О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОВЕРОК РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ ИНСТРУКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 19 ОКТЯБРЯ 1992 Г. N15 (Д) (Утратила силу 09.07.93 г.) (Состояние на май 1994 г.) Приложение N 9 к Инструкции Госналогслужбы России от 19 октября 1992 г. N 15 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА документальной ревизии исполнения смет на содержание аппарата государственных налоговых инспекций Основными задачами ревизии является проверка законности расходования государственных средств на содержание аппаратов госналогинспекций, проводимой ими работы по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических и других материальных ценностей, а также их сохранности. В госналогинспекциях по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, г.г. Москве и Санкт-Петербургу проанализировать представленную нижестоящими государственными налоговыми инспекциями периодическую отчетность, обратив внимание на качество отчетов. Установить, своевременно ли высылаются отчеты вышестоящему налоговому органу. Выяснить, какие меры принимались к обеспечению правильной постановки учета и отчетности в нижестоящих налоговых органах. Проверить соблюдение периодичности проведения рвизий исполнения сметы на содержание подведомственных госналогинспекций и своевременность принятия мер по материалам этих ревизий. Качество проведенных ревизий смет на содержание госналогинспекций. Обобщаются ли материалы ревизий смет, рассматриваются ли результаты на коллегиях госналогинспекций. Принятые меры по устранению недостатков и нарушений, отмеченных предыдущей ревизией исполнения сметы на содержание госналогинспекций. В ходе ревизии необходимо проверить исполнение сметы расходов на содержание одной-двух подведомственных госналогинспекций. 1. При ревизии кассы и кассовых операций следует руководствоваться Правилами ведения кассовых операций в народном хозяйстве, утвержденными приказом Государственного банка СССР от 30.11.87 N 345 (письмо Министерства финансов СССР от 15.03.88 N 32). При этом необходимо обратить внимание на следующие вопросы: соответствие наличия денежных средств и других ценностей, находящихся в кассе, тому наличию, которое должно быть на день проверки, исходя из данных учета, результаты ревизии кассы оформляются отдельным актом, который подписывается ревизующим, главным бухгалтером и кассиром; обеспеченность охраны кассы и сохранности денег при доставке из банка; производятся ли ежемесячные внезапные ревизии кассы; правильность ведения кассовой книги; полнота оприходования и правильность списания денег по кассе, правильность оформления приходных и расходных документов. Кассовые и банковские документы подвергаются сплошной проверке за весь период после окончания предыдущей ревизии. II. При ревизии исполнения смет необходимо проверить: наличие утвержденных в установленном порядке смет расходов госналогинспекций. По республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, гг.Москве и Санкт-Петербургу проверить также правильность доведения до всех подведомственных госналогинспекций установленных фондов оплаты труда и смет расходов в части их соответствия с утвержденными Госналогслужбой России. Правильность внесения изменений в сметы расходов и финансирования подведомтсвенных госналогинспекций; не допускаются ли излишества в расходовании средств, нет ли перерасходов сметных ассигнований, а при наличии их установить, по каким причинам они допущены, а также причины неосвоения средств по отдельным статьям; проводимая работа по обеспечению экономного и рационального использования топливно-энергетических и других материальных ресурсов; целесообразно и законно ли расходуются государственные средства на хозяйственные расходы и оплату информационно-вычислительных услуг, нет ли случаев излишних расходов на выписку газет и журналов; правильно ли расходуются средства на содержание служебных легковых автомобилей. При этом следует руководствоваться инструкцией Минфина СССР от 16.03.88 N 35 "Об упорядочении использования служебных легковых автомобилей"; правильность расходования средств на командировки. При этом необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.92 N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов" и N 262 от 18.04.92 "О дополнении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.92 N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов"; целесообразно и правильно ли используются средства на капитальный ремонт административных зданий и жилых домов, наличие технических смет и сметно-финансовых расчетов на производимый ремонт, правильность применения действующих расценок, нет ли удорожания стоимости ремонта, не имеется ли случаев осуществления нового строительства за счет средств капитального ремонта; нет ли случаев незаконного расходования средств на проведение банкетов, юбилеев, вечеров, на оплату концертов и т.п.; правильность определения и расходования средств на премирование коллективов госналогинспекций. III. В процесс ревизии операций по текущим счетам в Госбанке необходимо проверить: сколько и каких текущих и других счетов открыто в банках; достоверность копий выписок банка (наличие в них дат, шифров корреспондирующих счетов, штампов, подписей работников банка, правильность начального и конечного сальдо и подсчета оборотов). В необходимых случаях выписки текущих счетов сверяются с выписками, находящимися в учреждениях банка; соответствие записей оборотов и остатка денежных средств по выпискам банка кассовой книге "Журнал-главная"; наличие и соответствие первичных документов банковским выпискам и бухгалтерским записям в книге и накопительных ведомостях, правильность бухгалтерских проводок и наличие на первичных банковских документах отметок банка об исполнении; нет ли случаев незаконных перечислений или переводов; по операциям, осуществляемым по лимитированным чековым книжкам, соответствие чеков сумме установленных лимитов, правильность использования лимитов, законность операций и целесообразность расчетов лимитированными чеками. IV. Проверка расходования подотчетных сумм производится по карточкам, накопительным ведомостям и авансовым отчетам. Все авансовые отчеты подвергаются проверке с точки зрения законности произведенных расходов и достоверности приложенных к ним оправдательных документов. Необходимо установить, не значатся ли длительное время за отдельными работниками крупные суммы, а при наличии таковых проверить сохранность денег или наличие у подотчетных лиц оправдательных документов на их израсходование. Необходимо также проверить соблюдается ли установленный порядок выдачи авансов на адмхозрасходы и на расходы по служебным командировкам, а также на другие цели, своевременность представления подотчетными лицами отчетов об израсходовании авансов, нет ли просроченной задолженности, а если имеется, то какие меры принимались к ее погашению. V. Путем ознакомления с утвержденной сметой и установленным фондом оплаты труда, годовой и периодической отчетностью, штатным расписанием, приказами, расчетно-платежными и платежными ведомостями и другими бухгалтерскими документами необходимо установить: нет ли перерасхода фонда оплаты труда, а если имеется, то установить причины; правильность установления и выплаты высококвалифицированным работникам надбавок за высокие достижения в труде в размере 50% должностного оклада; правильность расходования средств на премирование и материальную помощь работникам госналогинспекций; нет ли случаев незаконных доплат к заработной плате штатным работникам за работы, входящие в круг их обязанностей, незаконных выплат за совместительство, расширение зон обслуживания, выплат сторонним лицам за работы, подлежащие выполнению штатными работниками, или за работы, которые не выполнялись; правильно ли производятся выплаты за замещение отсутствующих работников, доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников; правильно ли выплачиваются прочие надбавки: районные коэффициенты, процентные надбавки и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, доплаты шоферам за классность и ненормированный рабочий день; правильно ли составляются расчетно-платежные ведомости на выплату заработной платы, проверить правильность подсчета итогов в расчетно-платежных ведомостях; правильность установления и выплаты надбавок за классные чины и выслугу лет; правильность выплаты заработной платы сторонним лицам за выполненный объем работ в соответствии с действующими нормами и расценками, нет ли случаев выплаты им сумм по фиктивным трудовым соглашениям и нарядам; правильность порядка обеспечения работников продовольственными пайками или взамен их денежной компенсацией; правильность удержания налогов из заработной платы рабочих и служащих. По карточкам учета поступления налогов (форма N 15) проверить нет ли случаев уменьшения или не перечисления налогов в бюджет, выяснить причины и принимать меры, обеспечивающие своевременность и полное их перечисление в бюджет. VI. При ревизии расчетных операций следует проверить: обоснованы ли документами записи в счетах по расчетам с дебиторами и кредиторами и принимаются ли меры к своевременному взысканию дебиторской задолженности и погашению кредиторских долгов. Осуществляется ли контроль за взысканием задолженности по исполнительным листам, по недостачам, растратам и хищениям; своевременно и полно ли отражаются в учете суммы заработной платы рабочих и служащих, не полученные в течение установленного срока; полнота удержания из заработной платы рабочих и служащих сумм за товары, купленные ими в кредит, и своевременность перечисления этих сумм торгующим организациям, отделениям Сбербанка, управлениям и инспекциям Госстраха. VII. Ревизию операций основных средств малоценных и быстроизнашивающихся предметов и других материальных ценностей необходимо начинать с проверки фактического наличия материальных ценностей. Для этого необходимо организовать инвентаризационную комиссию и провести инвентаризацию. Одновременно необходимо ознакомиться с материалами предыдущей инвентаризации и проверить, соблюдались ли основные положения по проведению инвентаризации; полностью ли охвачены инвентаризацией товарно-материальные ценности, как оформлены результаты инвентаризации и приняты ли меры по результатам инвентаризации; имеются ли инвентарные карточки и книги учета основных средств, оборудования, инвентаря и других материальных ценностей; правильность оприходования товарно-материальных ценностей и списания их в расход, оформление отпуска материальных ценностей соответствующими расходными документами. VIII. При ревизии следует проверить учет, правильность образования и расходования специальных средств (спецсредства, поступающие от аренды зданий и квартплаты, доходы от эксплуатации транспорта и другие расходы). При проверке этих средств необходимо руководствоваться инструкцией "О порядке планирования, использования и учета внебюджетных средств, а также отчетности по ним" от 12.06.81 N 120. При ревизии правильности образования и использования централизованного фонда социального развития следует проверять полноту и своевременность зачисления в централизованный фонд социального развития Госналогслужбы России отчислений в размере 10% дополнительно взысканных налоговыми органами сумм в результате проведенной ими контрольной работы и 30% отчислений от сумм штрафов и других санкций, взысканных за нарушения налогового законодательства Российской Федерации, перечисление долей в вышестоящие госналогинспекции, а также порядок расходования средств. IX. При ревизии постановки бухгалтерского учета проверяется соответствие его требованиям инструкции Министерства финансов СССР от 10.03.87 N 61. X. По результатам ревизии составляется акт, который подписывается лицами, проводившими ревизию, Главным распорядителем кредитов (руководителем госналогинспекции) и главным бухгалтером. В акте ревизии указывается, за какой период произведена ревизия, какие операции подвергнуты сплошной и какие выборочной проверке. Результаты ревизии в акте излагаются только на основе проверенных данных и фактов, вытекающих из имеющихся документов и материалов. В изложенном акте ревизии должна быть соблюдена строгая объективность, ясность и точность выявленных фактов и данных. При наличии возражений или замечаний по акту ревизии, лица, подписывающие акт, делают об этом оговорку перед своей подписью и представляют письменные объяснения. Проверяющий должен проверить правильность фактов, приведенных в объяснении и дать письменное заключение. На основании материалов ревизии подготавливается проект приказа по госналогинспекиям и вместе с актом передается руководителю комплексной проверки за 1-2 дня до окончания срока командировки. Начальник Управления административного и финансового обеспечения Т.С.Воробьева Приложение N 10 к Инструкции Госналогслужбы России от 19 октября 1992 г. N 15 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА проверки организации работы с кадрами в государственных налоговых инспекциях Цель проверки - выяснить, как осуществляются принципы подбора, изучения, расстановки и воспитания кадров, требования о повышении квалификации работников; выявить недостатки в работе с кадрами и оказать помощь в их устранении; изучить положительный опыт и принять меры к его распространению. I. При подготовке к проверке работник должен тщательно ознакомиться со всеми документами, статистическими данными по кадрам проверяемой налоговой инспекции, с материалами предыдущих проверок, личными делами работников, составить план проверки. При проверке работы с кадрами следует обратить внимание на следующие разделы: качественный состав работников и укомплектованность аппарата; подбор кадров и их текучесть; изучение и расстановка кадров; подготовка кадрового резерва и аттестация; непрерывное профессиональное и экономическое обучение кадров; работа с молодыми специалистами; стажировка выпускников вузов; воспитание кадров; состояние трудовой и служебной дисциплины; работа по рассмотрению писем, заявлений и жалоб трудящихся по кадровым вопросам; руководство и контроль за работой с кадрами; учет кадров; ведение делопроизводства по кадрам. По результатам проверки составляется справка, которая завершается общим выводом о состоянии работы с кадрами и предложениями проверяющего по устранению недостатков. II. Для определения укомплектованности аппарата достаточно сравнить штатную численность с фактическим наличием работающих. Определив вакантные должности, необходимо установить продолжительность их незамещения и причины, а также меры, которые принимались к укомплектованию вакансий. Для определения качественного состава кадров желательно привести сравнительные данные за 2-3 года, обратив особое внимание на состав руководящих кадров. На основании этих и других данных дать оценку подготовленности работников в области организации и проведения экономической и контрольной работы. Проверяющий должен тщательно изучить все документы, касающиеся принятых за проверяемый период работников (личные дела, приказы, трудовые книжки и т.д.). Допускаются ли случаи приема работников без экономического образования и соответствующего опыта работы. Не допускаются ли факты подбора работников по протекции и признакам родства и землячества, а также приема работников без специального образования. Следует также установить, не имелись ли случаи назначения в аппарат работников, которые до этого были сняты, как не справившиеся с порученным делом или уволены за злоупотребления. Необходимо ознакомиться со списком резерва, проанализировать его состав (по категориям, образованию, стажу работы, возрасту и т.д.), на какое количество руководящих должностей имеется резерв и сколько работников зачислено в него. Установить сколько работников выдвинуто на руководящие должности. Путем сопоставления сравнительных данных о текучести кадров за определенные периоды (2-3 года) необходимо выяснить, сокращается ли текучесть по неуважительным причинам, установить причины текучести кадров (по личным делам уволенных работников), проверить, какое количество работников, в том числе специалистов с экономическим образованием, выбыло в данном и предыдущем году, по каким причинам, сколько было случаев (конкретно какие) освобождения работников за необеспечение участков работы, нарушения дисциплины и аморальное поведение, имели ли место случаи освобождения специалистов от работы (в том числе молодых специалистов) в связи с тем, что им не были созданы необходимые условия для нормальной работы или в связи с неправильным к ним отношением. Путем проверки приказов об освобождении работников необходимо выяснить, насколько правильно оформляются эти приказы, указываются ли конкретные причины освобождения, имеются ли ссылки на соответствующие статьи Кодекса законов о труде. Приступая к проверке вопроса организации и проведения аттестации следует познакомиться с документами, определяющими порядок ее проведения. Необходимо уточнить какие категории работников подлежали аттестации в проверяемом периоде, сколько из них прошли и основные ее результаты. III. Приступая к анализу работы по профессионально-экономическому обучению кадров следует иметь в виду, что каждый руководящий работник и специалист должен пройти повышение квалификации или переподготовку в институте, на факультетах и курсах повышения квалификации с отрывом от работы (по программе не менее 72 часов) один раз в 5 лет. При проверке заочной учебы необходимо выяснить: какое количество номенклатурных работников не имеет специальной подготовки, сколько из них и кто конкретно учится заочно; какое количество работников, имеющих среднее специальное образование, учится в заочных высших учебных заведениях. IY. Изучая состояние работы с молодыми специалистами, необходимо установить, правильно ли они используются на работе, созданы ли им необходимые жилищно-бытовые условия, как организована работа по воспитанию и оказанию им помощи в своевременном изучении и освоении практики работы на закрепленном участке, используется ли метод наставничества, проводятся ли совещания по обмену опытом работы. Какое количество молодых специалистов прибыло в налоговые органы, сколько из них приступило к стажировке и сколько окончило ее. Если имеются случаи текучести молодых специалистов, то установить ее причины. Какие меры принимались по сокращению текучести и закреплению на работе молодых специалистов. Y. При проверке работы по рассмотрению писем, заявлений и жалоб трудящихся по кадровым вопросам необходимо сосредоточить внимание на следующих вопросах: на своевременной и полной регистрации поступающих писем, заявлений и жалоб трудящихся; осуществляется ли необходимый контроль со стороны руководителя налоговой инспекции за прохождением писем, заявлений и жалоб; нет ли фактов, когда рассмотрение жалоб трудящихся поручается тем лицам, на которых жалуются; на анализ писем, заявлений и жалоб по содержанию, срокам рассмотрения. Изучаются ли причины появления жалоб и какие меры принимаются по их искоренению, рассматриваются ли эти вопросы на коллегиях и совещаниях, правильно ли выносятся решения. YI. По вопросу учета кадров и ведению делопроизводства по кадрам следует проверить наличие, правильность ведения и хранения личных дел работников, трудовых книжек и других документов. Зам. начальника Управления административного и финансового обеспечения Н.И.Кальченко Приложение N 11 к Инструкции Госналогслужбы России от 19 октября 1992 г. N 15 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА проверки организации работы государственных налоговых инспекций по ведению учета и отчетности I. В государственных налоговых инспекциях по районам, городам (не имеющим районного деления) проверяются следующие основные вопросы: наличие на текущий год списка плательщиков и перечня взимаемых с них платежей с указанием, в какой бюджет и по каким подразделениям бюджетной классификации доходов и символам отчетности Госбанка должны зачисляться эти платежи; правильно ли ведутся реестры, книги сводных итогов начисленных, поступивших и сложенных сумм, лицевые счета плательщиков, карточки учета поступлений налогов с заработной платы рабочих и служащих; своевременно и правильно ли производятся проводки учетных операций по реестрам, лицевым счетам плательщиков и книгам сводных итогов и составляются ли списки недоимщиков; соблюдается ли установленный порядок, согласно которому записи в книгах сводных итогов и в лицевых счетах плательщиков налогов могут производиться только работниками, на которых возложен учет платежей в бюджет; сверяются ли ревизуемой налоговой инспекцией с предприятиями и организациями суммы платежей в бюджет и составляются ли акты о результатах сверки; соответствуют ли: записи в лицевых счетах плательщиков первичным документам о начисленных, сложенных и поступивших суммах, а также о зачетах и возвратах переплат; нет ли в лицевых счетах подчисток, неоговоренных исправлений и других недостатков; записи в реестрах и книгах сводных итогов суммарным данным лицевых счетов плательщиков; записи в реестрах, книгах сводных итогов и лицевых счетах плательщиков о поступлении платежей банковским документам; записи в сопроводительных ведомостях на денежные суммы, сданные сельскими Советами, записям о поступивших суммах и выпискам, полученным от отделения Госбанка. Соблюдают ли сельские Советы установленные сроки и порядок сдачи собранных ими средств, копий, выданных плательщикам квитанций, и правильно ли составляются сопроводительные ведомости на суммы, сдаваемые в учреждения Госбанка. Проверяющий должен выяснить, нет ли фактов приема инспекторами и другими работниками ревизуемой налоговой инспекции наличных денег от сельских Советов или непосредственно от населения для сдачи в отделение Госбанка. При обнаружении подобных случаев требуется установить виновных лиц, произвести документальную ревизию полноты сдачи в банк денег, полученных от сельских Советов, в частности, сличить соответствующие документы банка с документами, имеющимися в сельских Советах и в налоговой инспекции. Необходимо также проверить: соблюдается ли установленный порядок составления заявок на получение квитанций и бланков строгой отчетности, ведение учета и хранения их, выдачи квитанций сельским Советам, а также сдачи и учета квитанций при перемещении или увольнении работников сельских Советов, принимающих налоговые платежи от населения; не было ли случаев, когда сдаваемые при смене работников неиспользованные квитанции не приходовались; обеспечивается ли сохранность квитанций, бланков строгой отчетности, а также платежных документов, реестров, лицевых счетов плательщиков, книг сводных итогов и других документов налоговой инспекции; правильно ли составляются отчеты, представляемые вышестоящему налоговому органу, соответствуют ли сведения, показанные в отчетах, учтенным документам, книгам и спискам плательщиков, записям, произведенным в лицевых счетах плательщиков и реестрах банковским документам о поступлении платежей в бюджет, а также соблюдается ли установленный порядок составления и сроки предоставления отчетности. II. В государственных налоговых инспекциях по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным областям и автономным округам, гг. Москве и Санкт-Петербургу проверяющий должен проанализировать представленную нижестоящими налоговыми органами периодическую отчетность, обратив внимание на качество отчетов, выявление случаев механического составления сводных отчетов по республике, краю, области, без проверки правильности отчетов подведомственных налоговых инспекций и выявления допущенных недочетов. Установить, своевременно ли высылаются отчеты вышестоящей налоговой инспекции, соответствуют ли данные сводных отчетов итоговым данным проверенных отчетов нижестоящих налоговых органов, а также данным учреждений Госбанка о поступивших суммах платежей в бюджет. Выяснить, какие меры принимались к обеспечению правильной постановки учета и отчетности в нижестоящих налоговых органах, а также учета принятых денежных сумм по налоговым платежам с населения в сельских Советах. Проверить, выполняются ли указания Государственной налоговой службы о порядке составления, разработки и анализа отчетности по платежам в бюджет. Начальник Управления анализа и контроля за сбором доходов, учета и отчетности В.К.Воронцов Приложение N 12 к Инструкции Госналогслужбы России от 19 октября 1992 г. N 15 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА проверки организации работы государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов Цель: проверить непосредственно на месте постановку контрольной работы, осуществляемой государственными налоговыми инспекциями по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям и городам с районным делением за деятельностью нижестоящих налоговых органов. При проведении проверки необходимо обратить внимание на следующие основные вопросы: I. Организация контрольной работы Наличие планов проведения проверок работы нижестоящих налоговых инспекций. Предусматривается ли в них установленная периодичность проведения комплексных проверок и участие специалистов по различным участкам работы инспекций. Как проводится подготовительная работа по проверке налогового органа и в чем она выражается (ознакомление со статистическими показателями и данными отчетов, анализ хода поступления налоговых платежей и т.д.). Составляются ли программы проверок по каждой инспекции и предусмотрены ли в них: - проверка основных участков работы городской (районной) налоговой инспекции, включая обязательную ревизию исполнения сметы расходов на содержание инспекции, и конкретных вопросов по ним; - повторные документальные и камеральные проверки налогоплательщиков, т.е. перепроверка некоторых из них с целью установления качества проделанной инспекцией работы; - оказание налоговой инспекции методической и практической помощи, а также ее предметное содержание; - проверка наиболее важных вопросов, поставленных налогоплательщиками и инспекциями в их письмах и запросах. Намечены ли и проводятся ли мероприятия по совершенствованию контроля за работой нижестоящих инспекций; в чем их направленность, выделить наиболее важные из них. В ходе проверки ознакомиться с положительным опытом контрольной работы; сделать его анализ и дать соответствующую оценку. II. Объем и эффективность проведенной контрольной работы Обеспечивается ли периодичность и комплексность при проведении проверок работы нижестоящих налоговых органов. Выполняются ли программы проведения проверок конкретных налоговых инспекций. Общее количество проведенных проверок, в том числе по видам (комплексные, тематические). Нет ли случаев, когда отдельные участки работы налоговых инспекций или отдельные виды налогов не проверялись в течение длительного времени. Проводятся ли при обследовании налоговых инспекций документальные и камеральные проверки налогоплательщиков. Охарактеризовать их общее количество и по каким вопросам. Обращается ли внимание при проведении проверок на случаи нарушений местными органами власти налогового законодательства; сообщается ли о них вышестоящему налоговому органу. Охарактеризовать основные недостатки и нарушения, отмеченные по результатам проведенных комплексных и тематических проверок нижестоящих налоговых инспекций. Дать оценку количеству и характеру выявленных недостатков и нарушений по сравнению с предыдущим периодом, имело ли место повторение ранее установленных нарушений или они впервые обнаружены в проверяемой инспекции. Отразить результаты документальных и камеральных проверок налогоплательщиков, проведенных в ходе обследования налоговых инспекций; привести сумму дополнительно начисленных платежей в бюджет как в целом, так и по основным видам налогов, в том числе сумму финансовых санкций. Установить, используются ли при проверках работы инспекций материалы анализа хода поступления налоговых платежей в соответствующем регионе; как отражается в материалах проверок инспекций связь их контрольной деятельности с ходом поступления налогов в бюджет. Дается ли оценка правильности применения проверяемым органом штрафных санкций, предусмотренных законодательством. Обратить внимание на устранение налоговыми инспекциями недостатков, отмеченных предыдущими проверками. Нашло ли это отражение в материалах по результатам проверок. III. Реализация материалов проверок Разрабатываются ли по итогам проверок соответствующие выводы и предложения. Как реализуются материалы проверок (рассмотрение у руководства, приказ, итоговое письмо и т.д.). Намечаются ли проверенными налоговыми инспекциями меры по устранению выявленных недостатков в их деятельности; действенность этих мер. Привлекаются ли должностные лица налоговых инспекций по итогам проверок к дисциплинарной и материальной (депремирование) ответственности. Осуществляется ли последующий контроль за ходом устранения недостатков, установленных при проверках; если проводится, то каким образом. Обобщаются ли выявленные при проверках недостатки, нарушения, ошибки и доводятся ли они до всех нижестоящих налоговых инспекций с целью недопущения их в работе. IY. Состав работников и повышение их квалификации Укомплектован ли штат работников, осуществляющих контрольную деятельность; при наличии вакансий установить в течение какого времени они незамещены; охарактеризовать качественный состав работников; отметить работу лучших специалистов, используются ли возможности для их выдвижения и поощрения. Проводятся ли мероприятия по повышению квалификации работников, занимающихся контрольной деятельностью; в ходе их обращается ли внимание работников на имеющие место факты неправильного применения или нарушения действующего налогового законодательства; практикуются ли показательные проверки для повышения уровня знаний работников; при проведении мероприятий по изучению нового налогового законодательства делается ли разбор характера недостатков и фактов нарушений в исчислении и взимании налогов, взятых из практики, а также методов их выявления; какова обеспеченность работников необходимыми инструктивными материалами. Y. Выводы и предложения В справке по итогам проверки требуется отразить основные выводы и предложения в части постановки контрольной работы налогового органа за деятельностью нижестоящих инспекций. Начальник Контрольного управления Ю.Ф.Алпатов Приложение N 13 к Инструкции Госналогслужбы России от 19 октября 1992 г. N 15 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА проверки организации работы государственных налоговых инспекций по доходам от приватизации, налогам и другим платежам во внебюджетные фонды При проведении проверок работы государственных налоговых инспекций следует проверить, как обеспечивается своевременность и полнота исполнения законодательных актов и инструкций, указаний о порядке уплаты в бюджет доходов от приватизации, а также налогов и других платежей во внебюджетные фонды. I. В государственных налоговых инспекциях по районам, городам(не имеющим районного деления) особое внимание должно быть обращено на следующие вопросы: проводятся ли специальные проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других платежей во внебюджетные фонды, а также уплаты в бюджет доходов от приватизации; проверяются ли в ходе проверок правильности исчичления и уплаты налога на прибыль, правильность исчисления и уплаты налогов и платежей во внебюджетные фонды; реализация материалов проверок; взаимодействие налоговых инспекций с соответствующими службами внебюджетных фондов, комитетами по управлению госимуществом, отделениями фонда федераьного имущества, финансовыми органами; проводится ли сверка данных по учету налогоплательщиков, имеющихся в налоговых органах, с аналогичными данными, имеющимися у соответствующих служб исполнительных органов внебюджетных фондов; проводится ли обобщение результатов проверок писем, жалоб, вносились ли в вышестоящие налоговые органы предложения по совершенствованию законодательных, нормативных актов и инструкций, а также по работе налоговых органов. II. В государственных налоговых инспекциях по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным областям и автономным округам, гг. Москве и Санкт-Петербургу проверить организацию работы по контролю за поступлением средств в государственные внебюджетные фонды, а также уплатой в бюджет доходов от приватизациии государственных и муниципальных предприятий. В ходе проверки следует установить: ведется ли кодификация законодательных, нормативных актов, инструкций, писем и указаний; своевременно ли доводятся до нижестоящих налоговых органов нормативные документы, инструкции, письма и указания; оказывалась ли практическая и методическая помощь нижестоящим налоговым органам в организации контрольной работы, в том числе путем проведения семинаров и совещаний; проводились ли проверки работы нижестощих налоговых органов по налогам и другим платежам во внебюджетные фонды и доходам от приватизации; основные недостатки, выявленные при проверках; качество проводимых проверок и реализация их результатов; взаимодействие в контрольной работе налоговых органов с соответствующими службами фондов (Пенсионного, социального страхования, занятости, дорожных фондов) и комитетами по управлению госимуществом, отделениями фонда Федерального имущества, финансовыми, правоохранительными и другими контролирующими органами; статистика, анализ результатов проверок писем, заявлений и жалоб граждан, массово-разъяснительная работа среди плательщиков, печать, радио, телевидение); какие предложения были подготовлены по совершенствованию законодательных, нормативных актов и инструкций, работе налоговых органов; как организована работа по повышению квалификации кадров налоговых органов, в том числе в работе с компьютерами. Начальник Управления налоговых поступлений и отчислений во внебюджетные фонды В.М.Некрасов Приложение N 14 к Инструкции Госналогслужбы России от 9 июля 1993 г. N 22 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА проверки состояния работ по информатизации территориальных налоговых органов При проведении проверки территориальных налоговых органов о состоянии работ по их информатизации необходимо обратить внимание на следующие вопросы: 1. Структура налоговых органов региона: структура региональной ГНИ; общая штатная численность основного персонала ГНИ; отделы ГНИ, их штатная численность; количество подведомственных городских и районных ГНИ; структура районных и городских ГНИ; штатная численность основного персонала городских и районных ГНИ, наличие службы ведения Госреестра в региональной ГНИ и в районных (городских) ГНИ, их подчинение, штатная численность служб. 2. Статистические данные по региону: численность населения региона, в том числе по административно-территориальным единицам, закрепленным за ГНИ; количество юридических лиц, стоящих на налоговом учете и подлежащих включению в Госреестр региональными ГНИ и наличие документа, утверждающего этот список; количество и состав налогоплательщиков; поступления налогов по региону в целом, по административно-территориальным единицам и количественный состав поступлений. 3. Вопросы организационного обеспечения ГНИ в части информатизации: 3.1. Наличие Положения об отделе внедрения АИС "Налог", структура отдела, функции, численность отдела, наличие в штате подведомственных ГНИ работников, ответственных за автоматизацию. 3.2. Наличие утвержденного Положения о службе ведения Госреестра: перечень вопросов, вызывающих затруднения при правовой экспертизе документов предприятий. 3.3. Наличие должностных инструкций работников отдела внедрения АИС "Налог". 3.4. Подчинение отдела внедрения АИС "Налог": административное (указать должностное лицо); методическое. 3.5. Наличие в структуре отдела внедрения АИС "Налог" администратора банка данных, ответственных за внедрение новых программных средств и исполнителей по ведению единого Государственного реестра предприятий. 3.6. Взаимодействие отдела внедрения АИС "Налог" с региональным филиалом ГНИВЦ (РВЦ), распределение между ними сфер деятельности по вопросам информатизации, наличие и содержание договоров между ГНИ и филиалами ГНИВЦ (РВЦ), виды и объемы работ по договорам (на техническое обслуживание, аренду вычислительной техники, информационные услуги, разработку научно-технической продукции и т.д.). 3.7. Взаимодействие ГНИ с информационными службами других ведомств (банков, местных органов административно-хозяйственного управления, статистических служб, кредитно-финансовых органов, предприятий связи, органов внутренних дел, предприятий-налогоплательщиков и др.), в т.ч. указать средства взаимодействия (компьютерные сети, почта, совещания и т.д.), наличие, содержание и объемы договоров и соглашений об информационном взаимодействии с этими службами, в т.ч. указать порядок взаимодействия с органами статистики и местными органами по учету юридических лиц и иных объектов налогообложения (письмо Госналогслужбы России ИЛ-4-12/68) при ведении Госреестра, а также по вопросу обеспечения общероссийскими классификаторами (СОАТО, СООГУ, ОКОНХ, ОКСМ, ОКВ, СОЕИ, ОКЭР). 3.8. Участие специалистов ГНИ в подготовке предложений в проект Плана информатизации Госналогслужбы России, при неучастии, указать причины. 3.9. Текущее состояние финансирования работ по информатизации: из бюджетных источников; из собственных централизованных фондов; получение программной и эксплуатационной документации на задачи из ФАП. 3.10. Замечания и предложения ГНИ по совершенствованию и развитию работ по информатизации в региональных, городских и районных ГНИ. 4. Подготовка кадров для работы в системе АИС "Налог": наличие программ подготовки кадров городских и районных отделов внедрения АИС "Налог"; наличие программ подготовки кадров городских, районных и региональных ГНИ; подготовка кадров отдела внедрения АИС "Налог" региональной ГНИ; порядок обучения кадров; подготовка кадров для работы в службе ведения Госреестра. 5. Техническое обеспечение ГНИ (отдельно по региональной, городским и районным налоговым инспекциям): 5.1. Типы и количество ПЭВМ, многопользовательских комплексов, модемов (модемных плат), факсов, стриммеров (НМЛ), находящихся в эксплуатации, в т.ч.: на балансе ГНИ (полученных по централизованным поставкам и приобретенных за счет собственных средств ГНИ); арендованных. 5.2. Организация технического обслуживания, ремонта вычислительной техники, комплектации расходными материалами. 5.3. Наличие вычислительных сетей (тип, число рабочих станций и серверов в сети). 5.4. Виды используемых каналов связи между: региональными ГНИ; ГНИ и Госналогслужбой России; региональной ГНИ и подведомственными ГНИ; ГНИ и другими ведомствами. 5.5. Техническое оснащение службы ведения Госреестра, в т.ч.: в региональной ГНИ; в районных и городских ГНИ. 5.6. Расчет и обоснование ГНИ дополнительной потребности в ВТ. 6. Общесистемное программное обеспечение, применяемое в ГНИ (с указанием версии): операционные системы, используемые в ПЭВМ; операционные системы, используемые в локальных вычислительных сетях; системы управления базами данных; редакторы текстовые и графические; электронные таблицы; дополнительно примененные утилиты и драйверы; другие унифицированные пакеты программ. 7. Комплексы прикладного программного обеспечения, применяемого в ГНИ: 7.1. Разработанные по договорам, покупные, собственные разработки: наименование; разработчик; сроки внедрения; требования к ресурсам вычислительных средств (объем оперативной памяти, объем дисковой памяти, другие требования); стоимость, трудоемкость разработки и внедрения программных средств; организация сопровождения комплексов программных средств; оценка ГНИ применяемых комплексов программных средств и замечания к внедряемым программным средствам. 7.2. Программные средства, полученные из ФАП: наименование; сроки внедрения; организация сопровождения комплексов программных средств; оценка ГНИ применяемых комплексов программных средств. 7.3. Наличие и состояние собственных разработок программных средств: перечень и платы разработок программных средств, основание разработки и источники финансирования; основные характеристики разработанных программных средств, совместимость программных средств с АИС "Налог". 7.4. Организация внедрения комплексов программных средств: планы внедрения; методика внедрения комплексов программных средств как в региональной и местных ГНИ. 8. Информационное обеспечение АИС "Налог", в т.ч.: используемая в практике автоматизированной обработки утвержденная и действующая в народном хозяйстве нормативно-справочная информация (стандарты, общероссийские классификаторы, регламентирующие, методологические документы и т.д.) в т.ч. указать каким образом проводится их актуализация; наличие в налоговых инспекциях нормативно-справочной документации; периодичность и методы актуализации базы данных; способ передачи из районных (городских) ГНИ данных и состав реквизитов базы данных Госреестра, передаваемых в региональную ГНИ; способы, используемые в ГНИ, для обеспечения сохранности и достоверности базы данных, используемые методы разграничения доступа к базам данных; текущее состояние базы данных Госреестра (количество юридических лиц, занимаемый объем дисковой памяти); структура и текущее состояние других баз данных (по физическим лицам, учет платежей и др.); возможность объединения и обработки баз данных с других компьютеров; зависимость объема занимаемой дисковой памяти от числа заведенных в базу данных налогоплательщиков, в т.ч. по каждому из создаваемых в базе файлов (в натуральном выражении); распределение баз данных по ГНИ и отделам; связь локальных баз данных (способы передачи, периодичность, носители, объемы передаваемой информации, протоколы обмена); технология создания и обработки базы данных по налогообложению юридических и физических лиц. Примечания: 1. Ответы по пунктам 1, 2, 6 при комплексной проверке не собираются. 2. На основании ответов к Перечню подготавливается справка по состоянию дел с информатизацией, в которой дается анализ, выводы и предложения. Зам. начальника Управления информатизации В.И.Совцов |