О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЕ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2005 ГОДЫ. Постановление. Правительство РФ. 29.09.97 1259


Страницы: 1  2  


     
    О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЕ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
           ЗОНЫ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998-2005 ГОДЫ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
     
                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                         29 сентября 1997 г.
                                N 1259
     
                                 (Д)



     В соответствии с Федеральным  законом  "Об  Особой  экономической
зоне  в Калининградской области" (Собрание законодательства Российской
Федерации,  1996,  N 4,  ст.  224) и в целях обеспечения  комплексного
развития   Особой   экономической   зоны   в  Калининградской  области
Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемую  Федеральную целевую программу развития
Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005  годы
(далее    именуется   -   Программа),   разработанную   администрацией
Калининградской  области  и  представленную  Министерством   экономики
Российской   Федерации   по   согласованию  с  Министерством  финансов
Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти.
     2. Утвердить   Министерство   экономики   Российской    Федерации
государственным заказчиком Программы.
     3. Министерству экономики  Российской  Федерации  и  Министерству
финансов Российской Федерации предусматривать ежегодно, начиная с 1999
года,  при формировании проекта федерального бюджета выделение средств
для реализации Программы.
     Финансирование инвестиционных      проектов,      предусмотренных
Программой,  в  том  числе  строительства  жилья для уволенных в запас
военнослужащих,  в 1998 году осуществлять в  объемах,  предусмотренных
Федеральной инвестиционной программой на 1998 год, в пределах лимитов,
определяемых Министерством экономики Российской Федерации.
     4. Министерству   экономики   Российской  Федерации  совместно  с
администрацией  Калининградской  области   ежегодно   представлять   в
Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы.

Председатель Правительства
Российской Федерации                           В.Черномырдин


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 29 сентября 1997 г.
                                                                N 1259

                ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
                      ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
                      В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
                          НА 1998-2005 ГОДЫ

                               ПАСПОРТ
                Федеральной целевой программы развития
                      Особой экономической зоны
             в Калининградской области на 1998-2005 годы


Наименование           - Федеральная целевая программа развития Особой
Программы                экономической  зоны в Калининградской области
                         на 1998-2005 годы

Основания для          - статьи 1 и 21 Федерального закона "Об  Особой
разработки               экономической зоне в Калининградской области"
Программы

Государственный        - Министерство экономики Российской Федерации
заказчик
Программы

Основной               - администрация Калининградской области
разработчик
Программы

Цели и задачи          - обеспечение политических     и      оборонных
Программы                интересов России в регионе;
                         укрепление единого             экономического
                         пространства России;
                         развитие внешнеэкономических связей России;
                         развитие экономики Особой экономической  зоны
                         и  области  в  целом,  повышение уровня жизни
                         населения и достижение социально-политической
                         стабильности в области;
                         обеспечение экономической        безопасности
                         области.
                         Исходя из необходимости достижения  указанных
                         целей, усилия федеральных и областных органов
                         государственной      власти      предлагается
                         сосредоточить  на  решении  следующих главных
                         задач:
                         развитие сети  инженерной  инфраструктуры   и
                         комплексов       жизнеобеспечения      Особой
                         экономической зоны и области в целом, включая
                         транспортный и природоохранный комплексы;
                         государственная поддержка        приоритетных
                         отраслей   и  объектов  экономического  роста
                         Особой экономической зоны;
                         структурная перестройка        хозяйственного
                         комплекса Особой экономической зоны и области
                         в целом,  развитие нетрадиционных для региона
                         конкурентоспособных  отраслей  и производств,
                         включая импортозамещающие;
                         обеспечение полноценного     функционирования
                         размещенных  на  территории  области воинских
                         формирований и баз

Срок и этапы           - Федеральная целевая программа развития Особой
реализации               экономической  зоны в Калининградской области
Программы                рассчитана на 8-летний срок - 1998-2005 годы.
                         Ее  реализацию  предполагается осуществлять в
                         три этапа:
                         I. Подготовительный этап.
                         Утверждение Программы          Правительством
                         Российской   Федерации,   создание   дирекции
                         Программы,  разработка  нормативной  правовой
                         базы, отбор объектов экономического роста.
                         Продолжительность этапа - 1-1,5 года.
                         II. Этап первоначальной реализации Программы.
                         Завершение создания      региональной       и
                         федеральной    нормативной   правовой   базы,
                         развертывание  работы  по  развитию  объектов
                         инфраструктуры,    первой   группы   объектов
                         экономического роста  и  локальных  свободных
                         экономических зон.
                         Продолжительность этапа - 1,5-2 года.
                         III. Этап     полномасштабной      реализации
                         Программы.
                         Обеспечение устойчивого    роста    экономики
                         области  с  целью  вывода  ее из дотационного
                         состояния и превращение в донора федерального
                         бюджета.
                         Продолжительность этапа  -  4,5-5,5  лет  (до
                         2005 года)

Исполнители            - федеральные органы   исполнительной   власти,
основных                 администрация     Калининградской    области,
мероприятий              предприятия и организации области

Объемы и               - (млрд. рублей, в ценах     1998-     в том
источники                на 1 января 1997 г.)       2005      числе
финансирования                                      годы      1998
                                                              год

                         Всего                      14050,56  3004,96

                         в том числе:
                         федеральный бюджет,        3416,7    667,5
                         в том числе
                         Федеральный дорожный фонд  891       309
                         Российской Федерации

                         кредит за счет средств     3431,5    653,4
                         федерального бюджета

                         областной бюджет           673,6     135,8

                         собственные средства       568,3     199,1
                         предприятий

                         заемный капитал            2398,46   332,36

                         акционерный капитал        234,5     80

                         иностранные инвесторы      2783,7    768,2

                         иностранные кредиты        543,8     168,6

Ожидаемые              - создание в    Особой    экономической    зоне
результаты               благоприятного        делового       климата,
Программы                способствующего    привлечению    инвестиций,
                         повышению   конкурентоспособности   продукции
                         местных  предприятий  и,  в  конечном  итоге,
                         росту  промышленного  и сельскохозяйственного
                         производства   и   повышению   благосостояния
                         населения;
                         создание современной          инфраструктуры,
                         способствующей       росту      промышленного
                         производства, обеспечению оборонных интересов
                         России  и укреплению российского суверенитета
                         на данной территории;
                         увеличение поступлений   в   бюджеты   разных
                         уровней,  превращение области из дотационного
                         региона в регион-донор федерального бюджета

Организация            - для организации    работы    по    выполнению
исполнения               Программы   создается  дирекция  Программы  в
Программы и              составе     администрации     Калининградской
контроль за ее           области.
реализацией              Администрация Калининградской         области
                         ежегодно    представляет    в    Министерство
                         экономики Российской Федерации и Министерство
                         финансов  Российской  Федерации доклад о ходе
                         выполнения    мероприятий     Программы     и
                         эффективности     использования    финансовых
                         средств


                               Введение

     Разработка Федеральной    целевой   программы   развития   Особой
экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы  (далее
именуется  -  Программа)  предусмотрена  статьями  1 и 21 Федерального
закона   "Об   Особой    экономической    зоне    в    Калининградской
области"(Собрание  законодательства Российской Федерации,  1996,  N 4,
ст.  224).  Требования Федерального закона обусловлены  необходимостью
обеспечения интересов Российской Федерации в данном регионе, положение
которого является специфическим  с  геополитической,  экономической  и
исторической точек зрения.
     Программа подготовлена  также  с  учетом  Концепции   федеральной
политики   в   отношении  Калининградской  области  (одобрена  Советом
Безопасности  Российской  Федерации  в  октябре  1994   г.),   проекта
федеральной   целевой   программы   социально-экономического  развития
Калининградской области на период до 2000 года (рассмотрен  Экспертным
советом  при  Правительстве  Российской  Федерации  25  мая  1995 г.),
Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти Калининградской области от 12 января 1996 года и дополнительных
соглашений   к   нему,  федеральных  законов  и  иных  правовых  актов
Российской Федерации.

          1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
                   ее решения программными методами

     Калининградская область   -   единственный   субъект   Российской
Федерации,  полностью  отделенный  от  остальной   территории   страны
сухопутными границами иностранных государств и международными морскими
водами.
     Она располагается    в   регионе,   издавна   являвшимся   сферой
национальных   интересов   России.   Здесь   находится    единственный
принадлежащий  Российской  Федерации  незамерзающий порт на Балтийском
море. Пересекающие область транзитные коммуникации являются кратчайшим
путем,  связывающим Россию и страны Западной Европы.  На ее территории
сосредоточены крупнейшие мировые запасы  янтаря  (более  90  процентов
мировых  промышленных разработок),  имеются значительные месторождения
нефти, каменной соли, торфа, минеральной воды. Общероссийское значение
приобретает     создаваемый     на    побережье    Балтийского    моря
санаторно-курортный комплекс.
     В Калининградской  области  размещены  главные  силы  Балтийского
флота России, формирования 11-й отдельной гвардейской армии. Их роль в
качестве   средства   военного   сдерживания   возрастает  в  условиях
расширения блока НАТО.
     Геополитическое положение    области    во    многом   определяет
стратегические интересы России в регионе.  Основными  из  них  следует
считать:
     обеспечение суверенитета   Российской   Федерации    на    данной
территории;
     использование территории   области   в   интересах    обеспечения
обороноспособности страны;
     ускоренное развитие   внешнеэкономических   связей    России    с
европейскими странами;
     превращение области  из  дотационного  региона   в   регион-донор
федерального бюджета.
     Вместе с тем нынешняя ситуация в Калининградской области и вокруг
нее не способствует реализации указанных интересов.
     Экономические трудности,  присущие  всей   стране,   усугубляются
обособленным   положением   региона,  его  серьезной  зависимостью  от
тарифной  политики  соседних  государств  в   области   энергетики   и
транспорта.  Последнее  время темпы падения промышленного производства
были здесь в 3 раза выше общероссийских,  а в целом за 1991-1996  годы
оно  сократилось  более  чем в 2,5 раза.  Значительно уменьшился объем
научно-технического потенциала области.  В связи с практически  полным
прекращением  государственного финансирования гидромелиоративных работ
началось  крупномасштабное   заболачивание   земель.   Местные   порты
функционируют  почти  на  половину своих мощностей,  тогда как транзит
российских внешнеторговых грузов  в  массовом  порядке  осуществляется
через   прибалтийские   государства,   принося   им  крупные  валютные
поступления.  Потребительский рынок  области  в  значительной  степени
обеспечивается импортными поставками.  Фактически заморожены важнейшие
проекты в сфере охраны окружающей среды,  что  нарушает  международные
обязательства  России.  Уровень  безработицы  (на конец 1996 года - 45
тыс.  человек,  что составляет 10,6  процента  экономически  активного
населения)  -  один  из  самых высоких в стране.  Обостряются и многие
другие  социальные  проблемы.  Область  стала  нуждаться  в  серьезной
финансовой помощи из федеральных источников.
     Одновременно за  рубежом  отмечается   активизация   определенных
политических сил, которые предпринимают попытки поставить под сомнение
статус Калининградской области как субъекта Российской  Федерации.  Им
удалось    провести   ряд   международных   акций,   направленных   на
вмешательство во внутренние дела Российской  Федерации,  в  том  числе
через  Конгресс  США  и Совет Европы.  Эти силы спекулируют на истории
региона,   стремятся   воспользоваться   возникающим   в    результате
социально-экономического   кризиса   общественным   недовольством  для
культивирования сепаратистских настроений.
     Из всего  сказанного  следует,  что  интересы  России  могут быть
исчерпывающим образом реализованы  лишь  при  условии  стабилизации  и
достижения   последующего   роста   объемов  производства  в  области,
обеспечения ее экономической и социальной безопасности.
     Поскольку ситуация  в стране не позволяет достаточно эффективно и
быстро   решить   указанные    задачи    при    помощи    общепринятых
финансово-экономических   механизмов,   было  признано  целесообразным
прибегнуть к созданию на части территории области Особой экономической
зоны. Это нашло отражение во вступивших в силу в 1996 году Федеральном
законе "Об Особой экономической  зоне  в  Калининградской  области"  и
Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти Калининградской области.  Данные документы создают определенные
возможности для смягчения кризисных явлений, в частности, они способны
в    известной    степени    компенсировать   дополнительные   затраты
хозяйствующих  субъектов,  связанные  с   оторванностью   региона   от
остальной территории страны, и могут служить средством улучшения здесь
делового климата.
     В полном  объеме  механизм Особой экономической зоны включается в
действие посредством принятия и исполнения  предусмотренной  указанным
Федеральным законом Программы.

       2. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации

     В связи   со   сложностью   решаемой   проблемы  Программа  носит
многоцелевой характер. Основными ее целями являются:
     обеспечение политических и оборонных интересов России в регионе;
     укрепление единого экономического пространства России;
     развитие внешнеэкономических связей России;
     обеспечение экономической безопасности региона;
     развитие экономики Особой экономической зоны и области в целом и,
как  следствие,  повышение  уровня  жизни  населения   и   обеспечение
социально-политической стабильности в области.
     Исходя из  необходимости  достижения  указанных   целей,   усилия
федеральных  и  областных  органов государственной власти предлагается
сосредоточить на решении следующих главных задач:
     развитие сети     инженерной    инфраструктуры    и    комплексов
жизнеобеспечения Особой экономической зоны и области в целом,  включая
природоохранные;
     превращение Особой экономической зоны и области в целом в крупный
торгово-транспортный центр федерального и международного значения;
     оказание государственной  поддержки   приоритетным   отраслям   и
объектам экономического роста Особой экономической зоны;
     сохранение и  развитие  научно-технического   потенциала   Особой
экономической зоны и области в целом;
     проведение структурной   перестройки   хозяйственного   комплекса
Особой   экономической   зоны  и  области,  в  том  числе  отраслей  и
производств,  обслуживающих военные  формирования,  а  также  развитие
нетрадиционных   для   региона  отраслей  и  предприятий,  выпускающих
конкурентоспособную продукцию;
     создание в  Особой  экономической  зоне  и области благоприятного
климата для предпринимателей;
     стимулирование притока   отечественных   инвестиций  в  экономику
Особой экономической зоны и  области,  кооперационных  связей  местных
предприятий с предприятиями других регионов страны;
     осуществление протекционистской  политики  в  интересах   местных
товаропроизводителей;
     обеспечение полноценного    функционирования    размещенных    на
территории области военных формирований и баз.
     Реализация Программы будет осуществляться в 3 этапа.
     I. Подготовительный этап.
     На этом    этапе    предусматривается    утверждение    Программы
Правительством  Российской  Федерации,  создание  дирекции  Программы,
интенсивная разработка нормативной правовой базы,  отбор первой группы
объектов экономического роста. Продолжительность этапа - 1-1,5 года.
     II. Этап первоначальной реализации Программы.
     На этом  этапе  завершается  создание   необходимой   нормативной
правовой  базы,  разворачивается  работа  по  развитию инфраструктуры,
первой группы объектов  экономического  роста  и  локальных  свободных
экономических зон. Продолжительность этапа - 1,5-2 года.
     III. Этап полномасштабной реализации Программы.
     Этап будет характеризоваться устойчивым ростом экономики области,
что  должно вывести ее из дотационного состояния,  превратить в донора
федерального бюджета и  обеспечить  интересы  Российской  Федерации  в
данном регионе. Продолжительность этапа - 4,5-5,5 лет (до 2005 года).

                 3. Комплекс программных мероприятий

     Решение перечисленных  выше  задач потребует реализации комплекса
мер правового,  финансово-экономического и организационного  характера
на   федеральном   и   региональном   уровнях,  использования  средств
федерального и областного бюджетов,  а  также  различных  внебюджетных
источников.

                     3.1. Программные мероприятия

     Одной из  основных  предпосылок  успешной  реализации Программы и
подъема экономики области является создание  соответствующих  правовых
условий,   способствующих   возникновению   в  регионе  благоприятного
делового климата.  На основании опыта применения  Федерального  закона
"Об  Особой экономической зоне в Калининградской области" и Договора о
разграничении  предметов   ведения   и   полномочий   между   органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти  Калининградской  области  выявились  проблемы,   связанные   с
необходимостью  внесения  изменений  в  действующие  нормативные акты.
Необходима также подготовка проектов ряда дополнительных федеральных и
областных нормативных актов и проработка организационных предложений.
     В частности планируется подготовить проекты нормативных актов  по
следующим вопросам:
     усовершенствование механизма   согласования    решений    органов
исполнительной   власти   Калининградской   области  с  Правительством
Российской Федерации относительно введения дополнительных  ограничений
для  применяемого  в  Особой  экономической  зоне  таможенного  режима
свободной таможенной зоны с тем,  чтобы  эффективно  защищать  местных
товаропроизводителей  и  использовать  возможные  доходы от применения
этих мер для финансирования мероприятий по реализации Программы;
     введение в   Особой   экономической   зоне  специального  порядка
оформления  краткосрочных  въездных  виз   для   отдельных   категорий
иностранных   граждан   на   пограничных  пунктах  с  возможностью  их
последующего продления на общих основаниях;
     применение механизма      ускоренной     амортизации     основных
производственных фондов для отдельных групп предприятий, расположенных
в Особой экономической зоне.
     В целях реализации  Программы  предполагается  также  принять  на
областном  уровне  ряд  нормативных  актов  и комплексных региональных
программ.  Развернутый   перечень   этих   программ,   разрабатываемых
администрацией Калининградской области, приведен в приложении 3.
     При этом следует учитывать, что продолжится реализация заданий по
объектам,  размещенным в Калининградской области и включенным в другие
федеральные программы,  перечень и характеристики которых приведены  в
приложении 2.
     Ниже приводится перечень основных программных мероприятий как  на
федеральном, так и региональном уровне.

              Перечень основных программных мероприятий

-------------------------------------------------------------------------------
                              | Вид             |    Срок    |
  Наименование мероприятия    | документа       | исполнения | Исполнители
-------------------------------------------------------------------------------
                       На федеральном уровне

Введение упрощенного  порядка   проект            I            МИД России,
получения  краткосрочных  виз   постановления     квартал      администрация
для  въезда   на   территорию   Правительства     1998 г.      Калининградской
Особой экономической зоны       Российской                     области
                                Федерации

Урегулирование    обеспечения   проекты           IV           МИД России,
благоприятных         условий   международных     квартал      администрация
транзитного  сообщения  между   договоров         1998 г.      Калининградской
Калининградской   областью  и                                  области
другими субъектами Российской
Федерации   через  территории
Литвы, Польши, Белоруссии

Подготовка предложений     по                     I            администрация
организации    международного                     квартал      Калининградской
финансового центра  в  Особой                     1998 г.      области
экономической зоне

Подготовка предложений    для                     I            администрация
федеральных           органов                     квартал      Калининградской
исполнительной   власти    по                     1998 г.      области
организации         локальных
свободных  экономических  зон
производственного типа

                      На региональном уровне

Разработка и принятие  закона   закон             I            администрация
о   стимулировании  и  защите   Калининградской   квартал      Калининградской
инвестиций в  Калининградской   области           1998 г.      области
области

Разработка и принятие  закона   закон             I            администрация
об   объектах  экономического   Калининградской   квартал      Калининградской
роста                           области           1998 г.      области


Разработка и принятие  закона   закон             I            администрация
о   локальных   экономических   Калининградской   квартал      Калининградской
зонах    в    Калининградской   области           1998 г.      области
области

Разработка и принятие  закона   закон             I            администрация
об  областном государственном   Калининградской   квартал      Калининградской
заказе                          области           1998 г.      области


Разработка и принятие  закона   закон             I
о  порядке  выделения ссуд за   Калининградской   квартал
счет    средств    областного   области           1998 г.
бюджета     и    внебюджетных
фондов,        предоставления
гарантий   под  обязательства
Калининградской области

Разработка и принятие  закона   закон             I            администрация
об    управлении    объектами   Калининградской   квартал      Калининградской
государственной  областной  и   области           1998 г.      области
муниципальной собственности в
Калининградской области

Разработка и принятие  закона   закон             II           администрация
о      поддержке      местных   Калининградской   квартал      Калининградской
товаропроизводителей            области           1998 г.      области


                    Организационные мероприятия

Организация                     решение           II           Минтранс
грузопассажирского  паромного   Минтранса         полугодие    России
сообщения    Калининград    -   России            1998 г.
Санкт-Петербург

Придание              статуса   решение МИДа      II           МИД России
"международный"  пограничному   России            квартал
контрольно-пропускному пункту                     1998 г.
"Приозерный"

Отмена скидок  с  действующих   решение           I            МПС России
железнодорожных  тарифов  при   МПС России        квартал
перевозке          российских                     1998 г.
экспортно-импортных    грузов
через порты Литвы

Создание               центра   постановление     I            администрация
переподготовки                  администрации     квартал      Калининградской
государственных  служащих   и   Калининградской   1998 г.      области
менеджеров             Особой   области
экономической зоны


Создание регионального  фонда                     I            администрация
поддержки             местных                     полугодие    Калининградской
товаропроизводителей                              1998 г.      области


Создание        регионального   постановление     I            администрация
агентства      экономического   администрации     квартал      Калининградской
развития                        Калининградской   1998 г.      области
                                области

Подготовка предложений      о                     I            администрация
предоставлении    скидок    с                     полугодие    Калининградской
тарифов     по      поставкам                     1998 г.      области
электроэнергии              в
Калининградскую область

       3.2. Приоритетные отрасли и объекты экономического роста

     Недостаточный объем   финансовых   ресурсов,   которыми   сегодня
располагает  страна,  ограничивает   возможности   их   одновременного
вложения  в  развитие  широкого  круга  отраслей и объектов хозяйства.
Поэтому  в  Программу  заложен  принцип   избирательной   концентрации
средств.
     Средства должны использоваться прежде всего  для  формирования  и
поддержки объектов экономического роста Особой экономической зоны. Под
объектами  экономического  роста  понимаются  отдельные   коммерческие
организации,  локальные свободные экономические зоны, способные решать
задачи не только собственного развития,  но и содействовать  улучшению
социально-экономической  ситуации  в  окружающем  их  районе или сфере
деятельности.  Наделение статусом объектов экономического роста  будет
осуществляться  на  основе утвержденной администрацией Калининградской
области системы критериев, охватывающих экономическую эффективность (в
том  числе  достаточно  быструю  окупаемость  проектов) и соответствие
современным экологическим стандартам.
     Предполагается, что    объектам    экономического   роста   будет
предоставлен    льготный    режим    хозяйствования,    они    получат
государственную    поддержку,   включая   гарантии   для   привлечения
инвестиций,  частичное бюджетное финансирование.  При этом  финансовые
ресурсы из федеральных и областных источников будут выделяться главным
образом на  возвратной  основе.  Для  этих  целей  ежегодно  требуется
выделение   Калининградской   области   федеральной   бюджетной  ссуды
(налогового кредита)  в  размере  600-650 млрд.  рублей  (в  ценах  на
1 января 1997 г.).
     Отбор объектов экономического роста следует вести прежде всего  в
отраслях  (хозяйственных  комплексах) и по приоритетным с точки зрения
обеспечения интересов Российской Федерации и перспектив экономического
развития области направлениям.
     Такими направлениями с учетом географического положения  области,
объективно   складывающихся   тенденций   в   структурной  перестройке
промышленности  региона,   а   также   возможностей,   предоставленных
действующим режимом особой экономической зоны, являются:
     формирование крупного     международного     многофункционального
транспортного узла с использованием различных маршрутов движения.  Это
даст возможность организовать устойчивое сообщение области  с  другими
регионами России, обеспечить выход российских предприятий на важнейшие
мировые транспортные пути и расширить спектр предоставляемых им услуг,
уменьшить  валютную  составляющую  их транспортных расходов.  Одним из
элементов развития транспортного комплекса является создание в  Особой
экономической   зоне   специального   транспортного   центра  с  целью
предоставления   льготного   налогового    режима    для    российских
автоперевозчиков,  работающих  на  международных линиях.  Это особенно
актуально в последнее время в связи с наблюдающимся  сокращением  доли
российских операторов на рынке международных автоперевозок;
     развитие инфраструктуры внешнеторговых  операций  путем  создания
системы   локальных   свободных   таможенных   зон   и  международного
финансового   центра.   С   созданием   Особой   экономической    зоны
внешнеторговый оборот Калининградской области увеличился (по сравнению
с 1995 годом) в 1,73 раза и составил за 1996 год 1326,5 млн.  долларов
США.  Дальнейшее  развитие внешнеэкономических связей требует создания
соответствующей   инфраструктуры,   что,   в   свою   очередь,   будет
способствовать    переориентации    на   Особую   экономическую   зону
транспортных потоков,  идущих в настоящее  время  через  прибалтийские
государства,  и  содействовать  привлечению  российских  и иностранных
инвестиций;
     стимулирование создания      нетрадиционных      для      области
конкурентоспособных   производств   (по    выпуску    автомототехники,
персональных   компьютеров,   сложных   бытовых   приборов   и  других
высокотехнологичных товаров),  в том числе путем учреждения  локальных
свободных    экономических    зон    производственной   ориентации   и
перепрофилирования существующих предприятий.  Благодаря этому  удастся
провести   структурную   перестройку   хозяйства  области,  обеспечить
потребительский рынок отечественными товарами,  укрепить экономическую
основу  жизнедеятельности региона и его самостоятельность по отношению
к иностранным государствам,  повысить конкурентоспособность российской
экономики  в  целом  и  степень  ее интеграции в мировое экономическое
пространство. На первом этапе наиболее перспективными в этом отношении
представляются   два   направления:   создание  и  развитие  сборочных
производств с  использованием  импортных  комплектующих,  доработка  и
предпродажная  подготовка  экспортных товаров,  произведенных в других
регионах России.  Становление подобного рода производств стимулируется
особым хозяйственным режимом, действующим в Особой экономической зоне,
и ее близостью к европейским рынкам;
     развитие туристическо-рекреационного  комплекса  для  организации
отдыха и лечения прежде всего российских, а также иностранных граждан.
Результатом деятельности предприятий этого комплекса будет привлечение
дополнительных финансовых ресурсов (в том числе валютных) в  экономику
области   и  страны,  обеспечение  занятости  населения  и  спроса  на
продукцию   местных   сельскохозяйственных    производителей.    Этому
способствует наличие благоприятных климатических условий,  а также то,
что  калининградское  побережье  является  единственной  принадлежащей
России  рекреационной  зоной  в данном регионе.  По имеющимся оценкам,
мощности комплекса могут достигать 170 тыс.  мест в летний период и 80
тыс.  мест в другие времена года. Данное направление предусматривается
реализовать  путем   создания   современных   гостинично-туристических
объектов с широким набором услуг;
     поддержка предприятий  агропромышленного  комплекса,  призванного
гарантировать  на  приемлемом  уровне  продовольственную независимость
области  от  внешних   поставок,   восстановить   экономическую   базу
социального развития села;
     возрождение рыбопромышленного комплекса  и  переориентация  части
его  добывающих предприятий на прибрежный лов,  что позволит увеличить
поставки  на  российский   рынок   отечественной   рыбной   продукции,
использовать   мощности   местных   судостроительных  и  судоремонтных
заводов, сохранить кадровый и научно-технический потенциал отрасли;
     конверсия и     развитие     машиностроительных      предприятий,
использование   их   кадрового   потенциала   для   перевода   местной
промышленности на выпуск наукоемкой и ресурсосберегающей  продукции  с
использованием  научно-технических  разработок  ученых Калининградской
области и других регионов России;
     комплексное развитие     целлюлозно-бумажной      промышленности,
стимулирование  ее  перехода  на  экологически чистые,  обеспечивающие
максимальную глубину переработки сырья технологии и выпуск современной
бумажной продукции.  Таким образом предполагается увеличить экспортные
возможности этой отрасли,  обеспечить валютные  поступления  для  нужд
страны, улучшить экологическую обстановку на территории области;
     возрождение янтарной   промышленности,   обеспечение   устойчивых
валютных  поступлений   для   нужд   страны   за   счет   эффективного
использования уникальных природных запасов янтаря.
     Проекты, предполагающие    создание   предприятий,   деятельность
которых   способна   негативно   сказаться   на   развитии   указанных
приоритетных  отраслей  и  направлений,  не  могут наделяться статусом
объекта  экономического  роста  и  пользоваться  преимуществами  этого
статуса.

         3.3. Жизнеобеспечение региона и развитие инженерной
              инфраструктуры в Особой экономической зоне

     Реализация приоритетных направлений, предусмотренных пунктом 3.2.
Программы,   требует   государственной   поддержки   строительства   и
модернизации  объектов  инфраструктуры  и  жизнеобеспечения   региона.
Одновременно эти объекты имеют стратегическое значение для обеспечения
обороны, развития международных отношений и экономики страны в целом.
     Необходимые мероприятия   ввиду   их   масштабности   могут  быть
осуществлены только в результате усилий со стороны федеральных органов
исполнительной власти и за счет централизованных капитальных вложений.
Однако часть из них может быть профинансирована на возвратной  основе.
Некоторые объекты инфраструктуры и жизнеобеспечения допустимо включать
в иные федеральные целевые программы.

               3.3.1. Проблемы жизнеобеспечения региона

     Калининградская область  в  силу  своего особого геополитического
положения  играет  и  будет  играть  стратегически   важную   роль   в
обеспечении  политических,  экономических и военных интересов России в
Европе.  С  учетом  планов  НАТО  по  включению   в   состав   альянса
восточноевропейских  стран  и  государств Балтии военно-стратегическое
значение  области  еще  более  возрастает.  В  этой  связи   Программа
предусматривает    комплекс    мер,    направленных   на   обеспечение
жизнедеятельности региона,  в том числе  при  возникновении  возможных
кризисных ситуаций.
     К стратегически важным отраслям Программы относятся:
     транспортный комплекс;
     топливно-энергетический комплекс;
     агропромышленный комплекс;
     связь и телекоммуникации.

                        Транспортный комплекс

     Обеспечение оборонных   интересов   и   единства   экономического
пространства   Российской   Федерации   невозможно   без   устойчивого
транспортного  сообщения Особой экономической зоны и области в целом с
остальной   территорией   страны,   без   стабильной   работы    всего
транспортного  комплекса  области,  и в первую очередь портов.  Однако
сегодня  имеет  место  значительная  зависимость  региона  от  условий
грузового   и   пассажирского   транзита   по  территории  иностранных
государств,  а также от изменения в них политической  и  экономической
конъюнктуры.  С  целью  преодоления  существующих негативных тенденций
предлагается реализовать следующие основные проекты:
     развитие паромного   сообщения   между   портами  Калининграда  и
Санкт-Петербурга;
     модернизация действующих   и   строительство   новых   портов   в
соответствии с Федеральной  программой  "Возрождение  торгового  флота
России";
     реконструкция калининградского участка автодороги Гусев -  Голдап
-  Гродно  в  соответствии  с  постановлением Правительства Российской
Федерации от 25 мая 1994 г.  N 531 "О неотложных мерах по стабилизации
экономического    положения    Калининградской    области"   (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1994, N 5, ст. 519);
     создание в   аэропорту   Храброво   автоматизированного    центра
управления   воздушным   движением.   В   настоящее   время  воздушное
пространство региона находится  в  зоне  ответственности  Вильнюсского
центра полетной информации.
     Решение указанных  проблем  потребует  заключения   международных
договоров  Российской  Федерации  по  условиям транзита по территориям
Польши,  Литвы  и  Белоруссии  при  перевозках  между  Калининградской
областью и остальной частью территории Российской Федерации.
     Перечень и  характеристики  включенных   в   Программу   объектов
транспортного комплекса приведены в приложениях 1 и 4.

                   Топливно-энергетический комплекс

     Структура регионального     топливно-энергетического      баланса
характеризуется    почти    полной   зависимостью   ее   от   поставок
энергоносителей из-за пределов области.  Генерирующие мощности местных
теплоэлектростанций  обеспечивают  потребности  хозяйства  и населения
региона в электроэнергии лишь на 20  процентов,  в  то  время  как  80
процентов  поставляется  Единой  энергосистемой России транзитом через
Литву и Белоруссию.
     Отсутствие прямых связей с российской энергосистемой и стремление
стран  Балтии  перевести  электростанции  на   синхронную   работу   с
энергосистемой  Западной  Европы  существенно  снижает  энергетическую
безопасность области.  В то же  время  ее  чрезмерная  зависимость  от
поставок  электроэнергии с/через территории государств,  стремящихся к
вступлению в НАТО,  противоречит  доктрине  национальной  безопасности
России.
     Обеспечение области    природным    газом    осуществляется    по
магистральному газопроводу Калининград - Вильнюс.  Уже в 1997 году его
пропускной мощности (500 млн.  куб.  м в год) будет  недостаточно  для
покрытия    имеющихся   потребностей.   Не   завершено   строительство
30-километрового  газоотвода  к  г.  Черняховску,  газоотвода   к   г.
Советску,  а  также  газораспределительной станции в г.  Калининграде.
Решение  в  течение  ближайших  10  лет  проблемы  снабжения   области
природным   газом  требует  ежегодного  ввода  в  эксплуатацию  45  км
газопроводов.
     Предлагается осуществить   комплекс   мероприятий   по   созданию
дополнительных энергетических мощностей,  расширению круга поставщиков
и  дифференциации вариантов поставок энергоносителей в область,  в том
числе:
     завершить строительство  ТЭЦ-2  (объект  включен  в  1997  году в
Федеральную инвестиционную программу с  объемом  финансирования  -  60
млрд. рублей);
     построить второй газопровод и подземное  газохранилище,  а  также
создать  нефтетерминал,  способный  обеспечить  перегрузку необходимых
объемов энергоносителей (в первую очередь - нефтепродуктов и газа).
     В результате    реализации    предлагаемых    проектов   развития
регионального топливно-энергетического комплекса область сможет на  70
процентов   удовлетворять   потребности   в   электроэнергии  за  счет
собственных источников.

                      Агропромышленный комплекс

     Одной из важнейших задач является обеспечение населения области и
расположенных  на  ее  территории  воинских  контингентов  необходимым
минимумом продовольственных товаров собственного производства  (зерно,
картофель,  молоко,  мясо) в количестве не менее 85 процентов от общей
потребности.     Несмотря      на      сравнительно      благоприятные
природно-климатические  условия,  в  течение  нескольких последних лет
региональный агропромышленный комплекс переживает  значительный  спад,
глубина  и  тенденции которого создают угрозу утраты продовольственной
независимости.  Основными  причинами  такого  положения  дел  являются
жесткая  конкуренция со стороны иностранных поставщиков продовольствия
и    недостаточная     государственная     поддержка     отечественных
производителей. Для преодоления кризиса необходимо:
     совершенствовать инфраструктуру агропромышленного комплекса;
     активно влиять   на   структурную  перестройку  агропромышленного
комплекса путем оптимизации системы  взаимоотношений  производитель  -
переработчик - оптовая торговля - розничная торговля;
     последовательно применять   протекционистские   меры   (ежегодное
установление  квот на ввоз в Особую экономическую зону отдельных видов
импортной продукции,  конкурирующих с местной продукцией,  дотирование
отдельных видов продукции, производимых на месте);
     создать систему сезонного  кредитования  сельхозпроизводителей  и
осуществления  прямых  закупок продовольствия в рамках заказа для нужд
области;
     предоставлять льготные  кредиты  местным  производителям  за счет
бюджетных средств и стимулировать льготное кредитование их со  стороны
коммерческих   банков   с   целью   создания   и   развития   в  сфере
агропромышленного комплекса объектов экономического роста;
     разместить в  области  на долгосрочной основе крупный федеральный
государственный заказ на поставки сельскохозяйственной продукции;
     содействовать модернизации  и   технологическому   перевооружению
предприятий  агропромышленного комплекса,  в том числе путем внедрения
механизма лизинга.
     В качестве  источника  финансирования  мероприятий  по  поддержке
сельхозпроизводителей  наряду  с  федеральными  будут   использоваться
средства,  поступающие  в  областной бюджет в результате осуществления
мер, принимаемых для защиты местных товаропроизводителей.
     По природно-климатическим  условиям  регион  относится   к   зоне
избыточного увлажнения, что делает невозможным ведение здесь сельского
хозяйства  без  постоянного  мелиоративного  обустройства  земель.   В
области мелиорировано 92 процента сельхозугодий и лесов,  100 тыс.  га
земель ограждены от затопления  дамбами  и  осушаются  с  помощью  136
стационарных   электрифицированных   насосных   станций.   Численность
населения,  проживающего в зонах возможного затопления,  составляет 86
тыс. человек.
     В настоящее  время  из-за  крайне  недостаточного  финансирования
мелиоративные     работы     практически    свернуты,    ликвидируются
специализированные хозяйственные организации,  треть насосных  станций
бездействует.  Следствием  этого стало заболачивание крупных земельных
массивов.  Защита  населения  в  случае   возникновения   чрезвычайной
ситуации потребует огромных усилий и затрат.
     Среди мер  по  преодолению  кризиса  в   агропромышленной   сфере
необходимо также отметить следующие:
     ремонт и поддержание в  рабочем  состоянии  имеющихся  в  области
гидротехнических сооружений;
     комплексное мелиоративное    обустройство    сельскохозяйственных
угодий и земель лесного фонда.

                       Связь и телекоммуникации

     Стратегическое значение  имеет удовлетворение потребностей Особой
экономической зоны и области в  целом  в  независимых  от  иностранных
государств  каналах  связи и телекоммуникаций.  Их создание возможно в
результате осуществления следующих проектов:
     строительство подводной    волоконно-оптической    линии    связи
Калининград-Санкт-Петербург,  что  позволит  обеспечить  устойчивую  и
надежную  связь  для  государственных органов,  сухопутных вооруженных
сил,  военно-морского флота и других абонентов как в повседневных, так
и в экстремальных ситуациях;
     завершение строительства наземной станции космической  связи,  ее
дооборудование, настройка и пуск в постоянную эксплуатацию;
     строительство новой  телевизионной  станции   за   пределами   г.
Калининграда.
     Перечень и  характеристики  включенных  в   настоящую   Программу
проектов  в сфере связи и телекоммуникаций приведены в приложениях 1 и
4.

        3.3.2. Поддержка и развитие инженерной инфраструктуры

     Учитывая ограниченность   федеральных   и   областных   ресурсов,
предлагается  использовать  имеющиеся финансовые средства прежде всего
для  развития  тех   объектов   инженерной   инфраструктуры,   которые
обеспечивают выполнение международных обязательств России и приемлемый
уровень жизни населения области,  закладывают основу  для  дальнейшего
развития региона.
     В этой связи  особое,  общегосударственное  значение  приобретает
проблема загрязнения Балтийского моря.  Ежегодный объем сбрасываемых в
море канализационных стоков составляет 253 млн.  куб.  м, причем почти
3/4  из  них  не  очищены.  Очистные  сооружения работают с двукратной
перегрузкой.  Через систему канализации  областного  центра  ежедневно
сбрасывается около 400 тыс. тонн сточных вод. Уровень загрязнения реки
Преголи  органическими  соединениями  превышает  допустимые  нормы   в
десятки раз.
     В силу международных обязательств,  в частности по Конвенциям  по
защите  морской  среды  района  Балтийского  моря  1974  и 1992 годов,
Российская  Федерация  должна  принять  меры  по  прекращению   сброса
неочищенных  промышленных  и  коммунальных  стоков  в Балтийское море.
Невыполнение этих обязательств может вызвать  значительные  финансовые
потери, поскольку к Российской Федерации могут быть применены штрафные
санкции.
     Поэтому необходимо  завершить строительство объединенных очистных
систем   гг.Калининграда,   Советска   и    Немана,    предусмотренное
постановлением      Правительства      Российской     Федерации     от
12 августа  1992  г.  N  573   "О   социально-экономическом   развитии
Калининградской  области"  (Собрание  актов Президента и Правительства
Российской  Федерации,  1992,  N  7,  ст.  451).  Объект  предлагается
включить  в Федеральную программу "Экологическая безопасность России".
Финансирование работ,  остаточная сметная стоимость которых составляет
548 млрд. рублей, в 1996 году не проводилось.
     Серьезной проблемой   остается   разрушение   береговой    полосы
Балтийского моря, в том числе в районе городов-курортов всероссийского
значения - Светлогорска и Зеленоградска.  Под  угрозой  находится  ряд
расположенных     в     непосредственной     близости     от    берега
санаторно-курортных  объектов.  В  оползневой  зоне  оказался  детский
ортопедический  санаторий,  в  котором  лечатся  дети из всех регионов
северо-западной и центральной частей России.
     Перечень и   характеристики   включенных  в  настоящую  Программу
объектов инженерной инфраструктуры приведены в приложениях 1 и 4.

  3.4. Решение проблем, связанных с размещением и функционированием
             на территории области воинских формирований

     Калининградская область    играет    важную    роль   в   системе
стратегической обороны России. Она приобретает особый характер в связи
с   возможным  расширением  блока  НАТО.  Размещенным  здесь  воинским
формированиям   необходимо   создать   возможности   для   полноценной
жизнедеятельности  и  исполнения  стоящих  перед  ними задач по защите
страны.  В  то  же  время  следует  признать,   что   функционирование
существующих  военных баз,  полигонов и складских комплексов порождает
ряд дополнительных проблем в социально-экономической и природоохранной
сферах.
     Исходя из  этого  предлагается  обеспечить  выполнение  следующих
мероприятий:
     реализация предусмотренных  пунктом  3.3.1.  Программы   мер   по
созданию   дополнительных   энергетических  мощностей,  альтернативных
транспортных  путей,  независимых  систем  связи  и  телекоммуникаций,
центра  управления  воздушным  движением,  а  также мер по эффективной
поддержке местного агропромышленного комплекса;
     развитие социальной  инфраструктуры  двойного назначения (детские
ясли  и  сады,  школы,  магазины  и   т.п.)   для   обслуживания   как
военнослужащих, так и гражданского населения области;
     принятие мер по  обеспечению  жильем  военнослужащих  и  граждан,
уволенных с военной службы в запас или в отставку. В настоящее время в
этой сфере сложилась  острая  кризисная  ситуация,  которая  негативно
отражается  на  боевой  готовности  Вооруженных  Сил,  ведет  к утрате
наиболее квалифицированных и энергичных специалистов.  Для  поэтапного
обеспечения  жильем военнослужащих и снятия социальной напряженности в
области необходимо  ежегодно  вводить  в  эксплуатацию  более  5  тыс.
квартир.  Их  строительство  должно  осуществляться  за счет бюджетных
средств в рамках Государственной целевой программы обеспечения  жильем
военнослужащих,  граждан,  уволенных  с  военной  службы в запас или в
отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей.
В  1998-2000  годах  на  эти  цели предполагается израсходовать 1456,2
млрд. рублей;
     разработка и  реализация программы социальной реабилитации бывших
военнослужащих;
     обеспечение экологической   безопасности   военных   объектов   и
деятельности воинских формирований. Основные проблемы в данной области
связаны  с  хранением  и  утилизацией боеприпасов и устаревшей военной
техники.  Большую  опасность  представляют  расположенные  в   регионе
арсеналы,   базы  и  склады  боеприпасов,  принадлежащие  Министерству
обороны  Российской  Федерации.  Их   размещение   в   черте   или   в
непосредственной близости от г.  Калининграда и других городов области
несет  потенциальную  угрозу  для  населения  и   народнохозяйственных
объектов,  так  как  техническое  состояние складов и условия хранения
боеприпасов  зачастую  не  отвечают  требованиям  действующих  норм  и
правил.  Обеспечение  живучести и взрывобезопасности арсеналов,  баз и
складов боеприпасов требует ежегодного финансирования за счет  средств
федерального  бюджета в размере не менее 3 млрд.  рублей (в ценах 1996
года).
     В настоящее  время  в  области  на  арсеналах,  базах  и  складах
хранится значительное количество некондиционных боеприпасов различного
назначения.  Все  они требуют утилизации.  Созданный в Калининградской
области региональный центр по  промышленной  переработке  техногенного
сырья  "Конверсия-Балтика" требует выделения средств для осуществления
своей деятельности в объеме 3,2 млрд. рублей;
     передача на  безвозмездных  началах в собственность области и/или
соответствующих   муниципальных   образований    высвобождающихся    в
результате сокращения Вооруженных Сил военных городков и иных зданий и
сооружений, пригодных для использования в гражданских целях.

                    3.5. Развитие социальной сферы

     Состояние социальной   сферы   во   многом   определяет   условия
жизнедеятельности,   здоровья,   образовательный,  профессиональный  и
культурный  уровень  населения,  демографическую   ситуацию,   степень
социального  благополучия.  Все  это  напрямую  влияет на политическую
обстановку в области и настроение ее жителей,  а значит сказывается на
возможностях реализации интересов России в регионе.
     Одним из  важнейших   мероприятий   должно   явиться   подписание
специального   соглашения   между   органами   исполнительной   власти
Российской Федерации и органами исполнительной власти  Калининградской
области  о принципах,  целях и механизмах социальной политики в рамках
Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти Калининградской области.  В соглашении необходимо предусмотреть
процедуру  учета государственных минимальных стандартов в образовании,
культуре и медицинском обслуживании при формировании денежных потоков,
направляемых  в  регион  из федерального бюджета (субвенций,  дотаций,
трансфертов и т.п.).
     В дополнение к  действующим  региональным  программам  по  защите
инвалидов  и  по социальной защите населения области предусматривается
разработка   комплексной   программы   развития    социальной    сферы
Калининградской  области.  В  этой  программе будут отражены следующие
основополагающие мероприятия:
     обеспечение выполнения Закона Российской Федерации "О  ветеранах"
по приоритетным направлениям;
     льготное обеспечение пенсионеров и инвалидов медикаментами;
     развитие системы адресной помощи малоимущим слоям населения;
     открытие детских приютов по подпрограмме "Дети-сироты",  входящей
в президентскую программу "Дети России";
     организация центров социального обслуживания;
     поиск эффективных  механизмов  регулирования скрытой безработицы,
развитие систем страхования от безработицы;
     повышение занятости  через  поддержку  малого и среднего бизнеса,
развитие    индивидуальной    трудовой     деятельности,     семейного
предпринимательства и фермерства, организация общественных работ;
     обеспечение своевременного  поступления  в  область,  в   которой
существует    критическая    ситуация    на   рынке   труда,   средств
Государственного  фонда  занятости  населения.   В   последнее   время
потребность   Калининградской  области  в  средствах  из  этого  Фонда
удовлетворяется не более  чем  на  5  процентов,  в  частности,  в  IV
квартале 1996 г. при потребности в 21 млрд. рублей поступило всего 500
млн. рублей;
     защита вкладов    населения,    вкладчиков,    пострадавших    от
недобросовестной или преступной  деятельности  финансовых  компаний  и
банков     (для     возмещения    ущерба    предполагается    создание
общественно-государственного  фонда  и  использование  части   средств
внебюджетных фондов);
     оказание содействия    негосударственным    пенсионным    фондам,
обеспечивающим   выплату   дополнительных   пенсий   за  счет  средств
работодателей и работников;
     создание условий  для  приобретения  и  строительства  гражданами
жилья  за  счет  собственных  средств  и  государственных  кредитов  и
субсидий,  в  том  числе  путем  учреждения регионального агентства по
ипотечному кредитованию.
     По причине  экономического  кризиса  и дефицита бюджетных средств
Программой предусматривается финансирование лишь наиболее значимых для
области  объектов  социальной инфраструктуры.  Перечень таких объектов
приведен в приложении 1.

                  4. Ресурсное обеспечение Программы

     Реализация настоящей Программы и,  в  конечном  счете,  интересов
Российской  Федерации  в  Калининградской области и прилежащем регионе
будет  зависеть  от  степени   обеспечения   предусмотренных   в   ней
мероприятий  отдельными  видами  ресурсов,  прежде всего - финансовыми
средствами и кадрами.

                4.1. Финансовое обеспечение Программы

     Финансовое обеспечение Программы осуществляется за  счет  средств
федерального бюджета, бюджета области и внебюджетных источников.
     Общая стоимость   реализации   Программы   в   1998-2005    годах
оценивается  в 14050,56 млрд.  рублей.  Из федерального бюджета на эти
цели предполагается направить на безвозвратной основе -  3416,7  млрд.
рублей  (в том числе 891 млрд.  рублей из Федерального дорожного фонда
Российской Федерации) и в виде  кредита  -  3431,5  млрд.  рублей,  из
бюджета   области  на  безвозвратной  основе  -  673,6  млрд.  рублей.
Ожидается участие заинтересованных российских предприятий и инвесторов
в объеме 3201,26 млрд.  рублей в форме собственных средств, заемного и
акционерного капитала. Из иностранных источников прогнозируется приток
средств на сумму в 3327,5 млрд. рублей.
     Финансирование инвестиционных   проектов    за    счет    средств
федерального   бюджета  будет  осуществляться  Министерством  финансов
Российской  Федерации  при  условии   включения   их   в   Федеральную
инвестиционную  программу  на  соответствующий  год в пределах лимитов
инвестиций, определенных Министерством экономики Российской Федерации.
     Финансирование объектов,  связанных с деятельностью на территории
Особой экономической зоны воинских формирований и баз,  осуществляется
на безвозвратной основе.
     Объекты жизнеобеспечения   и    инженерной    инфраструктуры    в
зависимости  от  степени  их  возможного  коммерческого  использования
финансируются из средств федерального бюджета как на возвратной, так и
безвозвратной основе.
     Для реализации инвестиционных проектов по объектам экономического
роста  предусмотрены  различные источники финансирования,  в том числе
инвестиционный  налоговый  кредит,  ежегодно  предоставляемый  области
Министерством  финансов  Российской  Федерации  на  основании пункта 1
Указа Президента Российской Федерации от 4  июня  1992  г.  N  548  "О
некоторых  мерах  по  развитию  свободных  экономических  зон (СЭЗ) на
территории Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных  депутатов
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N
24,  ст.  1325) при условии обоснованного включения его в  федеральный
бюджет на соответствующий год.  Перечень объектов экономического роста
составляется  администрацией  Калининградской  области,  а  объемы  их
финансирования  из  федеральных  источников ежегодно согласовываются с
Министерством экономики Российской Федерации и Министерством  финансов
Российской Федерации.
     Для финансирования    отдельных    проектов     предусматривается
привлечение иностранных кредитов под гарантию Правительства Российской
Федерации  в  установленном  порядке.  Финансирование  таких  проектов
осуществляется   по   решениям   Правительства  Российской  Федерации,
принимаемым на основе  предложений  Министерства  финансов  Российской
Федерации    и    Министерства    экономики    Российской   Федерации,
разрабатываемых  ими  по  каждому  проекту  на  основе   положительных
результатов  финансово-экономической  экспертизы,  в  рамках программы
внешних заимствований,  утверждаемой в  составе  федерального  бюджета
Российской   Федерации   на  соответствующий  год.  В  этих  же  целях
используются    ресурсы    специально    создаваемого    регионального
внебюджетного фонда поддержки местных товаропроизводителей.
     Сводная таблица по всем видам объектов, включенных в Программу, и
источникам их финансирования приведена в приложении 1.

                 4.2. Кадровое обеспечение Программы

     Реализация Программы  возможна  при  наличии необходимых трудовых
ресурсов,  включая подготовленный управленческий персонал. В Программе
предусмотрена   ежегодная   переподготовка   60-80   специалистов   по
управлению различных рангов для подразделений органов  государственной
власти   Калининградской   области,  компаний  по  развитию  локальных
свободных  экономических  зон,  а  также   государственных   служащих,
непосредственно связанных с реализацией мероприятий Программы.
     В этих  целях  создается  центр  переподготовки   государственных
служащих    и   менеджеров   Особой   экономической   зоны,   частично
финансируемый за  счет  средств  Программы.  Объем  финансирования  по
созданию и функционированию центра составляет 3,2 млрд.  рублей, в том
числе в 1998 году - 400 млн. рублей.

            5. Механизм реализации и управления Программой

     Формы, методы  и  механизм  реализации  и  управления   Программы
определяются  государственным  заказчиком  и  органами государственной
власти  Калининградской  области,  которые  руководствуются  в   своей
деятельности  Федеральным  законом  "Об  Особой  экономической  зоне в
Калининградской области",  Договором о разграничении предметов ведения
и   полномочий   между   органами  государственной  власти  Российской
Федерации и органами государственной власти Калининградской области  и
дополнительными  соглашениями  к  нему,  а  также другими нормативными
правовыми актами, имеющими отношение к развитию области.
     Для организации  работы  по  выполнению  Программы,  подготовки и
согласования необходимых  изменений  и  дополнений,  предлагаемых  для
внесения   в   Программу,   создается  дирекция  Программы  в  составе
администрации Калининградской области.
     Ежегодно при     подготовке    проекта    федерального    бюджета
администрация Калининградской области направляет  для  согласования  в
Министерство   экономики  Российской  Федерации  свои  предложения  по
финансированию  конкретных  объектов  и   мероприятий.   Согласованные
объекты и мероприятия включаются в проект федерального бюджета.
     При необходимости государственный заказчик совместно  с  органами
государственной  власти  Калининградской  области вносит предложения в
Правительство  Российской  Федерации  о   продлении   срока   действия
Программы или о нецелесообразности ее дальнейшей реализации.

          6. Оценка эффективности, социально-экономических и
            экологических последствий реализации Программы

     К основным  ожидаемым  результатам  реализации  Программы   можно
отнести следующие:
     создание в  Особой  экономической  зоне  благоприятного  делового
климата,    способствующего    привлечению    инвестиций,    повышению
конкурентоспособности продукции местных предприятий и в конечном итоге
росту  промышленного  и сельскохозяйственного производства,  повышению
благосостояния населения;
     ускорение интеграции  области  и  России  в  целом  в европейское
экономическое пространство;
     создание современной  инфраструктуры,  в том числе международного
транспортного узла,  способствующей росту промышленного производства и
обеспечивающей  оборонные  интересы  России  и  сохранение российского
суверенитета на данной территории;
     существенное увеличение  поступлений  в  бюджеты  разных уровней,
превращение области из дотационного региона в регион-донор;
     значительное улучшение   экологической  обстановки  в  области  и
прилегающей акватории Балтийского моря в соответствии с международными
обязательствами Российской Федерации.
     В долгосрочной  перспективе  динамично  развивающаяся   экономика
области  обеспечит  значительный  рост  уровня  жизни  населения.  Это
расширит   возможности   Российской   Федерации   на   переговорах   с
руководством Европейского союза и НАТО относительно будущего характера
сотрудничества в данном регионе и места в нем Калининградской области.


                                                          Приложение 1


                                                                  Перечень объектов Федеральной целевой программы развития Особой экономической зоны в Калининградской
                                                                                                        области на 1998-2005 годы


                                                                                                                                                                                   (млрд. рублей, в ценах на 1 января 1997 года)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                 |    Срок    |    Расчетная                    |                               Источники финансирования
|                                 | реализации |    стоимость                    |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Наименование объекта и его      |   проекта  |    проекта                      |            |                              в том числе
| местонахождение                 |            |---------------------------------|            |----------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                 |            |  Всего  |         в т.ч.        | Всего      | федеральный | инвестиционный | бюджет  | собственные | заемный | акционерный | иностранные | иностранные
|                                 |            |         | строительно-монтажных | финансовых |   бюджет    |    налоговый   | области |   средства  | капитал |   капитал   | инвестиции  |   кредиты
|                                 |            |         |        работ          | средств    |             |   кредит (из   |         | предприятий |         |             |             |
|                                 |            |         |                       | на         |             |  федерального  |         |             |         |             |             |
|                                 |            |         |                       | проект     |             |    бюджета)    |         |             |         |             |             |
|                                 |            |         |                       |            |             |                |         |             |         |             |             |
|                                 |            |         |                       |            |             |                |         |             |         |             |             |
|                                 |            |         |                       |            |             |                |         |             |         |             |             |
|                                 |            |         |                       |            |             |                |         |             |         |             |             |
|---------------------------------|------------|---------|-----------------------|------------|-------------|----------------|---------|-------------|---------|-------------|-------------|-------------
|               1                 |      2     |     3   |            4          |     5      |      6      |      7         |   8     |      9      |   10    |     11      |     12      |    13
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  Транспортный комплекс

  1.             Строительство         1998-
  железнодорожно-автомобильной         2000      701       642                     701                                                                 233                      468
  переправы Усть-Луга,                 1998      307                               307                                                                 92                       215
  Балтийск - порты Европы,             1999      307                               307                                                                 92                       215
  г. Балтийск                          2000      87                                87                                                                  49                       38

  2. Реконструкция причальных          1998-
  сооружений,  г. Калининград          1999      64        12.5                    64             14             50
  (ГП Калининградский морской          1998      43                                43             14             29
  рыбный порт)                         1999      21                                21                            21

  3.            Cтроительство          1998-
  глубоководного   порта,  г.          2004      2213      1949                    2213                                                                664                      1549
  Балтийск (АО "Росбалтпорт")          1998      171                               171                                                                 51                       120
                                       1999      363                               363                                                                 109                      254
                                       2000      464                               464                                                                 139                      325
                                       2001      389                               389                                                                 119                      270
                                       2002      272                               272                                                                 81                       191
                                       2003      312                               312                                                                 93                       219
                                       2004      242                               242                                                                 72                       170

  4. Завершение строительства          1998-
  1-й очереди  грузопассажирского      2000      44.5      25                      44.5                          44.5
  комплекса, г. Светлый                1998      1.5                               1.5                           1.5
  (АО"Светпорт")                       1999      20                                20                            20
                                       2000      23                                23                            23

  5. Строительство  портового          1999-
  комплекса, г. Пионерск               2001      769       667                     769                                                                 674                                    95
                                       1998
                                       1999      189                               189                                                                 149                                    40
                                       2000      345                               345                                                                 305                                    40
                                       2001      235                               235                                                                 220                                    15

  6. Строительство автодороги          1998-
  Гусев-Ольховатка-госграница          1999      313       298                     313            313
  (на Голдап) (Сноска 1)               1998      119                               119            119
                                       1999      194                               194            194

  7. Обходная    дорога     к          1998-
  погранпереходу                       1999      221       190                     221            221
  Багратионовск-Безледы,   г.          1998      100                               100            100
  Багратионовск (Сноска 1)             1999      121                               121            121

  8. Дорога                            1998-
  Калининград-Светлогорск              2001      716       609                     716            357                           359
  (Сноска 1)                           1998      181                               181            90                            91
                                       1999      178                               178            89                            89
                                       2000      178                               178            89                            89
                                       2001      179                               179            89                            90

--------------------------------------
     Сноска 1. Объемы строительства и реконструкции дорог с повышенным
техническим уровнем (проекты 6-8) подлежат корректировке в зависимости
от объема средств,  выделенных из бюджета Федерального дорожного фонда
Российской Федерации


  9.            Реконструкция          1999      17        10                      17                            17
  аэровокзала       аэропорта
  Храброво

  10. Создание         Центра          1999      56        10                      56                            56
  управления        воздушным
  движением    в    аэропорту
  Храброво

  11. Контейнерный  терминал,          1998      51.03     13.08                   51.03                                                     11.5      39.53
  Калининградский     морской
  торговый     порт      (ООО
  Стивидорная        компания
  "Калининградский
  контейнерный терминал")

  ИТОГО:                               1998-
  по транспортному комплексу           2004      5165.5    4415.6                  5165.5         905            167.5          359          11.5      1610.5                   2112
                                       1998      973.5                             973.5          323            30.5           91           11.5      182.5                    335
                                       1999      1466                              1466           404            114            89                     350                      509
                                       2000      1097                              1097           89             23             89                     493                      403
                                       2001      803                               803            89                            90                     339                      285
                                       2002      272                               272                                                                 81                       191
                                       2003      312                               312                                                                 93                       219
                                       2004      242                               242                                                                 72                       170

  Машиностроительный комплекс

  12. Реконструкция завода по          1998      8.1       6.7                     8.1                           3                                                              5.1
  сборке       и      ремонту
  автомобилей, г. Калининград
  (АО "Автотор")

  13.           Строительство          1998-
  полнокомлектного                     2001      684       120                     684                           384                                                            300
  автомобильного  завода,  г.          1998      305                               305                           5
  Калининград             (АО          1999      25                                25                            25
  "КИА-Балтика)                        2000      177                               177                           177
                                       2001      177                               177                           177

  14 Производство гражданских          1998-
  судов,  г.  Калининград (АО          2001      143                               143                           143
  "ПСЗ "Янтарь")                       1998      28                                28                            28
                                       1999      30                                30                            30
                                       2000      42                                42                            42
                                       2001      43                                43                            43

  15.           Реконструкция          1998-
  производства,            г.          1999      18.7      14.7                    18.7                          16                          2.5       0.2
  Калининград (АО "Система")           1998      9.4                               9.4                           8                           1.2       0.2
                                       1999      9.3                               9.3                           8                           1.3


  16.            Производство          1998-
  электронных   приборов,  г.          2001      192       40                      192                           192
  Калининград (АО "Кварц")             1998      10                                10                            10
                                       1999      106                               106                           106
                                       2000      39                                39                            39
                                       2001      37                                37                            37

  17. Сборочное  производство          1998-
  автобусов,   г.  Неман  (АО          1999      33        9                       33                            33
  "ПСЗ "Янтарь")                       1998      31.4                              31.4                          31.4
                                       1999      1.6                               1.6                           1.6

  18. Освоение          новой          1998-
  продукции,  г.  Калининград          1999      97        50                      97                            50                                    47
  (АО "Вагоностроитель")               1998      37                                37                            10                                    27
                                       1999      60                                60                            40                                    20


  19.            Производство          1998-
  электрооборудования     для          1999      9                                 9                             9
  автомобилестроения,      г.          1998      1                                 1                             1
  Гусев (АО "Микродвигатель")          1999      8                                 8                             8

  20.            Производство          1998-
  упаковочной     тары,    г.          1999      3         2.2                     3                             2.1                         0.8       0.1
  Черняховск (АО "Карат")              1998      2.1                               2.1                           1.7                         0.3       0.1
                                       1999      0.9                               0.9                           0.4                         0.5



  21.            Модернизация          1998      28.7                              28.7                          8                                     20.7
  полиграфического
  производства,            г.
  Калининград (ГИПП "Янтарный
  сказ")

  ИТОГО:                   по          1998-
  машиностроительному                  2001      1216.5    242.6                   1216.5                        840.1                       3.3       68                       305.1
  комплексу                            1998      460.7                             460.7                         106.1                       1.5       48
                                       1999      240.8                             240.8                         219                         1.8       20                       305.1
                                       2000      258                               258                           258
                                       2001      257                               257                           257

  Связь и телекоммуникации

  22.           Строительство          1999-
  волоконно-оптической  линии          2001      250       30                      250            250
  связи                                1999      80                                80             80
                                       2000      80                                80             80
                                       2001      90                                90             90

  23.           Строительство          1999-
  радио-телевизионной                  2001      120       63                      120            120
  передающей станции                   1999      16.4                              16.4           16.4
                                       2000      40                                40             40
                                       2001      63.6                              63.6           63.6

  24. Строительство   станции          1999      5         2                       5              5
  космической связи

  ИТОГО:                               1999-
  по связи                  и          2001      375       95                      375            375
  телекоммуникациям                    1999      101.4                             101.4          101.4
                                       2000      120                               120            120
                                       2001      153.6                             153.6          153.6

  Рыбопромышленный комплекс

  Приобретение рыбопромыслового флота:
  25. 6 судов  МРТ  "Балтика"          1998-
  (АО "Океанрыбфлот")                  1999      60.5                              60.5                          60.5
                                       1998      4                                 4                             4
                                       1999      56.5                              56.5                          56.5

  26. МТР   "Радужный"   (ОАО          1998-
  "Калининградрыбпром")                1999      46                                46                            46
                                       1998      3                                 3                             3
                                       1999      43                                43                            43

  27. СРТМ   типа   "Полинск"          1998-
  (ОАО"Рыбпрогноз")                    1999      48                                48                            48
                                       1998      4                                 4                             4
                                       1999      44                                44                            44

  28. БМРТ  типа  "Пулковский          1999      48                                48                            48
  меридиан"              (ОАО
  "Рыбпрогноз")

  29. РТМ-К  (Рыбколхоз   "За          1998      2.3                               2.3                           2.3
  Родину")

  30. Модернизация флота:
  рыбопромыслового
  АО "Тралфлот"                        1998-
                                       1999      83                                83                            83
                                       1998      23                                23                            23
                                       1999      60                                60                            60
  АО "Океанрыбфлот"                    1999      27.6                              27.6                                                                                         27.6

  31.              Завершение          1998-
  строительства      опытного          1999      21.8      1.4                     21.8                          21.8
  производства  орудий  лова,          1998      3.8                               3.8                           3.8
  пос. Прегольский                     1999      18                                18                            18

  32. Научно-производственный          1998-
  комплекс     с    оборотной          2000      2.4       2.4                     2.4                           2.4
  системой  водоснабжения  по          1998      0.8       0.8                     0.8                           0.8
  искусственному                       1999      0.8       0.8                     0.8                           0.8
  воспроизводству           и          2000      0.8       0.8                     0.8                           0.8
  выращиванию  молоди  ценных
  видов     рыб      бассейна
  Балтийского моря

  Техническое перевооружение рыбоперерабатывающих предприятий области:
  33. Реконструкция      цеха          1998      7         0.7                     7                             7
  копчения,  г.  Мамоново (АО
  "Мамоновский РКК")

  34.           Реконструкция          1998-
  производственных   цехов  и          2000      17        8                       17                            17
  причалов   (Рыбколхоз   "За          1998      1.7                               1.7                           1.7
  Родину")                             1999      7.6                               7.6                           7.6
                                       2000      7.7                               7.7                           7.7

  35. Оптовый рыбный рынок  с          1998      6.96      4.08                    6.96                                                                6.96
  предоставлением   услуг  по
  охлаждению   и    заморозке
  рыбы,   г.   Балтийск  (ООО
  "Рубин")

  ИТОГО:                               1998-
  по        рыбопромышленному          2000      370.56    17.3                    370.56                        336                                   6.96                     27.6
  комплексу                            1998      56.56     17.3                    56.56                         49.6                                  6.96
                                       1999      305.5                             305.5                         277.9                                                          27.6
                                       2000      8.5                               8.5                           8.5

  Топливно-энергетический комплекс

  36.           Магистральный          1999-
  газопровод (II нитка)                2001      1524      609                     1524                          1524
                                       1999      400                               400                           400
                                       2000      810                               810                           810
                                       2001      314                               314                           314

  37. Комплекс     подземного          1993-
  хранилища газа                       2019      1761.8    634.2
                                       в т.ч.
                                       1998-
                                       2005      1180.2    405.5                   1180.2                        211.9                       116.3               172.5          299.9         379.6
                                       1998      346.6                             346.6                         28.0                                            80             115           123.6
                                       1999      276.9                             276.9                         14.7                                            92.5           71.5          98.2
                                       2000      440.4                             440.4                         169.2                                                          113.4         157.8
                                       2001      32.1                              32.1                                                      32.1
                                       2002      22.8                              22.8                                                      22.8
                                       2003      14.4                              14.4                                                      14.4
                                       2004      19.1                              19.1                                                      19.1
                                       2005      27.9                              27.9                                                      27.9

  ИТОГО:                               1998-
                                       2005      2704.2    1014.5                  2704.2                        1735.9                      116.3               172.5          299.9         379.6
  по топливно-энергетическому          1998      746.6                             746.6                         428                                             80             115           123.6
  комплексу                            1999      1086.9                            1086.9                        824.7                                           92.5           71.5          98.2
                                       2000      754.4                             754.4                         483.2                                                          113.4         157.8
                                       2001      32.1                              32.1                                                      32.1
                                       2002      22.8                              22.8                                                      22.8
                                       2003      14.4                              14.4                                                      14.4
                                       2004      19.1                              19.1                                                      19.1
                                       2005      27.9                              27.9                                                      27.9

  Курортно-туристический комплекс

  38. Гостиница   "Балтийская          1998      5         4.1                     5                             1.5                                                            3.5
  корона" (II   корпус),   г.
  Зеленоградск

  39. Гостиница   "Балтийская          1998      7.2       5.8                     7.2                           2.2                                                            5
  корона"  (III  корпус),  г.
  Зеленоградск

  40. Гостиница         "Роза          1998-
  ветров", г. Зеленоградск             1999      13.2      9                       13.2                          4                                                              9.2
                                       1998      6.6       4.5                     6.6                           2                                                              4.6
                                       1999      6.6       4.5                     6.6                           2                                                              4.6

  41. Гостиница   "Балтийская          1999-
  звезда", г. Светлогорск              2000      30.6      21.4                    30.6                          9.2                                                            21.4
                                       1999      15.3      10.7                    15.3                          4.6                                                            10.7
                                       2000      15.3      10.7                    15.3                          4.6                                                            10.7

  42.    Санаторно-спортивный          1998-
  комплекс,  г.  Зеленоградск          2000      69        52.9                    69                                                        33.7      35.3
  (АО "Трансрейлвест")                 1998      51.2                              51.2                                                      27        24.2
                                       1999      17.8                              17.8                                                      6.7       11.1

  ИТОГО:                               1998-
  по  курортно-туристическому          2000      125       93.2                    125                           16.9                        33.7      35.3                     39.1
  комплексу                            1998      70                                70                            5.7                         27        24.2                     13.1
                                       1999      39.7                              39.7                          6.6                         6.7       11.1                     15.3
                                       2000      15.3                              15.3                          4.6                                                            10.7

  Экология и природопользование

  43.        Берегоукрепление          1998-
  Балтийского моря                     2000      170       151                     170            130                           40
                                       1998      16                                16             8                             8
                                       1999      47                                47             37                            10
                                       2000      107                               107            85                            22

  44.              Выполнение          1998-
  мелиоративных работ                  2001      130                               130            80                            50
                                       1998      30                                30             20                            10
                                       1999      30                                30             20                            10
                                       2000      30                                30             20                            10
                                       2001      40                                40             20                            20

  45. Очистные сооружения, г.          1976-
  Калининград                          2000      224.2     141.2                   224.2                                        60                                                            164.2
                                       1998      65                                65                                           20                                                            45
                                       1999      84                                84                                           20                                                            64
                                       2000      75.2                              75.2                                         20                                                            55.2

  46. Региональный      центр          1998-
  утилизации     техногенного          2000      3.2       2.5                     3.2                                                       3.2

Страницы: 1  2