ОБ ОСНОВАХ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В Г.МОСКВЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 22 июля 1997 г. N 541-ПП (Д) В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 23 апреля 1996 г. N 374 "О плане законодательных работ на 1996-1997 гг." и постановлением Правительства Москвы от 22 апреля 1997 г. N 292 "О ходе реконструкции объектов массовой 5-этажной жилой застройки первого периода индустриального домостроения" и в целях дальнейшего развития жилищной реформы Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить проект закона города Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве" (приложение). 2. Поручить заместителю Премьера Правительства Москвы Петрову А.В. внести в установленном порядке в Московскую городскую Думу проект закона города Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве". 2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П. П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 22 июля 1997 г. N 541 Проект ЗАКОН города Москвы "ОСНОВЫ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ" Настоящий Закон определяет основные принципы конституционного права граждан Москвы на жилище, обеспечивает защиту прав граждан в области жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере. Целью жилищной политики в городе Москве является обеспечение доступности приобретения жилья москвичами, а также создание условий проживания, отвечающих стандартам качества, расширение возможности граждан в улучшении жилищных условий, переход на договорные отношения в жилищной сфере, совершенствование системы социальной защищенности населения, упорядочение существующей системы льгот, снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда, путем совершенствования системы управления, эксплуатации и контроля в жилищной сфере. РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Право на жилище. Обеспечение прав граждан на жилище 1. Граждане, проживающие в городе Москве, имеют право на жилище. Это право обеспечивается г. Москвой как субъектом Российской Федерации путем предоставления жилых помещений, находящихся в государственном и муниципальном жилищных фондах, на условиях договора социального или коммерческого найма, а также путем содействия в приобретении жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищных фондов, ЖСК, индивидуального строительства за счет собственных или заемных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. 2. Город Москва как субъект Российской Федерации оказывает помощь путем предоставления жилищных субсидий, кредитов, выпуска государственных жилищных облигационных займов. Предоставление нуждающимся в улучшении жилищных условий безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, является основной формой использования бюджетных средств, предназначенных для инвестирования в жилищную сферу. Статья 2. Государственные гарантии права граждан на жилище Приоритетным направлением государственной помощи в жилищной сфере является поддержка жилищного строительства путем прямого бюджетного финансирования строительства городского и муниципального жилья, различных форм инвестирования средств граждан и юридических лиц в жилищную сферу, а также внедрения новых форм внебюджетного финансирования. Формами государственного стимулирования в рамках города Москвы как субъекта Российской Федерации являются различные формы стимулирования инвестиций путем выпуска муниципальных жилищных займов, предоставление льготных кредитов, жилищных субсидий и других форм, предусмотренных действующим законодательством. Правительство Москвы ежегодно утверждает доли жилой площади во вновь вводимом в эксплуатацию государственном и муниципальном жилищных фондах города Москвы, предоставляемой по договорам социального или коммерческого найма, а также подлежащей продаже, а также определяет доли жилой площади, освобождающейся за выбытием граждан в муниципальном жилищном фонде города, предоставляемой по договорам социального или коммерческого найма. Городская администрация способствует сохранению жилищного фонда путем обеспечения государственного контроля за содержанием жилищного фонда города независимо от его формы собственности, а также путем внедрения прогрессивной системы эксплуатации жилищного фонда. Органы исполнительной власти осуществляют управление и распоряжение государственным и муниципальным жилищными фондами города Москвы путем определения порядка учета и распределения жилищного фонда, и предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального и коммерческого найма, а также условий продажи гражданам жилой площади в государственном и муниципальном жилищных фондах. Статья 3. Жилищное законодательство и иные нормативно-правовые акты города Москвы, регулирующие жилищные отношения Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и города Москвы как субъекта Российской Федерации. Вне пределов совместного ведения город Москва как субъект Российской Федерации осуществляет собственное правовое регулирование по управлению жилищным фондом города, его коммунального и инженерного обеспечения. Законодательными актами города Москвы, регулирующими жилищные отношения, являются Устав города Москвы, настоящие Основы и другие законы города. Жилищные правоотношения могут регулироваться нормативными правовыми актами, издаваемыми органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Статья 4. Отношения, регулируемые жилищным законодательством 1. Жилищное законодательство регулирует отношения в жилищной сфере между органами государственной власти, местного самоуправления и юридическими и физическими лицами по поводу: - учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределения и предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов города; - пользования жилыми помещениями, независимо от форм и видов собственности на них; - возникновения, изменения и прекращения права собственности на жилое помещение либо его часть; - управления жилищным фондом города; - содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда города; - обеспечения сохранности жилищного фонда города; - организации и деятельности в жилищной сфере органов территориального общественного самоуправления, товариществ собственников жилья; - договорных отношений в области организации жилищного хозяйства; - проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства; - передачи в аренду, в аренду с правом выкупа юридическим и в наем физическим лицам жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов г. Москвы. Статья 5. Целевое назначение жилища 1. Жилище используется для проживания граждан. 2. Под жилищем понимается жилой дом, часть дома, жилое помещение (квартира, комната), предназначенное и пригодное для постоянного проживания, благоустроенное применительно к условиям г. Москвы, отвечающее санитарным и техническим нормам (далее жилое помещение). 3. Размещение в жилых помещениях промышленных производств не допускается. Размещение в жилых помещениях предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода названных помещений в нежилые. Статья 6. Жилищный фонд г. Москвы 1. Жилищный фонд города Москвы - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые и специализированные дома, квартиры, служебные жилые помещения, а также иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания и находящиеся в пределах административно-территориальных границ города Москвы. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и других нужд. 2. Жилищный фонд города Москвы по формам собственности подразделяется: а) на частный жилищный фонд - жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц; б) государственный жилищный фонд города Москвы - фонд, находящийся в собственности города Москвы как субъекта Федерации; в) муниципальный жилищный фонд - жилищный фонд, передаваемый из государственного жилищного фонда города Москвы в ведение органов власти районов или приобретенный ими в установленном законом порядке, а также жилищный фонд, находящийся в оперативном или ином управлении юридических лиц. Статья 7. Обязанности и ответственность граждан, юридических лиц при пользовании жилыми помещениями Юридические и физические лица несут обязанности по сохранности и использованию жилищного фонда города, предусмотренные федеральным законодательством, настоящими Основами, иными правовыми актами города. Юридические и физические лица обязаны: - использовать жилые помещения в соответствии с их назначением; - не нарушать права и законные интересы иных физических, юридических лиц, нормы и правила проживания в жилых домах; - бережно относиться к жилищному фонду, обеспечивать сохранность жилых помещений, инженерного оборудования, мест общего пользования жилого дома и придомовой территории; - соблюдать действующие правила пользования жилым помещением, содержания жилого дома и придомовой территории, выполнять , предусмотренные законодательством, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования; - нести расходы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилых помещений и жилых домов; - оплачивать коммунальные услуги; - своевременно оплачивать сборы и налоги; - соблюдать Правила регистрации по месту пребывания и месту жительства в городе Москве; - иные обязанности в соответствии с действующим законодательством. Лица не выполняющие обязанности, предусмотренные настоящей статьей, несут в соответствии с Законом гражданско-правовую ответственность, вплоть до расторжения договора найма (социального, коммерческого), аренды (аренды с правом выкупа) жилого помещения или принудительного прекращения права собственности на жилое помещение, а также уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством. РАЗДЕЛ 2. СОБСТВЕННОСТЬ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ Статья 8. Право собственности на жилое помещение Жилое помещение либо его часть может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности, в собственности общественных и иных объединений. Жилое помещение является недвижимым имуществом. Собственник жилого помещения имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться им, в соответствии с его назначением, то есть для проживания граждан. Собственник жилого помещения имеет право: сдавать в наем, аренду, передавать в залог в целом и по частям, отчуждать, вселять других лиц в установленном порядке, а также совершать иные действия, не противоречащие Закону и не нарушающие прав других лиц. Переоборудование, перевод в нежилой фонд, производство реконструкции и модернизации может осуществляться только с разрешения исполнительных органов власти города. Размер и количество жилых помещений, принадлежащих одному собственнику, не ограничивается. Переход жилого помещения из одной формы собственности в другую осуществляется в порядке и на условиях, установленных гражданским и жилищным законодательством. Переход права собственности на жилое помещение не влечет изменения и прекращения жилищных и смежных прав граждан и юридических лиц на это жилое помещение, принадлежащее им на основании договоров социального и коммерческого найма, аренды, аренды с правом выкупа, а также хозяйственного ведения и оперативного управления. Статья 9. Основания и способы приобретения жилых помещений, жилых домов в собственность Жилые помещения приобретаются в собственность физическими и юридическими лицами на основании: 1) приватизации; 2) строительства, реконструкции за счет средств юридических лиц; 3) полной выплаты паевого взноса в домах жилищно-строительных и жилищных кооперативов с обязательной государственной регистрацией; 4) участия в товариществах собственников; 5) договора купли-продажи, мены, дарения и т. д.; 6) наследования; 7) правопреемства в случае реорганизации юридического лица; 8) надлежащего исполнения договора аренды с правом выкупа; 9) иными способами, не противоречащими законодательству. Статья 10. Товарищества собственников жилья в жилищной сфере Товарищества собственников жилья в жилищной сфере образуются собственниками жилых помещений в многоквартирных домах (собственниками жилых домов) в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы. В общую долевую собственность товариществ собственников входят межквартирные лестницы, лифты, коридоры, крыши, технические подвалы и другие места общего пользования, внеквартирное инженерное оборудование и элементы внешнего благоустройства, которые определяются и передаются товариществам в момент образования в безусловном порядке и уточняются в соответствии с изменением их состава. Товарищества собственников управляют общей долевой собственностью членов товарищества, контролируют издержки, осуществляют выбор эксплуатирующих и ремонтных организаций. Порядок управления и использования объектов нежилого фонда, а также порядок содержания, ремонта жилых помещений, жилых домов, объединенных в товарищества собственников, регулируется Уставом, решениями общего собрания членов товарищества в соответствии с законодательством Российской Федерации и г. Москвы. Статья 11. Прекращение права собственности на жилые помещения Право собственности на жилое помещение прекращается в соответствии с Гражданским законодательством Российской Федерации при отчуждении собственником жилого помещения другим лицам, при отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении жилого помещения, утрате права собственности на жилое помещение, в иных случаях, предусмотренных Законом, а также при принудительном его изъятии в случаях, предусмотренных Законом. Прекращение права собственности граждан на жилое помещение, в связи со сносом, изъятием земельного участка, на котором находится жилое помещение, регулируется законодательством Российской Федерации и правовыми актами г. Москвы. Прекращение права собственности осуществляется путем отчуждения жилого помещения в установленном порядке. Принудительное изъятие жилых помещений не допускается, кроме случаев, предусмотренных Законом. Изъятие жилых помещений по основаниям, предусмотренным Законом, при отсутствии согласия собственника, может производиться лишь на основании решения суда, вступившего в законную силу. РАЗДЕЛ 3. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ И ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ Статья 12. Предоставление жилых помещений Предоставление жилых помещений осуществляется: а) по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов г. Москвы; б) по договору коммерческого найма или приобретения жилья в собственность; в) путем вступления в строительные или иные товарищества, кооперативы и объединения, а также финансирования строительства за счет собственных или привлеченных средств; г) путем покупки и погашения жилищных ценных бумаг; д) по другим законным основаниям. Статья 13. Нормы предоставления жилых помещений 1. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется в пределах социальной нормы общей площади на одного человека. В зависимости от конструктивных особенностей предоставляемого жилого помещения допускается предоставление жилой площади свыше социальной нормы из расчета: на семью из одного человека - 33 кв.м общей площади, на семью из двух человек - 42 кв.м общей площади, свыше трех человек - не менее 18 кв.м общей площади на каждого члена семьи. Социальная норма - размер общей площади, приходящейся на одного человека, в пределах которого осуществляется предоставление жилья по договору социального найма и составляющий 18 кв.м общей площади на одного человека. Также жилое помещение может быть предоставлено с превышением социальной нормы, если оно предназначается для заселения лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов. При этом размер общей площади определяется как сумма площадей всех помещений квартиры, включая жилые комнаты, кухни, холлы, встроенные шкафы, лоджии, балконы, веранды, террасы и холодные кладовые. 2. При предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма или по договору купли-продажи размер жилья нормами не ограничивается. 3. Жилое помещение в домах ЖСК предоставляется исходя из расчета: не менее социальной нормы предоставления жилья и не более одной комнаты на каждого члена семьи. 4. При переселении граждан из жилого помещения в связи с реконструкцией, капитальным ремонтом, сносом и иным основаниям, граждане обеспечиваются жилыми помещениями либо им предоставляется денежная компенсация в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Переселение из жилого помещения производится только с согласия граждан, проживающих в этом помещении, а при отсутствии согласия, на основании решения суда, вступившего в законную силу. Статья 14. Порядок предоставления жилых помещений Жилые помещения по договорам найма предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет. 1. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) в г. Москве не менее 10 лет и: а) занимающие жилые помещения менее установленной нормы жилья на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет. Нормой постановки на учет является размер приходящейся на каждого постоянно проживающего и зарегистрированного в жилом помещении члена семьи площади, в том числе с учетом отсутствующих в связи с призывом в Вооруженные Силы, командированных на работу за границу, выехавших на учебу в другие населенные пункты и иных лиц, за которыми сохраняется право на жилую площадь на период их временного отсутствия, и составляющий менее 10 кв. м общей площади для отдельных квартир и 18 кв.м общей площади для коммунальных квартир, который дает право постановки на учет по улучшению жилищных условий путем получения жилья по договору социального или коммерческого найма либо приобретения его на возмездной или частично возмездной основе с использованием льгот, установленных законодательством Российской Федерации и г. Москвы; б) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых утверждается постановлением Правительства Российской Федерации, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно; в) проживающие в смежных неизолированных комнатах, а также в однокомнатных квартирах по две и более семьи независимо от размеров занимаемого жилья, в т. ч. семьи, которые состоят из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке; г) проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; д) граждане, прожившие в г. Москве не менее 40 лет и имеющие трудовой стаж на предприятиях и в учреждениях Москвы не менее 25 лет, подлежат постановке на учет из коммунальных квартир независимо от размеров занимаемой площади при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее 20 лет; е) ветераны, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, герои и ветераны труда, иные категории граждан, которые в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и г. Москвы имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление жилой площади, подлежат постановке на учет и предоставление жилой площади в соответствии с имеющимися у них льготами; ж) за гражданами, принятыми на учет по улучшению жилищных условий до 10 июля 1997 года в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве, утвержденными решением исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 30 ноября 1984 года N 3365 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве" и последующими изменениями и дополнениями, сохраняется право улучшения жилищных условий в соответствии с существующей очередностью, а также с учетом установленных этими правилами льгот по предоставлению жилых помещений. В соответствии с очередностью принятых на учет по месту регистрации граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, им предоставляется жилая площадь: - по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов города Москвы в пределах социальной нормы жилья; - по договору коммерческого найма. 2. Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут приобрести жилое помещение в собственность с использованием субсидий и иных льгот, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами города Москвы. 3. На предприятиях и учреждениях, созданных на базе государственной и муниципальной собственности и финансируемых за счет бюджетных средств, улучшение жилищных условий граждан может осуществляться по решению администрации и профсоюзного комитета из выделяемого им государственного и муниципального жилищных фондов. На основании соглашения между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, промышленников и предпринимателей. Правительство Москвы может осуществлять контроль за улучшением жилищных условий граждан, работающих в организациях и на предприятиях, созданных на базе иных форм собственности, не относящихся к государственной. Статья 15. Договоры социального и коммерческого найма 1. Договор социального найма жилого помещения - соглашение, в силу которого наймодатель передает нанимателю жилое помещение в пользование в пределах социальной нормы жилья, на срок, установленный действующим законодательством, а наниматель обязуется использовать его для проживания, своевременно вносить плату за пользование им и оплачивать коммунальные услуги. Основанием для заключения договора социального найма является выписка из решения органа исполнительной власти. Не допускается предоставление по договорам социального найма жилых помещений гражданам, не состоящим на учете, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, настоящими Основами и иными законами города Москвы. 2. Договор коммерческого найма - соглашение, по которому наймодатель передает нанимателю жилое помещение без ограничения размеров за договорную плату во временное владение и пользование, а наниматель обязуется использовать его в соответствии с назначением и своевременно выполнять обязательства по договору. В договоре коммерческого найма должны быть указаны граждане, которые будут постоянно проживать с нанимателем. Указанные граждане должны быть ознакомлены с условиями договора коммерческого найма, их правами и обязанностями по данному договору. Граждане, постоянно проживающие с нанимателем, имеют равные с ним права по пользованию жилым помещением. Примерный договор коммерческого найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов утверждается Правительством Москвы. Статья 16. Аренда жилого помещения Собственники жилищного фонда имеют право предоставлять жилые помещения по договору аренды. Право на получение жилых помещений по договору аренды из государственного и муниципального жилищных фондов г. Москвы предоставляется исключительно юридическим лицам. По договору аренды собственник государственного и муниципального жилищных фондов или уполномоченный им орган обязуется предоставить юридическому лицу жилое помещение без ограничения размеров за договорную плату во временное владение и (или) пользование в целях проживания граждан, а арендатор обязуется использовать его в соответствии с назначением и своевременно выполнять обязательства по договору. Объемы жилой площади государственного и муниципального жилищных фондов, порядок и условия предоставления по договорам аренды, утверждаются Правительством Москвы. Статья 17. Аренда с правом выкупа Собственник жилищного фонда имеет право предоставлять жилые помещения по договорам аренды с правом выкупа. Право на получение жилых помещений по договорам аренды с правом выкупа из жилищных фондов, находящихся в собственности г. Москвы, предоставляется исключительно юридическим лицам, зарегистрированным в г. Москве и Московской области, либо имеющим свои филиалы и представительства на территории города Москвы. По договору аренды с правом выкупа собственник либо уполномоченный им орган, обязуется передать юридическому лицу жилое помещение, находящееся в собственности г. Москвы без ограничения его размеров за договорную плату во временное владение и пользование для проживания граждан до внесения всей выкупной стоимости и оформления права собственности на него. По истечении срока договора и внесения всей выкупной стоимости жилое помещение оформляется в собственность в соответствии с действующим законодательством. При внесении всей выкупной стоимости жилого помещения до окончания срока действия договора аренды с правом выкупа жилое помещение признается находящимся в залоге у собственника либо уполномоченного им органа до исполнения юридическим лицом обязательств по договору аренды с правом выкупа. Объем жилой площади, порядок и условия предоставления по договорам аренды с правом выкупа из жилищного фонда, находящегося в собственности города Москвы, и предназначенного для продажи, утверждается Правительством Москвы. Арендные платежи, платежи в счет выкупа, плата за коммунальные услуги и услуги по эксплуатации, содержанию и ремонту жилищного фонда по договорам аренды с правом выкупа устанавливаются договором между арендатором и собственником. Арендные платежи, платежи в счет выкупа, плата за коммунальные услуги и услуги по эксплуатации, содержанию и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов г. Москвы устанавливаются Правительством Москвы. Арендные платежи, платежи в счет выкупа за жилые помещения, находящиеся в собственности г. Москвы вносятся независимо от факта пользования жилым помещением. Статья 18. Пользование коммунальными квартирами Освобождающиеся изолированные жилые помещения в коммунальных квартирах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам, в которых проживают несколько нанимателей, должны предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (с учетом права на дополнительную площадь), а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека. Предоставление жилой площади сверх установленных социальных норм осуществляется на возмездной основе. Оплата за образующиеся излишки жилья производится в соответствии с нормативно-правовыми актами г. Москвы. При отсутствии в квартире граждан, перечисленных в части первой настоящей статьи, освободившееся жилое помещение передается иным нанимателям этой квартиры по договору коммерческого найма или купли-продажи. При заключении договора купли-продажи части квартиры, вся квартира оформляется в собственность в установленном Законом порядке. При согласии всех нанимателей, один из них может приобрести иные жилые помещения и передать их для переселения другим нанимателям коммунальной квартиры в частную собственность, занять освободившиеся в квартире жилые помещения без дополнительной платы и оформить их в собственность в установленном порядке. При отсутствии в квартире граждан, желающих заселить освободившееся жилое помещение, оно предоставляется другим гражданам по договору социального или коммерческого найма в установленном порядке. РАЗДЕЛ 4. ОПЛАТА ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ Статья 20. Государственное регулирование оплаты жилья и коммунальных услуг В целях повышения уровня эксплуатации и сохранности жилищного фонда города, качества предоставляемых коммунальных услуг и развития конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, органы власти г. Москвы обеспечивают: а) поэтапный переход от бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями; б) демонополизацию, создание конкурентной среды в сфере строительства, управления и эксплуатации жилищного фонда; в) переход на договорные отношения между субъектами собственности и хозяйствования; г) формирование структур, представляющих интересы собственников жилья и права потребителей жилищно-коммунальных услуг. При этом, гражданам гарантируется социальная защита в виде предоставления субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг при условии, что семья (гражданин), имеющая совокупный доход в расчете на каждого человека, не превышающий установленный минимум, не должна расходовать на оплату жилья и коммунальных услуг свыше половины, установленного Федеральным законодательством, минимального размера оплаты труда в расчете на каждого человека. Статья 21. Оплата жилья Оплата жилья в государственном, муниципальном и частном жилищных фондах города включает: 1. Плату за содержание и ремонт мест общего пользования в жилых зданиях и придомовой территории (за техническое обслуживание дома и придомовой территории). 2. Плату за наем жилья (в домах государственного и муниципального жилищных фондов). Плата за содержание и ремонт жилья, занимаемого по договорам социального или коммерческого найма, устанавливается Правительством Москвы. Текущий ремонт сданного в наем жилого помещения, включая оборудование индивидуального (семейного) пользования, является обязанностью нанимателя, оплачивается нанимателем за счет собственных средств и не входит в оплату жилья и коммунальных услуг. Капитальный ремонт дома, в котором находится сданное в наем жилое помещение является обязанностью наймодателя. Ставки по оплате жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов утверждаются Правительством Москвы. По установленным ставкам должно осуществляться обслуживание государственного и муниципального жилищных фондов, организациями, осуществляющими управление жилищным фондом. Плата за жилье по договору коммерческого найма устанавливается с целью постепенной компенсации затрат на строительство, реконструкцию жилищного фонда и обеспечения прибыли наймодателю по соглашению сторон в договоре, в зависимости от потребительских качеств жилищного фонда и его местоположения. Регулирование оплаты за наем по договору социального и коммерческого найма жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, осуществляется Правительством Москвы. Оплата за техническое обслуживание жилья, принадлежащего гражданам на праве собственности, предусматривает возмещение издержек на обслуживание, капитальный, текущий ремонт мест общего пользования в жилых домах, придомовой территории и устанавливается в порядке, определенном законодательством города. Текущий ремонт жилого помещения, принадлежащего гражданам на праве собственности, является обязанностью собственника данного жилого помещения, оплачивается им за счет собственных средств и не входит в оплату жилья и коммунальных услуг, если иное не установлено договором на обслуживание. Статья 22. Оплата коммунальных услуг Москва как субъект Российской Федерации устанавливает ставки и тарифы оплаты коммунальных услуг. Тарифы на коммунальные услуги утверждаются Правительством Москвы с учетом предельного уровня платежей (в процентах к затратам, обеспечивающим полное возмещение издержек на предоставление коммунальных услуг), установленного в порядке, определенном законодательством. Статья 23. Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг Установленные действующим законодательством льготы по оплате жилья и коммунальных услуг применяются исходя из совокупного дохода семьи в расчете на каждого человека, не превышающего установленный прожиточный минимум, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг: - по оплате жилья для нанимателей жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, а также собственников, имеющих единственное жилье; - по плате за наем жилья для нанимателей жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах; - по оплате коммунальных услуг по месту проживания граждан в домах любой формы собственности. Порядок предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг для семей, имеющих доход ниже установленного уровня и иных категорий граждан устанавливается Правительством Москвы на основании действующего законодательства. РАЗДЕЛ 5. УПРАВЛЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА Статья 24. Управление жилищным фондом 1. Управление жилищным фондом осуществляется собственником жилищного фонда непосредственно либо через уполномоченные им органы. 2. Граждане и их объединения в многоквартирных домах всех форм собственности имеют право участвовать в управлении жилищным фондом с целью защиты своих экономических и социальных прав и интересов, участвовать в выборе эксплуатационных и ремонтных организаций. 3. Органы государственной власти г. Москвы формируют городской и муниципальный заказы на обслуживание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства и привлечения для этой цели подрядных организаций на конкурсной основе независимо от хозяйственно-правового статуса при наличии у них лицензии на соответствующий вид работ, а также осуществляют постепенный переход на конкурсный отбор частных компаний для управления жилищным фондом и поэтапная приватизация государственных предприятий, выполняющих работы по ремонту и эксплуатации жилищного фонда, стимулирование создания товариществ собственников жилья и переход на договорные отношения по оказанию жилищно-коммунальных услуг между собственниками, владельцами, арендаторами, нанимателями жилых помещений и управляющими жилищным фондом организациями. Статья 25. Цели управления 1. Обеспечение более эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства. 2. Формирование структур (службы заказчика, управляющие организации, товарищества собственников жилья и другие), представляющих интересы всех собственников жилья, защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг. 3. Введение договорных отношений на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, включая собственника-домовладельца, производителя услуг и их потребителя. 4. Завершение процесса передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства. 5. Создание системы договорных отношений в управлении жилищным фондом. Статья 26. Органы управления жилищным фондом 1. Управление частным жилищным фондом осуществляется собственниками, объединениями собственников жилых помещений (товарищества собственников и т.д.) либо управляющей организацией по поручению собственника (объединения собственников). 2. Управление государственным жилищным фондом осуществляется государственными предприятиями, имеющими жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и государственными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. 3. Управление муниципальным жилищным фондом осуществляется органами местного самоуправления и уполномоченными ими органами. Статья 27. Обеспечение жилищно-коммунальными услугами Собственники домов муниципального, государственного жилищных фондов или уполномоченные ими органы управления обеспечивают нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений в этих домах жилищно-коммунальными услугами, заключая при этом соответствующие договоры с хозяйствующими субъектами, с организациями, предоставляющими коммунальные услуги. Собственники частного жилищного фонда, товарищества собственников, члены жилищного кооператива и жилищно-строительного кооператива заключают договоры с подрядными организациями на содержание, техническую эксплуатацию и развитие указанных объектов. Статья 28. Обязанности собственника жилищного фонда по обеспечению сохранности жилищного фонда Собственники жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры обязаны: а) обеспечить сохранность жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и элементов внешнего благоустройства; б) своевременно производить капитальный ремонт жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и элементов внешнего благоустройства в соответствии с действующими правилами и нормами; в) обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования жилых домов и жилых помещений, техническую эксплуатацию жилищного фонда в соответствии с действующими правилами и нормами, надлежащее санитарное содержание жилых домов, мест общего пользования и придомовых территорий. Статья 29. Организация эксплуатации и ремонта жилищного фонда 1. Содержание,техническая эксплуатация и ремонт муниципального, государственного, общественного и частного жилищных фондов осуществляется с обязательным соблюдением действующих правил и норм технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда. 2. Подрядные организации независимо от форм собственности осуществляют по договору содержание, техническую эксплуатацию и ремонт муниципального, государственного, общественного и частного жилищных фондов на основе лицензии на право обслуживания объектов инженерной инфраструктуры, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и города Москвы. 3. Договоры на техническую эксплуатацию, ремонт муниципального и государственного жилищных фондов и предоставление коммунальных услуг заключаются на конкурсной основе между собственником жилищного фонда (органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, товариществами собственников, жилищными кооперативами и жилищно-строительными кооперативами) и соответствующими организациями, предложившими услуги наилучшего качества на более выгодных для собственника условиях. 4. Государственные и муниципальные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия обязаны осуществлять по договорам с собственниками недвижимости в жилищной сфере техническую эксплуатацию и ремонт частного жилищного фонда. Оплата расходов, связанных с технической эксплуатацией и ремонтом этих домов и объектов, производится на договорной основе. Статья 30. Обеспечение государственного контроля за содержанием и использованием жилищного фонда Государственный контроль за строительством, содержанием и использованием жилищного фонда, а также регулирование качества жилищно-коммунального обслуживания осуществляется органами государственной жилищной инспекции и органами местного самоуправления, которые в рамках своей компетенции осуществляют: а) контроль за соблюдением стандартов качества предоставляемых строительных и жилищно-коммунальных услуг; б) контроль за наличием соответствующих договоров у подрядных организаций, осуществляющих предоставление услуг; в) меры экономического и административного воздействия на управляющие, подрядные организации, собственников жилья при выявлении фактов нарушения нормативных требований и низкого качества работ; г) оперативное реагирование на обращения и заявления потре- бителей жилищно-коммунальных услуг. Статья 31. Введение Закона в действие Настоящий Закон вступает в действие с момента его опубликования. С введением в действие настоящего Закона правовые акты города Москвы, регулирующие отношения в жилищной сфере применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. |