Нормативный срок реализации образовательной программы предвузовской подготовке - 52 недели, из которых 38 недель теоретического обучения, 4 недели - аттестация (1 неделя - промежуточная, 3 недели - итоговая), 10 недель каникул (из них 2 - в зимний период). 1.4. Перечень профилей 1.4.1 Образовательная программа предвузовской подготовки имеет следующие профили: 1) гуманитарный; 2) естественнонаучный; 3) медико-биологический; 4) технический; 5) экономический 2. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. 2.1. Общие требования к подготовленности студентов, завершивших предвузовскую подготовку Иностранный студент, завершивший обучение по образовательной программе предвузовской подготовки, должен быть способен продолжать обучение на русском языке в вузах Российской Федерации, то есть: - владеть русским языком в объеме, обеспечивающем возможность осуществлять учебную деятельность на русском языке и необходимом для общения в учебно-профессиональной и социально-культурной сферах; - владеть системой предметных знаний, необходимых для продолжения образования в российском вузе; - быть психологически готовым к учебной деятельности в условиях новой для него социокультурной среды. 2.2. Обязательный минимум содержания и требования к подготовленности выпускника. 3.2.1. Обязательный минимум содержания и требования к подготовленности выпускника, общие для всех профилей подготовки 3.2.1.1. Русский язык (для всех профилей подготовки). Обязательный минимум содержания Языковой материал. Фонетика. Русский алфавит. Звуко-буквенное соответствие. Ударение и ритмика. Интонационные конструкции русского языка. Морфология. Системы склонения имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, основные значения падежей и употребление их в русском языке, инфинитив, система спряжения, видо-временные формы глагола, глаголы движения, глагольные формы: причастие и деепричастие. Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы и их функции в русском языке. Словообразование. Основа слова и окончание. Приставка, суффикс и их назначение. Синтаксис. Простое и сложное предложение. Субъект и предикат в предложении и их согласование. Порядок слов в предложении. Виды сложного предложения. Выражение определительных отношений, времени, места, причины, условия, уступки, цели в простом и сложном предложении. Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной. Активные и пассивные конструкции. Требования к знаниям и речевым умениям Студент должен знать: - основы фонетической системы, правила современного русского литературного произношения; - основы грамматики русского языка; - основные правила речевого поведения в типичных ситуациях общения. Студент должен уметь: Применительно к чтению: - понять основное содержание прочитанного текста учебно-бытовой, страноведческой и учебно-научной тематики и его отдельные факты, положения, логические и причинно-следственные связи между ними; - читать со скоростью 150 - 180 слов в минуту при ознакомительном чтении; - читать со скоростью 50 - 60 слов в минуту при изучающем чтении учебно - научных текстов. Применительно к аудированию: - понять на слух основное содержание и отдельные факты, положения и связи между ними в монологической и диалогической речи, в тексте учебно-бытовой, страноведческой и учебно-научной тематики; - понять на слух учебную лекцию по профилю будущего обучения; - воспринимать на слух тексты при темпе 180 -240 слогов в минуту и однократном предъявлении. Применительно к говорению: - воспроизводить содержание прочитанного или прослушанного текста учебно-бытовой и страноведческой тематики, учебно-научного текста с опорой на план, вопросы; - построить собственное высказывание по одной из тем, предложенных программой; - принять участие в диалоге по предложенной ситуации, в беседе по изученной теме; - говорить со скоростью речи 150- 180 слогов в минуту. Применительно к письму: - записать предъявленный на слух учебный материал или материал учебника; - составить план прочитанного или прослушанного текста; - изложить письменно собственное вы сказывание по предложенной теме; - законспектировать учебно-научный текст, учебную лекцию. Форма итогового контроля Экзамен (письменный и устный, с выставлением общей оценки). 2.2.1.2. Общеобразовательные дисциплины. Общие требования к языковым знаниям и речевым умениям (для всех профилей подготовки). Студент должен владеть: - языком предмета как средством получения учебной информации. Студент должен уметь: Применительно к чтению: - прочитать учебно-научный текст по предмету и понять его содержание, отдельные факты, положения, логические и причинноследственные связи между ними; - читать со скоростью 50 - 60 слов в минуту при изучающем чтении учебно-научных текстов. Применительно к аудированию: - понять на слух основное содержание и отдельные факты, положения и связи между ними в учебном материале (лекции) по предмету; - воспринимать тексты при темпе 180 - 240 слогов в минуту и однократном предъявлении. Применительно к говорению: - отвечать на вопросы по изученной теме; - передать содержание прочитанного или прослушанного учебно-научного текста с опорой на план, вопросы, наглядность (графики, схемы, таблицы и o.a.); - построить собственное высказывание по изученной теме с опорой на план, вопросы, наглядность (графики, схемы, таблицы и o.a.); - говорить со скоростью речи 150 - 180 слогов в минуту. Применительно к письму: - записать (законспектировать) учебно-научный текст, предъявленный в устной или письменной форме с использованием принятых сокращений и символики. 2.2.2. Обязательный минимум содержания и требования к подготовленности выпускника по профилям подготовки. 2.2.2.1. Гуманитарный профиль. Русский язык (1008 ч. / 672 ч.)* . См.п. 3.2.1.1. Литература (324 ч./ 216 ч.). Обязательный минимум содержания Фольклор. Древнерусская литература Х - XVII в.в. "Слово о полку Игореве", "Хождение за три моря", "Повесть временных лет". Агиографическая литература. Русская литература XVIII в. Творчество М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина. А.Н.Радищева, Д.Н.Фонвизина, Н.М.Карамзина. Русская литература XIX в.: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов. Русская литература XX в. Основные направления в русской литературе начала XX в. А.Блок, А.Ахматова, В.Маяковский. Проза начала века: А.М.Горький, И.А.Бунин, А.И.Куприн. Русская советская литература. А.М.Горький, М.А.Булгаков, М.А.Шолохов. Литература периода Великой Отечественной войны. А.Твардовский, К.Симонов, М.А.Шолохов. Современная литература (общее представление). Основные направления в литературе последних десятилетий. Творчество Ф.Искандера, А.Битова, А.И.Солженицына. Литература русского зарубежья. Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - о закономерностях развития литера турных процессов; - об основных периодах развития русской литературы; - о творчестве выдающихся русских писателей; - об основных сведениях из области теории литературы; - об основных литературных направлениях: классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме. Студент должен знать: - минимум литературоведческой терминологии. Студент должен уметь: - читать адаптированные художественные и учебные тексты по литературе; - пересказать прочитанный, воспринятый на слух учебный текст, ответить на вопросы по тексту; - построить монологическое высказывание по изученной теме с опорой на план, вопросы; - принять участие в диалоге, в беседе по изученной теме; - понимать на слух монологическую и диалогическую речь на литературную тему; - записать содержание воспринимаемой на слух информации на литературную тему; - конспектировать учебно-научный текст по литературе; - изложить письменно собственное высказывание на заданную литературную тему. Форма итогового контроля Зачет и экзамен (устный). Страноведение (204 ч. / 136 ч.). Обязательный минимум содержания Общественно-исторический аспект. Из истории России и СССР. От древнерусского государства до российской империи начала XX века. Октябрь 1917 года. Образование, становление и развитие советского социалистического государства. Распад СССР. Образование суверенной России. Накануне XXI века. Экономический аспект. Место России в системе мировых цивилизаций. Экономические реформы в России на разных этапах исторического развития государства. Экономические реформы в России сегодня. Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - о месте России в истории мировых цивилизаций; - о важных периодах исторического и экономического развития страны; - об основных методах и способах государственного, социального и экономического реформирования страны на разных этапах исторического развития; - о выдающихся государственных, общественных, военных деятелях России; - о причинах распада социалистического лагеря, СССР и об образовании суверенной России; - о месте России в мировой цивилизации накануне XXI века. Студент должен знать: - основную общественно-научную и социальноэкономическую терминологию; - основную хронологию становления и развития российского государства; - о роли личности в истории государства; - о месте и роли России в системе мировых цивилизаций; - о значении социальных и экономических преобразовании в историческом развитии государства. Студент должен уметь: - оперировать общественно-научной и социальноэкономической терминологией; - распознавать причинно-следственные связи фактов, событий, процессов; - анализировать факты и явления с позиции логического суждения. Форма итогового контроля Зачет и экзамен (устный). География (180 ч. / 120 ч.). Обязательный минимум содержания Россия на карте мира. Основы физической географии. Географическая среда. Природная среда и человек. География населения. Промышленность. Агропромышленный комплекс. Транспорт. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Внешняя торговля. Международные экономические отношения. Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - о влиянии физических, социальных факторов на развитие страны и ее экономики; - о специфических особенностях международного разделения труда и о месте России в МРТ; - о структуре мирового хозяйства; - о месте и роли России в международных экономических отношениях. Студент должен знать: - влияние географической и природной среды на экономическое развитие страны и ее регионов; - характеристику основных экономических- регионов России; - структуру мирового хозяйства по основным отраслям промышленности и сельского хозяйства; - влияние демографической ситуации стран, регионов на экономическое развитие; - место и роль России в международном разделении труда и в международных экономических отношениях. Студент должен уметь: - оперировать научной терминологией предмета; - анализировать статистические таблицы, коэффициенты, графики; - работать с картами, понимать их условные обозначения; - выполнять лабораторные работы и типовые тестовые задания. Форма итогового контроля Зачет или экзамен. Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом, центром), в том числе обязательные дисциплины по выбору студента (282 ч. / 188 ч.). Рекомендуемые дисциплины: - естествознание; - информатика. - культурология; - спорт; Факультативы (54 ч. / 36 ч.) Общий объем теоретического обучения 2052 ч. / 1368 ч. Минимальный объем теоретического обучения 1350 ч./1000 ч. 2.2.2.2. Естественнонаучный профиль. Русский язык (966 ч. / 644 ч.). См.п. 2.2.1.1.). Математика (300 ч. / 200 ч.). Обязательный минимум содержания Числовые множества, их свойства. Математические действия. Тождественные преобразования математических выражений. Элементарные функции. Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств. Числовые последовательности. Предел последовательности и функции. Производная функции. Основные понятия элементарной геометрии. Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - о математике как особом методе по знания; - о базисных понятиях элементарной алгебры, начал математического анализа и элементарной геометрии: число, множество, выражение, уравнение, неравенство, функция, предел, производная, первообразная, интеграл, геометрическая фигура; - о базисных методах решения математических задач. Студент должен знать: - определения основных понятий элементарной алгебры, начал математического анализа и элементарной геометрии; - основные теоремы элементарной алгебры, начал математического анализа, элементарной геометрии и методы математических доказательств; - определения, свойства и графики элементарных функций; - основные формулы элементарной алгебры, начал математического анализа и элементарной геометрии; - методы вычислений и тождественных преобразований математических выражений; - методы решения основных типов уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств; - методы исследования основных свойств функций; - основные методы геометрических построений. Студент должен уметь: - оперировать языком алгоритмических предписаний, употреблять математическую символику; - выполнять вычисления и тождественные преобразования математических выражений; - решать основные типы уравнений и неравенств, системы уравнений и неравенств; - доказывать теоремы элементарной алгебры и геометрии, выводить формулы, выражающие основные математические соотношения; - исследовать функции и строить их графики; - находить простейшие производные и интегралы; - решать основные задачи комбинаторики; - решать типовые задачи элементарной геометрии. Форма итогового контроля Зачет и экзамен (устный). Физика (240 ч. / 160 ч.) Обязательный минимум содержания Механика: кинематика (физическое тело и его модели, виды движения); динамика (сила, механические свойства физических тел, законы Ньютона, Гука); импульс, работа, энергия, замкнутые системы, законы сохранения. Механические колебания. Молекулярная физика (молекулярно-кинетическая теория строения вещества, законы идеального газа, температура, давление). Термодинамика (внутренняя энергия, теплота, фазовые переходы). Электростатика (электрический заряд, законы сохранения заряда, Кулона; электрическое поле; проводники, диэлектрики). Постоянный электрический ток (сила тока, напряжение, сопротивление, законы Ома, ДжоупяЛенца). Магнитное поле тока (индукция магнитного поля, явление электромагнитной индукции). Основные законы геометрической оптики. Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - о материальности природы, о формах существования материи и ее эволюции; - о состояниях в природе и их изменениях со временем; - о категории времени; - об измерениях физических величин и их специфике в различных разделах физики. Студент должен знать: - основные понятия, законы и модели механики, молекулярной физики, термодинамики, электричества, магнетизма и оптики; - законы сохранения; - фундаментальные константы физики. Студент должен уметь: - употреблять физическую терминологию для выражения количественных и качественных отношений физических объектов; - применять законы физики при решении расчетных и качественных задач по изученным темам; - пользоваться простейшими физическими и измерительными приборами; - использовать основные приемы обработки экспериментальных данных; - оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов физики; - работать с графиками физических величин. Форма итогового контроля Зачет и экзамен (устный). Информатика (108 ч. / 72 ч.) Обязательный минимум содержания Базисные понятия информатики: информация, обработка информации, алгоритм, компьютер, программа. Основные сведения о технических и программных средствах реализации информационных процессов. Базисные методы обработки информации с помощью компьютера. Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - об информатике и ее месте в будущей профессиональной деятельности; - о базисных понятиях информатики; - об основных возможностях компьютера; - о классификации и основных возможностях программного обеспечения; - о базисных методах обработки информации с помощью компьютера. Студент должен знать: - определения основных понятий информатами; - укрупненную структуру персонального компьютера и назначение ее компонентов; - структуру файловой системы хранения информации; - основные типы алгоритмов; - этапы решения вычислительных и функциональных задач с помощью компьютера; - элементы языка программирования (программа и ее структура, переменная, подпрограмма, функция, операторы: присваивания, ввода / вывода, перехода, условный, цикла); - элементы методов алгоритмизации и программирования, необходимые ддя решения простейших задач обработки информации. Студент должен уметь: - взаимодействовать с компьютером на уровне, необходимом для решения простейших задач обработки информации; - составлять информационную модель и алгоритм решения задачи; - ориентироваться в файловой системе хранения информации, выполнять основные операции с файлами и каталогами; - программировать простейшие вычислительные задачи в интегрированной среде языка высокого уровня. Форма итогового контроля Зачет или экзамен. Химия (150 ч. / 100 ч.) Обязательный минимум содержания Общая химия. Основные понятия и законы химии. Важнейшие классы неорганических соединений. Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома. Химическая связь и строение вещества. Растворы. Электролитическая диссоциация. Окислительновосстановительные реакции. Неорганическая химия. Металлы. Неметаллы. Органическая химия. Номенклатура органических соединений. Основные свойства различных классов органических соединений (в соответствии с узкой специализацией). Химия будущему специалисту. Химическая наука и химическая технология для решения глобальных проблем современности: сырьевой, экологической, продовольственной, энергетической. Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - о химии как науке о веществах и процессах их превращения; - о современных достижениях химии и месте химии в системе наук о природе; - об экохимии и экологических принципах охраны природы и рационального природопользования. Студент должен знать: - основные понятия и законы химии; - классификацию неорганических соединений; - состав, номенклатуру, получение и свойства представителей важнейших классов неорганических соединений: оксидов, оснований, кислот и солей; - периодический закон, структуру периодической системы химических элементов, закономерности формирования электронной оболочки атома; - типы химической связи, механизм ее образования и основные характеристики; - основные закономерности протекания химических реакций; - основные понятия химии растворов, теорию электролитической диссоциации; - сущность окислительно-восстановительных реакций и основные понятия, связанные с ОВР; - общие свойства металлов и неметаллов; - состав, строение, номенклатуру и свойства представителей различных классов органических соединений. Студент должен уметь: - формулировать и применять основные законы, принципы и понятия химии в соответствии с программой; - решать расчетные и качественные задачи; - писать уравнения химических реакций (молекулярные, ионно-молекупярные, электронные); - пользоваться таблицами и графиками, специальной химической посудой, лабораторными приборами и оборудованием; - составлять отчеты по лабораторным работам. Форма итогового контроля Зачет или экзамен. Дисциплины устанавливаемые вузом (факультетом, центром), в том числе обязательные дисциплины по выбору студента (234 ч. / 156 ч.). Рекомендуемые дисциплины: - спорт; - биология; - география; - страноведение. Факультативы (54 ч. / 36 ч.) Общий объем теоретического обучения 2052 ч. / 1368 ч. Минимальный объем теоретического обучения 1350 ч./1000 ч. 2.2.2.3.Медико-биологический профиль. Русский язык (966 ч./644 ч.). См.п. 2.2.1.1. Биология (34 ч. / 156 ч.) Обязательный минимум содержания Общая биология. Строение, химический состав и функции клетки; обмен веществ и энергии; деление клетки. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Основные понятия и законы генетики. Эволюция органического мира. Ботаника. Прокариотические организмы (бактерии, цианеи) и неклеточные организмы (вирусы). Грибы. Общая характеристика растений. Низшие растения. Водоросли и лишайники. Высшие растения. Ткани и органы. Основные отделы. Зоология. Беспозвоночные животные. Основные типы. Общая характеристика и представители. Позвоночные животные. Тип хордовые, его подтипы. Классы позвоночных животных. Анатомия и физиология человека. Основные типы тканей. Органы и системы органов человека. Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - об уровнях организации живой материи; - о закономерностях эволюции органического мира; - об основных физиологических процессах живых организмов. Студент должен знать: - научную лексику предмета; - основные понятия и закономерности живой природы; - строение и классификацию живых организмов. Студент должен уметь: - пользоваться микроскопом; - применять основные понятия общей биологии при объяснении строения, жизни и развития живых организмов; - устанавливать связь между строением и функцией органов и их систем. Форма итогового контроля Зачет и экзамен (устный). Химия (237 ч. / 158 ч.) Обязательный минимум содержания Общая химия. Основные понятия и законы химии. Важнейшие классы неорганических соединений. Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома. Химическая связь и строение вещества. Закономерности протекания химических реакций. Растворы. Окислительно-восстановительные реакции. Органическая химия. Теоретические основы органической химии. Углеводороды. Кислородсодержащие соединения. Азотсодержащие соединения. Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - о химии как науке о веществах и процессах их превращения; - об основополагающих связях химии с медициной, биологией, биохимией, фармакологией и o.a. Студент должен знать: - основные понятия и законы химии; - классификацию неорганических и органических соединений; - состав, номенклатуру, получение и свойства представителей важнейших классов неорганических соединений: оксидов, оснований, кислот и солей; - периодический закон, структуру периодической системы химических элементов, закономерности формирования электронной оболочки атома; - типы химической связи, механизм ее образования и основные характеристики; - основные закономерности протекания химических реакций; - основные понятия химии растворов, теорию электролитической диссоциации; - сущность окислительно-восстановительных реакций и основные понятия, связанные с ОВР; - теоретические основы органической химии: классификацию, номенклатуру, изомерию, типы органических реакций; - состав, строение и свойства представителей классов органических соединений: углеводородов (алканов, алкенов, алкинов, аренов); кислородсодержащих соединений (спиртов, фенолов, альдегидов, карбоновых кислот, эфиров, жиров, углеводов); азотсодержащих соединений (аминов, аминокислот, белков). Студент должен уметь: - формулировать и применять основные законы, принципы и понятия химии в соответствии с программой; - решать расчетные и качественные задачи; - писать уравнения химических реакций (молекулярные, ионно-мопекулярные, электронные); - пользоваться таблицами и графиками, специальной химической посудой, лабораторными приборами и оборудованием; - составлять отчеты по лабораторным работам. Форма итогового контроля Зачет и экзамен (устный). Физика (171 ч./114 ч.) Обязательный минимум содержания Механика: динамика (сила, механические свойства физических тел); импульс, энергия, замкнутые системы, закон сохранения и превращения энергии. Законы гидро- и аэростатики, давление. Молекулярная физика (молекупярно-кинетическая теория строения вещества, законы идеального газа, температура, давление). Основы термодинамики (внутренняя энергия, теплота). Элементы акустики (колебания, звук, аудиометрия, порог слышимости). Электростатика (электрический заряд, законы сохранения заряда, Кулона; электрическое поле; проводники, диэлектрики). Постоянный электрический ток (сила тока, напряжение, сопротивление, законы Ома, Джоуля-Ленца). Магнитное поле тока (индукция магнитного поля, явление электромагнитной индукции). Элементы электроники в медицине. Оптика (основные законы, оптика зрения). Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - о материальности природы, о формах существования материи и ее эволюции; - о состояниях в природе и их изменениях со временем; - о категории времени; - об измерениях физических величин и их специфике в различных разделах физики. Студент должен знать: - основные понятия, законы, модели и формулы механики, молекулярной физики, термодинамики, электричества и магнетизма; - законы сохранения; - фундаментальные константы физики; Студент должен уметь: - употреблять физическую терминологию для выражения количественных и качественных отношений физических объектов; - применять законы физики при решении расчетных и качественных задач по изученным темам; - пользоваться простейшими физическими и измерительными приборами; - использовать основные приемы обработки экспериментальных данных; - оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов физики; - работать с графиками физических величин. Форма итогового контроля Зачет или экзамен. Математика (162 ч. / 108 ч.). Обязательный минимум содержания Математические действия. Тождественные преобразования математических выражений. Элементарные функции. Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств. Числовые последовательности. Предел последовательности и функции. Производная функции. Интеграл. Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - о математике как особом методе познания; - о базисных понятиях элементарной алгебры и начал математического анализа: число, множество, выражение, уравнение, неравенство, функция, предел, производная, интеграл; - о базисных методах решения математических задач. Студент должен знать: - определения основных понятий элементарной алгебры и начал математического анализа; - основные свойства и графики элементарных функций; - основные формулы элементарной алгебры и начал математического анализа; - методы решения основных типов уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств. Студент должен уметь: - оперировать языком алгоритмических предписаний, употреблять математическую символику; - выполнять вычисления и тождественные преобразования математических выражений; - решать основные типы уравнений и неравенств, системы уравнений и неравенств; - строить графики функций; - находить простейшие производные и интегралы. Форма итогового контроля Зачет или экзамен. Информатика (51 ч./ 34 ч.) Обязательный минимум содержания Базисные понятия информатики: информация, обработка информации, алгоритм, компьютер, программа. Основные сведения о технических и программных средствах реализации информационных процессов. Базисные методы обработки информации с помощью компьютера. Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - об информатике и ее месте в будущей профессиональной деятельности; - о базисных понятиях информатики; - об основных возможностях компьютера; - о классификации и основных возможностях программного обеспечения; - о базисных методах обработки информации с помощью компьютера. Студент должен знать: - определения основных понятий информатики; - укрупненную структуру персонального компьютера и назначение ее компонентов; - структуру файловой системы хранения информации; - этапы решения функциональных задач с помощью компьютера; - элементы языка программирования (программа и ее структура, переменная, подпрограмма, функция, операторы: присваивания, ввода / вывода, перехода, условный, цикла); - элементы методов алгоритмизации и программирования, необходимые ддя решения простейших задач обработки информации. Студент должен уметь: - взаимодействовать с компьютером на уровне, необходимом для решения простейших задач обработки информации; - составлять информационную модель и алгоритм решения задачи; - ориентироваться в файловой системе хранения информации, выполнять основные операции с файлами и каталогами; - программировать простейшие вычислительные задачи в интегрированной среде языка высокого уровня. Форма итогового котроля Зачет Дисциплины устнавливаемые вузом (факультетом, центром) в том числе обязательные дисциплины по выбору студента (177 ч./118 ч.). Рекомендуемые дисциплины: - спорт - страноведение - медицинская графика - история медицины Факультативы (54 ч./36ч.) Общий объем теоретического обучения 2052 ч./1368 ч. Минимальный объем теоретического обучения 1350 ч./1000 ч. 2.2.2.4. Технический профиль. Русский язык (966 ч./644 ч.). См. п.2.2.1.1. Математика (258 ч./172 ч.) Обязательный минимум содержания Числовые множества, их свойства. Математические действия. Тождественные преобразования математических выражений. Элементарные функции. Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств. Числовые последовательности. Предел последовательности и функции. Производная функции. Элементы векторной алгебры. Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - о математике как особом методе познания; - о базисных понятиях элементарной алгебры и начал математического анализа: число, множество, выражение, уравнение, неравенство, функция, предел, производная, первообразная, интеграл; - о базисных методах решения математических задач. Студент должен знать: - определение основных понятий элементарной алгебры и начал математического анализа; - основные теоремы элементарной алгебры и начал математического анализа; - определения, свойства, графики элементарных функций; - основные формулы элементарной алгебры и начал математического анализа; - методы вычислений и тождественных преобразований математических выражений; - методы решения основных типов уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств; - методы исследования основных свойств функций. Студент должен уметь: - оперировать языком алгоритмических предписаний, употреблять математическую символику; - выполнять вычисления и тождественные преобразования математических выражений; - решать основные типы уравнений и неравенств, системы уравнений и неравенств; - доказывать теоремы элементарной алгебры, выводить формулы, выражающие основные математические соотношения; - исследовать функции и строить их графики; - находить простейшие производные и интегралы. Форма итогового контроля Зачет и экзамен (устный) Физика (246 ч./164 ч.) Обязательный минимум содержания Механика: кинематика (физическое тело и его модели, движение); динамика (сила, механические свойства физических тел, законы Ньютона, Гука); импульс, работа, энергия, замкнутые системы, законы сохранения. Молекулярная физика (моллекулярнокинетическая теория строения вещества, законы идеального газа, температура, давление). Термодинамика (внутренняя энергия, теплота, фазовые переходы). Электростатика (электрический заряд, законы сохранения заряда, Кулона; электрическое поле; проводники, диэлектрики). Постоянный электрический ток ( сила тока, напряжение, сопротивление, законы Ома, Джоуля-Ленца). Магнитное поле тока (индукция магнитного поля, явление электромагнитной индукции). Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - о материальности природы, о формах существования материи и ее эволюции; - о состояниях в природе и их изменениях со временем; - о категории времени; - об изменениях физических величин и их специфике в различных разделах физики. Студент должен знать: - основные понятия, законы и модели механики, молекулярной физики, термодинамики, электричества и магнетизма; - законы сохранения; - фундаментальные константы физики; Студент должен уметь: - употреблять физическую терминологию для выражения количественных и качественных отношений физических объектов; - применять законы физики при решении расчетных и качественных задач по изученным темам; - пользоваться простейшими физическими и измерительными приборами; - использовать основные приемы обработки экспериментальных данных; - оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов физики; - работать с графиками физических величин. Форма итогового контроля Зачет и экзамен (устный). Информатика (81 ч. / 54 ч.) Обязательный минимум содержания Базисные понятия информатики: информация, обработка информации, алгоритм, компьютер, программа. Основные сведения о технических и программных средствах реализации информационных процессов. Базисные методы обработки информации с помощью компьютера. Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - об информатике и ее месте в будущей профессиональной деятельности; - о базисных понятиях информатики; - об основных возможностях компьютера; - о классификации и основных возможностях программного обеспечения; - о базисных методах обработки информации с помощью компьютера. Студент должен знать: - определения основных понятий информатики; - укрупненную структуру персонального компьютера и назначение ее компонентов; - структуру файловой системы хранения информации; - основные типы алгоритмов; - этапы решения вычислительных и функциональных задач с помощью компьютера; - элементы языка программирования (программа и ее структура, переменная, подпрограмма, функция, операторы: присваивания, ввода / вывода, перехода, условный, цикла); - элементы методов алгоритмизации и программирования, необходимые для решения простейших задач обработки информации. Студент должен уметь: - взаимодействовать с компьютером на уровне, необходимом для решения простейших задач обработки информации; - составлять информационную модель и алгоритм решения задачи; - ориентироваться в файловой системе хранения информации, выполнять основные операции с файлами и каталогами; - программировать простейшие вычислительные задачи в интегрированной среде языка высокого уровня. Форма итогового контроля Зачет или экзамен. Химия (150 ч./100 ч.) Обязательный минимум содержания Общая химия. Основные понятия и законы химии. Важнейшие классы неорганических соединений. Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома. Химическая связь и строение вещества. Закономерности протекания химических реакций. Растворы. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы. Неорганическая химия. Металлы. Неметаллы. Химия будущему специалисту. Химическая наука и химическая технология для решения глобальных проблем современности: сырьевой, экологической, продовольственной, энергетической. Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - о химии как науке о веществах и процессах их превращения; - о современных достижениях химии; - об экохимии и экологических принципах рационального природопользования и охраны природы. Студент должен знать: - основные понятия и законы химии; - состав, номенклатуру, получение и свойства представителей важнейших классов неорганических соединений: оксидов, оснований, кислот и солей; - периодический закон, структуру периодической системы химических элементов, закономерности формирования электронной оболочки атома; - типы химической связи, механизм ее образования и основные характеристики; - основные закономерности протекания химических реакций; - основные понятия химии растворов; теорию электролитической диссоциации; - сущность окислительно-восстановительных реакций и основные понятия, связанные с ОВР; - основные электрохимические процессы, явление коррозии металлов, процесс и законы электролиза; - общие свойства металлов и неметаллов. Студент должен уметь: - формулировать и применять основные законы, принципы и понятия химии в соответствии с программой; - решать расчетные и качественные задачи; - писать уравнения химических реакций (молекулярные, ионно-молекулярные, электронные); - пользоваться таблицами и графиками, специальной химической посудой, лабораторными приборами и оборудованием; - составлять отчеты по лабораторным работам. Форма итогового контроля Зачет или экзамен. Инженерная графика (123 ч. / 82 ч.) Обязательный минимум содержания Техника чертежных работ; геометрические построения; методы проецирования; комплексный чертеж; аксонометрические проекции; построение технических форм; нанесение размеров; эскизы и рабочие чертежи; построение разрезов и сечений. Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - о графических моделях реальных объектов и способах их получения; - о нормативах графических работ. Студент должен знать: - основные законы, методы и приемы геометрического и проекционного черчения. Студент должен уметь: - использовать основные законы, методы и приемы геометрического и проекционного черчения; - употреблять графическую символику; - читать и выполнять чертежи. Форма итогового контроля Зачет. Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом, центром), в том числе обязательные дисциплины по выбору студента (174 ч./116 ч.). Рекомендуемые дисциплины: - основы геометрии; - спорт; - страноведение. Факультативы (54 ч. / 36 ч.) Общий объем теоретического обучения 2052 ч. / 1368ч. Минимальный объем теоретического обучения 1350 ч./1000 ч. 2.2.2.5. Экономический профиль. Русский язык (996 ч. / 664 ч.). См.п. 2.2.1.1. Математика (306 ч. / 204 ч.). Обязательный минимум содержания Числовые множества, их свойства. Математические действия. Тождественные преобразования математических выражений. Элементарные функции. Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств. Элементы линейной алгебры. Комплексные числа. Числовые последовательности. Предел последовательности и функции. Производная функции. Элементы векторной алгебры. Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - о математике как особом методе познания; - о базисных понятиях элементарной алгебры, начал математического анализа и элементарной геометрии: число, множество, выражение, уравнение, неравенство, определитель, матрица, функция, предел, производная, первообразная, интеграл, вектор; - о базисных методах решения математических задач. Студент должен знать: - определения основных понятий элементарной и линейной алгебры, начал математического анализа; - основные теоремы элементарной и линейной алгебры, начал математического анализа и методы математических доказательств; - определения, свойства и графики элементарных функций; - основные формулы элементарной и линейной алгебры, начал математического анализа; - методы вычислений и тождественных преобразований математических выражений; - методы решения основных типов уравнений и неравенств, систем уравнений и неравенств; - методы исследования основных свойств функций; - основные методы векторной алгебры. Студент должен уметь: - оперировать языком алгоритмических предписаний, употреблять математическую символику; - выполнять вычисления и тождественные преобразования математических выражений; - решать основные типы уравнений и неравенств, системы уравнений и неравенств; - доказывать теоремы элементарной и линейной алгебры, выводить формулы, выражающие основные математические соотношения; - исследовать функции и строить их графики; - находить простейшие производные и интегралы; - решать основные задачи комбинаторики; - решать типовые задачи векторной алгебры. Форма итогового контроля Зачет и экзамен (устный). Экономика (180 ч. / 120 ч.). Обязательный минимум содержания Структура экономики. Экономические системы. Модели рынка. Микроэкономика. Рынок и фирмы. Спрос. Предложение. Цена. Равновесие рынка. Формы организации бизнеса. Маркетинг. Макроэкономика. Макроэкономические показатели. Денежный рынок. Рынок труда. Деньги. Инфляция. Кредитно-денежная политика. Банки. Экономический цикл. Совокупный спрос и совокупное предложение. Требования к знаниям и умениям: Студент должен иметь представление: - об экономике как социально-экономической и гуманитарной науке; - о базисных понятиях, категориях и законах микро- и макроэкономики; - о принципах функционирования рыночной и смешанной экономики; - о базисных методах решения экономических задач. Студент должен знать: - определения основных категорий микро- и макроэкономики; - основные законы рыночной экономики; - сущность явлений микро- и макроэкономики в условиях рыночных отношений; - методы расчета основных макроэкономических показателей: ВОП, ВНП, НД, ЛД и других; - методы построения и чтения графиков. Студент должен уметь: - оперировать экономической терминологией; - решать типовые практические задания (задачи и тесты) по темам макро- и микроэкономики; - оценивать экономические ситуации. Форма итогового контроля Зачет и экзамен (устный). География (18О ч. / 120 ?.). Обязательный минимум содержания Основы физической географии. Географическая среда. Природная среда и человек. География населения. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Структура промышленности. Агропромышленный комплекс. Транспорт. Внешняя торговля. Международные экономические отношения. Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - о влиянии физических, социальных факторов на развитие экономики страны и ее регионов; - о специфических особенностях международного разделения труда; - о месте России в международном разделении труда; - о структуре мирового хозяйства и о месте России в ней; - о месте России в международных экономических отношениях. Студент должен знать: - влияние географической и природной среды на экономическое развитие страны и ее регионов; - характеристику основных экономических регионов России; - структуру мирового хозяйства по основным отраслям промышленности и сельского хозяйства; - влияние демографической ситуации стран, регионов на экономическое развитие; - место России в современном международном разделении труда и в международных экономических отношениях. Студент должен уметь: - оперировать научной терминологией предмета; - анализировать статистические таблицы, коэффициенты; - работать с картами, понимать условные обозначения; - выполнять лабораторные работы и типовые тестовые задания. Форма итогового контроля Зачет или экзамен. Информатика (81 ч. / 54 ч.) Обязательный минимум содержания Базисные понятия информатики: информация, обработка информации, алгоритм, компьютер, программа. Основные сведения о технических и программных средствах реализации информационных процессов. Базисные методы обработки информации с помощью компьютера. Требования к знаниям и умениям Студент должен иметь представление: - об информатике и ее месте в будущей профессиональной деятельности; - о базисных понятиях информатики; - об основных возможностях компьютера; - о классификации и основных возможностях программного обеспечения; - о базисных методах обработки информации с помощью компьютера. Студент должен знать: - определения основных понятий информатики; - укрупненную структуру персонального компьютера и назначение ее компонентов; - структуру файловой системы хранения информации; - основные типы алгоритмов; - этапы решения вычислительных и функциональных задач с помощью компьютера; - элементы языка программирования (программа и ее структура, переменная, подпрограмма, функция, операторы: присваивания, ввода / вывода, перехода, условный, цикла); - элементы методов алгоритмизации и программирования, необходимые для решения простейших задач обработки информации. Студент должен уметь: - взаимодействовать с компьютером на уровне, необходимом дня решения простейших задач обработки информации; - составить информационную модель и алгоритм решения задачи; - ориентироваться в файловой системе хранения информации, выполнять основные операции с файлами и каталогами; - программировать простейшие вычислительные задачи в интегрированной среде языка высокого уровня. Форма итогового контроля Зачет. Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом, центром), в том числе обязательные дисциплины по выбору студента (285ч./190 ч.). Рекомендуемые дисциплины: - спорт; - страноведение; - история России; - экономика России; - экология. Факультативы (54 ч. / 36 ч.) Общий объем теоретического обучения 2052 ч. / 1368 ч. Минимальный объем теоретического обучения 1350 ч./1000 ч. 3. Приложения. 3.1. Соответствие профилей предвузовской подготовки направлениям (специальностям) высшего профессионального образования 3.1.1. Таблица 1 устанавливает соответствие профилей предвузовской подготовки областям знаний (направлениям) и группам специальностей (специальностям) высшего профессионального образования Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования. 3.2. Возможности вуза по изменению сроков и объема обучения 3.2.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и принимает образовательную программу предвузовской подготовки иностранных граждан на основе положений настоящих академических требований. 3.2.2. Вуз (факультет) имеет право изменять объем часов, отведенных на освоение учебного материала для дисциплин в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки. 3.2.3. Допускается осуществлять обучение по образовательной программе предвузовской подготовки лиц, не владеющих русским языком, с учетом их уровня образованности в сокращенные относительно нормативных сроки, но не менее 25 недель теоретического обучения или 1000 часов обязательных аудиторных занятий без учета обязательных занятий по физической культуре и занятий по факультативным дисциплинам. Сроки предвузовской подготовки лиц, владеющих русским языком, определяются высшим учебным заведением в каждом конкретном случае и данными академическими требованиями не нормируется. 3.2.4. При реализации образовательной программы предвузовской подготовки в сокращенные относительно нормативного сроки обучения число часов по дисциплинам устанавливается вузом, но не должно составлять менее 70% от числа часов, указанного в обязательном минимуме содержания по данной дисциплине для соответствующего профиля. Обучение при этом должно вестись по специально разработанным интенсивным программам. 3.3. Документы о предвузовской подготовке 3.3.1. Лицам, завершившим образовательную программу предвузовской подготовки, выдается государственный документ (сертификат) установленного образца, который дает студенту право продолжить образование в высшем учебном заведении Российской федерации по программе высшего профессионального образования в соответствии с профилем предвузовской подготовки. 3.3.2. Лицам, не завершившим образовательную программу предвузовской подготовки, по их просьбе выдается академическая справка установленного образца, в которой отражается перечень изучавшихся дисциплин и их объем. 3.3.3. Формы документа о предвузовской подготовке и академической справки устанавливает федеральный (центральный) орган управления высшим учебным образованием. 3.3.4. Форма сертификата о предвузовкой подготовке (далее - сертификат) должна соответствовать п. 3.4. 3.3.5. Бланки сертификата должны быть высокого качества с необходимой степенью защиты от подделки; без обложки; текст выполнен на русском языке. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Гуманитарнвй | Естественно -| Медико - | Технический | Экономический | | | профиль | научный | биологический | профиль | профиль | | | | профиль | профиль | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 510000 Естественные науки | | | | | | | и математика (кроме | | | | | | | 510600, 510700) | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 510600 Биология | | + | + | + | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 510700 Почвоведение | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 520000 Гуманитарные и | | | + | | | | социально-экономические | | | | | | | науки (кроме 521500, | | | | | | | 521600, 521900 522300) | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 521500 Менеджмент | + | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 521600 Экономика | | | | | + | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 521900 Физическая | + | | | | | | культура | | | + | | + | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 522000 Коммерция | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 522100 Аграрная | | | | | | | экономика(Агроэкон | | | | | | | омика) | | | | | + | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 522200 Статистика | | + | | + | + | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 522300 Информационные | | | | | | | системы в | | + | | + | + | | экономике | | | | | | | | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 540000 Образование | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 540100 Естествознание | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 540200 Гуманитарные | | + | + | + | + | | знания | + | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 540300 Социально - | | | | | | | экономические знания | + | | | | + | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 540400 Профессиональное | | | | | | | обучение | | + | | + | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 540500 Педагогика | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 540600 Искусство | + | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 550000 Технические науки | + | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 560000 Сельскохозяйственные | | + | | + | | | науки | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 010000 Естественно-научные | | | + | | | | специальности (кроме | | | | | | | 011600 012400, 013000) | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 011600 Биология | | + | | + | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 011700 Антропология | | | + | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 011800 Зоология | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 011900 Ботаника | | | + | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 012000 Физиология | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 012100 Генетика | | | + | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 012200 Биофизика | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 012300 Биохимия | | | + | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 012400 Микробиология | + | | | + | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 013000 Почвоведение | + | | + | + | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 020000 Гуманитарно-социальные | + | | + | | | | специальности | | | | | | | (кроме 022300) | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 022300 Физическая культура | | | | | | | и спорт | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 030000 Образование (кроме | | | | | | | 030100 - 030600) | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 030100 Информатика | + | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 030200 Естествознание | | + | | + | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 030300 Экономика | | | + | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 030400 Допризывная и | | + | | + | + | | физическая подготовка | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 030500 Профессиональное | | | | | | | обучение | | | + | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 030600 Технология и | | | | + | + | | предпринимательство | | + | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 040000 Здравоохранение | | + | | + | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 050000 Культура и искусство | | | + | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 060000 Экономика и управление | + | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 070000 Междисциплинарные | | | | | + | | естественно-технические | | | | | | | специальности | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 080000 Геология и разведка | | + | | + | + | | полезных ископаемых | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 090000 Разработка полезных | | + | | + | | | ископаемых | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 100000 Энергетика и | | + | | + | | | энергомашиностроение | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 110000 Металлургия | | + | | + | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 120000 Машиностроение и | | + | | + | | | материалообработка | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 130000 Авиационная и ракетно - | | + | | + | | | космическая техника | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 140000 Морская техника | | + | | + | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 150000 Наземные транспортные | | + | | + | | | средства | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 170000 Технологические машины | | + | | + | | | и оборудование | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 180000 Электротехника | | + | | + | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 190000 Приборостроение | | + | | + | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 2000000 Электронная техника, | | + | | + | | | радиотехника и связь | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 210000 Автоматика и управление | | + | | + | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 220000 Информатика и | | + | | + | | | вычислетельная техника | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 230000 Сервис (кроме 230500, | | + | | + | | | 230600) | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 230500 Социально - | | | + | | + | | культурный сервис и туризм | | + | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 230600 Домоведение | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 240000 Эксплуатация транспорта | | | | | + | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 250000 Химическая технология | | + | | + | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 260000 Воспроизводство и | | + | | + | | | преработка лесных | | | | | | | ресурсов | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 270000 Технология | | + | + | + | | | продовольственных | | | | | | | продуктов | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 280000 Технология товаров | | + | + | + | | | широкого потребления | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 290000 Строительство и | | + | | + | | | архитектура | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 300000 Геодезия и картография | | | | + | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 310000 Сельское и рыбное | | + | | + | | | хозяйство (кроме 311300 | | | | | | | 311600) | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 311300 Механизация | | | + | | | | сельского хозяйства | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 311700 Электрификация и | | + | | | + | | автоматизация сельского | | | | | | | хозяйства | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 311800 Механизация | | | | | | | переработки | | + | | + | | | сельскохозяйственной | | | | | | | продукции | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 311900 Инженерные системы | | | | | | | сельскохозяйственного | | | | | | | водоснабжения, обводнения | | + | | + | | | и водоведения | | | | | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 320000 Экология и | | | | | | | природопользование | | + | + | + | | |--------------------------------|--------------|--------------|---------------|-------------|---------------| | 330000 Безопасность | | | | | | | жизнедеятельности | | + | + | + | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3.4. Образец (форма) свидетельства о предвузовской подготовке МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ------------------------------------------------------------------------ | СЕРТИФИКАТ о предвузовской подготовке | | |---------------------------------------------|------------------------| | |------------------------| | |------------------------| | Настоящий сертификат выдан в том, |------------------------| | что |------------------------| |---------------------------------------------|------------------------| |---------------------------------------------|------------------------| | (фамилия,имя) |------------------------| |---------------------------------------------| (название учебного | |---------------------------------------------| заведения) | |---------------------------------------------|------------------------| | (гражданство) | | | успешно завершил(а) курс предвузовской | | | подготовки | Регистрационный | | | номер | | |------------------------| |---------------------------------------------|------------------------| | Документ об образовании, подтверждающий |------------------------| | право поступления в высшее | | | учебное заведение: | Дата | | | выдачи | |---------------------------------------------|------------------------| |---------------------------------------------|------------------------| | (название документа) | | |---------------------------------------------|------------------------| | | Выпускные | | | экзаменационные | | Поступил(а) | испытания одновременно | |---------------------------------------------| являются | |---------------------------------------------| выступительными | | (дата) | испытаниями в высшие | |---------------------------------------------| учебные заведения | |---------------------------------------------| Российской Федерации | | (название учебного заведения) | для получения высшего | | | профессионального | | | образования в | | | соответствии с | | Завершил (а) обучение | профилем предвузовской | |---------------------------------------------| подготовки. | |---------------------------------------------|------------------------| | (дата) | | |---------------------------------------------| РЕКТОР | |---------------------------------------------|------------------------| | (название учебного | Декан | | заведения) | М.П. | |---------------------------------------------|------------------------| | Нормативный период обучения по очной форме: | Секретарь | |---------------------------------------------|------------------------| | (срок обучения) | | |---------------------------------------------|------------------------| | Профиль предвузовской подготовки: | | |---------------------------------------------|------------------------| | | | ------------------------------------------------------------------------ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Фамилия, имя ---------------------------- Дата рождения --------------------------- За время обучения сдал (а) зачеты, промежуточные и итоговые экзамены по следующим дисциплинам: ----------------------------------------------------------------------- | Наименование дисциплин | Число часов аудиторных занятий | Итоговая | | | (общее число часов) | оценка | |-------------------------|--------------------------------|----------| | 1. Русский язык | | | |-------------------------|--------------------------------|----------| | 2. Математика | | | |-------------------------|--------------------------------|----------| | 3. Физика | | | |-------------------------|--------------------------------|----------| | 4. Органическая химия | | | |-------------------------|--------------------------------|----------| | 5. Неорганическая химия | | | |-------------------------|--------------------------------|----------| | 6. Основы маркетинга | | | |-------------------------|--------------------------------|----------| | 7. Черчение | | | |-------------------------|--------------------------------|----------| | 8. Информатика | | | |-------------------------|--------------------------------|----------| | 9. Биология | | | |-------------------------|--------------------------------|----------| | 10. Страноведение | | | |-------------------------|--------------------------------|----------| | Всего: | | | ----------------------------------------------------------------------- - - число часов теоретического обучения указывается в виде дроби: в числителе - общий объем учебной нагрузки студента, включающей все виды занятий, в знаменателе - число часов обязательных аудиторных занятий. - Знаком " + " отмечено соответствие профиля предвузовской подготовки направлениям (специальностям ) высшего профессионального образования, знаком " ? " ? несоответтвие. |