Страницы: 1 2 Предпринимательство. "Просвещенный абсолютизм". Екатерина II. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Жалованные грамоты дворянству и городам. Борьба сам державия с вольнодумством. Павел I. Внешняя политика России. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство; А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Культура и быт ХVIII в. Система образования. Становление отечественной науки. М.В.Ломоносов. Развитие архитектуры, скульптуры, живописи. Россия в первой половине ХIХ в. Внутренняя и внешняя политика Александра I. Попытки проведения реформ. Войны со Швецией, Турцией, Ираном, Францией. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход 1812-1814 гг. Движение декабристов. Внутренняя политика Николая I. Теория "официальной народности", западники и славянофилы, общинный социализм. Вхождение Кавказа и Закавказья в состав России. Кавказская война. Восстание 1830-1831 гг. в Польше. Крымская война. Достижение культуры и искусства. "Золотой век" русской поэзии. Россия во второй половине ХIX в. Реформы Александра II. Крестьянская реформа. Судебная, земская, военная реформы. Консервативная политика Александра III. Особенности модернизации России. Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Расслоение крестьянства, рост пролетариата, развитие буржуазии. Изменение положения дворянства. Либеральные, консервативные, радикальные течения. Революционное народничество. Рабочее движение и российская социал-демократия. Земское движение. Народы Российской империи. Национальная политика. Восстания в Польше, Литве, Белоруссии в 60-х гг. Присоединение Казахстана. Завоевание Средней Азии. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Участие России в военно-политических союзах. Развитие образования, естественных и общественных наук. Российская культура ХIX в. и мировая культура. Россия в ХХ веке Россия в начале ХХ века (1900-1916 гг.). Особенности развития экономики. Основные классы и сословия; социальные противоречия. Самодержавие в начале ХХ века. Внутренняя политика Николая II. Идеи консерватизма, либерализма, радикализма в общественной жизни. Партии социал-демократов и эсеров в начале ХХ века. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг. Выступления рабочих, крестьян, армии. Советы рабочих депутатов. Манифест 17 октября. Образование новых политических партий. Государственная Дума. Начало парламентаризма. Третьеиюньская монархия, аграрная реформа. Промышленный подъем. Культура: развитие естественных и общественных наук. "Серебряный век" в поэзии. Русский авангард. Российские меценаты. Внешняя политика: Россия и Антанта. Россия в первой мировой войне. Россия в 1917-1941 гг. Революция 1917 г. Падение монархии. Двоевластие. Деятельность политических партий в 1917 г. Кризисы власти. Октябрьское восстание в Петрограде. II съезд Советов, его декреты. Взятие большевиками власти. В.И.Ленин. Установление советской власти в стране. Роспуск Учредительного собрания. Распад Российской империи и образование новых государств. Брестский мир. Утверждение однопартийной системы. Экономическая и социальная политика большевиков. Гражданская война и интервенция. "Красные" и "белые". "Военный коммунизм". Итоги войны. Кризис конца 1920 г. Новая экономическая политика. Образование СССР. Внешняя политика СССР в 20-е гг. Обострение внутрипартийной борьбы в 20-е гг. И.В.Сталин. Ускоренная модернизация (индустриализация, коллективизация сельского хозяйства), ее социальные последствия. Массовые репрессии. Национальная политика. Складывание тоталитарной системы. Политика в области культуры: утверждение коммунистической идеологии, ликвидация массовой неграмотности, развитие средней и высшей школы. Положение науки, литературы, искусства: достижения, трудности и противоречия. Международные отношения и внешняя политика СССР в 30-е гг. Вступление СССР в Лигу Наций. Советско-германские договоры 1939 г., их последствия. Начало второй мировой войны. Включение в состав СССР новых территорий в 1939-1940 гг. Советско-финская война. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.). Характер, периоды, основные фронты. Крупнейшие военные операции. Советский тыл в годы войны. Фашистский "новый порядок" на оккупированной территории. Борьба в тылу врага; партизанское движение. Антигитлеровская коалиция. Итоги и уроки Великой Отечественной войны. Цена победы советского народа. СССР с середины 40-х до середины 80-х гг. СССР в системе послевоенных международных отношений. Складывание двух военных блоков. "Холодная война". Послевоенное восстановление хозяйства. Апогей сталинизма. Новая волна репрессий. Идеологические кампании. Депортация отдельных народов, ее последствия. Борьба за власть после смерти И.В.Сталина. ХХ съезд КПСС, его значение. Противоречивость реформаторской деятельности Н.С.Хрущева. "Оттепель", ее влияние на духовную атмосферу общества. Начало освоения космоса. Внешня политика СССР в середине 50-х - середине 60-х гг. Усиление консервативных тенденций. Л.И.Брежнев. Попытки ускорения научно-технического прогресса. Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Достижения и проблемы науки. Правозащитное движение. Подавление инакомыслия. Хельсинкские соглашения. Достижение военно-стратегического паритета с США, его цена. Ввод советских войск в Афганистан, его последствия. Страна в середине 80-х - начале 90-е гг. Перестройка в СССР. М.С.Горбачев. Гласность. Переход к многопартийности. Кризисная ситуация в экономике к началу 90-х гг. Новый внешнеполитический курс СССР. Осложнение межнациональных отношений в стране. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Августовские события 1991 г. Роспуск КПСС. Распад СССР. Образование СНГ. Россия в 90-е гг. Провозглашение государственного суверенитета России. Становление новой российской государственности. Б.Н.Ельцин. Начало перехода к рыночной экономике. Развитие политической системы. События октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации. Трудности переходного периода. Россия и СНГ. Отношения России со странами Восточной Европы. Россия и мировое сообщество. Всеобщая история История древнего мира Счет лет в истории. Хронологические рамки древней истории. Источники исторических знаний. Первобытность. Расселение древнейшего человечества. Занятия, орудия труда. Переход к земледелию и скотоводству. Ремесло и обмен. Род, племя, соседская община. Появление неравенства. Первобытные верования. Происхождение искусства. Государства Древнего Востока: Египет, Китай, Индия. Местоположение, природные условия, основные занятия жителей. Положение и быт различных слоев населения. Крупнейшие государства Древнего Востока. Восточные правители. Завоевательные войны. Религиозно мифологические представления народов древних цивилизаций. Древняя Греция. Природа и население. Гомеровская Греция. Свободные и рабы. Занятия и быт древних греков. Религиозные верования. Афины - центр ремесла, торговли, культуры. Афинская демократия. Древняя Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского и ее распад. Эллинистический мир. Древний Рим. Основание Рима. Патриции и плебеи. Республика. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Риме; восстания рабов. Диктатура Цезаря. Римская империя. Религиозные верования римлян. Распространение христианства, признание его государственной религией. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие древнего мира. Возникновение мировых религий. История средних веков Понятие "средние века". Хронологические рамки средневековья. Карта средневековой Европы и мира. Великое переселение народов. Варварские королевства в Европе. Империя Карла Великого и ее распад. Образование государств в Западной и Восточной Европе (Германия, Франция, Италия, славянские государства). Византийская империя. Политическая раздробленность Европы. Феодальные отношения в странах Европы. Аграрное производство. Средневековый город, ремесло и торговля. Развитие производства, торговли и мореплавания в городах Северной Италии. Сословия средневекового общества. Место религии в жизни средневекового человека. Церковь и духовенство в средневековом обществе. Разделение христианства на католицизм и православие. Арабы. Появление ислама. Арабские завоевания. Христианский и мусульманский мир. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Европе. Сословно-представительные монархии. Столетняя война. Обострение социальных противоречий. Крестьянские восстания (Англия, Франция). Гуситское движение в Чехии. Османская империя, Китай, Индия в средние века. Средневековая культура. Романский и готический стили в художественной культуре. Возрождение (крупнейшие представители и произведения). Гуманизм. История нового времени Карта мира в новое время. Великие географические открытия и их последствия. Рост товарно-денежных отношений. Возникновение мануфактур. Предпринимательство. Реформация в Европе. Крестьянская война в Германии. Контрреформация. Нидерландская революция. Образование национальных государств в Европе. Утверждение абсолютизма. Складывание колониальных империй. Кризис феодальных отношений в странах Европы. Английская революция ХVII в. Начало промышленного переворота. Изменения в социальном составе общества. Идеология Просвещения. Война английских колоний в Америке за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки. Французская революция конца ХVIII в. Наполеон. Европа после наполеоновских войн. Становление индустриального общества. Социально-экономическое развитие стран Европы и США в ХIХ в. Возникновение рабочего движения. Революции 1848- 1849 гг. в странах Европы. Консервативные и либеральные течения в общественно-политической жизни. Социалистические учения. Марксизм. Образование единых государств в Германии и Италии. Франко-прусская война. События 1870-1871 гг. во Франции. Народы Центральной и Юго-Восточной Европы в ХIХ в.; движения за национальное возрождение и независимость. Гражданская война в США. Особенности индустриального развития стран Европы и США в последней трети ХIX в. Возникновение монополий. Либеральные реформы в странах Западной Европы в конце ХIХ - начале ХХ в. Рабочее и социал-демократическое движение. Латинская Америка. Провозглашение независимых государств. Кризис традиционных обществ в странах Азии. Начало модернизации в Японии. Культура народов мира в новое время. Рождение новоевропейской науки, возникновение новой картины мира. Развитие техники. Распространение образования. Революция в естествознании. Новые технологии. Литература и искусство нового времени. Международные отношения в новое время. Европейские войны ХVII-XIX вв. Начало борьбы за передел мира. История новейшего времени (ХХ в.) Политическая карта Европы и мира в начале ХХ в., после первой и второй мировых войн, к концу ХХ в. Народы Европы, Америки, Азии и Африки в начале ХХ в. Первая мировая война. Революционные события 1918 - начала 1920-х гг. в Европе. Крушение империй и образование новых европейских государств. Версальско-Вашингтонская система. Активизация радикальных движений. Идеология фашизма. Кризис 1929-1933 гг. "Новый курс" Ф.Рузвельта. Установление в 20-е - 30-е гг. авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы. Международные отношения в 30-е гг.: путь к войне. Вторая мировая война: причины, участники, основные театры военных действий. Оккупация. Фашистский новый порядок. Движение Сопротивления. Антигитлеровская коалиция. Итоги и уроки войны. Создание ООН. Изменение в Европе и мире после второй мировой войны. Утверждение коммунистических режимов в ряде стран Европы и Азии. Образование военно-политических блоков. "Холодная война" и гонка вооружений. Научно-техническая и технологическая революции. Начало становления информационного общества. США во второй половине ХХ в. Страны Западной и Восточной Европы: практика демократических, тоталитарных и авторитарных режимов. Европейская интеграция. Падение коммунистических режимов в странах Восточной Европы в конце 80-х - начале 90-х гг. Новая геополитическая ситуация в Европе. Процессы модернизации в странах Латинской Америки, Азии, Африки. Латинская Америка во второй половине ХХ в.: реформы и революции. Распад колониальной системы. Образование новых независимых государств в Азии во второй половине ХХ в.: выбор путей и моделей развития. Страны Африки: традиционные общества и проблемы модернизации. Своеобразие развития и дифференциация освободившихся стран. Политические идеологии и общественные движения в новейшее время. Национализм. Религия и Церковь в ХХ в. Культура народов мира в ХХ в.; многообразие национальных культур; расширение культурных связей. Традиции и авангард. Век кино. Массовая культура. Развитие средств массовой информации. Международные отношения во второй половине ХХ в. Конфронтация и сотрудничество. Крупнейшие региональные конфликты и войны. ООН, ее роль в современном мире. Глобальные проблемы человечества в конце ХХ в. Обществознание Общество Общество. Взаимосвязь природы и общества. Основные сферы жизни общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество. НТР и ее социальные последствия. Влияние человека на окружающую среду. Правовая защита природы. Экологическая этика. Многообразие и единство современного мира. (Глобальные проблемы человечества.) Человек Человек - существо био-психосоциальное. (Человек, индивид, личность, индивидуальность.) Бытие человека. Смысл жизни. Жизнь и смерть. Потребности человека. (Деятельность человека, ее основные виды. Познание человеком мира и самого себя.) Духовная жизнь человека. Вера. Совесть. Свобода и своеволие. Ответственность. Межличностные отношения. Дружба, любовь. Человек в группе. Социальные роли человека. Общение. Взаимопонимание. Межличностные конфликты, их разрешение. (Выбор жизненного пути.) Экономическая сфера Экономика и ее роль в жизни общества. (Потребности. Ограниченность ресурсов.) Факторы производства. Собственность, ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений. Рыночная экономика. Конкуренция. Прибыль. Спрос и предложение. Деньги. Цена товара. Предпринимательская деятельность. Предпринимательская этика. (Издержки производства.) Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Бюджет семьи. Потребитель и его права. Труд. Трудовая этика. Трудовые отношения и их правовое регулирование. Безработица. Экономическая реформа в России. Социальная сфера Структура общества. Социальные отношения. Социальные группы. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его решения. Семья. Этика семейных отношений. Правовые основы брака и семьи. Социальное государство. Социальная политика. Развитие социальных отношений в современной России. Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Разделение властей. Государство, его формы. Суверенитет. Национально-государственное устройство. Политические режимы: демократические, авторитарные, тоталитарные. Гражданин. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Партии. Многопартийность. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Право и закон. Конституция - Основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Институт президентства. Местное самоуправление. Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Международное гуманитарное право. Права ребенка. Защита прав человека. Гражданское общество и правовое государство. Правонарушения. Юридическая ответственность. Преступление. Уголовная ответственность. Административный проступок. Правоохранительные органы. Политическая культура. Политические реформы в современной России. Духовная сфера Духовная жизнь общества. Духовная культура. Образование. Самообразование. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Наука в современном обществе. Искусство, его виды и место в жизни человека. Религия, ее роль в жизни общества. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло. Гуманизм. Любовь к Родине. Моральный выбор. Духовная и культурная жизнь современной России. География Географические методы Картографический: глобус, географические карты, аэрокосмические снимки, план местности, ориентирование на местности. Статистический: статистические показатели, таблицы, графики, диаграммы. Исторический: геохронология, открытие и освоение территории Земли, великие путешественники и первооткрыватели, топонимика. Полевой: наблюдение за изменениями в природе, съемка местности, приборы и инструменты для проведения наблюдений на местности, обработка и систематизация полученных данных. Географические знания о природе Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка. Литосфера: строение земной коры, рельеф, горы, равнины, полезные ископаемые, влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и зависимость его скорости от разницы атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат, средние температуры, график изменения температуры за неделю (месяц, год), "Роза ветров". Биосфера: взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки, способы адаптации растений и животных к среде обитания, почва как особое природное образование, условия формирования почв различного типа. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли, зависимость распределения тепла и влаги на поверхности Земли от притока солнечного тепла и движения воздушных масс, примеры взаимодействия оболочек Земли. Материки и океаны как крупнейшие природные комплексы, влияние материков на прибрежные части океана и океанов на формирование природы прилегающей суши. Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высотная зональность, роль климата и рельефа в формировании природных комплексов, особенности растительного и животного мира материков; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых, причины смены природных комплексов на суше и в океане, разнообразие природы материков и океанов. Географические знания о населении и хозяйстве Население: виды движения населения, трудовые ресурсы; расселение населения, географические различия в плотности населения. Национальные традиции и обычаи как составная часть этнографической культуры. Культурно-исторические особенности народов. Трудовые навыки. Формирование современного национального состава. Национально-территориальные образования и государства. Крупнейшие расы и народы мира. Религии. Экологическая культура населения. Здоровье населения и факторы, его определяющие. Урбанизация, социальные проблемы городов и сельской местности. Хозяйство: географическое разделение труда и хозяйственная специализация; основные отрасли и межотраслевые комплексы (особенности, роль в хозяйстве, состав и размещение, перспективы развития); основные факторы и принципы размещения отраслей, роль рационального размещения отраслей в развитии хозяйства. Неравномерность хозяйственного развития территорий. Взаимосвязи между размещением населения, хозяйством и природными условиями на конкретных территориях. Особенности быта и хозяйственной деятельности населения в различных странах и регионах земного шара. Районы - промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные. Особенности населения и хозяйства крупнейших стран и регионов мира. Природопользование и экология Рациональное и нерациональное природопользование. Влияние различных видов хозяйственной деятельности человека на природу и влияние природы на хозяйственную деятельность и быт людей. Формы природоохранной деятельности населения. Проблемы взаимодействия производства и природы в разных регионах (на примере России и других государств). Причины различий в характере труда и быта населения (на примере конкретных территорий). Влияние климата и рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Проблемы охраны и преобразования природы (на примере конкретных территорий своей страны); роль географической науки в организации рационального природопользования; правила поведения в природе в условиях сильного загрязнения природных компонентов, зависимость поведения от характера и степени загрязнения; меры по борьбе с различными видами и формами загрязнения окружающей человека среды. География России Особенности географического положения России и сопредельных государств; история освоения и исследования территории России. Имена географов-исследователей на карте России. Факторы, определяющие особенности рельефа и климата на территории России; основные формы рельефа, климатические условия и ресурсы. Важнейшие районы размещения полезных ископаемых. Моря, реки и озера России, их роль в жизни населения. Размещение основных типов почв по территории страны, меры по восстановлению их плодородия. Распространение растительного и животного мира, восстановление и охрана растений и животных. Особенности взаимосвязи компонентов природы в пределах крупных природных зон и районов, расположенных на территории России. Население России: статистические показатели, характеризующие население России; численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы; народы России, их размещение по территории страны. Проблемы преобразования экономики России; проблемы развития основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, география важнейших отраслей хозяйства. Особенности природы, населения и хозяйства крупных географических регионов России (Центральная Россия, Поволжье, Северо-Запад России, Север России, Юг России, Урал, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток). Географические особенности граничащих с Россией государств. Влияние основных факторов (технико-экономических, природных, социальных) на размещение основных отраслей промышленности и сельского хозяйства по территории страны. Источники географических знаний о природе, населении и хозяйстве изучаемых территорий своей страны. Географическая номенклатура Географическое положение типичных объектов различных территорий Земли: материков и океанов; стран и регионов; своей республики, края, области, своей местности. Естественные дисциплины (физика и астрономия, химия, биология) В минимум содержания образовательных программ всех естественных дисциплин включаются элементарные знания о методах естественнонаучного познания: Важнейшие категории научного знания: явления и факты, понятия, законы, теоретические выводы. Важнейшие методы научного познания: наблюдение, эксперимент, построение гипотез и моделей, вывод следствий и их проверка. Планирование, проведение наблюдений и экспериментов; фиксация полученных данных и их систематизация в виде таблиц, графиков, диаграмм; интерпретация полученных результатов и формулировка теоретических выводов. Экспериментальные факты как основа для выдвижения и проверки правильности гипотез, построения моделей процессов и объектов природы. Физика и астрономия Механика Явления и факты: прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью, механические колебания и волны (в том числе и звуковые), эхо, упругая деформация, трение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосфера и атмосферное давление. Понятия и величины: относительность движения, скорость, масса, ускорение, импульс, сила, потенциальная и кинетическая энергия, преобразование энергии, полная механическая энергия, работа, мощность, коэффициент полезного действия, давление; период, амплитуда и частота колебаний; инерциальная система отсчета. Модель: материальная точка. Законы: Ньютона, всемирного тяготения, Паскаля, сохранения импульса и энергии. Методика измерения: расстояния, времени, объема, массы, силы. Практически важные вопросы: допустимый уровень шума, преобразования энергии при работе гидроэлектростанций, экологические воздействия гидроэлектростанций. Молекулярная физика Явления и факты: теплопередача, нагревание и охлаждение вещества, переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое. Понятия и величины: дискретность строения вещества, непрерывность и хаотичность движения частиц вещества; внутренняя энергия, температура, количество теплоты, плотность, удельная теплоемкость, удельные теплоты плавления и парообразования. Модели строения газа, жидкости и твердого тела. Законы: сохранения и преобразования энергии в тепловых процессах, необратимость процессов теплопередачи и преобразования механической энергии во внутреннюю, связь температуры вещества со средней кинетической энергией его частиц. Методика измерения: плотности и температуры вещества, давления и влажности воздуха. Практически важные вопросы: преобразования энергии в тепловых двигателях, коэффициент полезного действия теплового двигателя, экологические воздействия двигателя внутреннего сгорания и тепловых электростанций, влияние характеристик окружающей среды (температура, атмосферное давление, влажность) на жизнедеятельность человека. Электродинамика Явления и факты: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток в металлах, взаимодействие магнитов, действие электрического и магнитного полей на электрические заряды, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, интерференция света, равенство скоростей электромагнитной волны и света. Понятия и величины: электрический заряд, электрическое поле, магнитное поле, электромагнитные волны, электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление проводника. Модель: свет как электромагнитная волна. Законы: Ома для участка электрической цепи; Джоуля-Ленца; прямолинейного распространения и отражения света. Методика измерения: силы тока и напряжения в цепях постоянного тока. Практически важные вопросы: преобразования энергии в электрическом двигателе, КПД электродвигателей, влияние электрического и магнитного полей на жизнедеятельность организмов. Квантовая физика Явления и факты: рассеяние альфа-частиц в веществе (опыты Резерфорда), альфа-, бета- и гамма-излучения атомных ядер, деление и синтез ядер. Понятия и величины: атом, атомное ядро, изотопы, электрон, протон, нейтрон. Модели: планетарная атома, протонно-нейтронная атомного ядра. Практически важные вопросы: влияние радиоактивных излучений на жизнедеятельность человека, положительные и отрицательные аспекты ядерной энергетики. Астрономия Явления и факты: солнечное и лунное затмения, наличие планетных систем у Солнца и у других звезд, источники энергии Солнца и других звезд, строение нашей Галактики (Млечный путь), наличие других галактик, расширение Вселенной. Понятия: межзвездная среда, звезда, планета, галактика. Модели: строение Солнечной системы, образование и эволюция Солнца и звезд, роль межзвездной среды в образовании звезд. Методы увеличения углового разрешения, наблюдения слабых объектов. Практически важные вопросы: ориентирование по звездам и Солнцу. Химия Общая химия Атом как исходный уровень химической организации материи. Строение атома: ядро, электронная оболочка. Химический элемент. Символы химических элементов. Молекула. Схемы строения атомов химических элементов (с N 1 по N 20). Вещество как один из объектов изучения химии. Простые и сложные вещества. Строение вещества. Виды химической связи: ковалентная (полярная, неполярная), ионная. Вещества атомного, молекулярного, ионного строения. Молекулярная, электронная, структурна формулы вещества. Постоянство состава вещества молекулярного строения. Атомная и молекулярная массы. Единица количества вещества - моль. Число Авогадро. Молярная масса. Молярный объем газа. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Растворы. Процесс растворения, растворимость. Понятие об электролитах. Валентность. Степень окисления химических элементов в бинарных соединениях (определение степени окисления и составление формул бинарных соединений по степени окисления образующих его элементов). Химические явления. Признаки химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Факторы, влияющие на нее. Тепловой эффект химической реакции. Классификация химических реакций: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; б) по признаку выделения или поглощения теплоты; в) по изменению степени окисления химических элементов. Реакции ионного обмена, условия их протекания. Окислительно-восстановительные процессы. Окислитель, восстановитель. Молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения химических реакций. Термохимические уравнения. Основные положения атомно-молекулярного учения. Закон сохранения массы веществ. Закон объемных отношений и закон Авогадро. Периодический закон Д.И.Менделеева (периодическая система химических элементов, структура, физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода и группы). Электролитическая диссоциация (гидратация; электролиты, неэлектролиты; кислоты, основания, соли в свете представлений об электролитической диссоциации). Теория химического строения органических соединений (основные положения). Многообразие веществ. Причины многообразия веществ: состав количественный и качественный; строение (изомерия). Зависимость свойств веществ от состава и строения. Неорганическая химия Классификация химических элементов (s- и р-элементы). Химия элементов главных подгрупп периодической системы Д.И.Менделеева: водород; VII - А подгруппа - галогены (хлор, йод); VI - А подгруппа (кислород, сера); V - А подгруппа (азот, фосфор); IV - А подгруппа (углерод, кремний); I - А подгруппа - щелочные металлы (натрий, калий); II - А подгруппа - щелочноземельные металлы (магний, кальций); III - А подгруппа - алюминий. Классификация неорганических соединений (оксиды, кислоты, основания, соли). Номенклатура неорганических соединений. Оксиды: классификация; отношение к воде, кислотам, щелочам. Кислоты: отношение к индикаторам, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями. Реакция нейтрализации. Амфотерные гидроксиды (на примере гидроксидов цинка и алюминия); взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Основания: щелочи и нерастворимые основания; взаимодействие с оксидами неметаллов, с кислотами. Соли: хлориды, сульфиды, сульфаты, нитраты, фосфаты. Химические реакции замещения и ионного обмена. Органическая химия Классификация органических соединений. Номенклатура. Углеводороды предельного и непредельного строения: метан, этан, этилен, ацетилен. Горение, взаимодействие с галогенами, галогено-водородами. Реакция полимеризации непредельных углеводородов. Природные источники углеводородов. Спирты (одноатомные, предельные): метанол, этанол; горение, взаимодействие с металлическим натрием, с оксидом меди (II). Предельные одноосновные карбоновые кислоты (уксусная); общие свойства кислот, реакция этерификации. Химическая технология и экология Важнейшие химико-технологические процессы и основные принципы химического производства (на примере производства серной кислоты) переработки нефти. Источники химического загрязнения окружающей среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ. Проблемы безотходного производства. Способы снижения загрязненности окружающей среды отходами химического производства и их продукцией. Гигиенически и экологически грамотное обращение с веществами в быту и на производстве. Биология Введение. Биология - наука о живой природе. Основные биологические законы, теории. Критерии живого: клеточное строение, химический состав, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, воспроизведение. Гомеостаз, иерархичность жизни. Уровни организации: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Многообразие организмов. Вирусы. Бактерии. Простейшие. Грибы. Растения. Животные. Человек. Систематика. Основные систематические (таксономические) группы, вид, род, семейство, отряд (животные), класс, отдел (растения), тип (животные), царство. Вид - основная единица классификации. Историческое развитие растительного и животного мира, причины: наследственность и изменчивость организмов, борьба за существование, естественный отбор. Разнообразие живых организмов Вирусы. Общая характеристика, разнообразие, роль в природе. Бактерии. Грибы. Лишайники. Общая характеристика, разнообразие, роль в природе. Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Происхождение и развитие растений. Растительные сообщества, их развитие и смена. Взаимосвязь с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Биоценозы. Цепи питания. Поток энергии. Основные экологические факторы и их влияние на растения. Влияние деятельности человека на растительные сообщества. Роль растений в биосфере. Лекарственные и ядовитые растения. Исчезающие. Редкие и охраняемые виды. Мониторинг. Красная книга. Процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, обмен веществ и энергии. Фотосинтез. Рост, развитие, размножение. Отделы растений: водоросли, мхи, папоротникообразные (хвощи, плауны, папоротники), голосеменные, покрытосеменные (цветковые). Многообразие, распространение, роль в природе и жизни человека. Покрытосеменные (цветковые). Строение. Основные этапы эволюции. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Класс двудольные. Характеристика отдельных семейств. Класс однодольные. Характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Происхождение растений. Животные. Зоология - наука о животных. Области зоологии. Биоэтика и живые организмы. Общая характеристика царства животных. Многообразие животных, их связь со средой обитания. Закономерности размещения животных. Ареал. Зоогеографические области. Миграции. Естественные и искусственные биоценозы (водоем, степь, тундра, луг, населенный пункт). Факторы среды и их влияние, биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание, разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Мониторинг. Охраняемые территории. Красная книга. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем. Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Органы дыхания, пищеварения, выделения, их системы. Кровообращение. Органы размножения. Органы чувств. Нервная система. Регуляция деятельности организма. Организм - единое целое. Индивидуальное развитие организмов: способы размножения, оплодотворение, развитие с превращением и без превращения. Рост. Обмен веществ и энергии. Движение, раздражимость. Периодизация и продолжительность жизни. Простейшие. Многообразие, среда обитания. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. Возбудители заболеваний человека. Животные. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Иглокожие. Членистоногие: классы - ракообразные, паукообразные, насекомые. Хордовые: классы - ланцетники, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Важнейшие представители. Среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека. Взаимосвязи в животном мире. Животные - паразиты. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Эволюция животных. Сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства. Усложнение строения и разнообразие видов животных как результат эволюции. Человек и здоровье. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина и др. История и методы изучения человека в системе животного царства. Доказательства происхождения. Основные этапы эволюции, влияние биологических и социальных факторов. Человеческие расы. Человек - биосоциальное существо. Роль человека в биосфере. Клетка как единица строения и жизнедеятельности организма человека, деление, рост, дифференциация. Ткани. Строение. Функции. Органы. Системы органов. Опорно-двигательная система. Общий обзор скелета человека. Соединения костей. Мышцы. Сухожилия. Дыхательная система. Кровь. Кровообращение. Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Иммунитет. Переливание крови. Выделительная система. Кожа. Эндокринная система. Нервная система. Центральная и периферическая. Рефлекторный характер деятельности. Высшая нервная деятельность. Система органов размножения. Органы чувств. Индивидуальное развитие человека. Оплодотворение. Беременность. Материнство. Уход за новорожденным. Возрастные изменения, периодизация и продолжительность жизни. Взаимосвязь систем органов. Нервная и гуморальная регуляция их функций. Обмен веществ и энергии в организме. Нарушения в деятельности организма и их компенсация. Общая биология Понятие "жизнь". Современные научные представления о сущности жизни. Уровни организации живой природы Молекулярный. Макромолекулы, их свойства и значение. Белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды, жиры, липиды. Ферменты. Клеточный. Гипотезы происхождения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Химический состав клетки, его постоянство. Строение про- и эукариотной клеток. Функции органоидов. Обмен веществ и пре ращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Рост, развитие, жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Организменный. Живой организм и его свойства. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Происхождение многоклеточных. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Ритмичность в жизни организмов. Популяционно-видовой. Вид, его критерии. Структура, происхождение вида. Популяция - форма существования вида и единица эволюции. Экология популяций. Факторы, влияющие на численность популяций. Биогеоценотический. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Трофические взаимоотношения. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Саморегуляция. Формирование, развитие и смена биогеоценозов. Естественные и искусственные биоценозы. Биосферный. Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Историческое развитие органического мира. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Микро- и макроэволюция. Искусственный отбор и его роль в селекции. Происхождение жизни. Развитие жизни на Земле, основные этапы. Происхождение человека. Рациональное природопользование. Ноосфера и место в ней человека. МАТЕМАТИКА (математика, информатика) Математика Числа и вычисления. Натуральные числа. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий. Степень с натуральным показателем. Делители и кратные числа. Признаки делимости. Простые числа. Разложение числа на простые множители. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части числа и числа по его части. Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление обыкновенных дробей десятичными. Среднее арифметическое. Отношения. Пропорции. Основное свойство пропорции. Пропорциональные и обратно пропорциональные величины. Проценты. Основные задачи на проценты. Решение текстовых задач арифметическими приемами. Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение целых чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами, свойства арифметических действий. Рациональные числа. Изображение чисел точками на координатной прямой. Действительные числа. Иррациональные числа. Приближенные значения. Абсолютная и относительная погрешности. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений. Запись чисел в стандартном виде. Квадратный корень. Десятичные приближения квадратного корня. Корень третьей степени. Вычисления с помощью калькулятора. Выражения и преобразования. Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенные выражения. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий. Свойства степени с натуральным показателем. Многочлены. Приведение подобных слагаемых. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители. Квадратный трехчлен: выделение квадрата двучлена, разложение на множители. Алгебраические дроби. Основное свойство алгебраической дроби. Сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем и ее свойства. Свойства арифметического квадратного корня и их применение к преобразованию выражений. Синус, косинус, тангенс и котангенс производного угла. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Уравнения и неравенства. Уравнение с одной переменной. Корни уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение простейших нелинейных систем. Графическая интерпретация решения систем уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Числовые неравенства и их свойства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства с одной переменной. Функции. Прямоугольная система координат на плоскости. Функция. Область определения и область значений функции. График функции. Возрастание, убывание функции, сохранение знака на промежутке. Функции: y = kx, y = kx + b, y = k/x, y = x2, y = x3, y = ax2 + bx + c, y = -x, их свойства и графики. Таблицы и диаграммы. Графики реальных процессов. Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин. Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических фигурах. Равенство фигур. Отрезок. Длина отрезка и его свойства. Расстояние между точками. Угол. Виды углов. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Биссектриса угла и ее свойства. Величина угла и ее свойства. Градусная и радианная мера угла. Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельных и перпендикулярных прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Треугольник и его элементы. Признаки равенства треугольников. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Свойства равнобедренного и равностороннего треугольников. Сумма углов треугольника. Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника и ее свойства. Неравенство треугольников. Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла. Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Решение прямоугольных треугольников. Метрические соотношения между элементами произвольного треугольника: теорема синусов и теорема косинусов. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Площадь треугольника. Четырехугольники. Параллелограмм. Прямоугольник, ромб, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции и ее свойства. Площади четырехугольников. Многоугольники. Правильные многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Окружность и круг. Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Длина дуги окружности. Площадь круга. Построение циркулем и линейкой. Осевая симметрия. Центральная симметрия. Вектор. Угол между векторами. Координаты вектора. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов. Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида. Круглые тела: шар, цилиндр, конус. Формулы объемов. Информатика Информация и информационные процессы. Понятие информации. Информационная деятельность человека. Информационные процессы: получение, передача, преобразование и использование информации. Единство информационных процессов в живой природе, обществе и технике. Представление информации. Язык как способ представления информации. Кодирование. Двоичная система счисления. Количество и единицы измерения информации. Хранение и передача информации и ее носители. Величины. Переменные величины. Присваивание. Характеристики переменных: имя, вид, тип, значение. Простые и составные величины. Массивы (таблицы) как способ представления информации. Компьютер. Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь. Понятие о программном управлении работой компьютера. Файл. Операции с файлами. Работа с дискетами. Инсталляция программ. Ввод данных. Техника безопасности в компьютерном классе. Алгоритмы и исполнители. Понятие об алгоритме. Исполнитель алгоритмов. Система команд исполнителя. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы. Библиотеки алгоритмов. Формализация и моделирование. Формальная и неформальная постановка задачи. Формализация. Переход от реальной задачи к информационной модели. Информационные технологии. Технология обработки текста и графики (текстовый и графический редакторы). Понятие текста и его обработки. Текстовый редактор. Запись и считывание файлов с диска. Вывод на принтер. Представление изображений в компьютере. Графические примитивы. Построение изображений с помощью графических примитивов. Графический редактор. Технология обработки числовых данных (электронные таблицы). Структура электронных таблиц. Строка, столбец, ячейка. Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Редактирование структуры таблицы. Печать таблицы. Построение диаграмм. Использование электронных таблиц для решения математических задач. Технология хранения, поиска и сортировки информации (базы данных). Типы баз данных. Представление данных в формах таблицы и картотеки. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Вывод на печать. Изменение структуры базы данных. Справочники. Словари. Гипертекст. Записная книжка. Компьютерные коммуникации. Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Модемы, каналы связи и скорость передачи информации. Электронная почта, доски объявлений, телеконференция, распределенные базы данных. Сеть ИНТЕРНЕТ как пример глобальной телекоммуникационной сети. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) Физическая культура Физическая культура человека и общества. Физическая культура в развитии и воспитании человека, ее роль в формировании здорового образа жизни. Оздоровительные системы отечественной, западной и восточной культур. Возникновение и развитие физической культуры человека. Олимпийские игры в Древней Греции и современное олимпийское движение. Развитие физической культуры и спорта в России, ее выдающиеся спортсмены. Естественно-культурные основы физического развития и воспитания личности. Человек как биологическая система. Опорно-двигательный аппарат и его роль в осуществлении движений человека. Взаимодействие мышц при выполнении движений. Роль центральной нервной системы в управлении движениями. Системы дыхания, кровообращения и энергообмена в обеспечении мышечной деятельности. Влияние занятий физическими упражнениями на развитие основных систем и функций организма. Физическое развитие и физическая подготовленность как результат развития и воспитания. Гигиенические основы организации занятий физическими упражнениями, закаливающих процедур, питания и режима дня. Предупреждение травм при выполнении физических упражнений. Социально-психологические основы физического развития и воспитания личности. Эмоциональные состояния человека и формы их проявления при занятиях физическими упражнениями и спортом. Использование занятий физическими упражнениями для повышения учебно-трудовой активности и воспитания личностно-значимых качеств и свойств личности (воли, общительности, организованности, дисциплинированности и др.). Регуляция эмоциональных и психических состояний средствами физической культуры. Основы развития психофизических способностей человека и формирования здорового образа жизни. Физические способности и их использование в жизнедеятельности человека. Двигательные действия в развитии физических способностей человека. Особенности эффективного выполнения двигательных действий (двигательные умения и навыки). Способы выполнения жизненно важных двигательных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, лазание, метания, плавание, передвижение на лыжах) и основных физических упражнений (гимнастика, подвижные и спортивные игры, туризм). Воспитание физических качеств как одна из составляющих гармоничного развития личности и ее физических способностей (силовых, скоростных, координационных и способности к проявлению выносливости). Занятия различными оздоровительными системами как средство воспитания привычек здорового образа жизни. Использование физических упражнений для формирования правильной осанки, коррекции телосложения, организации активного отдыха и здорового стиля жизни. Организация самостоятельных форм физической культуры с различной направленностью (рекреативно-оздоровительной, реабилитационной и спортивной). Основы безопасности жизнедеятельности Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни. Закономерности их проявления, способы защиты от них. Условия безопасного поведения обучающихся дома, в транспорте, на улице, на природе. Основы правил дорожного движения, пожарной безопасности, безопасности на воде, способы автономного выживания человека в природных условиях. Опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. Действия обучаемых в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Способы повышения защитных свойств дома (квартиры, класса). Использование средств индивидуальной и коллективной защиты. Организация эвакуации населения. Подготовка обучающихся к участию в детско-юношеском движении "Школа безопасности". Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Понятие "здоровье" и "здоровый образ жизни". Основы личной гигиены. Хронические неинфекционные заболевания, основные факторы риска, их причины, связь с образом жизни. Нарушение осанки, сколиоз, близорукость, нервные расстройства, патологии сердечно-сосудистой системы. Основные принципы профилактики инфекционных болезней. Методы и средства оказания первой медицинской помощи при различных травмах, повреждениях и отравлениях. Основы подготовки к воинской службе. Основы законодательства Российской Федерации о воинской обязанности граждан (статьи "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих"). Назначение Вооруженных Сил Российской Федерации, их характер и особенности, порядок прохождения военной службы, основные требования военной присяги, уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевые традиции Российской Армии и Военно-Морского Флот, героические подвиги воинов в мирное и военное время. Основные компоненты подготовки к военной службе. Порядок постановки граждан на воинский учет. Подготовка к военной службе. Обязанности граждан при исполнении военной службы. Технология Образовательная область "Технология" призвана подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни, связанной с их созидательной и преобразующей деятельностью, к профессиональному самоопределению и последующему овладению выпускниками школ различными профессиями. Программы основной общеобразовательной школы (5-9 классы) включают основные модули, определяемые направленностью пяти профессиональных сфер социально-трудовой деятельности человека: человек-техника, человек-природа, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ. Структура программ, их направленность выстраивается по сложившимся в практике работы школ видам труда: технический труд (по видам технологических процессов и обрабатываемых материалов), обслуживающий труд (культура дома, дом - семь "я", хозяин(йка) дома, сельскохозяйственный труд (растениеводство, животноводство). В содержание всех модулей, как инвариант, входят следующие основные понятия: технология; материалы, их свойства и хранение; инструменты и приспособления; техника (станки, машины); информация, изделие, проект, дизайн, техническая документация, выбор технологии; подготовка и организация производства, механизация и автоматизация технологических процессов, компьютерные технологии в производстве, перспективные технологии; сбыт и продажа продукции, ее себестоимость, экономия сырья, энергии, труда, экономический анализ эффективной и рациональной организации производства, предпринимательская деятельность; экологические проблемы производства; утилизация и использование отходов производства; социальные последствия применения технологий; организация и планирование рабочего места, обеспечение безопасности труда; культура труда и общения на производстве; требования, предъявляемые профессией к человеку, соотнесение приобретенных знаний о профессиональной деятельности с интересами и склонностями, личностными качествами учащихся. Содержание модулей (Сноска 1) -------------------- Сноска 1. Дополняются учителями с учетом региональных и школьных компонентов области знаний "Технология", реализуются в полном объеме при наличии учебно-материальной базы. В скобки заключены те компоненты содержания, которые должны быть раскрыты в новых учебных программах и пособиях. Человек-техника Обработка конструкционных материалов (варианты определяются по видам материалов). Пиление; точение; строгание; фрезерование; гравирование; механическое и термическое пластическое формование; сварка (контактная сварка для металлов); склейка; пайка; термообработка; шлифование и полирование; выжигание; окраска и лакирование. Изготовление, ремонт и регулировка технических устройств, их элементов и деталей. Механические соединения; механическая сборка и монтаж; поиск неисправности; замена деталей и узлов; подготовка и регулировка; измерения; проверка и испытания; простейший ремонт бытовой техники и санитарно-технических устройств. Работы с электротехническими и электронными устройствами. Чтение и составление электрических схем; электрические измерения; монтаж деталей и проводов; сборка цепей; пайка и контактная сварка проводов; испытания устройств; поиск и устранение неисправностей. Обращение с бытовой радиоэлектронной аппаратурой, автоматическими устройствами, персональными ЭВМ, системами дистанционного управления в качестве пользователя. Обработка тканых и нетканых материалов, кожи и меха. Ткачество; вязание; плетение; макраме; аппликация; вышивка; кройка; шитье; клеение; тиснение; обшивка декоративными элементами, фурнитурой; ремонт одежды. Ремонтно-строительные и отделочные работы. Ремонт жилых помещений, подготовка связующих растворов, приемы кладки; изготовление строительных изделий из древесины; оштукатуривание простых поверхностей; нанесение декоративных покрытий; окраска; оклейка; облицовка. Обработка сельскохозяйственных продуктов и пищевых полуфабрикатов. Заготовка; хранение; механическая и термическая обработка; приготовление блюд и напитков. Человек-природа Выращивание растений. Обработка почвы; посев и посадка; внесение удобрений; борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений механическими и природными средствами; опытническая работа; сбор урожая и его закладка на хранение. Животноводство и птицеводство (по выбору). Выращивание молодняка животных и птиц; заготовка и хранение кормов; составление рационов и кормление животных и птиц; ветеринарно-профилактические мероприятия. Человек-знаковая система Компьютерная обработка лингвистической и технической информации. Набор и форматирование текста, вывод на принтер; систематизация информации; работы с файлами в операционной системе; работы с прикладными программами. Черчение и графика. Чтение и выполнение технических рисунков, эскизов, чертежей, схем, графиков, диаграмм; работа с чертежными инструментами и с помощью компьютерных средств. Человек-человек Бытовые услуги. Декоративное оформление жилых помещений; парикмахерские работы; библиотечное дело; фотографические работы; продажа товаров. Санитарные и медико-профилактические работы. Первая медицинская помощь при заболеваниях и травмах; уход за больными и детьми. Человек-художественный образ Прикладное художественное творчество (по выбору). Дизайн; моделирование одежды, обуви и аксессуаров; декоративное ткачество; художественное плетение; художественная вышивка; резьба по дереву, бересте и кости; фигурное точение; гравирование; мозаика; инкрустация; роспись, выжигание; тиснение; художественная чеканка; художественно-прикладные работы с кожей, камнем, глиной и другими природными материалами. При использовании в преподавании метода проектов образовательный процесс предусматривает освоение обучающимися основных этапов организации творческой деятельности - от идеи до получения конечного продукта труда. Страницы: 1 2 |