ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
          О СОЗДАНИИ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕГО ТРЕТЕЙСКОГО СУДА
              МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

                       МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ

                            2 июля 1997 г.
                                N 265

                                (МОБ)


     В целях    обеспечения    разрешения   экономических   споров   в
Министерстве обороны Российской Федерации в соответствии с действующим
законодательством приказываю:
     1. Создать  постоянно  действующий  Третейский  суд  Министерства
обороны Российской Федерации.
     2. Утвердить  прилагаемое  Положение  о   постоянно   действующем
Третейском суде Министерства обороны Российской Федерации.
     3. Приказ разослать до отдельной воинской части.

Министр обороны Российской
Федерации, генерал армии
                                                            И. СЕРГЕЕВ
2 июля 1997 г.
N 265


                                                            Приложение

                                                             к Приказу
                                                      Министра обороны
                                                  Российской Федерации
                                                   от 2 июля 1997 года
                                                                 N 265

                              ПОЛОЖЕНИЕ

               О ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕМ ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ
              МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          I. Общие положения

     1. Постоянно  действующий  Третейский  суд  Министерства  обороны
Российской  Федерации  (далее  -  Третейский суд) в своей деятельности
руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской
Федерации,   приказами   и  директивами  Министра  обороны  Российской
Федерации, его заместителей и настоящим Положением.
     2. Задачами Третейского суда являются:
     обеспечение защиты прав и охраняемых законом  интересов  воинских
частей,    учреждений,   военно-учебных   заведений,   предприятий   и
организаций  Министерства  обороны  Российской   Федерации   <*>   при
разрешении  хозяйственных  споров  в  пределах  прав,  предоставленных
действующим законодательством и настоящим Положением;
-------------------------------
     <*> Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо,
воинские части,  учреждения,  военно-учебные заведения,  предприятия и
организации Министерства обороны Российской  Федерации  именуются  для
краткости воинскими частями.

     обеспечение соблюдения действующего законодательства и договорных
обязательств   при   разрешении   экономических   споров,   а    также
единообразного и правильного применения законодательства;
     содействие совершенствованию договорной,  исковой и претензионной
работы в системе Министерства обороны Российской Федерации.
     3. Оплата расходов,  связанных с вызовом в заседание  Третейского
суда представителей сторон, свидетелей, экспертов, а также расходов на
проведение экспертизы производится за счет средств сторон, участвующих
в разбирательстве хозяйственного спора.
     4. В целях предупреждения нарушений  законности  в  хозяйственной
деятельности воинских частей Третейский суд направляет в установленном
порядке  министру  обороны  Российской  Федерации,  его  заместителям,
начальникам  главных  и  центральных  управлений  Министерства обороны
Российской  Федерации  и  командирам  воинских  частей   сообщения   о
выявленных   нарушениях   законности  и  недостатках  в  хозяйственной
деятельности с предложениями об их устранении,  а также о  привлечении
виновных   лиц   к   ответственности   в  соответствии  с  действующим
законодательством.

                    II. Структура Третейского суда

     5. Третейский суд состоит из председателя Третейского суда,  двух
его   заместителей,   третейских  судей  и  ответственных  секретарей.
Структура  и  численность  Третейского   суда   определяются   штатом,
утверждаемым  в  установленном  порядке начальником Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации.
     6. Председатель   Третейского  суда,  его  заместители,  а  также
третейские судьи  назначаются  приказом  министра  обороны  Российской
Федерации  по  представлению  начальника  Главного управления военного
бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации.
     7. Организуя    деятельность   Третейского   суда,   председатель
Третейского  суда   выполняет   функции,   предусмотренные   настоящим
Положением.
     Функции заместителей председателя Третейского  суда  определяются
председателем Третейского суда.
     8. Третейскими судьями могут  быть  физические  лица,  обладающие
опытом и специальными знаниями по правовым, экономическим и финансовым
вопросам.
     9. На   председателя   Третейского   суда   и   его  заместителей
распространяются  права,   обязанности   и   льготы,   предусмотренные
действующим законодательством для военнослужащих.
     10. В военных округах,  округе ПВО и на флотах создаются по  мере
необходимости нештатные Третейские суды округов,  округа ПВО, флотов в
составе:  помощник командующего войсками военного округа (округа  ПВО,
флотом)   по   финансово-экономической   работе  и  два  представителя
юридической службы военного округа (округа ПВО, флота).
     11. Третейские  судьи  обязаны не разглашать информацию о спорах,
разрешаемых в Третейском суде и составляющих государственную тайну.
     Третейские судьи независимы и беспристрастны при исполнении своих
обязанностей.
     12. Третейский  суд  имеет  свою  гербовую  печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации.
     Третейский суд  состоит  на  всех  видах  довольствия  в  Главном
управлении военного  бюджета  и  финансирования  Министерства  обороны
Российской Федерации.
     13. В   Третейском   суде   организуется    делопроизводство    в
соответствии  с  требованиями  Наставления  по  служебной  переписке и
делопроизводству, которое ведется ответственным секретарем.

                  III. Компетенция Третейского суда

     14. В Третейский суд могут обращаться воинские  части  независимо
от суммы и основания иска.
     15. Иски  к  рассмотрению  принимаются  при  наличии  письменного
соглашения сторон о рассмотрении спора Третейским судом.
     Согласие сторон может быть также выражено:
     истцом - путем предъявления иска в Третейский суд;
     ответчиком -  совершением  действий,  свидетельствующих   о   его
согласии на рассмотрение спора Третейским судом (направление отзыва на
иск).
     16. Предъявляемые    в    Третейский    суд   исковые   заявления
государственной пошлиной не облагаются.
     17. Не подлежат рассмотрению в Третейском суде:
     а) хозяйственные  споры  между  воинскими  частями,  подчиненными
одному  и  тому  же  главному  (центральному)  управлению,  управлению
(отделу) военного округа;
     б) хозяйственные  споры  между  воинскими частями,  возникающие в
связи с осуществлением банками (финансирующими  органами)  финансового
контроля  за  использованием средств на капитальные вложения (исключая
подлежащие рассмотрению споры  об  оплате  стоимости  поставленных  по
договору   оборудования,   машин   и  других  материальных  ценностей,
относящихся к основным фондам);
     в) хозяйственные   споры   об   установлении  цен  на  продукцию,
подлежащую поставке,  а также об установлении тарифов  на  оказываемые
услуги,  если эти цены и тарифы согласно действующему законодательству
не могут устанавливаться соглашением сторон;
     г) хозяйственные споры между строительно-монтажными организациями
и  заказчиками  строительства  об  оплате  дополнительных  работ,   не
предусмотренных проектом и сметой;
     д) хозяйственные споры,  возникающие при согласовании технических
условий;
     е) другие хозяйственные  споры,  разрешение  которых  действующим
законодательством   Российской   Федерации  отнесено  к  ведению  иных
государственных органов.
     18. В  целях  обеспечения правильного и своевременного разрешения
хозяйственного спора Третейский суд имеет право:
     а) вызывать   представителей   сторон   (истца   и  ответчика)  и
вышестоящих  по  отношению  к  ним  органов  военного  управления  для
уточнения обстоятельств дела, разрешения других вопросов по нему;
     б) запрашивать  воинские  части,  в  том  числе   не   являющиеся
сторонами  по  делу,  и вышестоящие по отношению к ним органы военного
управления  о  представлении  документов,   сведений   и   заключений,
необходимых для разрешения хозяйственного спора, а также знакомиться с
такими материалами непосредственно в месте их нахождения;
     в) осуществлять   другие   действия,   предусмотренные  настоящим
Положением.
     19. Процессуальные  действия  совершаются в сроки,  установленные
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

                   IV. Подготовка к разбирательству

     20. Истец излагает свои требования в форме письменного заявления,
которое передается Третейскому суду, а его копия - ответчику.
     Заявление подписывается командиром воинской части  или  лицом,  в
установленном порядке его замещающим.
     В исковом заявлении указываются:
     а) дата и номер искового заявления;
     б) наименования  сторон,   главных   и   центральных   управлений
Министерства  обороны Российской Федерации,  которым подчинены стороны
(в установленных случаях условные), почтовые адреса сторон;
     в) цена иска, если иск подлежит оценке;
     г) исковые требования со ссылкой на законы или  иные  нормативные
правовые акты;
     д) обстоятельства,  на которых  основано  исковое  требование,  и
подтверждающие   их   доказательства;   обоснованный  расчет  искового
требования;
     е) перечень   прилагаемых   к   заявлению   документов  и  других
доказательств.
     К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие:
     а) наличие соглашения  сторон  о  передаче  спора  на  разрешение
Третейского суда;
     б) доказательства направления ответчику копии искового  заявления
и  приложенных  к  нему  документов  (почтовая  квитанция,  выписка из
реестра и т.п.).
     21. Третейский суд,  принимая исковое заявление,  не позднее пяти
дней после  его  поступления  выносит  и  направляет  заинтересованным
воинским частям определение о принятии дела к производству,  в котором
указывается о времени и месте его проведения и  необходимых  действиях
по подготовке дела к рассмотрению в заседании.
     22. Ответчик после получения определения вправе  направить  отзыв
на исковое заявление в Третейский суд и в копии - истцу.
     23. Третейский суд определяет необходимость проведения  заседания
с  участием  сторон или их представителей либо разрешения спора только
на основании документов и других доказательств  при  отсутствии  иного
соглашения сторон.
     Определение о  назначении  дела  к   рассмотрению   в   заседании
Третейского   суда  направляется  почтой,  сообщениями  по  телетайпу,
телеграфу или с  использованием  иных  средств  связи,  обеспечивающих
фиксирование такого уведомления.
     24. Непредставление   отзыва    на    исковое    заявление    или
дополнительных  доказательств,  которые  судья  предложил  представить
лицам,  участвующим в деле,  не является препятствием  к  рассмотрению
дела по имеющимся в нем материалам.
     При неявке в заседание Третейского суда истца, надлежащим образом
извещенного  о  времени и месте разбирательства дела,  или при наличии
заявления истца о рассмотрении дела в его отсутствие спор  может  быть
разрешен в его отсутствие.
     Непредставление ответчиком отзыва на исковое заявление  не  может
рассматриваться как признание требований истца.
     25. Третейский суд,  по требованию  сторон,  обязан  предоставить
заинтересованным  сторонам заключения экспертов и другие документы (их
копии),  запрошенные судом в процессе рассмотрения спора,  на  которых
основывается решение.
     26. Для разъяснения возникающих при рассмотрении  дела  вопросов,
требующих  специальных  познаний  в области науки,  техники и ремесла,
Третейский суд по ходатайству сторон,  участвующих в  деле,  назначает
экспертизу.
     Стороны вправе предоставить Третейскому суду вопросы,  на которые
должны  быть  даны  ответы  экспертом,  и  предложения по кандидатурам
экспертов. Окончательное содержание вопросов, выносимых на экспертизу,
определяет Третейский суд.

                       V. Примирительная стадия

     27. На  любой  стадии разбирательства третейские судьи используют
все  имеющиеся  у  них  возможности  для  урегулирования  спора  путем
заключения мирового соглашения.
     28. Примирительное  производство  может  быть   осуществлено   по
просьбе стороны,  когда предмет спора входит в компетенцию Третейского
суда.  Данное производство может иметь место только  в  случае,  когда
другая  сторона или стороны согласны с этим.  Оно не может иметь места
по вопросу о существовании действительной третейской оговорки.
     29. Сторона,    которая    желает    проведения   примирительного
производства,  направляет свое ходатайство в Третейский  суд,  который
предлагает  другой  стороне или сторонам сообщить свое мнение по этому
вопросу в течение 15 дней после получения  предложения.  Если  сторона
отказывается  от  примирительного производства либо не сообщает своего
мнения в течение указанного времени,  примирительное  производство  не
производится.
     30. Для  осуществления  процедуры  примирительного   производства
председатель  Третейского  суда  назначает одного из третейских судей,
который  изучает  дело,  приглашает  стороны  на  заседание  и  вносит
предложения  по мирному урегулированию спора путем заключения мирового
соглашения.
     31. Если мировое соглашение достигнуто,  оно вносится в протокол,
который подписывается сторонами  и  примирителем.  Мировое  соглашение
оформляется третейским решением.
     32. Если  мировое  соглашение   не   достигнуто,   примирительное
производство   считается  законченным.  Предложения,  утверждения  или
заявления,  сделанные сторонами в ходе примительного производства,  не
связывают их в последующем третейском разбирательстве.

                    VI. Третейское разбирательство

     33. Разрешение споров в Третейском суде осуществляется на началах
равенства сторон.  Каждой стороне  должны  быть  предоставлены  равные
возможности  для  изложения  своей позиции и защиты своих прав.  Число
третейских судей должно быть нечетным.
     34. Каждая  из сторон вправе заявить об отводе третейского судьи,
председательствующего состава Третейского суда,  если имеются сомнения
в их беспристрастности,  в частности, если можно предположить, что они
лично,  прямо или косвенно заинтересованы в  исходе  дела.  Третейский
судья,  председательствующий  состава  Третейского  суда  могут  также
заявить о самоотводе по указанным выше обстоятельствам.
     35. Заявление  об отводе направляется другой стороне,  отводимому
третейскому судье и другим членам Третейского суда.  Такое уведомление
составляется в письменной форме и должно содержать основания отвода.
     36. Уведомление  об  отводе  должно  быть  направлено  до  начала
разбирательства. В противном случае подобное заявление рассматривается
только в том случае,  если состав Третейского  суда  признает  причину
такой задержки уважительной.
     37. Вопрос  об  отводе  решается   составом   Третейского   суда,
рассматривающим  дело.  Если не будет достигнуто соглашение между ними
или если отвод заявлен против двух третейских судей,  вопрос об отводе
решается председателем Третейского суда.
     38. По тем же основаниям,  которые указаны в статье 34 настоящего
Положения,  могут  быть  отведены  эксперты.  В  этом случае вопрос об
отводе решается составом Третейского суда.
     39. Разбирательство должно быть непосредственным,  с обязательным
исследованием всех представленных сторонами доказательств.
     40. Представителями сторон в Третейском суде могут быть командиры
воинских частей и их заместители,  командиры (начальники)  вышестоящих
по  отношению к сторонам органов военного управления и их заместители.
Полномочия указанных лиц подтверждаются  документами,  удостоверяющими
их личность.
     Представителями сторон могут быть также другие  лица,  полномочия
которых подтверждаются надлежаще оформленной доверенностью.
     41. Вступление  в  третейское   разбирательство   третьего   лица
допускается    только   с   согласия   сторон.   Для   привлечения   к
разбирательству третьего лица, помимо согласия сторон, требуется также
и  согласие привлекаемого лица.  Заявление (ходатайство) о привлечении
третьего лица допускается  только  до  истечения  срока  представления
ответа  на  исковое  заявление.  Согласие  о привлечении третьего лица
должно быть выражено в письменной форме.
     42. Стороны обязаны доказывать те обстоятельства,  на которые они
ссылаются в обоснование своих требований.
     Сторона может  представить  письменные доказательства в оригинале
или в виде его надлежаще заверенной копии.
     43. Проверка доказательств производится способом, устанавливаемым
составом   Третейского   суда.   По   определению   Третейского   суда
производство  проверочных  действий  может быть возложено на одного из
третейских судей.
     44. При   разбирательстве  дела  в  Третейском  суде  допускаются
показания свидетелей.
     45. Свидетели  несут  ответственность в порядке,  предусмотренном
действующим законодательством.
     46. Обязанность  оповещения  и  приглашения  свидетелей  лежит на
стороне, которая выразила подобные намерения. Ответственным секретарем
Третейского  суда  в  таких  случаях могут быть выданы соответствующей
стороне уведомления для вручения их свидетелям.
     47. На  время  дачи  показаний  свидетелями Третейский суд вправе
потребовать удаления из зала суда недопрошенных свидетелей.
     48. Если сторона,  которой должным образом предложено представить
документальные доказательства, не представляет их в установленный срок
без указания уважительных причин.  Третейский суд выносит свое решение
на основании имеющихся в деле материалов.
     49. Допустимость,   относимость,   существенность   и  значимость
представленных доказательств определяются самими  третейскими  судьями
по их внутреннему убеждению.
     50. В случае необходимости по заявлению сторон или по  инициативе
составе  Третейского  суда  рассмотрение дела может быть отложено либо
приостановлено.  Об  отложении  слушания  дела   или   приостановлении
производства по делу выносится определение.
     51. Третейский суд  может,  если  сочтет  это  необходимым  ввиду
исключительных   обстоятельств,   принять   решение   по   собственной
инициативе или по ходатайству сторон о возобновлении слушания в период
до  вынесения  третейского решения (до сообщения сторонам резолютивной
части решения).
     52. Третейский    суд    может   по   просьбе   сторон   признать
целесообразным ведение протокола судебного заседания,  копия  которого
вручается стороне по ее желанию.
     53. Дело должно быть рассмотреть и решение  принято  в  срок,  не
превышающий  двух  месяцев  со  дня  поступления  исковых материалов в
Третейский суд.

                VII. Принятие решения Третейским судом

     54. Третейское производство завершается вынесением  решения  либо
определения.
     55. Решение выносится в тех случаях,  когда спор  разрешается  по
существу, в том числе когда оно выносится на основании заявления истца
об отказе от исковых требований или  на  основании  просьбы  сторон  о
вынесении   решения   в   соответствии   с   достигнутым  ими  мировым
соглашением.
     56. Решение  или  определение  выносится  на  закрытом  совещании
состава  Третейского  суда  большинством  голосов.  Если  решение  или
определение   не   может   быть   принято  большинством  голосов,  оно
принимается председательствующим состава Третейского суда.
     Судья, не   согласный  с  принятым  решением,  может  изложить  в
письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к решению.
     57. Третейское  решение  излагается  в  письменной форме и должно
содержать, в частности, следующее:
     наименование Третейского суда;
     место и дату вынесения решения;
     имена и фамилии третейских судей;
     наименования сторон и других лиц, участвующих в деле;
     предмет спора и краткое изложение обстоятельств дела;
     решение по исковым требованиям;
     мотивы, на которых основано его решение,  за исключением случаев,
когда стороны согласились,  что  третейское  решение  не  должно  быть
мотивировано;
     подписи третейских судей.
     58. Решение Третейского суда является окончательным и обжалованию
не подлежит.
     59. Непосредственно   по   окончании   разбирательства  выносится
резолютивная часть решения, которая объявляется сторонам устно.
     60. В  течение  устанавливаемого составом Третейского суда срока,
который не должен превышать 15 дней, сторонам направляется решение.
     61. В  виде  исключения состав Третейского суда может определить,
что третейское решение будет направлено сторонам  в  письменном  виде,
без  устного  объявления,  в  определенный  срок,  который  не  должен
превышать 15 дней.
     62. Председатель  Третейского  суда  в случае необходимости может
продлить сроки, указанные в статьях 60 и 61 настоящего Положения.
     63. В  течение  30 дней после получения решения каждая из сторон,
уведомив другую сторону,  может просить Третейский суд исправить любую
допущенную  в  решении  ошибку  в  расчетах,  описку или опечатку либо
другую ошибку аналогичного характера,  не затрагивающую существа дела.
В  течение  30  дней после сообщения решения сторонам третейские судьи
могут исправить такого рода ошибки по своей инициативе.
     Такие исправления делаются в письменной форме.
     64. В течение 30 дней после получения решения  любая  из  сторон,
уведомив   другую   сторону,  может  просить  Третейский  суд  вынести
дополнительное решение в отношении требований,  которые  заявлялись  в
ходе третейского разбирательства, однако опущены в решении.
     65. Если  Третейский  суд,  принимая  ходатайство   о   вынесении
дополнительного решения, и находит, что упущение может быть исправлено
без   проведения   нового   заседания,   без    представления    новых
доказательств,  то  в  течение  15  дней после получения такой просьбы
Третейский  суд   дополняет   свое   решение.   В   противном   случае
дополнительное решение выносится на основе нового разбирательства дела
с вызовом сторон.
     66. Если по делу не принимается решение по существу, производство
по делу завершается вынесением определения.
     67. Если   до  вынесения  третейского  решения  стороны  достигли
соглашения об урегулировании спора, Третейский суд выносит определение
о  прекращении третейского производства либо,  если об этом просят обе
стороны и суд  с  этим  согласен,  фиксирует  урегулирование  в  форме
третейского  решения на согласованных условиях,  как это предусмотрено
настоящим Положением.  Третейский суд не обязан излагать мотивы такого
решения.
     68. Если до вынесения третейского решения продолжение третейского
разбирательства становится невозможным,  в том числе и в случае отказа
от иска,  Третейский суд уведомляет стороны о своем намерении  вынести
определение о прекращении производства.  Третейский суд вправе вынести
такое определение в том случае,  если ни одна из  сторон  не  заявляет
обоснованных  возражений  против  прекращения  разбирательства.  Такое
заявление стороны должны сделать в срок не  позднее  14  дней  со  дня
получения  уведомления  Третейского  суда.  В случае отсутствия такого
заявления в указанный срок Третейский суд вправе вынести определение о
прекращении третейского разбирательства.

            VIII. Прекращение третейского разбирательства

     69. Третейский суд прекращает производство по делу:
     а) если спор не подлежит рассмотрению в Третейском суде;
     б) если  имеется  вступившее  в  законную  силу принятое по спору
между теми же сторонами,  о том же предмете и  по  тем  же  основаниям
решение суда общей юрисдикции, арбитражного суда;
     в) если истец отказался от иска и отказ принят  Третейским  судом
на условиях, установленных настоящим Положением;
     г) если сторонами не выполняется определение Третейского  суда  о
представлении     дополнительных     документов    или    производстве
процессуальных действий,  необходимых для рассмотрения спора  в  срок,
указанный в определении;
     д) если заключено мировое соглашение и оно утверждено  Третейским
судом.

                        IX. Исполнение решений

     70. Решение  Третейского суда исполняется сторонами добровольно в
порядке и в сроки, установленные в решении.
     Если в  решении  срок  исполнения  не  установлен,  оно  подлежит
немедленному исполнению.
     71. В  случае  неисполнения  решения  добровольно в установленный
срок оно исполняется в порядке, установленном законодательством.

Начальник Главного управления
военного бюджета и финансирования
Министерства обороны Российской
Федерации, генерал-лейтенант
                                                            Г. ОЛЕЙНИК
    

Печать
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru