- методы и средства санитарного просвещения; - применение лекарственных средств; - основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний; - принципы и методы реабилитации; - основы медицины катастроф. 2. Общие умения - использовать нормативные и правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста; - соблюдать санитарно-эпидемиологический и гигиенический режим; - владеть основными сестринскими манипуляциями; - оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях; - определять необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических и др.) и уметь интерпретировать их результаты; - проводить работу по гигиеническому воспитанию населения и стоматологических больных; - проводить диспансеризацию здорового населения и стоматологических больных; - вести учетно-отчетную медицинскую документацию. 3. Специальные знания - задачи стоматологии, место стоматологии в медицине; - анатомо-физиологические элементы челюстно-лицевой области в норме и при патологических состояниях, взаимосвязь функциональных систем организма; - биомеханику жевания, возрастные изменения челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды; - этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний, их влияние на органы и системы организма; - профилактику стоматологических заболеваний, методы и средства гигиены полости рта; - принципы обследования стоматологических больных; - правила сбора и направления биоматериала для исследования в лабораторию; - клиническую симптоматику стоматологических заболеваний у различных возрастных групп населения; - принципы диагностики и лечения стоматологических заболеваний; - принципы устройства и эксплуатации зубоврачебной аппаратуры; - своевременные слепочные и базисные материалы; - стоматологическую фармакотерапию; - физиотерапевтические методы лечения в стоматологии; - принципы диетотерапии при заболеваниях челюстно-лицевой области; - принципы, приемы и методы обезболивания в стоматологии; - показания и противопоказания к удалению зубов в различных возрастных группах, методы ортопедического лечения и показания к протезированию; - основные конструкции и элементы технологии изготовления аппаратов и протезов. 4. Специальные умения - обследование мягких и твердых тканей челюстно-лицевой области; - взятие биоматериала для исследования; - инструментальное обследование зубов и патологических зубодесневых карманов; - определение степени подвижности зубов; - определение интенсивности воспаления слизистой оболочки рта; - анализ данных лабораторных и инструментальных исследований; - обучение индивидуальной гигиене полости рта; - лечение всех видов кариеса и его осложнений; - проведение аппликационной и инфильтрационной анестезии; - работа с композиционными материалами; - владение операцией удаления зуба при ограниченных воспалительных процессах; - снятие оттисков; - получение диагностических моделей и их анализ, параллелометрия; - проведение этапного наблюдения, коррекция протезов и ортодонтических аппаратов; - диагностика и лечение заболеваний височно-челюстного сустава; - устранение "вредных" привычек и различных нарушений прикуса; - работа с основными стоматологическими материалами; - диагностика и первая помощь при острых одонтогенных воспалительных процессах; - оказание доврачебной помощи при ранениях и ожогах тканей челюстно-лицевой области; - уход за больными с повреждениями челюстно-лицевой области. 5. Манипуляции - клиническое и специальное обследование больных при различных заболеваниях зуба; - профилактическая обработка зубов противокариозными средствами; - формирование и пломбирование кариозных полостей; - препаровка полости зуба, пломбирование и изготовление литых вкладок; - девитализация пульпы; - работа с композиционными материалами; - механическая, химическая, медикаментозная обработка канала зуба; - пломбирование каналов зуба, применение культевых вкладок; - параллелометрия; - диатермокоагуляция; - ионогальванизация, дарсонвализация, применение УВЧ, вакуумтерапия, тканевая терапия; - удаление зубов, альвеолотомия; - избирательное пришлифовывание зубов; - определение степени подвижности зубов и обработка патологического десневого кармана; - местное лечение заболеваний пародонта с использованием мазей, аппликаций, повязок; - местное лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта с использованием ирригаций, аппликаций, ванночек и т.д.; - получение слепков с помощью современных материалов; - местное и проводниковое обезболивание; - искусственное дыхание; - непрямой массаж сердца; - остановка кровотечений из поверхностно-расположенных сосудов; - перевязка и тампонада ран; - транспортная иммобилизация; - промывание желудка и кишечника; - трахеотомия; - определение группы крови; - инъекции лекарственных средств; - перевязки. V. Специальность: "Стоматология ортопедическая" В соответствии с требованиями специальности в области стоматологии ортопедической специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - профессиональное назначение специалиста в современной системе здравоохранения; - функциональные обязанности; - основные принципы организации и управления здравоохранением; - структуру стоматологической помощи населению; - основы законодательства в профессиональной деятельности зубного техника; - основы медицинского страхования; - правила и методы безопасного труда, в т.ч. в зуботехнической лаборатории; - организацию делопроизводства и учетно-отчетную деятельность; - профессиональную этику и деонтологию; основы медицинской психологии; - основы эпидемиологии; - основы валеологии и санологии; - методы и средства гигиенического воспитания; - функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала; - основы медицины катастроф и вопросы организации помощи в экстремальных ситуациях. 2. Общие умения - использовать нормативные и правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста; - соблюдать гигиену и санитарию труда, правила техники безопасности и противопожарной безопасности; - оказывать доврачебную помощь с учетом факторов, действующих в зуботехнической лаборатории. 3. Специальные знания - организацию производства в зуботехнической лаборатории; - основы строения и функций зубо-челюстной системы, биомеханику жевательного аппарата; - сведения об основных стоматологических заболеваниях; - теоретические основы ортодонтического лечения; - клинические основы ортодонтического лечения; - правила чтения схем, формул и зарисовок полости рта; - характеристики основных и вспомогательных материалов, применяемых в зубопротезной технике; - ассортимент, маркировку, основные свойства применяемых материалов и полуфабрикатов; - назначение и правила использования аппаратов, инструментария и приспособлений, используемых в зубо-технической лаборатории; - основные клинические этапы и технологии изготовления зубных (съемных, несъемных, бюгельных, челюстно-лицевых протезов и ортодонтических) аппаратов; - основные принципы плавки и литья сплавов металлов; - принципы точного литья металлических конструкций протезов; - назначение и требования к каждому элементу и узлу в протезах, включая промежуточные этапы их изготовления; - основы конструкции современной зуботехнической аппаратуры для обжига фарфора, муфельных печей, литейной аппаратуры, устройств ультразвуковых и для светоотверждения и др.; - технологию применения фарфора и металлокерамики в зубопротезной технике; - причины, приводящие к браку, и способы его выявления, устранения, предупреждения; - правовые аспекты работы. 4. Специальные умения - самостоятельно изготавливать различные виды искусственных коронок; простые конструкции штифтовых зубов; конструкции мостовидных протезов; съемные пластиночные протезы; бюгельные протезы; ортодонтические и челюстно-лицевые конструкции в соответствии с программами; - изготавливать индивидуальные ложки, восковые базисы с окклюзивными валиками и для постановки искусственных зубов; - фиксировать в приборах определенное врачом положение центральной окклюзии; - создавать из воска все элементы, узлы и детали зубо-челюстных протезов, ортодонтических аппаратов; - закреплять в воске металлические элементы протезов и аппаратов и расставлять искусственные зубы на базисах с учетом существующих правил; - заменять восковую композицию на пластмассу или металлический сплав; - работать с керамикой; - работать с зуботехнической аппаратурой, основанной на применении ультразвука, инфракрасного излучения, лазера и др.; - штамповать нержавеющую сталь и другие сплавы; - проводить паяние, сплавку, обжиг, отбеливание, отделку и полировку деталей и целых протезов и аппаратов; - оценивать слепки (оттиски) и получать по ним рабочие модели из различных материалов; - оформлять заявки на получение зуботехнических материалов с учетом их маркировки и ассортимента; - списывать расходные материалы в установленном порядке. 5. Манипуляции - получение рабочих моделей из различных материалов; - изготовление индивидуальных ложек и восковых базисов; - изготовление элементов, узлов, деталей из воска; закрепление в воске металлических элементов и расстановка искусственных зубов на базисах; - замена восковой композиции; - работа с керамикой; - штамповка; - паяние, сплавка, обжиг, отбеливание, отделка и полировка; - конструирование и изготовление протезов; - изготовление искусственных коронок; - изготовление конструкций штифтовых зубов; - прямой массаж сердца; - искусственная вентиляция легких; - остановка кровотечения из поверхностно-расположенных сосудов; - промывание желудка и кишечника. VI. Специальность: "Эпидемиология (паразитология)" В соответствии с требованиями специальности в области эпидемиологии (паразитологии) специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания и умения - основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; - основные нормативные распорядительные документы, определяющие деятельность органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы; - основы инфекционной (паразитарной) патологии человека, эпидемиологии и иммунологии; - охрану труда и технику безопасности; - основы медицины катастроф; - уметь оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях. 2. Специальные знания - распространенность и смертность от инфекционных и паразитарных заболеваний среди населения; - эпидемиологическую классификацию инфекционных болезней, источники инфекции, механизмы передачи; - систему профилактических и противоэпидемических мероприятий; - принципы санитарной охраны территорий от заноса и распространения особо опасных инфекций; - сроки госпитализации и карантина при различных заболеваниях, диспансерного наблюдения за переболевшими и контактными, порядок их лабораторного обследования и интерпретацию результатов исследования, порядок допуска к работе лиц декретированных профессий; - этиологию и патогенез инфекционных и паразитарных заболеваний; - особенности эпидемиологии и профилактики различных инфекционных и паразитарных заболеваний; - календарь профилактических прививок, препараты и схемы иммунизации; - средства и методы стерилизации, дезинфекции, дезинсекции и дератизации, применяемые в противоэпидемической работе; - принципы работы помощника врача-эпидемиолога (паразитолога) в условиях чрезвычайных ситуаций; - санитарно-гигиенические характеристики эпидемиологически значимых объектов водоснабжения и канализации, пищевой промышленности, ЛПУ, детских дошкольных и школьных учреждений и других организованных коллективов. 3. Специальные умения - проводить эпидемиологическое обследование очага инфекционного (паразитарного) заболевания; - осуществлять эпидемиологическое наблюдение за контактными лицами в очагах; - осуществлять ведение документации и предварительную разработку материалов эпидемиологического надзора; - проводить текущий надзор за эпидемиологически значимыми объектами; - проводить санитарно-просветительную работу по профилактике инфекционных (паразитарных) заболеваний; - принимать участие в разработке плана профилактических и противоэпидемических мероприятий инфекционных (паразитарных) заболеваний; - осуществлять контроль за хранением, транспортировкой и расходованием бакпрепаратов и иммунобиологических средств; - осуществлять контроль за проведением дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий и за хранением, расходованием и учетом дезсредств; - готовить материалы для должностных лиц о приостановлении отдельных видов трудовой деятельности, эксплуатации предприятий, использования продукции народного хозяйства, хранения и реализации продовольствия и пищевых продуктов, использования воды для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей; - готовить материалы о применении мер дисциплинарного воздействия, административных взысканий и уплате штрафов виновными в нарушении санитарного законодательства; - отбирать пробы для микробиологических (паразитологических) исследований с объектов окружающей среды, отбор материала от больного для лабораторного исследования; - организовать и провести текущую и заключительную дезинфекцию. VII. Специальность: "Гигиена и санитария" В соответствии с требованиями специальности в области гигиены и санитарии специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - основы законодательства Российской Федерации о здравоохранении; законодательные документы о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; - инструктивно-методические и другие документы, используемые в деятельности госсанэпидслужбы; - понятие о санитарно-гигиеническом мониторинге; - охрану труда и технику безопасности; - основы медицины катастроф. 2. Общие умения - проводить санитарное обследование подконтрольных объектов с использованием лабораторно-инструментальных методов, составлять заключения или акты по результатам обследования; - проводить контроль за выполнением предложений и предписаний санитарного врача; - проводить работу по гигиеническому воспитанию среди населения и работников подконтрольных объектов; - принимать участие в рассмотрении писем, жалоб и заявлений граждан и приеме населения по санитарно-эпидемиологическим вопросам в пределах своей компетенции; - обеспечивать правильное ведение делопроизводства и машинописи, владеть навыками работы с вычислительной и компьютерной техникой; - оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях. 3. Специальные знания 3.1. В области коммунальной гигиены: - предмет и задачи коммунальной гигиены; - физиологическое, гигиеническое и эпидемиологическое значение воды, почвы, атмосферного воздуха, их гигиеническое нормирование; - правила отбора проб и методику санитарно-гигиенических исследований воды, воздуха, почвы; - порядок проведения санитарно-гигиенического обследования объектов коммунальной гигиены; - основные мероприятия по предотвращению загрязнения водоемов, почвы, атмосферного воздуха; - законодательные и нормативно-методические документы в области коммунальной гигиены. 3.2. В области гигиены труда и профессиональных заболеваний: - основные категории и понятия в области гигиены труда; - гигиенические требования к устройству и содержанию промышленных предприятий, оборудования, санитарно-технических устройств; - характеристику вредных и опасных факторов производственной среды, принципы их гигиенического нормирования; - основные меры профилактики профессиональных заболеваний и научные основы организации труда; - правила техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены на производстве; - порядок учета, регистрации и расследования профессиональных отравлений; - методику анализа общей и профессиональной заболеваемости на производстве; - основные разделы работы отделения гигиены труда, права и функциональные обязанности помощника врача по гигиене труда. 3.3. В области гигиены питания: - гигиенические основы рационального питания; - назначение гигиенической экспертизы пищевых продуктов и порядок их проведения; - гигиенические требования к устройству и содержанию предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли; - гигиенические требования к технологии приготовления пищи, хранению, транспортировке и реализации пищевых продуктов; - основные меры профилактики пищевых отравлений и заболеваний, передающихся через продукты питания, порядок расследования пищевых отравлений; - основные разделы работы отделения гигиены питания, права и функциональные обязанности помощника санитарного врача по гигиене питания. 3.4. В области гигиены детей и подростков: - предмет и основные задачи гигиены детей и подростков; - анатомо-физиологические особенности детского организма, периоды роста и развития детей и подростков, основы профилактики детских болезней; - принципы организации медицинских осмотров детей и подростков; - гигиенические требования к планировке и санитарному содержанию учреждений для детей и подростков; - гигиеническое значение режима дня, физического воспитания и закаливания, рационального питания и трудового обучения детей и подростков; - гигиенические требования к мебели и товарам детского ассортимента; - цели гигиенического воспитания и обучения детей и подростков. 4. Специальные умения 4.1. В области коммунальной гигиены: - проводить санитарно-гигиеническое обследование объектов коммунальной гигиены на соответствие действующим нормам с разработкой комплекса оздоровительных мероприятий; - оформлять акты санитарного обследования объектов; - производить отбор проб воды, почвы, атмосферного воздуха, инструментальные замеры параметров микроклимата и других физических факторов окружающей среды, давать гигиеническую оценку; - оформлять и вести учетно-отчетную документацию отделения коммунальной гигиены; - использовать нормативно-справочную литературу по коммунальной гигиене. 4.2. В области гигиены труда и профессиональных болезней: - проводить санитарно-гигиеническое обследование промышленных предприятий; - проводить изучение факторов производственной среды, оценивать полученные результаты; - производить отбор проб воздуха рабочей зоны на пыль, газы и аэрозоли, инструментальные замеры параметров микроклимата и других физических факторов производственной среды (в т.ч. шум, вибрация, ЭМП), давать гигиеническую оценку; - разрабатывать предложения по улучшению условий труда и профилактике профессиональных заболеваний; - пользоваться законодательной и нормативно-методической документацией отделения гигиены труда; - применять полученные знания для санитарно-просветительной деятельности на промышленных объектах. 4.3. В области гигиены питания: - проводить санитарно-гигиеническое обследование пищевых предприятий, давать гигиеническую оценку результатам обследования; - выявлять факторы санитарно-эпидемиологического риска на этапах приготовления, хранения, транспортировки, реализации пищевых продуктов; - проводить контроль за выполнением предложений и предписаний врача; - производить выемку проб пищевых продуктов для органолептического, физико-химического и бактериологического исследований; - давать оценку рационам питания взрослого населения; - подготавливать материалы для составления планов, отчетов, информацию для принятия мер; - оформлять учетную документацию отделения гигиены питания, пользоваться нормативно-технической документацией; - использовать полученные знания для пропаганды вопросов рационального питания среди населения, для гигиенического обучения работников пищевых предприятий. 4.4. В области гигиены детей и подростков: - проводить санитарно-гигиеническое обследование учреждений для детей и подростков; - давать гигиеническую оценку организации учебно-воспитательного и трудового процесса, физического воспитания и питания детей и подростков в организованных коллективах; - отбирать пробы пищи для лабораторного исследования, взять смывы с рук и оборудования, инвентаря; - определять показатели микроклимата, давать оценку освещенности, расстановке мебели и технических средств обучения в учреждениях; - оценивать санитарно-противоэпидемический режим детского учреждения. VIII. Специальность: "Дезинфекционное дело" В соответствии с требованиями специальности в области дезинфекционного дела специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - основы организации санитарно-эпидемиологической службы в России; - основы законодательства о здравоохранении и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; - правовые вопросы, связанные с деятельностью центров госсанэпиднадзора и дезинфекционных учреждений, предприятий; - нормативные документы по дезинфекционному делу, определяющие деятельность инструктора-дезинфектора; - правила безопасной работы с дезинфекционными средствами и дезинфекционным и стерилизационным оборудованием, правила по охране труда и технике безопасности; - основы микробиологии и вирусологии; - значение стерилизации в профилактике внутрибольничных инфекций, ее организация в лечебно-профилактических учреждениях; - основы биологии синантропных членистоногих и грызунов; - принципы организации и проведения дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации; - основы классификации и принципы действия дезинфекционных средств; - устройство дезинфекционных камер, стерилизующей аппаратуры; - основы медицины катастроф. 2. Общие умения - организация и проведение заключительной дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний; - контроль организации и проведения текущей дезинфекции и стерилизации в лечебно-профилактических учреждениях; - контроль за правильностью приготовления и использования дезинфекционных средств; - обследование объектов и прилегающей территории в соответствии с методическими рекомендациями; - проведение учета численности членистоногих и грызунов, обитающих в населенных пунктах и местах отдыха населения; - организация и проведение дезинсекции и дератизации на различных объектах, контроль качества проведенных работ; - приготовление рабочих растворов и смесей дезинфекционных средств, отравленных приманок для дератизации и дезинсекции; - работа с дезинфекционными камерами, другим оборудованием, применяемым в области дезинфекции и стерилизации; - оформление документации в соответствии с требованиями специальности; - руководство работой дезинфекторов; - соблюдение правил техники безопасности при проведении дезинфекции, дезинсекции, дератизации; - оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях. 3. Специальные знания 3.1. Дезинфекция и стерилизация: - место дезинфекции в комплексе профилактических и противоэпидемических мероприятий; - физические, химические, биологические способы дезинфекции; - основные дезинфицирующие средства и способы их применения; - особенности дезинфекции при отдельных заболеваниях; - понятия профилактической, текущей и заключительной дезинфекции; - способы и средства стерилизации. 3.2. Дезинсекция: - физические, химические и биологические методы дезинсекции; - основные инсектициды и способы их применения; - особенности мероприятий при борьбе с различными группами членистоногих; - способы защиты от членистоногих, репелленты. 3.3. Дератизация: - физические, химические и биологические методы дератизации; - основные ратициды и особенности их применения; - особенности мероприятий в зависимости от вида грызунов и типа объектов. 3.4. Дезинфекционные камеры, дезинфекционная и стерилизационная аппаратура: - принципы работы дезинфекционных камер; - принципы работы стерилизаторов; - методы контроля работы дезкамер и стерилизаторов. 3.. Охрана труда и техника безопасности: - принципы общественной безопасности; - средства индивидуальной защиты при работе с дезинфекционными средствами. 4. Специальные умения - составлять план проведения дезинфекционных мероприятий на объекте; - определять потребность в дезсредствах, аппаратуре, инвентаре, спецодежде для выполнения дезмероприятия на объекте; - проводить инструктаж и руководство работой дезинфекторов; - применять методики при использовании дезсредств; - контролировать качество дезинфекционных мероприятий; - контролировать работу дезкамер; - контролировать работу стерилизаторов; - контролировать качество камерной дезинфекции; - контролировать качество стерилизации; - контролировать и заполнять учетную документацию; - оказывать первую доврачебную помощь при отравлении дезсредствами. IX. Специальность: "Гигиеническое воспитание" В соответствии с требованиями специальности в области гигиенического воспитания специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; - федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; - директивные и нормативные акты, определяющие деятельность органов здравоохранения и учреждений госсанэпиднадзора; - Устав и правила внутреннего распорядка учреждения, должностные инструкции; - правовые аспекты деятельности специалиста по гигиеническому воспитанию; - основы медицины катастроф. 2. Специальные знания и умения 2.1. Знать организацию: - скорой медицинской помощи населению; - санитарно-противоэпидемической помощи населению; - медицинской помощи и санитарно-противоэпидемических мероприятий в очагах массового поражения при чрезвычайных ситуациях; - деятельности центров медицинской профилактики и центров госсанэпиднадзора всех уровней, отделений и кабинетов медицинской профилактики, входящих в состав ЛПУ системы здравоохранения; - деятельности фармакологических учреждений; - деятельности санаторно-курортных учреждений. 2.2. Владеть основами: - здорового образа жизни; - медицинской статистики, учета и анализа основных показателей здоровья населения; - медицинского страхования и деятельности медицинских учреждений в условиях бюджетно-страхового принципа финансирования здравоохранения; - первичной и вторичной профилактики основных групп инфекционных и неинфекционных заболеваний; - иммунобиологии, специфической профилактики инфекционных заболеваний; - социальной гигиены и организации здравоохранения; - общей гигиены, личной гигиены, гигиены труда и профессиональных заболеваний, коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены детей и подростков; - дезинфекционного дела; - дозиметрии ионизирующих отделений. 2.3. Знать: - физиологию человека различного возраста в объеме среднего медицинского образования; - причины возникновения патологических процессов и механизмы их развития при основных видах инфекционной и неинфекционной патологии; - вопросы медицинского обслуживания участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и населения, подвергшегося радиационному воздействию вследствие аварий; - вопросы медицинского обслуживания участников войн; - вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, основы работы медико-социальной экспертной комиссии. 2.4. Владеть: - методиками социологических и психофизических методов исследования, уметь под руководством врача интерпретировать их результаты с целью определения уровня и качества жизни индивидуума; - основами статистических методов обработки результатов социологических, демографических, эколого-гигиенических и других эпидемических массовых обследований; - методами дозиметрического контроля; - методами изучения уровня и динамики санитарной культуры населения; - методами и средствами гигиенического обучения и воспитания среди различных возрастных и профессиональных групп населения. 2.5. Уметь: - организовать проведение различных массовых мероприятий; - оказать организационную помощь специалистам учреждения при подготовке лекций, бесед, оформления санбюллетеня и тематических выставок; - создать банк санпросветлитературы, лекций, бесед, статей медицинского профиля из периодической печати для использования в работе сотрудниками учреждения с населением; - составить сводный статистический отчет по вопросам гигиенического обучения, воспитания и профилактики; - собрать опросные листы и провести предварительное их обобщение; - провести инструментальные исследования (антропометрия, измерение артериального давления, взвешивание и пр.) пациентов в ЛПУ, а также в консультативно-оздоровительных отделениях Центров медицинской профилактики; - оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях; - пользоваться компьютерной техникой. X. Специальность: "Энтомология" В соответствии с требованиями специальности в области энтомологии специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - основы законодательства о здравоохранении; - Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; - нормативные распорядительные документы, определяющие деятельность органов и учреждений госсанэпидслужбы. 2. Общие умения - готовить необходимую информацию по вопросам, требующим принятия решения Главного государственного санитарного врача; - использовать меры общественного воздействия и законодательные меры в случае нарушения санитарных норм ответственными лицами; - оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях. 3. Специальные знания - организационные основы работы по медицинской энтомологии, зоологии, паразитологии; - принципы и методы борьбы с переносчиками болезней и компонентами гнуса; - учетно-отчетные формы по разделу медицинской энтомологии; - систематику членистоногих, имеющих медицинское значение, с использованием методов микроскопирования внешних морфологических признаков кровососущих двукрылых, синантропных мух и клещей, а также эктопаразитов грызунов; - основные показатели качества проводимых фенологических наблюдений, составление прогнозов численности членистоногих, имеющих медицинское значение; - факторы, определяющие участие членистоногих, имеющих медицинское значение в передаче возбудителей различных инфекций и инвазий. 4. Специальные умения - выявлять места выплода переносчиков малярии, определить сезонный ход численности комаров; - выявлять очаги зооантропонозов и антропонозов, переносчиками которых являются кровососущие членистоногие; - использовать данные об энтомологической ситуации на обслуживаемой территории (численность переносчика в динамике, анотропофильность, резистентность, длительность сезона передачи малярии, наличие средств по защите населения от гнуса, наличие анофелогенных водоемов) при составлении планов работы, мероприятий по оздоровлению очагов; - организовать и провести истребительные меры в отношении основных видов гнуса (комары малярийные и немалярийные, мошки, мокрицы, москиты, мухи, слепни, блохи, вши), бытовых насекомых (тараканы, постельные клопы, синантропные муравьи), клещей; - осуществлять контроль за качеством и эффективностью профилактических и истребительных мероприятий; - планировать потребность в инсектицидах, осуществлять контроль за правильным хранением и расходованием их; - проводить занятия с дезинструкторами и дезинфекторами по вопросам борьбы с членистоногими, имеющими медицинское значение; - составлять учетно-отчетную документацию по медицинской энтомологии. 5. Навыки Владеть: - всеми методами учета членистоногих; - методиками определения физиологического возраста членистоногих и методами расчета эпидпоказателей (длительность спорогалии, период начала эпидсезона малярии, его окончания); - методами составления прогноза численности и эпидопасности переносчиков болезней и кровососов, входящих в комплекс гнуса; - методами определения уровней резистентности к инсектицидам синантропных мух и кровососущих комаров. XI. Специальность: "Лабораторная диагностика" В соответствии с требованиями специальности в области лабораторной диагностики специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; - организацию лабораторной службы в стране, ее задачи; - этические и правовые нормы отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде; - основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностических лабораториях; - основы техники безопасности при работе в клинико-диагностических лабораториях; - инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностических лабораториях; - правила сбора, транспортировки и хранения биоматериала; - правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований; - основные методы лабораторной диагностики; - причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа; - основы здорового образа жизни; - Устав и правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции диагностических лабораторий; - основы общей гигиены и производственной санитарии; - основы микробиологии; - структура и функции органов кроветворения, нервных тканей, пищеварительной системы, мочевыделительной, половой и других систем; - строение и функции клетки; - влияние биологических факторов (возраст, пол, дневные ритмы, месячные циклы, сезонные вариации и др.) на результаты исследований; - влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя, лекарственных препаратов, медицинских процедур и др. на результаты исследований; - основы обмена белков, липидов, желчных пигментов, углеводов, водно-электролитного, кислотно-основного состояний, гормонов, ферментов, системы гемостаза; - основные патофизиологические механизмы нарушений обмена веществ; - основы медицины катастроф. 2. Общие умения - взять биологический материал для лабораторного исследования; - организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и других лабораторных исследований; - организовать работу младшего медицинского персонала в клинико-диагностической лаборатории; - подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа; - провести стерилизацию лабораторной посуды, инструментария; - провести дезинфекцию биоматериала; - проводить прием, маркировку и регистрацию поступившего в лабораторию биоматериала, обеспечивать хранение; - регистрировать проведенные исследования; - вести учетно-отчетную документацию; - пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий; - на основании результатов давать качественную и количественную оценку объекта исследований; - дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторных исследований; - по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях; - строить калибровочные графики; - готовить, фиксировать и окрашивать препараты для исследования клеточных элементов; - отбирать материал для микроскопического исследования; - адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую помощь при несчастных случаях; - владеть техникой микроскопирования; - работать с контрольной сывороткой; - оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях. 3. Специальные знания и умения 3.1. По гематологическим исследованиям: - теория кроветворения (кинетика клеток гемопоэза, функция, место пребывания в организме); - морфология клеток гемопоэза в норме; - понятия: эритропоэз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбопения; - изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях; - причины и лабораторные признаки гемолиза; - морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях; - произвести взятие крови на общий анализ; - приготовление мазков крови, их фиксация и окраска; - определение цветового показателя крови; - определение СОЭ; - приготовление мазков крови методом лейкоконцентрата; - приготовление растворов, постановка и интерпретация осмотической резистентности эритроцитов; - приготовление и окраска мазков костного мозга; - подсчет клеток крови в камере Горяева и на гематологическом счетчике; - определение гемоглобина гемоглобинцианидным методом; - приготовление рабочих растворов красителей. 3.2. По общеклиническим исследованиям: - исследование физических, химических свойств мокроты, морфологическое и бактериологическое исследование мокроты и отделяемого из бронхов; - строение и функция органов пищеварения, способы получения для использования желудочного сока, дуоденального содержимого, кишечного отделяемого; - копрологическое исследование, условия получения материала, физические и химические свойства кала, техника приготовления эмульсии испражнений, препаратов для микроскопического исследования; - строение и функция отделов мочевыделительной и мочеобразовательной системы, получение материала для исследования органов мочевыделительной системы; - физические свойства мочи, химические исследования мочи, основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи; - морфология клеточных и других элементов мочи; - ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.; - цель и методы исследования отделяемого женских и мужских половых органов; - определение физических свойств мокроты, приготовление нативных препаратов и окраска препаратов по Романовскому, по Цилю-Нильсену, для определения микробактерий туберкулеза методом люминесцентной микроскопии; - произвести микроскопическое и бактериоскопическое исследование мокроты; - определить физические свойства мочи, химическое исследование мочи (определение белка, глюкозы, билирубина, уробилиногена, кетоновых тел); - микроскопическое исследование мочи; определение плоского, полиморфного, почечного эпителия, эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров, элементов неорганизованного осадка; - описать свойства желудочного сока, определить наличие свободной соляной кислоты, общей кислотности желудочного сока; - микроскопировать желудочное содержимое в нативном и окрашенном препаратах; различить элементы застойной пищи и флоры; - определить физические свойства дуоденального содержимого; - микроскопировать дуоденальное содержимое, приготовить нативный препарат, дифференцировать клеточные элементы двенадцатиперстной кишки и желчевыделительной системы и кристаллов (соли); - обнаружение простейших, яиц гельминтов; - провести анализ кала; - определение физических свойств кала; - описать патологические признаки в кале (кровь, гной, слизь), выявить гельминты, остатки непереваренной пищи; - определить физические и химические свойства спинномозговой жидкости; - провести микроскопическое исследование ликвора, определить цитоз; - диагностировать менингококковый менингит; - приготовить препараты транссудатов и экссудатов на микроскопию и бактериоскопию, окрасить препараты; - описать патологические признаки транссудатов и экссудатов; поставить пробу Ривальты, определить количество белка, микроскопировать нативные препараты; - приготовить и окрасить препараты отделяемого половых органов для дифференциации гонореи, трихомониаза и других инфекций; - провести микроскопическое и бактериологическое исследование отделяемого половых органов; - приготовить препараты для микроскопического исследования из кожи, волос, ногтей при грибковых поражениях, идентифицирование элементов гриба в этих препаратах. 3.3. По цитологическим исследованиям: - правила взятия и обработка материала для цитологических исследований; - морфологическая картина воспалительного процесса, гранулематозной и грануляционной тканей; - подготовить стекла, фиксаторы, красители, окрасить цитологические препараты; - приготовление, окраска, фиксация препаратов для цитологического исследования (мокроты, транссудатов, экссудатов, отделяемого ран, свищей, соскобов с поверхности эрозий, язв; пунктатов, полученных из опухолей и опухолеподобных образований различной локализации, материала, полученного при эндоскопических исследованиях, гинекологических осмотрах и т.д.); - микроскопические исследования материала, полученного при профилактических гинекологических осмотрах (скрининг). 3.4. По биохимическим исследованиям: - понятие о гомеостазе, биохимические методы поддержания гомеостаза; - нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояний; - причины и виды патологии обменных процессов при наиболее часто встречающихся заболеваниях; - основные методы исследования обмена веществ, белков, липидов, углеводов, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др.; - уметь работать на фотоэлектроколориметрах, биохимических и коагулогических анализаторах, аппарате для электрофореза, pH-метре; - уметь применять дозаторы, автоматические пипетки и другую малую механизацию; - уметь приготовить растворы (процентные, молярные, нормальные), химреактивы; - уметь обрабатывать биохимическую посуду, инструментарий; - проводить внутрилабораторный контроль качества; - определять показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, креатинин С-реактивный белок и др.); - определять показатели липидного обмена (общий холестерин, а-холестерин, фракции липопротеидов, триглицериды); - определять показатели углеводного обмена (глюкоза, гликозилированный гемоглобин и др.); - определять показатели минерального обмена (натрий, калий, хлориды, кальций и др.); - определять показатели кислотно-основного состояния (КОС) крови; - определять активность ферментов в сыворотке (АСТ, АЛТ, КК, ЛДГ, гамма-ГГТ, альфа-амилазы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.); - определять содержание оксикортикостероидов и кетостероидов в моче; - определять показатели гемостаза (время кровотечения, время свертывания, АЧТВ, ТВ, ПИ, фибриноген, степень ретракции кровяного сгустка). 3.5. По паразитологическим исследованиям: - основные морфологические характеристики гельминтов; - морфологические различия видов гельминтов и их яиц; - паразиты малярии, виды, стадии развития; - морфология малярийных паразитов; - простейшие - вид, стадия развития, морфология; - заболевания, вызванные простейшими; - правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов; - уметь приготовить препараты методом нативного мазка, методом обогащения, приготовление толстой капли; - различать в препаратах представителей класса членистоногих; - идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи; - идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале. 3.6. По иммунологическим исследованиям: - учение об иммунитете, виды иммунитета; - иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции; - антигены, виды, характеристика; - иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и функции; - неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система и др.; - иммунодефицитные состояния; - иммунная система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных состояниях, заболеваниях соединительной ткани; - аллергия и атопические заболевания; - изоантигены системы крови; - изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания; - определять группу крови по системе АВО; - определять резус-фактор; - прямая и непрямая пробы Кумбса; - ставить реакцию агглютинации на стекле; - развернутая агглютинация. 3.7. По медико-генетическим исследованиям: - предмет и задачи медицинской генетики; - понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью; - генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности; - гены и признаки; - изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы. 3.8. По кожно-венерологическим исследованиям: - уметь взять материал и приготовить препараты для исследования грибковых заболеваний, на бледную трепанему, возбудителя мягкого шанкра, гонорею, трихомоназа, анаэробную инфекцию; - диагностировать диплококки, трихомониаз и др. 4. Манипуляции - взятие крови на различные виды анализов, получить сыворотку, плазму крови, взвесь эритроцитов; - собрать мочу и другие биологические жидкости для лабораторного исследования; - приготовить реактивы; - обработать лабораторную посуду; - построить калибровочные кривые; - работать на приборах, которыми оснащена лаборатория (фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести электрофорез белков и др.); - подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии; - производить необходимые расчеты; - останавливать кровотечения из поверхностно-расположенных сосудов; - определение групповой принадлежности крови; - исследовать биологический материал: кровь, костный мозг, ликвор, мокроту, мочу, желудочный сок, дуоденальное содержимое, отделяемое половых путей, кал, материал биопсии; - обрабатывать медицинскую аппаратуру, инструментарий, помещение. XII. Специальность: "Гистология" В соответствии с требованиями специальности в области гистологии специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания и умения - профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность; - основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; - основы медицинского страхования; - организацию работы отделения в новых экономических условиях; - нормативные документы, регламентирующие работу специалиста; - методы гигиенического воспитания; - систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности персонала, систему взаимодействия с учреждениями госсанэпиднадзора; - технику безопасности и охраны труда; - организацию и ведение делопроизводства и основной медицинской документации патолого-анатомического отделения (бюро); - функциональные обязанности, права и ответственность среднего и младшего медицинского персонала; - основы медицины катастроф; - оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях; - повышение профессионального уровня, знаний, умений, навыков. 2. Специальные знания и умения 2.1. В секционном разделе работы: - помогать врачу в оформлении документации, связанной с вскрытием трупа; - готовить необходимые растворы фиксаторов, красок и дезинфицирующих средств; - по ходу вскрытия и после него фиксировать и окрашивать мазки и отпечатки для бактериоскопии, помогать врачу в отборе материалов для бактериологического, вирусологического, биохимического и других дополнительных видов исследования трупного материала; - оформлять направления, осуществлять отправку указанных материалов в соответствующие лаборатории; - осуществлять фиксацию объектов, взятых при вскрытии; - участвовать в вырезке кусочков для гистологического исследования, маркировать и сортировать вырезанные кусочки; - регистрировать в рабочей тетради количество кусочков с указанием необходимого числа срезов и методов окраски; - проводить заливку кусочков в парафин и другие среды, уметь работать на замораживающем микротоме; - готовить и маркировать блоки; - точить и править микротомные ножи, уметь работать на микротомах; - владеть основными методиками окраски гистологических срезов и при необходимости использовать дополнительные диагностические окраски и реакции; - приготавливать гистологические препараты для диагностической работы патологоанатома; - сохранять материал в архиве; - вести документацию секционной работы в соответствии с действующими требованиями и инструкциями; - под руководством врача-патологоанатома готовить музейные макропрепараты. 2.2. Обработка операционного и биопсийного материала: - принимать доставленный на исследование материал, проверять соответствие материала по записям направления, качество фиксации, расписываться в приеме материала; - регистрировать в книге записей все объекты, поступившие на исследование с занесением туда данных, имеющихся в направительном бланке; - подготавливать материал для макроскопического исследования и вырезки; - записывать в бланк под диктовку врача макроскопическое описание объекта; - маркировать вырезанные кусочки, регистрировать количество их и методы последующей гистологической обработки; - готовить фиксаторы, растворы и красители; - производить гистологическую обработку и приготавливать микропрепараты с помощью гистологических, гистохимических и иммуногистохимических методов; - переписывать в книгу для регистрации биопсийных исследований (или подшивать копии), данные макроскопического и гистологического исследования, патологический диагноз, фамилию врача, производившего исследование и дату исследования; - выдавать под расписку результаты исследования в соответствующие отделения лечебного учреждения; - принимать, обрабатывать и регистрировать все срочные биопсии; - после окончания исследования все материалы: фиксированные ткани и органы, блоки, микропрепараты помещать на хранение в архив и нести ответственность за порядок их хранения; - приготавливать микропрепараты для коллекции и учебных целей; - оформлять под расписку выдачу микропрепарата из архива по запросам в другие лечебные учреждения и контролировать их своевременное возвращение; - осуществлять уход за приборами и аппаратурой; - следить за соблюдением санитарно-гигиенического режима в помещениях отделений; - вести учет и составлять ежемесячный отчет о проделанной работе (количество случаев, блоков, срезов, применявшихся методик, окрасок и др.). 2.3. Оформление документации: - вести алфавитные и валовые книги секционного и операционного материала; - получать истории болезни из отделений и сдавать их после оформления в архив больницы; - регистрировать в книге вскрытий каждого умершего, поступившего в отделение, присваивать соответствующий номер каждому вскрытию, протоколу и заполнять паспортную часть протокола вскрытия и карту секции; - проводить отдельную регистрацию всех умерших, не подвергшихся вскрытию по распоряжению главного врача больницы; - регистрировать поступающий в патологоанатомическое отделение операционный материал, включая биопсийный, в книгу регистрации или заполнять бланк согласно инструкции по исследованию биопсийного и цитологического материала; - организовывать выдачу под расписку результатов гистологического исследования материала в соответствующие лечебные отделения; - при использовании диктофонов оформлять (печатать) протоколы вскрытия и результаты гистологического исследования биопсийного материала; - вести учет врачебных свидетельств о смерти и выдавать их родственникам; - осуществлять брошюровку и хранение протоколов вскрытий и копий результатов гистологического исследования биопсийного и операционного материала; - делопроизводство и машинопись. 3. Манипуляции - работа на всех видах микротомов; - работа на автоматах для обработки и заливки тканей; - микрофотосъемка. XIII. Специальность: "Лабораторное дело" В соответствии с требованиями специальности в области лабораторного дела специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - основы законодательства о здравоохранении; - Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; - нормативные распорядительные документы, определяющие структуру и организацию работы санитарно-химической и микробиологической лабораторий, центров санитарно-эпидемиологического надзора; - Устав и правила внутреннего распорядка учреждения, должностные инструкции; - инструктивные материалы, имеющиеся в лаборатории; - основы техники безопасности при работе в химической и микробиологической лабораториях; - основные подходы к проведению санитарно-химических, санитарно-бактериологических исследований и микробиологической диагностики инфекционных заболеваний; - правила ведения учетно-отчетной документации в лаборатории. 2. Общие умения - регистрация образцов для исследования и результатов анализа; - владение основами лабораторной техники (работа с лабораторной посудой, методы осаждения, фильтрации, центрифугирования и др.); - использование нормативно-справочной литературы по соответствующим разделам гигиены и санитарии; - оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях. 3. Специальные знания 3.1. При проведении санитарно-химических исследований: - перечень физико-химических исследований, проводимых в лаборатории; - порядок отбора проб для проведения санитарно-химических исследований в соответствии с нормативной документацией; - способы подготовки проб воды, воздуха, почв, пищевых продуктов и материалов для физико-химических исследований; - методы приготовления стандартных, рабочих и типовых растворов; - правила безопасности эксплуатации электроустановок, сосудов под давлением; - технику безопасности при работе с химическими реактивами, ядохимикатами, легковоспламеняющимися жидкостями; - порядок проведения физико-химических исследований и обработки результатов анализа в соответствии с НД. 3.2. При проведении микробиологических исследований: - перечень микробиологических, иммуносерологических и других видов исследований, проводимых в лаборатории; - методы приготовления мазков для исследования морфологических и тинкториальных свойств выделенных культур, приготовления реактивов и окраски мазков; - классификацию культур по морфологическим и тинкториальным свойствам; - правила выполнения смывов и посевов при проведении санитарно-бактериологических исследований и исследований на стерильность; - правила работы с инфекционным материалом; - методы обеззараживания инфекционного материала; - методы стерилизации посуды и питательных сред; - методы приготовления питательных сред для первичного посева материала и идентификации выделенных бактерий; - методы определения чувствительности микроорганизмов к антибактериальным препаратам с помощью бумажных дисков и методами серийных разведений в плотной и жидкой питательной средах; - правила заполнения простейших таблиц анализа результатов; - правила техники безопасности, производственной санитарии при работе в микробиологической лаборатории. 4. Специальные умения 4.1. При проведении физико-химических исследований: - взятие навески на аналитических и технических весах; - построение и проверка градуировочных графиков; - работа на фотоэлектроколориметре, pH-метре и других измерительных приборах; - отбор проб воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, смывов с кожи работающего, с рабочих поверхностей для проведения санитарно-химических исследований; - подготовка проб воды, воздуха, пищевых продуктов и материалов для физико-химических исследований; - приготовление стандартных и рабочих растворов для градуировки приборов и проведения измерений; - приготовление растворов, поглотительных приборов, аспирационной аппаратуры для проведения исследований на промышленных предприятиях; - владение способами безопасной эксплуатации электроустановок, сосудов под давлением; - проведение исследований неблагоприятных факторов производственной и окружающей среды с помощью инструментальных методов; - владение способами обработки результатов анализа, расчета погрешности; - владение приемами безопасной работы с химическими реактивами, знание правил их хранения и утилизации; - оформление учетно-отчетной документации в санитарно-гигиенической лаборатории. 4.2. При проведении микробиологических исследований: - приготовление и стерилизация питательных сред для первичного посева проб и идентификации выделенных культур; - посев материала, поступившего на исследование; - подготовка и окрашивание мазков для бактериоскопии, прямой и непрямой иммунофлуоресценции, для исследований с помощью иммуноферментного анализа; - посев чистой культуры и раскладывание бумажных дисков на плотные питательные среды для определения отношения микроорганизмов к антибактериальным препаратам; - санитарно-бактериологические исследования объектов внешней среды (окружающей); - подготовка серологических реакций; - работа с лабораторными животными; - исследования с помощью лабораторных приборов; - приготовление дезрастворов и правильность их применения; - ведение специальных журналов с детальным описанием методик, используемых в работе; - обеззараживание отработанного материала; - контроль работы препараторов и санитарок, обучение их правильной обработке лабораторной посуды; - наблюдение за температурой в термостатах, работой стерилизационной аппаратуры; - выезды с врачом-бактериологом на обследуемые объекты, сбор материала для исследования, при необходимости его посев. XIV. Специальность: "Фармация" В соответствии с требованиями специальности в области фармации специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - основы специальных дисциплин в объеме, необходимом для решения профессиональных задач; - профессиональное назначение, функциональные обязанности, права и ответственность фармацевта; - основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан; - основы трудового законодательства; - систему организации обязательного медицинского страхования; - организацию фармацевтической деятельности с учетом экономических условий; - номенклатуру аптечных учреждений и предприятий разных организационно-правовых форм и форм собственности; - систему управления аптечными учреждениями, систему нормирования и организации труда в аптечных учреждениях; - законодательные и нормативные документы, регламентирующие формы и методы оказания лекарственной помощи населению; - принципы этики и фармацевтической деонтологии, психологию профессионального общения; - систему техники безопасности и охраны труда работников аптечного учреждения, производственную санитарию и противопожарную безопасность; - делопроизводство, виды и формы документации; порядок документального оформления результатов выполняемой работы; - правила оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях; - методы и средства фармацевтической информации. 2. Общие умения - анализировать производственную ситуацию и принимать решения в соответствии с профессиональной компетенцией и полномочиями; - рационально использовать трудовые, финансовые и материальные ресурсы аптечного учреждения; - использовать в работе законодательные, нормативные и методические документы, регламентирующие фармацевтическую деятельность; - выполнять требования производственной санитарии; - оформлять документацию по фармацевтической деятельности; - оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях. 3. Специальные знания - организацию лекарственного обеспечения населения; систему формирования спроса на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, определение потребности в них, составление заявки для баз снабжения и поставщиков; правила транспортировки, учета, хранения и реализации лекарственных средств; - виды лекарственных растений, порядок их сбора, переработки и использования лекарственного растительного сырья, нормативную документацию на лекарственное сырье, проблемы экологии и охраны природы; - основы технологического процесса изготовления лекарственных средств в условиях аптек и фармацевтических предприятий; - организацию контроля качества лекарственных средств на стадии их производства (изготовления), транспортировки, хранения и реализации с целью обеспечения их соответствия требованиям нормативной документации; - современный ассортимент лекарственных средств, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции; - показания к применению лекарственных средств, побочные действия, противопоказания; - высшие и разовые дозы ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств, особенности выписывания рецептов на них; - правила оформления рецептов на различные лекарственные средства, в том числе предназначенные для бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств; - основные требования к качеству лекарственных средств, изготовляемых в условиях аптек и аптечных пунктов I категории. 4. Специальные умения - определять правильность оформления рецептов (требований), совместимость входящих ингредиентов, соответствие прописанных доз возрасту больного и особенности применения; - выявлять физико-химическую, химическую и фармакологическую несовместимость, завышенные дозы в прописях рецептов; - осуществлять отпуск изготовленных в аптеках готовых лекарственных средств и изделий медицинского назначения; - осуществлять прием лекарственных средств и изделий медицинского назначения от поставщиков, организовать правильное их хранение в соответствии с физико-химическими свойствами, условиями хранения и правилами противопожарной безопасности; - изготавливать лекарственные средства в виде порошков, жидких лекарственных форм для внутреннего и наружного применения, мазей, суппозиториев, пилюль, инъекционных растворов, глазных капель и др., в том числе по индивидуальным прописям; - контролировать разовые и суточные дозы лекарственных средств списков А и Б, рассчитывать общую массу и объем лекарственного средства, отдельных его ингредиентов по массе, объему и каплям; - готовить титрованные растворы; - осуществлять количественное и качественное определение лекарственных средств; - владеть методами экспресс-анализа при контроле качества лекарственных средств; - оказывать консультативную помощь фасовщикам по расфасовке лекарственных средств; - контролировать сроки годности лекарственных средств; - осуществлять стерилизацию посуды и вспомогательных материалов; - осуществлять сбор и сушку лекарственного растительного сырья; - эффективно использовать приборы, аппараты, средства малой механизации, электронно-вычислительную и компьютерную технику. 5. Манипуляции - изготовление лекарственных средств; - изготовление различных лекарственных форм по индивидуальным рецептам; - изготовление лекарственных средств в виде внутриаптечных заготовок; - расфасовка внутриаптечных заготовок; - изготовление лекарственных средств в асептических условиях; - изготовление ядовитых и наркотических лекарственных форм; - получение воды очищенной; - обработка лабораторной посуды; - отпуск лекарственных средств по рецептам и без рецептов. XV. Специальность: "Сестринское дело" В соответствии с требованиями специальности в области сестринского дела специалист должен знать и уметь: 1. Общие знания - основы законодательства и права в здравоохранении; - основы медицинского страхования; - организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях; - статистические показатели, характеризующие состояние здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения; - теоретические основы сестринского дела; - философию и этику сестринского дела; - психологию профессионального общения; - основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний и травм; - основы геронтологии и гериатрии; - организацию сестринского ухода за больными на основе этапов сестринского процесса; - основы паллиативной сестринской помощи, основы танатологии; - виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов; - основные лекарственные группы, показания и противопоказания к применению, характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств; нормативные документы, регламентирующие фармацевтический порядок в медицинском учреждении; - основы валеологии и санологии; методы и средства санитарного просвещения; роль сестринского персонала в глобальных, федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения; - основы диетологии; - основы диспансеризации, социальную значимость заболеваний; - систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и персонала медицинского учреждения; систему взаимодействия лечебно-профилактических учреждений с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля; - учетно-отчетную деятельность структурного подразделения; основные виды медицинской документации; - охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении; - функциональные обязанности, права и ответственность младшего медицинского персонала; - основы медицины катастроф. 2. Общие умения - анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий; - владеть коммуникативными навыками общения; - выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией и полномочиями; - осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами; - оценивать состояние и выделять ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состоянии, оказывать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях; - осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при паллиативной сестринской помощи инкурабельным больным; - оценивать действие лекарственных средств у конкретного пациента, оказывать доврачебную помощь при лекарственном отравлении; - подготовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным исследованиям; - выполнять основные виды физиотерапевтических процедур, проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа, контролировать выполнение рекомендаций по трудотерапии, использовать элементы психотерапии, контролировать соблюдение назначенной врачом диеты, оценивать эффективность проводимых мероприятий; - владеть методами и средствами санитарного просвещения; планировать и оценивать комплексные программы профилактики, направленные на воспитание и обучение отдельных лиц, семей, групп населения сохранению и укреплению здоровья; - соблюдать фармацевтический порядок получения, хранения и использования лекарственных средств; - соблюдать правила техники безопасности и охраны труда; - вести медицинскую документацию; - выполнять требования инфекционного контроля; инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала; - проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях. 3. Специальные знания 3.1. В области сестринского дела в амбулаторно-поликлиническом учреждении: - систему организации амбулаторно-поликлинической помощи населению; - нормативные документы, определяющие основные задачи, функции, условия и порядок деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения; - оснащение, организацию, режим работы структурных подразделений амбулаторно-поликлинического учреждения; - организацию сестринского дела в структурных подразделениях амбулаторно-поликлинического учреждения; - функциональные обязанности, права и ответственность сестринского и младшего медицинского персонала структурных подразделений; - демографическую и медико-социальную характеристику прикрепленного населения; - организацию профилактической работы среди населения участка; организацию и методику работы по гигиеническому воспитанию населения и пропаганде здорового образа жизни; - роль и основные задачи медицинской сестры при проведении врачебного амбулаторного приема, его организацию и материальное обеспечение; - основы диспансеризации населения; - основы экспертизы трудоспособности; - противоэпидемическую работу в очаге инфекции; - иммунопрофилактику; - систему инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала в структурных подразделениях амбулаторно-поликлинического учреждения; - организацию сестринской помощи на дому; - организацию восстановительного лечения и реабилитации больных в условиях деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения; - основы рационального и сбалансированного питания; - основные учетные формы медицинской документации амбулаторно-поликлинического учреждения. 3.2. В области сестринского дела в больничном учреждении (стационаре): - систему организации больничной помощи населению; - нормативные документы, определяющие основные задачи, функции, условия и порядок деятельности больничного учреждения; - оснащение, организацию, режим работы структурных подразделений больничного учреждения; - организацию сестринского дела в структурных подразделениях больничного учреждения; - лечебно-охранительный режим; профилактику больничного травматизма, положения больного в постели; правила транспортировки больных; - систему больничного инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала в структурных подразделениях клинического учреждения; - охрану труда и технику безопасности в структурных подразделениях больничного учреждения; - организацию сестринского ухода в специализированных отделениях больничного учреждения; - организацию периоперативного сестринского ухода; - основные синдромы острых нарушений функций систем и органов; - современные методы интенсивной терапии и реанимации при заболеваниях и критических состояниях; - организацию сестринского ухода и реабилитацию больных блока интенсивной терапии и реанимации; - организацию восстановительного лечения и реабилитации больных в условиях больничного медицинского учреждения; - основы рационального и сбалансированного питания; основы организации лечебного и диетического питания в больничном учреждении; - основные учетные формы медицинской документации больничного учреждения; 3.3. В области организации сестринского дела: - научные и управленческие подходы к совершенствованию качества сестринской помощи; - основы менеджмента и маркетинга в здравоохранении; - систему управления сестринским и младшим медицинским персоналом медицинского учреждения; - систему информационного обеспечения структурного подразделения (перечень учетно-отчетной документации; порядок ведения, хранения, обработки, сдачи в архив); - документы по оснащению структурного подразделения материальными ресурсами, медицинскому и фармацевтическому обеспечению деятельности, организации лечебного и диетического питания; охране труда и технике безопасности; - документы, регламентирующие деятельность структурного подразделения в экстремальных условиях. 4. Специальные умения 4.1. В области сестринского дела в амбулаторно-поликлиническом учреждении: - проводить персональный учет прикрепленного населения; - собирать оперативную информацию об эпидемиологической ситуации; совместно с санитарно-эпидемиологической службой провести противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции; владеть техникой иммунопрофилактики; - проводить забор, доставку, хранение собранного материала для бактериологического исследования; - выполнять требования инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала; техники безопасности и охраны труда в структурных подразделениях амбулаторно-поликлинического учреждения; - проводить санитарно-просветительную работу на участке, включающую пропаганду медицинских знаний, гигиеническое воспитание и обучение населения здоровому образу жизни; - организовать проведение амбулаторного приема врача (подготовку рабочего места, приборов, инструментария, подготовку индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков, рецептов, предварительный сбор анамнеза, проведение предварительного осмотра больного); - выполнять профилактические, лечебные, диагностические мероприятия, назначаемые врачом в поликлинике и на дому, ассистировать врачу при проведении амбулаторных операций и сложных манипуляций соответственно профилю кабинета (структурного подразделения); - осуществлять обеспечение кабинета необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, перевязочными материалами, спецодеждой; учет расходов медикаментов, перевязочных материалов, инструментов, бланков специального учета; - проводить контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным ремонтом и списанием; - проводить подготовку санитарного актива участка, включающую занятия по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях; обучение родственников тяжелобольных методам ухода, оказанию первой медицинской помощи; - вести утвержденную учетно-отчетную медицинскую документацию. 4.2. В области сестринского дела в больничном учреждении (стационаре): - осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за больными, инкурабельными больными; - выполнять требования больничного инфекционного контроля и инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала; техники |