ОБ УПЛАТЕ НДС С АВАНСОВ, ПОЛУЧАЕМЫХ ИЗДАТЕЛЬСТВАМИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В 2001 ГОДУ ЗА ПОДПИСКУ НА 2002 ГОД ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 29 ноября 2001 Г. N 09-1-19/3550/17 (ЭЖ 01-49) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, рассмотрев запрос по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость с авансов, получаемых издательствами средств массовой информации в 2001 году за подписку на 2002 год, сообщает следующее. В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг). Пунктом 1 статьи 162 Кодекса установлено, что налоговая база, определяемая в соответствии со статьями 153-158 Кодекса, определяется с учетом сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом положения указанного пункта не применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) в соответствии с положениями статьи 149 Кодекса. В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Кодекса момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяется в соответствии с частью второй Кодекса. Согласно статье 167 Кодекса датой реализации товаров (работ, услуг) в целях налогообложения налогом на добавленную стоимость для организаций, принявших учетную политику "по отгрузке", является как наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг); день оплаты товаров (работ, услуг). Таким образом, при получении налогоплательщиком авансов и предоплат в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) дата поступления этих средств на счет налогоплательщика в целях применения вышеуказанной статьи Кодекса является датой реализации товаров (работ, услуг). Предусмотренные подпунктом "э" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", подпунктами 17 и 21 пункта 3 статьи 149 Кодекса льготы по продукции средств массовой информации на основании Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" утрачивают свою силу с 01.01.2002. Следовательно, суммы, получаемые издательствами средств массовой информации в 2001 году за подписку на 2002 год, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. Кроме того, в 2002 году при реализации продукции средств массовой информации в адрес подписчиков у издательств не возникает обязанности по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость со стоимости ранее оплаченной продукции. Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), израсходованных на производство вышеуказанной продукции, к вычету не принимаются, а включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций (налога на доходы физических лиц) на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации. Главный государственный советник налоговой службы В. ГУСЕВ |