О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 11 сентября 1997 г. N ВЗ-6-18/654 (НВ 97-12) Государственная налоговая служба Российской Федерации сообщает, что в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов (ст. ст. 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации) Пленум Верховного Суда Российской Федерации Постановлением от 04.07.97 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов" (Российская газета, 1997, 19 июля, N 138) разъснил следующее. 1. (Пункт 1) Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации), что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 198, 199 УК РФ обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, которое сожет выражаться как в действиях, так и в бездействии, является крупный или особо крупный размер неуплаченного налога. 2. (Пункт 3) Под включением в декларацию заведомо иискаженных данных о доходах или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов. 3. (Пункт 4) Действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условийлицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате такой деятельности, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. ст. 171 и 198 УК РФ. 4. (Пункт 5) Преступления, предусмотренные ст. ст. 198 и 199 УК РФ, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемыйпериод в срок, установленный налоговым законодательством. 5. (Пункт 9) Сокрытие объектов налогообложения может выражаться как во включении в бухгалтерские документыи налоговую отчетность заведомо искаженных сведений, относящихся к этим объектам, так и в умышленном непредставлении в налоговые органы отчетной документации о таких объектах. 6. (Пункт 10) К ответственности по ст. 199 УК РФ могут быть привлечены руководитель организации-налогоплетельщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации-налогоплетельщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения. Лица, организовавшие совершение преступления, предусмотренного ст. 199 КУ РФ, или руководившие этим преступлением либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации-налогоплетельщика или иных служащих этой организации, или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями и т.п., несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники по ст. 33 КУ РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ. 7. (Пункт 11) Как неоднократное уклонение от уплаты налогов с организацией надлежит квалифицировать действия виновного, совершившего два раза или более деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 199 УК РФ, независимо от того, был ли он осужден за ранее совершенное деяние, являлся исполнителем или соучастником преступления и было ли ранее совершенное деяние оконченным преступлением или покушением на преступление. Основанием для квалификации содеянного по ч. 2 ст. 199 УК РФ является такжесовершение ранее виновным деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 162-2 УК РСФСР, по признаку "сокрытие полученных доходов 9прибыли) или иных объектов налогообложения в особо крупных размерах". 8. (Пункт 12) По смыслу закона уклонение от уплаты налогов с организаций может быть признано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченного налогапревышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда по какому-либо одному из видов налогов, так и в случаях, когда эта сумма является результатом неуплаты нескольких различных налогов. 9. (Пункт 14) Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших уклонению от уплаты налогов гражданином или с организации, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении преступления, то есть по ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 198 УК РФ, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, - то и по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы в органах местного самоуправления (ст. ст. 285, 290, 292 УК РФ). 10 (Пункт 18) По делам о налоговых преступлениях наряду с материальным ущербом: заключающимся в непоступлении в бюджетную систему Российской Федерации денежных сумм в размере неуплаченного налога: может быть предъявлен гражданский иск также о взыскании с виновного штрафа и пени в размерах, указанных в ст? 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговй системы в Российской Федерации". При подготовке материалов о совершенных налоговых и иных преступлениях и передаче данных материалов в установленном порядке в правоохранительные органы для правовой оценки и принятия по ним процессуального решения налоговым органам следует руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.97 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов" и настоящим письмом? Государственный советник налоговой службы I ранга В.А.Зверховский 11 сентября 1997 г. N ВЗ-6-18/654 |