О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 1997-2000 ГОДЫ (ЧАСТЬ 4) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 3 июля 1997 г. N 820 (СЗРФ 97-32) VI. ПОДПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА" Паспорт подпрограммы Название подпрограммы - Развитие лесного хозяйства Государственный заказчик - Федеральная служба лесного хозяйства подпрограммы России Основные исполнители - предприятия и организации Удмуртской Республики Основной разработчик - Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики Основная цель подпрограммы - обеспечение своевременного восстановления хозяйственных древесных пород и улучшение структуры лесного фонда Важнейшие целевые - повышение уровня рационального и показатели неистощимого использования лесных и конечные результаты ресурсов; обеспечение непрерывного воспроизводства леса на вырубленных площадях; результативность деятельности по охране и защите лесов; постоянное сокращение объемов сплошных рубок главного пользования; обеспечение лесокультурных работ высококачественным посадочным материалом; повышение продуктивности лесов и их экологической ценности; дополнительные налоговые поступления в размере 3468,8 млн. рублей Срок реализации - 1997-2000 годы подпрограммы Таблица 6.1. Объемы и источники финансирования подпрограммы ------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | | финансирования | млн. рублей | | | инвестиционный кредит | | | _____________________ | | | безвозвратная основа | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | 2000 гг. | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 71972,0 | 17993,0 | 17993,0 | 17993,0 | 17993,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1412,0 | 353,0 | 353,0 | 353,0 | 353,0 | | | | | | | | | Собственные | 97200,0 | 24300,0 | 24300,0 | 24300,0 | 24300,0 | | средства | | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | ИТОГО | 170584,0 | 42646,0 | 42646,0 | 42646,0 | 42646,0 | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- Одним из природных объектов Республики являются леса, имеющие важное экономическое значение. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики "О разграничении полномочий по владению, пользованию и распоряжению лесными ресурсами на территории Удмуртской Республики", подписанное в 1995 году, определяет порядок пользования лесным фондом. Основной целью подпрограммы является разработка комплекса организационно-технических и экономических мер, реализация которых позволит обеспечивать своевременное восстановление хозяйственных древесных пород на вырубках, значительно сократить непокрытые лесом земли, организовать эффективное пользование лесом, охрану и защиту леса от пожаров и вредителей, улучшить структуру лесного фонда, повысить продуктивность лесов, их экологическую ценность. Для достижения поставленной цели необходимо: повысить уровень рационального и неистощимого использования лесных ресурсов; обеспечить непрерывное воспроизводство леса на вырубленных площадях; повысить эффективность проводимых лесохозяйственных, лесовосстановительных работ, результативность мероприятий, направленных на охрану и защиту лесов; постоянно сокращать объемы сплошных рубок главного пользования за счет увеличения несплошных рубок; обеспечить лесокультурные работы высококачественным посадочным материалом; провести лесоустроительные работы во всех лесхозах; обеспечить широкое внедрение прогрессивных технологий при проведении лесохозяйственных работ (рубки, уход за лесом, лесовосстановительные работы); внедрить компьютеризацию в органах лесного хозяйства; организовать национальный природный парк "Нечкинский" в системе лесного хозяйства как основного объекта сети особо охраняемых территорий Удмуртской Республики; осуществлять государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов; участвовать в подготовке кадров для системы лесного хозяйства Удмуртской Республики. Общая площадь лесов, находящихся в ведении органов лесного хозяйства Республики, по состоянию на 1 января 1995 г. составляет 1612,4 тыс. гектаров, из них в долгосрочном пользовании 5,6 тыс. гектаров (0,3 процента). Лесные земли составляют 1547,8 тыс. гектаров. Покрытые лесом земли занимают 1468,9 тыс. гектаров (94,9 процента), не покрытые лесом - 16,7 тыс. гектаров (1,1 процента). В покрытых лесом землях лесные культуры занимают 33 тыс. гектаров (22,5 процента), несомкнувшиеся лесные культуры - 60,7 тыс. гектаров (4,1 процента от лесных земель). Эффективное ведение лесного хозяйства невозможно без проведения современных качественных лесоинвентаризационных работ. Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики эти работы проводились в 1985-1986 годах. В 1995 году были проведены полевые работы на площади 404 тыс. гектаров. В границах Удмуртской Республики (Кизнерский район) на общей площади 9,6 тыс. гектаров леса находятся в ведении Кировского управления лесами и в 1997 году должны быть приняты на баланс Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, поэтому необходимо в 1997 году предусмотреть проведение в них подготовительных и полевых лесоустроительных работ, а в 1998 году камеральных работ. В настоящее время высокую результативность дает лесоустройство, которое будет эффективно функционировать при проведении полной компьютеризации органов лесного хозяйства, включая подразделения лесхозов - лесничества. Предполагаемое проведение лесоустройства в 1997 году будет являться базовым для последующей организации непрерывного лесоустройства с введением автоматизированных банков данных. База данных в персональных ЭВМ обеспечит ежегодную инвентаризацию части выделов лесного фонда, используемого в хозяйственной деятельности или подверженного стихийным бедствиям, что позволит решать текущие задачи организации лесохозяйственного производства и лесопользования с учетом происходящих изменений. Предусматривается к 2002 году обеспечить персональными компьютерами работников лесничеств, лесхозов, отделов Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики и создать информационную систему "лесничество-лесхоз-министерство". Важнейшее значение имеет повышение экологического образования населения, изменение его психологии в оценках экологического значения лесов по сравнению с их сырьевой функцией. Организации экологического просвещения населения наиболее полно отвечают национальные природные парки. Национальный природный парк в Республике планируется создать на территории государственного лесного фонда Воткинского и Сарапульского лесхозов и на части территорий этих административных районов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 572-р одобрена организация национального природного парка "Нечкинский" (общая площадь - 20,7 тыс. гектаров). Проектный институт "Росгипролес" выполняет проектно-изыскательские работы по организации этого парка, которые должны завершиться в 1997 году. ПРОЕКТ "ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОТЫ" В целях максимального использования расчетной лесосеки, финансовых и технических возможностей лесопользователей на воспроизводство лесов предусматривается использование рыночных механизмов: аренда участков лесного фонда и лесные торги. Важнейшим направлением в лесопользовании следует считать переориентацию способов рубок главного пользования на несплошные рубки. Состояние лесов, назначение в них рубок главного пользования и способы этих рубок определяет лесоустройство. Исходя из этих показателей определены объемы несплошных рубок главного пользования и рубок ухода за лесом на 1997-2000 годы. После завершения лесоустроительных работ плановые показатели на 1997-2000 годы как по несплошным рубкам главного пользования, так и по рубкам ухода за лесом будут скорректированы. Одним из главных лесохозяйственных мероприятий в улучшении качественного состояния лесного фонда, повышении экологической ценности лесов, продуктивности насаждений являются рубки ухода. Особое значение приобретают новые виды рубок ухода (рубки переформирования и обновительные рубки), обеспечивающие улучшение качества лесного фонда и усиление устойчивости защитных и средообразующих функций леса. Важнейшее значение для качественного проведения рубок ухода в молодняках имеет механизация этих работ. Наряду с традиционным применением катков-осветлителей необходимо предусмотреть применение мотокусторезов. Мотокусторезы серии "Секор" имеют небольшой ресурс в работе и не выдерживают никакой конкуренции с мотокусторезами шведской фирмы "Хускварна". Проектом предусмотрено приобретение 700 мотокусторезов "Хускварна". ПРОЕКТ "ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ" Анализ соотношения способов лесовосстановления, выполненных объемов, рекомендаций лесоустройства показывает, что в 1983-1992 годах и в 1993-1995 годах лесовосстановление существенно опережало рекомендованные лесоустройством объемы и площади сплошных вырубок. Эффективно проведенные меры лесовосстановления позволили значительно сократить не покрытые лесом земли. Объективность данных учета лесного фонда подтверждена лесоустройством (1985-1986 годы). По данным этого лесоустройства, не покрытые лесом земли составили 37,5 тыс. гектаров. В 1993-1995 годах интенсивность лесовосстановления не уменьшилась. Коэффициент ввода составил 2,9. Интенсивные лесовосстановительные работы и снижение площади сплошных вырубок за этот период привели к более значительному сокращению не покрытых лесом земель. По состоянию на 1 января 1996 года площадь не покрытых лесом земель составила 12 тыс. гектаров. В целях повышения качества и эффективности лесовосстановления требуются дополнительные финансовые и материальные ресурсы для выращивания укрупненного посадочного материала и получения улучшенных в селекционном отношении лесных семян. К 2001 году до 80 процентов увеличится объем выращивания саженцев хвойных пород и доля лесных культур, создаваемых крупномерным посадочным материалом. Меры по реализации проекта по лесовосстановлению Практика лесовосстановления в Удмуртской Республике подтвердила более высокую эффективность и надежность восстановления лесов за счет лесных культур. Намечается производить 68 процентов лесовосстановительных работ за счет посадки хвойных лесных культур. Предусматривается приобретение необходимых машин и механизмов для механизации лесокультурных работ. В проекте предусматриваются меры, направленные на поддержание на достаточно высоком уровне питомнического хозяйства. Основной задачей лесных питомников остается полное удовлетворение потребностей хозяйств в высококачественном посадочном материале в необходимых объемах и ассортименте. Выполнение этой задачи возможно только при последовательном проведении мероприятий по поддержанию и повышению плодородия почв лесных питомников, при полном укомплектовании набором технологического оборудования. В настоящее время в лесхозах действуют 30 лесных питомников общей площадью 399 гектаров, способных сеять до 100 млн. стандартных сеянцев хвойных пород, что значительно превышает потребность лесокультурных работ в посадочном материале. Предусматривается проведение следующих мероприятий по повышению культуры плодородия почв лесных питомников: внедрение севооборотов с не менее чем 5-летней ротацией; известкование кислых почв; внесение 150-200 тонн на 1 гектар органических удобрений каждую ротацию севооборота для восполнения потерь гумуса; внедрение системы применения минеральных удобрений на основании агрохимических исследований по каждому лесному питомнику; проведение на паровом поле глубокопочвенного рыхления подпахотных горизонтов (до 50-60 см без оборота пласта); внедрение технологии выращивания укрупненного посадочного материала на основе химизации и механизации технологических операций. Реализация мероприятий, предусмотренных проектом лесовосстановления, позволит сократить площадь непокрытых лесом земель к 2001 году до 6,5 тыс. гектаров, или в 2,6 раза в сравнении с 1995 годом. Площадь не покрытых лесом земель на 1 января 1996 г. составляет 12 тыс. гектаров. Планируется произвести в 1997-2000 годах сплошные вырубки леса на площади в 27,5 тыс. гектаров, создать лесные культуры на площади в 25 тыс. гектаров, перевести 8 тыс.гектаров в покрытые лесом земли вырубок, используя меры содействия естественному возобновлению леса. ПРОЕКТ "ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ И ЛЕСОЗАЩИТА" Общая площадь лесов, охраняемая от пожаров, составляет 1612,4 тыс. гектаров, из них 40 процентов отнесены к районам, в которых для охраны лесов от пожаров используется авиация, и 60 процентов - к районам, в которых используется наземная охрана, обслуживаемая пожарно-химическими станциями. В целях своевременного обнаружения лесных пожаров, повышения оперативности и эффективности их тушения планируется проведение следующих мероприятий: строительство 40 кордонов; приобретение 30 мотоциклов; строительство 17 пожарно-химических станций; доукомплектация действующих пожарно-химических станций противопожарным оборудованием и средствами пожаротушения, приобретение 75 мотопомп; приобретение 20 пожарных автомобилей повышенной проходимости; приобретение 127 радиостанций, в том числе 2 стационарных, 22 передвижных, 93 переносных. Капитальные вложения До 2001 года планируется строительство 17 пожарно-химических станций по типовым проектам, строительство 38 контор лесничеств по индивидуальным и типовым проектам, предусмотрено строительство 4 контор лесхозов. Для закрепления кадров лесной охраны планируется строительство 40 кордонов. У 51 процента гусеничных тракторов и 42 процентов колесных тракторов прошел амортизационный срок эксплуатации, в таком же состоянии находится автомобильный парк с лесохозяйственным оборудованием, для обновления которого в 1997-2000 годах потребуется 18,346 млрд. рублей. Использование устаревшей техники и оборудования ведет к значительному удорожанию себестоимости выполняемых лесохозяйственных работ. Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, будет способствовать: сокращению не покрытых лесом земель к 2001 году до 6,5 тыс. гектаров, или в 2,6 раза по сравнению с 1995 годом; дальнейшему улучшению породного состава лесов за счет увеличения доли хвойных насаждений; повышению освоения расчетной лесосеки до 70 процентов по сравнению с 1995 годом. Таблица 6.2. Объекты строительства (реконструкции) по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | Объекты | Вводимая | Сроки | Сметная | Исполнитель | | | строительства | мощность | строительства, | стоимость, | | | | (реконструкции) | | годы | млрд. руб | | | | | | | | | |----|------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | | 1. | Конторы лесхозов | 1296 | 1997-2000 | 1,2 | Строительные | | | | кв. м | | | организации | | | | | | | | | 2. | Конторы лесничеств | 31 120 | -"- | 4,561 | -"- | | | | кв. м | | | | | | | | | | | | 3. | Кордоны | 32 64 | -"- | 2,0 | -"- | | | | кв. м | | | | | | | | | | | | 4. | Пожарные химические | 14 106,4 | -"- | 2,8 | -"- | | | станции | кв. м | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- VII. ПОДПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ в 1997-2000 годах" Паспорт подпрограммы Название подпрограммы - Развитие малого бизнеса в Удмуртской Республике в 1997-2000 годах Государственный заказчик - Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства Основные исполнители - Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики; малые предприятия Удмуртской Республики Основной разработчик - Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики Основная цель - развитие и поддержка малого подпрограммы предпринимательства в Удмуртской Республике Важнейшие целевые - увеличение объемов выпуска продукции: показатели и конечные 1997-2000 годы - всего 1032920 млн. результаты рублей, в том числе: 1997 год - 107448 млн. рублей 1998 год - 135934 млн. рублей 1999 год - 361878 млн. рублей 2000 год - 507400 млн. рублей; создание 4050 новых рабочих мест; дополнительные налоговые поступления в размере 226700,3 млн. рублей; увеличение количества малых предприятий; снижение социальной напряженности на селе; создание обучающего центра малого предпринимательства (бизнес-инкубатор); создание республиканской сети регионального информационного центра и республиканской сети Удмуртского регионального агентства поддержки малого бизнеса; внедрение в малый агробизнес современных технологий производства и переработки сельхозпродукции; постепенное вытеснение с отечественных прилавков импортных продтоваров; повышение уровня жизни сельских товаропроизводителей Срок реализации - 1997-2000 годы подпрограммы Таблица 7.1. Объемы и источники финансирования по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | | финансирования | млн. рублей | | | инвестиционный кредит | | | _____________________ | | | безвозвратная основа | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | 2000 гг. | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | | | | | | | | Федеральный бюджет | 5337,0 | 400,0 | 2045,0 | 1592,0 | 1300,0 | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 4132,0 | 1845,0 | 706,0 | 727,0 | 854,0 | | | | | | | | | Республиканский | 13863,0 | 1000,0 | 5166,0 | 3947,0 | 3750,0 | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 14560,0 | 7600,0 | 1920,0 | 2346,0 | 2694,0 | | | | | | | | | Собственные | 13122,0 | 2007,0 | 3842,0 | 3588,0 | 3685,0 | | средства | | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | ИТОГО | 51014,0 | 12852,0 | 13679,0 | 12200,0 | 12283,0 | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- На начало 1996 года количество предприятий со среднесписочной численностью до 50 человек составило 3060 единиц. Объем продукции, произведенной малыми предприятиями за 1995 год, составил 830 млрд. рублей, направлено в бюджеты различных уровней в виде налогов более 130 млрд. рублей. На малых предприятиях трудятся более 40 тыс. человек (5 процентов занятого населения), при уровне безработицы 8,3 процента. Преобладание в структуре экономики крупных промышленных предприятий с высоким кадровым и научным потенциалом, богатые природные ресурсы являются определяющими факторами развития малого предпринимательства в Республике. В то же время наличие более 4 тыс. недействующих предприятий, уменьшение удельного веса предприятий производственных отраслей требуют принятия на федеральном и республиканском уровнях ряда целевых программ, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства в базовых отраслях народного хозяйства Республики. Планируется реализация следующих проектов: "Организация постоянно действующей выставки продукции малых предприятий"; "Развитие Удмуртского регионального агентства развития малого бизнеса"; "Создание Удмуртской лизинговой компании"; "Создание малых предприятий в области малоэтажного строительства"; "Создание системы малых предприятий в области глубокой переработки древесины"; "Оказание поддержки малым предприятиям, специализирующимся в области образования"; "Создание и поддержка центра по возрождению ремесел"; "Создание бизнес-инкубатора". ПРОЕКТ "ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ВЫСТАВКИ ПРОДУКЦИИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ" Настоящий проект предусматривает создание ярмарочно-выставочного комплекса с постоянно действующей экспозицией товаров, произведенных на малых предприятиях Республики, на базе которой планируется организация сезонных республиканских и межрегиональных коммерческих ярмарок. В настоящее время в Республике зарегистрированы и осуществляют свою деятельность более 3 тыс. предприятий малого предпринимательства, многие из которых обладают высоким кадровым и научно-технологическим потенциалом. Проведенные в Республике в 1996 году выставки-ярмарки товаров малого предпринимательства показали большой интерес, проявленный со стороны предприятий этой категории, а также коммерческих структур и населения Республики к их организации. Из 780 предприятий малого предпринимательства, подавших заявки на участие в ярмарках, реальное участие смогли принять только около 170 предприятий ввиду отсутствия специализированного учреждения, осуществляющего планирование и организацию выставочно-ярмарочной деятельности в Республике. Кроме того, более 200 предприятий подали заявки на участие в межрегиональных и международных выставках. Демонстрацию товаров, производимых на предприятиях Республики, осуществляют республиканский музейно-выставочный центр и Центр прикладного народного творчества при Министерстве культуры Республики. Кроме того, при ведущих предприятиях Удмуртии созданы экспозиционные залы для демонстрации производимой ими продукции. В силу того, что национальные выставочные центры ориентированы на показ прикладного творчества, конкуренция в выставочно-ярмарочной деятельности в Удмуртской Республике отсутствует. Анализ достигнутых на проведенных ярмарках коммерческих договоренностей, а также соглашений, заключенных в 1995-1996 годах о партнерстве в малом предпринимательстве Республики, свидетельствует о потенциальных возможностях малых предприятий в расширении рынков сбыта, привлечении инвестиционного капитала и популяризации предпринимательской деятельности среди населения Республики. Это, по оценкам достигнутых соглашений, будет способствовать созданию более 2000 дополнительных рабочих мест и увеличению объемов производства на малых предприятиях до 1800 млн. рублей. Планируется, что основным исполнителем проекта будет Торгово-промышленная палата Удмуртской Республики с привлечением республиканских органов власти и предприятий малого бизнеса. Для реализации проекта планируется создание акционерного общества "Удмуртский ярмарочно-выставочный центр". Финансирование проекта планируется осуществлять за счет средств федерального и республиканского бюджетов, а также привлеченных средств предприятий малого бизнеса. Планирование и контроль за реализацией проекта будут осуществляться в рамках Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике. Реализация проекта позволит создать 2000 дополнительных рабочих мест. Дополнительные налоговые поступления составят 4608 млн. рублей. ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ УДМУРТСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО АГЕНТСТВА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА" Настоящий проект предусматривает создание на базе Удмуртского регионального агентства развития малого бизнеса сети агентств развития малого предпринимательства в городах и районах Республики. В настоящее время управление процессами развития малого предпринимательства осуществляется Комитетом по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики. Вместе с тем с развитием инфраструктуры малого предпринимательства (консалтинговые фирмы, фонды поддержки малого предпринимательства, страховые фонды и фонды нежилых помещений и пр.) и расширением их поля деятельности возникла необходимость перехода от общего государственного управления к непосредственному регулированию деятельности предприятий инфраструктуры в части поддержки и развития малого предпринимательства в городах и районах Республики. Регулирование процесса развития малого предпринимательства в городах и районах Республики осуществляют органы местного самоуправления через уполномоченных представителей или специально созданные структурные подразделения. Локальные проблемы малого предпринимательства решаются через общественные организации - союзы и ассоциации представителей малого бизнеса. В силу того, что органы государственной власти в области поддержки и развития малого предпринимательства ориентированы на создание общих экономических и правовых условий, а общественные организации отражают мнение только части предпринимателей, конкуренция в области планирования и регулирования деятельности предприятий инфраструктуры малого предпринимательства в Республике отсутствует. Глубокая конверсия предприятий оборонного комплекса Удмуртской Республики, связанные с ней рост числа высвобождаемых работников и скрытая безработица, неспособность в силу организационных причин около 1/3 предприятий малого предпринимательства осуществлять нормальную предпринимательскую деятельность, а также отсутствие инициативы и навыков предпринимательской деятельности у населения позволяют говорить о необходимости создания организационных условий для широкомасштабного вовлечения населения в предпринимательскую деятельность, что особенно актуально в городских и районных центрах Республики. Реализация настоящего проекта позволит за счет организации сервисного обслуживания на местах создать дополнительно или реанимировать около 1000 малых предприятий, вовлечь в предпринимательскую деятельность свыше 1500 человек дополнительно. Планируется, что основным исполнителем проекта станет Удмуртское региональное агентство развития малого бизнеса с привлечением органов государственной власти и предпринимателей городов и районов Республики. Финансирование проекта планируется осуществлять на паритетной основе за счет средств федерального и республиканского бюджетов, а также привлеченных средств предпринимателей и их объединений. Планирование и контроль за реализацией проекта будут осуществляться в рамках Государственной программы поддержки и развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике. ПРОЕКТ "СОЗДАНИЕ УДМУРТСКОЙ ЛИЗИНГОВОЙ КОМПАНИИ" Настоящий проект предусматривает создание предприятия, специализирующегося на предоставлении предприятиям малого бизнеса технологического оборудования или производственных площадей на условиях аренды или субконтрактации. Из 3 тыс. предприятий малого предпринимательства, которые не смогли начать или прекратили свою деятельность, более половины основной причиной своей недееспособности назвали большие затраты на приобретение необходимого оборудования или отсутствие производственных площадей. В то же время практически все промышленные предприятия Республики в условиях сокращения производства вынуждены производить консервацию своего оборудования, более четверти производственных площадей промышленных предприятий сегодня пустуют. Анализ спроса и предложения на рынке технологического оборудования и производственных площадей позволяет говорить о необходимости создания в Республике специализированного предприятия по регулированию отношений между собственниками и потребителями потенциала. Кроме того, большинство производственных предприятий малого бизнеса ориентированы сегодня на производство продукции по импортозамещающим технологиям, что в свою очередь требует поставки в Республику импортного оборудования. В настоящее время в Комитете по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики находятся на рассмотрении более 50 заявок от предпринимателей и около 10 предложений от зарубежных компаний на поставку технологического оборудования на условиях лизинга. Операциями по продвижению свободного технологического оборудования и производственных площадей в Республике занимаются отдельные подразделения при промышленных предприятиях и администрациях городов и районов. Анализ спроса и предложения на технологическое оборудование и производственные площади показывает, что при организации материальных потоков возможны создание или реанимация около 200 малых предприятий с годовым объемом свыше 150 млрд. рублей, а также загрузка более 670 единиц технологического оборудования и около 4 тыс. квадратных метров производственных площадей. Планируется, что основным исполнителем проекта будет Удмуртское региональное агентство развития малого бизнеса с привлечением органов государственной власти, ведущих промышленных предприятий и кредитно-финансовых институтов Республики. Для реализации проекта планируется создание акционерного общества "Удмуртская лизинговая компания". Финансирование проекта планируется осуществлять на паритетных основах за счет средств федерального и республиканского бюджетов, а также привлеченных средств предпринимателей Республики. Планирование и контроль за реализацией проекта будут осуществляться в рамках Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике. Реализация проекта позволит создать дополнительные рабочие места. Дополнительные налоговые поступления составят 5443,2 млн. рублей. ПРОЕКТ "СОЗДАНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ МАЛОЭТАЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА" Настоящий проект предусматривает создание на базе строительных трестов Республики производственно-технологического комплекса, ориентированного на производство и оказание услуг в области строительства жилья и объектов социально-культурного назначения. Особенность развития экономики Республики определяет создание строительных организаций, ориентированных на крупное промышленное строительство. Более 75 процентов общих капитальных вложений Республики приходится сегодня на строительство объектов производственного назначения. Из-за резкого сокращения объемов инвестиций общий объем капитальных вложений в строительство с начала 1991 года сократился на 65 процентов, вследствие чего происходит деградация производства, в некоторых случаях полная остановка предприятий или ликвидация. Для вывода строительной отрасли из кризиса необходима переориентация основной части производственно-технологического потенциала и бюджетного финансирования традиционно сложившихся производств на новые формы, и в частности на строительство жилья и объектов социально-культурного назначения Республики. Кроме 4 строительных трестов, строительная индустрия Республики включает производственный потенциал крупных промышленных предприятий. На территории Республики осуществляют свою деятельность более 500 строительных предприятий малого бизнеса. В силу того, что строительные тресты ориентированы на строительство объектов промышленного производства, строительные организации при крупных предприятиях служат для производства работ внутриведомственного характера, а предприятия малого бизнеса в основной своей массе занимаются оказанием ремонтно-реставрационных услуг. Конкуренция в области организации крупномасштабного индивидуального строительства и строительства объектов социально-культурного и бытового назначения в Республике отсутствует. Анализ состояния на рынке труда в Удмуртской Республике, а также соглашений, достигнутых с зарубежными партнерами в области малоэтажного строительства в Республике, показывает, что при реализации настоящего проекта возможны создание более 1200 дополнительных рабочих мест, организация производства строительных материалов по энергосберегающим технологиям с общим объемом до 500 млрд. рублей в год, развертывание масштабного индивидуального строительства с себестоимостью 1 кв. метра в 1,5 раза ниже по сравнению с традиционной застройкой. Планируется, что основным исполнителем проекта будет Удмуртская строительная компания - акционерное общество "Союз-1" с привлечением органов государственной власти Республики и финансово-кредитных учреждений. Проект планируется осуществлять за счет средств федерального и республиканского бюджетов, а также собственных и привлеченных средств Удмуртской строительной компании. Планирование и контроль за реализацией проекта будут осуществляться в рамках Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике и Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики. Реализация проекта позволит создать 1200 дополнительных рабочих мест. Дополнительные налоговые поступления составят 108960 млн. рублей. ПРОЕКТ "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ" Настоящий проект предусматривает создание на базе существующих производственных мощностей производственно-технологического комплекса по глубокой переработке древесины. Более 1/3 площади Удмуртской Республики занимают леса, основная часть которых относится к категории строительного материала. Анализируя состояние лесной отрасли Республики, необходимо отметить сокращение на 35 процентов плановой вырубки и падение c 1991 года на 40 процентов объемов производства пиломатериалов. В торговом балансе за 1995-1996 годы в экспорте Республики преобладают товары первичной обработки (круглый лес, пиломатериалы), в то же время готовые изделия из древесины в основном завозятся в Республику. Необходимость реализации настоящего проекта обусловлена высоким научно-техническим и кадровым потенциалом Республики, необходимостью создания новых рабочих мест, а также переориентацией лесоперерабатывающей отрасли промышленности Республики на выпуск конкурентоспособной продукции. На территории Удмуртской Республики действуют 15 леспромхозов и 2 ассоциации предприятий деревообработки. Производство изделий из древесины осуществляют 2 мебельные фабрики, а также специализированные подразделения при крупных строительных и промышленных предприятиях. Около 120 малых предприятий производят работы и услуги, связанные с переработкой древесины. В силу того, что предприятия по заготовке и переработке древесины ориентированы на решение собственных задач, конкуренция в создании единой технологической цепи от добычи древесины, переработки и до ее реализации в Республике отсутствует. Реализация проекта позволит создать дополнительно 30 предприятий малого бизнеса и трудоустроить свыше 450 человек. В процесс производства будет вовлечено до 320 единиц законсервированного оборудования. Переориентация производства на выпуск готовых изделий позволит увеличить экспорт их на сумму до 640 млрд. рублей в год. Планируется, что основным исполнителем проекта будет Удмуртская деревообрабатывающая компания - акционерное общество "Лесдеталь" с привлечением органов государственной власти, финансово-кредитных учреждений и малых предприятий Республики. Финансирование проекта планируется осуществлять за счет средств федерального и республиканского бюджетов, а также собственных средств Удмуртской деревообрабатывающей компании. Планирование и контроль за реализацией проекта будут осуществляться в рамках Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике и Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики. Реализация проекта позволит создать 450 дополнительных рабочих мест. Дополнительные налоговые поступления составят 86806,7 млн. рублей. ПРОЕКТ "ОКАЗАНИЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИМСЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ" Настоящий проект предусматривает организацию системы подготовки и переподготовки кадров для работы в сфере малого предпринимательства. До конца 80-х годов промышленность Удмуртской Республики на 80 процентов была ориентирована на нужды военно-промышленного комплекса страны. В условиях структурной перестройки экономики, сокращения персонала крупных предприятий военно-промышленного комплекса население Республики вследствие отсутствия специальных знаний, навыков и информированности оказалось не готовым к ведению предпринимательской деятельности. Из 1000 опрошенных официально зарегистрированных безработных Республики 80 процентов должны пройти переподготовку для работы в сфере малого предпринимательства. Кроме того, более 20 процентов безработных - это выпускники школ и высших учебных заведений, у которых также отсутствуют знания в области предпринимательства. В Удмуртской Республике осуществляют свою деятельность 5 высших учебных заведений, 4 техникума и 50 технических училищ, из которых официально осуществляют подготовку в сфере предпринимательства только 2 учебных заведения. Анализ состояния рынка труда и развития малого предпринимательства показывает необходимость получения не академических, а прикладных знаний по основам ведения предпринимательской деятельности. В силу того, что существующие учебные заведения ориентированы на традиционные обучающие программы, а Республика не имеет единой обучающей программы по ведению предпринимательской деятельности, конкуренция в области подготовки и переподготовки кадров для работы в сфере малого предпринимательства в Республике отсутствует. По предварительным оценкам, необходимо провести работу по подготовке или переподготовке в области малого предпринимательства около 35 тыс. человек. Реализация настоящего проекта будет способствовать популяризации предпринимательской деятельности и вовлечению в эту сферу дополнительно до 8-10 тыс. трудоспособного населения. Планируется, что основным исполнителем проекта будет Удмуртское региональное агентство развития малого бизнеса с привлечением республиканских органов власти и учебных заведений Республики. Для реализации проекта планируется создание акционерного общества "Удмуртский обучающий центр". Финансирование проекта планируется осуществлять за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Планирование и контроль за реализацией проекта будут осуществляться в рамках Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике. ПРОЕКТ "СОЗДАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ЦЕНТРА ПО ВОЗРОЖДЕНИЮ РЕМЕСЕЛ" Настоящий проект предусматривает создание рыночной инфраструктуры - региональной сети малых предприятий по развитию традиционных и новых видов народных промыслов. Малыми предприятиями Республики освоено изготовление свыше 47 видов изделий народных промыслов (кухонная посуда, бижутерия, отделка мебели, элементы одежды и пр.). Проведенные малыми предприятиями Республики маркетинговые исследования подтверждают устойчивый спрос в России и за рубежом на высокохудожественные изделия народных промыслов. Развитие народных промыслов осуществляет Национальный центр декоративно-прикладного искусства при Министерстве культуры Удмуртской Республики, который возглавляет сеть районных домов ремесел. Кроме того, в Республике действует более 10 комитетов, объединяющих представителей различных национальностей, проживающих в Удмуртской Республике. Организация производства изделий народных промыслов в районах Республики позволит при относительно небольших затратах получить значительный экономический и социальный эффект. Для такого производства характерны малая энергоемкость, экологическая чистота, недорогая оснастка, эффективная обучаемость персонала, использование надомного труда без применения дорогостоящих производственных площадей. Сырьем для производства могут служить отходы переработки древесины. Социальная значимость преобразования состоит в том, что обеспечиваются работой трудноустраиваемые категории населения (инвалиды, подростки, многодетные и беременные женщины, заключенные исправительно-трудовых колоний). Предварительные расчеты показали возможность создания около 400 новых рабочих мест и дополнительного выпуска товаров и сопутствующих услуг на сумму 8,3 млрд. рублей. Планируется, что основным исполнителем проекта будет технопарк Удмуртского государственного университета с привлечением органов государственной власти и предпринимателей городов и районов Республики. Финансирование проекта планируется осуществлять на паритетной основе за счет средств федерального и республиканского бюджетов, а также привлеченных средств предпринимателей и их объединений. Планирование и контроль за реализацией проекта будут осуществляться в рамках Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике. Реализация проекта позволит создать 400 дополнительных рабочих мест. Дополнительные налоговые поступления составят 19,824 млрд. рублей. ПРОЕКТ "СОЗДАНИЕ БИЗНЕС - ИНКУБАТОРА" Настоящий проект предусматривает организацию специализированного предприятия по созданию, реанимации и инкубационному сопровождению предприятий малого предпринимательства. В настоящее время в Удмуртской Республике более 4000 предприятий малого предпринимательства не смогли начать или прекратили свою деятельность из-за отсутствия у населения основ ведения предпринимательской деятельности. По тем же причинам около 1/7 из официально зарегистрированных безработных опасаются начать свое дело. В рамках структурной перестройки более 15 ведущих предприятий Республики планируют создание на базе своих основных фондов до 100 малых предприятий. В сложившихся условиях одним из основных направлений развития инфраструктуры развития малого предпринимательства должно стать создание специализированного предприятия по организации новых и реанимации существующих малых предприятий. В Удмуртской Республике отсутствует организованная система по предоставлению полного комплекса услуг в области создания малых предприятий и их адаптации к условиям рынка. На ведущих предприятиях созданы специальные подразделения по организации рыночных структур, консалтинговые фирмы и учебные заведения осуществляют подготовку обучающихся основам предпринимательской деятельности. В силу того, что ведущие предприятия ориентированы на решение узковедомственных задач, а стоимость обучения и консультирования для большинства населения является достаточно высокой - конкуренция на рынке Удмуртской Республики в области организации малых предприятий (от юридического оформления до сопровождения проекта) отсутствует. Анализ состояния рынка труда в Республике, процессы, происходящие в области структурной перестройки промышленности, позволяют говорить о том, что при организации системы создания малых предприятий и адаптации их к условиям рынка возможно создание дополнительно около 1700 малых предприятий с количеством занятого на них населения до 14 тыс. человек и годовым объемом производства до 964 млрд. рублей. Планируется, что основным исполнителем проекта будет Удмуртское региональное агентство развития малого бизнеса с привлечением органов власти, ведущих промышленных предприятий и учебных заведений. Для реализации проекта планируется создание акционерного общества "Удмуртский бизнес-инкубатор". Финансирование проекта планируется осуществлять за счет средств федерального и республиканского бюджетов, а также привлеченных средств предприятий Республики. Планирование и контроль за исполнением проекта планируется осуществлять в рамках Государственной программы поддержки малого предпринимательства в Удмуртской Республике. Таблица 7.2. Капитальные вложения на строительство (реконструкцию) объектов по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | | финансирования | млн. рублей | | | инвестиционный кредит | | | _____________________ | | | безвозвратная основа | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | 2000 гг. | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | | | | | | | | Проект "Создание малых предприятий в области | | малоэтажного строительства" | | Объект: завод каркасных заготовок | | | | | | | | | Федеральный бюджет | 80,0 | 80,0 | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | 150,0 | 150,0 | -- | -- | -- | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Собственные | 70,0 | 70,0 | -- | -- | -- | | средства | | | | | | | | | | | | | | Объект: завод по производству утеплителя | | | | | | | | | Федеральный бюджет | 70,0 | 70,0 | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | 100,0 | 100,0 | -- | -- | -- | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Собственные | 330,0 | 330,0 | -- | -- | -- | | средства | | | | | | | | | | | | | | Объект: завод полимерцементных сухих смесей (реконструкция) | | | | | | | | | Собственные | 70,0 | -- | 70,0 | -- | -- | | средства | | | | | | | | | | | | | | Объект: завод по производству асфальтовой черепицы (реконструкция) | | | | | | | | | Федеральный бюджет | 200,0 | -- | 200,0 | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | 500,0 | -- | 500,0 | -- | -- | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Собственные | 300,0 | -- | 300,0 | -- | -- | | средства | | | | | | | | | | | | | | Объект: завод отопительных систем (реконструкция) | | | | | | | | | Федеральный бюджет | 391,0 | -- | 391,0 | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | 879,0 | -- | 879,0 | -- | -- | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Собственные | 1230,0 | -- | 1230,0 | -- | -- | | средства | | | | | | | | | | | | | | Объект: завод по производству пластиковых труб (реконструкция) | | | | | | | | | Федеральный бюджет | 200,0 | -- | -- | 200,0 | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | 300,0 | -- | -- | 300,0 | -- | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Собственные | 1000,0 | -- | -- | 1000,0 | -- | | средства | | | | | | | | | | | | | | Проект "Организация постоянно действующей выставки | | продукции малых предприятий" | | | | Объект: выставочный павильон (реконструкция) | | | | | | | | | Федеральный бюджет | 150,0 | -- | 150,0 | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 200,0 | 200,0 | -- | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | 550,0 | -- | 550,0 | -- | -- | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 400,0 | 400,0 | -- | -- | -- | | | | | | | | | Проект "Создание системы малых предприятий | | в области глубокой переработки древесины" | | | |Объект: предприятия по производству круглого леса (реконструкция) | | | | | | | | | Федеральный бюджет | 70,0 | 70,0 | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | 135,0 | 135,0 | -- | -- | -- | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Собственные | 95,0 | 95,0 | -- | -- | -- | | средства | | | | | | | | | | | | | | Объект: предприятия по производству клееных щитов (реконструкция) | | | | | | | | | Федеральный бюджет | 75,0 | 75,0 | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | 105,0 | 105,0 | -- | -- | -- | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Собственные | 20,0 | 20,0 | -- | -- | -- | | средства | | | | | | | | | | | | | | Объект: предприятия по производству штучного паркета | | | | | | | | | Федеральный бюджет | 30,0 | 30,0 | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | 60,0 | 60,0 | -- | -- | -- | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Собственные | 10,0 | 10,0 | -- | -- | -- | | средства | | | | | | | | | | | | | | Объект: предприятия по производству бревенчатых домов | | (реконструкция) | | | | | | | | | Федеральный бюджет | 25,0 | 25,0 | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | 100,0 | 100,0 | -- | -- | -- | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Собственные | 25,0 | 25,0 | -- | -- | -- | | средства | | | | | | | | | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | ИТОГО | 7920,0 | 2150,0 | 4270,0 | 1500,0 | -- | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- Таблица 7.3. Объемы и источники финансирования текущих расходов по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | | финансирования | млн. рублей | | | инвестиционный кредит | | | _____________________ | | | безвозвратная основа | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | 2000 гг. | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | | | | | | | | Проект "Развитие Удмуртского регионального агентства | | развития малого бизнеса" | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 200,0 | 43,8 | 56,2 | 50,0 | 50,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1720,0 | 400,0 | 400,0 | 486,0 | 434,0 | | | | | | | | | Проект "Создание бизнес-инкубатора" | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 582,0 | 150,0 | 156,0 | 138,0 | 138,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1890,0 | 450,0 | 520,0 | 460,0 | 460,0 | | | | | | | | | Проект "Создание Удмуртской лизинговой компании" | | | | | | | | | Федеральный бюджет | 1050,0 | -- | 400,0 | 350,0 | 300,0 | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1500,0 | 1500,0 | -- | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | 2820,0 | -- | 1000,0 | 920,0 | 900,0 | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 4500,0 | 4500,0 | -- | -- | -- | | | | | | | | | Собственные | 950,0 | -- | 150,0 | 200,0 | 600,0 | | средства | | | | | | | | | | | | | | Проект "Организация постоянно действующей выставки | | продукции малых предприятий" | | | | | | | | | Федеральный бюджет | 450,0 | -- | 150,0 | 200,0 | 100,0 | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | 1350,0 | -- | 450,0 | 600,0 | 300,0 | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 200,0 | 200,0 | -- | -- | -- | | | | | | | | | Собственные | 800,0 | -- | 100,0 | 300,0 | 400,0 | | средства | | | | | | | | | | | | | | Проект "Создание и поддержка центра по возрождению | | ремесел" | | | | | | | | | Федеральный бюджет | 310,0 | -- | 160,0 | 100,0 | 50,0 | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 150,0 | 150,0 | -- | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | 810,0 | -- | 360,0 | 300,0 | 150,0 | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 450,0 | 450,0 | -- | -- | -- | | | | | | | | | Собственные | 3035,0 | 340,0 | 510,0 | 760,0 | 1425,0 | | средства | | | | | | | | | | | | | | Проект "Оказание поддержки малым предприятиям, | | специализирующимся в области образования" | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1500,0 | 300,0 | 350,0 | 350,0 | 500,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 5400,0 | 1200,0 | 1000,0 | 1400,0 | 1800,0 | | | | | | | | | Проект "Создание системы малых предприятий в области глубокой | | переработки древесины" | | | | | | | | | Федеральный бюджет | 2236,0 | 50,0 | 594,0 | 742,0 | 850,0 | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | 6004,0 | 350,0 | 1427,0 | 1827,0 | 2400,0 | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Собственные | 5187,0 | 1117,0 | 1482,0 | 1328,0 | 1260,0 | | средства | | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | ИТОГО | 43094,0 | 11200,8 | 9265,2 | 10511,0 | 12117,0 | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- Таблица 7.4. Объекты строительства (реконструкции) по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Объекты | Вводимая | Сроки | Сметная | Исполнитель | | | строительства | мощность | строительства, | стоимость, | | | | (реконструкции) | | годы | млрд. руб | | | | | | | | | |----|------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | | 1. | Завод каркасных заготовок | 0,6 тыс. кв. м| 1997 | 0,3 | АО "Союз - 1" | | 2. | Завод по производству | 1 тыс. кв. м | - " - | 0,5 | -"- | | | утеплителя | | | | | | | | | | | | | 3. | Завод полимерцементных | 350 кв. м | 1998 | 0,07 | -"- | | | сухих смесей | | | | | | | (реконструкция) | | | | | | | | | | | | | 4. | Завод по производству | 1,5 тыс. кв. м| -"- | 1,0 | -"- | | | асфальтовой черепицы | | | | | | | (реконструкция) | | | | | | | | | | | | | 5. | Завод отопительных систем | 2 тыс. кв. м | -"- | 2,5 | -"- | | | (реконструкция) | | | | | | | | | | | | | 6. | Завод по производству | 900 кв. м | 1999 | 1,5 | -"- | | | пластиковых труб | | | | | | | (реконструкция) | | | | | | | | | | | | | 7. | Выставочный павильон | 1 тыс. кв. м | 1997-1998 | 1,3 | СУ-17 | | | (реконструкция) | | | | | | | | | | | | | 8. | 8 предприятий по | 220 м | 1997 | 0,3 | АО "Лесдеталь" | | | производству круглого | | | | | | | леса (реконструкция) | | | | | | | | | | | | | 9. | 3 предприятия по | 100 м | -"- | 0,2 | -"- | | | производству клееных | | | | | | | щитов (реконструкция) | | | | | | | | | | | | | 10.| 3 предприятия по | 300 м | -"- | 0,1 | -"- | | | производству штучного | | | | | | | паркета | | | | | | | | | | | | | 11.| 3 предприятия по выпуску | 150 м | -"- | 0,15 | -"- | | | бревенчатых домов | | | | | | | (реконструкция) | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- VIII. ПОДПРОГРАММА "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" Паспорт подпрограммы Наименование подпрограммы - Охрана окружающей среды Государственные заказчики - Государственный комитет Российской подпрограммы Федерации по охране окружающей среды; Министерство Российской Федерации по атомной энергии Основные исполнители - акционерное общество "Чепецкий механический завод"; Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Основной разработчик - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики Основная цель - сохранение и оздоровление природной подпрограммы среды, предупреждение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу Важнейшие целевые - формирование сети особо охраняемых показатели и конечные природных территорий Удмуртской результаты Республики; газификация и реконструкция ТЭЦ-1 в г. Глазове; строительство III очереди очистных сооружений г. Глазова; разработка и создание цифровой карты территории Удмуртской Республики (масштаб 1:100000); дополнительные налоговые поступления в размере 17448 млн. рублей Срок реализации - 1997-2000 годы подпрограммы Таблица 8.1. Объемы и источники финансирования подпрограммы ------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | | финансирования | млн. рублей | | | инвестиционный кредит | | | _____________________ | | | безвозвратная основа | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | 2000 гг. | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 106000,0 | 25700,0 | 27900,0 | 27800,0 | 24600,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 17000,0 | 7000,0 | 7000,0 | 3000,0 | -- | | | | | | | | | Собственные | 22000,0 | 11000,0 | 10000,0 | 1000,0 | -- | | средства | | | | | | | | | | | | | | Другие источники | -- | -- | -- | -- | -- | | | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 400,0 | 200,0 | 200,0 | -- | -- | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | ИТОГО | 145400,0 | 43900,0 | 45100,0 | 31800,0 | 24600,0 | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- ПРОЕКТ "ФОРМИРОВАНИЕ СЕТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ" В Республике формируется сеть особо охраняемых природных территорий. Целью формирования сети особо охраняемых природных территорий является восстановление экологического равновесия в природной среде как предпосылки, необходимой для устойчивого экономического развития Республики. Создание сети особо охраняемых природных территорий призвано обеспечить: сохранение природы Республики как национального достояния; сохранение биологического разнообразия и генофонда биоты; повышение уровня экологического образования и обучения; оптимизация федеральной сети особо охраняемых природных территорий. ПРОЕКТ "ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ г. ГЛАЗОВА" Газификация и реконструкция ТЭЦ-1 г.Глазова" Акционерное общество "Чепецкий механический завод" имеет на балансе ТЭЦ-1, обеспечивающую кроме своих нужд потребности населения и ряда промышленных предприятий г. Глазова в отоплении и горячем водоснабжении. ТЭЦ-1 построена в 1949 году и запроектирована на использование кизеловского угля и мазута (М-100). Высокая зольность, сернистость угля и мазута обуславливают при работе оборудования, значительные выбросы золы и газа. Данные по выбросам до реализации взвешенные вещества - 37226,1 т/год сернистый ангидрид - 51059 т/год оксиды азота - 972,3 т/год пятиокись ванадия - 23,2 т/год бензопирен - 0,007 т/год Специализированные организации провели исследования по применению высокоэффективного очистительного оборудования, которые показали невозможность его установки в существующие ячейки котлов. Для снижения вредных выбросов от ТЭЦ-1, расположенной в городской черте, было принято решение о поэтапной газификации. Для решения вопроса газификации ТЭЦ-1 имеется следующая документация: 1) рабочий проект "Газоснабжение ТЭЦ-1 г. Глазова. I очередь", выполненный институтом "Промпроект" (г. Ижевск); 2) разработка технического решения по техническому перевооружению ТЭЦ-1 - отчет ВНИПИЭнергопрома (г. Москва). Газификация ТЭЦ-1 акционерного общества "Чепецкий механический завод" с поэтапным вытеснением угля и мазута, которые переводятся в резервное топливо, позволит улучшить обстановку в г. Глазове и прилегающих районах. Прогнозируемые данные по выбросам после реализации проекта: взвешенные вещества - 0 т/год сернистый ангидрид - 0 т/год оксиды азота - 1322,6 т/год пятиокись ванадия - 0 т/год бензопирен - 0 т/год Строительство III очереди очистных сооружений г. Глазова Очистные сооружения канализации г. Глазова (проектная мощность - 34,2 тыс. куб. м/сутки) находятся на балансе и эксплуатируются акционерным обществом "Чепецкий механический завод". Они предназначены для очистки стоков города. Начиная с 1979 года очистные сооружения работают с перегрузкой, составляющей в настоящее время 36 процентов проектной мощности, что влияет на качество очищенных сточных вод. Так, в 1995 году имело место превышение допустимых концентраций аммонийного азота, нитратов, нефтепродуктов. Река Чепца, в которую сбрасываются очищенные стоки, является водоемом рыбохозяйственного назначения, ниже по течению производится забор воды на хозяйственно-питьевые нужды. Острой проблемой на сегодняшний день остается вопрос размещения образующихся осадков стоков. Иловые карты, предназначенные для этой цели, перегружены, и сброженный при о температуре 33 С осадок влажностью 98 процентов перекачивается на законсервированный прудок основного производства, однако это нарушает условия консервации недействующих водохранилищ. В целях расширения очистных сооружений разработан проект, предусматривающий увеличение мощности сооружений до 67,2 тыс. куб. м/сутки, а также обработку осадков механическим обезвоживанием: для биологической очистки - проект N 588 "Союзводоканалпроект", г. Свердловск, 1978 год; для механического обезвоживания осадка - проект N 588 "Уралводоканалпроект", г. Свердловск, 1981 год. Строительство III очереди очистных сооружений, начатое в 1984 году, из-за отсутствия финансирования ведется крайне медленно. На 1 января 1995 г. освоено 28 процентов сметной стоимости. ПРОЕКТ "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА" Общерегиональный уровень проекта определяется необходимостью разработки общей для всех регионов Урала информационной базы, а также осуществления обмена информационными потоками между подсистемами, что значительно повысит эффективность системы в целом. Важность проекта помимо необходимости получения достоверных данных при принятии решений в области охраны окружающей среды обусловлена тем, что на территории Удмуртской Республики расположены крупные хранилища боевых отравляющих веществ (г. Камбарка, пос. Кизнер) и военная база Пибаньшур, где происходит уничтожение ракетной техники. Социальная значимость проекта определяется точным знанием количества и состава загрязняющих веществ в любой точке территории, что позволяет принимать адекватные меры по снижению техногенного загрязнения и реабилитации наиболее густонаселенных территорий. На сегодняшний день разработаны база данных предприятий - загрязнителей, расположенных в городах Ижевске, Сарапуле, Глазове и Воткинске, электронная карта мест хранения твердых отходов производства, математическое обеспечение расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере, почве и водных источниках, математическая модель прогноза ситуации в случае возникновения аварий и катастроф на 2 военных объектах, находящихся на территории Республики. Реализация проекта обеспечит резкое снижение промежутка времени, необходимого для принятия соответствующих управленческих решений и действий при ликвидации аварий и катастроф с экологическими последствиями. Таблица 8.2. Капитальные вложения на строительство (реконструкцию) объектов по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | | финансирования | млн. рублей | | | инвестиционный кредит | | | _____________________ | | | безвозвратная основа | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | 2000 гг. | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | | | | | | | | Проект "Предотвращение экологического загрязнения г. Глазова" | | Объект: газификация и реконструкция ТЭЦ-1 г. Глазова | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 93000,0 | 22000,0 | 23000,0 | 24000,0 | 24000,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 5000,0 | 2000,0 | 3000,0 | -- | -- | | | | | | | | | Собственные | 18000,0 | 10000,0 | 8000,0 | -- | -- | | средства | | | | | | | | | | | | | | Объект: строительство III очереди очистных сооружений | | г. Глазова | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 10000,0 | 3000,0 | 4000,0 | 3000,0 | -- | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 12000,0 | 5000,0 | 4000,0 | 3000,0 | -- | | | | | | | | | Собственные | 4000,0 | 1000,0 | 2000,0 | 1000,0 | -- | | средства | | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | ИТОГО | 142000,0 | 43000,0 | 44000,0 | 31000,0 | 24000,0 | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- Таблица 8.3. Объемы и источники финансирования НИОКР по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | | финансирования | млн. рублей | | | инвестиционный кредит | | | _____________________ | | | безвозвратная основа | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | 2000 гг. | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | | | | | | | | Формирование сети особо охраняемых природных территорий | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1600,0 | 300,0 | 300,0 | 500,0 | 500,0 | | | | | | | | | Другие источники* | -- | -- | -- | -- | -- | | | ______ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 400,0 | 200,0 | 200,0 | -- | -- | | | | | | | | | * Экофонд Удмуртской Республики. | | | | | | | | | | | Тема: создание системы экологического мониторинга | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1400,0 | 400,0 | 600,0 | 300,0 | 100,0 | | | | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | ИТОГО | 3400,0 | 900,0 | 1100,0 | 800,0 | 600,0 | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- Таблица 8.4. Объекты строительства (реконструкции) по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Объекты | Вводимая | Сроки | Сметная | Исполнитель | | | строительства | мощность | строительства, | стоимость, | | | | (реконструкции) | | годы | млрд. руб | | | | | | | | | |----|------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | | | | | | | 1. | ТЭЦ-1 г. Глазова | 354,4 млн. | 1997-2000 | 28,7 | АО "Чепецкий | | | (газификация и | куб. м/год | | | механический | | | реконструкция) | (газа) | | | завод" | | | | | | | | | 2. | III очередь очистных | 34,2 тыс. | 1984-1999 | 42,9 | -"- | | | сооружений | куб. м/cутки | | | | | | г. Глазова | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |