О ГОТОВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ К НОВОМУ 1997/98 УЧЕБНОМУ ГОДУ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 19 августа 1997 г. N 653 (Д) Правительство Москвы отмечает, что совместные действия управленческих структур сферы образования с другими городскими службами, префектурами административных округов способствовали выполнению постановления Правительства Москвы от 20.05.97 N 377 "О ходе подготовки системы образования г.Москвы к новому 1997-1998 учебному году". Комитетом образования, окружными управлениями обеспечено организованное окончание 1996/97 учебного года в подведомственных учреждениях. Общеобразовательные школы окончили 160 тысяч учащихся 9-х и 11-х классов, из них получили золотые медали 297 человек, 1550 учащихся - серебряные медали. Уже на 01.07.97 были зачислены в различные вузы столицы около 40% выпускников по итогам тестирования и единых экзаменов. Практически скомплектованы 1-е и 10-е классы общеобразовательных учреждений, выполнен план набора учащихся в учреждения профессионального образования. Общеобразовательные учреждения всех типов и видов обеспечены необходимыми комплектами учебников. Сформирована на новый учебный год сеть образовательных учреждений. Она расширяется за счет строительства новых учебных заведений, реорганизации существующих, принятия от различных ведомств зданий дошкольных учреждений и открытия новых на базе ранее не функционирующих помещений. Определены перспективы развития дошкольных учреждений разного профиля. Модернизируется сеть учреждений профессионального образования. Совместно с префектурами административных округов подготовлены к открытию с 1 сентября: в Северном округе - Кадетский корпус для детей-сирот, детей из семей военнослужащих, чьи родители погибли при исполнении воинского и служебного долга, а также специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением на базе оздоровительного комплекса "Звонкие горны", Центр образования в Юго-Восточном округе, филиал Московского института повышения квалификации работников образования в Зеленограде и т.д. В новом учебном году дополнительно откроется 9 учебных заведений, обеспечивающих социальную и медико-психологическую поддержку детей в Северном, Юго-Восточном, Северо-Восточном, Юго-Западном и Центральном учебных округах. С целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса в новом учебном году Комитетом образования совместно с заинтересованными подразделениями Правительства Москвы подготовлены инструктивно-методические и нормативные документы. С 1 сентября т.г. начнется внедрение в практику работы школ Москвы результатов деятельности городских экспериментальных площадок. Тем не менее деятельность Комитета образования, направленную на переход от стихийной вариативности к культурному многообразию типов и видов учебных заведений, необходимо подкрепить концептуальной разработкой прежде всего в области содержания образования столичного региона. К началу учебного года подготовлены все инструктивно-методические материалы для проведения первого урока по теме: "Мы дети твои, Москва!", посвященного 850-летию основания Москвы, Всероссийского праздника "День знаний". Благодаря совместным действиям Комитета образования и Департамента потребительского рынка и услуг отлажена система организации питания учащихся учебных заведений города. Серьезное внимание в период подготовки к новому учебному году уделяется социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Практически все выпускники сиротских учреждений 1996 года обеспечены жильем. Полностью выполнили план предоставления жилья выпускникам 1997 года префектуры Южного и Центрального административных округов. Целенаправленно и последовательно осуществляются меры по социальной поддержке работников отрасли. В текущем году Комитетом муниципального жилья выделено Комитету образования 72,5 процента от плана бесплатного жилья, около 40 процентов муниципального жилья за 50% от себестоимости, 22,3 процента для педагогических кадров в школах-новостройках. Вместе с тем в обеспечении жилой площадью педагогических работников наметился ряд проблем: в связи с тем, что Межведомственной комиссией при Правительстве Москвы (протокол N 18 от 17 июля 1997 г.) принято решение о повышении ставки процента оплаты льготного жилья с 50 до 85, его покупка стала для работников образования практически невозможной. Изменен механизм юридического оформления квартир учителям школ-новостроек, очередникам на улучшение жилищных условий. Они предоставляются по договору аренды, без ордера, что ухудшает экономическое и социальное положение учителя. Жилая площадь учреждениям системы образования направляется без учета необходимого набора квартир, в основном выделяются трехкомнатные, выделение однокомнатных квартир не предусмотрено. Ни одного квадратного метра жилья не выделено в домах ЖСК. Улучшилась ситуация по обеспечению кадрами учебных заведений. Так, учреждения профессионального образования укомплектованы руководящими и инженерно-педагогическими кадрами. Полностью обеспечены руководящими кадрами общеобразовательные школы. Вместе с тем потребность в педагогических кадрах школ составляет 1228 человек. Данные вакансии будут закрыты путем приема на работу молодых специалистов - выпускников педагогических университетов, колледжей и училищ и с использованием внутренних резервов. Комитет образования совместно с окружными управлениями и префектурами административных округов большое внимание уделяют дальнейшему укреплению материальной базы учреждений образования. По состоянию на август т.г. сданы в эксплуатацию 8 школ, 3 детских сада (Юго-Восточный, Зеленоградский, Западный, Восточный, Северо-Западный учебные округа). Из 149 учреждений сданы в эксплуатацию после капитального ремонта 140. Общая готовность учреждений образования составляет 96 процентов. Одновременно проводятся плановые мероприятия по подготовке образовательных учреждений к работе в зимних условиях. В этом году отмечается более активное участие префектур и муниципальных районов всех административных округов в подготовке системы образования к новому учебному году. Комитетом образования совместно с окружными управлениями и префектурами административных округов проведено обследование технического состояния конструкций зданий довоенной постройки, не прошедших реконструкцию замены перекрытий в 1986-1996 гг. В соответствии с графиком, утвержденным Правительством Москвы, финансовые средства в систему образования поступают регулярно, в том числе и на учебное книгоиздание. Закрыта полностью кредиторская задолженность по проведению капитального ремонта за 1995 год. В семи округах (Зеленоградский, Западный, Северный, Северо-Западный, Юго-Восточный, Юго-Западный, Центральный) заключены договора по городскому заказу. В то же время необходимо отметить, что сама система формирования городского заказа требует дальнейшего совершенствования, непосредственного участия префектур. Департаментом финансов на приобретение оборудования и мебели для системы образования в первом полугодии выделено 23845 млрд.рублей (100% от плана). На полученные средства окружные управления образования приобрели 908 единиц торгово-технологического оборудования для пищеблоков и ученическую мебель. В соответствии с вышеизложенным Правительство Москвы постановляет: 1. Отметить, что система образования г.Москвы в основном готова к новому 1997/98 учебному году. 2. Комитету образования: 2.1. Завершить до 25.08.97: 2.1.1. В полном объеме подготовку учреждений образования к новому 1997/98 учебному году; 2.1.2. Комплектование образовательных учреждений руководящими, учительскими, инженерно-педагогическими кадрами. 2.2. Организовать с 01.09.97 перевод всех общеобразовательных учреждений на обновленный вариант Московского базисного учебного плана с учетом нормативных требований к организации учебно-воспитательного процесса. 2.3. Провести до 01.01.98 паспортизацию материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений. 2.4. Ввести с 01.09.97 в практику работы образовательных учреждений номенклатуру (перечень) документации образовательных учреждений г.Москвы. 2.5. Регламентировать с 01.09.97 деятельность образовательных учреждений по организации платных, в том числе образовательных, услуг в соответствии с подготовленной инструктивно-методической базой. 2.6. Принять меры по безусловному выполнению Программы мероприятий для детей и юношества по подготовке к празднованию 850-летия основания Москвы. 2.7. Продолжить в 1997/98 учебном году физкультурно-оздоровительную работу по программе "Призы Мэра Москвы", посвятив ее Всемирным юношеским играм 1998 года. 2.8. Провести в мае 1998 года в 9-х и 11-х классах общеобразовательных школ праздник Олимпийского зачета. 2.9. В дополнение к постановлению Правительства Москвы от 20.05.97 N 377 "О ходе подготовки системы образования к новому 1997-1998 учебному году": - внести изменения по приему абитуриентов в Психолого-педагогический институт в количестве 125 человек; - принять абитуриентов в Московский социально-педагогический колледж в количестве 100 человек. 2.10. Организовать до 01.10.97 комплектование и отправку учебников для русскоязычных школ ряда стран ближнего зарубежья, Балтии и ряда регионов России. 2.11. Проработать вопрос и внести предложения в Управление бюджетного планирования городского заказа о выделении в бюджете 1998 года отдельной строкой расходов по материальному обеспечению выпускников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2.12. Подготовить в течение 1997/98 учебного года концепцию обновления содержания образования в разных типах и видах образовательных учреждений г.Москвы. 3. Согласиться с предложениями Комитета образования и утвердить: - Положение об общеобразовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г.Москве (приложение 1); - Положение о дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г.Москве" (приложение 2). 4. Увеличить с 01.09.97 размер доплаты к месячной тарифной ставке (окладу), установленной абзацами 2 и 4 пункта 4 распоряжения Мэра Москвы от 22.09.95 N 504-РМ "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы", на 14 процентов работникам бюджетных учреждений системы Комитета образования. Указанное увеличение заработной платы произвести в пределах средств, предусмотренных в бюджете г.Москвы на 1997 год на содержание учреждений образования. 5. Направить учреждениям образования в Ш квартале 1997 года ассигнования в сумме 200 000 млн.руб. для погашения кредиторской задолженности за 1996 год по коммунальным услугам. 6. Комитету образования совместно: 6.1. С заинтересованными городскими организациями реализовать в течение 1997/98 учебного года планы совместных действий по дальнейшему совершенствованию системы образования в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.05.97 N 377 "О ходе подготовки системы образования г.Москвы к новому 1997-1998 учебному году". 6.2. С АО "Московский учебник" обеспечить до 25.08.97 доставку в образовательные учреждения учебников, включенных в Титул 1997-1998 учебного года по федеральному и региональному компонентам. 6.3. С Комитетом здравоохранения, Центром госсанэпиднадзора в г.Москве подготовить до 01.12.97 межведомственную программу на 1998-2000 гг. "Образование и здоровье". 6.4. С Комплексом перспективного развития города в двухмесячный срок внести поадресные предложения о привязке дополнительных школ в районах массового жилищного строительства по срокам ввода. 7. Префектам административных округов: 7.1. Взять на контроль окончание капитального ремонта на объектах системы образования, вводимых в Ш и IV кварталах 1997 года. 7.2. В целях социальной реабилитации и постинтернатной адаптации воспитанников детских домов и школ-интернатов предоставить в течение 1997 года жилую площадь выпускникам сиротских учреждений 1996/97 учебного года в соответствии с действующим жилищным законодательством. 7.3. Оказать содействие окружным управлениям образования: 7.3.1. В благоустройстве до 25.08.97 территорий образовательных учреждений и спортивных площадок, в том числе школ-новостроек. 7.3.2. В организации и обеспечении культурных и спортивно-массовых мероприятий, проводимых под девизом "Москва - открытый мир детства". 7.3.3. В организации массового обучения детей плаванию в режиме учебного дня образовательного учреждения. 8. АО ХК "Главмосстрой", АО "Моспромстрой" завершить в полном объеме ввод в строй объектов системы образования 1997 года в соответствии с приложениями 6,7 постановления Правительства Москвы от 20.05.97 N 377 "О ходе подготовки системы образования г.Москвы к новому 1997-1998 учебному году". 9. Департаменту потребительского рынка и услуг: 9.1. Организовать с 01.09.97 питание учащихся общеобразовательных школ города в соответствии с примерными вариантами рационов питания, согласованных с городскими структурами. 9.2. Совместно с префектами административных округов организовать накануне нового учебного года широкую распродажу школьно-письменных принадлежностей и других товаров школьного ассортимента. 9.3. Совместно с Департаментом науки и промышленной политики обеспечить заключение договоров оптовых и розничных торговых организаций с промышленными предприятиями г.Москвы на поставку школьно-письменных принадлежностей и других товаров школьного ассортимента на период широкой распродажи. 10. Комитету труда и занятости при формировании программы 1998 года предусмотреть целевые ассигнования на подготовку к новому учебному году образовательных учреждений системы профтехобразования. 11. Главному управлению внутренних дел г.Москвы с целью предупреждения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков провести с 20 августа по 1 сентября 1997 года Неделю безопасности дорожного движения. 12. Департаменту финансов: 12.1. Профинансировать расходы, указанные в пункте 5 настоящего постановления за счет доходов, дополнительно полученных при исполнении бюджета г.Москвы за Ш квартал 1997 года. 12.2. Осуществить распределение расходов, указанных в пункте 5 настоящего постановления, по префектурам административных округов и Комитету образования, согласно расчетам, представленным Управлением бюджетного планирования городского заказа. 13. МНИИТЭПу в сроки, согласованные с Комитетом образования, разработать планировочные решения блок-элементов школьных зданий для строительства в центральной части города и представить на утверждение первому заместителю Премьера Правительства Москвы Шанцеву В.П. 14. АО "Москапстрой": 14.1. Предусмотреть в 1997-1998 годах разработку индивидуального проекта для повторного применения общеобразовательной школы с увеличенным количеством спортивных залов и сооружений. 14.2. Разрешить на период до 2000 года привязку дополнительных школ в соответствии с их новой вместимостью в районах массового жилищного строительства на ранее отведенных участках. 15. Москомархитектуре предусматривать в разрабатываемых планах детальной планировки и застройки новых микрорайонов резервацию земельных участков для строительства, в случае необходимости, объектов образования. 16. Департаменту экономической политики и развития Москвы предусмотреть выделение необходимых средств для привязки дополнительных школ на ввод в 1998-2000 гг. 17. Комплексу социальной сферы организовать тендер по подбору подрядных организаций на строительство объектов образования. 18. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьера Правительства Москвы Коробченко В.А. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 19 августа 1997 года N 653 ПОЛОЖЕНИЕ об общеобразовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г.Москве 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в целях сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, реализации национально-культурных прав граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям. 1.2. Общеобразовательная школа с этнокультурным (национальным) компонентом образования (далее - Школа) - вид государственного учреждения, реализующего федеральные и региональные образовательные программы, а также образовательные программы по изучению национальных языков, истории, культуры и традиций народа. 1.3. Для негосударственных образовательных организаций с этнокультурным (национальным) компонентом данное Положение является примерным. 1.4. Учредителем Школы является Комитет образования. 1.5. Школа является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, заключать договоры, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет основные и оборотные средства, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банке, имеет гербовую печать установленного образца. 1.6. В своей деятельности Школа руководствуется законодательством Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.94 N 1008 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 09.09.96 N 1058 и от 15.01.97 N 38), Федеральным законом "О национально-культурной автономии", постановлением Правительства Москвы от 20.05.97 N 377 "О ходе подготовки системы образования к новому 1997-1998 учебному году". 1.7. К особенным целям и задачам Школы относятся: - развитие личности ребенка на основе гармоничного включения богатства национального культурного наследия в общероссийский социокультурный контекст; - создание условий, обеспечивающих использование этнической культуры для эффективного развития творческой личности во всех сферах ее будущей деятельности; - удовлетворение этнокультурных потребностей населения в сфере образования; - обеспечение каждому учащемуся возможности изучения родного языка, литературы, истории, национально-культурных традиций; - формирование гражданских чувств, воспитание любви к Родине и семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию, совершенствование межнациональных отношений. 1.8. Школа открывается приказом Комитета образования по согласованию с префектурой соответствующего административного округа. 1.9. Для открытия Школы в Комитет образования должны быть представлены: - устав; - образовательная программа; - индивидуальный учебный план; - штатное расписание. 1.10. Школа может разрабатывать и издавать учебно-методическую литературу в установленном законом порядке. 1.11. Школа имеет право организовывать питание детей с учетом национальных традиций и обычаев, при соблюдении санитарно-гигиенических норм питания и согласовании соответствующих служб. 2. Основные характеристики организации образовательного процесса 2.1. Комплектование Школы производится по письменным заявлениям родителей (законных представителей) независимо от их места проживания в г.Москве и национальной принадлежности при их согласии с образовательной программой Школы. 2.2. Школа реализует следующие образовательные программы: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы. 2.3. Организация образовательного процесса в Школе строится на основе учебного плана, разрабатываемого Школой самостоятельно в соответствии с примерным государственным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий. 2.4. Количество обучающихся в классе должно соответствовать установленным нормам для школ с изучением отдельных предметов. При проведении занятий по иностранному языку в 4-11 классах и трудовому обучению в 5-11 классах, физической культуре в 10-11 классах, по информатике и вычислительной технике, физике и химии ( во время практических занятий) допускается деление класса на две группы. Школа может формировать отдельные подгруппы по изучению предметов на национальном (родном) языке в пределах имеющихся бюджетных ассигнований. 2.5. Выдача документа о получении выпускниками Школы основного общего и среднего (полного) общего образования, награждение золотыми и серебряными медалями, похвальными грамотами, освобождение от экзаменов осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами. 2.6. Дополнительное образование в школах данного вида строится на основе всестороннего развития личности, специфики избранного профиля, этнокультурной направленности. 2.7. Обеспечение учащихся учебниками и учебными пособиями, входящими в федеральный и региональный комплект учебников, осуществляется в установленном порядке. Учебники и учебные пособия этнокультурного цикла Школа получает из республик и стран - носителей языка на договорных началах. 2.8. Школа может привлекать для преподавания предметов этнокультурного цикла зарубежных специалистов в соответствии с установленным порядком. 2.9. Внедрение в учебный процесс новых нетрадиционных учебных программ возможно после получения экспертной оценки по согласованию с Комитетом образования. 2.10. В Школе наряду с российскими государственными праздниками могут отмечаться национально-традиционные праздники. Наряду с государственной российской символикой в Школе допускается использование национально-традиционной символики. 3. Этноконфессиональное содержание образования и духовно-нравственное воспитание 3.1. Признавая значимость национальных духовных культур в деле обучения и воспитания молодежи, государство уважает право учреждений национального (этнокультурного) образования развивать образовательную деятельность и разрабатывать образовательную программу на мировоззренческой, духовно-нравственной основах и в соответствующих им формах. Свобода убеждений и вероисповеданий обеспечивается в соответствии с нормами федерального законодательства о свободе вероисповеданий. 3.2. Этноконфессиональные учебные предметы по изучению религий, признанных культурообразующими в соответствующих национальных общностях и формирующими уклад жизни семьи, народа, государства, изучаются в объеме, определяемом высшим органом самоуправления школы. 3.3. Светский характер государственной системы образования и образовательных программ, реализуемых в Школе, обеспечивается организационно-правовой независимостью государственного образовательного учреждения от религиозных и атеистических организаций, подотчетностью директора школы Учредителю и высшему органу самоуправления школы, контролем методических служб Учредителя за освоением стандартов образования и преподаванием этноконфессиональных, религиоведческих и других мировоззренческих учебных курсов. 3.4. Преподавание религиоведческих дисциплин осуществляется в соответствии со статьей 9 Закона РСФСР "О свободе вероисповеданий": факультативно, по желанию граждан. 4. Управление Школой 4.1. Управление Школой осуществляется в соответствии с нормативными актами на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья учащихся, свободного развития личности. 4.2. Общее руководство Школой осуществляет представительный (выборный) орган - совет школы либо иные формы самоуправления Школой. Порядок образования и компетенция данного органа регулируется уставом учреждения. 4.3. Непосредственное руководство Школой осуществляет директор, права и обязанности которого определены Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, должностными инструкциями. 4.4. Директор Школы назначается окружным управлением образования. Представители общественных национально-культурных организаций могут принимать участие в работе Школы (рекомендовать конкретное лицо на должность директора, принимать участие в попечительском совете, оказывать помощь в подборе учительских кадров, оснащении педагогического процесса и т.д.). 4.5. Директор Школы несет ответственность за выполнение заявленной программы и создание необходимых условий для ее успешного осуществления. 5. Финансирование Школы 5.1. Основным источником финансирования Школы являются бюджетные ассигнования, выделяемые Учредителем. Школа вправе привлекать в установленном порядке дополнительные финансовые средства. 5.2. Ставки (должностные оклады) педагогических и библиотечных работников по дисциплинам этнокультурного (национального) компонента повышаются на 15 %. 5.3. Школе можно выделять до 10 ставок преподавателей для индивидуальной внеурочной работы по развитию творческой деятельности учащихся этнокультурной направленности. 5.4. С учетом специфики содержания и организации учебно-воспитательного процесса в штатном расписании с согласия Учредителя может быть предусмотрена должность заместителя директора, курирующего этнокультурное направление образовательной программы. 5.5. Должностные оклады директора и его заместителей с согласия Учредителя устанавливаются на уровне должностных окладов аналогичных работников образовательных школ с контингентом учащихся свыше 1600 человек. 6. Ликвидация и реорганизация Школы Ликвидация и реорганизация Школы осуществляется решением Учредителя в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об образовании". Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 19 августа 1997 года N 653 ПОЛОЖЕНИЕ о дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г.Москве 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение призвано регулировать деятельность государственных дошкольных образовательных учреждений с этнокультурным (национальным) компонентом образования. 1.2. Для негосударственного дошкольного образовательного учреждения с этнокультурным (национальным) компонентом образования данное положение является примерным. 1.3. Дошкольное образовательное учреждение с этнокультурным (национальным) компонентом образования (далее - ДОУ) - вид образовательного учреждения, реализующего образовательную программу дошкольного уровня образования в пределах стандарта и обеспечивающего изучение национального языка, культуры, традиций народа - носителя языка. 1.4. В своей деятельности ДОУ руководствуется законодательством Российской Федерации, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, приказами, распоряжениями Комитета образования, настоящим Положением, своим уставом, договором между учреждением и родителями (законными представителями). 1.5. Основными задачами ДОУ с этнокультурным (национальным) компонентом образования являются: - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка; - обеспечение физического, социально-нравственного, художественно-эстетического и познавательного развития детей в соответствии со стандартом дошкольного уровня образования; - приобщение детей к общечеловеческим ценностям; - изучение национального (родного) языка, развитие лингвистических способностей; - приобщение к культуре и традициям народа - носителя языка; - взаимодействие с семьей по принципу активного вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения, оказание им консультативной помощи, формирование у родителей представлений об основных целях и задачах воспитания детей дошкольного возраста, роли этнической культуры в развитии ребенка. 1.6. Для осуществления коррекции отклонений в развитии и здоровье детей ДОУ может иметь в своем составе компенсирующие и оздоровительные группы. 1.7. ДОУ несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, определенных уставом, жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса, качество реализации образовательных программ, соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизическим возможностям детей. 1.8. В государственном ДОУ образование носит светский характер. 1.9. ДОУ имеет право организовывать питание детей с учетом национальных традиций и обычаев, при соблюдении санитарно-гигиенических норм питания и согласовании соответствующих служб. 2. Порядок создания дошкольного образовательного учреждения с этнокультурным (национальным) компонентом образования 2.1. ДОУ открывается приказом Комитета образования по согласованию с префектурой соответствующего административного округа. 2.2. Для открытия ДОУ в Комитет образования должны быть представлены: - устав, - образовательная программа, - штатное расписание с обоснованием необходимости дополнительных штатных единиц. 3. Комплектование дошкольного образовательного учреждения с этнокультурным (национальным) компонентом образования. 3.1. При зачислении в ДОУ преимущественным правом наряду с существующими льготными категориями пользуются дети, родители которых согласны с образовательной программой ДОУ. 3.2. В связи со спецификой образовательного процесса количество детей в дошкольной группе не должно превышать 15 человек. 4. Финансирование дошкольного образовательного учреждения с этнокультурным (национальным) компонентом образования 4.1. ДОУ является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, заключать договора, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет основные и оборотные средства, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банке, имеет гербовую печать установленного образца. 4.2. Источниками формирования имущества и финансирования ДОУ являются: - бюджетные и внебюджетные средства; - имущество, переданное учреждению собственником или уполномоченным им органом; - средства родителей (законных представителей), получаемые за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц; - доход, получаемый от реализации продукции и услуг, а также от других видов разрешенной самостоятельной деятельности; - кредиты банков и других организаций; - другие источники в соответствии с действующим законодательством. 4.3. ДОУ руководствуется индивидуальным штатным расписанием, утвержденным Комитетом образования. 4.4. Ставки (должностные оклады) заведующих детскими садами, воспитателей, музыкальных руководителей, воспитателей-методистов, использующих в своей работе дисциплины этнокультурного (национального) компонента, повышаются на 15 процентов. 5. Основы организации учебно-воспитательного процесса 5.1. Содержание образовательного процесса в учреждении определяется программой дошкольного образования. Учреждение самостоятельно в выборе программы из комплексных вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образования, внесении изменения в них, а также разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиям Московского стандарта дошкольного уровня образования. 5.2. Программы, разрабатываемые ДОУ, проходят экспертизу в окружном методическом центре. 5.3. Образовательная программа должна предусматривать сохранение баланса между базисным и вариативным содержанием, отражающим социокультурные и национальные традиции. Образовательная программа должна иметь целостный комплексный характер и быть направлена на реализацию основных линий развития ребенка (познавательная, социально-нравственная, художественно-эстетическая, физическая), формирование базисных характеристик его личности; укрепление физического и психического здоровья детей, их полноценное всестороннее развитие. 5.4. Организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ должна обеспечивать развитие основных видов детской деятельности. 5.5. Направления образовательной программы могут быть наполнены различным содержанием, соответствующим возрастным психофизическим особенностям и задачам этнокультурного развития. 5.6. Образовательный процесс содержит широкий спектр гибких форм обучения и воспитания, в том числе этнически обусловленных. 5.7. Воспитание и обучение в дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным (национальным) компонентом образования осуществляется в условиях двуязычия: на русском и национальном (родном) языке, определяемом высшим органом самоуправления по согласованию с Учредителем. 5.8. В ДОУ наряду с российскими государственными праздниками могут отмечаться национально-традиционные праздники. Наряду с государственной российской символикой в ДОУ допускается использование национально-традиционной символики. 6. Управление дошкольным образовательным учреждением с этнокультурным (национальным) компонентом образования 6.1. Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления ДОУ являются: попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом. 6.2. Непосредственное руководство ДОУ осуществляет заведующий, права и обязанности которого определены Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, уставом учреждения. 6.3. Заведующий ДОУ с этнокультурным (национальным) компонентом образования назначается окружным управлением образования. Представители общественных национально-культурных организаций, фондов, принимающие участие в создании и работе данного учреждения, могут рекомендовать конкретное лицо на должность заведующего. 7. Ликвидация и реорганизация учреждения Ликвидация и реорганизация ДОУ осуществляется решением Учредителя в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об образовании". |