ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ШЕФЕРА ВИКТОРА ЭДУАРДОВИЧА КАК НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Определение. Конституционный Суд РФ. 01.10.97 116-О

        ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
          ШЕФЕРА ВИКТОРА ЭДУАРДОВИЧА КАК НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ
           ТРЕБОВАНИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА
            "О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ
                                                                            
                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
                                                                            
                         1 октября 1997 года
                               N 116-О

                                 (Д)



     Конституционный Суд Российской Федерации в  составе  Председателя
М.В.Баглая,    судей   Н.Т.Ведерникова,   Н.В.Витрука,   Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,  Л.М.Жарковой,  В.Д.Зорькина,  А.Л.Кононова, В.О.Лучина,
Т.Г.Морщаковой,     В.И.Олейника,    Н.В.Селезнева,    В.Г.Стрекозова,
О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     рассмотрев в  пленарном  заседании  вопрос  о соответствии жалобы
гражданина В.Э.Шефера требованиям Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации",

                              установил:

     1. Гражданин  В.Э.Шефер  неоднократно обращался в Конституционный
Суд Российской Федерации  с  требованием  проверить  конституционность
положения  части  первой  статьи 4 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года "О
приватизации жилищного фонда в РСФСР",  согласно которой  не  подлежат
приватизации  жилые  помещения,  находящиеся в домах за крытых военных
городков,  и пункта 10 статьи 15 Закона  Российской  Федерации  от  22
января   1993  года  "О  статусе  военнослужащих",  согласно  которому
военнослужащие,  общая  продолжительность   военной   службы   которых
составляет  20  лет  и  более,  а также граждане,  уволенные с военной
службы с указанной продолжительностью  военной  службы  по  достижении
предельного возраста пребывания на военной службе,  состоянию здоровья
или в  связи  с  организационно-штатными  мероприятиями,  имеют  право
безвозмездно  получать в собственность занимаемые ими жилые помещения,
независимо от их размеров,  в домах государственного, муниципального и
ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков).
     Заявитель считает,  что содержащаяся  в  оспариваемых  положениях
норма,  не  допускающая  приватизацию  жилых помещений,  находящихся в
домах закрытых военных городков,  лишает  гражданина,  проживающего  в
таком  городке,  права  на  приватизацию  жилья  в  государственном  и
муниципальном жилищном фонде  и  тем  самым  противоречит  Конституции
Российской Федерации,  ее статье 6 (часть 2),  согласно которой каждый
гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами
и  свободами и несет равные обязанности,  предусмотренные Конституцией
Российской Федерации,  и статье 19 (часть 2), в соответствии с которой
государство  гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от места жительства.
     Заявитель просит также признать придание военным городкам статуса
закрытых  военных  городков  противоречащим  статье   55   Конституции
Российской  Федерации,  согласно  которой  в  Российской  Федерации не
должны издаваться законы,  отменяющие или умаляющие  права  и  свободы
человека и гражданина (часть 2),  а их ограничение федеральным законом
возможно  только  в  целях  защиты   основ   конституционного   строя,
обеспечения обороны страны и безопасности государства и др. (часть 3).
     Поводом для обращения в Конституционный Суд Российской  Федерации
послужил  содержащий  ссылку на приказ Командующего войсками СибВО-224
от 1 декабря 1995 года отказ начальника КЭЧ Омского гарнизона в выдаче
В.Э.Шеферу  разрешения на приватизацию занимаемого им жилого помещения
в доме, находящемся в закрытом военном городке.
     Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах
своих полномочий на основании  части  второй  статьи  40  Федерального
конституционного  закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
уведомлял заявителя о том, что его жалобы не соответствуют требованиям
статей   36,   37   и   96  Федерального  конституционного  закона  "О
Конституционном   Суде   Российской   Федерации",   однако   В.Э.Шефер
настаивает  на  принятии  Конституционным  Судом  Российской Федерации
решения по этому вопросу.
     2. Нормы статей 6 (часть 2) и 19 (часть 2) Конституции Российской
Федерации,  на которые  ссылается  заявитель,  по  существу,  являются
нормами принципами, реализующимися в процессе осуществления конкретных
конституционных  прав  гражданина.  В  данном  случае  такими  правами
являются  закрепленные  в  статьях  40  и  35  Конституции  Российской
Федерации право каждого на жилище и право гражданина иметь  в  частной
собственности имущество (в том числе, следовательно, жилое помещение).
     Жилые помещения в домах закрытых  военных  городков  относятся  к
ведомственному  (Министерства  обороны Российской Федерации) жилищному
фонду,  который  согласно  пункту  1  части  второй  статьи  7  Закона
Российской  Федерации  от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной
жилищной политики" состоит в государственной собственности  Российской
Федерации  и  находится в полном хозяйственном ведении государственных
предприятий или  оперативном  управлении  государственных  учреждений,
относящихся к федеральной государственной собственности.
     Образование закрытых    военных     городков     как     особого,
специализированного  комплекса  зданий и сооружений (расположенных вне
обычных населенных пунктов либо имеющих систему пропусков) обусловлено
их   функциональным  предназначением  в  системе  обеспечения  обороны
страны.  Жилые   помещения   в   домах   закрытых   военных   городков
предназначены   для   расквартирования   воинских  частей,  размещения
военнослужащих и проживающих совместно с ними членов их семей.  Именно
специализированным  характером  закрытых  военных  городков обусловлен
запрет на приватизацию находящихся в них жилых помещений.
     Данное обстоятельство,   однако,   не   означает,  что  граждане,
проживающие  в  этих  помещениях,  по  сравнению  с   другими   лицами
ограничены   в   праве  на  жилище  или  в  праве  иметь  имущество  в
собственности,  как эти  права  закреплены  в  Конституции  Российской
Федерации.  Вместе с тем из положений статей 6 (часть 2),  19, 35 и 40
Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи  с  предписанием  ее
статьи  8  (часть  2)  о том,  что в Российской Федерации признаются и
защищаются равным образом частная,  государственная,  муниципальная  и
иные формы собственности, не вытекают право гражданина на приватизацию
жилого   помещения   и,   соответственно,   обязанность    государства
обеспечивать  гражданину  реализацию этого права применительно к жилым
помещениям в  закрытых  военных  городках.  Указанные  конституционные
положения не препятствуют отнесению жилых помещений в закрытых военных
городках  как  особой  (специализированной)  части  жилого   фонда   к
государственной собственности и притом не подлежащей приватизации.
     3. Оспариваемую  норму  нельзя  рассматривать  в  отрыве  от  тех
законоположений,   в  которых  предусмотрены  гарантии  жилищных  прав
граждан, проживающих в жилых домах закрытых военных городков.
     Согласно статье 94 Жилищного кодекса РСФСР офицеры,  прапорщики и
мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы и приравненные к ним лица,
уволенные  с  действительной военной службы в отставку или в запас,  а
также проживающие  совместно  с  ними  лица  могут  быть  выселены  из
занимаемых  ими  жилых  помещений в военных городках с предоставлением
другого благоустроенного жилого помещения. В таком же порядке подлежат
выселению   из  военных  городков  другие  лица,  утратившие  связь  с
Вооруженными Силами.
     Данной статьей   применительно   к   военнослужащим,  в  связи  с
особенностями их службы и пребыванием в военных  городках,  установлен
порядок   реализации   прав   граждан,   предусмотренных   статьей  40
Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть
произвольно  лишен  жилища  (часть  1);  малоимущим,  иным указанным в
законе гражданам,  нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно
или  за  доступную  плату  из государственных,  муниципальных и других
жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть
3).
     На основании статьи 11 Закона  РСФСР  "О  приватизации  жилищного
фонда  в  РСФСР"  каждый  гражданин  имеет  право  на  приобретение  в
собственность бесплатно,  в порядке приватизации,  жилого помещения  в
домах  государственного  и  муниципального  жилищного  фонда один раз.
Таким правом обладают  и  граждане,  проживающие  в  закрытых  военных
городках,  поскольку  на  основании  статьи  94  ЖК  РСФСР  они вправе
получить  соответствующее  жилое   помещение   в   домах   подлежащего
приватизации  государственного  и  муниципального  жилищного  фонда  и
приватизировать  его.  Тем  самым  им  гарантируется   предусмотренное
статьей    35   Конституции   Российской   Федерации   право   частной
собственности и право иметь имущество в собственности (в данном случае
- жилое помещение).
     Поскольку специальный   статус   жилых   помещений    в    домах,
расположенных в закрытых военных городках,  не препятствует реализации
конституционных прав граждан,  закрепленных в статьях б (часть 2), 19,
35  и  40  Конституции  Российской  Федерации,  а также законодательно
установленному  праву  гражданина  на  приобретение  в   собственность
бесплатно,   в   порядке   приватизации,   жилого  помещения  в  домах
государственного и муниципального жилищного  фонда,  постольку  он  не
может  рассматриваться и как отмена,  умаление либо ограничение прав и
свобод человека и гражданина.  Поэтому ссылка  заявителя  на  то,  что
применением  оспариваемых законоположений нарушены его конституционные
права,  предусмотренные статьей 55 Конституции  Российской  Федерации,
также лишена оснований.
     4. В соответствии со статьей 125 (часть 4) Конституции Российской
Федерации  Конституционный  Суд  Российской  Федерации  по  жалобам на
нарушение   конституционных   прав   и   свобод   граждан    проверяет
конституционность  закона,  примененного  или подлежащего применению в
конкретном деле,  в порядке,  установленном федеральным законом. Часть
первая    статьи    96   Федерального   конституционного   закона   "О
Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливает,  что  правом
на   обращение   в   Конституционный   Суд   Российской   Федерации  с
индивидуальной или коллективной жалобой на  нарушение  конституционных
прав  и  свобод  обладают  граждане,  чьи  права  и свободы нарушаются
законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
     Поскольку конституционные     права    заявителя    оспариваемыми
положениями Закона РСФСР "О  приватизации  жилищного  фонда  в  РСФСР"
нарушены  не  были,  его  жалоба  не  отвечает  критерию допустимости,
установленному  пунктом  1  статьи  97  Федерального  конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
     Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй  статьи  40,
пунктом   2   части  первой  статьи  43  и  частью  первой  статьи  79
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                              определил:

     1. Отказать  в  принятии  к рассмотрению жалобы гражданина Шефера
Виктора Эдуардовича как не  являющейся  допустимой  в  соответствии  с
требованиями  Федерального  конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации".
     2. Определение  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее   определение  подлежит  опубликованию  в  "Собрании
законодательства Российской Федерации" и в "Вестнике  Конституционного
Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                                М.В.Баглай

     Заместитель Председателя
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                             Т.Г.Морщакова