О ПРИМЕНЕНИИ СТ. 245 ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 28 апреля 2000 г. N 01-06/15028 (НЦПИ) Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, является санкцией за неправомерные действия лица, совершившего нарушение таможенных правил. Существует точка зрения, что применение данной санкции возможно только в размере 100% стоимости товаров и транспортных средств. Однако, изучив практику применения ст. 245 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), а также судебную и арбитражную практику, ГТК России не может согласиться с данным толкованием по следующим причинам: 1) Установление недифференцированного по размеру взыскания за правонарушение, невозможность его снижения, не позволяют применять эту меру взыскания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния, что нарушает общие принципы права и требования Конституции Российской Федерации о справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и его дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания. На необходимость соблюдения этих принципов неоднократно указывалось в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации N 8-П от 11.03.98; N 14-П от 12.05.98; N 11-П от 15.07.99 и др. 2) Статья 239 Кодекса не содержит ограничений относительно ее применения к видам взысканий, предусмотренных статьей 242 Кодекса. 3) Имеют место многочисленные случаи, когда сроки наложения взыскания за нарушения таможенных правил, предусмотренные пунктами 1 - 3 ст. 242 Кодекса, истекают из-за недобросовестного отношения к исполнению служебных обязанностей сотрудников таможенных органов. При этом в материалах дел имеется достаточно обстоятельств, существенно снижающих степень общественной опасности совершенного противоправного деяния и не позволяющих применить к нарушителю взыскание в полном объеме. Неприменение в указанных случаях ст. 239 Кодекса происходит по вине таможенных органов, что значительно ухудшает положение лиц, привлекаемых к ответственности, и также противоречит основным принципам права. В связи с изложенным ГТК России считает допустимым применение ст. 239 Кодекса при применении санкции, предусмотренной ст. 245 Кодекса, т.е. взыскание стоимости товаров и транспортных средств в процентном отношении. Текст разъяснения согласован с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Заместитель председателя ГТК России И.А. МЕЖАКОВ 28 апреля 2000 г. N 01-06/15028 Приложение ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 24 апреля 2000 года N 23 Письмо ГТК России по поводу применения взыскания стоимости товаров и транспортных средств, предусмотренного ст. 245 и рядом других статей главы 39 ТК РФ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации рассмотрено. Разделяем мнение о неоднозначном толковании содержания ст. 245 ТК РФ в теории и правоприменительной деятельности. Противоречивая трактовка обусловлена прежде всего отсутствием единообразного подхода к определению юридической природы взыскания стоимости товаров и транспортных средств. Как следствие, в правоприменительной деятельности возникают вопросы о возможности принудительного изъятия денежных сумм в размерах ниже свободной рыночной цены с учетом обстоятельств, существенно снижающих общественную опасность деяния и личности виновного. Полагаю, что взыскание стоимости товаров и транспортных средств ниже предела, определенного ст. 245 и другими нормами ТК РФ, допустимо. Статья 239 ТК РФ предусматривает назначение более мягкой меры воздействия, чем предусмотрено ТК РФ, при наличии смягчающих обстоятельств. Указанная норма включена в главу 38 "Общие положения" и применима к статьям, предусматривающим ответственность за конкретные виды правонарушений. Однако снижение размера денежных сумм стоимости товаров и транспортных средств возможно только на основе профессиональной юридической оценки обстоятельств дела, данных о личности с обязательным указанием таких мотивов. В связи с этим за принятием решений должен быть установлен жесткий контроль. Кроме того, ГТК России необходимо принять меры к соблюдению таможенными органами сроков, предусмотренных ч. 1 ст. 247 ТК РФ, что позволило бы применять другие виды взысканий. Начальник управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах В.А. МОРОЗОВ 24 апреля 2000 г. N 23 |