О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДОГОВОР ПРЕЗИДЕНТ РФ 4 июля 1997 г. (РВ 97-178) Исходя из необходимости разграничения полномочий и ответственности между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Магаданской области; учитывая специфические географические, природные, социально-экономические и национально-культурные особенности Магаданской области; в целях качественного улучшения социально-экономических и политико-правовых условий жизни и деятельности населения Магаданской области, обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, единства экономического пространства страны, гарантирования прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации; руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законодательством Магаданской области, заключен настоящий Договор о нижеследующем: Статья 1 Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Магаданской области. Статья 2 Исходя из географических, природных, экономических, социальных, национально-культурных и иных особенностей Магаданской области, к предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Магаданской области относятся: а) разработка и реализация целевых программ социально-экономического развития Магаданской области; б) структурная перестройка экономики Магаданской области; в) вопросы организации и функционирования областного комитета по драгоценным металлам и камням и государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Магаданской области в качестве территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти в соответствии с отдельными соглашениями; г) межбюджетные отношения Российской Федерации и Магаданской области; д) создание и функционирование особой экономической зоны на территории Магаданской области и ее администрации, а также вопросы создания локальных таможенных и свободных экономических зон в соответствии с федеральным законодательством; е) вопросы проведения на территории Магаданской области эксперимента по разработке региональной модели стабилизации социально-экономического развития и переходу к устойчивому развитию для регионов Севера; ж) вопросы владения, пользования и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством минерально-сырьевыми, углеводородными, водными, биологическими и иными природными ресурсами на территории Магаданской области, вопросы освоения и рационального использования природных ресурсов в 200-мильной экономической зоне Охотского моря Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также установление квот на добычу и использование природных ресурсов в соответствии с федеральным законодательством; з) вопросы развития золотодобывающей промышленности на территории Магаданской области в соответствии с федеральным законодательством; и) вопросы развития рыболовства, рыболовецкого флота, рыбоперерабатывающей промышленности и портовых сооружений; к) вопросы развития агропромышленного комплекса Магаданской области, освоение земель и повышения их плодородия; л) вопросы обеспечения условий для функционирования и устойчивого развития топливно-энергетического комплекса области; м) вопросы обеспечения функционирования и устойчивого развития промышленности и производства, транспортной системы области, информационных систем и современной системы связи в области; н) лицензирование отдельных видов деятельности на территории Магаданской области в соответствии с федеральным законодательством; о) оценка состояния окружающей природной среды на территории Магаданской области и осуществление мер по ее восстановлению, охране и обеспечению экологической безопасности; п) социальная защита населения Магаданской области, включая вопросы занятости населения, пенсионного обеспечения, государственной поддержки граждан переселенцев и реализации государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом; р) вопросы миграции населения на территории Магаданской области; с) вопросы взаимодействия в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организации мобилизационной подготовки народного хозяйства в соответствии с федеральным законодательством; т) проведение согласованной кадровой политики при осуществлении предметов ведения и полномочий, определенных настоящим Договором. К предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и Магаданской области могут быть отнесены также иные вопросы, при этом не допускается изъятие или перераспределение предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных соответственно статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации. Статья 3 Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Магаданской области по конкретным предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации и перечисленным в статье 2 настоящего Договора, определяются соответствующими соглашениями, если иное не установлено федеральным законодательством. Указанные соглашения являются неотъемлемой составной частью настоящего Договора и могут быть заключены одновременно с подписанием Договора, а также в любое время после его вступления в силу. Соглашения подписываются Председателем Правительства Российской Федерации и губернатором Магаданской области. Статья 4 В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации: а) разрабатывают с участием органов государственной власти Магаданской области и принимают федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по предметам, отнесенным настоящим Договором к совместному ведению; б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором; в) разрабатывают с участием органов государственной власти Магаданской области и утверждают целевые программы социально-экономического, культурного и экологического развития Магаданской области, в том числе по вопросам структурной перестройки экономики, развития золотодобывающей промышленности и инфраструктуры Магаданской области, а также социальной защиты населения Магаданской области; г) обеспечивает финансирование федеральных целевых программ на территории Магаданской области в объемах, установленных федеральным бюджетом. Финансирование федеральных расходов на территории Магаданской области может осуществляться через территориальное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в установленном порядке в соответствии с отдельным соглашением, в том числе за счет налоговых и иных платежей, взимаемых на территории области и подлежащих перечислению в федеральный бюджет; д) обеспечивают реализацию государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом; е) обеспечивают защиту интересов Магаданской области при решении вопросов владения, пользования и распоряжения минерально-сырьевыми, углеводородными, водными, биологическими и иными природными ресурсами на территории Магаданской области и в 200-мильной экономической зоне Охотского моря Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также при установлении квот на добычу и использование природных ресурсов на территории Магаданской области и в 200-мильной экономической зоне Охотского моря Российской Федерации; ж) согласовывают вопросы организации областного комитета по драгоценным металлам и камням и государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Магаданской области в качестве территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти; з) решают вопрос о создании залоговых фондов драгоценных металлов и драгоценных камней на возвратной основе для получения валютных средств по отдельному соглашению между Правительством Российской Федерации и администрацией Магаданской области; и) решают по предложению Магаданской области вопросы об образовании и функционировании на территории Магаданской области особой экономической зоны, локальных таможенных и свободных экономических зон в соответствии с федеральным законодательством; к) решают вопрос о проведении на территории Магаданской области эксперимента по разработке региональной модели стабилизации социально-экономического развития и переходу к устойчивому развитию для регионов Севера; л) реализуют полномочия по предметам совместного ведения, в том числе через территориальные подразделения Федеральных органов исполнительной власти; м) согласовывают с органами государственной власти Магаданской области кандидатуры руководителей федеральных предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Магаданской области, если иное не установлено федеральным законодательством. Статья 5 В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Магаданской области: а) участвуют в разработке органами государственной власти Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Магаданской области; б) осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным настоящим Договором, в соответствии с федеральным законодательством; в) обеспечивают приведение законов и иных нормативных правовых актов органов исполнительной власти Магаданской области в соответствие с настоящим Договором; г) устанавливают в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации условия лицензирования природопользования и других видов деятельности на территории Магаданской области; д) участвуют в разработке и реализации целевых программ на территории Магаданской области; е) участвуют в создании особой экономической зоны на территории Магаданской области, обеспечивают функционирование ее администрации в соответствии с федеральным законодательством; ж) обеспечивают проведение на территории Магаданской области эксперимента по разработке региональной модели стабилизации социально-экономического развития и переходу к устойчивому развитию для регионов Севера; з) участвуют в решении кадровых вопросов при назначении руководителей федеральных предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Магаданской области. Статья 6 До принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по конкретным предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы государственной власти Магаданской области вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. При принятии соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации нормативные акты Магаданской области приводятся в соответствие с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты Магаданской области, не приведенные в соответствие с федеральным законодательством, применению не подлежат. Статья 7 Если нормативными правовыми актами Российской Федерации, действие которых распространяется на все субъекты Российской Федерации, будут установлены права, льготы и преимущества для субъектов Российской Федерации большие, чем установленные настоящим договором, то в отношении Магаданской области применяются положения указанных нормативных правовых актов Российской Федерации. В случае принятия федеральными органами исполнительной власти в одностороннем порядке нормативных правовых актов, противоречащих данному Договору, подлежат применению нормы настоящего Договора. В случае противоречия между законами и нормативными правовыми актами Магаданской области и настоящим Договором действуют нормы настоящего Договора. Статья 8 Передача федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти Магаданской области, в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации, может иметь место по соглашению во всех случаях, если в Конституции Российской Федерации или законе не содержится прямого запрета на передачу осуществления соответствующих полномочий. При передаче осуществления конкретных полномочий в соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия передачи и осуществления этих полномочий. Статья 9 Органы государственной власти Магаданской области имеют право оспаривать в соответствующем суде правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации, которые регулируют вопросы, отнесенные к ведению субъекта Российской Федерации или не соответствуют полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в сфере совместного ведения Российской Федерации и Магаданской области или перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и полномочия Магаданской области, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Договором. Органы государственной власти Магаданской области вправе также вносить в Правительство Российской Федерации предложения об отмене либо приостановлении действия на территории Магаданской области частично или полностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, перечисленных в абзаце первом настоящей статьи. Статья 10 Органы исполнительной власти Магаданской области могут быть наделены полномочиями территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти по соглашениям, заключенным администрацией Магаданской области с Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Статья 11 Вопросы владения, пользования, распоряжения объектами, относящимися к государственной собственности Магаданской области, регулируются нормативными правовыми актами Магаданской области в соответствии с федеральным законодательством. Магаданская область самостоятельно определяет систему органов государственной власти Магаданской области по управлению объектами государственной собственности Магаданской области в соответствии с федеральным законодательством. Разграничение природных ресурсов, в том числе водных, биологических и минерально-сырьевых ресурсов, включая нефть и природный газ, на территории Магаданской области производится отдельным соглашением в соответствии с федеральным законодательством. Статья 12 Магаданская область самостоятельно устанавливает и вводит своими законами областные налоги и сборы в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, установленными Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Состав и размеры доходов, поступающих в виде средств от федеральных налогов в бюджет Магаданской области, определяются соглашением Российской Федерации и Магаданской области, если они прямо не установлены федеральным законом. Статья 13 Магаданская область вправе выступать самостоятельно и по поручению органов государственной власти Российской Федерации участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и международным договорам Российской Федерации, заключать соответствующие договоры (соглашения) с административно-территориальными единицами иностранных государств, субъектами иностранных федераций и иными иностранными партнерами в соответствии с федеральным законодательством. Органы государственной власти Российской федерации в соответствии с федеральным законодательством координируют международные и внешнеэкономические связи Магаданской области. Статья 14 В целях эффективной реализации настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Магаданской области могут создавать совместные комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах. Статья 15 Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации настоящего Договора, а также споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Магаданской области по предметам совместного ведения разрешаются путем согласительных процедур. В случае недостижения согласия спор выносится на рассмотрение Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 3 статьи 125 Конституции Российской Федерации, а также Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Статья 16 Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Магаданской области могут иметь полномочные представительства соответственно в г. Магадане и в г. Москве. Статья 17 Дополнения и изменения вносятся в настоящий Договор по взаимному согласию сторон путем дополнений к настоящему Договору или заключения нового Договора, настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке, если иное не установлено федеральным законодательством. Статья 18 Настоящий Договор подлежит опубликованию в официальных изданиях и вступает в силу с момента опубликования. С момента вступления в силу настоящего Договора ранее заключенные между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Магаданской области договоры и соглашения действуют в части, не противоречащей настоящему Договору. Совершено в г. Москве 4 июля 1997 года в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу . Президент Российской Федерации Б. Ельцин Губернатор Магаданской области В. Цветков 4 июля 1997 г |