Страницы: 1 2 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2000 ГОДЫ (ЧАСТЬ 4) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 1 июля 1997 г. N 785 (Д) Проект N 95. "Поддержка малого бизнеса и предпринимательства" Деятельность мелких коммерсантов и предпринимателей в области наталкивается на ряд трудностей и нерешенных проблем. К ним в первую очередь относятся: неопределенность и недостаточность законодательной базы; дефицит начального капитала и трудности в получении банковских кредитов; нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; сложности с арендой производственных площадей, высокая арендная плата. Областная программа поддержки малого предпринимательства на 1998-2000 гг. предусматривает целесообразную поддержку малых предприятий с учетом сложившейся схемы размещения производственных сил по районам области и социально-экономический прогноз развития области на этот период для определения круга проблем, решаемых с помощью малых предприятий, а именно: включение молодежи в предпринимательское движение, создание инфраструктуры малого бизнеса для молодежи. Основными направлениями подпрограммы являются создание в области лизинговой компании, поддержка и развитие наукоемких производств, ориентированных на конверсионные технологии, переработка и хранение сельхозпродуктов, переработка древесины, производство экологически чистых продуктов питания, создание и совершенствование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства, укрепление инфраструктуры малого бизнеса, социальная защита и обеспечение безопасности малого предпринимательства. Развитие малого бизнеса и предпринимательства может значительно ослабить кризисные явления в экономике области, повысить занятость населения и снизить таким образом социальную напряженность. В результате укрепления малого бизнеса будут созданы реальные предпосылки для формирования среднего класса, который станет опорой социальной стабильности в регионе. Сфера малого бизнеса не является пока определяющей на рынке труда области. Тем не менее, малый бизнес уже доказал свою значимость в снижении роста безработицы в области. Для реализации мероприятий проекта по поддержке малого бизнеса и предпринимательства необходимо 53,0 млрд. рублей на 1998-2000 гг., в том числе из федерального бюджета - 26,5 млрд. рублей, из областного бюджета - 13,2 млрд. рублей и 13,25 млрд. рублей - прочие источники финансирования. Исполнитель проекта - администрация Брянской области. 6. Направления социально-экономического развития Брянской области, составляющие приоритеты регионального уровня 6.1. Подпрограмма "Оздоровление экологической обстановки" Экологическая обстановка в Брянской области остается напряженной. Продолжается рост выбросов в атмосферу вредных веществ от стационарных и передвижных источников. Остается потенциальная опасность радиоактивного загрязнения природной среды, вызванная аварией на Чернобыльской АЭС. Содержание в воде основных загрязняющих веществ остается достаточно высоким. Концентрация тяжелых металлов в воде основных водотоков области во многих случаях превышает ПДК. Объем сброса в водоемы области без очистки или недостаточно очищенных сточных вод продолжает увеличиваться. В 1995 году общий коэффициент рождаемости в Брянской области составил 9,2 на 1000 человек населения, а смертности - 15,8. В прошедший год число умерших в 1,7 раза превысило число родившихся. В последние годы в области наметилась тенденция к устойчивому падению продолжительности жизни людей. Так, если в 1990 году средняя продолжительность жизни составляла: для мужчин - 64,3 года, для женщин - 75,5 года, то в 1995 году - 58,7 и 72,6 года соответственно. За 1986-1995 годы областные показатели смертности трудоспособного населения возросли в 1,4 раза и являются одним из самых высоких в стране. Причиной по заключению специалистов в значительной степени является неблагоприятная экологическая ситуация. Подпрограмма оздоровления экологической обстановки Брянской области разработана в соответствии с распоряжением Президента РСФСР от 2 ноября 1991 г. N 70-рп, распоряжением Совета Министров РСФСР от 5 ноября 1991 г. N 1149-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 1992 г. N 505 "Об утверждении Порядка инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 1992 г. N 600 "О Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации". На реализацию подпрограммы необходимо 56,0 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 5,82 млрд. рублей, из средств бюджета области - 43,1 млрд. рублей. Проект N 96. "Защита населения и окружающей среды от диоксинов" Обеспечение защиты окружающей среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов является одним из наиболее важных и неотложных вопросов в охране природы Брянской области. Область располагает развитой промышленностью, здесь есть объекты и технологические процессы, в результате деятельности которых образуются диоксины и диоксиновые токсиканты. Микропримеси диоксинов, характеризующиеся комплексом необычных физико-химических свойств и уникальной биологической активностью, являются одной из причин долговременного заражения биосферы. Это представляет более серьезную опасность, чем заражение природы другими токсическими веществами. В области разработан комплекс мероприятий по защите окружающей среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на период до 2005 года, направленных на снижение заболеваемости населения, повышение качества продуктов питания, питьевой воды, защиту здоровья и генофонда. Для предотвращения критических уровней концентрации диоксинов в гидросфере и литосфере на территории Брянской области необходимо осуществить комплекс следующих мероприятий: провести детальную инвентаризацию объектов, являющихся источниками поступления диоксинов и фуранов в природную среду; организовать мониторинг диоксинов; разработать и осуществить комплекс мероприятий по снижению уровня загрязнения среды обитания диоксинами и фуранами. В результате реализации мероприятий проекта в области созданы основы для нормативного и экономического регулирования охраны окружающей среды с исключением образования диоксинов как в самой продукции, так и на всех стадиях ее производства и утилизации. Расчеты показывают, что экономическая эффективность проекта по снижению возможного экологического ущерба от воздействия диоксинов и диоксиноподобных токсинов на окружающую природную среду и здоровье населения может составить несколько десятков триллионов рублей. На реализацию проекта в 1998-2000 гг. необходимо 0,4 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 0,1 млрд. рублей. Исполнитель проекта - администрация Брянской области. Проект N 97. "Защита территории Брянской области от опасных промышленных и бытовых отходов" Основным источником загрязнения окружающей среды в Брянской области являются отходы, образующиеся при добыче и переработке природного сырья, производства продукции промышленности и сельского хозяйства, а также отходы жизнедеятельности человека. Ежегодно в Брянской области образуется не менее 950 тыс. тонн твердых бытовых отходов, 930 тонн изношенных покрышек, более 240 тыс. тонн ила с очистных сооружений, 80 тыс. тонн золы ТЭЦ, 4 тыс. тонн известкового и гальванического шлама. В хранилищах предприятий накоплено более 1,4 тыс. тонн гальванических шлаков, 380 тонн пришедших в негодность пестицидов, в золоотвале Брянской ГРЭС размещено 300000 тонн золошлаковых отходов, в хвостохранилище Брянского фосфоритного завода хранится 28000 тыс. тонн глауконитовых песков. В области отсутствуют установки по утилизации опасных медицинских, нефтешламовых отходов и нефтепродуктов. Большинство свалок для размещения твердых бытовых отходов не обустроены в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. В области принято постановление о проведении эксперимента по обращению с отходами производства и потребления на территории области. Вместе с тем вопросы утилизации отходов производства на территории области требуют принятия более радикальных мер. В целях создания нормативной и технологической базы для реализации единой политики в сфере утилизации отходов, обеспечения стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды отходами, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот необходима реализация данного проекта. Ожидаемыми результатами от выполнения проекта являются: эффективный контроль и мониторинг влияния отходов на состояние окружающей среды и здоровье населения; уменьшение и локализация негативного воздействия отходов на окружающую природную среду; производство пользующейся спросом продукции, изготовляемой с применением отходов; экономия сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный оборот. На реализацию проекта в 1998-2000 гг. потребуются финансовые ресурсы в объеме 50,4 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 4,8 млрд. рублей, средств областного бюджета - 40,6 млрд. рублей. Исполнитель проекта - администрация Брянской области. Проект N 98. "Экологическое просвещение и образование населения Брянской области" По результатам интегральной оценки экологического состояния территории с учетом всех видов воздействий Брянская область относится к четырем регионам России с высокой степенью экологической напряженности. Возникновение экологических проблем здесь обусловлено прежде всего социально-экономическими факторами, в связи с чем решение экологических проблем не может быть осуществлено только техническими средствами. Экологическая обстановка, сложившаяся в области, демонстрирует быстро прогрессирующее обострение взаимоотношений природы и общества. Воздействие человека настолько быстро меняет среду обитания, что обратное влияние заменяющихся условий на жизнь людей становится определяющим фактором их судьбы. Выход из кризиса видится в повышении культурного уровня общества, в развитии системы воспитания и образования. В связи с этим усиливается значимость подготовки и реализации прогрессивной, отвечающей современным требованиям жизни и выживания, программы экологического образования, воспитания и просвещения населения, а также подготовки кадров для природоохранных органов и работников народного образования. Экологическое образование и просвещение являются эффективным только при условии их непрерывности и вовлечения в этот процесс всех членов общества. В целях решения экологических проблем Правительством Российской Федерации принято специальное постановление от 3 ноября 1994 г. N 1208 "О мерах по улучшению экологического образования населения". В феврале 1996 г. между Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и администрацией Брянской области было заключено соглашение о совместной деятельности по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1208, согласно которому в области создается система всеобщего непрерывного экологического образования населения. Создание такой системы включает: привлечение, объединение и эффективное использование интеллектуальных и финансовых ресурсов для создания инфраструктуры системы всеобщего непрерывного экологического образования и поддержки экологической инициативы граждан; формирование и совершенствование нормативно-правовой базы всеобщего экологического образования и защиты экологических прав граждан; создание и развитие инфраструктуры всеобщего непрерывного экологического образования населения; создание и развитие системы информационно-просветительской поддержки экологического образования населения; формирование и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в области экологического образования населения; формирование и развитие системы обязательной экологической подготовки кадров управления и производства; организация и осуществление издательской деятельности в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. В результате реализации мероприятий проекта будут созданы благоприятные условия для формирования общественного экологического сознания и постоянного повышения уровня экологической культуры населения. В денежном выражении выразить эффект от реализации проекта не представляется возможным. Однако очевидно, что область получит ощутимые социально-эколого-экономические результаты, выражаемые как в сокращении прямых и косвенных экономических потерь, так и в улучшении состояния среды обитания и здоровья населения. Для финансирования проекта необходимо 4,0 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 0,7 млрд. рублей, из областного бюджета - 1,7 млрд. рублей. Исполнитель проекта - администрация Брянской области. Проект N 99. "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий, включая заповедник "Брянский лес" Проект направлен на поддержку государственного природного заповедника "Брянский лес", существующей вокруг него охранной зоны, ландшафтных заказников и памятников природы, других существующих и перспективных для создания особо охраняемых природных территорий областного значения в целях поддержания экологического разнообразия, сохранения типичных и уникальных природных комплексов региона и их использования в научных, просветительских и рекреационных целях. Основными направлениями работы проекта являются: обеспечение развития сети особо охраняемых природных территорий как резерваторов дикой природы Брянской области; обеспечение надежной охраны объектов природного наследия; поддержка научных исследований и мониторинга на территории государственного природного заповедника "Брянский лес"; развитие на базе государственного природного заповедника "Брянский лес" и сопредельных с ним особо охраняемых природных территориях (ООПТ) системы экологического просвещения и пропаганды экологических знаний; усиление социальной защищенности работников заповедника. Реализация проекта будет решать следующие задачи: осуществление мероприятий, направленных на поддержание законодательно установленного природоохранного режима ООПТ; продолжение научных исследований в заповеднике "Брянский лес", на других существующих и перспективных для создания особо охраняемых природных территорий, направленных на разработку мер по сохранению редких и исчезающих видов и сообществ растений и животных Брянской области; развитие эколого-просветительской деятельности заповедника "Брянский лес"; развитие сети ООПТ федерального и областного значения, оптимизация территорий заповедника и его охранной зоны, проектирование и организация новых комплексных заказников и памятников природы; создание электронного регионального банка данных об ООПТ. Выполнение перечисленных мероприятий позволит обеспечить поддержку и развитие особо охраняемых природных территорий области, включая заповедник "Брянский лес", сохранить биоразнообразие и улучшить экологический баланс на территории Брянской области, что является одним из необходимых условий для оздоровления экологической обстановки, переходу региона к устойчивому развитию. Для финансирования проекта необходимы финансовые ресурсы в объеме 1,25 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 0,2 млрд. рублей. Исполнитель проекта - администрация Брянской области. 6.2. Подпрограмма "Развитие сферы коммунального обслуживания населения" Для области является недостаточным уровень развития базы коммунального хозяйства. Водопроводно-канализационная система большинства районов области ни в какой мере не обеспечивает эксплуатацию очистных сооружений, сетей водопровода и канализации. Необходимость коренного улучшения благоустройства жилого фонда области определяет основные направления развития коммунального хозяйства по средствам реализации ряда проектов, связанных с улучшением водоснабжения и очистки бытовых и производственных стоков. На реализацию мероприятий подпрограммы потребуется 696,23 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 141,67 млрд. рублей, из средств областного бюджета - 554,56 млрд. рублей. Проект N 100. "Водообеспечение населения и предприятий области" Положение с водоснабжением городов и районов области остается напряженным. Начиная с 1990 года запланированные мероприятия по строительству водоохранных объектов из года в год не выполнялись. Для дальнейшего развития и укрепления материально-технической базы, а также обеспечения стабильной работы водопроводного хозяйства области необходимо проведение мероприятий по строительству водозаборных сооружений в объеме 0,8 тыс. кв. м воды в сутки и сетей водопровода протяженностью 68,2 км. Данный проект имеет важное значение для экономического и социального развития области. Реализация водоохранных мероприятий будет способствовать улучшению экологической обстановки, созданию новых рабочих мест, строительству благоустроенного жилья и дальнейшему развитию городов и поселков области. На реализацию проекта необходимо 278,74 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 41,06 млрд. рублей, из областного бюджета - 237,68 млрд. рублей. Исполнитель проекта - администрация Брянской области. Проект N 101. "Очистка сточных вод" Крайне неудовлетворительная обстановка в области сложилась с очисткой сточных вод. На очистные сооружения г. Брянска поступает 190 тыс. куб. м в сутки сточной жидкости при их мощности 160 тыс. куб. м в сутки. В связи с перегрузкой очистные сооружения работают неэффективно. Существующие коллекторы и насосные станции перегружены. С целью улучшения эксплуатации и очистки стоков было принято решение по неотложным мероприятиям по реконструкции очистных сооружений канализации г. Брянска. Внедрение этих мероприятий даст возможность увеличить мощность сооружений на 60 тыс. куб. м в сутки. Разработан ТЭР на строительство третьей очереди очистных сооружений мощностью 116 тыс. куб. м в сутки в г. Брянске, строительство планируется начать в 1999 году. Существующие очистные сооружения в г. Клинцы гидравлически перегружены (при мощности 25 тыс. куб. м в сутки принимают 38,54 тыс. куб. м в сутки) и не справляются с очисткой сточных вод. Расширение и реконструкция новых очистных сооружений 1 очереди мощностью 25 тыс. куб. м в сутки позволит улучшить качество очистки сточных вод, экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку бассейна р. Ипуть. В г. Злынке на сегодняшний день очистные сооружения отсутствуют. В настоящее время стоки промпредприятий перекачиваются на поля фильтрации насосами. Жилые многоэтажные дома не канализованы. Основная промышленность представлена деревообрабатывающими и плодовоовощеперерабатывающими предприятиями. Строительство очистных сооружений обеспечит улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки г. Злынка. Очистные сооружения в р. п. Гордеевка также отсутствуют. Жилой сектор имеет только выгребные ямы. Строительство очистных сооружений позволит улучшить экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку р. п. Гордеевка. Существующие очистные сооружения в г. Стародубе мощностью 3,5 тыс. куб. м в сутки находятся в аварийном состоянии, работают с перегрузкой, неочищенные стоки загрязняют р. Судость. Заболеваемость кишечными заболеваниями превышает среднеобластные показатели. Строительство очистных сооружений обеспечит улучшение создавшейся сложной эпидемиологической обстановки в г. Стародубе. Существующие очистные сооружения с механической очисткой в г. Карачеве (производительностью 1,5 тыс. куб. м в сутки) не позволяют очищать стоки промышленных и хозбытовых предприятий (около 7 тыс. куб. м в сутки). Создавшаяся сложная эпидемиологическая обстановка сказывается и на г. Брянске, т. к. р. Снежеть впадает в р. Десну на территории г. Брянска. Вдоль р. Снежеть расположена основная масса детских лагерей отдыха и санаториев. Строительство очистных сооружений позволит улучшить качество очистки сточных вод в г. Карачеве, экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку бассейна р. Снежеть. Очистные сооружения канализации в п. Дубровка отсутствуют. Строительство очистных сооружений канализации позволит канализовать поселок и промышленные предприятия (мебельный комбинат, завод сухого молока и масла, шпагатную фабрику, спиртзавод). Очистные сооружения в р. п. Локоть Брасовского района, р. п. Выгоничи отсутствуют. Их строительство крайне необходимо для ликвидации сложной эпидемиологической обстановки и дальнейшего развития рабочих поселков. Вследствие того, что большинство очистных сооружений в городах и районах области перегружены, конструктивно устарели и имеют высокую степень износа, а также из-за полного отсутствия очистных сооружений в большинстве районных центров более 115 млн. куб. м в год сточных вод, или 93% от общего количества, не очищаются до нормативных требований. Происходит интенсивное загрязнение поверхностных и подземных вод. В результате многие водоемы становятся непригодными для питьевого и сельскохозяйственного водоснабжения, рыбохозяйственных и культурно-бытовых целей. Обостряется экологическая и санитарно-эпидемиологическая обстановка. В то же время в городах и поселках области ведется строительство объектов жилья и соцкультбыта. Однако ввод их в эксплуатацию из-за нерешения вопроса с очисткой сточных вод невозможен. Для существенного изменения обстановки требуется проведение большого объема работ по реконструкции и строительству очистных сооружений канализационных сетей, а также дальнейшего расширения сети. Проведение мероприятий по реконструкции и строительству очистных сооружений позволит существенно улучшить санитарное состояние рек Брянской области и в значительной степени защитит подземные воды от загрязнения. На реализацию проекта необходимо 417,49 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 100,61 млрд. рублей, из областного бюджета - 316,88 млрд. рублей. Исполнитель проекта - администрация Брянской области. 6.3. Подпрограмма "Торговля и бытовые услуги" В связи с Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 1996 г. N 795 "О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами" целью подпрограммы является улучшение социальных условий жизни ветеранов и сельского населения области, более полное удовлетворение потребностей ветеранов и жителей села в товарах и услугах за счет увеличения объемов деятельности и повышения эффективности потребительской кооперации, развития делового сотрудничества с сельскохозяйственными товаропроизводителями, ее участия в формировании продовольственных фондов для региональных нужд. Проект N 102. "Социальная поддержка ветеранов и сельских жителей" Потребительская кооперация области, осуществляя обслуживание всего сельского населения, а не только пайщиков, несет огромные убытки. Установленные предельные размеры торговых надбавок не покрывают расходов, связанных с доставкой и реализацией товаров на селе, в результате ухудшается снабжение сельского населения товарами народного потребления. Учитывая необходимость обеспечения сельского населения социально значимыми товарами (хлебом, солью, сахаром, мукой, крупой, макаронными изделиями, рабочей одеждой и обувью) и тяжелое финансовое состояние потребительской кооперации, необходимо предусматривать выделение из областного бюджета дотаций на покрытие убытков в размере 42 млрд. рублей из расчета 14 млрд. рублей в год. Постоянный рост цен на бытовые услуги сделал эти услуги малодоступными для населения, особенно сельского, при этом такие социально значимые виды услуг как химчистка и крашение одежды, ремонт часов и сложной бытовой техники из-за убыточности на селе уже не оказываются. Для функционирования предприятий бытового обслуживания на селе также предусматривается финансовая поддержка в сумме 1,5 млрд. рублей из расчета 0,5 млрд. рублей в год. В целях снижения стоимости товаров, реализуемых через предприятия торговли, обслуживающие инвалидов и участников Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов труда (магазины "Ветеран"), предусматривается освобождение этих магазинов от арендной платы. Для этих целей имеется в виду предусмотреть в областном бюджете средства в сумме 3,9 млрд. рублей из расчета 1,3 млрд. рублей в год. Реализация проекта позволит повысить уровень жизни сельских жителей и ветеранов войны и труда, будет способствовать снижению социальной напряженности в регионе. На реализацию проекта "Социальная поддержка ветеранов и сельских жителей" необходимо 47,4 млрд. рублей, в том числе из областного бюджета - 47,4 млрд. рублей. Исполнитель проекта - администрация Брянской области. 7. Источники и механизм финансирования Программы При разработке Программы принято во внимание, что реализация ее будет осуществляться в условиях ограниченных финансовых возможностей федерального бюджета. Потребность в финансовых ресурсах на осуществление мероприятий Программы определена по трем статьям: капитальным вложениям, опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам и прочим расходам, а также по источникам финансирования. Предусматриваются следующие источники финансирования входящих в Программу проектов и мероприятий: централизованные средства из федерального бюджета; федеральный инвестиционный кредит на конкурсной основе; инвестиционный налоговый кредит (из федерального бюджета); бюджет области; внебюджетные источники в том числе: средства министерств и ведомств; средства предприятий, организаций и населения; Федеральный дорожный фонд Российской Федерации; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; прочие внебюджетные источники. Предусматривается использование двух типов механизма финансирования программных мероприятий: централизованное выделение бюджетных средств, необходимых на реализацию подпрограмм и отдельных проектов, и децентрализованное перераспределение средств министерств и ведомств, предприятий, организаций и других инвесторов через рыночные структуры - инвестиционные и страховые фонды, компании и т. д. путем регулирования государством условий использования капитала в сферах хозяйственной деятельности. Программа также ориентирована на использование механизма государственного предпринимательства, государственных заказов, контрактной системы, инвестиционных конкурсов. Она исходит из необходимости расширения экономической самостоятельности и ответственности Брянской области, наиболее эффективного использования всех видов финансовых, материальных, природных ресурсов, приоритетного решения социальных задач, сохранения и улучшения состояния окружающей среды, преодоления негативных тенденций в территориальной организации производительных сил области. Из общей потребности в инвестициях в 15555,5 млрд. рублей, из федерального бюджета предусматривается выделение 4553,1 млрд. рублей, или 29,3%, из бюджета области соответственно 4258,6 млрд. рублей. (27,4%). Намечается получить федеральный инвестиционный кредит на конкурсной основе в размере 992,2 млрд. рублей (6,4%), предусматривается привлечение собственных средств предприятий, организаций и населения в сумме 3274,9 млрд. рублей (21,1%). Для прочих внебюджетных источников сумма определена в 2476,7 млрд. рублей (15,8%). Ресурсное обеспечение реализации Программы -------------------------------------------------------------------------- | | Объемы финансирования | | |--------------------------------------------| | | всего | в том числе по утвержденным | | | (млрд. | федеральным целевым программам, | | | рублей) | мам, реализуемым на | | | | территории Брянской области | | | |---------------------------------| | | | млрд. рублей | удельный вес (%) | -------------------------------------------------------------------------- Всего 15555,5 8639,6 55,5 в том числе по источникам никам финансирования: федеральный бюджет 4553,1 3054,1 67,1 инвестиционный кредит на 992,2 80,8 8,1 конкурсной основе бюджет области 4258,6 2475,1 58,1 средства министерств и 622,5 617,5 99,2 ведомств инвестиционный налоговый 98,0 82,2 83,9 кредит Внебюджетные источники: собственные средства 3274,9 601,3 18,4 предприятий, организаций и населения Федеральный дорожный 279,5 279,5 100,0 фонд Российской Федерации Государственный фонд 14,3 14,3 100,0 занятости населения Российской Федерации прочие источники 1462,4 1434,8 98,1 8. Механизм реализации Программы Реализация программных мероприятий возможна только при условии использования комплекса взаимосвязанных организационных и экономических мер. Предусматривается использовать рычаги экономической политики, кредитно-денежного механизма, государственную контрактную систему на закупку и поставку продукции, налоговое и антимонопольное законодательство, льготы по налогам и тарифам, целевые дотации и субсидии, лизинг, товарные кредиты, инвестиционный кредит на конкурсной основе, ассигнования из федерального бюджета, Учитывая недостаточную бюджетную обеспеченность Брянской области, необходимо сохранить в различных пределах прямое финансирование из федерального бюджета отдельных подпрограмм и проектов, использовать различные виды государственной поддержки. Заказы на выполнение программных мероприятий размещаются государственными заказчиками на предприятиях и в организациях посредством заключения государственных контрактов (договоров) по рыночным ценам. Система государственных заказов и поставок по ним для реализации мероприятий Программы будет использована в тех случаях, когда не могут быть использованы рыночные механизмы. Приоритетность госзаказов должна обеспечиваться соответствующими условиями экономического стимулирования, установленными Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". Размещение государственных заказов будет осуществляться в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". 9. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения Организационно-правовой механизм управления Программой представляет единую систему организационных, экономических, административных, правовых рычагов влияния на процесс социально-экономического развития Брянской области на основе сочетания федеральных, региональных и отраслевых интересов. Функционально механизм организации управления Программой складывается из следующих элементов: стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений структурной политики, темпов и пропорций развития хозяйственного комплекса в целом и важнейших отраслевых и межотраслевых комплексов); организационные структуры управления программой (отражают состав, функции и согласованность звеньев хозяйственного управления Программой); экономические рычаги воздействия (включают финансово-кредитный механизм Программы, ее материально-техническое обеспечение и стимулирование выполнения программных мероприятий); правовые рычаги влияния на хозяйственное развитие региона (совокупность нормативных документов федерального и регионального уровней, регулирующих отношение федеральных, региональных и отраслевых органов, заказчиков и исполнителей в процессе реализации программных мероприятий и отдельных проектов). Контроль за выполнением Программы возлагается на государственных заказчиков, которые взаимодействуют с Министерством экономики Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, администрацией Брянской области и по итогам каждого года информируют Правительство Российской Федерации о ходе выполнения программных мероприятий. Государственный заказчик совместно с администрацией Брянской области координирует работу исполнителей, финансирование мероприятий Программы, в том числе за счет внебюджетных источников, обеспечивает эффективное использование выделяемых средств. При сокращении объемов финансирования Программы из федерального бюджета государственный заказчик корректирует перечень мероприятий и вводимых объектов на очередной хозяйственный год, определяет приоритеты, принимает меры по привлечению внебюджетных источников для финансирования Программы. Государственный заказчик может вносить предложения в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации по вопросам уточнения сроков реализации Программы, ее этапов, продления или завершения в установленном порядке. Эти корректировки отражаются в бюджетной заявке по финансированию Программы из федерального бюджета на очередной год. Государственный заказчик представляет в Министерство экономики Российской Федерации ежегодный и ежеквартальный отчеты о ходе реализации Программы с внесением предложений по совершенствованию работы по выполнению Программы. Для осуществления текущей оперативной работы могут быть созданы дирекция Программы или межведомственная комиссия. Для осуществления контроля и оценки хода реализации заданий Программы государственный заказчик и администрация области используют совместно разработанную систему показателей и индикаторов. Контроль за ходом реализации Программы может осуществлять также Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации. 10. Критерии эффективности Программы Критерием эффективности Программы является снижение уровня дотационности бюджета Брянской области. Этот показатель является одним из наиболее высоких в Российской Федерации (в 1996 г. он составил 24% от дохода области), что в значительной мере отражает неравный стартовый уровень вхождения области в рыночные условия по сравнению с другими административно-территориальными образованиями. За годы реализации Программы дотационность бюджета области должна составить не более 11%. По отдельным подпрограммам и проектам, входящим в состав Программы, критериями эффективности являются: увеличение объема производства и улучшение качественных характеристик продукции; рост суммы прибыли в результате хозяйственной деятельности; обновление производственного потенциала за счет внедрения совершенного оборудования, новых технологических процессов; улучшение качества среды обитания, ускорение темпов социального прогресса. Эффективность конкретных проектов определяется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов реализации намечаемых в них программных мероприятий, которые включают: показатели коммерческой эффективности, финансовые результаты реализации проекта; показатели сроков окупаемости финансовых затрат, направленных на реализацию проекта; показатели бюджетной эффективности, финансовые последствия для федерального, регионального и местного бюджетов. Оценка предстоящих затрат и ожидаемых результатов при определении эффективности проектов проводилась в пределах расчетного периода подпрограмм в ценах 1996 года по методике Министерства экономики Российской Федерации. 11. Социально-экономическая эффективность Программы Программа направлена на обеспечение развития всего хозяйственного комплекса Брянской области на основе структурной перестройки и социальной переориентации ее экономики в условиях перехода к рыночным отношениям и реализации на территории области приоритетных для Российской Федерации программ в сочетании с интересами региона. Важнейшим результатом реализации Программы станет значительный социальный эффект: улучшатся экологические и экономические условия жизни населения области, повысятся занятость и реальные доходы трудящихся, обеспеченность населения области продуктами питания, условиями проживания, объектами социальной инфраструктуры, товарами и услугами. В результате осуществления активной политики занятости будут созданы условия для ежегодной социальной поддержки не более 40 тысяч трудоспособных граждан. За 1998-2000 годы за счет всех источников финансирования предполагается оказать помощь в трудоустройстве 60 тыс. человек, создать более 9 тысяч новых рабочих мест, обеспечить получение трудовых профессиональных навыков, необходимых для последующего трудоустройства более 30 тыс. человек безработных. Наряду с этим, с целью оказания социальной помощи населению, проживающему на радиационно-загрязненных территориях, и наименее защищенным гражданам будет построено 6 детских садов, 12 школьных зданий, ряд других социальных объектов (детские поликлиники, больницы, родильные дома, оздоровительные центры, дома-интернаты для престарелых и инвалидов) в городах Брянске, Клинцы, Новозыбкове, в Злынковском, Почепском, Унечском, Жирятинском, Гордеевском, Стародубском районах области. В результате реализации Программы к 2000 году будет преобразована структура экономики области, существенно обновится производственный потенциал промышленности, повысится эффективность хозяйственной деятельности предприятий. Осуществление мероприятий по рекультивации земель, внедрение новых технологических процессов по переработке сельскохозяйственной продукции (разработка земельного кадастра), увеличение посевных площадей позволят области приблизиться к продовольственной самообеспеченности в важнейших продуктах питания и сельскохозяйственном сырье. Важное значение для энергетики области будет иметь строительство Брянской ГРЭС. За счет освоения и разработки новых месторождений торфа будет расширена топливная база области, сельское население будет в полной мере обеспечено местным дешевым топливом. Осуществление подпрограммы "Газификация" позволит решать проблему обеспечения топливом и энергией районных центров и сельских населенных пунктов, осуществить перевод многих мелких котельных и тепловых пунктов на экологически чистое топливо. В результате реализации программных мероприятий предполагается техническое решение проблемы водообеспечения населения, проживающего в районах с высоким уровнем загрязнения территории, улучшить качество питьевой воды. При выполнении природоохранных проектов Программы будет создана система экологического мониторинга, достигнуто снижение уровня загрязнения окружающей cреды, оздоровление санитарно-эпидемиологи-ческой обстановки. Результаты реализации Программы положительно отразятся не только на Брянской области, но и на России в целом. Федеральный статус Программы обусловлен важной ролью экономики области в общероссийском и межрегиональном разделении труда, а также необходимостью более целенаправленной реализации общегосударственных программ по защите населения и территории области от влияния последствий чернобыльской катастрофы. Выполнение Программы позволит ускорить процесс вхождения экономики Брянской области в новые условия хозяйствования на основе рыночных отношений, значительно повысит роль области в решении общегосударственных задач. Макроэкономические показатели эффективности Программы ----------------------------------------------------------------------- | Показатели | Единица | Количество | | | измерения | | |--------------------------------------------|-----------|------------| | Расчетный (среднегодовой) прирост прибыли | млрд. | 450 | | в рамках реализации Программы | рублей, | | | | в ценах | | | | 1996 г. | | |--------------------------------------------|-----------|------------| | Создание новых рабочих мест в результате | рабочих | 9000 | | реализации программных мероприятий | мест | | |--------------------------------------------|-----------|------------| | Средняя окупаемость проектов, включенных в | лет | | | Программу | | 4,5 | |--------------------------------------------|-----------|------------| | Дополнительные платежи в бюджет | млрд. | 1055 | | всего | рублей, | | | | в ценах | | | в том числе: | 1996 г. | | | федеральный бюджет | -"- | 735 | | бюджет области | -"- | 320 | ----------------------------------------------------------------------- Приложение Сводный расчет потребности в финансировании Федеральной целевой программы социально-экономического развития Брянской области на 1998-2000 годы с разбивкой по источникам финансирования (млрд. рублей, в ценах 1996 года) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование подпрограммы | Всего | В том числе по источникам финансирования | | проекта | | финансовых |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | средств | федеральный | инвестиционный | инвестиционный | бюджет | средства | средства | средства | иностранные | Федеральный | Государственный | другие | | | | на проект | бюджет | кредит на | налоговый | области | министерств | предприятий, | спонсоров | инвестиции | дорожный | фонд занятости | внебюджетные | | | | | | конкурсной | кредит (из | | и ведомств | организаций | | | фонд | населения | фонды | | | | | | основе | федерального | | | и населения | | | Российской | Российской | | | | | | | | бюджета) | | | | | | Федерации | Федерации | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |---------|-----------------------------|------------|-------------|----------------|----------------|---------|-------------|--------------|-----------|-------------|-------------|-----------------|--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приоритетные для Российской Федерации направления социально-экономического развития области. Подпрограмма "Социальная 1337.20 1234.11 100.84 2.25 защита населения от последствий радиоактивного поражения территории". 1 "Создание на территории 6.04 5.24 0.80 региональной подсистемы единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории области". 2 "Снижение уровня облучения 4.39 3.02 1.37 населения области от радиоактивных источников". 3 "Совершенствование системы 214.17 167.93 46.24 оказания медицинской и оздоровительной помощи". 4 "Строительство областного 179.75 179.75 лечебно-диагностического Страницы: 1 2 |