ДОГОВОР О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ ДОГОВОР ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 1 ноября 1997 г. (РВ 97-221) Исходя из необходимости разграничения полномочий и ответственности между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Эвенкийского автономных округов; учитывая специфические географические, природные, социально-экономические и национально-культурные особенности Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Эвенкийского автономных округов; в целях качественного улучшения социально-экономических и политико-правовых условий жизни и деятельности населения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Эвенкийского автономных округов; обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, единства экономического пространства страны; гарантирования прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации; исходя из конституционного статуса Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Эвенкийского автономных округов как равноправных субъектов Российской Федерации, исторически, юридически и фактически составляющих Красноярский край; руководствуясь Конституцией Российской Федерации, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 года по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономных округов в состав края, а также федеральным законодательством, Уставом и законодательством Красноярского края, законодательством Таймырского (Долгано-Ненецкого)автономного округа, Уставом (Основным Законом) и законодательством Эвенкийского автономного округа, заключен настоящий Договор о нижеследующем: Статья 1 Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Эвенкийского автономных округов, а также определяет вопросы, по которым органы государственной власти Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Эвенкийского автономных округов разграничивают полномочия друг с другом. Статья 2 Исходя из географических, экономических, социальных, национально-культурных и иных особенностей Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Эвенкийского автономных округов, к предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации, с одной стороны, и органов государственной власти Красноярского края (далее - края), Таймырского (Долгано-Ненецкого), Эвенкийского автономных округов (далее - автономных округов), с другой стороны, относятся: а) разработка и реализация целевых программ социально-экономического развития края, автономных округов; б) структурная перестройка экономики края, автономных округов; в) межбюджетные отношения Российской Федерации и края, автономных округов; г) вопросы владения, пользования и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными, минерально-сырьевыми, водными, биологическими и иными природными ресурсами на территории края, автономных округов, вопросы освоения и рационального использования природных ресурсов края и автономных округов в соответствии с федеральным законодательством, а также установление квот на добычу и использование природных ресурсов, если иное не установлено федеральным законодательством; д) вопросы обеспечения условий для функционирования и устойчивого развития топливно-энергетического комплекса края, автономных округов, в том числе участие в регулировании производства и потребления электроэнергии субъектами федерального оптового рынка электрической энергии, находящимися на территории края, автономных округов, если это не противоречит федеральному законодательству; е) вопросы удовлетворения местных нужд в топливе с помощью введения в эксплуатацию малогабаритных модульных нефтеперерабатывающих установок; ж) вопросы обеспечения эффективного функционирования и конверсии предприятий оборонного комплекса, расположенных на территории края, а также участие в реализации производимой ими продукции, за исключением вопросов производства и реализации вооружений и военной техники (регулируются соглашением с органами государственной власти Красноярского края); з) вопросы развития добывающей промышленности, цветной металлургии, а также разведки и освоения месторождений полезных ископаемых на территории края, автономных округов в соответствии с федеральным законодательством; и) вопросы функционирования и развития транспортной системы края, автономных округов; к) вопросы развития в крае, автономных округах современных систем связи и информационных систем; л) лицензирование отдельных видов деятельности на территории края, автономных округов в соответствии с федеральным законодательством; м) вопросы развития агропромышленного комплекса края, автономных округов, научного изучения и использования таймырской популяции дикого северного оленя, эвенкийского соболя, охраны оленьих пастбищ; н) социально-экономическое развитие территорий края, автономных округов, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, принятие мер по обеспечению досрочного завоза продукции (товаров), создание необходимых сезонных и межнавигационных запасов топлива, продовольствия и товаров народного потребления; о) отнесение отдельных территорий края к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям соответствии с федеральным законодательством; п) социальная защита населения края, автономных округов, включая вопросы занятости населения, пенсионного обеспечения, государственной поддержки граждан-переселенцев и реализации государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом; р) создание условий для сохранения и развития национальной самобытности, национального языка и культуры коренных малочисленных народов Севера, а также установление особого правового режима природопользования и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера; с) вопросы миграции населения; т) освоение Нижнего Приангарья, осуществление комплекса мероприятий, связанных с затоплением территории при строительстве Богучанской ГЭС (регулируются соглашением с органами государственной власти Красноярского края, Эвенкийского автономного округа); у) вопросы привлечения инвестиций, в том числе иностранных, в экономику края, автономных округов; ф) оценка состояния окружающей природной среды и осуществление мер по ее восстановлению, охране и обеспечению экологической безопасности; х) вопросы взаимодействия в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организации мобилизационной подготовки народного хозяйства в соответствии с федеральным законодательством; ц) развитие науки, образования, здравоохранения, культуры, осуществление государственной демографической политики; ч) проведение согласованной кадровой политики при осуществлении полномочий по предметам, отнесенным настоящим Договором к совместному ведению. К предметам совместного ведения Российской Федерации и края, автономных округов могут быть отнесены также иные вопросы путем внесения дополнений в настоящий Договор или подписания нового Договора о разграничении предметов ведения и полномочий, при этом не допускается изъятие или перераспределение предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленных соответственно статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации край и автономные округа обладают всей полнотой государственной власти. Они вправе передавать осуществление части своих полномочий друг другу на добровольной основе, по договору между соответствующими органами государственной власти либо в иной форме, в том числе путем принятия закона края или автономных округов. Статья 3 Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации, с одной стороны, и органов исполнительной власти края, автономных округов, с другой стороны, по конкретным предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации и перечисленным в статье 2 настоящего Договора, определяются соответствующими соглашениями, если иное не установлено федеральным законодательством. Указанные соглашения являются неотъемлемой составной частью настоящего Договора и могут быть заключены одновременно с подписанием Договора, а также в любое время после его вступления в силу. Соглашения подписываются председателем Правительства Российской Федерации и руководителями органов исполнительной власти края, автономных округов. Статья 4 В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации: а) разрабатывают с участием органов государственной власти края, автономных округов проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по предметам, отнесенным настоящим Договором к совместному ведению; б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором; в) принимают участие в разработке и утверждают федеральные целевые программы социально-экономического развития края, автономных округов; г) обеспечивают финансирование федеральных целевых программ на территории края, автономных округов в объемах, установленных федеральным бюджетом; д) решают вопрос о создании залоговых фондов драгоценных металлов и драгоценных камней на возвратной основе для получения валютных средств по отдельному соглашению между Правительством Российской Федерации и администрациями края, автономных округов; е) обеспечивают реализацию государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом; ж) обеспечивают защиту интересов края, автономных округов при решении вопросов владений, пользования и распоряжения земельными, минерально-сырьевыми, водными, биологическими и иными природными ресурсами на территории края, автономных округов в соответствии с федеральным законодательством, в том числе при установлении квот на добычу и использование природных ресурсов на территории края, автономных округов; з) устанавливают особенности порядка владения, пользования и распоряжения недрами, водными, биологическими ресурсами, учитывая исконное проживание и уклад жизни коренных малочисленных народов Севера; и) учитывают интересы края, автономных округов при решении вопросов о размещении, хранении, использовании и утилизации химических, бактериологических, ядерно- и радиационно-опасных веществ, производств и технологий на территории этих субъектов Российской Федерации; к) учитывают мнение края, автономных округов при решении вопросов о сокращении производства на федеральных предприятиях оборонного комплекса, расположенных на территории этих субъектов Российской Федерации, если такое сокращение сопровождается массовым высвобождением работников предприятий, в том числе высококвалифицированных специалистов; л) создают единые для края, автономных округов территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и решают вопросы их оптимального размещения; реализуют полномочия по предметам совместного ведения, в том числе через территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; м) согласовывают с органами государственной власти края, автономных округов кандидатуры руководителей федеральных предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории края, автономных округов, если иное не установлено федеральным законодательством. Статья 5 В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти края, автономных округов: а) участвуют в разработке органами государственной власти Российской Федерации проектов федеральных нормативных правовых актов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и края, автономных округов; б) осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным настоящим Договором, в соответствии с федеральным законодательством; в) обеспечивают приведение нормативных правовых актов органов исполнительной власти края, автономных округов в соответствии с настоящим Договором; г) участвуют в управлении объектами федеральной собственности, расположенных на территории края, автономных округов; д) устанавливают в соответствии с федеральным законодательством условия лицензирования природопользования и других видов деятельности на территории края, автономных округов; е) участвуют в разработке и реализации федеральных и иных целевых программ на территории края, автономных округов; ж) участвуют в решении кадровых вопросов при назначении руководителей федеральных предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории края, автономных округов. В случаях и в пределах, предусмотренных федеральным законом и договором между органами государственной власти края и автономных округов, полномочия органов государственной власти края по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации и перечисленным в настоящем Договоре, могут распространяться на территории автономных округов. Статья 6 В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития края, автономных округов, повышения благосостояния населения края и автономных округов органы исполнительной власти края, автономных округов по согласованию с друг другом и на паритетных началах вправе создавать для осуществления конкретных полномочий единые органы исполнительной власти края, автономных округов. Статья 7 Органы государственной власти края, автономных округов обязываются строить свои отношения с учетом интересов друг друга, не предпринимать односторонних действий, если они затрагивают интересы края и автономных округов, нарушают принцип равноправия, не основаны на федеральном законе и не вытекают из Договора. Статья 8 До принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по конкретным предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы государственной власти края, автономных округов вправе осуществлять по этим вопросам собственное правовое регулирование. По принятии соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации нормативные акты края, автономных округов приводятся в соответствие с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты края, автономных округов, не приведенные в соответствие с федеральным законодательством, применению не подлежат. Статья 9 Если нормативными правовыми актами Российской Федерации, действие которых распространяется на все субъекты Российской Федерации, будут установлены права, льготы и преимущества для субъектов Российской Федерации большие, чем установленные настоящим Договором, то в отношении края, автономных округов применяются положения указанных нормативных правовых актов Российской Федерации. В случае принятия федеральными органами исполнительной власти в одностороннем порядке нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Договору, подлежат применению нормы настоящего Договора. В случае противоречия между законами, нормативными правовыми актами края, автономных округов и настоящим Договором действуют нормы настоящего Договора. Статья 10 Передача федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти края, автономных округов в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации может иметь место по соглашениям во всех случаях, если в Конституции Российской Федерации или законе не содержится прямого запрета на передачу осуществления соответствующих полномочий. При передаче осуществления конкретных полномочий в соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия передачи осуществления этих полномочий. Статья 11 Органы государственной власти края, автономных округов имеют право оспаривать в соответствующем суде нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые регулируют вопросы, отнесенные к ведению субъекта Российской Федерации, или не соответствуют полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, или перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и полномочия края, автономного округа, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Договором. Органы государственной власти края, автономных округов вправе вносить в Правительство Российской Федерации обязательные для рассмотрения предложения об отмене либо приостановлении действия на территории края, автономного округа частично или полностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, перечисленных в абзаце первом настоящей статьи. Статья 12 Органы исполнительной власти края, автономных округов могут быть наделены полномочиями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по соглашениям, заключенным администрациями края, автономных округов с Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Статья 13 Вопросы владения, пользования, распоряжения объектами, относящимися к государственной собственности края, автономных округов, регулируются нормативными правовыми актами края и автономных округов в соответствии с федеральным законодательством. По предложению органов исполнительной власти края, автономных округов органы исполнительной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством могут передать государственный пакет акций либо его часть в собственность, владение или распоряжение края, автономных округов. Разграничение природных ресурсов на территории края, автономных округов, в том числе земельных, водных, биологических, минерально-сырьевых ресурсов, включая нефть и природный газ, производится отдельными соглашениями. Статья 14 Край, автономные округа самостоятельно устанавливают и вводят своими законами налоги и сборы края и автономных округов в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, установленными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Состав и размеры доходов, поступающих в виде средств от федеральных налогов в бюджеты края, автономных округов, определяются соответствующими соглашениями, если они прямо не установлены федеральным законом. Финансирование расходов федерального бюджета на территории края, автономных округов может осуществляться через уполномоченные территориальные органы федерального казначейства в установленном порядке в соответствии с отдельными соглашениями, в том числе за счет налоговых и иных платежей, подлежащих перечислению в федеральный бюджет. Статья 15 Край, автономные округа вправе выступать в установленном порядке участниками международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и международным договорам Российской Федерации, вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с административно-территориальными единицами иностранных государств, субъектами иностранных федераций и иными иностранными партнерами. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством координируют международные и внешнеэкономические связи края, автономных округов. Статья 16 В целях эффективной реализации настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти края, автономных округов могут создавать совместные комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах. Статья 17 Споры и разногласия, возникшие в ходе реализации настоящего Договора, а также споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти края и автономных округов по предметам совместного ведения разрешаются путем согласительных процедур. Споры и разногласия, возникающие между органами государственной власти края и автономных округов, разрешаются путем согласительных процедур, а также на основании федерального закона либо договора, регулирующих взаимоотношения органов государственной власти края и автономных округов. В случае недостижения согласия споры выносятся на рассмотрение Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 3 статьи 125 Конституции Российской Федерации, а также Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Статья 18 Органы государственной власти Российской Федерации могут иметь полномочные представительства в городах Красноярске, Дудинке и поселке Туре. Органы государственной власти края и автономных округов могут иметь полномочные представительства в городе Москве. Статья 19 Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке. Дополнения и изменения вносятся в настоящий Договор по взаимному согласию сторон путем дополнений к настоящему Договору или заключения нового Договора, если иное не установлено федеральным законом. Статья 20 Настоящий Договор подлежит опубликованию в официальных изданиях и вступает в силу с момента опубликования. Совершено в г.Красноярске 1 ноября 1997 года в четырех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Губернатор Красноярского края В.Зубов Губернатор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Г.Неделин Глава администрации Эвенкийского автономного округа А.Боковиков Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Б.Немцов |