ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ. Постановление. Правительство РФ. 11.10.97 1298

      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
    УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          11 октября 1997 г.
                                N 1298

                                 (Д)


     Во исполнение  статьи  22  Федерального  закона "Об использовании
атомной энергии" Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить     прилагаемые    Правила    организации    системы
государственного   учета   и   контроля   радиоактивных   веществ    и
радиоактивных отходов.
     2. Определить  Министерство  Российской  Федерации   по   атомной
энергии  заказчиком  работ,  связанных с созданием и функционированием
системы государственного учета  и  контроля  радиоактивных  веществ  и
радиоактивных отходов.
     3. Министерству   Российской   Федерации   по   атомной   энергии
разработать   и   по  согласованию  с  заинтересованными  федеральными
органами  исполнительной  власти  и  органами  исполнительной   власти
субъектов  Российской  Федерации  утвердить  во  II  квартале  1998 г.
положение о государственном учете и контроле радиоактивных  веществ  и
радиоактивных отходов.
     4. Федеральным    органам    исполнительной    власти,    органам
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и Российской
академии наук, осуществляющим в рамках своих полномочий соответственно
государственное    управление   использованием   атомной   энергии   и
государственное регулирование безопасности при  использовании  атомной
энергии,   координирующим  и  контролирующим  деятельность  в  области
производства,  использования,   утилизации,   хранения,   захоронения,
транспортировки  и  перемещения  через  таможенную  границу Российской
Федерации при экспорте и импорте радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов,  а также организациям, осуществляющим указанную деятельность,
принять  меры,  обеспечивающие  создание  до  1  января  2001   г.   и
функционирование    системы    государственного   учета   и   контроля
радиоактивных  веществ  и  радиоактивных  отходов  в  соответствии   с
Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

     Председатель Правительства
     Российской Федерации                             В.Черномырдин

     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 11 октября 1997 г.
     N 1298

                               ПРАВИЛА
        организации системы государственного учета и контроля
            радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

     1. Настоящие Правила разработаны  в  соответствии  с  Федеральным
законом  "Об  использовании  атомной  энергии"  и  определяют  порядок
организации системы государственного учета  и  контроля  радиоактивных
веществ,   включая  использование  их  в  радиационных  источниках,  и
радиоактивных отходов (далее именуется - система  учета  и  контроля),
обязательный  для  выполнения  всеми юридическими лицами независимо от
формы собственности и организационно-правовой  формы,  осуществляющими
деятельность  по производству,  использованию,  утилизации,  хранению,
захоронению,  транспортировке и перемещению через  таможенную  границу
Российской  Федерации  при  экспорте  и импорте радиоактивных веществ,
включая использование их в радиационных  источниках,  и  радиоактивных
отходов  (далее  именуются  -  радиоактивные  вещества и радиоактивные
отходы), а также федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и Российской
академией   наук,   осуществляющими   в   рамках   своих    полномочий
соответственно   государственное   управление  использованием  атомной
энергией   и   государственное    регулирование    безопасности    при
использовании   атомной  энергии,  координирующими  и  контролирующими
указанную деятельность.
     2. Понятия,   используемые   в   настоящих   Правилах,   означают
следующее:
     "радиоактивные вещества"  -  не  относящиеся к ядерным материалам
вещества, испускающие ионизирующее излучение;
     "радиационные источники"  -  не  относящиеся к ядерным установкам
комплексы,  установки,  аппараты,  оборудование и изделия,  в  которых
содержатся   радиоактивные   вещества  или  генерируется  ионизирующее
излучение;
     "радиоактивные отходы"   -   ядерные  материалы  и  радиоактивные
вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.
     3. Система   учета   и  контроля  предназначена  для  определения
наличного количества,  осуществления учета  и  контроля  радиоактивных
веществ   и  радиоактивных  отходов  на  федеральном,  региональном  и
ведомственном   уровнях   в   целях    предотвращения    потерь,    их
несанкционированного   использования   и  хищений,  а  также  в  целях
предоставления в установленном порядке органам государственной власти,
органам  государственного  управления  использованием атомной энергии,
органам   государственного   регулирования   ядерной,    радиационной,
технической  и пожарной безопасности при использовании атомной энергии
и другим заинтересованным федеральным  органам  исполнительной  власти
соответствующей  информации  о  наличии  и  перемещении этих веществ и
отходов, а также об их экспорте и импорте.
     4. Система  учета и контроля включает в себя органы управления на
федеральном,      региональном      и      ведомственном      уровнях,
информационно-аналитические  организации  и центры сбора,  обработки и
передачи   информации,   инженерно-технические   средства,   а   также
нормативные   правовые  акты,  регламентирующие  деятельность  в  этой
области.
     5. Органами управления системы учета и контроля являются:

     на федеральном  уровне  -  Министерство  Российской  Федерации по
атомной энергии;
     на региональном  уровне  - органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
     на ведомственном   уровне  -  федеральные  органы  исполнительной
власти  и   Российская   академия   наук,   имеющие   подведомственные
организации,     осуществляющие    деятельность    по    производству,
использованию,  утилизации,  транспортировке,  хранению и  захоронению
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
     6. Порядок ведения  учета  и  контроля  радиоактивных  веществ  и
радиоактивных  отходов  регламентируется  положением о государственном
учете  и  контроле  радиоактивных  веществ  и  радиоактивных  отходов,
утверждаемым  Министерством Российской Федерации по атомной энергии по
согласованию с заинтересованными федеральными органами  исполнительной
власти   и   органами   исполнительной   власти  субъектов  Российской
Федерации.
     7. Учету   и   контролю   подлежат   радиоактивные   вещества   и
радиоактивные отходы в количествах и с активностью (и/или  испускающие
ионизирующее   излучение  с  интенсивностью  или  энергией),  величины
которых превышают  минимальные  значения,  установленные  федеральными
нормами  и  правилами  в области использования атомной энергии,  и для
которых требуются разрешения  органов  государственного  регулирования
ядерной  и  радиационной безопасности при осуществлении деятельности с
указанными веществами и отходами.
     8. Учету и контролю подлежат:

     на федеральном уровне (в организациях,  находящихся на территории
Российской Федерации) - радиоактивные вещества и твердые радиоактивные
отходы;
     на региональном уровне (в организациях, находящихся на территории
соответствующего   субъекта   Российской  Федерации)  -  радиоактивные
вещества, твердые и жидкие радиоактивные отходы;
     на ведомственном   уровне   (в   организациях,   находящихся   на
территории Российской Федерации и подведомственных федеральным органам
исполнительной  власти  и  Российской  академии  наук) - радиоактивные
вещества, твердые и жидкие радиоактивные отходы.
     9. Министерство  Российской Федерации по атомной энергии в рамках
своих полномочий обеспечивает:
     1) учет  и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
на федеральном уровне;
     2) разработку совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной  власти  и  органами  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации и утверждение общего технического проекта системы
учета и контроля;
     3) проведение  работ,  связанных с созданием,  функционированием,
методическим  обеспечением  и  совершенствованием  системы   учета   и
контроля,  а также создание при необходимости межведомственных советов
(комиссий) для координации деятельности в этой области;
     4) представление   органам  государственной  власти,  федеральным
органам   исполнительной   власти,   осуществляющим    государственное
управление    использованием    атомной    энергии,    государственное
регулирование  безопасности   при   использовании   атомной   энергии,
Министерству   Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий  стихийных  бедствий,
Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Государственному
комитету Российской  Федерации  по  охране  окружающей  среды,  другим
заинтересованным  федеральным органам исполнительной власти информации
о наличии и перемещении радиоактивных веществ и радиоактивных отходов,
а также об их экспорте и импорте в объеме,  необходимом для выполнения
ими своих полномочий;
     5) сбор  и  анализ  информации  по учету и контролю радиоактивных
веществ  и  радиоактивных  отходов  на  региональном  и  ведомственном
уровнях;
     6) разработку совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной  власти  федеральных  норм  и  правил  учета и контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утверждаемых в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации;
     7) проведение научных,  методических и технических  разработок  в
области создания, функционирования и совершенствования системы учета и
контроля на федеральном, региональном и ведомственном уровнях;
     8) координацию  работы  федеральных органов исполнительной власти
по подготовке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения учета
и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
     9) деятельность информационно-аналитических организаций и центров
сбора,     обработки    и    передачи    информации,    обеспечивающих
функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне;
     10) разработку и утверждение в установленном порядке типовых форм
учета и контроля радиоактивных  веществ  и  радиоактивных  отходов  на
федеральном, региональном и ведомственном уровнях.
     10. Федеральные  органы  исполнительной   власти   и   Российская
академия  наук,  имеющие подведомственные организации,  осуществляющие
деятельность    по    производству,     использованию,     утилизации,
транспортировке,   хранению  и  захоронению  радиоактивных  веществ  и
радиоактивных отходов, в рамках своих полномочий обеспечивают:
     1) учет  и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
на ведомственном уровне;
     2) разработку и утверждение в установленном порядке ведомственных
нормативных правовых актов по вопросам обеспечения  учета  и  контроля
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на ведомственном уровне;
     3) деятельность информационно-аналитических организаций и центров
сбора,     обработки    и    передачи    информации,    обеспечивающих
функционирование системы учета и контроля на ведомственном уровне;
     4) представление  информации  об  учете  и контроле радиоактивных
веществ  и   радиоактивных   отходов   на   ведомственном   уровне   в
информационно-аналитические  организации  и центры сбора,  обработки и
передачи информации,  обеспечивающие функционирование системы учета  и
контроля на федеральном и региональном уровнях;
     5) участие  в  проведении  научных,  методических  и  технических
разработок  в  области создания,  функционирования и совершенствования
системы учета и контроля;
     6) подготовку  специалистов  по  учету  и  контролю радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов.
     11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в
рамках своих полномочий обеспечивают:
     1) проведение   на   региональном   уровне   учета   и   контроля
радиоактивных  веществ  и  радиоактивных   отходов   в   организациях,
расположенных   на  территории  соответствующего  субъекта  Российской
Федерации   и    осуществляющих    деятельность    по    производству,
использованию,  утилизации,  транспортировке,  хранению  и захоронению
радиоактивных веществ  и  радиоактивных  отходов  (кроме  организаций,
подведомственных   федеральным   органам   исполнительной   власти   и
Российской академии наук,  а также  государственного  научного  центра
Российской  Федерации  -  Российского  научного  центра  "Курчатовский
институт");
     2) деятельность информационно-аналитических организаций и центров
сбора,    обработки    и    передачи    информации,     обеспечивающих
функционирование системы учета и контроля на региональном уровне;
     3) представление информации об  учете  и  контроле  радиоактивных
веществ  и  радиоактивных  отходов  в  организациях,  расположенных на
территории  соответствующего  субъекта  Российской  Федерации   (кроме
организаций,   подведомственных   федеральным  органам  исполнительной
власти и Российской академии наук,  а также государственного  научного
центра    Российской   Федерации   -   Российского   научного   центра
"Курчатовский институт"),  в информационно-аналитические организации и
центры   сбора,   обработки   и  передачи  информации,  обеспечивающие
функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне;
     4) участие  в  разработке  нормативных правовых актов по вопросам
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
     12. Организации    независимо    от    формы    собственности   и
организационно-правовой   формы,   осуществляющие   деятельность    по
производству,  использованию,  утилизации, транспортировке, хранению и
захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, проводят их
учет    и    контроль   и   представляют   полученную   информацию   в
информационно-аналитические организации и центры  сбора,  обработки  и
передачи  информации,  обеспечивающие функционирование системы учета и
контроля на ведомственном (при ведомственном подчинении организации) и
региональном уровнях.
     Государственный научный центр Российской Федерации  -  Российский
научный   центр   "Курчатовский   институт"   представляет   указанную
информацию непосредственно в информационно-аналитические организации и
центры   сбора,   обработки   и  передачи  информации,  обеспечивающие
функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне.
     13. При  экспорте и импорте радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов Государственный  таможенный  комитет  Российской  Федерации  в
рамках   своих   полномочий   обеспечивает  их  учет  и  контроль  при
пересечении  таможенной  границы   Российской   Федерации,   а   также
представляет   полученную   информацию  в  информационно-аналитические
организации  и  центры  сбора,  обработки   и   передачи   информации,
обеспечивающие   функционирование   системы   учета   и   контроля  на
федеральном уровне.
     14. Федеральный   надзор   России   по   ядерной  и  радиационной
безопасности,  Министерство  здравоохранения   Российской   Федерации,
Федеральный   горный  и  промышленный  надзор  России  и  Министерство
внутренних  дел  Российской  Федерации  в  рамках   своих   полномочий
осуществляют   государственное  регулирование  ядерной,  радиационной,
технической и пожарной безопасности при функционировании системы учета
и контроля.
     15. Министерство   внутренних   дел   Российской   Федерации    и
Федеральная  служба  безопасности  Российской Федерации в рамках своих
полномочий  проводят  соответствующую   деятельность   по   выявлению,
предупреждению, пресечению и раскрытию незаконных действий в отношении
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
     16. Объем   и   порядок   предоставления  сведений  о  наличии  и
перемещении   радиоактивных   веществ    и    радиоактивных    отходов
организациям,  в  том  числе  общественным  организациям,  и гражданам
определяются законодательством Российской Федерации.
     17. При создании системы учета и контроля необходимо:

     1) учитывать     производственные     особенности    организаций,
осуществляющих   деятельность    по    производству,    использованию,
утилизации,  транспортировке,  хранению  и  захоронению  радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов,  использовать существующие  механизмы
учета и контроля,  а также методы и технические средства для измерений
характеристик этих веществ и отходов;
     2) предусмотреть  такую  работу  системы  учета  и контроля,  при
которой отказ какого-либо ее  элемента  не  приводил  бы  к  нарушению
работы системы учета и контроля в целом;
     3) предусмотреть  ограничительный  порядок  доступа  к  носителям
информации  по  учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов на федеральном, региональном и ведомственном уровнях;
     4) обеспечить     разработку    и    использование    современных
научно-технических методов для определения характеристик радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов;
     5) осуществить  меры  по  оснащению   информационно-аналитических
организаций   и   центров  сбора,  обработки  и  передачи  информации,
обеспечивающих функционирование системы учета и контроля на  различных
уровнях,  вычислительной  техникой  на  базе  современных компьютерных
технологий и соответствующим программно-математическим обеспечением, а
организаций,     осуществляющих    деятельность    по    производству,
использованию,  утилизации,  транспортировке,  хранению и  захоронению
радиоактивных   веществ   и   радиоактивных  отходов,  -  необходимыми
техническими средствами и оборудованием  для  измерения  характеристик
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
     6) предусмотреть   создание   учебно-методических   центров   для
подготовки  специалистов  по  учету и контролю радиоактивных веществ и
радиоактивных отходов;
     7) обеспечить    проведение    в   организациях,   осуществляющих
деятельность    по    производству,     использованию,     утилизации,
транспортировке,   хранению  и  захоронению  радиоактивных  веществ  и
радиоактивных отходов,  первичной инвентаризации с  целью  определения
наличия и характеристик активности указанных веществ и отходов;
     8) предусмотреть  возможность  осуществления   сотрудничества   в
рамках международных соглашений и программ (проектов).
     18. Система учета и  контроля  вводится  в  действие  поэтапно  в
зависимости    от   степени   потенциальной   радиационной   опасности
радиоактивных веществ и  радиоактивных  отходов,  подлежащих  учету  и
контролю.