ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ, И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ И ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБРАЗО. Постановление. Правительство РФ. 28.08.97 1117

         ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ
  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
  В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ, И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ
      ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ И ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ
                      ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
     ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          28 августа 1997 г.
                                N 1117

                                 (Д)

     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемое  Типовое  положение  об оздоровительном
образовательном учреждении санаторного типа для детей,  нуждающихся  в
длительном лечении.
     2. В   абзаце   втором   пункта   1   Типового    положения    об
общеобразовательной   школе-интернате,   утвержденного  постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г.  N 612 (Собрание
законодательства   Российской   Федерации,  1995,  N  28,  ст.  2671),
исключить слова: "санаторно-лесных школ, санаторных школ-интернатов".
     3. В  пункте  1  Типового положения об образовательном учреждении
для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся   без   попечения   родителей,
утвержденного  постановлением  Правительства Российской Федерации от 1
июля 1995 г.  N 676 (Собрание законодательства  Российской  Федерации,
1995, N 28, ст. 2693), исключить абзац шестой.


Председатель Правительства
Российской Федерации                                     В.Черномырдин




                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                               от 28 августа 1997 года
                                                                N 1117


                          ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

    об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа
             для детей, нуждающихся в длительном лечении

                          I. Общие положения

     1. Настоящее  Типовое   положение   регулирует   образовательную,
финансово-хозяйственную,  реабилитационную  и  лечебно-оздоровительную
деятельность оздоровительных  образовательных  учреждений  санаторного
типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
     Настоящее Положение  является  типовым  для   государственных   и
муниципальных  оздоровительных  образовательных учреждений санаторного
типа  для  детей,  нуждающихся  в   длительном   лечении   (санаторных
школ-интернатов,  санаторно-лесных школ,  санаторных детских домов для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
     Для оздоровительных  образовательных  учреждений санаторного типа
для    детей,    нуждающихся    в     длительном     лечении,     иной
организационно-правовой  формы  настоящее  Типовое положение выполняет
функции примерного.
     На основе    настоящего    Типового   положения   оздоровительное
образовательное учреждение санаторного типа для детей,  нуждающихся  в
длительном лечении (далее именуется - учреждение),  разрабатывает свой
устав.
     2. Учреждение   создается   в   целях  оказания  помощи  семье  в
воспитании   и   получении   образования,    обеспечения    проведения
реабилитационных  и  лечебно-оздоровительных мероприятий,  адаптации к
жизни в обществе,  социальной защиты и разностороннего развития детей,
нуждающихся в длительном лечении.
     3. Деятельность учреждения осуществляется на принципах демократии
и гуманизма,  общедоступности,  приоритета общечеловеческих ценностей,
свободного  развития  личности,  автономности  и  светского  характера
образования.
     4. Учреждение несет в установленном законодательством  Российской
Федерации   порядке  ответственность  перед  органами  государственной
власти, органами местного самоуправления, обучающимися и их родителями
(законными   представителями)  за  реализацию  конституционного  права
граждан на получение бесплатного образования,  качество образования  и
его   соответствие   государственным  образовательным  стандартам,  за
адекватность  применяемых  форм,   методов   и   средств   организации
образовательного процесса,  реабилитационной и лечебно-оздоровительной
работы  возрастным  психофизиологическим  особенностям,   склонностям,
способностям, интересам, требованиям охраны жизни и здоровья детей.
     5. Учреждение в своей деятельности  руководствуется  федеральными
законами,  указами  и  распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства  Российской  Федерации,
решениями  соответствующего органа управления образованием,  настоящим
Типовым положением.

               II. Организация деятельности учреждения

     6. Учреждение создается учредителем  (учредителями)  при  наличии
необходимых  условий  для обучения,  воспитания,  лечения и проживания
детей и  регистрируется  в  порядке,  установленном  законодательством
Российской Федерации.
     7. Порядок  открытия,  реорганизации  и   ликвидации   учреждения
определяется законодательством Российской Федерации.
     8. Статус       учредителя        (учредителей)        определяет
организационно-правовую форму учреждения.
     Учредителями государственного учреждения могут  быть  федеральные
органы  исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
     Учредителями муниципального  учреждения  являются органы местного
самоуправления.
     Допускается совместное учредительство учреждения.
     Учредительными документами  учреждения  являются  решение  о  его
создании или договор учредителей, а также устав учреждения.
     Передача государственного учреждения в ведение  органов  местного
самоуправления допускается только с согласия этих органов.
     9. Отношения  между  учредителем  (учредителями)  и   учреждением
определяются  договором,  заключенным  между  ними  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     10. Права    юридического   лица   в   части   ведения   уставной
финансово-хозяйственной  деятельности,  направленной   на   подготовку
образовательного  процесса,  возникают  у  учреждения  с  момента  его
регистрации. Как юридическое лицо оно имеет устав, закрепленное за ним
имущество,  расчетный и другие счета в банковских учреждениях,  печать
установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
     11. Право  на  ведение  образовательной  деятельности  и  льготы,
предоставляемые законодательством Российской  Федерации,  возникают  у
учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
     12. Учреждение проходит государственную аккредитацию и аттестацию
в    порядке,   установленном   Законом   Российской   Федерации   "Об
образовании".
     13. Учреждение  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации  вправе  участвовать  в  образовании  объединений  в   форме
ассоциаций и союзов.
     14. Количество классов в учреждении определяется в зависимости от
санитарных    норм    и   условий,   необходимых   для   осуществления
образовательного процесса и лечебно-оздоровительной работы.
     При наличии  соответствующих  санитарно-гигиенических  условий  в
учреждении могут открываться группы для  детей  дошкольного  возраста.
Работа  в  них  осуществляется  в  соответствии с Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении.
     15. В  городском  учреждении  предельная наполняемость классов не
должна превышать 20 человек,  а воспитательных групп - 10,  в сельских
учреждениях - соответственно 15 и 7 человек.
     При наличии  необходимых  условий  и   средств   (в   том   числе
внебюджетных) возможно комплектование классов и воспитательных групп с
меньшей наполняемостью.
     При проведении  занятий  в 4-11 классах по иностранному языку,  в
5-11 классах по трудовому обучению,  в 10-11 классах  по  информатике,
вычислительной   технике,   физике  и  химии  (во  время  практических
занятий),  в 1-11 классах по лечебной физической культуре,  в бассейне
допускается деление класса на две группы.
     При наличии  необходимых  условий  и   средств   (в   том   числе
внебюджетных)   возможно   деление   на   группы   классов  с  меньшей
наполняемостью, а также 1-3 классов при изучении иностранного языка.

                     III. Образовательный процесс

     16. Учреждение  реализует  образовательные  программы  начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
     Образовательный процесс в  учреждении  осуществляется  на  основе
учебного   плана,   разрабатываемого   и   утверждаемого   учреждением
самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий, составляемым с
учетом  лечебно-охранительного  режима,  предусматривающего проведение
комплекса профилактических и лечебных мероприятий с детьми.
     17. Режим   дня,  обеспечивающий  научно  обоснованное  сочетание
обучения,   труда,   лечения   и   отдыха,   составляется   с   учетом
продолжительности пребывания детей в учреждении.
     Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года
не менее 36 календарных дней, летом - не менее 10 недель.
     Для обучающихся в первом классе в  течение  года  устанавливаются
дополнительные недельные каникулы.
     18. Трудовое воспитание детей осуществляется на основе соединения
обучения   с  приобретением  трудовых  навыков  с  учетом  медицинских
показаний и рекомендаций врачей-специалистов учреждения.
     19. В  учреждении  могут  создаваться  различные  клубы,  секции,
кружки, студии и другие объединения по интересам.
     20. В  соответствии  с  законодательством Российской Федерации об
образовании    учреждение    может    реализовывать     дополнительные
образовательные   программы   и   оказывать   платные   дополнительные
образовательные  услуги  за  рамками  соответствующих  образовательных
программ и государственных образовательных стандартов.

       IV. Участники учебно-воспитательного процесса, работники
                  учреждения, их права и обязанности

     21. Участниками  учебно-воспитательного  процесса  в   учреждении
являются   дети,  педагогические  и  медицинские  работники,  родители
(законные представители).
     22. Направление   детей   в  учреждение  осуществляется  органами
управления  образованием  в   порядке,   установленном   Министерством
образования   Российской  Федерации  и  Министерством  здравоохранения
Российской    Федерации,    при    согласии    родителей     (законных
представителей).
     Прием детей в учреждение осуществляется в  порядке,  определяемом
его уставом.
     23. Зачисление  детей  в  учреждение  производится  по  заявлению
родителей  (законных  представителей),  а  в  отдельных  случаях  - по
решению  органов  опеки  и   попечительства,   муниципальных   органов
управления     образованием     в     соответствии    с    заключением
клинико-экспертной  комиссии  амбулаторно-поликлинического  учреждения
или  комиссии  противотуберкулезного  диспансера  по  месту жительства
ребенка на основании документов, перечень которых определяется уставом
учреждения.
     24. Срок пребывания детей в  учреждении  зависит  от  медицинских
показаний  по  перечню,  утверждаемому  Министерством  здравоохранения
Российской Федерации.  Конкретные сроки пребывания детей в  учреждении
определяются врачами-специалистами данного учреждения.
     25. Плата за содержание детей в учреждении с родителей  (законных
представителей) не взимается.
     26. При поступлении в учреждение дети  должны  иметь  необходимый
комплект одежды и обуви,  указанный в путевке (направлении),  выданной
соответствующим органом управления образованием.
     27. Администрация  учреждения  при поступлении детей в учреждение
обязана  ознакомить  родителей  (законных  представителей)  с  уставом
данного учреждения.
     28. Права   и   обязанности   детей,   их   родителей   (законных
представителей)    определяются    уставом    учреждения    и   иными,
предусмотренными этим уставом актами.
     29. Порядок       комплектования      работниками      учреждения
регламентируется его уставом.  Для работников учреждения работодателем
является администрация данного учреждения.
     На педагогическую и медицинскую работу принимаются лица,  имеющие
необходимую профессионально-педагогическую и медицинскую квалификацию,
соответствующую   требованиям   квалификационной   характеристики   по
должности  и  полученной специальности,  подтвержденную документами об
образовании.
     30. Отношения  работника  и администрации учреждения регулируются
трудовым   договором   (контрактом),   условия   которого   не   могут
противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
     Срок действия   трудового   договора   (контракта)   определяется
работником и работодателем при его заключении.
     31. Работники учреждения имеют  право  на  участие  в  управлении
учреждением  в  порядке,  определяемом уставом учреждения,  а также на
защиту своей профессиональной чести и достоинства.
     32. Права   и   обязанности   работников   учреждения,   а  также
предоставляемые  им  социальные   гарантии   и   льготы   определяются
законодательством Российской Федерации,  настоящим Типовым положением,
уставом     учреждения,     правилами     внутреннего      распорядка,
квалификационными    характеристиками    работников    образовательных
учреждений и учреждений здравоохранения.
     33. Психологическую   реабилитацию   детей,   консультативную   и
психопрофилактическую  работу   с   педагогическими   и   медицинскими
работниками,   родителями  (законными  представителями)  в  учреждении
осуществляет педагог-психолог.
     34. Медицинские  работники  доводят  до  сведения  педагогических
работников результаты углубленных осмотров детей, дают рекомендации по
их  медико-педагогической реабилитации;  совместно с педагогами решают
вопросы выбора профилей трудовой подготовки и профориентации детей, их
участия в трудовой деятельности.
     35. Медицинские  работники   совместно   с   педагогом-психологом
оказывают    помощь    педагогическим    работникам    в   организации
индивидуального   и   дифференцированного   подхода   к   детям    при
осуществлении  образовательного  процесса  с  учетом  особенностей  их
развития и состояния  здоровья,  в  выполнении  медико-психологических
рекомендаций;  ведут  просветительскую  работу среди детей,  родителей
(законных представителей), педагогических работников по ознакомлению с
санитарно-гигиеническим режимом учреждения,  особенностями медицинской
реабилитации, формирования у детей навыков здорового образа жизни.

            V. Организация лечебно-оздоровительной работы

     36. Лечебно-оздоровительные,                    реабилитационные,
санитарно-гигиенические  и профилактические мероприятия,  направленные
на  оздоровление   детей,   осуществляются   в   учреждении   штатными
медицинскими или закрепленными за учреждением органами здравоохранения
медицинскими  работниками,   а   также   педагогическими   работниками
учреждения.
     В своей    работе    медицинские    работники     руководствуются
соответствующими  нормативными  и  методическими  материалами  органов
здравоохранения.
     37. Под  руководством врачей-специалистов в учреждении проводятся
лечебно-оздоровительные и реабилитационные  мероприятия,  направленные
на профилактику рецидивов болезни и улучшение здоровья детей.
     Учреждение помимо осуществления медико-оздоровительных программ и
гарантированного  объема бесплатной медицинской помощи может оказывать
в установленном порядке дополнительно платные лечебные услуги.
     Занятия по  лечебной физкультуре проводятся инструктором лечебной
физкультуры или преподавателем, имеющим соответствующую подготовку.
     38. Режим  дня  устанавливается с учетом максимального пребывания
детей  на  воздухе,  где   предусматривается   проведение   уроков   и
внеклассных мероприятий, большой перемены и дневной сон.
     Принятие процедур,  определенных курсом лечения,  планируется для
каждого  ребенка  индивидуально при условии согласования с расписанием
занятий.
     В целях   охраны  здоровья  детей  в  период  проведения  лечения
медицинские  работники  могут   рекомендовать   детям   со   сниженной
работоспособностью щадящий режим с предоставлением дополнительных дней
отдыха в течение недели,  а также выделение одного  дня  в  неделю  на
проведение  занятий  физической  культурой,  спортивных мероприятий на
воздухе, прогулок, походов, посещение выставок.
     39. В  учреждении на каждого ребенка заводится медицинская карта,
выписка из которой выдается  родителям  (законным  представителям)  по
окончании срока пребывания ребенка в учреждении.
     40. Контроль   за   организацией    и    проведением    комплекса
реабилитационных  и  лечебно-оздоровительных  мероприятий в учреждении
осуществляется   органами   управления   здравоохранением   по   месту
нахождения данного учреждения.
     Органы управления здравоохранением оказывают помощь учреждению  в
укомплектовании    его   штата   медицинским   персоналом,   повышении
квалификации        медицинских        работников,         привлечении
научно-исследовательских   и   медицинских   институтов  для  оказания
консультативной   помощи   и   во   внедрении   современных    методов
лечебно-оздоровительной работы.

                      VI. Управление учреждением

     41. Управление   учреждением   осуществляется  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации и уставом учреждения.
     42. Управление    учреждением    осуществляется    на   принципах
единоначалия  и  самоуправления.  Формами  самоуправления   учреждения
являются  совет  учреждения,  попечительский  совет,  общее  собрание,
педагогический совет и  др.  Порядок  выборов  органов  самоуправления
учреждения и их компетенция определяются его уставом.
     43. Непосредственное   руководство    учреждением    осуществляет
прошедший соответствующую аттестацию директор.
     Найм (прием)  на  работу  директора  государственного  учреждения
осуществляется   в  порядке,  определяемом  уставом  учреждения,  и  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     44. Директор учреждения несет ответственность за исполнение своих
функциональных   обязанностей,    предусмотренных    квалификационными
требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом учреждения.

                 VII. Имущество и средства учреждения

     45. Собственник  имущества  (уполномоченный  им орган) в порядке,
установленном  законодательством  Российской   Федерации,   закрепляет
имущество за учреждением.
     Земельные участки  закрепляются  за  учреждением   в   бессрочное
бесплатное пользование.
     Объекты собственности,  закрепленные за учреждением,  находятся в
его оперативном управлении.
     Учреждение владеет,  пользуется и распоряжается  закрепленным  за
ним  на  праве  оперативного  управления  имуществом  в соответствии с
назначением   имущества,   уставом,    законодательством    Российской
Федерации.
     Изъятие и   (или)   отчуждение   имущества,   закрепленного    за
учреждением,  допускается  только  в  случаях  и  в  порядке,  которые
предусмотрены законодательством Российской Федерации.
     46. Учреждение в соответствии с установленными нормативами должно
иметь    необходимые    помещения,    сооружения    для    организации
образовательного процесса,  лечебно-оздоровительной работы,  трудового
обучения, быта и отдыха обучающихся.
     Оснащение, монтаж и установка медицинского оборудования, контроль
за его эксплуатацией и ремонт проводятся по  договорам  организациями,
имеющими государственную лицензию на выполнение этих работ.
     47. Учреждение   несет   ответственность   перед    собственником
имущества  (уполномоченным  им  органом)  за сохранность и эффективное
использование имущества.  Контроль за деятельностью учреждения в  этой
области  осуществляется  собственником  имущества  (уполномоченным  им
органом).
     48. Деятельность   учреждения   финансируется   его   учредителем
(учредителями) в соответствии с договором между ними.
     Источниками формирования    имущества   и   финансовых   ресурсов
учреждения являются:
     собственные средства учредителя (учредителей);
     бюджетные и внебюджетные средства;
     имущество, закрепленное  за  учреждением  собственником имущества
(уполномоченным им органом);
     кредиты банков и других кредитных организаций;
     средства спонсоров;  добровольные  пожертвования   физических   и
юридических  лиц и другие источники в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
     Финансирование учреждения      осуществляется      на      основе
государственных ( в том числе ведомственных) и  местных  нормативов  в
расчете на одного ребенка в зависимости от вида учреждения.
     Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой
снижения  нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из
бюджета учредителя (учредителей).
     49. Учреждение  вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную
деятельность  и  распоряжаться  доходами  от   этой   деятельности   в
соответствии   со  своим  уставом  и  с  законодательством  Российской
Федерации, регулирующим предпринимательскую деятельность.
     50. Учреждение  устанавливает  работникам ставки заработной платы
(должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки по  оплате  труда
работников  бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными
требованиями и на основании решения аттестационной  комиссии,  виды  и
размеры  надбавок,  доплат  и других выплат стимулирующего характера в
пределах средств,  направляемых на оплату труда,  а  также  определяет
структуру  управления  деятельностью  учреждения,  штатное расписание,
распределение должностных обязанностей.
     51. Учреждение  может осуществлять международное сотрудничество и
внешнеэкономическую деятельность в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
     52. При ликвидации учреждения учитываемые  на  отдельном  балансе
доходы,    полученные    от    предпринимательской   деятельности,   и
приобретенное за счет этих  доходов  имущество  за  вычетом  платежей,
связанных   с   выполнением  обязательств,  направляются  на  развитие
образования в соответствии с уставом учреждения.