О ПРОГРАММЕ "РАДОН" НА 1997-2001 Г.Г. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 29 июля 1997 г. N 570 (Д) В соответствии с Федеральным Законом "О радиационной безопасности населения", а также в целях снижения облучения населения г. Москвы от воздействия изотопов радона и продуктов их распада и повышения степени обеспечения охраны его здоровья Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить Московскую региональную целевую программу снижения уровня облучения населения от воздействия изотопов радона и продуктов их распада на 1997-2001 годы (программа "Радон"), согласно приложению. 2. Определить: - государственными заказчиками программы: Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, Москомприроду, Центр Госсанэпиднадзора в г. Москве; - ведущим исполнителем данной программы МосНПО "Радон". 3. Финансирование программы "Радон" осуществлять за счет основных средств, выделяемых МосНПО "Радон", с учетом утвержденной Концепции и программы комплексного радиоэкологического мониторинга г.Москвы (1996-2000 гг.). 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Б.В.Никольского. П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 29 июля 1997 г. N 570 Московская региональная целевая программа снижения уровня облучения населения от воздействия изотопов радона и продуктов их распада на 1997-2001 годы (программа "Радон") Целевая программа снижения уровня облучения населения г.Москвы от воздействия изотопов радона и продуктов их распада на 1997-2001 годы разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 809 " О федеральной целевой программе снижения уровня облучения населения России и производственного персонала от природных радиоактивных источников на 1994-1996 гг." и поручением Правительства Москвы от 11 марта 1996 г. и основана на анализе фактов распределения изотопов радона в объектах среды и жилищах, которые могут создавать дополнительную радиационную опасность для людей. Природные источники ионизирующего излучения создают около 70% суммарной дозы, получаемой человеком от всех источников радиации. Природные источники радиации воздействуют на людей как в коммунальной, так и в производственной сферах. Наибольшую долю в облучении населения составляют радон и продукты его распада, находящиеся в воздухе производственных и жилых помещений. По данным Научного комитета ООН по действию атомной радиации причиной около 20% всех заболеваний раком легких может быть воздействие на организм радона и продуктов его распада. Проведенные к настоящему времени исследования свидетельствуют о наличии в Москве потенциально опасных по содержанию изотопов радона. Содержание радона и продуктов его распада в жилых и общественных зданиях могут достигать значительных величин. На территории г.Москвы имеются многочисленные производственные и коммунальные объекты (склады, метрополитен, электро и канализационные коммуникации, промышленные предприятия, ТЭС), которые являются источниками повышенного радоновыделения. Кроме того, для населения могут представлять опасность изотопы радона, содержащиеся в строительных материалах, питьевой воде, природном газе. Федеральным законом РФ "О радиационной безопасности населения" установлен основной гигиенический норматив, по которому начиная с 2001 года для населения должна быть обеспечена средняя годовая эффективная доза не более 0,001 Зиверта. Выполнение программы "Радон" по Москве будет способствовать повышению радиационной безопасности населения. 1. Технико-экономическое обоснование В программе "Радон" предусматривается осуществление комплекса радиационно-экологических, дозиметрических, санитарно-экологических обследований, разработка методических вопросов, оснащение аппаратурой и создание, в конечном счете, системы мер по ограничению облучения населения г.Москвы. В первую очередь должны быть выявлены группы населения, подвергающиеся повышенному облучению. Выявление таких групп планируется осуществлять на основе радиационно-экологического районирования территории г.Москвы по степени опасности и первоочередного радиационного обследования жилья, производственных и коммунальных объектов в потенциально опасных районах. Эманационные съемки в радоноопасных районах, проводимые в период до начала строительства, позволят выделить участки с повышенной концентрацией радона в почвенном воздухе, что позволит разработать мероприятия по исключению возникновения радоноопасных ситуаций во вновь возводимых зданиях и сократить расходы на защитные мероприятия. Контроль и регламентация радиационных характеристик строительных материалов и изделий, а также разработка и внедрение эффективных технических средств противорадоновой защиты позволят не допустить возникновения высокого радиационного фонда в зданиях и связанных с этим затрат на нормализацию радиационной обстановки. Накопление сведений о фактических дозах облучения различных групп населения от естественных источников даст возможность осуществить рациональную стратегию максимального снижения дозы облучения при минимальных затратах, а также снизить вероятность заболеваний, связанных с радиационным облучением организма. 2. Основные направления программы "Радон" 2.1. Разработка концептуальных основ снижения радиационного риска от природных источников изотопов радона. 2.2. Радиоэкологическое обследование и изучение территорий, объектов окружающей среды, жилых и производственных помещений, получающих радиационно значимую дозу облучения. 2.3. Исследование состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию изотопов радона и продуктов их распада; разработка профилактических мероприятий. 2.4. Нормативно-методическое, метрологическое и аппаратурное обеспечение работ и исследований по оценке доз облучения населения природными источниками изотопов радона. 2.5. Радиационно-геологическое обследование (съемка) и районирование территории г.Москвы с целью выявления и выделения радоноопасных площадей и участков. 2.6. Разработка методичеcки-нормативной базы для проектирования и строительства радиационно-безопасных зданий и сооружений. 2.7. Введение постоянного мониторинга радона в системе комплексного радиоэкологического мониторинга г.Москвы. 2.8. Разработка организационно-гигиенических и технических мероприятий и рекомендаций по снижению доз облучения населения. 2.9. Информация населения, заинтересованных организаций, средств массовой информации, должностных лиц. 3. Механизм реализации и конечные результаты программы Реализация программы потребует ассигнований на проведение необходимых мероприятий за счет средств федерального бюджета, бюджета г.Москвы и внебюджетных источников с учетом направления и характера проводимых мероприятий. В ходе реализации программы предусматривается поэтапное решение теоретических и практических задач, приоритетность которых в целом делает необходимым одновременное выполнение приведенных выше направлений программы. Выполнение программы позволит создать основу для организации систематического мониторинга радона и внедрения научно-обоснованной системы защитных мер, направленных на ограничение облучения населения от источников выделения радона в Москве, обеспечить условия для снижения коллективной дозы облучения. В приложении к Программе приводится перечень основных мероприятий, необходимых для выполнения программы "Радон". Приложение к Московской региональной целевой программе снижения уровня облучения населения от воздействия изотопов радона и продуктов их распада на 1997-2001 годы МЕРОПРИЯТИЯ по Московской региональной целевой программе снижения уровня облучения населения от воздействия изотопов радона и продуктов их распада на 1997-2001 годы -----------2-------------------------------------------------------------------------- Наименование Всего на Затраты (млн.руб.) мероприятий 1997-2001 гг. в том числе по годам ------------------------------------------ 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. ------------------------------------------------------------------------------------ 1 2 3 4 5 6 7 ------------------------------------------------------------------------------------ Разработка 700 200 500 - - - нормативно-правовой базы, регламентирующей обеспечение снижения воздействия радиационного фактора Разработка нормативов 80 20 60 - - - для оценки степени пригодности территорий перспективного строительства и строительных материалов по радиационному фактору с учетом специфики Московского региона Обеспечение 2000 400 400 400 400 400 радиационно-экологической безопасности территорий перспективного строительства Обеспечение 3000 600 600 600 600 600 радиационно-экологической безопасности объектов окружающей природной среды Радиационно-экологическое 5000 1000 1000 1000 1000 1000 обследование жилых и производственных помещений Ведение постоянного 110 22 22 22 22 22 мониторинга радона в рамках комплексного радиоэкологического мониторинга г.Москвы Районирование территории 30 6 6 6 6 6 г.Москвы по радиационным показателям Создание базы данных, 200 40 40 40 40 40 обработка результатов исследований и анализ накопленной информации Обеспечение информации 50 10 10 10 10 10 о радиационной обстановке в Москве ---------------------------------------------------------------------------------- Итого: 11170 2298 2638 2078 2078 2078 --------------------- Сноска 1. В ценах на 01.01.94 |