О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗРАБОТКИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСКОМЭКОЛОГИИ РОССИИ НА 1998 ГОД. Приказ. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология РФ). 08.09.97 377

            О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗРАБОТКИ ПРОГНОЗА
           СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСКОМЭКОЛОГИИ
                          РОССИИ НА 1998 ГОД

                                ПРИКАЗ

        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

                          8 сентября 1997 г.
                                N 377

                                 (Д)


     Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от
17.05.97   N   589  "О  разработке  прогноза  социально-экономического
развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета  на  1998
год,  уточнении  параметров прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации до 2000 года и разработке  проектировок  основных
расходов  федерального  бюджета  на 1998-2000 годы" в комитете ведется
работа  по  подготовке  прогноза   социально-экономического   развития
Госкомэкологии России на 1998 год.
     С целью  обеспечения  наиболее  полного  отражения  в  прогнозных
материалах   обобщающих   показателей   природоохранной   деятельности
подразделений Госкомэкологии России приказываю:
     1. Утвердить  "Рекомендации  по  определению  прогнозных значений
обобщающих    эколого-экономических    показателей     природоохранной
деятельности  в системе Госкомэкологии России" (Приложение) в качестве
временной методической основы для определения обобщающих показателей:
     - объемы капиталовложений природоохранного назначения;
     - объемы предотвращенного экологического ущерба.
     2. Структурным      подразделениям     центрального     аппарата,
территориальным      природоохранным      органам,       заповедникам,
специализированным морским инспекциям,  инспекциям по маломерным судам
при подготовке предложений в прогноз социально экономического развития
Госкомэкологии  России руководствоваться вышеуказанными Рекомендациями
при исчислении обобщающих эколого-экономических  показателей  основных
направлений природоохранной деятельности.
     3. Управлению  науки   и   информации   (Комаров)   совместно   с
Управлением   финансов  и  экономики  (Вершков)  изыскать  возможность
профинансировать  в  1997  году  научно-исследовательские  работы   по
определению обобщающих показателей природоохранной деятельности.
     4. Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить   на
заместителей  председателя  комитета  в  соответствии с распределением
обязанностей.

Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по охране окружающей среды                     В.И. Данилов-Данильян


                                                            Приложение
                                           к Приказу Госкомэкологии РФ
                                         от 8 сентября 1997 года N 377

                             РЕКОМЕНДАЦИИ
            ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОГНОЗНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ОБОБЩАЮЩИХ
          ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИРОДООХРАННОЙ
             ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСКОМЭКОЛОГИИ РОССИИ

     Настоящие Рекомендации   предназначены   для   использования  при
подготовке   прогнозов   социально-экономического   развития   системы
Госкомэкологии  России  для  определения  прогнозных  данных в разрезе
отдельных направлений природоохранной деятельности.
     1. Управление     государственной    экологической    экспертизы.
Предотвращенный экологический ущерб  (ПЭУ)  определяется  через  объем
того  потенциального  ущерба,  который  был  предотвращен в результате
запрета на реализацию экологически опасных проектов (программ)  или  в
результате повышения экологической безопасности проектируемых объектов
по требованию экологической экспертизы.  Количественные  значения  ПЭУ
определяются по материалам отклоненных документов.
     Предотвращенная негативная  нагрузка  (годовые  объемы  выбросов,
сбросов,  размещение твердых отходов) на природную среду в натуральном
выражении  принимается  из  проектных   материалов.   При   отсутствии
необходимых  методик  ущерб  народному  хозяйству условно определяется
через  платежи   за   сверхлимитное   загрязнение   природной   среды.
Предотвращенные   годовые   объемы   загрязнения   (по   ингредиентам)
умножаются  на  соответствующие  нормативы  платы  при  загрязнении  в
пределах   лимита,  на  повышающий  коэффициент  5  и  на  коэффициент
дефлятор, учитывающий прогнозируемые темпы инфляции в стране.
     ПЭУ условно привязывается к тем годам,  на которые намечался ввод
в действие проектируемого объекта. Из общего объема ПЭУ как результата
работы   всей   экспертной   службы   системы  Госкомэкологии  России,
выделяется  ПЭУ  по  результатам  работы  непосредственно  Управлением
государственной экспертизы центрального аппарата.
     2. Управление заповедного дела и особо охраняемых территорий. Как
обобщающий  показатель  развития  заповедного дела принимается годовой
объем затрат  на  развитие  заповедников  и  других  особо  охраняемых
природных    территорий,   подведомственных   Госкомэкологии   России.
Прогнозные значения затрат принимаются  по  программным  документам  с
учетом опыта реализации этих программ.
     Оценка ПЭУ определяется стоимостью сохраненных в течение  года  в
естественном   состоянии   основных   элементов  заповедных  природных
комплексов в сравнении с их наиболее вероятным состоянием  в  условиях
отсутствия установленных мер охраны.
     3. Управление   экологических    программ.    Объемы    ежегодных
капиталовложений  в природоохранную деятельность в общем виде отражают
уровень  ее  развития  в  стране.  Это  касается  капиталовложений   в
реализацию как федеральных целевых программ,  так и отдельных проектов
в области охраны окружающей среды.  В связи с этим одним из обобщающих
показателей    деятельности    управления   является   прогнозирование
потребного объема капиталовложений в природоохранную  деятельность,  в
первую  очередь  по  федеральным  целевым  программам,  контролируемым
Госкомэкологией  России,  с  анализом  соответствия  прогнозируемых  и
фактических объемов капиталовложений.
     На основе  упомянутого  анализа  оцениваются   прогнозируемые   и
фактические  размеры  ПЭУ  как результаты осуществления этапов целевых
программ.  В  стоимостном  выражении  объемы  ПЭУ  определяются  через
заложенные   в   программе  объемы  снижения  негативных  нагрузок  на
окружающую  среду,  оцененные  в  ставках  платежей  за  сверхлимитное
загрязнение (см. пункт 1).
     4. Управление   государственного   экологического   контроля    и
безопасности  окружающей  среды.  ПЭУ  определяется  при осуществлении
природоохранных мероприятий по четырем основным направлениям.
     При реализации    инициированных    управлением   организационных
государственного    или    регионального     масштаба     мероприятий,
обеспечивающих   снижение   негативных   экологических   нагрузок   на
окружающую среду (оценивается через платежи), повысивших экологическое
состояние природной среды, или же ее продуктивность.
     При реализации предприятиями предписаний инспекторов по  снижению
негативных  нагрузок  на  природу.  В  этом  случае учитываются объемы
капиталовложений, направляемых предприятием на реализацию предписаний,
они принимаются как контролируемый объем природоохранных вложений. ПЭУ
оценивается по объемам  снижения  негативных  экологических  нагрузок,
оцененных через платежи за сверхлимитное загрязнение среды (см.  пункт
1).
     При реализации   природоохранных  программ  объем  контролируемых
природоохранных вложений и ПЭУ определяются по тексту пункта 3.
     При компенсации      ущерба,      нанесенного      экологическими
правонарушениями.  Прогнозные  значения  ПЭУ  определяются  с   учетом
планируемых  установленных сроков ликвидации последствий экологических
правонарушений.
     5. Управление  сохранения  биоразнообразия.  Прогнозные  значения
объемов затрат на природоохранные  цели  определяются  по  программным
документам с корректировкой на ожидаемую вероятность их реализации.
     6. Управление   международного   сотрудничества.   Прогнозируемые
годовые  объемы   природоохранных   капиталовложений   на   выполнение
международных   обязательств   Российской  Федерации  принимаются  как
обобщающий показатель.
     Прогнозируемые объемы  ПЭУ  определяются  исходя   из   ожидаемых
результатов реализации капиталовложений,  обусловленных международными
договорами.
     7. Управление региональных экологических проблем и взаимодействия
с территориальными органами.  По предписаниям инспекторов на  снижение
негативных   нагрузок   на   природу   определяются  расчетные  объемы
капиталовложений, направляемых предприятиям на реализацию предписаний.
ПЭУ оценивается по объемам снижения негативной экологической нагрузки,
оцененных через платежи за сверхлимитное загрязнение окружающей  среды
(см. пункт 1).
     8. Управление  кадров  и  правового  обеспечения.  Прогнозируемые
годовые  затраты  на экологическое образование и просвещение населения
условно  принимаются  как  объемы  капиталовложений   природоохранного
назначения.
     9. Управление науки и  информации.  Экологическое  лицензирование
обеспечивает   повышение   эффективности  деятельности  предприятий  в
области природоохраны. Исходя из этого, прогнозируемые объемы услуг по
рассмотрению  заявок  и  выдаче  лицензий  условно рассматриваются как
объемы вложений природоохранного назначения.

Начальник Управления
финансов и экономики                           Л.В. Вершков