КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РАСЧЕТНОЙ СЕТИ БАНКА РОССИИ. Решение. Центральный банк РФ (ЦБР). 25.07.97

            КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РАСЧЕТНОЙ СЕТИ БАНКА РОССИИ

                               РЕШЕНИЕ

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                           25 июля 1997 г.


                                 (Д)


                                                            Утверждено
                                            решением Совета Директоров
                                                          Банка России
                                                    от 25 июля 1997 г.
                                                         протокол N 29


     Под расчетной  сетью  понимается совокупность подразделений Банка
России, имеющих самостоятельный баланс,  Банковский  Идентификационный
Код, осуществляющих  расчетное  и (или) кассовое обслуживание клиентов
Банка России и  проводящих  расчетные  и  (или)  кассовые  операции  в
расчетной системе Банка России от своего имени.
     Подразделения расчетной  сети  Банка  России  являются  важнейшей
составляющей платежной системы,  так как непосредственно они участвуют
в практическом  осуществлении  движения  денежных  средств   кредитных
организаций и других клиентов Банка России.
     Создание в соответствии со Стратегией развития платежной  системы
в начале  следующего  столетия  современной автоматизированной системы
расчетов, работающей в режиме реального  времени,  требует  не  только
внедрения современной системы передачи и обработки учетно-операционной
информации, основывающейся        на        принципиально        новой
программно-технической платформе  и телекоммуникационно-информационной
среде, но и соответствия  расчетной  сети  Банка  России  объективному
состоянию платежной  системы  Российской  Федерации  на всех этапах ее
совершенствования.
     В период   становления   двухуровневой   банковской   системы  на
территории России  было  организовано  более  1300   расчетно-кассовых
центров. Организация  широкоразветвленной  сети  РКЦ  была обусловлена
необходимостью обеспечения  стабильного   функционирования   платежной
системы путем  максимального  приближения  учреждений  Банка  России к
обслуживаемым коммерческим   банкам,   их   филиалам    и    бюджетным
организациям, в связи с применением,  в основном,  почтовой технологии
осуществления платежей.
     По состоянию  на 1.07.97 г.  в расчетную сеть Банка России входит
76 Головных,   2   Центральных   расчетно-кассовых   центра   и   1260
расчетно-кассовых центра,   а  также  ОПЕРУ  1,  ОПЕРУ  2  и  ЦОУ  при
Центральном Банке РФ.  В соответствии с решением Совета  Директоров  в
настоящее время  в  8  РКЦ  осуществляются  организационно-технические
мероприятия по их ликвидации.
     В расчетной  сети  Банка  России осуществляется обслуживание 1977
кредитных организаций, 4780 филиалов кредитных организаций, а также по
данным Паспорта  РКЦ  121618  некредитных  организаций.  Среднедневной
объем обрабатываемых    всеми    подразделениями    расчетной     сети
расчетно-денежных документов  составил 896597 документов (по данным за
1 квартал т.г.).
     Формирование новой  структуры  расчетной сети должно основываться
на современных тенденциях в развитии платежной системы,  важнейшими из
которых являются:
     - создание системы валовых расчетов в режиме реального времени на
основе электронных   технологий   для  проведения  операций  кредитных
организаций, исполнительных  органов   власти   субъектов   Российской
Федерации и  органов  местного самоуправления,  финансовых и налоговых
органов, исполнительных органов государственных  внебюджетных  фондов,
органов федерального  казначейства,  бюджетных  организаций  и  других
клиентов;
     - развитие расчетных систем кредитных организаций,  основанных на
технологиях проведения расчетов через  единый  корреспондентский  счет
(на уровне  головных  либо  на  уровне региональных филиалов кредитных
организаций). Это  ведет   к   сокращению   количества   обслуживаемых
расчетно-кассовыми центрами   корреспондентских   субсчетов  и  объема
совершаемых ими операций;
     - развитие  расчетов  между  кредитными  организациями  на основе
установления прямых корреспондентских отношений.  Это также  сокращает
количество совершаемых расчетно-кассовыми центрами операций;
     - изменение  порядка  расчетного  обслуживания   счетов   органов
федерального казначейства   в   связи   с   переходом   финансирования
распорядителей бюджетных средств через лицевые счета,  открытые  им  в
органах федерального  казначейства,  а  также по отдельным договорам -
счетов бюджетов  других  уровней,   что   приведет   к   значительному
сокращению количества    обслуживаемых   счетов   объема   совершаемых
расчетно-кассовыми центрами расчетных операций.
     Процесс оптимизации  расчетной  сети  Банка  России  во избежание
сбоев и задержек в проведении расчетных операций должен осуществляться
поэтапно по  мере  развития технологий электронных расчетов,  процесса
консолидации корреспондентских счетов кредитных  организаций,  системы
Федерального казначейства  с учетом темпов технического перевооружения
учреждений Банка России.
     Необходимыми требованиями  на  всех  этапах оптимизации расчетной
сети Банка России являются:
     - сокращение сроков проведения расчетов;
     - обеспечение надежности  и  безопасности  совершаемых  расчетных
операций;
     - своевременность  обеспечения  денежной  наличностью   кредитных
организаций, подразделений   Федерального   казначейства   в  условиях
финансирования распорядителей бюджетных средств через  лицевые  счета,
открываемые им  в  органах  федерального казначейства,  а также других
клиентов Банка России.
     Расчетная сеть  Банка России,  адекватная современным требованиям
функционирования платежной системы, должна включать в себя:

                  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР (ФРЦ)

     ФРЦ создается в  г.  Москве  для  проведения  расчетов  в  режиме
реального времени.
     В ФРЦ  будут  открыты  счета  всем  участникам  системы   валовых
расчетов в режиме реального времени,  в том числе подразделениям Банка
России.
     В ФРЦ будут осуществляться следующие операции:
     - открытие   и   ведение   корреспондентских   счетов   кредитных
организаций;
     - открытие и ведение счетов клиентов Банка России;
     - осуществление  расчетов  в  валюте  Российской Федерации Банком
России с  кредитными  организациями  по  кредитованию,   купле-продаже
иностранной валюты, с драгоценными металлами, с ценными бумагами;
     - по   учету   обязательных   резервов   кредитных   организаций,
депонированных в Банке России;
     - по учету  операций  с  денежной  наличностью  учреждений  Банка
России;
     - часть   операций   по   внутрихозяйственной  деятельности Банка
России.

               ГОЛОВНЫЕ РАСЧЕТНО-КАССОВЫЕ ЦЕНТРЫ (ГРКЦ)

     ГРКЦ функционируют в областных, краевых и республиканских центрах.
     ГРКЦ на  1  и  2  этапах оптимизации расчетной сети осуществляют,
ведение счетов,  расчетно-кассовое обслуживание кредитных  организаций
(их филиалов),  исполнительных  органов  власти  субъектов  Российской
Федерации, органов  власти  местного  самоуправления,   финансовых   и
налоговых органов, исполнительных органов государственных внебюджетных
фондов, управлений федерального казначейства по  субъектам  Российской
Федерации, бюджетных  организаций и других клиентов,  расположенных на
территории соответствующего  региона,  а  также  осуществляют   другие
функции, предусмотренные Типовым положением о расчетно-кассовом центре
Банка России.
     На заключительном  III  этапе  оптимизации  расчетной  сети  ГРКЦ
реорганизуются в операционно-кассовые центры (ОКЦ).

                  ОПЕРАЦИОННО-КАССОВЫЕ ЦЕНТРЫ (ОКЦ)

     ОКЦ организуются  в  регионах  при  наличии  необходимого  объема
операций в  соответствии  с  отраслевыми  нормативами  для обеспечения
кассового обслуживания клиентов Банка России и передачи в  электронном
виде расчетных документов ГРКЦ и ФРЦ.
     ОКЦ производит электронный обмен информацией с  ГРКЦ  и  ФРЦ  при
осуществлении ими расчетных операций кредитных организаций (филиалов),
органов власти   субъектов    Российской    Федерации    и    местного
самоуправления, финансовых и налоговых органов, исполнительных органов
государственных внебюджетных    фондов,     отделений     федерального
казначейства, бюджетных  организаций,  находящихся в зоне обслуживания
ОКЦ.
     Операционно-кассовые центры  не ведут корреспондентские и лицевые
счета кредитных и некредитных организаций,  за исключением специальных
счетов, связанных с учетом операций с денежной наличностью.

                    РАСЧЕТНО-КАССОВЫЕ ЦЕНТРЫ (РКЦ)

     РКЦ функционируют   в   исключительных   случаях  в  экономически
развитых центрах,  а также при невозможности  обеспечения  действующих
РКЦ устойчивыми основными и резервными каналами связи, кроме того, при
нецелесообразности передачи большого объема операций в  два  этапа  (в
ГРКЦ, а затем в ФРЦ).  На I и II этапах оптимизации расчетной сети РКЦ
осуществляют ведение счетов,  расчетно-кассовое обслуживание кредитных
организаций (филиалов),  органов власти субъектов Российской Федерации
и местного   самоуправления,   финансовых   и    налоговых    органов,
исполнительных государственных    внебюджетных    фондов,    отделений
федерального казначейства,  бюджетных организаций и  других  клиентов,
расположенных на   территории   соответствующего   региона,   а  также
осуществляют другие  функции,  предусмотренные  Типовым  положением  о
расчетно-кассовом центре.
     РКЦ осуществляют расчеты в режиме реального времени через ФРЦ.
     На заключительном этапе оптимизации  сети  РКЦ  реорганизуются  в
ОКЦ.
     Оптимизация расчетной  сети  Банка  России будет осуществляться в
три этапа в  соответствии  с  одобренным  Советом  Директоров  "Планом
мероприятий поэтапной   оптимизации  расчетной  сети  Банка  России  в
разрезе регионов Российской Федерации", по мере проведения необходимых
организационно-технических мероприятий.

                ПЕРВЫЙ ЭТАП ОПТИМИЗАЦИИ РАСЧЕТНОЙ СЕТИ

     На первом этапе оптимизации расчетной сети:
     - ликвидируются  расчетно-кассовые   центры,   обрабатывающие   в
среднем за   один   рабочий   день  менее  100  расчетных  документов,
расположенные на  расстоянии  менее  100  км  (по  автомобильной   или
железнодорожной дороге)   от   других   РКЦ.  По  указанным  критериям
ликвидируются 143 РКЦ;
     - ликвидируются  по  просьбе  территориальных  учреждений ЦБ РФ 5
РКЦ, расположенных в республиканских, областных и краевых центрах;
     - численность  РКЦ,  сохраняемых на I этапе оптимизации расчетной
сети,   приводится    в    соответствие    с    нормами  нагрузки   на
учетно-операционных и кассовых работников.
     Счета действующих  кредитных  организаций   и   других   клиентов
закрываемых РКЦ передаются в ближайшие РКЦ,  а при наличии технических
возможностей -  в  ГРКЦ.  Счета  кредитных  организаций,  по   которым
отозваны лицензии,  а также счета ликвидационных комиссий передаются в
ГРКЦ.
     Передача счетов  клиентов и использование помещений ликвидируемых
РКЦ производится  в  порядке  утвержденном  Советом  Директоров  Банка
России.
     Помещения ликвидируемых РКЦ могут быть  использованы  как  центры
доступа в   телекоммуникационную  сеть  Банка  России  для  размещения
необходимого оборудования.
     Мероприятия первого  этапа  позволяют определить состав субъектов
расчетной сети Банка России,  подлежащих техническому перевооружению и
оснащению средствами связи.

                ВТОРОЙ ЭТАП ОПТИМИЗАЦИИ РАСЧЕТНОЙ СЕТИ

     Мероприятия Второго   этапа   связаны   и   будут  осуществляться
одновременно с  реализацией  программы   технического   перевооружения
учреждений Банка    России,    подключением    регионов    к    Единой
телекоммуникационной банковской системе.
     На втором этапе оптимизации расчетной сети:
     - ликвидируются  РКЦ  в  областных,  краевых  и   республиканских
центрах. Будет  ликвидировано  42  РКЦ.  Счета клиентов этих РКЦ будут
переданы в ГРКЦ;
     - все  счета кредитных организаций и других клиентов Банка России
из действующих РКЦ передаются в ГРКЦ.
     Допускается в   исключительных   случаях   сохранение   РКЦ   при
невозможности обеспечения  действующих  РКЦ  устойчивыми  основными  и
резервными каналами  связи,  а  также  при нецелесообразности передачи
большого объема операций в два этапа (в ГРКЦ, а затем в ФРЦ). Перечень
таких объектов утверждается Советом Директоров;
     - РКЦ реорганизуются (после передачи счетов в ГРКЦ) в ОКЦ.  Будет
реорганизовано 933 РКЦ;
     - изменяется  порядок   финансирования   затрат   на   содержание
подразделений расчетной   сети.   Финансирование   капиталовложений  и
текущих затрат  на  содержание  подразделений  расчетной  сети   будет
определяться, исходя   из  потребностей  на  основе  данных  Паспортов
расчетно-кассовых центров в  соответствии  с  отраслевыми  нормативами
Банка России;
     - осуществляется переход (на завершающий стадии Второго этапа) на
прием подразделениями   расчетной   сети   информации  о  платежах  от
обслуживаемой клиентуры исключительно в электронном виде.
     При этом на этапах, связанных с внедрением электронной технологии
осуществления расчетов,  а также в процессе дальнейшей ее эксплуатации
будут предусмотрены процедуры перехода подразделений расчетной сети на
резервные (почтовая, телеграфная) технологии.
     Таким образом на втором этапе в расчетную сеть будет входить ФРЦ,
78 ГРКЦ,  933 ОКЦ,  до 120 РКЦ (ориентировочно).  При этом  ФРЦ  будет
осуществлять исключительно межрегиональные платежи.
     Проведение мероприятий  Первого  и  Второго  этапов   оптимизации
расчетной сети могут пересекаться или совпадать по времени.

                ТРЕТИЙ ЭТАП ОПТИМИЗАЦИИ РАСЧЕТНОЙ СЕТИ

     На третьем этапе оптимизации расчетной сети:
     - производится  передача   всех   счетов   кредитных   и   других
организаций, клиентов  Банка  России из ГРКЦ и РКЦ в Федеральный центр
расчетов;
     - ГРКЦ и РКЦ реорганизуются в ОКЦ.
     Для проведения мероприятий по оптимизации  расчетной  сети  Банка
России создается  Информационно-аналитическая  система  расчетной сети
Банка России (ИАС).
     Информационно-аналитическая система расчетной сети ЦБ РФ включает
в себя распределенную базу данных о состоянии расчетной сети в разрезе
РФ:
     - Краткий информационный бюллетень;
     - Паспорт РКЦ;
     - инструментарий  обработки,  подготовки  информации  и   решения
оптимизационных задач  по  организации,  ликвидации,  реорганизации  и
перераспределению нагрузки РКЦ (методики, алгоритмы и программы).
     Введение Паспортов  РКЦ  и внедрение ИАС обеспечивают возможность
разработки комплекса  отраслевых  нормативов  нагрузки   персонала   и
текущих затрат в разрезе выполняемых функциональных задач; определения
оптимальных требований к  объемам  выполняемых  операций,  помещениям,
программно-технические средствам,   условиям   связи,   численности  и
квалификации персонала и др.;  усиления  контроля  за  эффективностью,
надежностью и  безопасностью  осуществления расчетов и других операций
через расчетную сеть Банка России.
     Процесс принятия  решений  по  оптимизации  расчетной  сети будет
осуществляться исходя  из   потребностей   на   основе   вышеуказанных
отраслевых нормативов и типовых требований Банка России.
     Организация новых  подразделений  расчетной  сети  Банка   России
допускается в   исключительных   случаях  при  невозможности  создания
оптимальной расчетной сети на базе действующих РКЦ.