О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 1997-2000 ГОДЫ (ЧАСТЬ 6) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 3 июля 1997 г. N 820 (СЗРФ 97-32) XI. ПОДПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ" Паспорт подпрограммы Название подпрограммы - Социальная защита населения Государственный заказчик - Министерство труда и социального подпрограммы развития Российской Федерации Основные исполнители - предприятия и организации Удмуртской Республики Основной разработчик - Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики Основная цель подпрограммы - проведение единой государственной политики в области пенсионного обеспечения, поддержки семьи и детей, развитие системы социального обслуживания наиболее уязвимых слоев населения Важнейшие целевые - своевременное назначение и выплата показатели и конечные пенсий и пособий в соответствии результаты с действующим законодательством; своевременность перерасчета пенсий и пособий; сокращение сроков между днем обращения за назначением пенсии или пособия и днем их выплаты; оснащение и укомплектование стационарных учреждений технологическим оборудованием для облегчения физического труда персонала в этих учреждениях; создание межрегионального центра профессиональной реабилитации инвалидов; повышение качества обслуживания пенсионеров; уменьшение на 60 штатных единиц численности аппарата работников социального обеспечения, финансируемого из республиканского бюджета; решение задачи интеграции инвалидов в общество и создания равных возможностей; расширение инфраструктуры учреждений социального обслуживания населения; дополнительные налоговые поступления в размере 11239 млн. рублей Срок реализации - 1997-2000 годы подпрограммы Таблица 11.1. Объемы и источники финансирования по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | | финансирования | млн. рублей | | | инвестиционный кредит | | | _____________________ | | | безвозвратная основа | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | 2000 гг. | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 61130,0 | 10200,0 | 27230,0 | 13200,0 | 10500,0 | | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 32530,0 | 5181,0 | 8861,0 | 9355,0 | 9133,0 | | | | | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | ИТОГО | 93660,0 | 15381,0 | 36091,0 | 22555,0 | 19633,0 | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- Подпрограмма "Социальная защита населения" представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих проведение единой государственной политики в области пенсионного обеспечения, поддержки семьи и детей, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, развитие системы социального обслуживания населения. Основными задачами являются: разработка и реализация федеральных и республиканских программ по социальной поддержке малообеспеченных и нетрудоспособных граждан, семей с детьми; создание федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Удмуртской Республики государственной системы социального обслуживания населения, содействие ее развитию, а также создание муниципальных, частных и иных служб, осуществляющих социальное обслуживание населения; организация государственной службы реабилитации инвалидов, государственной службы медико-социальной экспертизы; организация ведомственной системы специального профессионального образования для инвалидов; обеспечение контроля за соблюдением и единообразным применением законодательства Российской Федерации и Удмуртской Республики в области социальной защиты населения. ПРОЕКТ "АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ И ПОСОБИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ" Для решения проблемы автоматизации процессов назначения и выплаты пенсий и пособий Советом Министров Удмуртской Республики было принято постановление от 24 сентября 1993 г. N 402 "О дополнительных мерах по внедрению автоматизированного процесса назначения и выплаты пенсий и пособий в Удмуртской Республике". Целями проекта автоматизации пенсионной службы являются: правильность назначений пенсий и пособий; своевременность перерасчета пенсий и пособий; сокращение сроков между днем обращения за назначением пенсии или пособия и днем их выплаты; введение персонифицированного учета страховых пенсионных взносов; создание на персональных компьютерах базы данных получателей пенсий и пособий, предусматривающей возможность оперативного получения информации о получателях пенсий и пособий в Республике. В результате автоматизации процесса назначения пенсий и пособий и передачи функций выплаты пенсий и пособий от Республиканского центра по назначению и выплате пенсий и пособий районным (городским) отделам социальной защиты населения: повысится качество обслуживания пенсионеров; уменьшится на 60 штатных единиц численность аппарата работников социального обеспечения, финансируемого из республиканского бюджета; уменьшатся расходы из республиканского бюджета на обработку пенсионной информации. ПРОЕКТ "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ НА БАЗЕ САРАПУЛЬСКОГО УЧЕБНОГО КОМПЛЕКСА" Целью реабилитации инвалидов молодого возраста и лиц с ограниченными возможностями является восстановление социального статуса инвалидов, достижение ими материальной независимости и их социальная адаптация. Реабилитация инвалидов является важным разделом социальной политики. Объединить усилия и устранить пробелы в осуществлении социальной защиты инвалидов должен межрегиональный центр профессиональной реабилитации инвалидов, созданный на базе Сарапульского учебного комплекса. На сегодня в учебном комплексе проведена определенная работа по созданию инфраструктуры, например, для медицинской реабилитации оборудованы 2 кабинета лечебной физкультуры с 35 тренажерами, физио- и зубоврачебные кабинеты (64 единицы оборудования). В комплексе обучаются 242 студента (в том числе до 18 лет - 76 человек) из Удмуртской Республики, Пермской, Свердловской, Тюменской и Кировской областей, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Республики Марий Эл и других субъектов Российской Федерации. Созданный в 1943 году комплекс является государственным образовательным учреждением для инвалидов и финансируется из бюджета Удмуртской Республики. Комплекс является единственным учебным заведением для инвалидов в Волго-Вятском районе и Предуралье. Центр может стать консультационно-методическим учреждением по вопросам медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов. Для преобразования Сарапульского учебного комплекса в межрегиональный центр профессиональной реабилитации инвалидов необходимо: приобрести оборудование на сумму 800 млн. рублей (в ценах на 1 января 1996 г.); профинансировать строительство в 1997-1999 годах общежития для инвалидов на 250 мест в размере 7,14 млрд. рублей (в ценах на 1 января 1996 г.); профинансировать строительство жилого дома для социальных работников на 24 квартиры в 1999 году в размере 2,5 млрд. рублей (ориентировочно); расширить блок социальной реабилитации - 1 млрд. рублей; расширить блок медицинской реабилитации - 1,5 млрд. рублей. ПРОЕКТ "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ УХОДА И РЕАБИЛИТАЦИИ" В Удмуртской Республике функционируют 12 стационарных учреждений для содержания на полном государственном обеспечении престарелых граждан и нетрудоспособных инвалидов на 3579 мест и среднее специальное учебное заведение Сарапульский учебный комплекс для инвалидов на 250 мест. Имеющиеся спальные корпуса и вспомогательные объекты жизнеобеспечения большинства стационарных учреждений построены в 60-70-е годы, в основном это деревянные строения или приспособленные здания. Отсутствуют подъездные пути для специального транспорта, в сельских домах-интернатах нет асфальтового покрытия дорог, не во всех многоэтажных зданиях имеются подъемные лифты, помещения не соответствуют санитарным требованиям. Планировка стационарных учреждений не позволяет больным и престарелым свободно передвигаться по жилым корпусам, не спроектированы пандусные приспособления, больные, передвигающиеся на креслах-колясках, практически не могут попасть в бытовые помещения, отсутствуют вспомогательные поручни. Жилые корпуса имеют большой износ, часть из них находится в аварийном состоянии. Оборудование вспомогательных объектов жизнеобеспечения домов-интернатов устарело и не пополняется, что значительно усложняет труд обслуживающего персонала. Более 30 процентов лиц, находящихся на государственном обеспечении, являются лежачими больными и требуют постоянного постороннего ухода, около 30 процентов проживающих ограничены в передвижении. Отечественной промышленностью практически не выпускаются средства ухода за этой категорией больных. Зарубежные производители предлагают практически все виды изделий, используемых для обслуживания больных с ограниченными возможностями. В 1994 году Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики закуплено 20 функциональных кроватей и 5 ванн-каталок финского производства на 104 тыс. долларов США. В 1995 году ижевским заводом "Металлист" изготовлена пробная партия средств ухода за больными на 37 млн. рублей, в настоящее время эти изделия проходят эксплуатационные испытания на практичность в стационарных учреждениях. Цели данного проекта: оснастить и укомплектовать стационарные учреждения для престарелых и инвалидов современными техническими средствами для ухода и обслуживания лежачих больных и инвалидов с психическими заболеваниями; переоборудовать и привести в соответствие с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1156 и постановлений Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 927 и Правительства Удмуртской Республики от 13 февраля 1995 г. N 57 "О мерах по обеспечению жизнедеятельности престарелых инвалидов при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, сооружений и прилегающей территории"; оснастить и укомплектовать стационарные учреждения технологическим оборудованием для облегчения физического труда персонала, занятого обслуживанием престарелых граждан и инвалидов. ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ СЕТИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ" На сегодняшнем этапе развития экономики одно из основных направлений социальной защиты населения - организация социальной поддержки нетрудоспособных граждан, максимально возможное смягчение негативных последствий снижения жизненного уровня наименее защищенных групп населения, и в первую очередь тех, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного в Республике прожиточного минимума (путем оказания им социальной помощи в различных формах). Основными причинами бедности нетрудоспособных граждан являются низкий уровень пенсий и прогрессирующий рост стоимости жизни, что видно из следующей таблицы: --------------------------------------------------------------- | | | Минимальный размер | | | Прожиточный | пенсии по старости | | | минимум (рублей) | с учетом компенсации | | | | (рублей) | | | | | |------------------|------------------|-----------------------| | I кв. 1995 г. | 210200 | 84870 | | II кв. 1995 г. | 254003 | 120750 | | III кв. 1995 г. | 276000 | 105623 | | IV кв. 1995 г. | 300216 | 127075 | --------------------------------------------------------------- На 1 января 1996 г. нуждающихся в социальном обслуживании на дому было 20117 человек, в отделениях дневного пребывания - 6896 человек, в службах срочной социальной помощи - более 250 тыс. человек, в бесплатном питании в стационарных отделениях социального обслуживания - 990 человек ежедневно. Серьезную тревогу вызывает продолжающийся рост числа детей с ограниченными возможностями. В 1995 году количество детей-инвалидов до 16 лет увеличилось в Республике на 454 человека и составило 5750 человек. За 2 последних года рост детской инвалидности составил 10 процентов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. Дети-инвалиды и семьи, в которых они воспитываются, являются контингентом, наиболее остро нуждающимся в социальной помощи. Разноплановая работа органов социальной защиты населения по улучшению положения детей-инвалидов, семей, где они проживают, сегодня требует дальнейшего развития и совершенствования. Цель данных предложений: расширение инфраструктуры учреждений социального обслуживания населения, в том числе и за счет учреждений нового типа, для оказания помощи семье и детям, обеспечение широкого спектра социальных услуг (от консультирования до патронирования и ухода на дому). Таблица 11.2. Капитальные вложения на строительство (реконструкцию) объектов по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | | финансирования | млн. рублей | | | инвестиционный кредит | | | _____________________ | | | безвозвратная основа | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | 2000 гг. | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | | | | | | | | Объект: Ижевское протезно-ортопедическое предприятие ("Разработка | | и производство средств протезирования, строительство, реконструкция | | и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий") | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 4500,0 | 4500,0 | -- | -- | -- | | | | | | | | | Объект: Дом-интернат для детей инвалидов в пос. Канифольный | | (федеральная целевая программа "Дети-инвалиды") | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 2200,0 | 2200,0 | -- | -- | -- | | | | | | | | | Объект: Детский дом-интернат для умственно отсталых детей в г. | | Глазове | | (федеральная целевая программа "Дети-инвалиды") | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 3500,0 | 3500,0 | -- | -- | -- | | | | | | | | | Проект "Профессиональная и социально-средовая реабилитация | | инвалидов молодого возраста на базе Сарапульского учебного | | комплекса" | | | | Объект: общежитие | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 4140,0 | -- | 2140,0 | 2000,0 | -- | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 3000,0 | -- | 2000,0 | 1000,0 | -- | | | | | | | | | Объект: жилой дом на 24 квартиры | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1500,0 | -- | 1000,0 | 500,0 | -- | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1000,0 | -- | 500,0 | 500,0 | -- | | | | | | | | | Объект: общежитие для социального блока (реконструкция и оснащение) | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1000,0 | 250,0 | 250,0 | 250,0 | 250,0 | | | | | | | | | Объект: общежитие для медицинского блока | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1500,0 | -- | 800,0 | 400,0 | 300,0 | | | | | | | | | Проект "Техническое оснащение стационарных учреждений социальной | | защиты населения средствами ухода и реабилитации" | | | | Объект: оборудование республиканского центра психофизиологического | | оздоровления детей и подростков | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 2300,0 | -- | 1000,0 | 500,0 | 800,0 | | | | | | | | | Проект "Развитие сети и совершенствование обслуживания | | нетрудоспособного населения" | | | | Объект: республиканский центр психофизиологического оздоровления | | детей и подростков | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 3000,0 | -- | 3000,0 | -- | -- | | | | | | | | | | | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | ИТОГО* | 17440,0 | 250,0 | 10690,0 | 5150,0 | 1350,0 | | | | | | | | | ИТОГО** | 10200,0 | 10200,0 | -- | -- | -- | ------------------------------------------------------------------------- * Кроме объектов по действующим федеральным целевым программам. ** По действующим федеральным целевым программам. Государственный заказчик - Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Таблица 11.3. Объемы и источники финансирования текущих расходов по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | | финансирования | млн. рублей | | | инвестиционный кредит | | | _____________________ | | | безвозвратная основа | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | 2000 гг. | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | | | | | | | | Проект "Профессиональная и социально-средовая реабилитация | | инвалидов молодого возраста на базе Сарапульского учебного | | комплекса" | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 400,0 | -- | 200,0 | 100,0 | 100,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 400,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | | | | | | | | | Проект "Автоматизация процессов назначения и выплаты пенсий | | и пособий с применением персональных компьютеров" | | | | | | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 750,0 | -- | 750,0 | -- | -- | | | | | | | | | Проект "Техническое оснащение стационарных учреждений социальной | | защиты населения средствами ухода и реабилитации" | | | | Оснащение стационарных учреждений социального обслуживания | | средствами ухода и реабилитации | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1000,0 | -- | 500,0 | 300,0 | 200,0 | | | | | | | | | Оснащение домов-интернатов средствами малой механизации | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 400,0 | 100,0 | 100,0 | 200,0 | -- | | | | | | | | | Переоборудование домов-интернатов и прилегающих территорий | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 600,0 | 200,0 | 100,0 | 100,0 | 200,0 | | | | | | | | | Оснащение центров реабилитации детей-инвалидов, учреждений, | | непосредственно занимающихся оказанием социальной помощи | | детям-инвалидам и их семьям, средствами ухода и реабилитации | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 500,0 | -- | 400,0 | 100,0 | -- | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 700,0 | 100,0 | 100,0 | 200,0 | 300,0 | | | | | | | | | Автомобиль для служб срочной социальной помощи | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1000,0 | -- | 800,0 | 200,0 | -- | | | | | | | | | Проект "Развитие сети и совершенствование обслуживания | | нетрудоспособного населения" | | | | Республиканский центр психофизиологического оздоровления | | детей и подростков | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 6000,0 | 1500,0 | 1500,0 | 1500,0 | 1500,0 | | | | | | | | | Отделение социальной помощи семье и детям | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 3240,0 | 324,0 | 648,0 | 972,0 | 1296,0 | | | | | | | | | 4 центра реабилитации для детей-инвалидов | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 8000,0 | 800,0 | 1600,0 | 2400,0 | 3200,0 | | | | | | | | | Центры социального обслуживания в Воткинском районе | | и развитие внешней инфраструктуры | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 34840,0 | -- | 16640,0 | 9100,0 | 9100,0 | | | | | | | | | Дотации, пособия и иные выплаты социально незащищенным | | группам населения | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 8190,0 | 1807,0 | 1963,0 | 2133,0 | 2287,0 | | | | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | ИТОГО | 66020,0 | 4931,0 | 25401,0 | 17405,0 | 18283,0 | ------------------------------------------------------------------------- Таблица 11.4. Объекты строительства (реконструкции) по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Объекты | Вводимая | Сроки | Сметная | Исполнитель | | | строительства | мощность | строительства, | стоимость, | | | | (реконструкции) | | годы | млрд. руб | | | | | | | | | |----|---------------------------------|---------------|----------------|------------|----------------------------| | | | | | | | | 1. | Ижевское | 120 | 1997 | 4,5 | Строительное | | | протезно-ортопедическое | койко/ | | | управление | | | предприятие | мест | | | N 18 | | | | | | | | | 2. | Дом-интернат для детей | 120 | - " - | 2,2 | ТОО "Монолит" | | | инвалидов в пос. | койко/ | | | п. Як-Бодья | | | Канифольный | мест | | | | | | | | | | | | 3. | Детский дом-интернат для | 250 | - " - | 3,5 | Чепецкое | | | умственно отсталых детей | койко/ | | | управление | | | в г. Глазове | мест | | | строительства | | | | | | | | | 4. | Общежитие Сарапульского | 250 мест | 1997-1999 | 7,14 | Управление | | | учебного комплекса для | | | | строительства | | | инвалидов | | | | N 17 | | | | | | | | | 5. | Жилой дом для социальных | 1200 | - " - | 2,5 | Управление | | | работников | кв. м | | | строительства | | | в г. Сарапуле на 24 | | | | N 18 | | | квартиры (50 кв. м) | | | | | | | | | | | | | 6. | Общежитие для | 150 | 1997-2000 | 1,0 | Строительные | | | социального блока | койко/ | | | организации | | | (реконструкция и | мест | | | | | | оснащение) | | | | | | | | | | | | | 7. | Общежитие для | 200 | - " - | 1,5 | - " - | | | медицинского | койко/ | | | | | | блока | мест | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- XII. ПОДПРОГРАММА "МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА" Паспорт подпрограммы Наименование подпрограммы - Молодежная политика Государственный заказчик - Государственный комитет Российской подпрограммы Федерации по делам молодежи Основные исполнители - Государственный комитет Удмуртской Республики по делам молодежи; Министерство образования Удмуртской Республики; Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики; Государственный комитет Удмуртской Республики по занятости населения; Министерство культуры Удмуртской Республики; учреждения образования и предприятия Удмуртской Республики Основные разработчики - Государственный комитет Удмуртской Республики по делам молодежи; Министерство образования Удмуртской Республики; Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики; Государственный комитет Удмуртской Республики по занятости населения; Министерство культуры Удмуртской Республики Основная цель подпрограммы - организация трудоустройства молодежи и оказание поддержки детским и молодежным объединениям Важнейшие целевые - реконструкция ижевского аэроклуба показатели и конечные "Пирогово"; результаты создание детского телевидения; создание рабочих мест для подростков и молодежи; открытие филиалов молодежной биржи труда; формирование банка вакансий на временные рабочие места; максимальная занятость подростков и выпускников высших учебных заведений; поддержка молодежных и детских объединений; снижение преступности среди подростков; дополнительные налоговые поступления в размере 5203 млн. рублей Срок реализации - 1997-2000 годы подпрограммы Таблица 12.1. Объемы и источники финансирования по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | | финансирования | млн. рублей | | | инвестиционный кредит | | | _____________________ | | | безвозвратная основа | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | 2000 гг. | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1100,0 | 200,0 | 250,0 | 300,0 | 350,0 | | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 42258,0 | 6518,0 | 9950,0 | 11940,0 | 13850,0 | | | | | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | ИТОГО | 43358,0 | 6718,0 | 10200,0 | 12240,0 | 14200,0 | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- Приоритетными направлениями в области государственной молодежной политики в Удмуртской Республике являются: организация первичной и вторичной занятости; трудоустройство подростков и молодежи; развитие и укрепление социальных служб помощи молодежи; поддержка талантливых детей и развитие национальных культур в молодежной среде; гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения; государственная поддержка общественных детских и молодежных организаций и объединений, клубов по месту жительства; развитие детского телевидения; поддержка ижевского аэроклуба "Пирогово". Государственный комитет по делам молодежи Удмуртской Республики осуществляет деятельность по следующим направлениям: занятость и организация досуга молодежи; государственная поддержка молодежных и детских объединений; социально-экономическое воспитание и образование подростков и молодежи. ПРОЕКТ "ЗАНЯТОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ" Необходимость разработки проекта по обеспечению занятости и организации досуговой деятельности детей и подростков Удмуртской Республики объясняется тем, что молодежь Республики, как и России в целом, является одной из слабозащищенных категорий населения на рынке труда. Особо можно выделить проблемы несовершеннолетних, которые сегодня значительно раньше выходят на рынок труда, чем в предыдущие годы и не входят в сферу ведения служб занятости. Отмена централизованного распределения выпускников учебных заведений привела к тому, что более половины закончивших общеобразовательные школы, высшие, средние специальные и профессиональные учебные заведения сегодня не могут найти применение своим силам в соответствии с полученной специальностью. Введение коммерческих принципов в деятельность учебных заведений создало дополнительные преграды на пути выпускников школ, желающих продолжить свое образование, в результате они вынуждены искать работу. Введение в действие в 1992 году Закона Российской Федерации "Об образовании" резко увеличило отсев учеников из школ, так как Закон допускает возможность получения лишь основного базового среднего образования, причем статья 19 Закона уточняет, что требование его обязательности применительно к конкретному обучающемуся сохраняет свою силу до достижения им 15-летнего возраста. Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. "О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования" заметного изменения в ситуацию с получением образования подростков не внес. Школы по-прежнему стараются избавиться от ненужных учеников. Внедрение рыночных отношений в сферу культуры вызвало серьезные негативные процессы, оказывающие влияние на подростков и молодежь. В настоящее время у подростков и молодежи преобладают пассивные формы проведения досуга. И, как следствие этого, расширяется социальная база для пополнения групп риска за счет безработных и подростков, занимающихся малым бизнесом, несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, юношей, демобилизованных из армии и не нашедших себе место в жизни, подростков из малообеспеченных семей, а также оставшихся без попечения родителей и т. д. Применение тех или иных мер регулирования занятости молодежи обязательно должно учитывать то, что молодежь не является однородной массой. В частности, обеспечение занятости несовершеннолетних подростков возможно в результате осуществления следующих мер: организация при содействии органов службы занятости профессиональной подготовки несовершеннолетних подростков; содействие органов службы занятости и органов исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения профессионального образования, в трудоустройстве несовершеннолетних подростков; совершенствование трудового законодательства и расширение инициативы государственных и молодежных служб занятости в работе с этой категорией молодых людей; реализация специальных программ, направленных на развитие у подростков трудовых навыков путем организации временной занятости с профессиональной ориентацией на получение профессий, имеющих спрос на рынке труда; координация деятельности Государственной службы занятости Удмуртской Республики, Государственного комитета по делам молодежи Удмуртской Республики, Министерства образования Удмуртской Республики, органов местного самоуправления через молодежную биржу труда по организации и оснащению ученических и рабочих мест на базе действующих образовательных учреждений, созданию специализированных образовательных учреждений, где покинувшие школу подростки, не достигшие 16-летнего возраста, могли бы получить базовое образование и трудовые навыки, а также организации специализированных центров по социально-профессиональной реабилитации подростков на базе клубов по месту жительства и центров реабилитации; оказание финансовой поддержки предприятиям, учреждениям, организациям, сохраняющим и создающим дополнительные рабочие и ученические места, а также совершенствование развития системы компенсаций работодателям расходов, связанных с трудоустройством и использованием труда подростков и молодежи; квотирование рабочих мест. Молодежь в возрасте до 18 лет, обращающаяся в службу занятости, в основном не имеет профессии. Поскольку вакантных мест для них нет, то проблема трудоустройства перерастает в проблему профессиональной подготовки. Поэтому необходимо, чтобы молодежь до начала своей трудовой деятельности получала профессию или специальность в профессиональных образовательных учреждениях. Возможно организовать при помощи службы занятости в учебных заведениях всех уровней, клубах по месту жительства и центрах трудовой реабилитации подростков различного рода курсов по переподготовке и обучению подростков и молодежи профессиям, способствующим развитию самозанятости, например, обучение девушек навыкам социальной помощи (уход за больными, престарелыми, детьми), ведению домашнего хозяйства (кулинария, шитье, вязание) и т. д. В Удмуртской Республике предпринимаются меры по совершенствованию трудового законодательства в сфере трудоустройства несовершеннолетних граждан. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20 декабря 1996 г. N 1005 "О квотировании рабочих мест и предоставлении налоговых льгот работодателям, обеспечивающим условия производственной деятельности для особо нуждающихся в социальной защите граждан" предусмотрено профессиональное переобучение и трудоустройство несовершеннолетних граждан и выпускников школ. Цели проекта: анализ основных тенденций развития системы профессиональной ориентации и профессионального образования молодежи; определение роли и перспектив развития молодежного предпринимательства; выработка и реализация мер по обеспечению занятости с учетом особенностей молодежи; поддержка существующих и создание новых служб занятости; поддержка детско-подростковых клубов по месту жительства, досуговых центров, ведущих культурно-массовую, спортивно-техническую и кружковую работу с подростками и молодежью; поддержка молодых талантов в области музыки, литературы и искусства. ПРОЕКТ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖНЫХ И ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ" В условиях политических и социально-экономических перемен в стране произошли существенные изменения в молодежном и детском движении. Завершился переход от монополии двух организаций к множеству объединений, ассоциаций, групп различной направленности. Такие же тенденции наблюдаются в Удмуртской Республике - растет количество объединений по корпоративным интересам, национальному признаку, ориентации на существующие партии и движения. В настоящее время в Министерстве юстиции Удмуртской Республики зарегистрировано 6 республиканских детских и молодежных объединений, организующих более 40 тысяч детей, подростков и молодежи. Направления их деятельности разнообразны. Программы большинства организаций направлены на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Это - возрождение национальных культур, поддержка и поиск талантливых детей и молодежи, воспитание уважения к подвигу народов России в Великой Отечественной войне, поиск новых направлений в молодежной музыке, организация отдыха, оздоровления и досуга детей и молодежи и др. Важным является стремление организаций к сотрудничеству и взаимопониманию на демократической основе как друг с другом, так и с государством. С этой целью 4 октября 1995 г. был создан республиканский координационный совет, цель которого - оказание содействия в реализации программ детских и молодежных организаций, участие в выработке, экспертизе и внесении в органы власти проектов нормативных актов по молодежной политике. К настоящему моменту в главных чертах закончился период неопределенности в отношениях между органами государственной власти и новыми структурными формированиями в молодежном и детском движении. Законодательные основы поддержки детского и молодежного движения заложены в Указе Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики", федеральной программе "Молодежь России"; приняты законы Российской Федерации "Об общественных объединениях" и "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений". Общество и государство стали проявлять больший интерес к молодежным и детским объединениям с точки зрения разрешения их насущных правовых, экономических и организационных проблем. Постановлением Президиума Верховного Совета Удмуртской АССР от 16 июля 1992 г. N 951-XII "О государственном финансировании деятельности республиканских молодежных и детских общественных организаций и объединений" созданы гарантии и стимулы для свободной и самостоятельной деятельности молодежных и детских объединений в интересах развития детей и молодежи путем государственной поддержки таких объединений. Действующее законодательство по вопросам молодежных и детских объединений может быть дополнено законами Удмуртской Республики "О молодежи" и "О государственном финансировании и поддержке детских и молодежных объединений", а также республиканской программой поддержки детских и молодежных объединений, где будут определены содержание, общие принципы, объем государственной поддержки молодежных и детских объединений, установлены гарантии такой поддержки для молодежных и детских объединений на республиканском уровне. Основной целью подпрограммы является государственная поддержка молодежных и детских объединений, создание условий, гарантий и стимулов для их самостоятельной деятельности в интересах социального становления и развития детей и молодежи. Для достижения указанной цели предлагается решение следующих задач: обеспечение финансовой и материальной поддержки молодежных и детских объединений; учебно-методическое обеспечение молодежных и детских объединений; подготовка и переподготовка руководителей и организаторов молодежных и детских объединений; организационное и учебно-методическое консультирование; координация деятельности молодежных и детских объединений; организация учебно-познавательных и деловых поездок руководителей и специалистов общественных объединений в другие регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья для встреч с лидерами молодежных организаций; участие в научных конференциях и семинарах, молодежных секциях; проведение деловых игр, дискуссий, круглых столов по актуальным проблемам молодежных и детских объединений; организация публикаций в средствах массовой информации о деятельности молодежных и детских объединений. Реализация проекта позволит: скоординировать отношения между органами государственной власти и общественными формированиями молодежи и детей; осуществить взаимодействие между общественными организациями молодежи и детей как внутри Республики, так и на межрегиональном и международном уровнях; повысить уровень работы с молодежью и с детьми посредством создания условий для ее самоорганизации; начать работу по подготовке кадров организаторов детского и молодежного движения; создать банк данных молодежных лидеров, определить мероприятия по кадровому обеспечению органов по делам молодежи; широко информировать общественность о деятельности объединений с целью вовлечения детей, подростков и молодежи в общественно полезную деятельность. ПРОЕКТ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ" Цель проекта: создание системы научно-практической деятельности по формированию у подростков и молодежи социально-экономических знаний и навыков. Организация работы по развитию интеллектуального и личностного потенциала молодежи; психологическая подготовка молодежи к новым экономическим условиям через развитие навыков предпринимательства. ПРОЕКТ "РЕМОНТ ПОМЕЩЕНИЙ КЛУБОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА" Проблема организации досуга детей и подростков по месту жительства в Удмуртской Республике стоит очень остро. В соответствии с постановлением Совета Министров Удмуртской Республики от 25 января 1991 г. N 348 "О передаче материально-технической базы детских, подростковых клубов по месту жительства жилищно-коммунального хозяйства службам социальной помощи семьи, материнства и молодежи" только в Ижевске в 1992 году в оперативное управление отделам по делам молодежи было передано 23 подростковых клуба. Материально-техническое состояние 70 процентов клубов требует финансовых средств для ремонта, приобретения или замены мебели и инвентаря. На данный момент в г. Ижевске действует 38 детских клубов по месту жительства, в которых занято 4348 детей и подростков, из них 19 - подлежит капитальному и косметическому ремонту. Из 6 клубов по месту жительства в г.Сарапуле, где занимаются и проводят свой досуг более 500 подростков, 4 клубам необходим ремонт. Из 5 клубов Сарапульского района 3 нуждаются в ремонте. Необходим косметический ремонт 3 клубов в Игринском районе. Уже на протяжении четырех лет финансирование данных учреждений в Республике осуществляется только по 1 и 2 статьям (зарплата и начисления на зарплату). Имеющаяся материально-техническая база зачастую не соответствует элементарным требованиям эстетики и безопасности, хотя в настоящее время клубы по месту жительства являются основным местом проведения досуга детей из малообеспеченных семей и подростков с девиантным поведением. ПРОЕКТ "ИЖЕВСКИЙ АЭРОКЛУБ "ПИРОГОВО" В настоящее время преступность среди несовершеннолетних как в Российской Федерации, так и в Удмуртской Республике имеет тенденцию к росту. Учитывая экономическое положение в стране, снижение жизненного уровня населения, рост числа безнадзорных детей, увеличение детской проституции, прекращение деятельности пионерских лагерей (в связи с тяжелым финансовым положением предприятий) и ряда других причин возникает опасность дальнейшего роста детской, подростковой и молодежной преступности. На рост преступности несовершеннолетних существенное влияние оказывает нестабильность социально-политической и экономической обстановки в регионах. На очень низком уровне находится организация досуга детей и подростков по месту жительства, так как спортивные сооружения стали недоступными для детей школьного возраста. Большинство помещений, ранее принадлежавших подростковым клубам, переданы в аренду коммерческим организациям, значительно сокращено число оздоровительных лагерей. Положение дел с подростковой преступностью и тенденции ее дальнейшего развития в значительной мере будут определять криминогенную ситуацию в будущем как в Удмуртской Республике, так и в Российской Федерации. Одна из форм решения данной проблемы - реализация проекта "Ижевский аэроклуб "Пирогово". Основная цель проекта - обеспечение занятости подростков с девиантным поведением в летний период с помощью вовлечения их в занятия военно-спортивными видами спорта, проведения оздоровительных мероприятий, а также подготовка к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Механизм реализации проекта осуществляется путем организации оборонно-спортивных лагерей для данной категории подростков, в частности организации республиканского оборонно-спортивного лагеря на базе ижевского аэроклуба "Пирогово". В течение последних лет на базе аэроклуба "Пирогово" был организован лагерь для подростков с девиантным поведением. В нем отдыхали подростки, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, условно осужденные, имеющие отсрочку исполнения приговора, и подростки из неблагополучных семей. Всего за 2 года в лагере побывал 231 подросток, из них 183 - прыгнули с парашютом, 102 - выполнили норму на III разряд, 14 ребят сделали по 4 и более прыжков, остальные получили удостоверение "Укладчик парашюта". Все подростки прошли курс начальной военной подготовки с проведением боевых стрельб из автомата Калашникова, кроме того, ребята посетили музеи, выставки в г.Ижевске, были проведены соревнования в командном и в личном зачете и ряд других спортивно-оздоровительных и культурных мероприятий. В результате работы, проведенной в лагере, 12 подростков полностью прекратили связь с преступными группировками и занялись парашютным спортом на базе данного аэроклуба, 18 человек стали посещать другие военно-технические спортивные клубы и секции, 6 человек возобновили учебу в школе, 4 человека изъявили желание и были трудоустроены. При беседе с родителями подростков, побывавших в лагере, отмечена тенденция к улучшению взаимоотношений между родителями и подростками. Принимая во внимание результаты организации лагеря, планируется ежегодно проводить подобные лагерные смены, но для реализации данного проекта, а также более эффективного использования базы аэроклуба "Пирогово", необходимо его реконструировать, построить новый корпус, стрельбище, полосу препятствий, отремонтировать котельную, дорожное покрытие, приобрести авиационную технику и комплектующие к ней, на что требуется дополнительное финансирование со стороны государства. ПРОЕКТ "ДЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ" В феврале 1994 г. было создано государственное учреждение "Детский центр "Слон", которое занимается производством детских и юношеских программ и размещением их в эфире. В детском центре были собраны лучшие журналисты, которые до этого работали в различных телекомпаниях Республики, создавали авторские программы. Эти программы завоевывали призы на фестивалях и пользовались успехом у детей и подростков. В то же время в Российской Федерации необходимо отметить ряд тенденций, которые негативно сказываются на духовно-нравственном развитии и воспитании детей: резко сократилось производство детских и юношеских художественных и мультипликационных фильмов; прекратила существование сеть специализированных детских кинотеатров; сокращаются тиражи детских изданий; не полностью удовлетворяется спрос на научно-художественные, познавательные книги, отечественную классику, литературу по школьной программе, доступность их для семей с детьми все больше ограничивается высокими темпами роста потребительских цен. Используя техническую базу продюсерской фирмы "Линк-С", собственные кадры и свои авторские идеи, детский центр "Слон" создает детские и юношеские программы, социальные программы и размещает их в четырех эфирах телевизионных компаний: "Новый Регион", "Арсенал", "Альва", государственной телерадиокомпании "Удмуртия". Но дальнейшее существование детского центра не представляется возможным, если у него не будет достаточного финансирования (поскольку все телекомпании, спекулируя наличием эфира, заинтересованы прежде всего в получении прибыли). Детский центр вынужден платить телекомпании (в том числе государственной телерадиокомпании "Удмуртия") коммерческую стоимость аренды техники. Для дальнейшего существования детского центра и программ, которые в 1994 году завоевали на Международном фестивале детских программ призовые места, необходимо выделить 2,35 млрд. рублей. Детский центр "Слон" в настоящее время производит 6 часов в неделю собственного вещания и готов увеличить его в 2 раза, но было бы целесообразно объединить все детское вещание на одном канале. В настоящий момент деятельность детского центра обоснована программой Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи "Детское телевидение", которая включает не только производство детских передач, но и создание новых рабочих мест для детей и подростков путем открытия студий, например, студии художественного творчества, студии актерского мастерства, студии операторского мастерства, студии журналистики, студии режиссерского мастерства с охватом детей и молодежи в возрасте от 6 до 30 лет. В настоящее время требуется отлаженное финансирование детского центра "Слон" не только для поддержки детских телевизионных программ, но и по таким вопросам, как приобретение оборудования, создание нормальной материально-технической базы. Таблица 12.2. Объемы и источники финансирования текущих расходов по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | | финансирования | млн. рублей | | | инвестиционный кредит | | | _____________________ | | | безвозвратная основа | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | 2000 гг. | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | | | | | | | | Проект "Занятость и организация досуговой деятельности молодежи" | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 420,0 | 90,0 | 90,0 | 110,0 | 130,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 7661,0 | 1195,0 | 1800,0 | 2160,0 | 2506,0 | | | | | | | | | Проект "Государственная поддержка молодежных и детских объединений" | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 230,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 80,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 10207,0 | 1586,0 | 2400,0 | 2880,0 | 3341,0 | | | | | | | | | Проект "Социально-экономическое воспитание и образование подростков | | и молодежи" | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 350,0 | 50,0 | 90,0 | 110,0 | 100,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 14001,0 | 2147,0 | 3300,0 | 3960,0 | 4594,0 | | | | | | | | | Проект "Ремонт помещений клубов по месту жительства" | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 55,0 | 10,0 | 10,0 | 15,0 | 20,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 667,0 | 128,0 | 150,0 | 180,0 | 209,0 | | | | | | | | | Проект "Ижевский аэроклуб "Пирогово" | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 2880,0 | 545,0 | 650,0 | 780,0 | 905,0 | | | | | | | | | Проект "Детское телевидение" | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1726,0 | 325,0 | 390,0 | 468,0 | 543,0 | | | | | | | | | Поддержка молодой семьи | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 45,0 | -- | 10,0 | 15,0 | 20,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1437,0 | -- | 400,0 | 480,0 | 557,0 | | | | | | | | | Международное молодежное сотрудничество и путевки в МДЦ "Артек" | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1547,0 | 290,0 | 350,0 | 420,0 | 487,0 | | | | | | | | | Подготовка и повышение профквалификации кадров по работе с | | молодежью | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1376,0 | 262,0 | 310,0 | 372,0 | 432,0 | | | | | | | | | Пути решения жилищной проблемы молодежи | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 539,0 | -- | 150,0 | 180,0 | 209,0 | | | | | | | | | Поддержка молодежного предпринимательства | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 220,0 | 40,0 | 50,0 | 60,0 | 70,0 | | | | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | ИТОГО | 43358,0 | 6718,0 | 10200,0 | 12240,0 | 14200,0 | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- |