О ПРИМЕНЕНИИ СТ. 245 ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 28.04.00 01-06/15028

    О ПРИМЕНЕНИИ СТ. 245 ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                          28 апреля 2000 г.
                            N 01-06/15028

                                (НЦПИ)


     Взыскание стоимости товаров и  транспортных  средств,  являющихся
непосредственными  объектами  нарушения  таможенных правил,  товаров и
транспортных   средств   со   специально   изготовленными   тайниками,
использованными  для  перемещения  через таможенную границу Российской
Федерации  с   сокрытием   предметов,   являющихся   непосредственными
объектами   нарушения   таможенных   правил,   является   санкцией  за
неправомерные действия лица, совершившего нарушение таможенных правил.
     Существует точка  зрения,  что применение данной санкции возможно
только в  размере  100%  стоимости  товаров  и  транспортных  средств.
Однако,   изучив  практику  применения  ст.  245  Таможенного  кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекса), а также судебную и арбитражную
практику,  ГТК  России  не  может  согласиться с данным толкованием по
следующим причинам:
     1) Установление  недифференцированного  по  размеру  взыскания за
правонарушение, невозможность его снижения, не позволяют применять эту
меру взыскания с учетом характера совершенного правонарушения, размера
причиненного вреда,  степени вины правонарушителя,  его имущественного
положения и иных существенных обстоятельств деяния, что нарушает общие
принципы  права  и  требования  Конституции  Российской  Федерации   о
справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности.
     Принцип соразмерности,  выражающий   требования   справедливости,
предполагает  установление публично - правовой ответственности лишь за
виновное  деяние  и  его  дифференциацию  в  зависимости  от   тяжести
содеянного,  размера  и  характера  причиненного ущерба,  степени вины
правонарушителя и  иных  существенных  обстоятельств,  обуславливающих
индивидуализацию при применении взыскания.
     На необходимость   соблюдения   этих    принципов    неоднократно
указывалось   в   Постановлениях   Конституционного   Суда  Российской
Федерации N 8-П от 11.03.98;  N 14-П от 12.05.98; N 11-П от 15.07.99 и
др.
     2) Статья 239 Кодекса не  содержит  ограничений  относительно  ее
применения к видам взысканий, предусмотренных статьей 242 Кодекса.
     3) Имеют  место  многочисленные  случаи,  когда  сроки  наложения
взыскания за нарушения таможенных правил, предусмотренные пунктами 1 -
3 ст.  242  Кодекса,  истекают  из-за  недобросовестного  отношения  к
исполнению служебных обязанностей сотрудников таможенных органов.  При
этом в материалах дел имеется  достаточно  обстоятельств,  существенно
снижающих  степень общественной опасности совершенного противоправного
деяния и не позволяющих применить  к  нарушителю  взыскание  в  полном
объеме.
     Неприменение в указанных случаях ст.  239 Кодекса  происходит  по
вине  таможенных  органов,  что  значительно  ухудшает  положение лиц,
привлекаемых  к  ответственности,  и   также   противоречит   основным
принципам права.
     В связи с изложенным ГТК России считает допустимым применение ст.
239 Кодекса при применении санкции,  предусмотренной ст.  245 Кодекса,
т.е.  взыскание стоимости товаров и транспортных средств в  процентном
отношении.
     Текст разъяснения   согласован   с    Генеральной    прокуратурой
Российской Федерации.

Заместитель председателя
ГТК России
                                                          И.А. МЕЖАКОВ
28 апреля 2000 г.
N 01-06/15028

                                                            Приложение

             ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПИСЬМО

                                                от 24 апреля 2000 года
                                                                  N 23

     Письмо ГТК  России  по  поводу  применения  взыскания   стоимости
товаров  и  транспортных  средств,  предусмотренного  ст.  245 и рядом
других статей главы 39  ТК  РФ,  Генеральной  прокуратурой  Российской
Федерации рассмотрено.
     Разделяем мнение о неоднозначном толковании содержания ст. 245 ТК
РФ в теории и правоприменительной деятельности.
     Противоречивая трактовка  обусловлена  прежде  всего  отсутствием
единообразного  подхода  к  определению  юридической природы взыскания
стоимости  товаров  и   транспортных   средств.   Как   следствие,   в
правоприменительной   деятельности  возникают  вопросы  о  возможности
принудительного  изъятия  денежных  сумм  в  размерах  ниже  свободной
рыночной   цены   с   учетом   обстоятельств,   существенно  снижающих
общественную опасность деяния и личности виновного.
     Полагаю, что  взыскание  стоимости товаров и транспортных средств
ниже  предела,  определенного  ст.  245  и  другими  нормами  ТК   РФ,
допустимо.
     Статья 239 ТК РФ предусматривает  назначение  более  мягкой  меры
воздействия,   чем   предусмотрено   ТК  РФ,  при  наличии  смягчающих
обстоятельств. Указанная норма включена в главу 38 "Общие положения" и
применима  к статьям,  предусматривающим ответственность за конкретные
виды правонарушений.  Однако снижение размера денежных сумм  стоимости
товаров   и   транспортных   средств   возможно   только   на   основе
профессиональной  юридической  оценки  обстоятельств  дела,  данных  о
личности  с  обязательным  указанием таких мотивов.  В связи с этим за
принятием решений должен быть установлен жесткий контроль.
     Кроме того,  ГТК  России  необходимо  принять  меры  к соблюдению
таможенными органами сроков,  предусмотренных ч.  1 ст. 247 ТК РФ, что
позволило бы применять другие виды взысканий.

Начальник управления по надзору
за исполнением законов на
транспорте и в таможенных органах
                                                          В.А. МОРОЗОВ
24 апреля 2000 г.
N 23