вынужденных мигрантов, подавших ходатайство о предоставлении соответствующего статуса, до получения страхового медицинского полиса Разработка порядка приема и перевода 1998 год Минобразование 0,06 0,06 - - детей из семей беженцев и лиц, России получивших временное убежище, в Минтруд России дошкольные и образовательные Минздрав России учреждения Итого 0,18 0,18 - - VIII. Научно-методическое обеспечение Программы Разработка методики диагностики 1998 год Минобразование 0,1 0,1 - - готовности детей к различным России ступеням образования Минздрав России Разработка и внедрение специальных 1998-1999 Минобразование образовательных комплексов языковой годы России подготовки: дидактический материал по обучению 0,075 0,045 0,03 - русскому языку (учитывающий возрастные возможности детей) корректировочные курсы русского 0,25 0,15 0,1 - языка для детей разного уровня подготовки (11-15 лет) учебник для учащихся нулевого цикла 0,075 0,04 0,035 - "Русский язык. Начальный этап обучения" (11-15 лет) практическая методика "Русский язык 0,075 0,04 0,035 - как неродной" Разработка дополнительных учебных 1998-1999 Минобразование России 0,25 0,18 0,07 - комплектов для детей со годы значительными различиями в уровне социальной ориентации, культуры и национальных традиций по отношению к детскому населению принимающей территории Апробация и внедрение программ 1998-1999 Минобразование 0,45 0,25 0,2 - деятельности центров годы России социально-психологической Минтруд России реабилитации и адаптации, тренинга межкультурного общения и профилактика асоциального поведения детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев Апробация и внедрение программ и 1998-1999 Минобразование 0,25 0,18 0,07 - методик по психологической годы России реабилитации и социальной адаптации Минтруд России детей, прибывших без родителей или лишившихся родителей в межнациональных и военных конфликтах Разработка программы деятельности 1998 год Минкультуры 0,05 0,05 - - центров социально-культурной России адаптации и творческого развития Минтруд России детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев Разработка методических рекомендаций 1998-1999 Минкультуры России 0,06 0,03 0,03 - по организации работы творческих годы школ, студий, кружков для детей со значительными различиями в уровне культурного развития по отношению к детскому населению принимающей стороны Итого 1,635 1,065 0,57 - IX. Кадровое обеспечение Организация обучения и 1998-2000 Минобразование 0,3 0,1 0,1 0,1 переподготовки сотрудников центров годы России временного размещения, центров Минтруд России социально-психологической помощи Минздрав России семьям беженцев и вынужденных переселенцев в местах их компактного поселения, внедрение программ социально-психологической адаптации и тренинга межкультурного общения Разработка программно-методического 1998-1999 Минобразование России 0,1 0,05 0,05 - обеспечения психолого-педагогической годы Минтруд России подготовки групп добровольцев, участвующих в оказании экстренной помощи детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев Организация стажировок и обмена 1998-2000 Минобразование России 1,0 0,4 0,3 0,3 опытом специалистов в области годы Минтруд России образования, ФМС России социально-психологической Минздрав России реабилитации и охраны прав семей беженцев и вынужденных переселенцев Организация обучения и 1998-2000 Минкультуры России 0,08 0,03 0,03 0,02 переподготовки специалистов в годы области культуры, работающих по внедрению программ социально-культурной адаптации и творческого развития детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев Организация стажировок и обмена 1998-2000 Минкультуры России 0,3 0,1 0,1 0,1 опытом специалистов в области годы социально-культурной адаптации и творческого развития детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев Итого 1,78 0,68 0,58 0,52 X. Развитие материально-технической базы учреждений образования, принимающих детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев Капитальный ремонт и реконструкция 1998-2000 ФМС России образовательных учреждений годы Минобразование России органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) из федерального бюджета 406,666 181,204 143,834 81,628 из бюджетов субъектов Российской 104,167 37,697 36,378 30,092 Федерации из внебюджетных источников 4,463 1,895 1,589 0,979 Итого 515,296 220,796 181,801 112,699 XI. Организация отдыха и оздоровления детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев Обеспечение летнего отдыха и 1998-2000 ФМС России 120 40 40 40 оздоровления детей из семей беженцев годы Минздрав России и вынужденных переселенцев органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) Организация на базе санатория 1998-2000 Минтруд России 55,6 27,6 14 14 "Кавказ" (г. Кисловодск) и санатория годы ФМС России им. Сеченова (г. Ессентуки) восстановительного лечения и отдыха детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев (на 150 мест каждый) Организация на базе дома отдыха 1998-2000 Минтруд России 10,5 3,5 3,5 3,5 "Чайковский" Минтруда России годы ФМС России (Московская область) отдыха детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев (на 100 мест) Летний отдых и оздоровление детей из 1998-2000 ФМС России 18,1035 6,0345 6,0345 6,0345 семей беженцев и вынужденных годы переселенцев в санаториях и здравницах Черноморского побережья Крыма Создание условий для оздоровления 1998-2000 ФМС России 18,834 7,336 5,749 5,749 детей на базе центра годы Минздрав России медико-психологической реабилитации и оздоровления "Ватутинки" Московской области (150 мест), рассчитанного на прием взрослого контингента Итого 223,0375 84,4705 69,2835 69,2835 XII. Информационное обеспечение Программы Организация ежегодного издания 1998-2000 Минобразование России 1 0,34 0,33 0,33 справочно-информационных материалов годы ФМС России об организационно-педагогических и социальных инновациях в работе с детьми из семей беженцев и вынужденных переселенцев Проведение конференций, семинаров, в 1998-2000 ФМС России 1,0 0,4 0,3 0,3 том числе и международных, по годы Минобразование России проблемам детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев Организация выступлений по проблемам 1998-2000 ФМС России 3,078 1,026 1,026 1,026 семей беженцев и вынужденных годы Минобразование России переселенцев в средствах массовой МВД России информации Издание памяток, буклетов, 1998-2000 Минобразование России 0,05 0,02 0,015 0,015 информационных листков для семей годы Минздрав России беженцев и вынужденных переселенцев по вопросам оказания социально-психологической, педагогической и медицинской помощи их детям Итого 5,128 1,786 1,671 1,671 XIII. Создание благоприятных условий для эстетического воспитания и развития творческих способностей детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев Создание и оснащение специальным 1998-2000 Минкультуры России 12 4 4 4 оборудованием и музыкальными годы инструментами 12 региональных центров социально-культурной адаптации творческого развития детей в местах компактного поселения семей беженцев и вынужденных переселенцев Организация передвижных выставок 1998-1999 Минкультуры России 2,58 0,86 1,72 - ремесел, изобразительного и годы прикладного искусства в центрах временного размещения, местах компактного поселения семей беженцев и вынужденных переселенцев Проведение в г. Москве Всероссийской 2000 год Минкультуры России 0,75 - - 0,75 выставки художественного творчества детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев Организация театрально-концертного 1998-2000 Минкультуры 6 2 2 2 обслуживания детей в местах годы России компактного поселения семей беженцев и вынужденных переселенцев и центрах временного размещения Организация новогодних елочных 1998-2000 Минкультуры России 9 3 3 3 представлений для детей из семей годы беженцев и вынужденных переселенцев Итого 30,33 9,86 10,72 9,75 Всего по Программе 1397,0216 568,7602 453,1492 375,1122 в том числе: федеральный бюджет 1288,3916 529,1682 415,1822 344,0412 бюджеты субъектов Российской 104,167 37,697 36,378 30,092 Федерации внебюджетные источники 4,463 1,895 1,589 0,979 -------------------- Примечание. Объем финансирования мероприятий из федерального бюджета уточняется государственным заказчиком с Минфином России исходя из возможностей федерального бюджета на соответствующий год. УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1207 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "БЕЗОПАСНОЕ МАТЕРИНСТВО" на 1998-2000 годы ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Безопасное материнство" на 1998-2000 годы Наименование Программы - федеральная целевая программа "Безопасное материнство" на 1998-2000 годы Наименование, дата и - постановление Правительства номер решения о Российской Федерации от 26 февраля разработке Программы 1997 г. N 222 "О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов" Государственный - Министерство здравоохранения заказчик Программы Российской Федерации Основные разработчики - Министерство здравоохранения Программы Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации Российская академия медицинских наук Цель и задачи - создание необходимых условий для Программы, важнейшие улучшения состояния здоровья целевые показатели женщин-матерей, cнижения материнской заболеваемости и смертности, повышения качества здоровья новорожденных совершенствование нормативно-правовой базы охраны материнства и детства улучшение системы подготовки медицинских кадров, работающих в области охраны материнства совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи женщинам проведение специальных научных исследований в области акушерства и гинекологии разработка и внедрение системы мер поддержки грудного вскармливания разработка и внедрение системы мер информационного обеспечения населения по вопросам безопасного материнства, ответственного родительства, здорового образа жизни укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений Сроки реализации - 1998 - 2000 годы Программы Исполнители основных - Министерство здравоохранения мероприятий Программы Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации Российская академия медицинских наук Объемы и источники - 50,8197 млн. рублей из средств финансирования федерального бюджета, в том числе Программы на 1998 год - 16,9399 млн. рублей с учетом деноминации с 1 января 1998 г. Ожидаемые конечные - совершенствование организации и результаты реализации качества акушерско-гинекологической Программы помощи женщинам укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений снижение материнской смертности Контроль за исполнением - Министерство здравоохранения Программы Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется падением рождаемости, уровень которой за 5 лет снизился с 13,4 на 1000 населения в 1990 году до 9,3 - в 1995 году. Среднее число рождений детей на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет в 1990 году составило 55,3, в 1995 году - 35,3, то есть за 1990-1995 годы число рождений снизилось на 36,1 процента. Ухудшение показателей воспроизводства населения России происходит на фоне снижения здоровья беременных женщин. За последние 10 лет более чем в 6 раз выросла анемия беременных, почти в 4 раза - заболевания мочеполовой системы, в 2 раза - болезни системы кровообращения, в 1,8 раза - гестозы. Важнейшим фактором, влияющим на здоровье женщин, являются условия труда. По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, в неблагоприятных условиях работают 3,6 млн. женщин, причем 285 тыс. из них трудятся в особо тяжелых условиях. Значительно увеличилось число родов с различными осложнениями, которые являются следствием общего состояния здоровья женщин. Частота нормальных родов снизилась с 55,8 процента общего числа родов в 1985 году до 36 процентов - в 1995 году. В ряде регионов процент нормальных родов снизился до 20-24 процентов. Прогноз на ближайшие годы не вызывает сомнений в том, что в стране ожидается дальнейшее ухудшение показателей здоровья беременных женщин. Он основан на данных о здоровье девушек-подростков. За 10 лет количество заболеваний, выявленных во время профилактических осмотров, возросло почти в 3 раза. Процент абсолютно здоровых школьников согласно научным данным последних лет не превышает 20-25 процентов, а по данным Ивановского научно-исследовательского института материнства и детства, Санкт-Петербургской педиатрической академии, Научного центра охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук, к концу окончания школы у большинства девушек (75 процентов) диагностируются хронические заболевания, число абсолютно здоровых снижается до 6,3 процента. В последние годы в Российской Федерации отмечается тенденция к снижению грудного вскармливания детей до 1 года жизни. Доля детей, находящихся на грудном вскармливании до 6 месяцев, составляет 32 процента. Медленно внедряются в практику деятельности лечебно-профилактических учреждений современные перинатальные технологии, ориентированные на семью: раннее прикладывание к груди (сразу или в течение 1 часа после рождения), совместное пребывание матери и ребенка, свободное вскармливание (по требованию ребенка), отказ от подпаивания новорожденных детей. Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. Этот показатель в Российской Федерации в последние годы не имеет тенденции к снижению. Он почти в 2,5 раза превышает среднеевропейский уровень. В структуре материнской смертности ведущими причинами являются аборты, кровотечения и токсикозы. При этом, по данным экспертов, две трети случаев смерти предотвратимы. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью федеральной целевой программы "Безопасное материнство" на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа) является создание необходимых условий для улучшения состояния здоровья женщин-матерей, снижения материнской заболеваемости и смертности, профилактики инвалидности, повышения качества здоровья новорожденных. Программа предусматривает решение следующих задач: совершенствование нормативно-правовой базы охраны материнства и детства; улучшение системы подготовки и повышения квалификации медицинских кадров, работающих в области охраны материнства, порядка оценки их знаний и допуска к работе; совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи женщинам. Внедрение системы мер, направленных на поддержку грудного вскармливания; проведение специальных научных исследований в области акушерства и перинатологии; разработка и внедрение системы мер информационного обеспечения населения по вопросам безопасного материнства, грудного вскармливания, рождения и воспитания здорового ребенка, здорового образа жизни; укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Совершенствование подготовки и повышения квалификации медицинских кадров Планируется осуществить переход на новую систему обучения врачей акушеров-гинекологов с углубленной клинической подготовкой в последипломном периоде; создать серию учебных видеофильмов по подготовке беременных к родам, по вопросам поощрения и поддержки грудного вскармливания, технике основных акушерских и гинекологических операций для врачей; организовать подготовку акушерок с высшим образованием на базе Санкт-Петербургской государственной медицинской академии, Курского государственного медицинского университета, Московской государственной медицинской академии имени И.М.Сеченова, Оренбургской государственной медицинской академии. Совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи Планируется усовершенствовать систему диспансерного наблюдения беременных, организации акушерско-гинекологической помощи женщинам за счет внедрения современных перинатальных технологий, гинекологической помощи детям и подросткам. Будет продолжено оснащение родовспомогательных учреждений современной медицинской аппаратурой (ультразвуковая аппаратура, фетальные мониторы), лекарственными средствами; создание перинатальных центров на базе существующих родовспомогательных учреждений. Основные направления научных исследований в области акушерства и гинекологии Предполагается разработать современные методы ведения беременных с тяжелой акушерской и экстрагенитальной патологией, методы диагностики, профилактики и лечения внутриутробного инфицирования плода и новорожденного. Разработать технологию реабилитации женщин, перенесших осложненную беременность, роды и аборты; усовершенствовать систему наблюдения женщин группы риска. Разработать и внедрить современные перинатальные технологии, систему мер поощрения и поддержки практики грудного вскармливания, организации социально-гигиенического мониторинга и его распространения. Обеспечение информированности населения по вопросам безопасного материнства и здоровья женщин Планируется разработка образовательных программ для населения по проблеме здоровья женщин и безопасного материнства на основе ведущих факторов, влияющих на уровень материнской заболеваемости и смертности; создание теле- и радиопрограмм для населения по проблемам формирования здоровья семьи, подготовки к рождению ребенка, безопасных родов, грудного вскармливания (раннее прикладывание к груди, режим свободного вскармливания, обучение женщин технике правильного грудного вскармливания в женских консультациях, родильных домах и детских поликлиниках); подготовка информационно-образовательных материалов (буклеты, памятки, брошюры, видеофильмы, справочные материалы по вопросам льгот и социальных гарантий, проведение регулярных теле- и радиопередач на наиболее популярных каналах телевидения и радиостанциях). Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Реализация Программы позволит: усовершенствовать нормативно-правовую базу охраны материнства и детства; внедрить эффективную систему подготовки и усовершенствования кадров, работающих в учреждениях родовспоможения; обеспечить современный уровень медицинской технологии, особенно для беременных высокого риска, внедрить стандарты помощи при основных видах патологии, определяющих материнские и репродуктивные потери; снизить уровень материнской заболеваемости и смертности. ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Безопасное материнство" на 1998 - 2000 годы --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | | Стоимость (млн. рублей) | | |-------------------------------------------------- | Сроки | Исполнители | 1998-2000 | в том числе | исполнения | | годы - |-------------------------------------- | | | всего | 1998 год | 1999 год | 2000 год --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- I. Совершенствование подготовки и повышения квалификации медицинских кадров Осуществление с 1998/99 учебного года 1998-1999 годы Минздрав России источники и средства, предусмотренные на перехода на новую систему обучения текущее финансирование врачей акушеров-гинекологов с углубленной клинической подготовкой в последипломном периоде Создание серии учебных видеофильмов по 1998-2000 годы Минздрав России источники и средства, предусмотренные на технике основных акушерских и текущее финансирование гинекологических операций для врачей Подготовка медицинских сестер, в том 1998-2000 годы Минздрав России источники и средства, предусмотренные на числе акушерок, с высшим образованием на Российская академия текущее финансирование базе Санкт-Петербургской государственной медицинских медицинской академии, Курского наук государственного медицинского университета, Московской государственной медицинской академии имени И.М.Сеченова, Оренбургской государственной медицинской академии II. Совершенствование организации и качества акушерско-гинекологической помощи Совершенствование системы наблюдения за беременными, в этих целях пересмотреть: сроки и кратность посещений беременных в 1998-1999 годы Минздрав России источники и средства, предусмотренные на зависимости от состояния здоровья, текущее финансирование наличия акушерской и экстрагенитальной патологии показания к госпитализации и сроки 1998-1999 годы Минздрав России источники и средства, предусмотренные на пребывания в стационаре, порядок текущее финансирование проведения реабилитационных мероприятий Оснащение базовых родовспомогательных 1998-2000 годы Минздрав России 41,25 13,75 13,75 13,75 учреждений медицинской аппаратурой для обеспечения акушерско-гинекологической помощи с использованием современных медицинских технологий (ультразвуковая аппаратура, фетальные мониторы по 50 аппаратов ежегодно) Итого 41,25 13,75 13,75 13,75 III. Основные направления научных исследований в области акушерства и гинекологии Разработка средств и методов профилактики основных видов патологии беременности и родов, плода и новорожденного в том числе: разработка методов профилактики, 1998-2000 годы Минздрав России 1,2 0,4 0,4 0,4 диагностики и лечения внутриутробного Российская академия инфицирования плода и новорожденного медицинских наук изучение социально-гигиенических и 1998 год Минздрав России 0,08 0,08 - - эпидемиологических характеристик Российская академия грудного вскармливания в различных медицинских регионах России с целью обеспечения наук поддержки грудного вскармливания проведение социально-гигиенического 1998 год Минздрав России 0,04 0,04 - - мониторинга за состоянием здоровья Российская академия кормящих матерей на базе отдельных медицинских территорий наук Определение наиболее рационального 1998 год Минздрав России 0,1 0,1 - - питьевого режима младенцев и оптимальных методов грудного вскармливания недоношенных и новорожденных с различной патологией Разработка средств стимуляции лактации и 1998 год Минздрав России 0,12 0,12 - - сцеживания грудного молока Разработка стандартов и протоколов 1998-2000 годы Минздрав России 0,48 0,16 0,16 0,16 диагностики и лечения аутоиммунных нарушений в патологии беременности плода и новорожденных Разработка стандартов интенсивной 1999-2000 годы Минздрав России 0,16 - 0,08 0,08 терапии новорожденных, особенно недоношенных Совершенствование методов терапии 1999-2000 годы Минздрав России 0,32 - 0,16 0,16 сепсиса и септического шока в акушерстве и гинекологии Совершенствование и внедрение 1999-2000 годы Минздрав России 0,2 - 0,1 0,1 эндоскопических методов в акушерстве и гинекологии с разработкой стандартов их применения Итого 2,7 0,9 0,9 0,9 IV. Обеспечение информированности населения по вопросам безопасного материнства и здоровья женщин Подготовка пакета 1998-2000 годы Минздрав России источники и средства, предусмотренные на информационнообразовательных материалов Российская академия текущее финансирование для населения, средств массовой медицинских информации по различным вопросам охраны наук здоровья семьи (лекции, памятки, буклеты, плакаты, видеофильмы, справочный материал по вопросам льгот и социальных гарантий) Подготовка и издание 3 брошюр по 1998-2000 годы Минздрав России 1,8 0,6 0,6 0,6 грудному вскармливанию, срокам и правилам введения пищевых добавок и прикорма, подготовке беременных к родам, партнерству в родах тиражом 100 тыс. экземпляров Разработка и издание цветных плакатов по 1998-2000 годы Минздрав России 0,3 0,1 0,1 0,1 грудному вскармливанию, партнерству в родах, подготовке беременных к родам тиражом по 30 тыс. экземпляров Разработка и создание теле- и радиопрограмм для населения по проблеме грудного вскармливания, профилактики гипогалактии и осложнений, связанных с кормлением: проведение телепередач (3 передачи в год 1998-2000 годы Минздрав России 1,1664 0,3888 0,3888 0,3888 по 15 минут) проведение радиопередач (6 передач в год 1998-2000 годы Минздрав России 0,1245 0,0415 0,0415 0,0415 по 30 минут) Организация постоянной рубрики "Здоровье 1998-2000 годы Минздрав России 2,5788 0,8596 0,8596 0,8596 - в каждую семью" на телевидении, радиовещании и в печати с привлечением специалистов в области акушерства и гинекологии, педиатрии, андрологии, традиционной медицины для освещения вопросов, связанных с формированием здорового образа жизни семьи, рождением и воспитанием здорового потомства (6 телепередач в год по 15 минут, 6 радиопередач в год по 30 минут) Издание 3 буклетов тиражом 100 тыс. 1998-2000 годы Минздрав России 0,9 0,3 0,3 0,3 экземпляров (семейная подготовка к родам, питание и режим беременных, поведение во время родов) Итого 6,8697 2,2899 2,2899 2,2899 Всего по Программе 50,8197 16,9399 16,9399 16,9399 -------------------- Примечание. Объем финансирования мероприятий из федерального бюджета уточняется государственным заказчиком с Минфином России исходя из возможностей федерального бюджета на соответствующий год. УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1207 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ" на 1998-2000 годы ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 1998-2000 годы Наименование Программы - федеральная целевая программа "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 1998-2000 годы Наименование, дата и - постановление Правительства Российской номер решения о Федерации от 26 февраля 1997 г. N 222 разработке Программы "О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов" Государственный - Министерство труда и социального заказчик и основной развития Российской Федерации разработчик Программы Цель и задачи - развитие в Российской Федерации сети Программы, важнейшие учреждений, предоставляющих целевые показатели разнообразные социальные услуги семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации формирование современной нормативно-правовой, научно-методической, кадровой и материально-технической базы учреждений социального обслуживания семьи и детей совершенствование управления системой учреждений социального обслуживания семьи и детей Сроки реализации - 1998-2000 годы Программы Исполнители основных - Министерство труда и социального мероприятий Программы развития Российской Федерации Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи Объемы и источники - 42,595 млн. рублей из средств финансирования федерального бюджета на 1998-2000 Программы годы, в том числе на 1998 год - 11,545 млн. рублей с учетом деноминации с 1 января 1998 г. Ожидаемые конечные - создание в субъектах Российской результаты реализации Федерации оптимальной сети учреждений Программы социального обслуживания семьи и детей, укрепление их кадрового потенциала и материально-технической базы формирование предпосылок для повышения эффективности деятельности социальных служб, усиление их роли в решении актуальных проблем семьи и детства, укрепление стабильности и социального здоровья семьи Контроль за исполнением - Министерство труда и социального Программы развития Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ Осуществление радикальных экономических реформ и реализация адекватной социальной политики потребовали применения новых социальных технологий, в том числе создания системы социального обслуживания населения, обеспечивающей широкий спектр социально-экономических, социально-бытовых и иных социальных услуг семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В особо сложных условиях оказались многодетные, неполные и молодые семьи, среди которых подавляющее большинство - малообеспеченные. Значительно возросло число семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями. Растет в семье насилие по отношению к женщинам и детям. Все это усугубляет социальное неблагополучие миллионов детей, препятствует их нормальному развитию, отрицательно сказывается на физическом, психическом и нравственном здоровье. Принятие Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" стимулировало развитие инфраструктуры социальных служб в регионах страны, создание учреждений нового типа, оказывающих социальные услуги семье, женщинам и детям: территориальных центров социальной помощи семье и детям, центров психолого-педагогической помощи населению, центров поддержки молодой семьи, женских кризисных центров и других. Однако реальная потребность в таких учреждениях значительно выше, чем их количество, созданные учреждения удовлетворяют запросы в социальных услугах не более 10 процентов нуждающихся категорий семей и детей. Дальнейшее развитие социальных служб помощи семье и детям сдерживается недостаточным нормативно-правовым, научно-методическим и кадровым обеспечением, слабостью управления социальными службами, дефицитом средств в субъектах Российской Федерации на их оснащение, приобретение автотранспорта и оборудования. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Целью федеральной целевой программы "Социальное обслуживание семьи и детей" на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа) является создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необходимых условий для ее эффективного функционирования. Программа предусматривает решение следующих основных задач: развитие нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей; внедрение государственных стандартов социального обслуживания; реализация мер государственной поддержки учреждений социального обслуживания семьи и детей; научно-методическое и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей; совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей; совершенствование управления системой учреждений социального обслуживания семьи и детей. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Совершенствование нормативно-правовых основ функционирования и развития учреждений социального обслуживания семьи и детей Предусматривается подготовка предложений по дополнению и развитию законодательства Российской Федерации, направленных на создание правовых условий предоставления семье и детям качественных социальных услуг. Развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей и укрепление их материально-технической базы Предполагается осуществить меры государственной поддержки учреждений социального обслуживания семьи и детей по оснащению и обеспечению специальным оборудованием, компьютерной техникой, средствами связи, автомобильным транспортом. Разработка научно-методических основ деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей Предусматривается провести научно-исследовательские работы по развитию теоретических и методических основ деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей. Планируется разработать научно-методические рекомендации в области совершенствования управления системой учреждений, оказывающих социальные услуги семье и детям, апробировать формы и методы управленческой деятельности в субъектах Российской Федерации, создать научные основы для проведения мониторинга социальных услуг семье и детям, организовать научно-практические конференции и семинары. Информационно-методическое обеспечение Будет разработана серия пособий и специальных сборников по проблемам социального обслуживания семьи и детей, подготовлен выпуск информационных материалов об опыте работы социальных служб, улучшена система статистических показателей, характеризующих уровень развития социального обслуживания семьи и детей. Организация профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе учреждений социального обслуживания семьи и детей Предполагается организовать профессиональную подготовку и переподготовку специалистов по социальной работе на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, повышение их квалификации, разработать соответствующие учебные программы; организовать стажировки руководителей и специалистов социальных служб, провести семинары, практикумы, тренинги с участием отечественных и зарубежных экспертов. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: увеличить в субъектах Российской Федерации сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей; укрепить их кадровый потенциал и материально-техническую базу; развить и укрепить современную нормативно-правовую, научно-методическую основу деятельности учреждений, предоставляющих социальные услуги семье и детям; создать предпосылки для усиления роли учреждений социального обслуживания в решении актуальных проблем семьи и детства, в том числе в укреплении стабильности семьи. Реализация мероприятий программы при стабильной государственной поддержке учреждений социального обслуживания семьи и детей приведет к развитию территориальных социальных служб, что позволит увеличить охват семей и детей, нуждающихся в социальных услугах, с 10 до 30 процентов. ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 1998-2000 годы --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | | Стоимость (млн. рублей) | | |-------------------------------------------- | Сроки | Исполнители | 1998-2000 | в том числе | исполнения | | годы - | | | | всего |-------------------------------- | | | | 1998 год | 1999 год | 2000 год --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- I. Совершенствование нормативно-правовых основ функционирования и развития учреждений социального обслуживания семьи и детей Разработка нормативных правовых 1998 год Минтруд России источники и средства, предусмотренные документов, регламентирующих права, Минобразование на текущее финансирование обязанности, социальные гарантии России специалистов учреждений социального Госкоммолодежи обслуживания семьи и детей России Разработка государственных нормативов 1999 год Минтруд России источники и средства, предусмотренные финансирования и Минэкономики на текущее финансирование материально-технического обеспечения России учреждений социального обслуживания Минфин России семьи и детей Разработка предложений по дополнению и 2000 год Минтруд России источники и средства, предусмотренные совершенствованию законодательства Минобразование на текущее финансирование Российской Федерации по вопросам России социального обслуживания семьи и детей Госкоммолодежи России Формирование пакета нормативных правовых 1999-2000 Госкоммолодежи 0,6 - 0,3 0,3 актов по механизму адресного социального годы России обслуживания молодой семьи, подростков и молодежи Итого 0,6 - 0,3 0,3 II. Развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей и укрепление их материально-технической базы Оснащение опорно-экспериментальных и базовых учреждений социального обслуживания семьи и детей медицинским оборудованием, компьютерной и аудиовизуальной техникой, средствами связи и автотранспортом в том числе: территориальных центров социальной 1998-2000 Минтруд России 18 5,385 6 6,615 помощи семье и детям, центров годы психолого-педагогической помощи населению, центров экстренной психологической помощи по телефону, кризисных центров для женщин Минтруда России учреждений, осуществляющих 1998-2000 Минобразование 8,5 2,5 3 3 психолого-педагогическую и годы России медико-социальную помощь детям и подросткам, Минобразования России учреждений для подростков и молодежи 1998-2000 Госкоммолодежи 7 1,8 2,4 2,8 Госкоммолодежи России годы России Итого 33,500 9,685 11,4 12,415 III. Разработка научно-методических основ деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей Проведение научных исследований, 1998-2000 Минтруд России 1,99 0,5 0,74 0,75 направленных на развитие теоретических и годы Госкоммолодежи методических основ деятельности России учреждений социального обслуживания Минобразование семьи и детей. Разработка методик России социальной работы с семьей и детьми Разработка актуальных проблем 1998-2000 Минтруд России источники и средства, предусмотренные управленческой деятельности в сфере годы Минобразование на текущее финансирование социального обслуживания семьи и детей. России Апробация современных технологий Госкоммолодежи управления социальными службами в России субъектах Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) Разработка концептуальных моделей 1998-2000 Минтруд России 1,02 0,3 0,35 0,37 различных видов учреждений социального годы Минобразование обслуживания семьи и детей России Госкоммолодежи России Проведение научных исследований по 1999 год Минобразование 0,1 - 0,1 - изучению и анализу теории и практики России коррекционно-реабилитационной деятельности центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам с целью подготовки мето-дических рекомендаций в помощь психологам, социальным педагогам и социальным работникам Разработка научно-методических основ и 1999 год Минтруд России 0,4 - 0,4 - современного инструментария для Госкоммолодежи проведения мониторинга сети учреждений России социального обслуживания семьи и детей Проведение мониторинга эффективности 2000 год Минтруд России 0,8 - - 0,8 деятельности социальных служб помощи Госкоммолодежи семье и детям России Проведение мониторинга эффективности 1999 год Минобразование 0,1 - 0,1 - работы центров психолого-педагогической России и медико-социальной помощи детям и подросткам Разработка и издание научно-методических 2000 год Минобразование 0,1 - - 0,1 пособий по вопросам России психолого-педагогической и социальной помощи детям и подросткам Апробация новых форм и методов 1998-2000 Минтруд России источники и средства, предусмотренные социального обслуживания семьи и детей годы Минобразование на текущее финансирование России Госкоммолодежи России Проведение научных и научно-практических 1998-2000 Минтруд России 0,38 0,12 0,125 0,135 конференций по проблемам социального годы Минобразование обслуживания семьи и детей России Госкоммолодежи России Итого 4,89 0,92 1,815 2,155 IV. Информационно-методическое обеспечение Выпуск научно-методических и 1998-2000 Минтруд России 0,185 0,04 0,06 0,085 информационных материалов по проблемам годы Минобразование социального обслуживания семьи и детей России Госкоммолодежи России Рекламно-информационная деятельность по 1998-2000 Госкоммолодежи 0,37 0,1 0,12 0,15 пропаганде опыта годы России опорно-экспериментальных служб для детей и молодежи Создание цикла теле- и радио-передач по 1998-2000 Минтруд России источники и средства, предусмотренные проблемам социального обслуживания семьи годы Минобразование на текущее финансирование и детей России Разработка и внедрение системы 1998-2000 Минтруд России источники и средства, предусмотренные статистических показателей, годы на текущее финансирование характеризующих уровень социального обслуживания семьи и детей Итого 0,555 0,14 0,18 0,235 V. Организация профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе учреждений социального обслуживания семьи и детей Профессиональная подготовка специалистов 1998-2000 Минтруд России 3,05 0,8 1,1 1,15 по социальной работе с семьей и детьми годы на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования (на договорной основе) Подготовка в образовательных учреждениях 1998-2000 Минтруд России источники и средства, предусмотренные высшего профессионального образования годы Минобразование на текущее финансирование специалистов для работы в учреждениях России социального обслуживания семьи и детей Госкоммолодежи России Повышение квалификации работников 1998-2000 Минтруд России источники и средства, предусмотренные учреждений социального обслуживания годы Минобразование на текущее финансирование семьи и детей России Госкоммолодежи России Повышение квалификации 1998-2000 Минтруд России источники и средства, предусмотренные профессорско-преподавательского состава годы Минобразование на текущее финансирование образовательных учреждений высшего России профессионального образования, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов по социальной работе Разработка и издание программ 1998-2000 Минтруд России источники и средства, предусмотренные подготовки, переподготовки и повышения годы на текущее финансирование квалификации работников учреждений социального обслуживания семьи и детей Итого 3,05 0,8 1,1 1,15 Всего по Программе 42,595 11,545 14,795 16,255 --------------------- Примечание. Объем финансирования мероприятий из федерального бюджета уточняется государственным заказчиком с Минфином России исходя из возможностей федерального бюджета на соответствующий год. УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1207 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" на 1998-2000 годы ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1998-2000 годы Наименование Программы - федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1998-2000 годы Наименование, дата и номер - постановление Правительства решения о разработке Российской Федерации от 26 Программы февраля 1997 г. N 222 "О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов" Государственный заказчик - Министерство труда и социального Программы развития Российской Федерации Основные разработчики - Министерство труда и социального Программы развития Российской Федерации Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Министерство внутренних дел Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Цели и задачи Программы, - повышение эффективности важнейшие целевые показатели профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совершенствование государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие ее нормативно-правовой базы улучшение бытовых условий содержания детей, создание материальной базы для внедрения современных технологий их социальной и медико-психологической реабилитации путем оснащения учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и социальнореабилитационную работу с детьми и подростками с девиантным поведением, необходимым оборудованием и автотранспортом разработка и внедрение научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях кадровое обеспечение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Сроки реализации Программы - 1998-2000 годы Исполнители основных - Министерство труда и социального мероприятий Программы развития Российской Федерации Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Министерство внутренних дел Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Объемы и источники - 97,07 млн. рублей из средств финансирования Программы федерального бюджета на 1998-2000 годы, в том числе на 1998 год - 46,285 млн. рублей с учетом деноминации с 1 января 1998 г. Ожидаемые конечные - создание условий для результаты реализации предупреждения детской Программы безнадзорности, обеспечения защиты прав и законных интересов детей и подростков формирование предпосылок к стабилизации, а в дальнейшем - к снижению числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними Контроль за исполнением - Министерство труда и социального Программы развития Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Увеличивается число безнадзорных детей. Анализ показывает, что большинство из них потеряли семейные и родственные связи, оказались брошенными родителями или самовольно ушли из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними. Не снижается число детей, убежавших из интернатных учреждений. Ряды безнадзорных пополняют многие выпускники этих учреждений, проблемы жилья и трудоустройства которых решаются в ряде регионов неудовлетворительно. Эти дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность. Их жизнь и здоровье постоянно находятся под угрозой. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. Практически нерешенной остается проблема предупреждения правонарушений несовершеннолетних, имеющих аномалии в психике, они составляют до 30 процентов от числа правонарушителей. Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних зачастую действуют разрозненно и неэффективно. В ряде регионов России медленно развивается сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Во многих регионах отсутствуют специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, не развита подростковая наркологическая служба. Не отвечает современным требованиям нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1998-2000 годы (далее именуется - Программа) ставит целью формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реаблитации в современном обществе. Программа предусматривает решение следующих задач: реализация мер по повышению эффективности функционирования и координации деятельности всех субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание на местах условий для социальной, психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением и имеющих аномалии в психическом развитии; осуществление на федеральном уровне мер стимулирования развития на местах социально-реабилитационных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; приведение нормативно-правовой базы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствие с современными условиями и международными нормами; обеспечение интенсивного развития исследований проблем теории и методики процесса профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обобщения и внедрения эффективного опыта этой деятельности; целенаправленная подготовка на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования и повышение квалификации кадров работников государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, специалистов по социальной профилактике и реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Совершенствование нормативно-правовой базы Предусматривается разработка проектов ряда нормативных правовых актов, направленных на правовую поддержку несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Предполагается осуществить разработку и реализацию комплекса мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации и адаптации в обществе, решению вопросов занятости несовершеннолетних, организации их содержательного досуга. Основой профилактической и реабилитационной работы с детьми и подростками группы социального риска должны стать индивидуальные программы, предупреждающие асоциальное поведение детей и подростков. Государственная поддержка создания и укрепления материально-технической базы учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации Предусматривается оснащение учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации необходимым медицинским и бытовым оборудованием, аудио-, видео-, компьютерной техникой, с целью создания необходимых бытовых условий содержания детей и подростков, внедрение передовых технологий их реабилитации. Предполагается обеспечение учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних автотранспортом для различных нужд: перевозки больных к лечебным учреждениям, организации культурно-массовых мероприятий, проведения вместе с детьми сельскохозяйственных работ в подсобных хозяйствах и др. Разработка научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Предусматривается комплекс научно-исследовательских работ, направленных на создание современных методик профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, социальную реабилитацию несовершеннолетних с девиантным поведением. Предполагается разработать концептуальные модели новых видов учреждений, работающих с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями, экспериментально апробировать современные формы и методы профилактической и социально-реабилитационной работы. Организация подготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Предусматриваются мероприятия по организации переподготовки специалистов по социальной работе с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями, введение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования новых специализаций по подготовке таких специалистов, повышению их квалификации, разработке соответствующих программ. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: сформировать предпосылки к стабилизации, а в дальнейшем - к снижению числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; повысить эффективность социально-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками, несовершеннолетними, совершающими противоправные действия; совершенствовать государственную систему профилактики безнадзорности и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1998-2000 годы ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | | Стоимость (млн. рублей) | | |--------------------------------------------------- | Сроки | Исполнители | 1998-2000 | в том числе | исполнения | | годы - |--------------------------------------- | | | всего | 1998 год | 1999 год | 2000 год ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ I. Совершенствование нормативно-правовой базы Разработка нормативных правовых актов: о трудовой занятости несовершеннолетних, 2000 год Минобразование источники и средства, предусмотренные на направленных на развитие учебных цехов, России текущее финансирование мастерских, летних трудовых лагерей, а Минтруд России также других форм профессиональной ориентации и профессиональной подготовки о порядке трудового и бытового 1998 год Минобразование источники и средства, предусмотренные на устройства несовершеннолетних, России текущее финансирование выпущенных из детских домов, МВД России школ-интернатов, специальных Минтруд России учебно-воспитательных учреждений органы исполнительной закрытого типа, воспитательных колоний власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) Издание сборника законодательных и 1999 год Минтруд России 0,01 - 0,01 - нормативных документов по вопросам Минобразование профилактики безнадзорности и России право-нарушений несовершеннолетних, МВД России защиты их прав Минюст России Итого 0,01 - 0,01 - II. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Создание федерального центра по 1998-2000 Минобразование источники и средства, предусмотренные на патриотическому воспитанию учащихся годы России текущее финансирование Минобороны России Создание национального музея детского 1998-2000 Минобразование источники и средства, предусмотренные на художественного творчества годы России текущее финансирование Минтруд России Создание всероссийского шахматного 1998-2000 Минобразование источники и средства, предусмотренные на центра чемпиона мира А.Карпова годы России текущее финансирование Организация межведомственного центра 1999-2000 Минздрав России 1 - 0,5 0,5 медико-социальной реабилитации годы Минобразование несовершеннолетних с психическими России отклонениями и нарушениями поведения Введение в выпускных классах средних 1998-2000 Минобразование источники и средства, предусмотренные на общеобразовательных школ курса "Твоя годы России текущее финансирование профессиональная карьера" Проведение всероссийской операции 1998-2000 МВД России источники и средства, предусмотренные на "Подросток", направленной на годы Минтруд России текущее финансирование предупреждение безнадзорности и Минобразование правонарушений несовершеннолетних и России улучшение индивидуально-воспитательной работы с подростками-правонарушителями Разработка методических пособий для 1998-2000 Минобразование России источники и средства, предусмотренные на педагогов и родителей по обучению годы МВД России текущее финансирование учащихся начальной школы навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах Итого 1 - 0,5 0,5 III. Государственная поддержка создания и укрепления материально-технической базы учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации Обеспечение базовых и опорно-экспериментальных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, медицинским и бытовым оборудованием, аудиовидеои компьютерной техникой в том числе: специальных учебно-воспитательных 1998-2000 Минобразование 6,85 4,23 1,28 1,34 учреждений для детей и подростков с годы России девиантным поведением, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам в системе организаций образования центров временной изоляции для 1998-2000 МВД России 2,6 0,8 0,9 0,9 несовершеннолетних правонарушителей годы воспитательных колоний специализированных учреждений для 1998-2000 Минтруд России 40,39 23 8,59 8,8 несовершеннолетних, нуждающихся в годы социальной реабилитации, в системе организаций социальной защиты населения Обеспечение автотранспортом и сельско-хозяйственными машинами учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в том числе: специальных учебно-воспитательных 1998-2000 Минобразование 5,8 2,2 1,8 1,8 учреждений для детей и подростков с годы России девиантным поведением, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам в системе организаций образования центров временной изоляции для 1998-2000 МВД России 3,68 2,37 0,64 0,67 несовершеннолетних правонарушителей годы воспитательных колоний специализированных учреждений для 1998-2000 Минтруд России 30,7 13 8,8 8,9 несовершеннолетних, нуждающихся в годы социальной реабилитации, в системе организаций социальной защиты населения Итого 90,02 45,6 22,01 22,41 IV. Разработка научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Проведение научных исследований по 1998-2000 Минтруд России 3,61 0,685 1,3 1,625 актуальным проблемам профилактики годы Минобразование безнадзорности несовершеннолетних, их России социальной реабилитации в современных условиях Разработка концептуальных моделей 1998-1999 Минобразование источники и средства, предусмотренные на различных видов учреждений профилактики годы России текущее финансирование безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Апробация новых форм и методов 1998-2000 Минтруд России источники и средства, предусмотренные на профилактики безнадзорности и годы Минобразование текущее финансирование правонарушений детей и подростков России МВД России Разработка и внедрение профилактических 1999-2000 Минздрав России 0,25 - 0,1 0,15 программ по предотвращению криминальной годы Минтруд России активности у детей и подростков групп риска Разработка и внедрение критериев 1999-2000 Минздрав России 0,14 - 0,06 0,08 диагностики патологических форм годы противоправного поведения детей и подростков Изучение роли психической патологии и 1999-2000 Минздрав России 1,7 - 0,85 0,85 наркологических заболеваний в генезе годы правонарушений среди несовершеннолетних Разработка моделей выявления групп риска 1999-2000 Минздрав России 0,07 - 0,03 0,04 возможного возникновения безнадзорности годы и совершения правонарушений среди пациентов учреждений, оказывающих наркологическую помощь детям и подросткам Разработка и внедрение модификаций 1999-2000 Минздрав России 0,1 - 0,05 0,05 профилактических антиалкогольных и годы Минобразование антинаркотических программ для России общеобразовательных учреждений Разработка базовых (типовых) материалов 1998-1999 МВД России источники и средства, предусмотренные на для проектирования воспитательной годы Минфин России текущее финансирование колонии на 350 человек Минэкономики России Обобщение практики расследования новых 1998 год МВД России источники и средства, предусмотренные на видов преступлений, совершенных текущее финансирование несовершеннолетними, разработка на этой основе мер по их пресечению Разработка на основе комплексного 1998-2000 МВД России источники и средства, предусмотренные на анализа состояния преступности годы Минюст России текущее финансирование несовершеннолетних, прогноза Генеральная прокуратура криминогенной обстановки по этим Российской проблемам в целом по России, а также в Федерации масштабе республики, края, области (по согласованию) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) Систематическое изучение, обобщение и 1998-2000 МВД России источники и средства, предусмотренные на распространение передового, в том числе годы Минтруд России текущее финансирование зарубежного опыта работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, рецидивной и групповой преступности подростков Подготовка и выпуск 1999-2000 Минтруд России 0,15 - 0,08 0,07 информационно-методических сборников о годы проблемах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (по материалам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних) Проведение научно-практической 2000 Минтруд России 0,02 - - 0,02 конференции по проблемам социальной год адаптации воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации Подготовка и проведение региональных 1998-2000 МВД России источники и средства, предусмотренные на совещаний руководителей подразделений по годы текущее финансирование предупреждению правонарушений несовершеннолетних Итого 6,04 0,685 2,47 2,885 V. Организация подготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Организация подготовки в образовательных 1998-2000 Минтруд России источники и средства, предусмотренные на учреждениях высшего профессионального годы Минобразование текущее финансирование образования специалистов для работы в России учреждениях, осуществляющих профилактику МВД России безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальную реабилитацию (специалистов по социальной работе, практических психологов, социальных педагогов) Проведение переподготовки на базе 1998-2000 Минтруд России источники и средства, предусмотренные на образовательных учреждений высшего годы Минобразование текущее финансирование профессионального образования России специалистов по социальной работе с безнадзорными детьми и детьми с девиантным поведением Повышение квалификации работников 1998-2000 Минтруд России источники и средства, предусмотренные на учреждений, осуществляющих профилактику годы текущее финансирование безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на базе опорно-экспериментальных учреждений Разработка и издание программы 1998-2000 Минтруд России источники и средства, предусмотренные на подготовки и повышения квалификации годы Минобразование текущее финансирование работников учреждений, осуществляющих России профилактику безнадзорности и МВД России правонарушений несовершеннолетних Всего по Программе 97,07 46,285 24,99 25,795 --------------------------- Примечание. Объем финансирования мероприятий из федерального бюджета уточняется государственным заказчиком с Минфином России исходя из возможностей федерального бюджета на соответствующий год. |