О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ИЗ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОСОБОГО РИСКА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 декабря 1992 г. N 958 (Д) Во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федера- ции от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделе- ний особого риска" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Критерии непосредственного участия граж- дан в действиях подразделений особого риска и Положение о Медико-соци- альной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации. 2. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить финанси- рование мероприятий, связанных с предоставлением компенсаций и льгот гражданам из подразделений особого риска за счет средств на финансиро- вание целевых государственных программ Российской Федерации по ликви- дации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерного выброса в Челябинской области и многолетнего воздействия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на население некоторых регионов Российской Федерации. 3. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству фи- нансов Российской Федерации и Государственному комитету Российской Фе- дерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пост- радавших от Чернобыльской и других радиационных катастроф, обеспечить выделение капитальных вложений из республиканского бюджета Российской Федерации на реконструкцию Научно-лечебного центра Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации, расположенного в г.Санкт-Петербурге. 4. Министерству здравоохранения Российской Федерации: оказать помощь Комитету ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации в организации деятельности Научно-лечебного цент- ра; осуществить в 1992-1995 годах закупку и поставку Научно-лечебному центру необходимого медицинского оборудования и медикаментов, а также оказать помощь в обеспечении его необходимым санитарным автотранспор- том; организовать обязательную диспансеризацию и медицинское обслужи- вание граждан из подразделений особого риска по месту жительства или работы. 5. Министерству социальной защиты населения Российской Федерации совместно с Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации утвердить по согласованию с Министерством труда Российской Федерации единый образец удостоверения, дающего право на льготы и ком- пенсации гражданам из подразделений особого риска. 6. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внут- ренних дел Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации, Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Главному управлению охраны Российской Федерации, Федеральному управлению железнодорожных войск при Министерстве путей сообщения Российской Федерации и командованию других воинских формирований: обеспечить гражданам из подразделений особого риска, указанным в подпунктах "а"-"г" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из из подразделений особого риска", внеочередную госпитализацию в медсан- частях, госпиталях, а также клиниках Военно-медицинской академии и ежегодное санаторно-курортное лечение, а также отпуск указанным граж- данам лекарственных средств и изделий медицинского назначения из под- ведомственных аптечных учреждений; оказывать всемерное содействие и помощь Комитету ветеранов под- разделений особого риска Российской Федерации в выполнении возложенных на него функций. Е.Гайдар УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 г. N 958 КРИТЕРИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ДЕЙСТВИЯХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОСОБОГО РИСКА С учетом настоящих Критериев определяется непосредственное участие граждан в действиях подразделений особого риска. К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа из числа воен- нослужащих и гражданского персонала войсковых частей, военных учрежде- ний, отдельных кораблей, самолетов и вертолетов, опытовых судов Воору- женных Сил Российской Федерации*, войск и органов Министерства безо- пасности Российской Федерации**, внутренних войск*, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федерального агентства правительствен- ной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Главного управления железнодорожных войск при Министерстве путей сообщения Российской Федерации других воинских формирований, начальствующий и рядовой состав органов внутренних дел, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, под землей (в том числе в условиях нештатных ситуаций и действия других поражающих фак- торов ядерного оружия), боевых радиоактивных веществ и учениях с при- менением такого оружия, в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, а также личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих, проведении и обеспечении работ по сбору и за- хоронению радиоактивных веществ, указанные в подпунктах "а", "б", "в", "г", "д" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделе- ний особого риска". К критериям непосредственного участия граждан в действиях подраз- делений особого риска относятся: 1. Непосредственное участие в испытаниях радиоактивных веществ и в учениях с применением такого оружия до 1 января 1963 года при выпол- нении служебных обязанностей: в составе частей, служб и подразделений в период проведения испы- таний, учений в районе, определенном в установленном порядке; в период проведения испытаний, учений в составе экипажей самоле- тов-носителей, самолетов-лабораторий, самолетов (вертолетов) прикры- тия, радиационной разведки, аэрофотосъемки, пробоотбора радиоактивных продуктов взрыва, а также в качестве авиаспециалистов по технической эксплуатации, комплексной подготовке, ремонту и дезактивации этих са- молетов (вертолетов) на основных и вспомогательных аэродромах базиро- вания; в составе подразделений, проводивших анализ проб радиоактивных продуктов взрывов и медико-биологические исследования с радиоактивно загрязненными биообъектами на территории полигонов, на которых прово- дились испытания ядерного оружия и боевых радиоактивных веществ; в составе частей, служб и подразделений, работавших на боевых по- лях после проведения взрывов, включая строительные, монтажные, демон- тажные и восстановительные работы, эвакуацию объектов испытаний с бое- вых полей, их дезактивацию, уничтожение (захоронение) разрушенных объ- ектов, дезактивацию технических средств. 2. Непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного ору- жия в условиях нештатных радиационных ситуаций (согласно перечню, оп- ределяемому Министерством обороны Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии) и действия других поражающих факторов ядерного оружия в составе: государственных комиссий по проведению испытаний; экипажей продуктов взрыва, вертолетов, кораблей, судов экстренной эвакуации и других обеспечивающих подразделений; групп съема материалов регистрации; групп обслуживания аппаратурных комплексов; групп радиационных и медико-биологических исследований с радиоак- тивно загрязненными биообъектами; групп отбора радиоактивных проб и их лабораторной обработки; групп радиационной разведки; групп живучести; групп проведения демонтажа техники и аппаратурных комплексов из радиоактивно загрязненной зоны с последующей дезактивацией; групп обеспечения режима и охраны командного пункта и приустьевых площадок. Выполнение гражданами служебных обязанностей во время взрыва в районе испытаний в составе указанных комиссий, экипажей и групп от- носится к действиям в подразделениях особого риска. 3. Непосредственное участие в ликвидации радиационных аварий, за- регистрированных в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, при выполнении служебных обязанностей в составе: экипажей подводных и надводных кораблей с ядерными установками с постоянным или периодическим нахождением в зоне строгого режима с мо- мента возникновения радиационных аварий до их ликвидации; персонала технических баз и вспомогательных служб флота, прини- мавшего участие в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках подводных кораблей и других военных объектах; государственных и ведомственных комиссий, назначенных для рассле- дования причин возникновения радиационных аварий и работавших на ава- рийных объектах. 4. Непосредственное участие в работах по сборке ядерных зарядов при выполнении военнослужащими служебных обязанностей до 31 декабря 1961 года в составе: персонала инженерно-технических служб (сборочные бригады, пове- рочные лаборатории, службы хранения); персонала хранилищ узлов ядерных зарядов; специалистов военных представительств, непосредственно осущест- вляющих контроль за изготовлением компонентов ядерных зарядов и за сборкой этих зарядов. 5. Непосредственное участие вы подземных испытаниях ядерного ору- жия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактив- ных веществ определяется при выполнении служебных обязанностей:*** в подразделениях научно-исследовательских учреждений Министерства обороны Российской Федерации, проводивших работы в районе эпицентра подземного ядерного взрыва; в подразделениях, проводивших радиационную разведку штольни, де- монтаж оборудования и его дезактивацию после извлечения из штольни; в подразделениях, осуществлявших проходку в полость подземного ядерного взрыва в штольне; в подразделениях, проводивших работы по сбору и захоронению ради- оактивных веществ, образовавшихся в результате любых видов ядерных взрывов, испытаний боевых радиоактивных веществ, эксплуатации и аварий ядерных энергетических установок средств вооружения. ----------------------------------------------------------------- * Также бывшего СССР (для граждан, проживающих на территории Российской Федерации). ** Также бывшего Комитета государственной безопасности СССР (для граждан, проживающих на территории Российской Федерации). *** Критерии, указанные в настоящем пункте, также распространяют- ся на участников работ, осуществляемых после подземных ядерных взры- вов, происшедших в условиях нештатных радиационных ситуаций. УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 г. N 958 ПОЛОЖЕНИЕ О МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ КОМИТЕТА ВЕТЕРАНОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОСОБОГО РИСКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Общие положения 1. Медико-социальная экспертная комиссия Комитета ветеранов под- разделений особого риска Российской Федерации (далее-Комиссия) создана в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделе- ний особого риска". Комиссия в своей работе руководствуется Конститу- цией Российской Федерации, законами и другими актами Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федера- ции, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, поста- новлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уста- вом Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федера- ции, настоящим Положением и другими нормативными актами. 2. Причины и группы инвалидности определяются Комиссией в поряд- ке, предусмотренном действующими по этим вопросам нормативными актами. При этом причина инвалидности, наступившей вследствие заболеваний (травм, увечий, контузий, ранений), связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, указывается в следу- ющей формулировке: "Заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обя- занностей), связано с непосредственным участием в действиях подразде- лений особого риска" 3. Заключение Комиссии, в том числе и об условиях и характере труда инвалидов из подразделений особого риска, являются обязательными для администрации предприятий, учреждений и организаций. 4. Комиссия финансируется за счет ассигнований из республиканско- го бюджета Российской Федерации, предусмотренных на содержание Комите- та ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации. 5. Комиссия имеет штамп и печать. Местонахождение Комиссии - г. Санкт-Петербурга. II. Основные задачи и функции 6. Основными задачами и функциями Комиссии являются: решение вопросов трудоспособности и инвалидности граждан, прини- мавших участие в действиях подразделений особого риска; определение непосредственного участия граждан в действиях подраз- делений особого риска; установление причинной связи заболеваний (травм, увечий, конту- зий, ранений), в том числе вызвавших инвалидность, у граждан с их не- посредственным участием в действиях подразделений особого риска; установление причинной связи заболеваний (травм, увечий, конту- зий, ранений), приведших к смерти кормильца, с его непосредственным участием в действиях подразделений особого риска; определение состояния здоровья граждан из подразделений особого риска с оформлением медицинского заключения; разработка индивидуальных программ медико-социальной реабилитации граждан из подразделений особого риска; содействие укреплению здоровья граждан из подразделений особого риска, предупреждению инвалидности; оценка эффективности проводимого лечения; изучение причин утраты трудоспособности и участия в разработке мероприятий по профилактике инвалидности и восстановлению трудоспособ- ности у граждан из подразделений особого риска; разработка перечня дополнительных видов исследований для исполь- зования при медицинском освидетельствовании граждан из подразделений особого риска; ежегодное обобщение материалов по результатам освидетельствования (экспертиз) и представление информации Комитету ветеранов подразделе- ний особого риска Российской Федерации. III. Организация работы и состав комиссии 7. В состав Комиссии входят восемь врачей-специалистов, социолог, юрист. Персональный состав Комиссии определяется Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации. Квалификационные ха- рактеристики должностей специалистов Комиссии утверждаются в установ- ленном порядке. 8. Право найма и увольнения председателя Комиссии имеет председа- тель Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федера- ции. Председатель Комиссии организует ее работу, обеспечивает качест- венное проведение медико-социального освидетельствования и несет пре- дусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за деятельность Комиссии. 9. Комиссия проводит свою работу на базе Научно-лечебного центра Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации. 10. Для проведения медико-социального освидетельствования могут привлекаться в установленном порядке консультанты по медицинским, тех- ническим и другим вопросам. IV. Обязанности и права комиссии 11. На Комиссию возлагаются: определение правомочности документов, подтверждающих участие граждан в действиях подразделений особого риска; оказание гражданам содействия в розыске документов, необходимых для проведения медико-социального освидетельствования; определение мер по медико-социальной реабилитации; оказание врачам лечебно-профилактических учреждений методической и консультативной помощи по вопросам медико-социальной реабилитации граждан, пострадавших в результате непосредственного участия в действиях подразделений особого риска. 12. Комиссия имеет право: получать сведения, необходимые для выполнения своих функциональ- ных обязанностей, в том числе данные о характере и условиях труда граждан, проходящих освидетельствование, от Министерства обороны Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, командования железнодорожных войск и других воинских формиро- ваний, от организаций и учреждений здравоохранения, администрации предприятий, учреждений, организаций, независимо от организацион- но-правовых форм; направлять граждан, проходящих освидетельствование , в лечеб- но-профилактические учреждения Министерства обороны Российской Федера- ции, других центральных органов федеральной исполнительной власти, же- лезнодорожных войск и других воинских формирований для уточнения диаг- ноза и восстановительного лечения. V. Порядок определения непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска и их медицинского освидетельствования 13. Определение непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска и их медицинское освидетельствование осу- ществляются на направлениям военных комиссариатов, лечебно-профилакти- ческих учреждений и по личным заявлениям граждан. 14. Освидетельствование граждан проводится по месту нахождения Комиссии в г. Санкт-Петербурге и с выездом в республиканские в составе Российской Федерации, краевые и областные центры, а также на дому, в стационаре. В исключительных случаях (в отдаленных, труднодоступных местностях) освидетельствование граждан может проводиться заочно с их согласия на основании представляемых документов, указанных в пункте 15 настоящего Положения. 15. Документами, подтверждающими непосредственное участие граждан в действиях подразделений особого риска, являются: списки граждан с приведенными данными: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, домашний адрес, сведения об участии в действиях подразделений особого риска (где, когда, войсковая часть, воинское звание, занимаемая должность, характер выполняемой работы, критерии непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпунктах "а", "б", "в", "г", "д" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1) и справки, выданные компетентными органами Ми- нистерства обороны Российской Федерации и других центральных органов федеральной исполнительной власти, отвечающими за достоверность содер- жащейся в этих документах информации. Списки и справки подписываются ответственными должностными лицами и заверяются гербовой печатью; решения судебных органов по установлению факта непосредственного участия гражданина в действиях подразделений особого риска; заключения медицинских учреждений и специалистов, в том числе иностранных, подтверждающих наличие соматических и других заболеваний у граждан, которые могут быть связаны с воздействием поражающих факто- ров ядерного оружия; медицинские документы (истории болезни, медицинские книжки, справки лечебных учреждений, выписные эпикризы); военные документы (перечни войсковых частей, военных учреждений, подразделений, групп, отдельных кораблей, самолетов и вертолетов, оп- товых судов, принимавших непосредственное участие в действиях подраз- делений особого риска, военные билеты, выписки из личного дела, летные книжки, выписки из вахтенного журнала, карточки взысканий и поощрений, приказы о награждениях и поощрениях, ведомости на получение денежного довольствия) и другие документы; документы общественных и иных организаций, статьи в газетах того времени, кинодокументы и другие документы; анкеты непосредственных участников в действиях подразделений осо- бого риска. 16. Заседания Комиссии проводятся при наличии не менее половины ее состава в следующем порядке: рассмотрение и оценка предъявленных документов и материалов, про- верка их правомочности; установление непосредственного участия гражданина в действиях подразделений особого риска, руководствуясь Критериями непосредствен- ного участия граждан в действиях подразделений особого риска; вынесение решения о признании участия гражданина в действиях под- разделений особого риска и сообщение ему этого решения (устно или в письменной форме); медицинский осмотр граждан из подразделений особого риска врача- ми-специалистами с установлением диагнозов заболеваний, последствий травм, увечий, контузий, ранений и их причинной связи; оформление акта освидетельствования по установлению не- посредственного участия гражданина в действиях подразделений особого риска, акта медицинского освидетельствования заполняются в одном эк- земпляре, подписываются председателем, членами Комиссии (не менее трех), заверяются печатью и хранятся в делах Комиссии. Решение Ко- миссии принимается большинством голосов, при равенстве голосов "за" и "против" голос председателя является решающим. Если председатель или отдельные члены Комиссии не согласны с принятым решением, то в акт за- писывается их особое мнение. Заключение Комиссии о непосредственном участии гражданина в действиях подразделений особого риска является основанием для выдачи удостоверения ветерана подразделений особого риска. 17. Комиссия выдает лицам, прошедшим освидетельствование, справки о решении Комиссии и в 3-дневный срок направляет соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям извещение установленной формы о принятом решении. 18. В случае несогласия освидетельствуемого с решением Комиссии он имеет право в течение месяца подать об этом письменное заявление в Комитет ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации, который оказывает ему содействие в поиске дополнительных документов. 19. В случае несогласия освидетельствуемого, принимавшего не- посредственное участие в действиях подразделений особого риска, с ре- шением республиканской в составе Российской Федерации, краевой, об- ластной врачебно-трудовой экспертной комиссии по установлению группы инвалидности и (или) ее причинной связи он в течение месяца имеет пра- во подать об этом письменное заявление в Комиссию. Комиссия не позднее месяца со дня подачи заявления проводит освидетельствование и выносит окончательное решение. В этом случае работа Комиссии ведется в следующем порядке: рассмотрение поступивших по запросу документов: акта освидетельствования во врачебно-трудовой экспертной ко- миссии, выписок из карты амбулаторного больного, историей болезни, ме- дицинских книжек; медицинский осмотр врачами-специалистами, госпитализация, при не- обходимости, в Научно-лечебный центр Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации или другие специализированные ле- чебные учреждения; оформление акта медицинского освидетельствования в двух экземпля- рах и протокола заседания Комиссии. Первый экземпляр акта хранится в делах Комиссии, второй экземпляр акта направляется во врачебно-трудо- вую экспертную комиссию. Заключение Комиссии может быть обжаловано в Комитете ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации. 20. При обращении граждан из семей, потерявших кормильца, Ко- миссия рассматривает документы, представленные гражданами или органи- зациями, и в случае подтверждения потери кормильца из числа лиц, действовавших в составе подразделений особого риска, выносит решение о причинной связи смерти кормильца с действиями в составе этих подразде- лений. Заключение Комиссии является основанием для выдачи Комитетом ве- теранов подразделений особого риска Российской Федерации справки о по- тере кормильца из числа лиц, действовавших в составе подразделений особого риска. 21. Документы Комиссии подлежат постоянному хранению. 22. Лица, виновные в вынесении умышленно неправильного решения Комиссии, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. |