О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28.04.97 N 425 "О РЕФОРМАХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Постановление. Правительство Москвы. 01.07.97 497-ПП

     О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
         ОТ 28.04.97 N 425 "О РЕФОРМАХ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
                  ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                            1 июля 1997 г.
                                N 497

                            (ЭЖ(М) 97-24)


     В Москве   с   1991   года   последовательно  проводится  реформа
жилищно-коммунального хозяйства.   В   целях   улучшения    содержания
жилищного фонда,  повышения  ответственности  за  качество выполняемых
работ принимаются меры по разделению функций заказчика  и  подрядчика,
созданию рынка   жилищных   услуг.  Постепенно  увеличиваются  платежи
граждан за  жилищно-коммунальные   услуги,   малообеспеченным   семьям
предоставляются субсидии  на их оплату.  Внедряются ресурсосберегающие
технологии и приборы учета расхода воды и тепла.
     Однако преобразования  в  жилищно-коммунальной  сфере  Москвы  не
отвечают требованиям  времени.  Социально-экономическая   ситуация   в
городском хозяйстве,  как  и  по стране в целом,  оказывает негативное
влияние на работу коммунальной инфраструктуры.
     В результате   продолжает   нарастать  износ  основных  фондов  в
жилищно-коммунальном хозяйстве,  снижается  надежность  работы  систем
жизнеобеспечения. не   создан   действенный   механизм  стимулирования
ресурсосбережения. Не обеспечиваются  минимальные  стандарты  качества
обслуживания.
     Повышение ставок и тарифов  на  жилищно-коммунальные  услуги  для
населения и  соответствующее  им  увеличение доли платежей населения в
покрытии издержек   по   содержанию   и   ремонту   жилищного   фонда,
предоставлению коммунальных  услуг сдерживается крайне низкими темпами
роста жизненного уровня значительной части горожан.  В настоящее время
около 60  процентов  москвичей не имеют возможности приобрести среднее
по комфортности жилье и  около  20  процентов  -  оплатить  услуги  по
действующим ставкам и тарифам.
     Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28  апреля
1997 года   N   425   "О  реформе  жилищно-коммунального  хозяйства  в
Российской Федерации",  в  целях  создания  экономической   базы   для
повышения уровня  эксплуатации  и  сохранности жилищного фонда города,
качества предоставляемых  коммунальных  услуг  и   учитывая   реальные
финансовые возможности населения, правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить    Программу     дальнейшего     развития     реформы
жилищно-коммунального хозяйства  в  г.  Москве  на  1997  -  2006 годы
(приложение).
     Внести указанную  Программу  в установленном порядке в Московскую
городскую Думу на утверждение.
     2. Считать   приоритетной   задачей   департаментов,   комитетов,
управлений правительства Москвы,  предприятий и организаций городского
хозяйства дальнейшее  развитие реформы жилищно-коммунального хозяйства
на основе проведения его демонополизации,  создания конкурентной среды
в сфере  строительства,  управления  и  эксплуатации  жилищного фонда,
завершения перехода   на   договорные   отношения   между   субъектами
собственности и  хозяйствования,  а  также  совершенствования  системы
оплаты жилищных и коммунальных услуг  с  обеспечением  мер  социальной
защиты и   усиления   адресной   поддержки  малообеспеченных  семей  и
доступности приобретения жилья населением.
     При проведении  реформы  исходить  из того,  что жилье в пределах
установленных нормативов      расходы      граждан      на      оплату
жилищно-коммунальных услуг  в  совокупном доходе семьи до 2000 года не
должны превышать действующий уровень 12,5 процента.
     В этих целях:
     - обеспечить снижение затрат на эксплуатацию и  ремонт  жилищного
фонда, а также на предоставление коммунальных услуг;
     - производить привлечение подрядных и управляющих жилищным фондом
организаций на конкурсной основе;
     - способствовать  созданию   товариществ   собственников   жилья,
которые призваны   представлять  интересы  населения  в  отношениях  с
поставщиками услуг;
     - повышать   долю  платежей  населения  в  покрытии  издержек  по
содержанию и  ремонту  жилищного  фонда,  предоставлению  коммунальных
услуг пропорционально росту доходов малообеспеченных слоев населения;
     - постепенно сокращать дотации из бюджета на жилищно-коммунальные
услуги для  лиц,  занимающих жилую площадь,  размеры которой превышают
социальную норму;
     - обеспечить  переход  от  бюджетных  дотаций  эксплуатационных и
коммунальных служб к адресной  финансовой  поддержке  малообеспеченных
граждан.
     3. Префектам  административных  округов,  Управлению   городского
заказа, Управлению  жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства,
Комитету муниципального жилья:
     3.1. В 1997 году полностью завершить разделение функций заказчика
и подрядчика на работах по содержанию и ремонту жилищного фонда.
     3.2. Обеспечить   начиная   со   второго   полугодия   1997  года
повсеместное заключение:
     - с   владельцами  и  собственниками  помещений  -  соглашений  о
совместном владении  домом  и  долевом  участии  в  расходах  по   его
содержанию;
     - с арендаторами жилых помещений - договоров аренды помещений;
     - с  нанимателями  жилых  помещений - договоров коммерческого или
социального найма;
     - с    арендаторами    нежилых    помещений    -   договоров   на
эксплуатационные и коммунальные услуги.
     3.3. Организовать постепенный переход к привлечению на конкурсной
основе частных компаний к управлению жилищным фондом.  В 1998 году  на
этих условиях  должно  работать  по  одной  управляющей  организации в
каждом административном округе.
     3.4. Совместно  с  Москомимуществом  предоставлять предприятиям и
организациям, занятым на работах в жилищном фонде,  независимо  от  их
правового статуса,  служебные нежилые помещения для производственных и
иных хозяйственных целей на  время  действия  договора  на  выполнение
работ на условиях оплаты ими эксплуатационных и коммунальных услуг без
взимания арендной платы и без права выкупа.
     3.5. Создать    условия    для    формирования   и   эффективного
функционирования товариществ  собственников   жилья,   имея   в   виду
содействие в их организации,  снижение размеров сборов за регистрацию,
оформление земельно-имущественных   прав    и    других    документов,
первоочередную установку  приборов  учета расхода воды и тепла на дом,
оказание консультаций и методической помощи по вопросам,  связанным  с
управлением и эксплуатацией жилищного фонда.
     3.6. Обеспечить дальнейшее развитие системы страхования жилищного
фонда и    внутридомового   инженерного   оборудования   с   внесением
необходимых изменений в Положение о системе страхования в Москве жилых
помещений.
     4. Москомимуществу  совместно   с   префектами   административных
округов и  Управлением  городского  заказа  включать  в заключаемый со
службой заказчика   договор   о   закреплении   имущества   на   праве
хозяйственного ведения  отдельным  списком перечень нежилых помещений,
предоставленных под служебные цели и не подлежащих сдаче в аренду.
     В трехмесячный срок обеспечить внесение вышеназванных положений в
действующие договоры.
     5. Префектам  административных  округов  разработать  и утвердить
программы формирования товариществ собственников жилья  на  территории
округа с учетом положений пункта 3.5 настоящего постановления.
     6. Предложить Территориальному  управлению  Москвы  и  Московской
области Государственного    комитета   по   антимонопольной   политике
Российской Федерации    активизировать    работу     по     пресечению
злоупотреблений хозяйствующих    структур,   занимающих   доминирующее
положение на   соответствующих   товарных   рынках,   по   разъяснению
потребителям услуг  политики правительства Москвы в области проведения
реформы жилищно-коммунального   хозяйства,   а   также   защите   прав
потребителей услуг.
     7. Управлению по вопросам государственной службы и  кадров  мэрии
совместно с  Комитетом  труда  и  занятости и Комитетом муниципального
жилья организовать систему подготовки и переподготовки руководителей и
специалистов жилищно-коммунального хозяйства.
     8. Управлению   развития   Генплана,    Управлению    координации
строительства, Управлению  инвестиционной политики и финансирования из
городских источников,  Москомархитектуре  разработать  в   1997   году
целевую комплексную  программу улучшения проектных решений и повышения
качества строительства,   предусматривающую    обеспечение    снижения
эксплуатационных затрат в жилищном хозяйстве и ресурсосбережение.
     9. Управлению городского заказа, Управлению жилищно-коммунального
хозяйства и   благоустройства,   Управлению   топливно-энергетического
хозяйства:
     9.1. В  двухмесячный  срок  разработать  механизм  экономического
стимулирования поставщиков  и  потребителей  услуг   за   рациональное
использование воды и тепловой энергии.
     9.2. До 1 января 1998 г.  пересмотреть действующие для  населения
нормативы электро-,   тепло-,   газо-   и   водопотребления   с  целью
стимулирования установки  приборов   учета   и   сокращения   расходов
названных ресурсов.
     10. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и  благоустройства
в двухмесячный срок:
     10.1. Разработать мероприятия по повышению сохранности  подъездов
жилых домов.
     10.2. Совместно с Управлением топливно-энергетического  хозяйства
подготовить план  поэтапного  оснащения групп жилых зданий и отдельных
строений приборами учета расхода ресурсов.
     11. Управлению  городского  заказа  в III квартале т.г.  оформить
заказ Мосгоркомстату  на   обследование   100-150   тыс.   семей   для
определения их   среднедушевого   и   совокупного   доходов,  размеров
занимаемой площади.
     12. Департаменту экономической политики и развития г.  Москвы, АО
"Московский комитет по науке  и  технологиям"  предусмотреть  в  плане
научно-технических работ  на  1998 год по заказу Управления городского
заказа разработку на базе Городского центра жилищных  субсидий  единой
программы начисления   платежей   за   жилищно-коммунальные  услуги  и
субсидий на их оплату.
     13. Обеспечить  разработку  нормативной  и  методической базы,  а
именно:
     13.1. Департаменту  экономической  политики и развития г.  Москвы
совместно с Департаментом  финансов,  Управлением  городского  заказа,
Управлением топливно-энергетического хозяйства и АООТ "Мосэнерго" до 1
августа т.г.  - проекта нормативных документов  о  дифференцированных,
исходя из норм потребления электроэнергии, тарифах для населения.
     13.2. Департаменту экономической политики и развития  г.  Москвы,
Департаменту финансов, Москомимуществу, Комитету муниципального жилья,
Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка до 1 сентября
т.г. -    проектов    документов,    регламентирующих   субсидирование
приобретения жилья москвичами со средним достатком.
     13.3. Управлению        городского       заказа,       Управлению
жилищно-коммунального хозяйства    и    благоустройства,    Управлению
топливно-энергетического хозяйства, Государственной жилищной инспекции
до 1 сентября 1997 г.:
     - уточнить  действующие  положения  о конкурсном отборе подрядных
организаций для выполнения работ по управлению,  содержанию и  ремонту
жилищного фонда и его инженерного оборудования, предусмотрев включение
в конкурсные   комиссии   представителей    комитетов    общественного
самоуправления;
     - подготовить  проект  формы  договора  с  арендаторами   нежилых
помещений на оказание эксплуатационных и коммунальных услуг.
     13.4. Комитету муниципального жилья совместно с заинтересованными
организациями до  1  января  1998  года  -  привести  в соответствие с
действующим законодательством нормативно-правовую базу для создания  и
эффективного функционирования товариществ собственников жилья,  в т.ч.
в домах-новостройках.
     13.5. Москомимуществу,     Московскому    земельному    комитету,
Москомархитектуре, Комитету    муниципального    жилья,     Московской
регистрационной палате  до  1  октября  т.г.  - пересмотреть в сторону
снижения размеров сборов за  оформление  документов,  необходимых  для
регистрации товариществ собственников жилья и кондоминиумов.
     14. Утвердить   перечень   функций,   выполняемых   исключительно
государственными структурами  и  не  подлежащих  возложению на частные
компании, выигравшие конкурс по управлению жилищным фондом:
     - проведение  мероприятий  по  гражданской  обороне  и содержанию
объектов гражданской обороны;
     - доставка повесток населению и составление разнообразных списков
проживающих по общегородским вопросам;
     - регистрация  граждан  по  месту  жительства  и месту пребывания
(паспортный учет, прописка и выписка).
     15. Комплексу  городского  хозяйства  совместно  с  Департаментом
экономической политики и развития Москвы в срок до 1 сентября 1997  г.
подготовить предложения    правительства    Москвы   в   Правительство
Российской Федерации о:
     - соотнесении     сроков     и    темпов    проведения    реформы
жилищно-коммунального хозяйства с достигнутыми результатами реализации
Среднесрочной программы   структурной   перестройки  и  экономического
роста, а также Указа Президента Российской  Федерации  по  структурной
реформе в сферах естественных монополий;
     - законодательной  и  материальной  поддержке  создания   системы
долгосрочного ипотечного кредитования приобретения жилья;
     - установлении  социально   обоснованного   минимального   уровня
заработной платы;
     - пересмотре нормативов отчислений в федеральный  и  региональные
бюджеты в   пользу   регионов,   обеспечивающих   увеличение   объемов
самофинансирования в жилищно-коммунальной сфере по мере выполнения ими
программ жилищно-коммунальной реформы;
     - исключении практики обложения налогом на добавленную  стоимость
всех видов  жилищно-коммунальных  платежей населения,  а также работ и
услуг, выполняемых на жилищном фонде;
     - обеспечении   правовой  основы  воздействия  на  заемщиков,  не
выполняющих своих  обязательств,  должников  по   жилищно-коммунальным
платежам и   внесении   соответствующих   изменение  в  Гражданский  и
Административный кодекса   Российской    Федерации    и    действующее
законодательство;
     - разработке  Закона   Российской   Федерации   об   обязательном
страховании жилья.
     16. Пресс-центру    мэрии    и    правительства    совместно    с
заинтересованными организациями   продолжить   работу  по  разъяснению
москвичам новых условий оплаты жилья и коммунальных  услуг  и  порядка
предоставления малообеспеченным     семьям    субсидий    на    оплату
жилищно-коммунальных услуг,    а    также     организовать     систему
информирования населения  о  результатах  принимаемых в столице мер по
реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства.
     17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя премьера правительства Москвы Б.В.Никольского.

     Премьер правительства Москвы                           Ю.М.Лужков


     Разослано: членам правительства Москвы,  Государственной жилищной
инспекции, Управлению  топливно-энергетического хозяйства,  Управлению
жилищно-коммунального хозяйства    и    благоустройства,    Управлению
городского хозяйства,  Территориальному управлению Москвы и Московской
области Государственного   комитета   по   антимонопольной    политике
Российской Федерации,  Управлению по вопросам государственной службы и
кадров мэрии,  Комитету  труда  и   занятости,   Управлению   развития
Генплана, Управлению     координации     строительства,     Управлению
инвестиционной политики  и  финансирования  из  городских  источников,
Москомархитектуре, АО  "Московский  комитет  по  науке и технологиям",
АООТ "Мосэнерго",  Комитету муниципальных займов и развития  фондового
рынка, Москомзему, Московской регистрационной палате.


                                                            Приложение

                                  к Постановлению правительства Москвы
                                                   от 1 июля 1997 года
                                                                 N 497

                              ПРОГРАММА
          дальнейшего развития реформы жилищно-коммунального
                 хозяйства г.Москвы на 1997-2006 годы


     Основные цели реформы

     Программа реформы  жилищно-коммунального  хозяйства   г.   Москвы
разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации" с учетом особенностей многомиллионного города, а
также результатов проведенных в 1991-1997 годах преобразований.
     Главным условием       реформы       является       экономическая
сбалансированность проводимых мероприятий  с  реальными  возможностями
городского бюджета и доходами населения.  Жилищная реформа в г. Москве
проводится с целью решения следующих задач:
     1. Обеспечение доступности приобретения жилья москвичами, а также
создание условий проживания, отвечающих стандартам качества.
     2. Снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда.
     3. Переход  от   бюджетного   дотирования   жилищно-коммунального
хозяйства к  оплате в полном объеме эксплуатационно-ремонтных расходов
и коммунальных услуг населением-потребителем при  условии  обеспечения
социальной защиты      малообеспеченных      семей,     экономического
стимулирования повышения качества  обслуживания  и  снижения  издержек
производства.

     1. Обеспечение доступности приобретения жилья москвичами

     1.1. Начиная  с  1998  г.  внедрить  системное исчисление индекса
доступности жилья.
     1.2. Продолжить  в  1997  г.  реализацию  мероприятий по снижению
стоимости строительства жилья в целях доведения ее до размера, который
реален к возмещению гражданами за 15-20 лет,  при условии расходования
ими на эти цели не более 30% семейного дохода.
     1.3. Для  расширения  возможности  граждан  в  улучшении жилищных
условий продолжить размещение облигаций  Московского  государственного
жилищного займа,  поддерживая  объем  его  реализации по себестоимости
жилья на уровне спроса  населения  в  течение  всего  срока  обращения
облигаций (десять лет).
     1.4. В  соответствии   с   действующим   порядком   предоставлять
гражданам, нуждающимся  в  улучшении  жилищных условий,  безвозмездные
субсидии на строительство  или  приобретения  жилья  за  счет  средств
городского бюджета.
     1.5. В целях доступности приобретения жилой площади в  г.  Москве
гражданам со  средним  уровнем  доходов  разработать и внедрить с 1998
года механизм целевых накопительных  вкладов  и  привлечения  денежных
средств коммерческих  банков  в виде ипотечного кредитования населения
под приемлемые проценты и на длительный срок.
     1.6. В  целях  перераспределения  имеющегося  жилищного  фонда  и
получения дополнительной площади на нужды города разработать  порядок,
стимулирующий обмен  квартир  большей  площади  на  меньшую с согласия
граждан.

     2. Определение стандарта (норматива) условий проживания

     2.1. Установить для  г.  Москвы  следующий  стандарт  жилья:  дом
(квартира) со  всеми  видами  удобств  (электроснабжение,  водопровод,
канализация, централизованное  отопление,  ванна  (душ),  газовая  или
электрическая плита,   горячее   водоснабжение  (централизованное  или
газовая колонка),  с лифтом и мусоропроводом независимо  от  материала
стен, расположенный во II зоне городских территорий.
     Исходя из  действующих  на  01.05.97  ставок  и  тарифов   размер
платежей населения   за  жилищно-коммунальные  услуги  за  стандартное
(нормативное) жилье составляет:
     1 чел.-33 кв.м-65 020 руб. в месяц;
     2 чел.-42 кв.м-104 480 руб. в месяц;
     3 чел.-54 кв.м-148 810 руб. в месяц.
     Данный стандарт должен пересматриваться по мере развития жилищной
реформы и дифференциации ставок оплаты услуг.
     2.2. С  периодичностью  в  5  лет  совершенствовать  утвержденные
Законом Московской городской Думы действующие нормативы и стандарты по
эксплуатации жилищного фонда г. Москвы.

     3. Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства

     3.1. Обеспечить начиная  с  1997  г.  формирование  городского  и
муниципального заказов  на  обслуживание,  ремонт  и развитие объектов
жилищно-коммунального назначения на конкурсной основе.
     3.2. Проводить  демонополизацию жилищно-коммунального хозяйства в
соответствии с постановлениями Московской городской Думы  от  20.09.95
N 61  "Об  утверждении  и  введении  в действие программы приватизации
государственной и муниципальной собственности в Москве" и от  19.03.97
N 20  "О  перечне  предприятий  и  организаций федеральной и городской
собственности, подлежащих приватизации в 1997 году"  и  постановлением
правительства Москвы  от  17.01.95  N 34 "О мерах по совершенствованию
управления городским хозяйством в процессе приватизации".
     3.3. Начиная  с  1998  года  приступить  к поэтапной приватизации
предприятий, выполняющих работы по ремонту  и  эксплуатации  жилищного
фонда.
     3.4. Расширить практику отбора подрядчиков для  выполнения  работ
по содержанию   и  ремонту  жилищного  фонда  и  его  оборудования  на
конкурсной основе   независимо   от   хозяйственно-правового   статуса
подрядчика при  наличии  у него лицензии на соответствующий вид работ.
Довести долю   жилищного    фонда,    обслуживаемого    предприятиями,
отобранными на конкурсной основе, в 1998 году до 60%, в 1999 г.-100%.
     3.5. Начиная  с  1997  года  обеспечить  постепенный  переход  на
конкурсный отбор  частных  компаний для управления жилищным фондом,  с
тем чтобы в 1998 г.  на этих условиях работало не менее  одной  ДЭЗ  в
каждом административном  округе.  Ввести  лицензирование  данного вида
деятельности. Дальнейшее развитие этой системы определить на основании
проведенного эксперимента.

     4. Развитие договорных отношений между субъектами собственности и
хозяйствования

     4.1. Проводить   организационные    мероприятия,    стимулирующие
создание товариществ  собственников  жилья  посредством предоставления
налоговых льгот,  организации  обучения.  Осуществлять  финансирование
работ по    содержанию   и   ремонту   жилищного   фонда   товариществ
собственников жилья на равных условиях с жилищным фондом,  находящимся
в собственности города. В первоочередном порядке устанавливать в домах
товариществ собственников жилья приборы учета расхода воды и тепла.
     4.2. Завершить   в  1997  году  разделение  функций  заказчика  и
подрядчика на работах по эксплуатации  жилищного  фонда,  а  именно  -
передать в  ДЭЗ расчеты за жилищные и коммунальные услуги с населением
и расположенными в жилищном фонде организациями.
     4.3. В   1997   году  заключить  договоры  на  оказание  жилищных
(эксплуатационных) и   коммунальных   услуг   между    собственниками,
владельцами, арендаторами, нанимателями жилых помещений и управляющими
жилищным фондом организациями и  в  дальнейшем  проводить  эту  работу
постоянно.
     4.4. Обеспечить в  1997  году  и  последующие  годы  обязательное
заключение договоров  между  службами  заказчика  и  эксплуатационными
подрядными организациями с указанием конкретного  перечня  и  объемов,
подлежащих выполнению работ,  санкций за невыполнение или ненадлежащее
их выполнение.

     5. Снижение издержек по содержанию и ремонту  жилищного  фонда  и
поставке коммунальных услуг

     5.1. В   1997   году   уточнить   нормативы   энерго-,   водо-  и
газоснабжения для населения  на  основе  практических  и  экономически
обоснованных объемов поставки услуг.
     5.2. Перейти на прямые расчеты  за  услуги  теплоснабжения  между
ресурсоснабжающими предприятиями и населением:
     1997 год - территория, обслуживаемая одной ДЭЗ в каждом округе;
     1998 год - 20% территории в каждом административном округе;
     1999 год - 50% территории в каждом административном округе;
     2000 год - 70% территории в каждом административном округе;
     2001 год - 100%  жилищного фонда,  находящегося  в  собственности
города или являющегося частной собственностью.
     5.3. Региональной  энергетической  комиссии  и   Межведомственной
комиссии по ценовой и тарифной политике:
     - при  установлении  цен  и  тарифов  на  энергоресурсы  и   воду
обеспечить обоснованность            производственных           затрат
организаций-поставщиков и  ежеквартально   производить   регулирование
расходов исходя из фактических затрат;
     - с 1998 года установить две  категории  потребителей  по  уровню
тарифов: население,  промышленность и приравненные к ней потребители с
отменой льготных цен и тарифов;
     - не  принимать  решений  о  предоставлении  отдельным категориям
потребителей льгот по оплате услуг тепло- и водоснабжения без указания
источников их финансирования.
     5.4. Региональной энергетической комиссии:
     - в 1997 году ввести дифференцированные тарифы на электроэнергию,
исходя из нормы расхода энергии на одного человека или абонента;
     - в  1997  году  подготовить  предложения  по изменению структуры
тарифов на тепловую энергию,  предусмотрев выделение из тарифов затрат
по содержанию и ремонту тепловых пунктов и внутриквартальных сетей.
     5.5. Постоянно проводить работы по  внедрению  ресурсосберегающих
технологий. Разработать   и  утвердить  программу  установки  в  домах
приборов учета расхода воды и тепловой энергии.
     Установка приборов  учета  на жилищном фонде и в тепловых пунктах
финансируется за счет средств владельца этих объектов.
     5.6. Департаменту  экономической  политики  и развития г.  Москвы
начиная с 1997 года организовать мониторинг ставок, расценок и тарифов
в жилищно-коммунальной   сфере  и  энергетике,  установить  предельные
ставки, расценки   и   тарифы    для    естественных    монополий    в
жилищно-коммунальной сфере  и  для  организаций,  выполняющих работы с
использованием бюджетного финансирования.
     5.7. Возложить  постоянный  контроль  за содержанием,  ремонтом и
сохранностью жилищного фонда на городском  уровне  на  Государственную
жилищную инспекцию,   на   ведомственном  -  на  отделы  в  отраслевых
департаментах, комитетах,  управлениях,  на местном -  местные  органы
самоуправления.

     6. Совершенствовать расчеты за жилищно-коммунальные услуги

     6.1. Обеспечить  самоокупаемость  жилищного хозяйства посредством
повышения населению платежей за жилищно-коммунальные услуги.
     Установить следующий уровень платежей населения в % к затратам на
содержание и ремонт жилищного фонда и поставку коммунальных услуг:

     1997 год - 22%      2002 год - 59%
     1998 год - 27%      2003 год - 72%
     1999 год - 32%      2004 год - 83%
     2000 год - 39%      2005 год - 95%
     2001 год - 48%      2006 год - 100%

     Соотношения повышения платежей населению за  жилищно-коммунальные
услуги по их видам приведены в таблице.

            Доля платежей населения в расходах по поставке
             жилищно-коммунальных услуг в % от стоимости

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Год  | Оплата жилья  | В том числе | Плата | Газоснабжение | Теплоснабжение | Водоснабжение | Электроснабжение | Вывоз  |
|      | (технического | кап.ремонт  | за    |               |                |               |                  | мусора |
|      | обслуживания) |             | наем  |               |                |               |                  |        |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1997 | 8             | -           | 1     | 43            | 37             | 49            | 63               | 19     |
| 1998 | 8             | -           | 1     | 80            | 40             | 79            | 80               | 19     |
| 1999 | 9             | -           | 15    | 100           | 45             | 96            | 80               | 25     |
| 2000 | 10            | -           | 30    | 100           | 58             | 100           | 100              | 33     |
| 2001 | 11            | -           | 50    | 100           | 80             | 100           | 100              | 42     |
| 2002 | 14            | -           | 86    | 100           | 100            | 100           | 100              | 60     |
| 2003 | 39            | -           | 100   | 100           | 100            | 100           | 100              | 100    |
| 2004 | 62            | 31          | 100   | 100           | 100            | 100           | 100              | 100    |
| 2005 | 88            | 78          | 100   | 100           | 100            | 100           | 100              | 100    |
| 2006 | 100           | 100         | 100   | 100           | 100            | 100           | 100              | 100    |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     6.2. Ввести  в  1997 году взимание повышенной платы (до размеров,
обеспечивающих компенсацию затрат) за жилищные услуги  и  отопление  с
граждан, имеющих   площадь  жилых  помещений,  превышающую  социальные
нормы, исходя из размеров "излишков" в расчете на  одного  человека  с
учетом установленных   законодательными   актами   прав   граждан   на
дополнительную площадь  и  защиты  интересов   семей,   состоящих   из
инвалидов и пенсионеров.

     Схема повышения ставок:

     Утвержденные правительством  Москвы ставки платы за наем и оплаты
жилья по договору найма или  услуг  технического  обслуживания  -  при
площади квартиры, превышающей социальную норму на 7 и более квадратных
метров в расчете на одного человека, за излишнюю площадь увеличивается
в пятиэтажных  домах и домах до 5 этажей в 2 раза,  а домах 6 этажей и
выше - в 3 раза.
     Социальная норма   площади   жилья   принимается  по  нормативам,
утвержденным постановлением Московской городской Думы от 16.03.94 N 22
"О постановлении  правительства  Москвы от 11 января 1994 года N 41 "О
переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и  порядке
предоставления гражданам жилищных субсидий" и приведенным в приложении
5 к постановлению правительства Москвы от 21 июня 1994 года N  500  "О
внесении изменений  в постановление правительства Москвы от   11.01.94
N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг  и
порядке предоставления гражданам жилищных субсидий".
     Утвержденные правительством Москвы ставки платы за отопление  при
площади квартиры на 7 квадратных метров и более превышающей социальную
норму в расчете на одного человека за излишнюю площадь увеличиваются в
два раза.
     По мере приближения платежей  за  жилищно-коммунальные  услуги  к
фактической стоимости  уровень  повышения  ставок  за  излишки площади
корректируется в сторону уменьшения в пределах  фактической  стоимости
услуг.
     6.3. Утвердить в 1997 году общие принципы расчетов с  гражданами,
являющимися собственниками  жилья  и  пользователями жилых помещений в
общежитиях, четко  определив  порядок   финансирования   расходов   по
содержанию и ремонту жилищного фонда в зависимости от вида жилья.
     6.4. Начиная с 1998 года  производить  дальнейшую  дифференциацию
ставок оплаты  жилищных  и  коммунальных  услуг,  предусмотрев целевую
оплату расходов по содержанию лифтов, электроплит, систем дымоудаления
с целью  первоочередного  доведения  платежей  за  данные услуги до их
фактической стоимости.
     6.5. Ввести  в  1997 году страхование жилищного фонда,  исходя из
положений о системе страхования в г. Москве жилых помещений.
     6.6. Подготовить к 1 января 1998 года предложения об упорядочении
системы предоставления гражданам льгот по оплате  жилищно-коммунальных
услуг.

     7. Организация социальной защиты населения.

     7.1. Изменить   в  1998  году  порядок  предоставления  гражданам
(семьям) субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг,  установив,
что семья  (гражданин),  имеющая совокупный доход в расчете на каждого
человека, не превышающий установленный прожиточный минимум,  не должна
расходовать на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной
нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг  свыше
0,5 (половины) установленного федеральным законом минимального размера
оплаты труда в расчете на каждого человека.
     При этом  величину  субсидий  определять  по двум основаниям - от
совокупного дохода на одного  человека,  не  превышающего  прожиточный
минимум, и  как  разницу  между  принятыми  на данный период размерами
оплаты жилищно-коммунальных услуг по социальной норме площади жилья  и
нормативов потребления коммунальных услуг с учетом действующих льгот и
предельно допустимыми  собственными  расходами   граждан   на   оплату
жилищных и  коммунальных  услуг  с  учетом  совокупного  дохода семьи,
принимая максимальное значение субсидии.
     7.2. Установить  максимально допустимую долю собственных расходов
семьи (в  процентах)   на   оплату   жилищно-коммунальных   услуг   от
совокупного семейного дохода в следующих размерах:

     1997 год - 12,5%    2002 год - 15%
     1998 год - 12,5%    2003 год - 20%
     1999 год - 12,5%    2004 год - 22%
     2000 год - 12,5%    2005 год - 23%
     2001 год - 15%      2006 год - 25%

     7.3. Департаменту  экономической  политики  и развития г.  Москвы
начиная с 1997 года:
     - проводить  социальный  мониторинг  доходов и расходов населения
города, оценку платежеспособности граждан, предприятий и организаций;
     - анализировать   влияние   тарифов  на  коммунальные  услуги  на
финансовое состояние предприятий города.

     8. Совершенствование    законодательно-нормативной     базы     в
жилищно-коммунальном хозяйстве

     8.1. Департаментам,  комитетам и управлениям правительства Москвы
в установленном порядке:
     - вносить  предложения  по совершенствованию законодательной базы
Российской Федерации,  в  том  числе  налогового  законодательства   в
жилищно-коммунальной сфере;
     - формировать   московскую    законодательно-нормативную    базу,
охватывающую все области жилищно-коммунальной сферы.
     8.2. Обеспечить постоянную разработку новых  и  совершенствование
действующих нормативных документов.