О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 ГОДЫ (ЧАСТЬ 1). Постановление. Правительство РФ. 01.07.97 785


Страницы: 1  2  



       О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
             РАЗВИТИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 ГОДЫ
                              (ЧАСТЬ 1)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                            1 июля 1997 г.
                                N 785

                                 (Д)


     В целях  стабилизации  социально-экономического развития Брянской
области Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить    прилагаемую    Федеральную    целевую   программу
социально-экономического развития Брянской области на  1998-2000  годы
(далее  именуется - Программа),  разработанную администрацией Брянской
области  в  соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской
Федерации  от  30  октября  1996 г.  N 1286 (Собрание законодательства
Российской  Федерации,  1996,  N  45,  ст.  5127)   и   представленную
Министерством   экономики   Российской  Федерации  по  согласованию  с
Министерством    финансов    Российской    Федерации     и     другими
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
     2. Утвердить   Министерство   экономики   Российской    Федерации
государственным заказчиком-координатором Программы.
     Определить государственных     заказчиков      Программы      (по
направлениям):
     Министерство Российской Федерации по делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным  ситуациям  и ликвидации последствий стихийных бедствий -
по вопросам социальной защиты населения от последствий  радиоактивного
поражения территорий в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
     Министерство сельского  хозяйства  и  продовольствия   Российской
Федерации - по вопросам развития агропромышленного комплекса;
     Министерство транспорта Российской Федерации,  Министерство путей
сообщения Российской Федерации и Федеральную авиационную службу России
- по вопросам развития транспорта;
     Государственный комитет   Российской   Федерации  по  жилищной  и
строительной политике - по вопросам жилищного строительства и развития
строительного комплекса;
     Министерство топлива  и  энергетики  Российской  Федерации  -  по
вопросам развития топливно-энергетического комплекса.
     Разрешить государственным  заказчикам  Программы  передавать   на
договорной   основе   выполнение  части  своих  функций  администрации
Брянской области, другим организациям, предприятиям и учреждениям.
     3. Государственным     заказчикам     Программы    совместно    с
администрацией Брянской области представлять ежегодно,  начиная с 1998
года,   в   установленном   порядке   на   рассмотрение   Комиссии  по
инвестиционным  конкурсам  при   Министерстве   экономики   Российской
Федерации проекты, включенные в Программу.
     Министерству экономики  Российской   Федерации   и   Министерству
финансов   Российской   Федерации   предусматривать  при  формировании
проектов   прогноза   социально-экономического   развития   Российской
Федерации  и  федерального  бюджета  выделение  средств для реализации
Программы  с  учетом  результатов  рассмотрения   проектов   указанной
Комиссией.
     4. Министерству  экономики  Российской  Федерации   совместно   с
другими   государственными   заказчиками  Программы  и  администрацией
Брянской области  ежегодно  представлять  в  Правительство  Российской
Федерации доклад о ходе реализации Программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации                           В.Черномырдин


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                     от 1 июля 1997 г.
                                                                 N 785

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
                           БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
                         НА 1998 - 2000 ГОДЫ

                               ПАСПОРТ
   Федеральной целевой программы социально-экономического развития
                  Брянской области на 1998-2000 годы

Наименование Программы            - Федеральная целевая программа
                                    социально-экономического
                                    развития Брянской области на
                                    1998-2000 годы

Основание для разработки          - постановление Правительства
Программы                           Российской Федерации от
                                    30 октября 1996 г. N 1286
                                    "О государственной поддержке
                                    социально-экономического
                                    развития Брянской области в
                                    1997-2000 годах"

Государственный                   - Министерство       экономики
заказчик-координатор Программы      Российской Федерации

Заказчики подпрограмм             - Министерство      Российской
                                    Федерации      по      делам
                                    гражданской         обороны,
                                    чрезвычайным   ситуациям   и
                                    ликвидации       последствий
                                    стихийных   бедствий   -  по
                                    вопросам  социальной  защиты
                                    населения   от   последствий
                                    радиоактивного     поражения
                                    территорий    в   результате
                                    аварии на Чернобыльской АЭС;
                                    Государственный      комитет
                                    Российской   Федерации    по
                                    жилищной    и   строительной
                                    политике   -   по   вопросам
                                    жилищного   строительства  и
                                    развития       строительного
                                    комплекса;
                                    Министерство       сельского
                                    хозяйства  и  продовольствия
                                    Российской  Федерации  -  по
                                    вопросам            развития
                                    агропромышленного комплекса;
                                    Министерство    топлива    и
                                    энергетики        Российской
                                    Федерации   -   по  вопросам
                                    развития
                                    топливно-энергетического
                                    комплекса;
                                    Министерство      транспорта
                                    Российской        Федерации,
                                    Министерство путей сообщения
                                    Российской        Федерации,
                                    Федеральная      авиационная
                                    служба России - по  вопросам
                                    развития транспорта

Основной разработчик              - Комитет по     экономической
Программы                           политике       администрации
                                    Брянской области

Цели и   задачи   Программы,      - Программа разработана      с
важнейшие целевые показатели        целью             достижения
                                    стабилизации        развития
                                    экономики  области,  решения
                                    неотложных        социальных
                                    проблем,  развития важнейших
                                    сфер  народно-хозяйственного
                                    комплекса   (промышленности,
                                    сельского, водного и лесного
                                    хозяйства),        повышения
                                    жизненного уровня населения,
                                    оздоровления
                                    санитарно-эпидемиологической
                                    и  экологической обстановки,
                                    совершенствования
                                    кредитно-финансовой системы,
                                    укрепления правопорядка.
                                    Основными задачами Программы
                                    являются:
                                    - достижение   финансовой  и
                                    экономической  стабилизации,
                                    обеспечение       социальной
                                    переориентации экономики;
                                    - смягчение       негативных
                                    социальных последствий спада
                                    производства,     социальная
                                    защита населения;
                                    - сокращение        секторов
                                    неэффективного производства,
                                    развитие          социальной
                                    инфраструктуры,   социальная
                                    защита населения;
                                    - целевая          поддержка
                                    приоритетных    отраслей   и
                                    производств,  стимулирование
                                    спроса на их продукцию;
                                    -               стабилизация
                                    сельскохозяйственного
                                    производства,      поддержка
                                    перерабатывающих    отраслей
                                    АПК, развитие альтернативных
                                    форм собственности;
                                    - решение      экологических
                                    проблем
                                    Результаты        реализации
                                    Программы           позволят
                                    стабилизировать
                                    экономическое       развитие
                                    области,     снизить      ее
                                    дотационность,       создать
                                    условия   для    структурной
                                    перестройки и реформирования
                                    экономики,          повысить
                                    жизненный уровень населения,
                                    снизить    безработицу,    в
                                    значительной         степени
                                    оздоровить     экологическую
                                    обстановку

Срок реализации Программы         - 1998-2000 годы

Перечень подпрограмм              - социальная защита  населения
                                    от               последствий
                                    радиоактивного     поражения
                                    территории;         развитие
                                    агропромышленного комплекса;
                                    вода   питьевая;  социальная
                                    защита  населения;  жилищное
                                    строительство;
                                    здравоохранение;
                                    образование;       культура;
                                    промышленная       политика;
                                    топливо      и      энергия;
                                    транспортная        система;
                                    развитие    средств   связи;
                                    лесное            хозяйство;
                                    газификация;        развитие
                                    инфраструктуры        рынка;
                                    оздоровление   экологической
                                    обстановки;  развитие  сферы
                                    коммунального   обслуживания
                                    населения;    торговля     и
                                    бытовые услуги

Исполнители подпрограмм    и      - администрация       Брянской
основных мероприятий                области,    предприятия    и
                                    организации Брянской области


                                    (млрд. рублей, в ценах 1996 г.)

Объемы и           источники      - всего - 15555,5
финансирования                      в том числе:
                                    федеральный бюджет - 4553,1
                                    бюджет области - 4258,6
                                    внебюджетные
                                    источники - 6743,8
                                    из них:
                                    собственные         средства
                                    предприятий,  организаций  и
                                    населения - 3274,9
                                    средства спонсоров - 2,7
                                    средства министерств       и
                                    ведомств - 622,5
                                    Федеральный дорожный    фонд
                                    Российской Федерации - 279,5
                                    Государственный         фонд
                                    занятости          населения
                                    Российской Федерации - 14,3
                                    другие          внебюджетные
                                    источники - 2549,9

Ожидаемые         результаты      - структурная    реконструкция
реализации Программы                хозяйственного     комплекса
                                    области  в  соответствии   с
                                    общероссийскими            и
                                    региональными    интересами,
                                    рост          благосостояния
                                    населения,  повышение уровня
                                    его занятости,  стабилизация
                                    темпов        экономического
                                    развития,       оздоровление
                                    экологической обстановки

Система организации контроля      - администрация       Брянской
за реализацией Программы            области       вместе       с
                                    государственными заказчиками
                                    Программы           ежегодно
                                    представляет в  Министерство
                                    экономики         Российской
                                    Федерации   и   Министерство
                                    финансов          Российской
                                    Федерации  доклад   о   ходе
                                    выполнения       мероприятий
                                    Программы  и   эффективности
                                    использования     финансовых
                                    средств

                               ВВЕДЕНИЕ

     Основанием для    разработки    Федеральной   целевой   программы
социально-экономического развития Брянской области на  1998-2000  годы
является   постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  30
октября   1996   г.    N    1286    "О    государственной    поддержке
социально-экономического развития Брянской области в 1997-2000 годах".
     Программа разработана в  соответствии  с  порядком  разработки  и
реализации  федеральных  целевых программ и межгосударственных целевых
программ,  в осуществлении  которых  участвует  Российская  Федерация,
утвержденным  постановлением  Правительства Российской Федерации от 26
июня 1995 г.  N 594 "О реализации  Федерального  закона  "О  поставках
продукции для федеральных государственных нужд".
     Правовой основой   Программы   являются   положения   Конституции
Российской  Федерации,  правительственные  документы  о  разграничении
полномочий  и  предметов  ведения  федерального  центра  и   субъектов
Российской Федерации.
     Программа содержит три условия приоритетов и направлений, в целом
определяющих  характер  и  значимость проблем социально-экономического
развития области на 1998-2000 годы и обуславливающих приоритетность  и
уровень государственной поддержки для их решения:
     приоритетные, экономически и социально  значимые  для  Российской
Федерации;
     составляющие взаимосвязанные    приоритеты     федерального     и
регионального уровней;
     направления, реализация которых является прерогативой региона.
     Необходимость принятия  Программы  обусловлена  еще  и  тем,  что
данная  территория  в  наибольшей  степени  пострадала  от  аварии  на
Чернобыльской  АЭС  и  до  настоящего  времени  находится под огромным
воздействием последствий этой катастрофы.  В силу этого  возникновение
многих  проблем  экономического,  и особенно социального характера,  с
которыми сегодня сталкивается Брянская область,  в  значительной  мере
связано   именно   с   этим  обстоятельством.  Последствия  аварии  до
настоящего  времени  оказывают   депрессивное   влияние   на   регион,
отрицательно  влияют  на  темпы  его хозяйственного развития,  требуют
отвлечения  значительных  финансовых  и   материальных   ресурсов   на
ликвидацию последствий поражения территории.
     Основным критерием для включения в  состав  Программы  конкретных
направлений  и  проектов  послужила их приоритетность с учетом целей и
задач  социально-экономического  развития   страны,   определенных   в
Программе  Правительства  Российской  Федерации  "Реформы  и  развитие
российской экономики в 1995-1997 годах".  В связи с этим  Программа  в
основном  содержит  проекты,  реализация которых имеет преимущественно
общероссийское и межрегиональное значение.
     Разработка Программы  имеет целью повысить уровень обоснованности
краткосрочного прогноза экономического и социального развития области,
определить  основные  направления и пути решения народно-хозяйственных
проблем  и  более  эффективного  использования  всех  видов  ресурсов.
Программа содержит механизм и конкретные сроки выполнения мероприятий,
затраты на выполнение проектов, способы контроля за ходом реализации.

       1. Оценка социально-экономической ситуации и обоснование
            необходимости решения проблем развития области
                        программными методами

     Брянская область  -  один  из  наиболее  густонаселенных регионов
страны  и  ее  крупнейший  индустриальный  центр.  Население   области
составляет  1,48  млн.  человек,  в  том  числе городское - 1,013 млн.
человек и сельское - 0,467 млн. человек.
     В структуре  народного хозяйства области доминирующую роль играют
промышленность,   агропромышленный   комплекс,    лесное    хозяйство,
транспорт.
     В промышленности  наиболее  значимыми  являются   машиностроение,
металлообработка,      легкая,      пищевая,     деревообрабатывающая,
целлюлозно-бумажная отрасли, производство строительных материалов.
     В территориальном разделении труда Брянская область выступает как
крупный производитель и поставщик судовых изделий, дизель-генераторов,
маневровых    тепловозов,    рефрижераторных    секций,    передвижных
дизель-энергетических  станций,   автомобилей,   тракторов,   роторных
экскаваторов,     автокранов,    дорожностроительной,    ирригационной
сельскохозяйственной  техники,  сложной  радиоэлектронной  и   бытовой
техники, станков, технологического оборудования, стального и чугунного
литья,  цемента,  оконного стекла,  изделий из хрусталя и технического
стекла,  мебели,  велосипедов,  тканей,  трикотажа,  обуви, изделий из
натуральной кожи и другой продукции.
     Продукция области имеет выход на внешние рынки сбыта. За 1995 год
объем внешнеторгового оборота составил 205 млн.  долларов США,  в  том
числе экспорт - 66,4 млн.  долларов США,  импорт - 138,6 млн. долларов
США.  Значительную долю  в  структуре  экспорта  составляют  машины  и
оборудование  (автогрейдеры,  полупроводниковые  приборы,  микросхемы,
кинескопы,  запасные части к машинам  и  оборудованию).  Традиционными
внешнеторговыми  партнерами  являются  предприятия  стран  СНГ и фирмы
Италии, Германии, США, Польши, Великобритании, Дании, Болгарии, Китая.
В  области  создано  132  предприятия  с долевым участием иностранного
капитала.
     Производством сельскохозяйственной продукции в области занимаются
498   сельхозпредприятий.   На   селе    развиваются    новые    формы
хозяйствования, зарегистрировано 1415 фермерских хозяйств.
     Доля аграрного сектора в валовом региональном продукте составляет
около  30%.  Основными  направлениями производственной специализации в
сельском хозяйстве являются производство овощей,  зерна, мясо-молочное
животноводство.
     Важное место   в   народно-хозяйственном    комплексе    занимает
транспорт.   Протяженность   железных   дорог   достигает   1055   км,
автомобильных - 11,5 тыс.  км,  в том числе  8,9  тыс.  км  с  твердым
покрытием.
     Минерально-сырьевая база  Брянской  области  крайне   ограничена.
Промышленное значение имеют лишь запасы торфа,  сырья для производства
строительных  материалов  и   продукции   стекольной   промышленности,
фосфорсодержащие руды для производства минеральных удобрений.
     Покрытая лесом территория составляет 710,7 тыс. га.
     В настоящее    время,    когда    отвергаются    старые    методы
хозяйствования,  а  новые   еще   не   дают   заметных   положительных
результатов,  резко  обострились территориальные проблемы.  В Брянской
области  экономический  спад  охватил,  хотя  и  в   разной   степени,
практически  все отрасли народного хозяйства.  Сокращение производства
связывается главным образом с замедленными темпами его реформирования,
низкой  эффективностью  производимых реформ,  нарушением экономических
связей, уменьшением объемов инвестиций.
     В наибольшей  степени  кризисные  явления поразили промышленность
области.  Динамика объемов промышленного производства Брянской области
и  России  в  1992-1996  гг.  (в%  к  предыдущему  году)  складывалась
следующим образом:

                        1992 г.  1993 г.  1994 г.  1995 г.  1996 г.
Брянская область         81,0     76,7     64,8     91,0     79,2
Российская Федерация     86,0     83,0     78,0     97,0     95,0

     В 1996  году  объем  производства   промышленной   продукции   по
сравнению  с  1990  годом сократился почти на 72%.  Многие предприятия
останавливают  производство  частично   или   на   длительное   время.
Численность  работающих  в  промышленности  сократилась за 1996 год по
сравнению с 1995 годом на 18,3 тыс. человек, или на 14,8%.
     Растет доля  убыточных  предприятий.  За  1996  год  их  число  в
промышленности увеличилось в 1,5 раза и составило 44%  от общего числа
предприятий.
     Снижается также уровень рентабельности производства,  в 1996 году
он составил лишь 8,4% против 16,6% в 1995 г.
     Наряду с этим увеличивается доля убыточных предприятий и в других
сферах  народного  хозяйства  области.  В  1996  г.  она  возросла  по
сравнению с 1995 г.  в строительстве с 22%  до 56%,  на транспорте - с
43%  до 63%,  в сельском хозяйстве - с 59% до 83%. Общая сумма убытков
за 1996 год составила 535,5 млрд. рублей.
     В наиболее  сложном  положении  оказались  предприятия  легкой  и
текстильной  промышленности,  где  объем  производства  за  1996   год
сократился на 43,2%, 21 из 27 предприятий работали ниже уровня 1995 г.
Численность работающих в отрасли за 1996 год уменьшилась на 14,8%.
     Острая ситуация  сложилась  на предприятиях оборонного комплекса,
проводящих  конверсионную   перестройку   производства.   Только   два
оборонных  предприятия  превысили  объемы производства,  достигнутые в
1995 г.  Численность занятых в оборонной промышленности сократилась  в
1996 г. до 20,2 тыс. человек.
     Крайне негативное  влияние  на  финансовое  состояние   оборонных
предприятий    оказывает    необходимость    поддержания   федеральных
мобилизационных резервов.  В соответствии с  положениями  Федерального
закона   "О   государственном   материальном  резерве"  финансирование
расходов на эти цели должно осуществляться либо за  счет  федерального
бюджета,  либо за счет средств,  полученных от реализации материальных
ценностей государственного резерва. Однако фактически финансирование в
1996 г. не превышало 15% от потребности.
     В целом на  1  января  1997  года  кредиторская  задолженность  в
промышленности,  строительстве,  сельском  хозяйстве  и  на транспорте
достигла 3507,2 млрд.  рублей, в том числе просроченная - 2167,9 млрд.
рублей.
     Недопоступление средств    в    бюджет    области    привело    к
недофинансированию  ряда  приоритетных  мероприятий  и программ.  На 1
января  1997  года  объем  непрофинансированных  расходов  из  бюджета
области достиг 882,3 млрд.  рублей,  задолженность по заработной плате
работникам бюджетной сферы составила около 85,0 млрд. рублей.
     Сложно и  противоречиво проходит реформирование агропромышленного
комплекса.
     Здесь реформа  осуществляется в условиях,  для которых характерны
неустойчивость    производственно-хозяйственных     связей,     утрата
государственного  контроля  за  ценами  и  оплатой  труда,  удорожание
кредитных  ресурсов,   сокращение   государственного   субсидирования,
снижение  покупательной  способности потребителей сельскохозяйственной
продукции,      рост       неплатежей       между       предприятиями,
неконкуренто-способность продукции агропромышленного комплекса.
     До недавнего времени  Брянская  область  была  самодостаточной  в
обеспечении  населения и промышленности основными продуктами сельского
хозяйства.  Однако  с  1994  г.  сельскохозяйственное  производство  в
области является убыточным.  В 1996 г.  более 80% сельскохозяйственных
предприятий закончили год с  убытками,  их  долги  почти  в  три  раза
превысили дебиторскую задолженность. Уровень доходности предприятий не
позволяет им вести расширенное производство,  поддерживать и обновлять
материальную   базу,   своевременно   рассчитываться  с  поставщиками,
подрядчиками,  банками  и  работниками.  На   1   января   1997   года
кредиторская  задолженность сельскохозяйственных предприятий составила
более 370  млрд.  рублей.  Валовое  производство  сельскохозяйственной
продукции  в  1996 г.  составило по сравнению с 1995 г.  101%.  Но это
увеличение достигнуто в основном за счет роста производства  в  личных
подсобных   хозяйствах   граждан.   В   общественном   секторе   объем
производства сократился на 12%.  Сократился также валовый  сбор  зерна
(на 20%), сахарной свеклы (на 5%), размер посевных площадей уменьшился
на 8%.
     Сохраняется напряженная ситуация в животноводстве.  В 1996 г.  во
всех категориях хозяйств поголовье крупного рогатого  скота  и  свиней
уменьшилось  на  14-16%.  Валовое производство мяса и молока в 1996 г.
снизилось соответственно на 10% и 25% по сравнению с 1995 г. В расчете
на душу населения производство мяса снизилось на 5%,  молока - на 15%,
яиц - на 3%.  Спад производства сопровождается ухудшением технического
состояния  отрасли.  За  последние  5  лет  поступление техники в село
сократилось в 25 раз. В результате в области сложилась острая ситуация
с  обеспечением  населения  основными  продуктами питания и сырьем для
перерабатывающих   отраслей   АПК   (мясной,   молочной,   консервной,
крахмало-паточной), в которых производство продукции имеет тенденцию к
стабильному снижению.
     Существенное сокращение    темпов    развития   агропромышленного
комплекса области во многом объясняется тяжелой  социальной  ситуацией
на селе, а также тем обстоятельством, что почти 43% территории области
пострадало от аварии  на  ЧАЭС,  из  хозяйственного  оборота  выведена
значительная   часть   сельскохозяйственных   угодий,   лесов,  водных
источников.  Все  это  является  одной  из  главных  причин  спада   в
производстве  сырья  и  продовольствия,  сокращения  посевных площадей
зерновых,  картофеля,  сахарной  свеклы  и  других  культур,  снижения
поголовья    скота,    кризиса   в   финансовом   положении   сельских
товаропроизводителей,  резкого  сокращения  инвестиций,   формирования
нецивилизованного продовольственного рынка.
     Необходимо также    отметить,    что    возникновение     проблем
самообеспечения Брянской области основными продуктами питания и сырьем
для  перерабатывающих  отраслей  АПК  также   связано   с   тем,   что
определенная,   нередко   значительная,   часть   сельскохозяйственной
продукции,  особенно произведенной в  юго-западных  районах,  теряется
из-за  отсутствия  мощностей  и соответствующих современных технологий
для ее переработки.
     Экономический спад  и  стагнация производства практически во всех
отраслях  народного  хозяйства,  низкая  эффективность   хозяйственной
деятельности  резко  снизили  наполняемость областного бюджета и,  как
следствие этого,  возможности региона в решении неотложных  социальных
проблем,  возникновение  которых также в значительной мере обусловлено
аварией на ЧАЭС.
     В зоне  поражения  оказались  22  района,  два  города областного
значения,  1335 населенных пунктов. На пораженной радиацией территории
проживает  484,6 тыс.  человек.  Большая часть населения области в той
или мере  испытывает  влияние  последствий  аварии.  В  области  стало
наблюдаться  падение  рождаемости  (коэффициент рождаемости снизился с
12,0 на 1000 жителей в 1991 году  до  8,7  в  1996  году),  возрастает
уровень смертности,  коэффициент естественной убыли населения составил
в 1996 году 6,7 человека на 1000 жителей (по России  -  4,9).  С  1991
года,  когда прирост населения впервые стал отрицательным, коэффициент
естественной убыли населения увеличился в 6,7 раза.
     Одной из  самых острых социально-демографических проблем является
высокий уровень младенческой смертности,  составивший в 1996 году 16,2
умерших  на  1000  родившихся  детей.  В  результате  неблагоприятного
развития демографических процессов возрастает  доля  лиц  в  возрасте,
старше   трудоспособного,  составляющая  24,4%  от  общей  численности
населения (по России - 20,1%).
     В области  наблюдается  рост  негативных  тенденций  в  состоянии
здоровья населения.  На  первое  место  вышли  заболевания  щитовидной
железы  (ежегодный прирост по области - 12%),  отмечен прогрессирующий
рост заболеваний туберкулезом (49,6 случаев заболеваний  на  100  тыс.
жителей в 1996 году против 44,5 в 1995 году).
     В большинстве районов, особенно в зоне радиационного загрязнения,
увеличился    рост    заболеваемости   эндокринной   системы,   крови,
пищеварения,  органов  дыхания.  Отмечен  резкий  рост  онкологических
заболеваний, особенно среди детей.
     В Брянской  области  реализуется  комплекс  федеральных   целевых
программ,  в  том  числе  "Единая  государственная программа по защите
населения   Российской   Федерации    от    воздействия    последствий
чернобыльской  катастрофы на 1992-1995 годы и на период до 2000 года",
"Дети Чернобыля" и  другие,  направленных  на  ликвидацию  последствий
аварии,   смягчение   экологической   ситуации  и  решение  неотложных
социальных проблем.
     Вместе с  тем,  за последние годы наметилась тенденция сокращения
средств,  выделяемых  из  федерального  бюджета,  на  выполнение  этих
программ.  В  1996  году  размер  государственной  поддержки  программ
составил  60%  от  уровня  1995  года,  а   финансирование   программы
"Чернобыль"  сократилось  на  84%.  В  целом же объем централизованных
средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета, уменьшился по
сравнению с 1991 г. в 10 раз.
     В 1996  г.  недофинансирование   капитального   строительства   в
социальной   сфере   привело   к  сокращению  ввода  жилья  на  38,3%,
общеобразовательных школ на 85,9%,  детских дошкольных  учреждений  на
40,8%,  амбулаторий  и поликлиник на 73,3%  по сравнению с 1995 годом.
Общий объем капитальных вложений,  направленных на развитие социальной
сферы,  был  в  1996  году  на  42,3%  ниже,  чем  в  1995 г.  Все это
отрицательно   сказывается   на   завершении   обустройства   жителей,
переселившихся    из   загрязненных   районов,   развитии   социальной
инфраструктуры пострадавших территорий.
     В условиях спада производства ухудшается ситуация на рынке труда.
Численность лиц,  не занятых в экономике,  но активно ищущих работу  и
квалифицирующихся  как  безработные,  к концу 1996 года составила 66,5
тыс.  человек,  или  10,5%   трудоспособного   населения.   Официально
зарегистрированы  в  органах службы занятости 37,7 тыс.  человек,  или
5,9%  трудоспособного населения.  Негативная  тенденция  в  нарастании
безработицы  продолжает  сохраняться.  По прогнозу,  к концу 1997 года
уровень официальной безработицы может составить 8,1%.
     Тяжелое финансовое   положение  вынуждает  предприятия  сокращать
рабочую неделю,  приостанавливать работу  на  длительное  время,  т.е.
имеет место скрытая безработица. В режиме неполного рабочего времени в
течение 1996 года работало 35,2 тыс.  человек (7,2% от среднесписочной
численности   работающих),   в   вынужденных  отпусках  по  инициативе
администрации находилось 70 тыс.  человек  (14,0%  от  среднесписочной
численности  работающих).  В  декабре  1996  года  на  одну заявленную
работодателями вакансию приходилось 45 человек,  зарегистрированных  в
органах  службы занятости в качестве безработных,  что свидетельствует
об очень напряженной ситуации на рынке труда в области.
     Численность населения   с  доходами  ниже  прожиточного  минимума
продолжает возрастать.  В конце 1996 года она составила 28,7% от числа
жителей  области.  В Брянской области средний уровень заработной платы
ниже,  чем в соседних регионах и  в  целом  по  Российской  Федерации.
Средняя заработная плата в 1996 году составила 445 тыс. рублей.
     Анализ проблем развития Брянской области и  оценка  состояния  ее
производительных  сил  свидетельствуют о том,  что в области сложилась
весьма напряженная социально-экономическая ситуация. Кризисные явления
в  развитии  экономики  области  сопровождаются  замедленными  темпами
социального прогресса.  Наметилась  тенденция  снижения  уровня  жизни
населения.   За  последнее  время  сократилось  выделение  средств  из
федерального бюджета для решения приоритетных  социально-экономических
проблем общегосударственной значимости.
     Имея относительно низкий уровень развития материально-технической
базы  объектов  и учреждений социальной сферы,  область не в состоянии
самостоятельно справиться со многими социальными проблемами  даже  при
значительном расширении источников формирования регионального бюджета.
Поэтому необходимо усилить централизованную государственную  поддержку
в   реализации   социально   значимых   программ   -  здравоохранения,
образования, строительства жилья, социальной защиты населения.
     Деятельность администрации   области  направлена  на  сглаживание
критической ситуации в экономике и стабилизацию  уровня  производства.
Область  поддерживает  функционирование  и  реформирование  экономики,
сохраняет социально-политическую стабильность.  Однако ей  не  удается
обеспечить  необходимое финансирование многих инвестиционных программ,
направленных на  повышение  социально-экономического  уровня  развития
региона  и  достижение стабильного уровня жизни граждан с тенденцией к
его  устойчивому  росту.   Это   обуславливает   необходимость   более
значительного   участия   федеральных   органов  власти  в  реализации
мероприятий Программы.

            2. Концепция социально-экономического развития

     Определение принципиальных  направлений  социально-экономического
развития Брянской области на  1998-2000  годы  основывается  на  учете
объективно   действующих   территориальных   факторов,   которые   уже
длительное  время  оказывают  и  в  ближайшие  годы  будут   оказывать
серьезное  отрицательное  влияние  на  темпы и масштабы реформирования
экономики области, решение социальных проблем.
     Необходимо признать,  что  с  1986 года Брянская область является
зоной экологического бедствия.  В результате аварии  на  Чернобыльской
АЭС   область   потеряла   значительную   часть  своего  национального
богатства.   Из   хозяйственного    оборота    практически    выведены
сельскохозяйственные    угодья,   пашня,   леса,   водные   источники,
расположенные на  территории  двадцати  двух  юго-западных  районов  с
высоким  радиоактивным  загрязнением местности,  где в настоящее время
проживает более 450 тыс.  человек,  нуждающихся в постоянной помощи  и
социальной поддержке.
     Такие масштабные потери  не  могли  не  отразиться  на  стартовых
условиях вхождения Брянской области в новые условия хозяйствования.
     В связи  с  возникшей  необходимостью  безотлагательного  решения
проблем,  связанных  с  отселением  жителей  с  зараженных территорий,
оказанием повышенной медицинской и других видов социальной помощи всем
жителям  области,  проведением  крупных  мероприятий по дезактивации и
дегазации     местности,     потребовалась     переориентация     всей
финансово-хозяйственной   политики  области  в  сторону  максимального
увеличения объемов ресурсов,  направляемых на  ликвидацию  последствий
аварии.  За  истекшие  годы  в  этом  вопросе достигнуты положительные
результаты.  Вместе с тем,  экологическая и  социальная  обстановка  в
области  остается достаточно острой и даже при значительном расширении
источников  формирования  регионального  бюджета  область  пока  не  в
состоянии  самостоятельно  справиться  с  социальными и экологическими
проблемами,  поскольку ограниченность областного бюджета не  позволяет
обеспечить необходимое финансирование многих программ.
     Отвлечение значительных  ресурсов  из  регионального  бюджета  на
ликвидацию последствий чернобыльской аварии производится, как правило,
за счет сокращения размеров финансовой поддержки других сфер народного
хозяйства, что приводит к их хроническому недофинансированию.
     Это обстоятельство является одной  из  основных  причин  снижения
темпов  вхождения  экономики Брянской области в новые рыночные условия
хозяйствования,  низкой  эффективности   проводимых   реформ,   слабой
наполняемости,    а    также    дотационности    областного   бюджета,
недостаточного участия области  в  межрегиональном  разделении  труда.
Такое положение в экономике области сохраняется все последние годы.
     Поэтому без масштабного увеличения финансовой помощи и  поддержки
со   стороны   государства   и  повышения  размеров  централизованного
обеспечения  федеральных  программ,  реализуемых  на  ее   территории,
Брянская  область  еще  долгие  годы не сможет обеспечить устойчивое и
динамичное  развитие  экономики  и  достигнуть  социально  приемлемого
уровня жизни граждан.
     Другим важным фактором,  существенно тормозящим  ход  структурной
перестройки  экономики  области  и  снижающим эффективность проводимых
преобразований,  является  исключительно  высокая  доля  в   структуре
промышленности   предприятий   оборонного   профиля.  Конверсирование,
техническое  перевооружение   и   реформирование   производства,   его
переориентация   на   выпуск   социально   необходимой,   экономически
целесообразной продукции проходят в этой сфере медленно и  болезненно,
с   высокими   затратами  ресурсов.  Поэтому  большинство  предприятий
оборонного  комплекса  находится  в  состоянии  глубокого  финансового
кризиса,  дотационны и нуждаются в поддержке.  Ограниченные финансовые
возможности многих оборонных предприятий пока не позволяют им  активно
участвовать в формировании и наполнении областного бюджета.
     Необходимо также  отметить,  что  процесс  формирования  рыночных
отношений  пока  координально  не  изменил  экономическую  ситуацию  в
области.  Здесь  еще не установились качественно новые взаимоотношения
между товаропроизводителями,  рыночные  реформы  происходят  медленно,
периоды   некоторого  улучшения  в  экономике  сменяются  объективными
трудностями.  Из-за несовершенства законов  и  нормативных  документов
пока   не  полностью  разработаны  правовые  и  экономические  условия
развития  рыночных  отношений,   что   также   снижает   эффективность
проводимых реформ.
     Социально ориентированная Программа  в  значительной  мере  будет
способствовать  решению  неотложных задач в социальной и экономической
сферах за счет выбора приоритетных  направлений  развития,  реализация
которых  позволит  поднять  уровень  самообеспечения области основными
продуктами питания,  товарами народного потребления,  энергоресурсами,
что значительно снизит дотационную зависимость региона.
     В  период  до  2000  года  важнейшими приоритетами развития на
региональном уровне будут:
     стабилизация развития    и    финансовая    поддержка    отраслей
промышленности,  способствующих насыщению внутреннего и внешнего рынка
товарами народного потребления и услугами;
     стабилизация сельскохозяйственного     производства,     создание
современной базы по переработке и хранению продукции АПК;
     поддержка развития  всех   систем   транспортно-коммуникационного
комплекса;
     поддержка жилищного строительства,  здравоохранения, образования,
науки, культуры;
     решение проблемы трудообеспечения населения.
     В 1998-2000     годах     процесс     реформирования    структуры
производственного потенциала области будет направлен в первую  очередь
на  устранение  диспропорций  и несоответствий в развитии предприятий,
допущенных в прошлые  периоды,  на  более  рациональное  использование
ресурсов,   улучшение   межотраслевых   связей.   Рост   промышленного
производства   в   области   намечается   преимущественно   за    счет
реконструкции  и  технического перевооружения действующих предприятий.
Новое  промышленное  строительство  будет  проводиться  с   достаточно
большими   ограничениями  и  допустимо  только  в  рамках  сложившейся
специализации,  а также для  обслуживающих  отраслей,  удовлетворяющих
потребности   народного   хозяйства   и   населения   и   использующих
преимущественно   местное   сырье   (пищевая,    деревообрабатывающая,
промышленность строительных материалов).
     Централизованная финансовая поддержка может быть  оказана  легкой
промышленности.   Что  же  касается  базовых  отраслей  промышленности
области (машиностроение,  металлообработка,  электроника и др.), то их
дальнейшее  развитие ставится в зависимости от возможности предприятий
привлекать государственных и коммерческих  инвесторов  для  реализации
конкретных  проектов.  В  настоящее  время  в  области разрабатывается
программа  привлечения  средств  для  развития  машиностроительных   и
оборонных предприятий за счет банковских кредитов.
     В период  реализации  Программы  приоритетными  направлениями   в
развитии промышленности области станут:
     развитие на  оборонных  предприятиях   производства   гражданской
продукции,  в  том  числе  товаров  народного  потребления,  в  рамках
федеральной и региональной целевых конверсионных программ;
     разработка и     реализация    концепции    областных    заказов,
финансируемых  за  счет  средств   областных   и   местных   бюджетов,
направленных на производство продукции для социально значимых нужд;
     совершенствование управления  и  организации производства за счет
преодоления экономической и организационной разобщенности предприятий;
     развитие лизинговой деятельности в  сфере  поставок  оборудования
для легкой промышленности;
     улучшение использования лесосечного фонда и обеспечения  жесткого
контроля  за  выполнением технологии лесопользования в целях получения
максимальных доходов от лесных ресурсов.
     При реализации  направлений  развития  промышленного производства
Брянской области основные усилия  будут  сосредоточены  на  достижении
стабильной    работы    предприятий,    их    переводе    на    выпуск
конкурентоспособной продукции.
     При этом   необходимо   будет  ориентироваться  на  кооперацию  с
предприятиями и коммерческими структурами других  регионов  Российской
Федерации,   что   предполагает   финансирование  отраслевых  проектов
совместно с заинтересованными потребителями продукции.
     Решающую роль  для  успешного развития промышленного производства
области  в  период  до  2000  года  будет  играть  формирование  новых
структур, основанных на различных формах собственности.
     Расчеты показывают,  что   на   реализацию   программы   развития
промышленного  производства  области в 1998-2000 гг.  необходимо около
860 млрд.  рублей. По имеющимся оценкам, за этот период машиностроение
достигнет  стабилизации  производства  основной продукции,  осуществит
выполнение важнейших конверсионных программ  с  освоением  выпуска  ее
новых  конкурентоспособных  видов.  В легкой промышленности произойдет
рост  производства  за  счет  увеличения  выпуска  социально  значимых
изделий.   В  целом  это  позволит  получить  значительные  финансовые
ресурсы,  в том числе валютные,  улучшит  наполняемость  регионального
бюджета.
     Агропромышленный комплекс  сохранит  ведущее  место  в  экономике
области.  В  период  до  2000  года  при финансовой поддержке сельских
товаропроизводителей   будут   осуществлены   меры   по    активизации
структурной    перестройки    аграрного    сектора,   углублению   его
специализации,  проведению  земельной   реформы,   созданию   рыночной
инфраструктуры.     Это    позволит    стабилизировать    производство
сельскохозяйственной продукции и создаст условия для  ее  последующего
роста.
     В период до 2000 года основные задачи развития АПК области и  его
структурной  перестройки  будут  заключаться  в  создании  условий для
достижения  продовольственной   обеспеченности   населения   основными
продуктами   питания;   приоритетном  направлении  инвестиций  в  АПК,
перерабатывающие  и  обслуживающие  предприятия,  их  реконструкцию  и
техническое   перевооружение;   создании  механизмов  и  структур  для
реализации товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции.
     Финансовые ресурсы   будут   направляться  в  первую  очередь  на
выполнение утвержденных  федеральных  программ  -  "Плодородие  почв",
"Сахар",    "Лен",    "Птицеводство",    "Свиноводство",    "Племенное
животноводство",  "Развитие  фермерских   хозяйств",   "Социальное   и
инженерное    переустройство    села",   мероприятий   по   увеличению
производства  продовольственной  пшеницы,  переработки   картофеля   в
юго-западных районах,  мясного скотоводства, развитию личных подсобных
хозяйств.
     Будет осуществлена   централизованная   поддержка  из  областного
бюджета  в  виде  государственного  заказа   на   сельскохозяйственную
продукцию  с  выплатой аванса по зерну и сахарной свекле на конкурсной
основе.  Дотации на животноводческую продукцию будут осуществляться  в
зависимости  от  качества и сроков ее поставки,  уровня продуктивности
животноводства и эффективности использования средств. Централизованная
поддержка  будет  оказываться крупным специализированным предприятиям,
сохранившим материально-техническую  базу  и  обеспечивающим  основную
долю  поставок  продукции  в  региональный фонд.  Сельскохозяйственным
предприятиям,   которые   не   смогут   самостоятельно    осуществлять
структурную   перестройку   производства,   будет   оказана  помощь  в
реформировании.  На их базе могут  быть  созданы  сельскохозяйственные
кооперативы,   фермерские   хозяйства,   ассоциации  личных  подсобных
хозяйств и другие формирования, основанные на частной собственности на
землю и средства производства.
     В направлениях инвестиционной политики на селе предпочтение будет
отдано:
     социальному и инженерному обустройству села, решению проблемы его
газификации;
     сохранению и повышению плодородия земель;
     созданию безопасных   условий   проживания   и  агропромышленного
производства в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС;
     реконструкции и     техническому    перевооружению    действующих
предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
     В Программе  решение  проблем  сельскохозяйственного производства
является одним из основных приоритетов.  Расчеты показывают,  что  для
реализации   социально-значимой   программы  развития  АПК  области  в
1998-2000 годах потребуется около  2000  млрд.  рублей,  что  позволит
стабилизировать  производство сельскохозяйственной продукции,  создаст
условия  для  ее  последующего  роста  и  достижения  производственной
обеспеченности  области.  С  учетом важности инфраструктурных отраслей
для  развития  экономики  области  в  период   1998-2000   гг.   будет
оказываться централизованная поддержка всем видам транспорта, особенно
пассажирскому,  развитию  дорожного   хозяйства,   средств   связи   и
информатики.
     Приоритетными направлениями развития  транспортно-информационного
комплекса области являются:
     закрытие или консервация малоэффективных участков и хозяйственных
веток железной дороги;
     строительство железнодорожного перехода на границе с Украиной;
     расширение сферы коммерческих услуг автотранспортников;
     создание свободной таможенной зоны "Аэропорт-Брянск";
     изучение возможности  создания на базе Брянского железнодорожного
узла    Международного    железнодорожного    узла,    обеспечивающего

Страницы: 1  2