О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 1997-2000 ГОДЫ (ЧАСТЬ 7) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 3 июля 1997 г. N 820 (СЗРФ 97-32) XIII. ПОДПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" Паспорт подпрограммы Название подпрограммы - Развитие образования Государственный заказчик - Министерство общего и подпрограммы профессионального образования Российской Федерации Основные исполнители - предприятия и организации Удмуртской Республики Основной разработчик - Министерство образования Удмуртской Республики Основная цель - развитие народного образования и подпрограммы повышение уровня образования населения Важнейшие целевые - сокращение вакансий в учреждениях показатели и конечные образования; закрепление в результаты отрасли молодых специалистов; строительство школ-интернатов на 144 и 100 мест; строительство республиканского центра учащейся молодежи; строительство общежития при Воткинском педагогическом колледже на 150 мест; дополнительные налоговые поступления в размере 42866 млн. рублей Срок реализации - 1997-2000 годы подпрограммы Таблица 13.1. Объемы и источники финансирования подпрограммы ------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | | финансирования | млн. рублей | | | инвестиционный кредит | | | _____________________ | | | безвозвратная основа | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | 2000 гг. | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 235657,5 | 56415,0 | 65892,5 | 45875,0 | 67475,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 121558,5 | 25015,0 | 34193,5 | 14175,0 | 48175,0 | | | | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | ИТОГО | 357216,0 | 81430,0 | 100086,0| 60050,0 | 115650,0| | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- Образование в современных условиях относится к социальной сфере единого народно-хозяйственного комплекса. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритет образования. В статье 1 Закона Российской Федерации "Об образовании" приоритетность государственной политики в области образования получила юридическое закрепление. Аналогичное определение приоритетности государственной политики в области народного образования закреплено в Законе Удмуртской Республики "О народном образовании". Уровень образования выступает одним из главных показателей благосостояния народа. Сам же уровень благосостояния отражается с помощью индекса развития человека и характеризуется тремя основными показателями: средней продолжительностью жизни, уровнем образования и размерами дохода на душу населения. Общий кризис социально-экономической системы в стране не миновал и сферу народного образования в Удмуртской Республике. Переход экономики к рынку особенно обострил кризис образования. В настоящее время критическое состояние народного образования связано со многими обстоятельствами. Это, прежде всего, резкое сокращение государственных ассигнований. Доля расходов на образование в расходах региональных бюджетов России в процентах -------------------------------------------------------------------- | |1992 г. |1993 г. |1994 г. |1995 г. | |-------------------------|---------|----------|----------|--------| | Удмуртская Республика | 23,9 | 19,6 | 18,6 | 18,3 | | Республика Башкортостан | 17,7 | 19,8 | 22,9 | | | Пермская область | 22,6 | 23,1 | 23,2 | | | Свердловская область | 22,8 | 22,5 | 25,1 | | | Челябинская область | 19,3 | 24,0 | 23,3 | | | Уральский регион | 20,9 | 22,5 | 23,5 | | | Республика Марий-Эл | 24,5 | 24,8 | 25,0 | | | Чувашская Республика | 24,7 | 23,8 | 24,2 | | | Кировская область | 20,7 | 22,3 | 24,3 | | -------------------------------------------------------------------- Размеры бюджетных поступлений настолько ограничены, что их не хватает на выдачу заработной платы, стипендий, питание в детских дошкольных учреждениях, не говоря уже о школах. Общая задолженность учреждениям образования на 1 апреля 1996 г. составила 216,1 млрд. рублей, в том числе по зарплате - 19,3 млрд. рублей; по начислениям на зарплату - 54,5 млрд. рублей; по хозяйственным расходам - 68,6 млрд. рублей; по выплате малообеспеченным семьям - 11,2 млрд. рублей. Современное состояние материальной базы школ и других образовательных учреждений внушает тревогу. Наблюдается тенденция к существенному сокращению количества ученических мест в школах: в 1990 году было введено школ на 8854 места, в 1993 году - 7443 места, в 1994 году - 3972 места, в 1995 году - 3902 места. Из-за недостатка школьных помещений в городах Республики почти четвертая часть учащихся вынуждена заниматься во вторую и третью смены. На одного школьника в 1990 году приходилось оборудования на 52 рубля, на сегодня эти расходы в бюджете практически отсутствуют. В такой ситуации мел, доска и тряпка остаются главными элементами материально-технического обеспечения учебного процесса. Необходимо отметить, что 48 процентов школ построено 20-30 и более лет назад, поэтому большинство из них нуждается в капитальном ремонте. Темпы и количество ремонтируемых учреждений остаются крайне низкими. Так в 1992 году капитальный ремонт произведен в 20 школах, в 1993 году - в 35, в 1994 году - в 15, в 1995 году - в 8 школах. 391 школа расположена в приспособленных помещениях, в технически неудовлетворительном состоянии находятся 77 школ и 57 детских дошкольных учреждений, требуют капитального ремонта 317 школ и 323 детских дошкольных учреждения, подлежат сносу 10 школ. В связи с этим надо полностью отказаться от мифа об эффективности развития образования на коммерческих началах. Низкая зарплата и бедственное положение педагогов, преподавателей, студентов - лишь одно из проявлений того, что образование не обеспечивает достойного жизненного уровня, не гарантирует стабильной работы, не создает престижа в обществе. Достаточно привести на этот счет лишь несколько конкретных примеров. Средняя зарплата работающих в отрасли по состоянию на 1 декабря 1995 года -------------------------------------------------------------------- | | По Удмуртской | По Российской | | | Республике, | Федерации, | | | в тыс. рублей | в тыс. рублей | |---------------------------|------------------|-------------------| | В целом по: | | | | народному хозяйству | 440,6 | 615,7 | | промышленности | 443,4 | 682,5 | | образованию | 357,6 | 472,9 | | здравоохранению | 376,2 | 516,8 | | культуре | 344,9 | 412,6 | -------------------------------------------------------------------- У большинства педагогических работников, не говоря уже об учебно-воспитательном и обслуживающем персонале, зарплата оказалась ниже стоимости потребительской корзины. Выделение квартир за счет государства и строительство их практически прекращены. Строительство жилья для работников народного образования --------------------------------------------------------------------- | | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | | | год | год | год | год | |---------------------------------------|------|------|------|------| | Введено квадратных метров жилья | 707 | 7819 | 1226 | 295 | --------------------------------------------------------------------- Все это заставляет педагогов, особенно молодых, переходить в коммерческие структуры. Актом отчаяния можно считать забастовки работников народного образования с требованиями создания нормальных условий для учебной и научной работы, выплаты бюджетных долгов, повышения заработной платы и т. д. Эти и другие обстоятельства крайне негативно сказываются на престиже образования, особенно в молодежной среде. Усиливается тяга молодежи к трудоустройству в коммерческих структурах, торговле. Все большее число молодых людей попадает в криминальную сферу, знания для них перестали быть той ценностью, которой были раньше. Опасно считать, что государственную заботу о развитии образования можно ослабить, сократив государственные расходы на учебные цели до выхода страны из кризисного состояния. Это не только усилит кризис системы образования, но, в свою очередь, отзовется на остальных отраслях экономики страны в недалеком будущем. ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЙ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" Проектом предусмотрено строительство: вспомогательной школы-интерната в деревне Чур Глазовского района на 144 места для размещения детей, остро нуждающихся в государственной опеке; школы-интерната для одаренных детей удмуртов (школа на 500 мест, интернат на 100 мест); республиканского центра учащейся молодежи для обеспечения досуга детей; общежития при Воткинском педагогическом колледже на 150 мест. ПРОЕКТ "ДЕТИ - СИРОТЫ" Социально-экономическая обстановка в стране привела к увеличению числа детей, нуждающихся в государственной опеке. С 1992 года в Удмуртской Республике количество таких детей возросло на 23 процента. Остро нуждаются в немедленном устройстве 975 детей, переполнены детприемники, учреждения общественного воспитания. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются: снижение стабильности брака; материальные и жилищные трудности родителей; рост внебрачной рождаемости; высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Несмотря на предпринимаемые усилия по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей, лишенных родительского попечения, данная категория учреждений нуждается в экстренной поддержке и укреплении материально-технической базы, совершенствовании нормативно-правового обеспечения защиты прав детей-сирот. Одним из примеров социальной незащищенности выпускников детей-сирот (ежегодный выпуск около 500 человек) является то, что 20 процентов не имеют постоянного жилья и прописки, места работы. Это приводит к росту числа необучающихся и неработающих подростков-сирот, их неконкурентоспособности на рынке труда в современных условиях. ПРОЕКТ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНИКАМИ" Переход на рыночные условия фактически уничтожил отлаженную систему обеспечения учащихся бесплатными учебниками. Обеспечение учебниками (в млн. рублей) ----------------------------------------------------------------------- | | 1991 год | 1994 год | 1995 год | |-----------------------------|-----------|------------|--------------| | Требуется | 800,0 | 1200,0 | 6000,0 | | Получено учебников на сумму | 878,8 | 542,7 | 1427,0 | | в процентах | 109,8% | 48% | 23,7% | ----------------------------------------------------------------------- Впервые за последние 15 лет более 20 тыс. учащихся 5-11 классов не были полностью обеспечены учебниками, 97585 учащихся занимаются по устаревшим и ветхим учебникам, не обеспечена учебниками вариативная часть базисного учебного плана. ПРОЕКТ "ЖИЛЬЕ" Среднесписочная численность работников сферы образования отрасли без совместителей составляет 59708 человек (с работниками профессиональных училищ), в том числе педагогического персонала - 34792 человека. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий состоит 8538 человек, из них 478 человек проживают в арендованных у граждан помещениях, 1791 человек - в общежитиях, из них молодых специалистов - 836 человек. В последние годы наметилась тенденция к уменьшению потребности в педагогических кадрах за счет их подготовки на договорной основе в высших учебных заведениях Республики. Потребность в педагогических кадрах -------------------------------------------------------------------------- | | 1990 год | 1993 год | 1994 год | 1995 год | 1996 год | |-----------------|----------|----------|----------|----------|--------- | | Вакансий, | 2410 | 1594 | 1304 | 1160 | 1131 | | человек | | | | | | -------------------------------------------------------------------------- Выделение средств на приобретение и строительство жилья частично позволило бы решить вопросы закрытия вакансий более квалифицированными кадрами, обеспечить жильем молодых специалистов, таким образом закрепив их в своей отрасли, и дать гарантию в получении жилья. Таблица 13.2. Капитальные вложения на строительство (реконструкцию) объектов по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | | финансирования | млн. рублей | | | инвестиционный кредит | | | _____________________ | | | безвозвратная основа | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | 2000 гг. | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | | | | | | | | Проект "Развитие сети учреждений народного образования" | | Объект: вспомогательная школа-интернат в д. Чур Глазовского района | | на 144 места | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 10500,0 | 10500,0 | -- | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 10500,0 | 10500,0 | -- | -- | -- | | | | | | | | | Объект: школа-интернат для одаренных детей удмуртов в г. Ижевске | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 22400,0 | -- | 22400,0 | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 22300,0 | -- | 22300,0 | -- | -- | | | | | | | | | Объект: республиканский центр учащейся молодежи | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 27000,0 | -- | -- | -- | 27000,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 27100,0 | -- | -- | -- | 27100,0 | | | | | | | | | Объект: общежитие при Воткинском педагогическом колледже | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 5400,0 | -- | -- | 5400,0 | -- | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 5400,0 | -- | -- | 5400,0 | -- | | | | | | | | | Проект "Жилье" | | | Объект: пристрой к 75-квартирному дому на 100 квартир | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 3700,0 | 3700,0 | -- | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 3700,0 | 3700,0 | -- | -- | -- | | | | | | | | | Объект: жилье для работников народного образования в сельских | | районах | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 10500,0 | 2625,0 | 2625,0 | 2625,0 | 2625,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 10500,0 | 2625,0 | 2625,0 | 2625,0 | 2625,0 | | | | | | | | | Объект: жилье для работников народного образования в городских | | поселениях | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 10800,0 | 2700,0 | 2700,0 | 2700,0 | 2700,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 10800,0 | 2700,0 | 2700,0 | 2700,0 | 2700,0 | | | | | | | | | Проект "Дети-сироты" | | Объект: Кизнерский детский дом (реконструкция) | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 420,0 | -- | 420,0 | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 420,0 | -- | 420,0 | -- | -- | | | | | | | | | Объект: Ижевская школа-интернат N 2 | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | -- | -- | -- | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1388,0 | 660,0 | 728,0 | -- | -- | | | | | | | | | Объект: Ижевская школа-интернат N 4 | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1170,0 | 500,0 | 670,0 | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1170,0 | 500,0 | 670,0 | -- | -- | | | | | | | | | Объект: Ижевская школа-интернат N 13 | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 750,0 | 380,0 | 370,0 | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 750,0 | 380,0 | 370,0 | -- | -- | | | | | | | | | Объект: Новомултанская вспомогательная школа-интернат | | (реконструкция) | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 2430,0 | -- | 430,0 | 1000,0 | 1000,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 2430,0 | -- | 430,0 | 1000,0 | 1000,0 | | | | | | | | | Объект: овощехранилище Соколовской школы-интерната | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 65,0 | -- | 65,0 | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 65,0 | -- | 65,0 | -- | -- | | | | | | | | | Объект: овощехранилище Понинской школы-интерната | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 65,0 | -- | 65,0 | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 65,0 | -- | 65,0 | -- | -- | | | | | | | | | Объект: спальный корпус Каракулинской школы-интерната (2924 кв. м) | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 2867,0 | 1500,0 | 1367,0 | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 2868,0 | 1500,0 | 1368,0 | -- | -- | | | | | | | | | Объект: гараж Сарапульского детского дома | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 2,5 | -- | 2,5 | -- | -- | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 2,5 | -- | 2,5 | -- | -- | | | | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | ИТОГО | 198916,0 | 45130,0 | 63586,0 | 23450,0 | 66750,0 | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- Таблица 13.3. Объемы и источники финансирования текущих расходов по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | | финансирования | млн. рублей | | | инвестиционный кредит | | | _____________________ | | | безвозвратная основа | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | 2000 гг. | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | | | | | | | | Проект "Дети-сироты" | | Укрепление материальной базы (приобретение транспорта, | | аппаратуры и т. д.) | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1000,0 | 250,0 | 250,0 | 250, | 250,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 1000,0 | 250,0 | 250,0 | 250,0 | 250,0 | | | | | | | | | Организация летнего отдыха детей-сирот | | | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 49200,0 | 12300,0 | 12300,0 | 12300,0 | 12300,0 | | | | | | | | | Проект "Обеспечение учебниками" | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 86000,0 | 21300,0 | 21500,0 | 21600,0 | 21600,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 8800,0 | 2200,0 | 2200,0 | 2200,0 | 2200,0 | | | | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | ИТОГО | 146000,0 | 36300,0 | 36500,0 | 36600,0 | 36600,0 | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- Таблица 13.4. Объекты строительства (реконструкции) по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Объекты | Вводимая | Сроки | Сметная | Исполнитель | | | строительства | мощность | строительства, | стоимость, | | | | (реконструкции) | | годы | млрд. руб | | | | | | | | | |----|---------------------------------|---------------|----------------|------------|----------------------------| | | | | | | | | | | | | | | | 1. | Вспомогательная | 144 места | 1997 | 21,0 | Управление капитального | | | школа-интернат в д.Чур | | | | строительства при | | | Глазовского района на | | | | Правительстве | | | 144 места | | | | Удмуртской | | | | | | | Республики | | | | | | | (УКС) | | | | | | | | | | | | | | | | 2. | Школа-интернат для одаренных | 500 мест, в | 1998 | 44,7 | УКС; | | | детей удмуртов в г. Ижевске | т. ч. 100 | | | Управление | | | | спальных | | | строительства | | | | | | | N 18 (УС-18) | | | | | | | | | 3. | Кизнерский детдом | 90 мест | 1998-2000 | 0,84 | Учпрофстрой | | | (реконструкция) | | | | | | | | | | | | | 4. | Новомултанская | | -"- | 4,86 | -"- | | | вспомогательная | | | | | | | школа-интернат | | | | | | | (реконструкция) | | | | | | | | | | | | | 5. | Ижевская школа-интернат N 2 | на 360 мест | 1997-1998 | 3,32 | -"- | | | (реконструкция) | | | | | | | | | | | | | 6. | Ижевская школа-интернат N 4 | на 180 мест | -"- | 3,2 | -"- | | | (реконструкция) | | | | | | | | | | | | | 7. | Ижевская школа-интернат N 13 | на 80 мест | -"- | 1,5 | -"- | | | (реконструкция) | | | | | | | | | | | | | 8. | Спальный корпус | 2924 кв. м | 1997 | 5,735 | ОКС Райисполкома | | | Каракулинской | | | | | | | школы-интерната | | | | | | | | | | | | | 9. | Гараж Сарапульского детдома | здание | 1998 | 0,005 | ОКС | | | | | | | Горисполкома | | | | | | | | | 10.| Овощехранилище в Соколовской | -"- | -"- | 0,13 | -"- | | | школе-интернате | | | | | | | | | | | | | 11.| Овощехранилище в Понинской | -"- | -"- | 0,13 | -"- | | | школе-интернате | | | | | | | | | | | | | 12.| Пристрой к 75-квартирному | 100 квартир | 1998-2000 | 7,4 | ОКС | | | дому по ул. Крымской в г. | | | | Горисполкома; | | | Ижевске | | | | УС-18 | | | | | | | | | 13.| Жилье для работников | 2,25 | 1997 | 5,3 | -"- | | | народного образования в | тыс. кв. м | | | | | | сельских районах | | | | | | | | | | | | | 14.| Жилье для работников | 1,62 | -"- | 5,4 | -"- | | | народного образования в | тыс. кв. м | | | | | | городских поселениях | | | | | | | | | | | | | 15.| Общежитие при Воткинском | 360 мест | 1999 | 10,8 | УКС | | | педагогическом колледже | | | | | | | | | | | | | 16.| Республиканский центр | 12,6 | 1997-1998 | 54,1 | УС-18 | | | учащейся молодежи | тыс. кв. м | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- XIV. ПОДПРОГРАММА "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 1997-2000 ГОДЫ" Паспорт подпрограммы Название подпрограммы - Сохранение и развитие культуры и искусства Удмуртской Республики на 1997-2000 годы Государственный заказчик - Министерство культуры Российской подпрограммы Федерации Основные исполнители - учреждения культуры, образования и искусства Удмуртской Республики Основной разработчик - Министерство культуры Удмуртской Республики Основная цель - создание условий для сохранения и подпрограммы возрождения объектов культурного наследия и учреждений образования Важнейшие целевые - строительство в 1997-2000 годах показатели Государственного цирка в г. Ижевске, и конечные результаты Государственного национального драматического театра Удмуртской Республики, книгохранилища Национальной библиотеки Удмуртской Республики; дополнительные налоговые поступления в размере 60229 млн. рублей Срок реализации - 1997-2000 годы подпрограммы Таблица 14.1. Объемы и источники финансирования подпрограммы ------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | | финансирования | млн. рублей | | | инвестиционный кредит | | | _____________________ | | | безвозвратная основа | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | 2000 гг. | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 240652,0 | 5345,0 | 79931,0 | 72063,0 | 83313,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 261254,0 | 53634,0 | 53642,0 | 74805,0 | 79173,0 | | | | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | ИТОГО | 501906,0 | 58979,0 | 133573,0| 146868,0| 162486,0| | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- В настоящее время Удмуртская Республика обладает большим культурным потенциалом. Однако только при соблюдении определенных условий он действительно сможет оказать серьезное содействие в решении задач социально-экономического развития Удмуртской Республики. В Республике действуют 8 театров, 5 государственных концертных организаций, 8 музеев, 574 библиотеки, 2 училища - музыкальное и культуры, 69 школ искусств для детей, 8 садов и парков культуры, 796 клубных образований. В Республике охраняется государством 1595 памятников культуры и истории республиканского и федерального значения. В то же время ассигнования на культуру и искусство, предусмотренные республиканским бюджетом, составили всего лишь 1,7 процента его расходной части. Но даже и эти незначительные средства выделялись не полностью и систематически задерживались. При таких объемах финансирования отрасли абсолютное большинство республиканских и федеральных памятников культуры и истории оказалось под угрозой естественного разрушения и полной их потери. Республиканские хранилища и фонды, в которых сосредоточено огромное количество уникальных экспонатов и редчайших книг, далеко отстали от современных требований и норм по их хранению и защите. Комплектование же этих фондов в последнее время практически прекратилось. В трудном положении оказалось искусство Республики, которое из-за отсутствия средств потеряло возможность обратиться к шедеврам национальной и мировой классики. Приостановлена материальная поддержка со стороны государства коллективов народного творчества и фольклора, самобытных мастеров и народных умельцев. Анализ материально-технической базы отрасли показывает, что она сегодня нуждается не только в обновлении и пополнении по всем позициям, но и совсем отсутствует в такой сфере, как информатизация и компьютеризация процессов, происходящих в культуре Республики. Основной целью при разработке данной подпрограммы Министерство культуры Удмуртской Республики видит сохранение и развитие уже накопленного национального и российского культурного потенциала на территории Удмуртской Республики в 1997-2000 годах и рассчитывает на серьезное участие федеральных органов власти в этом большом общенациональном деле. ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ КУЛЬТУРЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" Ограниченные капиталовложения, выделяемые на укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства привели к тому, что в Республике 264 объекта подлежат реконструкции и капитальному ремонту, 52 - требуют замены из-за ветхости. Из 25 районных домов культуры только 15 находятся в типовых зданиях, а остальные - в приспособленных помещениях. Из 52 художественных и музыкальных школ только 3 размещены в типовых помещениях. Коллектив Государственного национального драматического театра Удмуртской Республики, один из старейших национальных коллективов республик Поволжья, со дня организации (1931 год) не имеет своего специально построенного здания. Здание, в котором сейчас расположен театр, бывший зал заседаний Президиума Верховного Совета Удмуртской Республики, не отвечает современным нормативным требованиям. Труппа театра, состоящая в основном из выпускников театральных вузов страны, пользуется большой популярностью у зрителей. Заполняемость зрительного зала выше средних показателей по Российской Федерации. Институтами "Удмуртгражданпроект" и "Гипротеатр" завершается разработка эскизного проекта нового здания театра. Строительство книгохранилища Национальной библиотеки было запланировано комплексной программой социально-экономического развития Нечерноземной зоны РСФСР на 1988-1995 годы. Институтом "Удмуртгражданпроект" выполнен технико-экономический расчет на строительство I очереди книгохранилища на 1 млн. единиц хранения. В библиотечных фондах Удмуртской Республики в настоящее время находится более 5 млн. единиц хранения, в числе которых редкие, ценные и уникальные экземпляры национального и российского значения. Национальная библиотека проводит серьезную работу по созданию электронного каталога, по информационному обслуживанию читателей, по сохранению раритетов. Между тем в последнее время условия книгохранения ухудшились, комплектование фонда резко снизилось. На территории Республики насчитывается 1595 памятников истории и культуры, охраняемых государством. Среди них такие, как здание арсенала -памятник архитектуры первой половины XIX века (более 150 лет в нем производилось и хранилось оружие, обеспечивавшее обороноспособность России), "Городище Иднакар" - уникальный и крупнейший археологический памятник финно-угорского средневековья IX-XIII веков, музей-усадьба в г. Воткинске, где родился П.И.Чайковский. Все они нуждаются в завершении уже начатых больших реставрационных работ. Первые шаги в сфере компьютеризации были сделаны в Национальной библиотеке несколько лет назад. Тогда была разработана и начала внедряться система "РАБИС" - республиканская автоматизированная библиотечно-информационная система. На сегодня эта сеть имеет самостоятельный выход в Интернет, 18 рабочих мест, сервер и периферийное оборудование. Однако это все, что удалось сделать за последние годы в сфере культуры. Ждет своего поэтапного внедрения локальная сеть аппарата Министерства культуры Удмуртской Республики, которая должна быть связана с едиными информационными сетями Республики и России. В разработке данного проекта не остались без внимания и новые технологии в области компьютерной обработки и хранения реликвий в форматах CD-ROM, Betacam-SP, настольные издательские комплексы. Капиталовложения в компьютеризацию в сфере культуры обещают не только долговечную сохранность многих экспонатов и раритетов, но и многократное упрощение документооборота в управлении отраслью, более легкий доступ к информации широким общественным кругам. Создание новых музыкальных, сценических произведений, а также произведений изобразительного искусства, постановка новых спектаклей и концертных программ, закупка произведений писателей, композиторов, художников, творчество удмуртских авторов - все это является неотъемлемой частью культуры России и представляет интерес для всех финно-угорских народов в плане культурного взаимообмена и сотрудничества. Создание более эффективной системы поиска и выявления одаренных детей и молодых людей, создание экспериментальных школ искусств, школ-интернатов для одаренных детей, проведение на территории Республики международных конкурсов крайне необходимо для возрождения, сохранения и развития удмуртской национальной культуры и культуры других народов, проживающих как на территории Удмуртской Республики, так и России. Цели и задачи проекта: cохранение, использование музейных и библиотечных фондов, реставрация памятников общенационального значения; создание центра консервации и реставрации фондов редкой книги; проведение фондоохранных мероприятий по защите музейных экспонатов федерального значения; комплектование фондов библиотек и музеев экспонатами и экземплярами федерального значения; направление государственных централизованных вложений на завершение строительства и реконструкцию учреждений культуры и искусства; обеспечение свободного и оперативного доступа к информации в сфере культуры и искусства в Республике, стране и за рубежом; обеспечение условий для развития профессионального искусства Республики. Таблица 14.2. Капитальные вложения на строительство (реконструкцию) объектов по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | | финансирования | млн. рублей | | | инвестиционный кредит | | | _____________________ | | | безвозвратная основа | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | 2000 гг. | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | | | | | | | | Объект: пристрой книгохранилища Национальной библиотеки Удмуртской | | Республики | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет*| -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 50000,0 | 2900,0 | 5000,0 | 20100,0 | 22000,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 55400,0 | -- | 7400,0 | 24000,0 | 24000,0 | | | | | | | | | Объект: Государственный национальный драматический театр | | Удмуртской Республики (реконструкция) | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 27000,0 | -- | 10000,0 | 8500,0 | 8500,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 55470,0 | 2470,0 | 19000,0 | 17000,0 | 17000,0 | | | | | | | | | Объект: школа-интернат искусств в г. Ижевске (реконструкция) | | | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 5000 | 5000 | -- | -- | -- | | | | | | | | | Объект: Национальный музей Удмуртской Республики (реконструкция) | | | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 15970,0 | 15970,0 | -- | -- | -- | | | | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | ИТОГО | 208840,0 | 26340,0 | 41400,0 | 69600,0 | 71500,0 | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- ----------- * Финансирование по федеральной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)". Государственный заказчик - Министерство культуры Российской Федерации. Таблица 14.3. Объемы и источники финансирования текущих расходов по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------- | Источники | Объем финансовых ресурсов в ценах 1996 года, | | финансирования | млн. рублей | | | инвестиционный кредит | | | _____________________ | | | безвозвратная основа | |-----------------------------------------------------------------------| | | 1997- | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | 2000 гг. | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | | | | | | | | Эколого-археологический и историко-краеведческий | | музейный комплекс "Городище Иднакар" в г. Глазове | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 149922,0 | 2000,0 | 57136,0 | 39498,0 | 51288,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 115898,0 | 27760,0 | 23848,0 | 29511,0 | 34779,0 | | | | | | | | | Внедрение новых технологий и компьютеризация отрасли | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 7800,0 | 100,0 | 4700,0 | 3000,0 | -- | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 7800,0 | 200,0 | 2420,0 | 3220,0 | 1960,0 | | | | | | | | | Второй и третий международные конкурсы юных пианистов и | | композиторов финно-угорских народов на родине | | П.И.Чайковского в г. Воткинске; | | закупка музыкальных литературных произведений удмуртских авторов | | | | | | | | | | | Федеральный бюджет | -- | -- | -- | -- | -- | | | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 5930,0 | 345,0 | 3095,0 | 965,0 | 1525,0 | | | | | | | | | Республиканский | -- | -- | -- | -- | -- | | бюджет | _____ | _____ | _____ | _____ | _____ | | | 5716,0 | 2234,0 | 974,0 | 1074,0 | 1434,0 | | | | | | | | |--------------------|----------|---------|---------|---------|---------| | ИТОГО | 293066,0 | 32639,0 | 92173,0 | 77268,0 | 90986,0 | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- Таблица 14.4. Объекты строительства (реконструкции) по подпрограмме ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Объекты | Вводимая | Сроки | Сметная | Исполнитель | | | строительства | мощность | строительства, | стоимость, | | | | (реконструкции) | | годы | млрд. руб | | | | | | | | | |----|---------------------------------|---------------|----------------|------------|----------------------------| | | | | | | | | 1. | Пристрой книгохранилища | 1 млн. ед. | 1997-2000 | 105,4 | Управление | | | Национальной библиотеки | хранения | | | строительства | | | Удмуртской Республики | | | | N 18 | | | | | | | | | 2. | Национальный музей | 53,3 тыс. | 1997-1998 | 100,4 | Управление | | | Удмуртской Республики | кв. м | | | строительства | | | в г. Ижевске | | | | N 17 | | | (реконструкция) | | | | | | | | | | | | | 3. | Школа-интернат искусств | 60 учащихся | 1993-1997 | 10,5 | -"- | | | в г. Ижевске | | | | | | | (реконструкция) | | | | | | | | | | | | | 4. | Государственный | 500 мест | 1998-2001 | 94,5 | Управление | | | национальный | | | | строительства | | | драматический театр | | | | N 18 | | | Удмуртской Республики | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |