О НАИМЕНОВАНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ, УЛИЦ И СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА ГОРОДА МОСКВЫ ЗАКОН МЭР МОСКВЫ 8 октября 1997 г. N 40-70 (Д) Настоящий Закон на основании законодательства Российской Федерации, Устава города Москвы устанавливает правовые основы обеспечения единого и стабильного порядка присвоения, изменения и употребления наименований территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы. Наименования территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, других объектов города Москвы выполняют важную социальную функцию и являются таким же достоянием, как и памятники архитектуры, искусства, литературы, фольклора. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия: - территориальные единицы - районы, административные округа и другие части территории города, имеющие наименования и границы, закрепленные городскими правовыми актами; - линейные транспортные объекты (далее - улицы) - аллеи, бульвары, набережные, мосты, переулки, площади, путепроводы, проезды, просеки, проспекты, тупики, улицы, шоссе, эстакады; - локальные транспортные объекты - станции метрополитена, остановки наземного городского транспорта; - названия (топонимы) - имена собственные, присваиваемые территориальным единицам, линейным и локальным транспортным объектам и служащие для их выделения и распознавания; - установление названий (топонимов) - выявление существующих наименований, присвоение наименований безымянным объектам и изменение уже имеющихся названий: - нормализация названий (топонимов) - определение наименований территориальных единиц, линейных и локальных транспортных объектов в соответствии с правилами и традициями употребления топонимов в современном русском литературном языке. Статья 2. Правовые акты о наименовании территориальных единиц, улиц, станций метрополитена и других объектов города Москвы Правовые акты о наименовании территориальных единиц, улиц, станций метрополитена и других объектов города Москвы состоят из федеральных законов, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных законов города Москвы, а также распоряжений Мэра Москвы и постановлений Правительства Москвы. Статья 3. Виды транспортных объектов города Москвы, подлежащих наименованию по настоящему Закону Транспортные объекты города Москвы, подлежащие наименованию в соответствии с настоящим Законом, делятся на линейные и локальные транспортные объекты. Статья 4. Компетенция органов власти города Москвы в области наименования территориальных единиц, улиц и станций метрополитена на территории города Москвы К компетенции органов власти города Москвы как субъекта Российской Федерации в области наименования территориальных единиц, улиц и станций метрополитена относятся: - осуществление исполнительных, распорядительных и контрольных функций по установлению названий территориальных единиц, улиц и станций метрополитена (их выявлению, присвоению, изменению, нормализации, употреблению, учету и сохранению); - координация деятельности органов Московской городской администрации в области установления названий территориальных единиц, улиц и станций метрополитена; - определение единых требований, норм и правил по присвоению, изменению, нормализации, употреблению, учету и сохранению названий территориальных единиц, улиц и станций метрополитена; - определение порядка финансирования работ в области наименований территориальных единиц, улиц, станций метрополитена, других транспортных объектов города Москвы. Статья 5. Единая городская политика в области наименования территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы Для осуществления единой политики в области установления, выявления, присвоения, изменения, нормализации, употребления, учета и сохранения наименований территориальных единиц, улиц и станций метрополитена Мэр Москвы (далее - Мэр) учреждает специально уполномоченный орган при Правительстве Москвы. Состав, порядок деятельности и полномочия указанного органа определяются Положением, утверждаемым Мэром. Статья 6. Присвоение наименований территориальным единицам, улицам и станциям метрополитена города Москвы Присвоение наименований районам города Москвы осуществляется в соответствии с Уставом города Москвы Московской городской Думой по представлению Мэра. Присвоение наименований административным округам города Москвы осуществляется в соответствии с Уставом города Москвы Мэром. Присвоение наименований улицам и станциям метрополитена города Москвы осуществляется Правительством Москвы. Присвоение наименований территориальным единицам, улицам и станциям метрополитена города Москвы осуществляется после прохождения экспертизы в специальном уполномоченном органе при Правительстве Москвы. В таком же порядке решаются вопросы изменения названий указанных объектов города Москвы. Статья 7. Общие требования в области наименований территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы Наименования территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы должны отвечать словообразовательным, произносительным и стилистическим нормам современного русского литературного языка. Они должны быть благозвучными, удобными для произношения, краткими и легко запоминающимися. Статья 8. Основные требования в области наименований территориальных единиц города Москвы Наименование района, административного округа и других частей территории города Москвы должно соответствовать историческим, географическим и градостроительным особенностям объекта. Статья 9. Основные требования и правила в области наименований улиц города Москвы К основным требованиям и правилам наименования улиц относятся: - название улицы независимо от величины именуемого объекта должно содержать информацию об историко-культурном развитии района, города или Российского государства; - топонимы должны соответствовать особенностям ландшафта города. При их наименовании в качестве основы используются названия населенных пунктов (в том числе деревень, сел, старинных слобод), урочищ, холмов и лесов, рек, ручьев, озер и прудов, вошедших в городскую черту города Москвы; - топонимы должны отражать наиболее существенные индивидуальные характеристики улицы как объекта наименования. При этом новое название не должно повторяться на карте города; - название улицы должно органически включаться в существующую городскую топонимическую систему. При именовании новых улиц не допускается образование топонимов, нарушающих исторически сложившуюся топонимическую систему города Москвы; - название улицы должно быть мотивированным и заключать в себе необходимый объем топонимической и пространственно-ориентированной информации: - присвоение улицам имен, фамилий известных жителей города Москвы, граждан России и зарубежных стран может производиться только новым улицам и по истечении не менее десяти лет со дня смерти указанных лиц. Статья 10. Основные требования и правила в области наименований станций метрополитена города Москвы К основным требованиям и правилам наименования станций метрополитена относятся: - названия станций метрополитена должны максимально соответствовать наименованиям наземных транспортных, природных, историко-культурных, градостроительных и иных значимых объектов города. При формировании пересадочных узлов городского пассажирского транспорта, состоящих из станций метрополитена и железнодорожных остановочных пунктов (пассажирских платформ), указанные транспортные объекты должны носить одинаковые названия; - при присвоении названий станциям метрополитена, образующим единые пересадочные узлы, необходимо следовать принципу разноименных вариантов названий станций; - каждое название станции метрополитена должно быть индивидуальным, отражать историческую и культурную самобытность города, соответствовать архитектурному облику станции; - названия станций метрополитена не могут быть использованы для сохранения памяти об известных жителях города Москвы, гражданах России и зарубежных стран, за исключением случаев их совпадения с названиями наземных городских объектов. Статья 11. Основные требования и правила в области наименований остановок наземного городского транспорта Москвы К основным требованиям и правилам наименования остановок наземного городского транспорта относятся: - названия остановок наземного транспорта должны быть максимально связаны со значимыми для ориентации в городе объектами; - названия остановок наземного транспорта определяются преимущественно местной топографией. Они не должны повторяться в пределах городских транспортных маршрутов; - в названиях остановок наземного транспорта мемориальная мотивация может быть связана только с уже существующими названиями географических и иных объектов города. Присвоение названий остановкам наземного транспорта производится соответствующими городскими органами управления транспортом. Наименование станций новых типов городского транспорта (монорельс, подвесная дорога и т.п.) производится Правительством Москвы по представлению соответствующих органов Московской городской администрации. Статья 12. Порядок представления предложений о наименовании территориальных единиц города Москвы Предложения о наименовании районов, административных округов и других частей территории города, имеющих границы, закрепленные городскими правовыми актами, разрабатываются органами власти соответствующих территориальных единиц и вносятся на рассмотрение Мэра. Мэр в пределах полномочий, в соответствии с Уставом города Москвы, принимает решение о присвоении наименования территориальной единице или вносит соответствующее предложение на рассмотрение Московской городской Думы. При принятии решения учитывается мнение специально уполномоченного органа при Правительстве Москвы. Статья 13. Порядок внесения предложений о наименовании улиц города Москвы Предложения по наименованию улиц города Москвы вносятся органами государственной власти Российской Федерации, органами власти Москвы, органами власти района города Москвы, юридическими лицами, зарегистрированными в городе Москве, а также жителями города Москвы префектам административных округов, на территории которых расположены эти объекты, или непосредственно в специально уполномоченный орган при Правительстве Москвы. После рассмотрения предложений о наименовании улицы префект направляет ходатайство в специально уполномоченный орган при Правительстве Москвы. Предложения по наименованию улиц должны содержать следующие сведения: - местоположение улицы, размер и характер ее застройки; - предлагаемое наименование и его обоснование: - название организации, предлагающей наименование улицы; - карту-схему, на которой обозначается расположение улицы. В ходатайстве, исходящем от граждан, указывается фамилия, имя и отчество гражданина, его почтовый адрес и номер телефона. В предложениях о присвоении улицам наименований, образованных на основе личных имен и производных от них слов и словосочетаний, сообщаются краткие биографические данные этих лиц, а также прилагается ходатайство организации или гражданина, внесших эти предложения. Предложения о наименовании улиц рассматриваются и обсуждаются с участием заинтересованных сторон в 3-месячный срок. При согласии с внесенными предложениями специально уполномоченный орган при Правительстве Москвы готовит проекты документов, необходимые для присвоения улице соответствующего наименования. В случае отказа организациям и гражданам направляется мотивированное заключение. Статья 14. Порядок внесения предложений о наименовании станций метрополитена города Москвы Предложения о наименовании проектируемых станций метрополитена вносятся в специально уполномоченный орган при Правительстве Москвы проектирующей организацией совместно с органом архитектуры и градостроительства Москвы. Внесение предложений о наименовании станций метрополитена, перечень представляемых сведений, процедура и сроки рассмотрения осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Закона. Статья 15. Изменение наименований территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы Изменение наименований территориальных единиц, улиц и станций метрополитена производится в исключительных случаях, а именно: - при восстановлении исторически сложившихся наименований, имеющих особую культурно-историческую ценность; - при изменении статуса и/или функционального назначения соответствующего объекта; - в целях устранения дублирования наименований в пределах территории города. Процедура внесения предложений и принятие решений о замене наименований осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 12, 13 и 14 настоящего Закона. Статья 16. Обязанности органов Московской городской администрации по установлению и оформлению дорожных указателей, пристанционных знаков, информационных табличек и ориентирующих надписей Органы Московской городской администрации обеспечивают установку уличных, дорожных и пристанционных указателей, домовых, дорожных и пристанционных знаков, памятных и информационных досок и табличек, ориентирующих надписей в соответствии с федеральными и городскими стандартами и нормами. Органы Московской городской администрации своевременно информируют жителей Москвы о принятых Правительством Москвы решениях по наименованию и переименованию территориальных единиц, улиц и станций метрополитена путем оповещения жителей Москвы через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), путем издания карт города, справочной литературы, установки указателей улиц с двойным (в случае переименования) написанием названий. Статья 17. Разрешение споров и разногласий Споры и разногласия, возникающие в связи с применением настоящего Закона, могут быть разрешены: - сторонами в рамках согласительных процедур; - Мэром в пределах его компетенции; - судами в случаях и порядке, установленном законодательством. Статья 18. Ответственность за нарушение требований настоящего Закона За нарушение требований настоящего Закона должностные лица и граждане несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством. Мэр Москвы Ю.М. Лужков |