О ТИПОВОМ ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ. Приказ. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 12.05.00 391

         О ТИПОВОМ ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
        ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
                     ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ

                                ПРИКАЗ

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                            12 мая 2000 г.
                                N 391

                                (НЦПИ)


     В целях  усиления  таможенного  контроля   таможенной   стоимости
товаров и в соответствии со ст.186, 193 Таможенного кодекса Российской
Федерации приказываю:
     1. Утвердить  Типовой  порядок действий структурных подразделений
таможенных органов  при  проведении  таможенного  контроля  таможенной
стоимости товаров (далее - Типовой порядок),  приведенный в приложении
к настоящему приказу.
     2. Начальникам таможенных органов в течение месяца со дня издания
настоящего приказа на основе Типового порядка разработать и  утвердить
порядок  взаимодействия  подчиненных  им структурных подразделений при
проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров.
     3. Контроль  за  исполнением  настоящего   приказа   осуществлять
заместителю председателя ГТК России А.А.Каульбарсу.

Председатель Комитета
генерал-полковник таможенной службы
                                                            М.В. Ванин
12 мая 2000 г.
N 391


                                                            Приложение

                                                  к приказу ГТК России
                                                   от 12 мая 2000 года
                                                                 N 391

                           ТИПОВОЙ ПОРЯДОК

      действий структурных подразделений таможенных органов при
     проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров

                           Общие положения

     Настоящий Порядок является типовым и предназначен для организации
взаимодействия  структурных подразделений таможенных органов различных
уровней.
     На уровне  таможни  взаимодействие  осуществляется  между отделом
(отделением)  контроля  таможенной   стоимости,   отделом   таможенной
инспекции и отделом таможенного расследования (отделом дознания).
     На уровне  регионального  таможенного  управления  взаимодействие
осуществляется  между  отделом контроля таможенной стоимости,  отделом
таможенной инспекции и оперативной таможней.
     На уровне   центрального   аппарата   ГТК  России  взаимодействие
осуществляется между подразделением по таможенной  стоимости  Главного
управления  тарифного и нетарифного регулирования (ГУТНР),  Таможенной
инспекцией (ТИ) и Главным управлением по борьбе с контрабандой (ГУБК).
     Порядок разработан    в    целях    эффективного   взаимодействия
вышеуказанных  подразделений   таможенных   органов   при   проведении
таможенного  контроля  таможенной стоимости товаров.  Подразделения по
таможенной стоимости таможенного органа  в  ходе  контроля  таможенной
стоимости   выявляют   фирмы  (предприятия,  организации),  занижающие
таможенную стоимость товаров,  перемещаемых через  таможенную  границу
Российской Федерации.
     Условные обозначения, принятые в данном Порядке:
     ОКТС -  отдел  (отделение) контроля таможенной стоимости таможни,
регионального  таможенного  управления,  подразделение  по  таможенной
стоимости  Главного  управления  тарифного и нетарифного регулирования
ГТК России.
     ОТИ -   отдел   таможенной   инспекции   таможни,   регионального
таможенного управления, Таможенной инспекции ГТК России.
     ОТР -  отдел  таможенного расследования (отдел дознания) таможни,
оперативная  таможня  регионального  таможенного  управления,  Главное
управление по борьбе с контрабандой ГТК России.
     На всю информацию,  получаемую и передаваемую в  ходе  проведении
проверок  по  случаям,  вызывающим  подозрения  в занижении таможенной
стоимости товаров, налагается гриф "Для служебного пользования" (ДСП).
Пользование указанной информацией должно осуществляться в соответствии
с установленным порядком.

                           1. Действия ОКТС

     Подготовительная работа
     1.1. ОКТС  в  рамках  контрольно-аналитической  работы  постоянно
проводит анализ динамики таможенной  стоимости  по  отдельным  группам
товаров, к которым относятся:
     - товары,  для  которых  ГТК  России  установлено   распределение
полномочий  по  принятию заявляемой декларантом таможенной стоимости в
зависимости от цены за единицу товара*;
----------------
     * Приказы ГТК России от 24.12.97  N  757  "О  мерах  по  усилению
контроля   таможенной  стоимости",  от  01.04.98  N  186  "О  внесении
изменений в приказ ГТК России от 24.12.97 N 757", от 13.07.98 N 489 "О
внесении изменений в приказ ГТК России от 24.12.97 N 757", от 25.12.98
N 874 "О внесении изменений в приказы ГТК России от 24.12.97 N  757  и
от 13.07.98 N 489".

     - товары,  являющиеся  приоритетными  с  точки  зрения  их доли в
региональном импорте по объему (количеству) ввоза и суммам  таможенных
платежей *;
-----------------
     * Отбор   товаров  приоритетного  импорта  осуществляется  РТУ  в
соответствии с распоряжением ГТК России от 29.12.98 N  01-14/1345  "Об
усилении работы РТУ по контролю таможенной стоимости товаров".

     - товары,   по  которым  у  ОКТС  в  ходе  последующего  контроля
таможенной   стоимости   появились   основания   полагать,   что   при
декларировании были заявлены недостоверные сведения о них;
     - товары,  анализ  таможенной  стоимости  которых  проводится  по
поручению руководства или вышестоящего таможенного органа.
     1.2. В результате такого анализа отбираются  фирмы  (предприятия,
организации), систематически (неоднократно) ввозившие товары по низким
ценам.
     1.3. По  отобранным  фирмам  у  таможенных  органов,  проводивших
таможенное оформление,  запрашиваются документы, предъявленные ими для
целей таможенного оформления и таможенного контроля
     1.3.1. В случае если на основании  анализа  имеющихся  документов
установлено,   что   декларантом   неправильно  определена  таможенная
стоимость  (например,  не  сделаны   поправки   к   цене   сделки   на
предусмотренные   контрактом   условия,   не   учтены  соответствующие
дополнительные  начисления;  отсутствуют   документы,   подтверждающие
заявленные вычеты из цены сделки и т.д.), т.е. низкая цена обусловлена
методологическими погрешностями в определении таможенной  стоимости  и
может  быть сделана соответствующая корректировка таможенной стоимости
на основе имеющихся в деле документов,  то такие фирмы не включаются в
список передаваемый в ОТИ для проверки их ФХД
     1.3.2. В  случаях,  когда  на   основании   анализа   документов,
представленных  отобранными  фирмами для целей таможенного оформления,
можно  предположить,  что  имеют  место  не  методологические  ошибки,
допущенные при определении таможенной стоимости, а причиной низких цен
является фальсификация данных о  товарах  в  товаросопроводительных  и
коммерческих  документах,  то такие фирмы подлежат включению в список,
который направляется в ОТИ для принятия решения о проведении  проверки
ФХД указанных фирм.
     1.4. К передаваемому в ОТИ списку фирм прилагаются документы,  на
основании   которых   проводился   анализ,  и  обоснование  возможного
занижения стоимости товаров.
     1.5. Подразделение  по  таможенной  стоимости Главного управления
тарифного и нетарифного регулирования ГТК России на основе проводимого
анализа  таможенной стоимости отдельных видов товаров,  анализа рисков
готовит аналитические материалы с обоснованием необходимости  проверки
конкретных   фирм   (с   приведением   примерной   расчетной  величины
неуплаченных  таможенных  платежей).  По  служебной   записке   данные
материалы  передаются  курирующему заместителю председателя ГТК России
для принятия решения о целесообразности проведения проверок  ФХД  этих
фирм.
     На основании поручения заместителя председателя ГТК России ТИ ГТК
России  совместно  с  подразделением  по таможенной стоимости Главного
управления тарифного и нетарифного  регулирования  разрабатывает  план
проведения таких проверок,  после утверждения которого он доводится до
таможенного  органа,  определенного   в   качестве   непосредственного
исполнителя.

     Участие в проверке ФХД
     1.6. ОКТС выполняет следующие основные функции в рамках  проверки
ФХД участников ВЭД, проводимой ОТИ:
     - участвует  в  конкретизации  задач  проверки,   в   том   числе
определяет перечень вопросов и документов,  подлежащих проверке исходя
из конкретной ситуации (условий сделки);
     - осуществляет  экспертную  проработку  вопросов,  возникающих  в
процессе проведения проверки и относящихся к их компетенции;
     - принимает  решение  о  необходимости  корректировки  таможенной
стоимости на основании выявленных ОТИ в  ходе  проверки  (ОТР  в  ходе
производства   дела  о  НТП)  дополнительных  сведений  и  документов,
относящихся  к  рассматриваемым  сделкам,  но  не   представленных   в
таможенные органы при таможенном оформлении;
     - при отсутствии необходимости корректировки таможенной стоимости
ОКТС  передает  в ОТИ свое обоснование принятого решения (на основании
каких документов и фактов принято такое решение) для отражения в  акте
проверки;
     - участвует в подписании акта проверки ФХД,  если такая  проверка
проводилась в участием ОКТС.
     1.7. В случае если проверка проводилась на  уровне  РТУ  или  ГТК
России,  то  подразделение  по таможенной стоимости соответственно РТУ
или ГТК России готовит заключение о корректировке таможенной стоимости
с  необходимыми  расчетами  и  их  обоснованием,  которые передаются в
таможенную инспекцию РТУ или  ГТК  России.  Вместе  с  актом  проверки
данное   заключение   передается   в   ОКТС   таможни  для  оформления
соответствующих форм ДТС и КТС в установленном порядке.
     1.8. Отдел  (отделение)  контроля  таможенной  стоимости  таможни
направляет документы по корректировке таможенной стоимости (формы КТС)
в  отдел  таможенных  платежей таможни с целью доначисления всех видов
причитающихся  таможенных  платежей,  пеней  и  штрафов,  а  также  их
взимания в установленном порядке.

     Формы КТС  подписываются начальниками отделов контроля таможенной
стоимости и таможенных платежей таможни.
     1.9. Отдел  (отделение)  контроля  таможенной  стоимости таможни,
проводившей корректировку таможенной  стоимости,  отражает  результаты
своего   участия   в   проведенных   ОТИ   проверках   в   ежемесячном
статистическом отчете 12-ТМ.
     1.10. Отдел   контроля  таможенной  стоимости  РТУ  ежеквартально
обобщает сведения о перечне  фирм,  неоднократно  перемещавших  товары
через  таможенную  границу  Российской Федерации по низким ценам,  и о
ходе проверок этих фирм,  полученные от подведомственных таможен,  и в
срок   до  10  числа  месяца,  следующего  за  отчетным,  представляет
информацию по форме, приведенной в приложении, в ГУТНР ГТК России.

                           2. Действия ОТИ

     2.1. ОТИ  рассматривает  документы   и   обоснования   возможного
занижения  стоимости товаров,  приложенные к списку фирм,  указанных в
п.1.3.2  настоящего  Типового  порядка,  и  при  наличии   достаточных
оснований  полагать о нарушении законодательства Российской Федерации,
контроль  за  соблюдением  которого  возложен  на  таможенные   органы
Российской  Федерации,  принимает  решение  о  проведении проверки ФХД
указанных в списке фирм, включая их в план проведения проверок.
     В случае  если  проведение  проверки  ФХД  той  или иной фирмы по
каким-либо причинам нецелесообразно или невозможно, то ОТИ информирует
ОКТС об этих причинах.
     2.2. В соответствии с утвержденным планом проведения проверок ФХД
участников  ВЭД  привлекает  ОКТС  к  участию  в  конкретизации  задач
проверки в части вопросов, входящих в их компетенцию.
     2.3. ОТИ  организует  проверочные  и  инспекционные мероприятия в
соответствии  с  нормативными  правовыми   актами,   регламентирующими
порядок  осуществления  таможенного  контроля  после выпуска товаров и
налоговых проверок.
     2.4. При  возникновении  в ходе проведения проверки ФХД участника
ВЭД  вопросов,  связанных  с  методологией  определения  и  процедурой
заявления таможенной стоимости,  а также при необходимости экспертного
заключения по вопросам, относящимся к компетенции ОКТС, ОТИ:
     - в  установленном  порядке  обращается  в  ОКТС  с  обязательным
предоставлением  полного  комплекта   документов,   необходимого   для
подготовки обоснованного (квалифицированного) заключения по таможенной
стоимости товаров. В комплект должны входить документы, представленные
декларантом  для  целей  таможенного оформления товаров,  и документы,
выявленные (изъятые) в ходе проверки;
     - привлекает  специалистов  ОКТС  для непосредственного участия в
проверке ФХД фирмы с  целью  изучения  выявленных  ОТИ  дополнительных
сведений   и   документов   на   месте.   Для   этих   целей  издается
соответствующий приказ.
     2.5. При выявлении в ходе проверки документов и сведений,  дающих
основания  полагать,  что  таможенная  стоимость  товаров   определена
неверно,  ОТИ  передает  в  ОКТС соответствующие материалы для решения
вопроса о необходимости проведения корректировки таможенной стоимости.
     2.6. Начальник  ОТИ  подписывает формы КТС,  заполненные ОКТС при
проведении корректировки таможенной  стоимости  товаров  на  основании
документов и фактов, выявленных в ходе проверки.
     2.7. По окончании проведения проверки ФХД  фирмы  ОТИ  составляет
акт  проверки,  прилагая  к  нему  полученные  от  ОКТС  документы  по
корректировке таможенной стоимости  (формы  ДТС,  КТС  и  сведения  об
информации, использованной для расчета).

     Составленный акт проверки подписывается начальниками ОТИ, ОКТС.
     2.8. При подтверждении наличия признаков  совершенного  нарушения
таможенных  правил ОТИ передает материалы в ОТР для принятия решения в
соответствии с законодательством.
     2.9. При  завершении  расследований,  производства по делам о НТП
ОТР информирует ОТИ и ОКТС о результатах его рассмотрения.
     2.10. ОТИ  ежеквартально  информирует  ОКТС  о  ходе проверок тех
фирм,  список которых был ранее им передан,  по форме,  приведенной  в
приложении.