ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство общего и профессионального образования РФ. 17.07.97 1577

                                ПРИКАЗ

        МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           17 июля 1997 г.
                                N 1577
     
                                 (Д)


     В целях   оказания   государственной   поддержки   инновационному
движению

приказываю:

     Утвердить прилагаемое  Положение  о федеральной экспериментальной
площадке в системе образования Российской Федерации.

Министр                                       В.Г. Кинелев


                                                            Приложение
                                       к приказу Министерства общего и
                                      профессионального образования РФ
                                           от 17 июля 1997 года N 1577

                              Положение
               о федеральной экспериментальной площадке
              в системе образования Российской Федерации

                           Общие положения

     Настоящее Положение  определяет  условия   создания   федеральной
экспериментальной   площадки,   деятельность   которой  направлена  на
реализацию  культурно-образовательной  инициативы,  с  целью  развития
системы  образования  в  Российской  Федерации,  опережающего  решения
вопросов      ее      научного,      организационного,      правового,
финансово-экономического,    кадрового    и   материально-технического
обеспечения.
     Под культурно-образовательной  инициативой  (далее  - инициатива)
понимается деятельность, основанная на видении образования как способа
развития социокультурной среды,  учитывая историко-педагогический опыт
и современное состояние теории  и  практики  образования,  порождающая
новое содержание,  методы, формы организации образовательного процесса
и адекватные им системы управления.
     Федеральный уровень     инициативы    определяется    значимостью
разрабатываемых  проблем  для   обеспечения   культурного,   научного,
информационного   пространства  России;  направленностью  деятельности
авторов инициативы на решение задач по обновлению содержания,  методов
и  организационных  форм  образования;  разработке  и апробации путей,
обеспечивающих  развитие  личности  обучающегося,  ее  способностей  к
саморазвитию,    самоопределению    и    самообразованию;    выработке
перспективных концепций и  моделей  гуманистического  и  гуманитарного
образования;  формированию  у  обучающихся общечеловеческих ценностей,
демократических и ответственных установок в социальной жизни.
     Авторами инициативы  могут  быть  граждане  Российской  Федерации
независимо от места работы,  образования, возраста и места жительства,
педагогические и научные коллективы,  а также научно-исследовательские
и образовательные учреждения,  государственные и муниципальные  органы
управления   образованием,  общественные  организации  и  объединения,
другие юридические лица всех форм собственности.
     В той   мере,   в   какой   культурно-образовательная  инициатива
представляет собой объект авторского права,  на  нее  распространяется
действие соответствующих норм гражданского законодательства.

              1. Федеральная экспериментальная площадка

     1.1. Федеральной     экспериментальной     площадкой     является
образовательное учреждение любого типа и вида,  его филиал, отделение,
иное структурное образование  (далее  -  образовательное  учреждение),
признанное в качестве базы (научной, кадровой, материально-технической
и пр.) для  экспериментальной  реализации  инициативы,  представляющей
интерес для государственной политики в области образования.
     1.2. Образовательное  учреждение,  получившее  статус федеральной
экспериментальной  площадки,  в  своей  деятельности   руководствуется
Законом Российской Федерации "Об образовании",  Федеральным законом "О
высшем  и  послевузовском  профессиональном  образовании",   настоящим
Положением     и    иными    правовыми    актами,    регламентирующими
экспериментальную его деятельность.
     1.3. Статус  федеральной  экспериментальной площадки дает авторам
инициативы право вносить изменения в:
     цели, содержание,  способы, систему средств обучения и воспитания
в различных типах и видах образовательных учреждений;
     формы подготовки и переподготовки педагогических,  управленческих
и других кадров;
     режим функционирования     образовательного    учреждения,    его
финансово-хозяйственный механизм и организационную структуру;
     систему управления образовательным учреждением.
     1.4. Статус федеральной экспериментальной  площадки  не  изменяет
тип или вид образовательного учреждения.

                  2. Порядок организации федеральной
                      экспериментальной площадки

     2.1. Для экспериментальной  проверки  инициативы  на  федеральном
уровне автор обращается в министерство с письменной заявкой.
     Заявка должна содержать:
     наименование образовательного   учреждения,   на   базе  которого
планируется проведение эксперимента;
     изложение сути инициативы, обоснование ее значимости для развития
системы образования Российской Федерации;
     программу эксперимента   (основные   идеи   эксперимента,   цели,
исходные теоретические положения,  этапы эксперимента и прогнозируемые
результаты   по   каждому   этапу,  методы,  необходимые  условия  его
проведения,  средства контроля и обеспечения достоверности результатов
эксперимента,  перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих
программу эксперимента);
     предложения по возможному распространению инициативы по окончании
эксперимента;
     предварительные расчеты     по     кадровому,     экономическому,
материально-техническому и научному обеспечению эксперимента;
     источники финансирования.
     2.2. Для оценки значимости инициативы при Министерстве  общего  и
профессионального   образования   Российской   Федерации   с  участием
Российской академии образования,  других научных учреждений  создается
экспертная  группа.  Свою  деятельность экспертная группа организует в
соответствии  с  приказом  Министерства  общего  и   профессионального
образования Российской Федерации и Российской академией образования.
     2.3. В  состав  экспертной  группы   наряду   с   представителями
министерства,  органов  управления  образованием  субъектов Российской
Федерации,  органов местного  самоуправления  могут  входить  учителя,
ученые-педагоги,  преподаватели  вузов,  руководители  образовательных
учреждений, представители общественных организаций, специалисты других
отраслей.
     В формировании состава экспертной группы принимают участие: автор
инициативы,    представители    министерства,    Российской   академии
образования, органов управления образованием соответствующих субъектов
Российской  Федерации,  органов  местного самоуправления.  Кандидатура
эксперта считается принятой при согласии каждой из указанных сторон.
     2.4. Экспертная  группа  правомочна  принять  решения,  если в ее
заседании принимает участие не менее 2/3 утвержденного состава.
     2.5. Экспертиза проводится в три этапа:
     первый этап - принятие письменной заявки от авторов инициативы на
основе первичной оценки представленных документов,  решение о принятии
к экспертизе инициативы и о приглашении авторов к  участию  во  втором
этапе;
     второй этап - выработка совместно с авторами  инициативы  методик
проведения экспертизы,  уточнение списка и материалов, необходимых для
проведения экспертизы согласно принятой методике (по  необходимости  с
выездом на место);
     третий этап - осуществление окончательной экспертизы инициативы в
рамках конкурса заявок.
     2.6. По результатам заключительного этапа проведенной  экспертизы
оформляются  протокол  и  заключение  экспертной  группы.  О  принятых
решениях,  соответствующих каждому этапу,  экспертная группа  сообщает
автору инициативы.
     2.7. Заключение подписывается всеми членами экспертной  группы  с
указанием  особого мнения членов группы в случае несогласия с принятым
решением.
     2.8. В  заключении экспертной группы указывается целесообразность
проведения эксперимента по данной инициативе,  даются  рекомендации  о
присвоении    образовательному    учреждению    статуса    федеральной
экспериментальной площадки и предложения (в случае  необходимости)  по
кадровому,   научному,   организационному,   материально-техническому,
правовому и финансовому обеспечению рассмотренной инициативы.
     2.9. В  заключении экспертной группы могут быть даны рекомендации
соответствующим  органам   управления   образованием   по   содействию
деятельности   образовательного   учреждения,   а  также  обращения  к
различным  ведомствам  и  организациям  о  возможном  долевом  участии
финансирования   экспериментальных   работ,  связанных  с  реализацией
указанной инициативы.
     2.10. На  основании  положительного  заключения экспертной группы
приказом   Министерства   общего   и   профессионального   образования
Российской  Федерации образовательному учреждению присваивается статус
федеральной экспериментальной площадки, утверждаются программа и сроки
эксперимента.  В  случае  необходимости  издается  совместный приказ с
другими министерствами  и  ведомствами  (культуры,  здравоохранения  и
др.).   С   образовательным   учреждением   в  лице  его  руководителя
министерство заключает договор о проведении эксперимента.
     Срок рассмотрения   заявки  и  принятия  заключения  по  существу
обращения - 3 месяца со дня поступления заявки в экспертную группу.
     2.11. В  случае отрицательного результата экспертизы заявки автор
данной инициативы может подать заявку в экспертную группу повторно  не
ранее чем через год.

             3. Управление федеральной экспериментальной
                              площадкой

     3.1. В целях  выполнения  программы  эксперимента  и  обеспечения
функционирования  федеральной  экспериментальной  площадки  совместным
решением министерства  и  Российской  академии  образования  создается
Совет  по  управлению  федеральной  экспериментальной площадкой (далее
Совет).  В  состав  Совета  помимо  автора  инициативы,   руководителя
образовательного учреждения,  на базе которого разворачивается проект,
руководителей  самостоятельных  структурных  подразделений   (центров,
школ,  ассоциаций,  объединенных  служб  и  т.д.)  могут также входить
представители   соответствующих   органов   управления   образованием,
педагоги и другие заинтересованные лица.
     Совет:
     несет ответственность  за  защиту  прав,  физического и духовного
здоровья участников эксперимента,  за обеспечение качества образования
в   соответствии   с   требованиями   государственных  образовательных
стандартов Российской Федерации;
     определяет порядок    комплектования    и    состав    участников
эксперимента  -  педагогов   (учителей,   мастеров   производственного
обучения, воспитателей, преподавателей), обучающихся и воспитанников;
     принимает решение по вопросам изменения организационной структуры
и режима функционирования учреждения, участвовавшего в эксперименте, и
другим предложениям автора инициативы;
     организует повышение квалификации педагогических кадров;
     осуществляет контроль за  эффективным  использованием  финансовых
средств,   выделяемых   на  проведение  работ  по  эксперименту,  дает
предложения по материальному стимулированию специалистов,  выполняющих
эти работы.
     3.2. Совет  в  своей   деятельности   руководствуется   настоящим
Положением.
     3.3. Руководитель образовательного учреждения,  на базе  которого
организована  федеральная  экспериментальная  площадка,  по  вопросам,
связанным с экспериментом,  отчитывается перед Советом не менее одного
раза в год.
     В случае необходимости,  с учетом рекомендации автора инициативы,
Совет  утверждает  научного руководителя федеральной экспериментальной
площадки,  который несет ответственность  за  эффективную  организацию
экспериментальной   работы,   за  своевременный  анализ  и  оформление
результатов.
     3.4. Оценка  деятельности  федеральной экспериментальной площадки
проводится  Министерством  общего  и   профессионального   образования
Российской  Федерации  различными  методами экспертизы:  тестирования,
консультирования,  диагностики   и   др.   Дополнительная   экспертиза
деятельности   федеральной   экспериментальной   площадки  со  стороны
соответствующих органов управления образованием,  других министерств и
ведомств не допускается.
     3.5. С  образовательного  учреждения  может  быть   снят   статус
федеральной экспериментальной площадки в случаях:
     завершения программы эксперимента;
     получения отрицательных результатов эксперимента;
     нарушения образовательным      учреждением      законодательства,
финансово-хозяйственной дисциплины.
     3.6. По   завершении   программы   эксперимента    и    получении
положительных   результатов   министерство   и   Российская   академия
образования   разрабатывают   механизм   распространения   результатов
эксперимента в системе образования.
     3.7. Решение  о  снятии  с  образовательного  учреждения  статуса
федеральной   экспериментальной   площадки  принимается  Министерством
общего  и  профессионального  образования  Российской   Федерации   на
основании заключения экспертной группы.
     3.8. При снятии с образовательного учреждения статуса федеральной
экспериментальной   площадки   судьба   имущества,  приобретенного  на
средства, выделенные на проведение эксперимента, решается Советом.

           4. Финансирование федеральной экспериментальной
                               площадки

     4.1. Деятельность образовательного учреждения,  которому присвоен
статус  федеральной  экспериментальной  площадки,  финансируется   его
учредителем в соответствии с договором между ними.
     4.2. Финансирование работ федеральной экспериментальной площадки,
связанной с программой эксперимента, может осуществляться за счет:
     средств, выделяемых министерству на научные исследования;
     средств Российской    академии    образования,    выделяемых   на
экспериментальную проверку инновационных технологий в образовании;
     средств, добровольно     выделяемых    другими    министерствами,
ведомствами, учреждениями, организациями, предприятиями, объединениями
различных форм собственности, отдельными гражданами;
     дополнительных средств,     выделяемых     региональными      или
муниципальными органами государственной власти Российской Федерации на
развитие науки и образования;
     доходов от  дополнительных образовательных услуг,  осуществляемых
образовательным учреждением в соответствии с его уставом.
     4.3. В          целях         стимулирования         деятельности
педагогов-экспериментаторов   за   работу   в   режиме    эксперимента
разрешается осуществлять 30-процентную надбавку к их заработной плате,
а также другие льготы.