ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Постановление. Правительство РФ. 19.09.97 1204

   ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
         ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                         19 сентября 1997 г.
                                N 1204

                                 (Д)


     Правительство Российской Федерации постановляет:
     Утвердить прилагаемое  Типовое   положение   об   образовательном
учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.


Председатель Правительства
Российской Федерации                                     В.Черномырдин



                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                              от 19 сентября 1997 года
                                                                N 1204

                          ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

         об образовательном учреждении для детей дошкольного
                    и младшего школьного возраста

                          I. Общие положения

     1. Образовательное учреждение для детей  дошкольного  и  младшего
школьного   возраста   (далее   именуется   -   учреждение)   является
образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы
дошкольного и начального общего образования.
     2. Основные  цели  учреждения  -  осуществление  образовательного
процесса   путем   обеспечения   преемственности  между  дошкольным  и
начальным  общим  образованием,  оптимальных  условий  для  охраны   и
укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников
и обучающихся.
     3. Учреждение  создается  в  качестве образовательного учреждения
для детей с 3-х до 10 лет,  а  в  исключительных  случаях  -  с  более
раннего возраста.
     4. Настоящее  Положение  является  типовым  для  следующих  видов
государственных и муниципальных учреждений:
     начальной школы-детского сада;
     начальной школы-детского    сада   компенсирующего   вида   -   с
осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в  физическом  и
психическом развитии воспитанников и обучающихся;
     прогимназии - с приоритетным осуществлением одного или нескольких
направлений  развития  воспитанников и обучающихся (интеллектуального,
художественно-эстетического, физического и др.).
     Для иных  образовательных учреждений этого типа настоящее Типовое
положение является примерным.
     5. На    основе    настоящего   Типового   положения   учреждение
разрабатывает свой устав.
     6. В  своей  деятельности учреждение руководствуется федеральными
законами,  указами и распоряжениями Президента  Российской  Федерации,
постановлениями  и  распоряжениями Правительства Российской Федерации,
решениями соответствующего органа управления  образованием,  настоящим
Типовым положением.
     7. Учреждение несет в установленном законодательством  Российской
Федерации    порядке    ответственность   за   невыполнение   функций,
определенных   его   уставом;   нарушение    конституционного    права
воспитанников  и  обучающихся  на  получение бесплатного дошкольного и
начального   общего   образования    в    пределах    государственного
образовательного    стандарта;   реализацию   не   в   полном   объеме
образовательных программ и их качество; соответствие применяемых форм,
методов  и  средств  организации образовательного процесса возрастным,
психо-физиологическим   особенностям,    склонностям,    способностям,
интересам и потребностям воспитанников и обучающихся; жизнь и здоровье
воспитанников  и   обучающихся,   работников   учреждения   во   время
образовательного процесса.
     8. Учреждение создается учредителем по собственной  инициативе  и
регистрируется   уполномоченным   органом  в  заявительном  порядке  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     9. Учредителем  (учредителями)  государственного учреждения могут
быть федеральные органы исполнительной власти и органы  исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
     Учредителем муниципального  учреждения  является  орган  местного
самоуправления.
     10. Отношения  между  учредителем  (учредителями)  и  учреждением
определяются  договором,  заключенным  между  ними  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     11. Право  на  ведение  образовательной  деятельности  и  льготы,
установленные  законодательством  Российской   Федерации,   учреждение
получает с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
     12. Учреждение  является  юридическим  лицом,  владеет  на  праве
оперативного  управления закрепленным за ним имуществом,  имеет устав,
самостоятельный  баланс,  расчетный  и  другие  счета   в   банковских
учреждениях,  печать  установленного образца,  штамп,  бланки со своим
наименованием.
     13. Аттестация    и   государственная   аккредитация   учреждения
осуществляются в порядке,  установленном Законом Российской  Федерации
"Об образовании".
     14. Учреждение  может  быть   реорганизовано,   ликвидировано   в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     При реорганизации   (изменении   организационно-правовой   формы,
статуса)   учреждения   его   устав,   лицензия   и   свидетельство  о
государственной аккредитации утрачивают силу.
     Ликвидация учреждения   может   осуществляться   по  решению  его
учредителя    (учредителей)    либо    органа    юридического    лица,
уполномоченного  на  то учредительными документами;  по решению суда в
случае  осуществления  деятельности  без  надлежащей   лицензии   либо
деятельности, не соответствующей его уставным целям.
     Ликвидация сельского учреждения  допускается  только  с  согласия
схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.
     15. В   порядке,   установленном   законодательством   Российской
Федерации, учреждение вправе устанавливать прямые связи с иностранными
предприятиями,    учреждениями    и    организациями,     осуществлять
внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и
других кредитных организациях.

               II. Организация деятельности учреждения

     16. Учреждение может размещаться как в одном,  так и в нескольких
отдельно стоящих зданиях.
     Помещения (групповые и  классные  комнаты,  спальни,  медицинские
кабинеты, раздевальни, пищеблоки, санитарные узлы и другие необходимые
помещения)  должны   отвечать   санитарно-гигиеническим   требованиям,
обеспечивающим  условия  для  разных  видов  двигательной,  игровой  и
умственной активности воспитанников и обучающихся.
     17. Количество   групп   и   классов  в  учреждении  определяется
учредителем  (учредителями)  и  устанавливается   в   зависимости   от
санитарных норм и имеющихся условий для осуществления образовательного
процесса (исходя из предельной  наполняемости,  принятой  при  расчете
норматива бюджетного финансирования).
     Предельная наполняемость определяется в зависимости  от  возраста
воспитанников и обучающихся:
     в группах от 3 до 6 лет - 20 воспитанников;
     в разновозрастных  группах  при  наличии воспитанников любых трех
возрастов (от 3 до 6 лет) - 10 воспитанников;
     при наличии  в группе воспитанников любых двух возрастов (от 3 до
6 лет) - 20 воспитанников;
     в классах - 25 обучающихся.
     18. Количество  и  наполняемость  групп  и   классов   учреждения
(включая   малокомплектное),   расположенного  в  сельской  местности,
определяется исходя из потребностей населения.
     19. При   наличии   необходимых   условий   и   средств  возможно
комплектование групп и классов с меньшей наполняемостью.
     При проведении  занятий  по  иностранному  языку  в  1-4  классах
допускается  деление  класса  на  две  группы  при  наполняемости   25
обучающихся  в  городских  учреждениях,  не  менее  20 обучающихся - в
сельских.
     20. При   приеме   в   учреждение  последнее  обязано  ознакомить
родителей (законных представителей) с уставом и  другими  документами,
регламентирующими организацию образовательного процесса в учреждении.
     21. Учреждение   с   учетом   интересов    родителей    (законных
представителей)  и  по согласованию с учредителем (учредителями) может
открывать группы продленного дня,  дошкольные  группы  компенсирующего
вида,   классы   компенсирующего   обучения,   а   также   специальные
(коррекционные) группы и классы  для  воспитанников  и  обучающихся  с
отклонениями в развитии при наличии условий для коррекционной работы.
     Перевод (направление) воспитанников и обучающихся  в  специальные
(коррекционные)   группы   и   классы,   а   также   группы  и  классы
компенсирующего обучения осуществляется только  с  согласия  родителей
(законных  представителей)  и по заключению психолого-педагогической и
медико-педагогической комиссий.
     22. Медицинское    обслуживание   воспитанников   и   обучающихся
обеспечивается   штатным   или   специально   закрепленным    органами
здравоохранения за учреждением медицинским персоналом,  который наряду
с  администрацией  несет  ответственность  за  здоровье  и  физическое
развитие       воспитанников       и      обучающихся,      проведение
лечебно-профилактических            мероприятий,            соблюдение
санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.
     Учреждение предоставляет помещение и соответствующие условия  для
работы медицинского персонала.
     Штатные работники учреждения  проходят  периодическое  бесплатное
медицинское   обследование,   которое   проводится   за  счет  средств
учредителя (учредителей).
     23. Организация   питания   в   учреждении  возлагается  органами
местного самоуправления  на  администрацию  учреждения  и  организации
общественного питания.
     Режим и   кратность   питания   воспитанников    и    обучающихся
устанавливаются   в  соответствии  с  длительностью  их  пребывания  в
учреждении и рекомендациями органов здравоохранения.

              III. Организация образовательного процесса

     24. Участниками образовательного процесса являются  воспитанники,
обучающиеся,  их  родители  (законные  представители),  педагогические
работники.
     25. Взаимоотношения  между  учреждением  и  родителями (законными
представителями) воспитанников регулируются  договором,  включающим  в
себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие
в процессе воспитания и обучения.
     Взаимные права,   обязанности   и  ответственность  учреждения  и
родителей  (законных  представителей)   обучающихся,   возникающие   в
процессе воспитания и обучения, могут закрепляться в заключенном между
ними договоре в соответствии с уставом учреждения.
     26. Преемственность  общеобразовательных  программ  дошкольного и
начального   общего   образования    обеспечивается    по    следующим
направлениям:
     развитие любознательности у воспитанника дошкольного возраста как
основы развития познавательных способностей обучающегося;
     формирование творческого     воображения     как      направления
интеллектуального и личностного развития воспитанника и обучающегося;
     развитие коммуникативности  -  умения  общаться  со  взрослыми  и
сверстниками  как  одного  из  необходимых  условий успешности учебной
деятельности.
     27. На   основе   реализуемых   общеобразовательных   программ  в
учреждении обеспечивается:
     формирование и развитие воспитанников и обучающихся;
     обучение грамоте, овладение навыками чтения, письма, счета;
     развитие познавательных и речевых способностей;
     формирование интереса к родному  языку  как  важнейшему  средству
речевого общения;
     формирование культуры,  самостоятельности  мышления  и  целостной
картины мира, основ личной гигиены и здорового образа жизни.
     Общеобразовательные программы реализуются через  специфичные  для
каждого возраста воспитанников и обучающихся виды деятельности:  игру,
лепку, конструирование, рисование и др.
     28. Содержание     образования    в    учреждении    определяется
образовательными   программами,   разрабатываемыми,   принимаемыми   и
реализуемыми    им    самостоятельно    на    основе   государственных
образовательных стандартов.
     Организация образовательного  процесса  в учреждении по программе
начального общего образования регламентируется учебным планом, годовым
календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и
утверждаемыми учреждением самостоятельно в  соответствии  с  примерным
учебным планом.
     29. Режим работы дошкольных групп,  длительность пребывания в них
воспитанников,  а  также  учебные  нагрузки  обучающихся  определяются
уставом учреждения и не должны превышать  нормы  предельно  допустимых
нагрузок, определенных на основе рекомендаций органов здравоохранения.
     30. Продолжительность каникул для обучающихся  устанавливается  в
течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8
недель.  Для   обучающихся   в   первых   классах   в   течение   года
устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
     31. Дисциплина в учреждении  поддерживается  на  основе  уважения
человеческого  достоинства  воспитанников,  обучающихся  и  педагогов.
Применение методов физического и психического насилия по  отношению  к
воспитанникам и обучающимся не допускается.
     32. Язык (языки),  на котором ведется  воспитание  и  обучение  в
учреждении,  определяется  учредителем  (учредителями) и (или) уставом
учреждения.
     Во всех имеющих государственную аккредитацию учреждениях изучение
русского языка как государственного  языка  Российской  Федерации  при
реализации  программы  начального  общего образования регламентируется
государственным образовательным стандартом.
     33. Деятельность  воспитанников  и  обучающихся  в  свободное  от
занятий время организуется с учетом особенностей состояния их здоровья
и  интересов  и  направлена  на удовлетворение их потребностей,  в том
числе физиологических  (сон,  питание,  отдых,  пребывание  на  свежем
воздухе и др.), познавательных, творческих, потребности в общении.
     34. Учреждение самостоятельно в  выборе  форм,  средств,  методов
воспитания   и  обучения,  определенных  законодательством  Российской
Федерации,  а  также  в  выборе  системы  оценок,  формы,  порядка   и
периодичности  промежуточной  аттестации обучающихся в соответствии со
своим уставом.
     35. Учреждение  в  соответствии  со  своими  уставными  целями  и
задачами может реализовывать дополнительные образовательные  программы
и   оказывать   дополнительные  образовательные  услуги  за  пределами
определяющих его статус соответствующих образовательных программ.
     Виды и  формы  дополнительных образовательных услуг,  в том числе
платных, определяются уставом учреждения.
     Платные образовательные  услуги  не могут быть оказаны взамен и в
рамках   основной    образовательной    деятельности,    финансируемой
учредителем (учредителями).

                      IV. Управление учреждением

     36. Управление   учреждением   осуществляется  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации и уставом учреждения и строится
на принципах единоначалия и самоуправления.
     Формами самоуправления  учреждения  являются  совет   учреждения,
попечительский  совет,  общее  собрание,  педагогический  совет  и др.
Порядок выборов органов самоуправления  учреждения  и  их  компетенция
определяются уставом учреждения.
     37. Непосредственное   руководство    учреждением    осуществляет
прошедший соответствующую аттестацию директор.
     38. Прием  на  работу   директора   государственного   учреждения
осуществляется в соответствии с уставом и законодательством Российской
Федерации.
     Директор муниципального  учреждения  назначается  решением органа
местного самоуправления,  если иной порядок назначения не предусмотрен
решением органа местного самоуправления.
     39. Подбор директора и его заместителя  по  учебно-воспитательной
работе  с  учетом  специфики учреждения осуществляется исходя из того,
что один из них должен быть специалистом в области общего образования,
другой - в области дошкольного образования.
     40. Порядок комплектования работников учреждения регламентируется
его уставом.
     На педагогическую работу принимаются  лица,  имеющие  необходимую
профессионально-педагогическую      квалификацию,      соответствующую
требованиям квалификационной характеристики по должности и  полученной
специальности и подтвержденную документами об образовании.
     Для обеспечения   образовательного   процесса   и   при   наличии
необходимых   условий   и   средств  в  штате  учреждения  могут  быть
педагог-психолог и учитель-логопед.
     41. К  педагогической  деятельности не допускаются лица,  которым
она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям,  а  также
лица, имевшие судимость за определенные преступления.
     42. Права,  социальные гарантии и  льготы  работников  учреждения
определяются    законодательством    Российской   Федерации,   уставом
учреждения, трудовым договором (контрактом), условия которого не могут
противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
     43. Работники учреждения имеют право:
     на участие  в  управлении  учреждением  в  порядке,  определяемом
уставом;
     на защиту профессиональной чести и достоинства.
     44. Педагогические работники учреждения имеют право:
     свободно выбирать  и использовать методики обучения и воспитания,
учебные  пособия  и  материалы,   учебники,   методы   оценки   знаний
обучающихся;
     повышать квалификацию;
     аттестовываться на   добровольной   основе   на   соответствующую
квалификационную категорию;
     на сокращенную  рабочую  неделю,  удлиненный оплачиваемый отпуск,
получение   пенсии   за   выслугу   лет   в   порядке,   установленном
законодательством Российской Федерации;
     на дополнительные    льготы,    предоставляемые    педагогическим
работникам   общеобразовательных   учреждения   по   месту  нахождения
учреждения.

                  V. Имущество и средства учреждения

     45. Собственник имущества (уполномоченный им орган) закрепляет за
учреждением землю, здания, сооружения, имущество, оборудование.
     46. Земельные   участки   закрепляются   за   государственным   и
муниципальным учреждением в бессрочное бесплатное пользование.
     Объекты собственности,  закрепленные за учреждением,  находятся в
его оперативном управлении.
     47. Учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное
использование закрепленной за ним собственности.
     48. Изъятие и (или)  отчуждение  собственности,  закрепленной  за
учреждением,  допускается только в случаях и порядке,  предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
     49. Финансирование    учреждения    осуществляется    на   основе
государственных (в  том  числе  ведомственных)  и  местных  нормативов
финансирования,  определяемых  в  расчете  на  одного  воспитанника  и
обучающегося в зависимости от вида учреждения.
     Для малокомплектных  сельских  учреждений норматив финансирования
должен учитывать затраты,  не зависящие от количества воспитанников  и
обучающихся.
     50. Привлечение учреждением дополнительных средств не  влечет  за
собой   снижения   нормативов   и   (или)   абсолютных   размеров  его
финансирования из бюджета учредителя (учредителей).
     51. Учреждению  принадлежит  право  самостоятельно  распоряжаться
денежными средствами,  имуществом  и  иными  объектами  собственности,
переданными  ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара,
пожертвования или  по  завещанию,  а  также  доходами  от  собственной
деятельности  учреждения  и  приобретенными  на  эти  доходы объектами
собственности.
     52. При  ликвидации  учреждения  денежные средства и иные объекты
собственности,  принадлежащие ему на праве собственности,  за  вычетом
платежей  по покрытию своих обязательств направляются на цели развития
образования в соответствии с уставом учреждения.
     53. Источниками   формирования  имущества  и  финансовых  средств
учреждения являются:
     собственные средства учредителя (учредителей);
     бюджетные и внебюджетные средства;
     имущество, переданное учреждению собственником (уполномоченным им
органом);
     плата, взимаемая  в  соответствии  с законодательством Российской
Федерации   и   уставом   с   родителей   (законных    представителей)
воспитанников и обучающихся;
     добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
     кредиты банков и других кредитных организаций;
     другие источники в соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации.
     54. Взимание  платы  с  родителей  (законных  представителей)  за
содержание  воспитанников  учреждения  производится  в  соответствии с
законодательством  Российской  Федерации.   Размер   указанной   платы
определяется   исходя  из  общих  затрат  содержания  воспитанников  в
учреждении с учетом длительности их пребывания,  а также режима работы
учреждения.
     55. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должностные
оклады)  работникам  на  основе  единой тарифной сетки по оплате труда
работников бюджетной сферы в соответствии с  тарифно-квалификационными
требованиями   и   на   основании   решения  аттестационной  комиссии;
определяет  виды  и  размеры  надбавок,   доплат   и   других   выплат
стимулирующего характера в пределах имеющихся средств, направляемых на
оплату труда,  а также структуру управления  деятельности  учреждения,
штатное расписание, распределение должностных обязанностей.