ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ 03 июля 1997 г. N 193 (Д) В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.04.93 N 486 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" в части пункта 4б "разработать и внедрить систему наблюдения и контроля (мониторинга) здоровья населения Российской Федерации", в Российской Федерации проводится работа по внедрению систем автоматизированного учета больных туберкулезом и оценки эпидситуации на территориях по данному заболеванию. В большинстве территорий действуют территориальные программные комплексы, разработанные в Российском научно-исследовательском институте фтизиопульмонологии. Эти комплексы, а также программы, разработанные другими учреждениями, обеспечивают сбор и обработку различной информации о распространении туберкулеза и о работе территориальных противотуберкулезных служб. В территориях также формируются и работают различные картотеки на больных туберкулезом, в основном по впервые выявленным больным. Вместе с тем следует отметить разобщенность функционирования отдельных программных средств, отсутствие унификации их информационной структуры; не организовано объединение данных для создания единого республиканского регистра на впервые выявленных больных туберкулезом. В соответствии с основными направлениями республиканской программы "Информатизация здравоохранения России на 1996-1998 годы" и необходимостью повышения достоверности учета распространения туберкулеза для принятия своевременных организационных решений по совершенствованию специализированной фтизиатрической помощи населению Российской Федерации приказываю: 1. Российскому научно-исследовательскому институту фтизиопульмонологии (Приймак А.А.) разработать Государственную систему эпидемиологического мониторинга туберкулеза на федеральном уровне и обеспечить организационно-методическое руководство разработками на территориальном, региональном и учрежденческом уровнях. 2. Организовать в составе Российского научно-исследовательского института фтизиопульмонологии Центр информационных медицинских технологий в соответствии с Положением (приложение 1). Срок 01.07.97. 3. Планово-финансовому управлению передать 7 штатных единиц Российскому НИИ фтизиопульмонологии в счет численности ликвидированной согласно приказу Минздрава России от 18.11.96 N 380 НИЛ медицинской кибернетики (г.Кемерово) и обеспечить финансирование Центра информационных медицинских технологий. 4. Поручить научно-исследовательским институтам фтизиопульмонологического профиля курацию территорий Российской Федерации по вопросам разработки и внедрения программных комплексов с закреплением за ними соответствующих территорий (приложение 2). 5. Поручить Российскому НИИ фтизиопульмонологии (Приймак А.А.) провести совместно с Санкт-Петербургским НИИ фтизиопульмонологии (Васильев А.В.), Уральским НИИ туберкулеза (Соколов В.А.), Новосибирским НИИ туберкулеза (Краснов В.А.) и Якутским НИИ туберкулеза (Егоров Б.А.) в третьем квартале 1997 года организационное совещание по выработке единой политики по созданию Государственной системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза. 6. Обязать НИИ, курирующие закрепленные за ними территории (приложение 2), ежегодно в срок до 15 февраля за отчетным годом представлять установленную организационным совещанием информацию, собранную территориальными компьютерными системами в Российский научно-исследовательский институт фтизиопульмонологии. 7. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации: 7.1. Создать в 1997-1998 годах на базе организационнометодических кабинетов противотуберкулезных диспансеров или медицинских вычислительных центров территориальные системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза, включающие персональные регистры на впервые выявленных больных и комплексы программ, анализирующих эффективность диспансерного слежения и лечения контингентов больных, а также эффективность раннего выявления и профилактики туберкулеза в соответствии с Положением о системе эпидемиологического мониторинга туберкулеза территориального уровня (приложение 3). 7.2. Представлять ежеквартально информацию о деятельности территориальных систем мониторинга в НИИ, курирующие соответствующие территории (приложение 2). 8. Отделу медицинской статистики и информатики обеспечить контроль за созданием и внедрением Государственной системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза в соответствии с концепцией Государственной системы мониторинга здоровья населения России. 9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Москвичева А.М. Министр Т.Б.Дмитриева Приложение 1 к приказу Минздрава России от 03 июля 1997 года N 193 ПОЛОЖЕНИЕ о Центре информационных медицинских технологий в составе Российского НИИ фтизиопульмонологии 1. Центр информационных медицинских технологий (далее Центр) организуется в составе Российского НИИ фтизиопульмонологии (далее РНИИФ) без права юридического лица и является его структурным подразделением. 1.1. Центр организуется за счет дополнительной численности (7 единиц) выделяемых Минздравом России в составе: начальник, заместитель начальника - 1, программисты - 5. 2. Центр в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, Уставом института и настоящим Положением. 3. Центр возглавляет начальник. Назначение на должность начальника Центра и освобождение от должности осуществляется в установленном порядке директором РНИИФ. 4. Начальник Центра организует его работу, представляет его интересы и несет ответственность за его деятельность. 5. Основной целью создания Центра является разработка компьютерной системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза на федеральном, региональном и территориальном уровнях. 6. Основными направлениями деятельности Центра являются: - разработка компьютерных систем; - внедрение и сопровождение компьютерных систем; - обучение специалистов противотуберкулезной службы работе с компьютерной системой эпидемиологического мониторинга туберкулеза. 7. Задачами Центра являются: 7.1. Разработка и развитие программных средств для федеральной системы компьютерного эпидемиологического мониторинга туберкулеза: - разработка информационных и программных структур федеральной системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза; - проведение и организация научных исследований по новым методам компьютерного анализа; - анализ информации, получаемой системой компьютерного эпидемиологического мониторинга, и представление ее в Минздрав России. 7.2. Научно-методическое руководство и контроль за организацией и функционированием территориальных программных комплексов, входящих в систему эпидемиологического мониторинга туберкулеза: - организация научно-практических работ по созданию и внедрению программных комплексов в территориях Российской Федерации; - разработка пакета инструктивно-методических документов, регламентирующих деятельность этих комплексов. 7.3. Организация работ по внедрению и эксплуатации программных систем в территориях Российской Федерации совместно с научно-исследовательскими институтами фтизиатрического профиля: - внедрение и эксплуатация программных средств в территориях; - организация региональных центров эксплуатации программного обеспечения, - организация обучения персонала фтизиаитрических учреждений и технического персонала региональных центров. 8. Центр имеет право в установленном порядке: 8.1. Заключать договоры с предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами на выполнение работ и услуг в соответствии с основными направлениями деятельности и задачами Центра, указанными в п.п. 6 и 7 настоящего Положения. 8.2. Участвовать в международных программах, съездах, конференциях и семинарах по проблеме информации здравоохранения. 8.3. Издавать научные труды и методические рекомендации по проблеме информатизации здравоохранения. 8.4. Подготавливать специалистов по информатизации фтизиопульмонологии. 9. Центр обязан ежегодно представлять в Минздрав России отчет о проделанной работе. Начальник отдела медицинской статистики и информатики Э.И.Погорелова Приложение 2 к приказу Минздрава России от 03 июля 1997 года N 193 Распределение территорий Российской Федерации по зонам курации при проведении работ по созданию и внедрению Государственной системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза. 1. РНИИФ - Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская области, г. Москва, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тульская, Ярославская области, Республика Марий Эл, Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Астраханская, Волгоградская, Самарская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская области, Республики Калмыкия Хальмг-Тангч, Татарстан, Бурятия, Тува, Еврейская автономная область, Приморский, Хабаровский, Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская область, Республика Дагестан, Республика Адыгея, Республика Кабардино-Балкария, Республика Северная Осетия, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Карачаево-Черкессия. 2. СПб НИИ фтизиопульмонологии - Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Республика Карелия, Республика Коми, г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Калининградская, Тверская, Костромская области, Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Эвенкийский АО, Таймырский АО. 3. Уральский НИИ туберкулеза - Республика Башкортостан, Курганская, Оренбургская, Пермская области, Коми-Пермяцкий АО, Свердловская, Челябинская области, Республика Удмуртия, Нижегородская область, Кировская область, Республика Мордовия, Республика Чувашия, Тюменская область. 4. Новосибирский НИИ туберкулеза - Алтайский край, Республика Горный Алтай, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области, Республики Хакасия, Красноярский край, Иркутская область, Усть-Ордынский Бурятский АО, Читинская область, Агинский Бурятский АО, Амурская область. 5. Якутский НИИ туберкулеза - Камчатская область, Корякский АО, Магаданская область, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ. Начальник отдела медицинской статистики и информатики Э.И.Погорелова Приложение 3 к приказу Минздрава России от 03 июля 1997 года N 193 ПОЛОЖЕНИЕ о системе эпидемиологического мониторинга туберкулеза территориального уровня Территориальный программный комплекс сбора и обработки данных по туберкулезу (далее, территориальный комплекс) является составной частью федеральной системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза, обеспечивающей полицевой учет туберкулезных больных и потерриториальный эпидемиологический мониторинг туберкулеза на уровне субъектов Российской Федерации. Эта система позволит получать достоверные данные для принятия своевременных организационных решений по совершенствованию специализированной противотуберкулезной помощи населению. 1. Назначение системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза 1.1. Основной задачей системы является обеспечение длительного автоматизированного эпидемиологического мониторинга туберкулеза, на основе использования многоуровневых межтерриториальных баз данных и персонифицированного учета лиц с впервые в жизни установленном диагнозом туберкулеза, а также лиц, состоящих на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях. 1.2. Система эпидемиологического мониторинга туберкулеза предназначена для: - эпидемиологических исследований, имеющих целью изучение характера, структуры, уровней, динамике и тенденций распространения туберкулеза в территориях Российской Федерации; - наблюдения за больными туберкулезом с оценкой эффективности организации диспансерного слежения и лечения (на районном уровне обслуживания больных); - улучшения качества организации и оценки эффективности профилактики (вакцинации и ревакцинации) и раннего выявления больных туберкулезом; - оценки основных параметров, характеризующих состояние специализированной противотуберкулезной службы; - обеспечения обмена информацией с другими базами данных по туберкулезу и организации совместных исследований на национальном и международном уровне; - формирование государственной отчетности по туберкулезу в соответствии с учреждениями официальными формами; - формирования по запросам пользователей информационно-справочных данных, хранящихся в базах данных системы; - использование информации, хранящейся в базах данных системы для оперативной разработки материалов о потребностях туберкулезной службы в материально-техническом обеспечении, кадрах, ресурсах специализированных учреждений, что необходимо для создания оптимальной модели планирования управления противотуберкулезной службой. 2. Функции системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза Цели, перечисленные выше, определяют две сферы деятельности системы: 2.1. Внутритерриториальная деятельность - функции комплекса на территориальном уровне заключаются в представлении данных о распространении туберкулеза в территории и эффективности работы территориальной противотуберкулезной службы для внутреннего анализа и выработки собственных управленческих решений. 2.2. Межтерриториальная деятельность - проведение обобщенного анализа о распространении туберкулеза в России и эффективности работы противотуберкулезной службы в целом для получения прогноза развития эпидситуации по туберкулезу и оценки потребностей службы; обеспечение возможности использования информации, хранящейся в базах данных для эпидемиологических и медикоэкологических исследований на федеральном и международном уровнях. 3. Структура системы эпидемиологического мониторинга и входящих в нее баз данных. 3.1. Формирование баз данных осуществляется на основе утвержденных стандартных (форма 8, 33, 89, 30 и др.) и разработанных экспериментальных форм, согласованных с Минздравом России. 3.2. Комплексы программ включают в себя наборы связанных программ, при разработке которых используется принцип разделения собираемой и анализируемой информации на два типа: данные об отдельных физических лицах (полицевой учет) и территориальные данные (потерриториальный учет). Причем территориальные базы данных формируются частично на основе подчиненных локальных полицевых баз данных. Такой подход обеспечивает гибкую систему сбора и анализа данных по туберкулезу, состоящую из нескольких объединенных программных систем, каждая из которых отвечает своим локальным и территориальным задачам. 3.3. В территориальном диспансере, как в структурной единице системы, существуют следующие службы: организационно-методическая, диспансерная, стационарная, педиатрическая, бактериологическая. Соответственно, программный комплекс для территориального диспансера содержит разделы, отвечающие задачам каждой из них. Различные программы комплекса, с одной стороны, автономны, а с другой стороны, связаны в единую региональную информационную систему, позволяющую проводить анализ эпидемиологической ситуации и работы службы для принятия управленческих решений. 3.4. В комплекс, устанавливаемый в территориальном диспансере, в зависимости от особенностей организации территориальной противотуберкулезной службы, должны входить программы, обеспечивающие: - Сбор и обработку территориальных данных (вплоть до районов и крупных городов территории) о контингентах больных туберкулезом (на основе формы 33). - Анализ территориальной заболеваемости туберкулезом на основе картотеки извещений о впервые выявленных больных (на основе формы 89). - Диспансерное слежение за контингентами больных туберкулезом (на основе формы 30). - Диспансерное слежение за детско-подростковыми контингентами. - Клинико-статистический анализ эффективности работы стационара и санатория фтизиопульмонологического профиля. - Сбор и обработку территориальных данных (вплоть до отдельных учреждений ОЛС) по вакцинации БЦЖ. - Сбор и обработку территориальных данных, связанных с вопросами раннего выявления туберкулеза (туберкулино-диагностика, работа рентгеновской и флюорографической аппаратуры). - Анализ работы бактериологической службы. На низшем структурном звене системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза проводится внедрение программ диспансерного слежения за больными туберкулезом на уровне районов и включение в программное обеспечение общелечебной сети фрагментов по учету профилактической и диагностической работы для анализа ее качества и разработки административных мер повышения эффективности профилактики и раннего выявления туберкулеза. 4. Формирование, внедрение и функционирование территориальных программных комплексов. 4.1. Головным учреждением федерального уровня по разработке и внедрению комплексов программ для системы мониторинга является Российский НИИ фтизиопульмонологии (РНИИФ). 4.2. РНИИФ совместно с региональными научно-исследовательскими институтами фтизиатрического профиля обеспечивает: - научно-методическое руководство формированием и эксплуатацией программных комплексов; - разработку пакета инструктивно-методических документов, регламентирующих их деятельность, в том числе соответствующих учетных форм и выходных данных единого унифицированного программного обеспечения Государственной системы эпидемиологического мониторинга туберкулеза; - НИИ-кураторы ежеквартально получают информацию из территориальных баз данных и представляют ее в РНИИФ; - РНИИФ ежегодно осуществляет свод и анализ информации, собранной в базах данных и подготовку аналитических материалов с представлением их в Минздрав России. 4.3. Комплексы создаются и функционируют на базе организационно-методических кабинетов (отделений) республиканских, краевых, областных, городских, районных (в больших городах) противотуберкулезных диспансеров. Научно-методическое руководство и контроль за организацией и функционированием территориальных программных комплексов, входящих в систему эпидемиологического мониторинга туберкулеза осуществляет Центр информационных медицинских технологий. Во внедрении программных комплексов и их сопровождении участвует "Центр"ЛОГОС", организованный при РНИИФ для внедрения современных научных методик в практику фтизиопульмонологии, а также территориальные медицинские информационно-вычислительные центры. 4.4. Сбор, накопление и хранение информации на территориальном уровне проводится на основе специальных формализованных медицинских документов. 4.5. На территориальном уровне должностным лицом, ответственным за функционирование комплекса и качество входных и выходных данных, является главный врач противотуберкулезного диспансера. Информация из баз данных территориального программного комплекса ежеквартально представляется в соответствующий региональный НИИ или (при наличии электронных средств связи) прямо в Центр информационных технологий. 4.6. Передача информации между различными уровнями системы осуществляется на магнитных, а в ряде случаев на бумажных носителях. Порядок передачи информации определяется учреждением-куратором. С повсеместным внедрением сети "MEDNET" данные будут передаваться через электронные средства связи. 4.7. В учреждения вышестоящего уровня паспортная информация из полицевых картотек на больных туберкулезом поступает в закодированном виде. 5. Штатные нормативы и техническое обеспечение территориальных программных комплексов. В соответствии с задачами, решаемыми территориальным диспансером, требуется следующая обеспеченность программного комплекса компьютерами и обслуживающим персоналом. 5.1. Штатные нормативы персонала, работающего с программным обеспечением, связанным с организационно-методической и диспансерной работой учреждения определяются исходя из населения обслуживаемой территории. На 1 млн. населения необходимо: 1,5 врачебной должности, 2,5 должности среднего медицинского персонала, 1,5 должности инженерно-технического персонала. Техническое обеспечение: - Для анализа эпидобстановки в территории по программам сбора данных о заболеваемости и распространенности туберкулеза (ф.ф. 33, 8), а также для программ сбора и обработки данных по раннему выявлению туберкулеза - 1 ЭВМ. - Для диспансерной работы и полицевого снижения за контингентами - ЭВМ выделяется в зависимости от численности крупных участков, в которых возможно ведение собственной картотеки. Минимальное количество - 1 ЭВМ в диспансерном отделении областного противотуберкулезного диспансера. 5.2. Штатные нормативы персонала, работающего с системами диспансерного слежения за детско-подростковыми контингентами и системами сбора и обработки территориальных данных по вакцинации БЦЖ и туберкулино-диагностике, определяются исходя из детского и подросткового населения обслуживаемой территории. На 1 млн. детей и подростков необходимо: 1,0 врачебной должности, 2,0 должности среднего медицинского персонала, 0,5 должности инженерно-технического персонала. Техническое обеспечение: - Для полицевого слежения за детско-подростковым контингентом, для обработки территориальных данных по профилактике туберкулеза и раннему выявлению инфицированных и больных туберкулезом детей и подростков - ЭВМ выделяется в зависимости от численности крупных участков, в которых возможно ведение собственной картотеки. Минимальное количество - 1 ЭВМ в детском отделении областного противотуберкулезного диспансера. 5.3. Штатные нормативы для эксплуатации системы анализа эффективности работы стационара фтизиопульмонологического профиля определяются из объема работ клиники. На 1000 выбывших больных необходимо: 0,5 врачебной должности, 1,5 должности среднего медицинского работника (включая работу медицинского архива), 0,5 должности инженерно-технического персонала. Техническое обеспечение: - Для анализа эффективности стационарного лечения - 1 ЭВМ у заведующего лечебной частью или медстатистика, для получения общей статистики по стационару. При наличии средств и количестве выбывших больных свыше 600 в год, устанавливаются ЭВМ в каждом отделении стационара для создания распределенной дискеточной или сетевой базы данных. 5.4. Штатные нормативы для эксплуатации системы анализа эффективности работы санатория фтизиопульмонологического профиля определяются из объема работ санатория. Как минимум необходимо: 0,5 врачебной должности, 1,0 должности среднего медицинского работника (включая работу медицинского архива), 0,5 должности инженерно-технического персонала. Техническое обеспечение - 1 ЭВМ 5.5. Штатные нормативы персонала, работающего с программным обеспечением бактериологической службы, определяются исходя из численности населения обслуживаемой территории. На 1 млн. населения необходимо: 0,5 врачебной должности, 2,0 должности среднего медицинского персонала, 0,5 должности инженерно-технического персонала. Техническое обеспечение - 2 ЭВМ 5.6. Штатные нормативы персонала, работающего с флюорокартотекой, определяются исходя из численности населения обслуживаемой территории. На 1 млн. населения необходимо: 1,5 врачебной должности, 2,5 должности среднего медицинского персонала, 1,0 должности инженерно-технического персонала. Техническое обеспечение: количество ЭВМ зависит от количества пунктов сбора информации (поликлиники, флюорографы в медсанчастях и т.п.) Начальник отдела медицинской статистики и информатики Э.И.Погорелова |