Без названия. Письмо. Департамент финансов г. Москвы. 30.06.97 13-22


                                ПИСЬМО

                   ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ Г. МОСКВЫ
 
                           30 июня 1997 г.
                               N 13-22

                                 (Д)
 

     Департамент финансов  направляет  для  сведения и использования в
практической работе Рекомендации по осуществлению контроля за  целевым
использованием бюджетных средств (приложение).

Министр Правительства Москвы,
руководитель Департамента финансов
                                                       Ю.В. Коростелев
30 июня 1997 г.
N 13-22


                                                            Приложение

                                                              к письму
                                                 Департамента финансов
                                                  от 30 июня 1997 года
                                                               N 13-22

                             РЕКОМЕНДАЦИИ
                 ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕЛЕВЫМ
                   ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

     При проведении   проверок   состояния   бухгалтерского   учета  и
отчетности и ревизий финансово  -  хозяйственной  деятельности  особое
внимание  уделяется контролю за правильностью использования выделенных
из бюджета средств.
     Указом Президента  Российской  Федерации  N  1095 от 25 июля 1996
года "О мерах по обеспечению государственного финансового  контроля  в
Российской  Федерации"  признано необходимым проведение не реже одного
раза  в  год  соответствующими   контрольными   финансовыми   органами
комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования
бюджетных средств.
     Определение нецелевому   использованию   средств,  выделенных  из
бюджета, дано в п. 4 письма Министерства финансов Российской Федерации
N  3-А2-02  от  16.04.96,  в  соответствии  с  которым  под  нецелевым
использованием бюджетных средств понимается такое  использование  этих
средств,  которое  не  приводит к результатам,  предусмотренным при их
предоставлении,  или приводит к этим  результатам,  но  сопровождается
неправомерными   действиями  или  событиями,  неправомерность  которых
закрепляется в правовых актах,  в заключаемых договорах или в решениях
полномочных  органов,  определяющих  целевой  характер  выделяемых  из
бюджета средств.
     В пункте  6 вышеуказанного письма приведены общие виды нецелевого
использования бюджетных средств:
     - направление  этих средств на банковские депозиты,  приобретение
различных активов,  валюты,  ценных бумаг,  иного имущества с целью их
последующей продажи;
     - осуществление взносов в уставный капитал  другого  юридического
лица, оказание финансовой поддержки;
     - расходование средств при отсутствии оправдательных  документов,
неоформление   или   неправильное   оформление   первичных  документов
(первичных  документов  на   приобретение   товарно   -   материальных
ценностей,  документов  на расходование средств,  отсутствие авансовых
отчетов и т.д.);
     - недостача   материальных   ценностей,   приобретенных  за  счет
средств, выделенных из бюджета;
     - расходование   средств,  выделенных  из  бюджета,  сверх  норм,
установленных  Министерством  финансов  Российской  Федерации   (нормы
возмещения  командировочных  расходов,  нормы  расходования  бензина и
т.д.).
     В соответствии   с   последним   видом  нецелевым  использованием
считается  и  перерасход  средств,  выделенных   из   бюджета.   Сумма
перерасхода  определяется  как  разность  между фактическим расходом и
установленными нормами.
     В учреждениях,  предприятиях, организациях, основная деятельность
которых   финансируется   за   счет   средств    бюджета,    нецелевым
использованием также является:
     а) использование  средств  на  цели,  не  предусмотренные  сметой
расходов;
     б) расходование средств не по коду  экономической  классификации,
по которому было произведено финансирование (перераспределение средств
с одного кода экономической классификации на другой).
     При определении  нецелевого использования средств в предприятиях,
учреждениях,  организациях,  чья деятельность  финансируется  за  счет
средств бюджета,  финансовые органы, проводящие проверки, определяют у
нижестоящих распорядителей бюджетных ассигнований  наличие  правомочия
по перераспределению средств по кодам бюджетной классификации или прав
по  самостоятельному  выбору  направлений  расходования   в   пределах
полученных из бюджета сумм финансирования.
     В предприятиях,  учреждениях, организациях, которым предоставлено
право самостоятельно определять направления расходования выделяемых из
бюджета  средств,  производить  перегруппировку  средств  в   пределах
полученного   финансирования  по  кодам  экономической  классификации;
данные   действия   должны    оформляться    надлежаще    оформленными
распорядительными     документами    руководителя    -    нижестоящего
распорядителя бюджетных ассигнований.
     Дополнительно к указанным в письме видам нецелевого использования
можно  отнести  также  перечисление   средств   с   бюджетного   счета
организации - получателя на расчетный счет этой же организации.  Такой
перевод средств,  напрямую не разрешенный при выделении средств  и  не
предусмотренный   нормативными   актами,  является  нарушением  режима
использования бюджетного счета,  установленного  Инструкцией  Госбанка
СССР  по  кассовому  исполнению  Государственного  бюджета  СССР от 26
ноября 1984  г.  N  27.  Исключения  составляют  только  перечисления,
связанные с возмещением расходов.
     Важной особенностью контроля за нецелевым использованием является
то,   что  он  осуществляется  не  только  в  отношении  использования
выделенных  из  бюджета  денежных  средств,  но  и  за  использованием
приобретенного  за  счет  этих  средств имущества.  В частности,  если
приобретенное  за  счет  бюджетных  средств  для  определенных   целей
оборудование и прочее имущество используется не по назначению, а также
предоставление в аренду имущества без последующей оплаты.
     Естественно, что  установленный  в  письме  МФ  РФ  N  3-А2-02 от
16.04.96  перечень  видов   нецелевого   использования   не   является
окончательным  и  исчерпывающим,  поэтому  при рассмотрении конкретных
случаев использования бюджетных средств  необходимо  руководствоваться
определением  их  нецелевого  использования,  приведенным  в разделе I
этого письма.
     Проводимыми проверками  устанавливаются следующие виды нецелевого
использования бюджетных средств.
     Наиболее распространенным  видом  является направление выделенных
бюджетных  средств  на  депозитные  счета,   приобретение   депозитных
сертификатов,  ценных  бумаг  и  других активов с целью их последующей
продажи,  получения  прибыли,  использование  бюджетных   средств   на
оказание  финансовой  поддержки  юридическим  и  физическим лицам,  на
осуществление взносов в уставный капитал юридических лиц,  а  также  в
другие коммерческие и общественные организации. Устанавливаются случаи
предоставления  за  счет   средств,   выделенных   на   финансирование
учреждений,  ссуд  юридическим  и физическим лицам,  оплаты телефонных
переговоров в  личных  целях,  сумм  штрафных  санкций,  предъявленных
учреждению,   отвлечения  бюджетных  средств  на  расходы,  подлежащие
финансированию за счет доходов от внебюджетной деятельности.
     Нецелевым использованием    признается   расходование   бюджетных
средств при отсутствии оправдательных документов,  а также оформленным
с   нарушением   установленного   порядка   (требования  к  оформлению
документов изложены в письме МФ РФ N  105  от  29.07.83  "Положение  о
документах и документообороте в бухгалтерском учете").
     Средства, израсходованные   незаконно   или   не   по    целевому
назначению,  а также доходы,  полученные от их использования, подлежат
возмещению по предписаниям  соответствующих  органов  государственного
финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных
нарушений.
     Министерство финансов  РФ  имеет право взыскивать в установленном
порядке  с  предприятий  и   организаций   средства,   выделенные   из
федерального  бюджета,  используемые  не  по  целевому  назначению,  с
наложением на предприятия,  учреждения, организации, допустившие такие
нарушения,   штрафа  в  размере  двойной  действующей  учетной  ставки
Центрального банка Российской Федерации (с 1 января 1996  года;  до  1
января 1996 года - одна учетная ставка).
     Штраф в размере двойной  учетной  ставки  Центрального  банка  РФ
применяется в случаях использования средств не по целевому назначению,
выделенных как на безвозвратной, так и возвратной основе.
     Применение штрафа  рассматривается и считается целесообразным при
наличии у финансируемой организации других  (внебюджетных)  источников
поступления  средств  и только в том случае,  если наложение штрафа не
повлечет   приостановления   или   прекращения    деятельности    этой
организации.
     Одной из  форм  погашения  задолженности  по  суммам   нецелевого
использования,  подлежащим внесению в бюджет, является их зачет в счет
последующего финансирования.
     В случаях,  когда  сумма  нецелевого  использования восстановлена
(возвращена),  к организации, допустившей это нецелевое использование,
может быть применена мера ответственности только о взыскании штрафа за
весь  период  нецелевого  использования.  При  этом  сумма  нецелевого
использования,  которая  должна была быть израсходована по назначению,
не взыскивается.
     В соответствии  с  подп.  "в"  п.  8 "в" Положения о Министерстве
финансов  РФ  ему  предоставляется  также   право   ограничивать   или
приостанавливать  финансирование  из федерального бюджета предприятий,
учреждений  и  организаций   при   установлении   фактов   незаконного
расходования ими средств.
     Таким образом,    предприятия,    учреждения    и    организации,
использующие  бюджетные  средств  не по их целевому назначению,  могут
понести финансовую ответственность в виде:
     а) взыскания    в    установленном   порядке   суммы   нецелевого
использования;
     б) штрафа в размере двух учетных ставок Центрального банка РФ;
     в) приостановления, сокращения или ограничения финансирования.