ПИСЬМО ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ Г. МОСКВЫ 30 июня 1997 г. N 13-22 (Д) Департамент финансов направляет для сведения и использования в практической работе Рекомендации по осуществлению контроля за целевым использованием бюджетных средств (приложение). Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов Ю.В. Коростелев 30 июня 1997 г. N 13-22 Приложение к письму Департамента финансов от 30 июня 1997 года N 13-22 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ При проведении проверок состояния бухгалтерского учета и отчетности и ревизий финансово - хозяйственной деятельности особое внимание уделяется контролю за правильностью использования выделенных из бюджета средств. Указом Президента Российской Федерации N 1095 от 25 июля 1996 года "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств. Определение нецелевому использованию средств, выделенных из бюджета, дано в п. 4 письма Министерства финансов Российской Федерации N 3-А2-02 от 16.04.96, в соответствии с которым под нецелевым использованием бюджетных средств понимается такое использование этих средств, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из бюджета средств. В пункте 6 вышеуказанного письма приведены общие виды нецелевого использования бюджетных средств: - направление этих средств на банковские депозиты, приобретение различных активов, валюты, ценных бумаг, иного имущества с целью их последующей продажи; - осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки; - расходование средств при отсутствии оправдательных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов (первичных документов на приобретение товарно - материальных ценностей, документов на расходование средств, отсутствие авансовых отчетов и т.д.); - недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств, выделенных из бюджета; - расходование средств, выделенных из бюджета, сверх норм, установленных Министерством финансов Российской Федерации (нормы возмещения командировочных расходов, нормы расходования бензина и т.д.). В соответствии с последним видом нецелевым использованием считается и перерасход средств, выделенных из бюджета. Сумма перерасхода определяется как разность между фактическим расходом и установленными нормами. В учреждениях, предприятиях, организациях, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета, нецелевым использованием также является: а) использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов; б) расходование средств не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование (перераспределение средств с одного кода экономической классификации на другой). При определении нецелевого использования средств в предприятиях, учреждениях, организациях, чья деятельность финансируется за счет средств бюджета, финансовые органы, проводящие проверки, определяют у нижестоящих распорядителей бюджетных ассигнований наличие правомочия по перераспределению средств по кодам бюджетной классификации или прав по самостоятельному выбору направлений расходования в пределах полученных из бюджета сумм финансирования. В предприятиях, учреждениях, организациях, которым предоставлено право самостоятельно определять направления расходования выделяемых из бюджета средств, производить перегруппировку средств в пределах полученного финансирования по кодам экономической классификации; данные действия должны оформляться надлежаще оформленными распорядительными документами руководителя - нижестоящего распорядителя бюджетных ассигнований. Дополнительно к указанным в письме видам нецелевого использования можно отнести также перечисление средств с бюджетного счета организации - получателя на расчетный счет этой же организации. Такой перевод средств, напрямую не разрешенный при выделении средств и не предусмотренный нормативными актами, является нарушением режима использования бюджетного счета, установленного Инструкцией Госбанка СССР по кассовому исполнению Государственного бюджета СССР от 26 ноября 1984 г. N 27. Исключения составляют только перечисления, связанные с возмещением расходов. Важной особенностью контроля за нецелевым использованием является то, что он осуществляется не только в отношении использования выделенных из бюджета денежных средств, но и за использованием приобретенного за счет этих средств имущества. В частности, если приобретенное за счет бюджетных средств для определенных целей оборудование и прочее имущество используется не по назначению, а также предоставление в аренду имущества без последующей оплаты. Естественно, что установленный в письме МФ РФ N 3-А2-02 от 16.04.96 перечень видов нецелевого использования не является окончательным и исчерпывающим, поэтому при рассмотрении конкретных случаев использования бюджетных средств необходимо руководствоваться определением их нецелевого использования, приведенным в разделе I этого письма. Проводимыми проверками устанавливаются следующие виды нецелевого использования бюджетных средств. Наиболее распространенным видом является направление выделенных бюджетных средств на депозитные счета, приобретение депозитных сертификатов, ценных бумаг и других активов с целью их последующей продажи, получения прибыли, использование бюджетных средств на оказание финансовой поддержки юридическим и физическим лицам, на осуществление взносов в уставный капитал юридических лиц, а также в другие коммерческие и общественные организации. Устанавливаются случаи предоставления за счет средств, выделенных на финансирование учреждений, ссуд юридическим и физическим лицам, оплаты телефонных переговоров в личных целях, сумм штрафных санкций, предъявленных учреждению, отвлечения бюджетных средств на расходы, подлежащие финансированию за счет доходов от внебюджетной деятельности. Нецелевым использованием признается расходование бюджетных средств при отсутствии оправдательных документов, а также оформленным с нарушением установленного порядка (требования к оформлению документов изложены в письме МФ РФ N 105 от 29.07.83 "Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете"). Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений. Министерство финансов РФ имеет право взыскивать в установленном порядке с предприятий и организаций средства, выделенные из федерального бюджета, используемые не по целевому назначению, с наложением на предприятия, учреждения, организации, допустившие такие нарушения, штрафа в размере двойной действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации (с 1 января 1996 года; до 1 января 1996 года - одна учетная ставка). Штраф в размере двойной учетной ставки Центрального банка РФ применяется в случаях использования средств не по целевому назначению, выделенных как на безвозвратной, так и возвратной основе. Применение штрафа рассматривается и считается целесообразным при наличии у финансируемой организации других (внебюджетных) источников поступления средств и только в том случае, если наложение штрафа не повлечет приостановления или прекращения деятельности этой организации. Одной из форм погашения задолженности по суммам нецелевого использования, подлежащим внесению в бюджет, является их зачет в счет последующего финансирования. В случаях, когда сумма нецелевого использования восстановлена (возвращена), к организации, допустившей это нецелевое использование, может быть применена мера ответственности только о взыскании штрафа за весь период нецелевого использования. При этом сумма нецелевого использования, которая должна была быть израсходована по назначению, не взыскивается. В соответствии с подп. "в" п. 8 "в" Положения о Министерстве финансов РФ ему предоставляется также право ограничивать или приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий, учреждений и организаций при установлении фактов незаконного расходования ими средств. Таким образом, предприятия, учреждения и организации, использующие бюджетные средств не по их целевому назначению, могут понести финансовую ответственность в виде: а) взыскания в установленном порядке суммы нецелевого использования; б) штрафа в размере двух учетных ставок Центрального банка РФ; в) приостановления, сокращения или ограничения финансирования. |