Страницы: 1 2 органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки. Статья 90. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей. Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Российской Федерации и Республики Марий Эл. Статья 91. Депутат обязан отчитываться о своей работе, работе Верховного Совета Республики Марий Эл или местного Совета народных депутатов перед избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты. Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке. V. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ Глава 11. Верховный Совет Республики Марий Эл Статья 92. Высшим представительным и законодательным органом Республики Марий Эл является Верховный Совет Республики Марий Эл. Верховный Совет Республики Марий Эл - постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти Республики Марий Эл, правомочный решать вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Республики Марий Эл. К ведению Верховного Совета Республики Марий Эл относится: 1) принятие Конституции Республики Марий Эл, внесение в нее изменений и дополнений; 2) определение внутренней и внешней политики Республики Марий Эл в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики Российской Федерации; 3) принятие решений по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению Республики Марий Эл; установление порядка организации и деятельности республиканских, местных органов государственной власти и управления; определение правового статуса республиканских общественных организаций; 4) определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства Республики Марий Эл, утверждение изменения границ районов, городов; образование новых районов и городов, их наименование и перенаименование; 5) представление на утверждение Съезда народных депутатов Российской Федерации изменений границ между Республикой Марий Эл и соседними республиками и областями Российской Федерации; 6) утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития Республики Марий Эл; утверждение государственных планов экономического и социального развития Республики Марий Эл; государственного бюджета Республики Марий Эл; осуществление контроля за ходом выполнения плана и бюджета; утверждение отчетов об их выполнении; в случае необходимости внесение изменений в план и бюджет; 7) избрание Председателя Верховного Совета Республики Марий Эл; 8) избрание Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Республики Марий Эл; 9) избрание из числа народных депутатов Республики Марий Эл постоянных комиссий для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Республики Марий Эл, а также для содействия проведению в жизнь законов Республики Марий Эл и иных решений, принятых Верховным Советом Республики Марий Эл, контроля за деятельностью государственных органов и организаций. Верховный Совет Республики Марий Эл создает, когда сочтет необходимым, комиссии по любому вопросу; 10) согласование структуры и состава Правительства; 11) избрание Комитета конституционного надзора Республики Марий Эл; 12) исключен; 13) избрание Верховного Суда Республики Марий Эл и народных судей районных (городских) народных судов; 14) избрание Председателя, заместителей Председателя, председателей коллегий и судей Высшего арбитражного суда Республики Марий Эл; 15) исключен; 16) принятие решений о проведении республиканского народного голосования (референдума); 17) осуществление законодательной инициативы на Съезде народных депутатов Российской Федерации и в Верховном Совете Российской Федерации; 18) назначение выборов народных депутатов Республики Марий Эл и Президента Республики Марий Эл; 19) утверждение составов Центральных избирательных комиссий по выборам народных депутатов Республики Марий Эл и Президента Республики Марий Эл; 20) регулярное заслушивание отчетов образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц; решение вопроса о доверии Правительству Республики Марий Эл и членам Правительства Республики Марий Эл; 21) обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории Республики Марий Эл; осуществление в пределах компетенции Республики Марий Эл законодательного регулирования отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений; 22) решение вопросов, связанных с обеспечением конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Республики Марий Эл и равноправия граждан Российской Федерации всех национальностей на территории Республики Марий Эл, а также других отношений, регулирование которых относится к ведению Республики Марий Эл; 23) толкование законов Республики Марий Эл; 24) направление деятельности местных Советов народных депутатов; 25) установление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, поступающих на образование Государственного бюджета Республики Марий Эл; 26) решение вопроса о досрочном прекращении депутатских полномочий в соответствии с Законом Республики Марий Эл "О статусе народного депутата Республики Марий Эл"; 27) учреждение государственных наград Республики Марий Эл; установление почетных званий Республики Марий Эл. Верховный Совет Республики Марий Эл имеет право: отменять указы и постановления Президиума Верховного Совета Республики Марий Эл, указы, постановления, распоряжения Президента Республики Марий Эл; отменять решения районных и городских (городов республиканского (Республики Марий Эл) подчинения) Советов народных депутатов в случае несоответствия их Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл и законам Российской Федерации и Республики Марий Эл; опротестовывать законы Российской Федерации, указы и другие акты Президента Российской Федерации, принятые с превышением полномочий, ущемляющие суверенные права Республики Марий Эл, а также приостанавливать на территории Республики Марий Эл действие актов Правительства Российской Федерации и иных органов государственного управления Российской Федерации; входить в Комитет конституционного надзора Российской Федерации с предложениями о даче заключения о соответствии актов Верховного Совета Российской Федерации и их палат, Правительства Российской Федерации, проектов актов этих органов Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации. Верховный Совет Республики Марий Эл принимает законы Республики Марий Эл и постановления. Статья 93. Верховный Совет Республики Марий Эл состоит из 150 депутатов. Верховный Совет Республики Марий Эл по представлению избираемой им Мандатной комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными. Статья 94. Верховный Совет Республики Марий Эл созывается на первое заседание не позднее чем через два месяца после выборов. Первую после выборов сессию Верховного Совета Республики Марий Эл открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Верховного Совета Республики Марий Эл, а после избрания Председателя Верховного Совета Республики Марий Эл и его заместителей заседания Верховного Совета Республики Марий Эл ведет Председатель Верховного Совета Республики Марий Эл или его заместители. Верховный Совет Республики Марий Эл сохраняет свои полномочия вплоть до избрания нового состава Верховного Совета Республики Марий Эл. Статья 95. Верховный Совет Республики Марий Эл созывается Президиумом Верховного Совета Республики Марий Эл на очередные сессии, которые проводятся три раза в год. Продолжительность сессии определяется Верховным Советом Республики Марий Эл. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Республики Марий Эл по его инициативе, либо по предложению Председателя Верховного Совета Республики Марий Эл, Президента Республики Марий Эл или не менее трети состава Верховного Совета Республики Марий Эл, или района, города (республиканского (Республики Марий Эл) подчинения) в лице Совета народных депутатов. Сессия Верховного Совета Республики Марий Эл состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий Верховного Совета Республики Марий Эл. Статья 96. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Марий Эл принадлежит народным депутатам Республики Марий Эл, Президиуму Верховного Совета Республики Марий Эл, Председателю Верховного Совета Республики Марий Эл, Президенту Республики Марий Эл, Комитету конституционного надзора Республики Марий Эл, районам и городам (республиканского (Республики Марий Эл) подчинения) в лице Советов народных депутатов, постоянным комиссиям Верховного Совета Республики Марий Эл, Верховному Суду Республики Марий Эл, Прокурору Республики Марий Эл, Председателю Высшего арбитражного суда Республики Марий Эл. Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их республиканских (Республики Марий Эл) органов. Статья 97. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Республики Марий Эл, обсуждаются на его заседаниях. Закон Республики Марий Эл считается принятым, если за него проголосовало большинство народных депутатов Верховного Совета Республики Марий Эл. Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета Республики Марий Эл, принятым по его инициативе или по предложению районных, городских (городов республиканского (Республики Марий Эл) подчинения) Советов народных депутатов, могут быть вынесены на народное обсуждение. Статья 98. Законы Республики Марий Эл, постановления и другие акты, принятые Верховным Советом Республики Марий Эл, Президиумом Верховного Совета Республики Марий Эл, Президентом Республики Марий Эл, публикуются Президиумом Верховного Совета Республики Марий Эл на марийском (луговом и горном) и русском языках. Статья 99. Президиум Верховного Совета Республики Марий Эл является подотчетным Верховному Совету Республики Марий Эл органом, обеспечивающим организацию работы Верховного Совета Республики Марий Эл и осуществляющим другие полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Марий Эл и законами Республики Марий Эл. В состав Президиума Верховного Совета Республики Марий Эл входят по должности: Председатель Верховного Совета Республики Марий Эл, Первый заместитель Председателя Верховного Совета Республики Марий Эл, заместитель Председателя Верховного Совета Республики Марий Эл, председатели постоянных комиссий Верховного Совета Республики Марий Эл, а также депутаты, избираемые Верховным Советом Республики Марий Эл из числа народных депутатов Республики Марий Эл. Президиум Верховного Совета Республики Марий Эл возглавляет Председатель Верховного Совета Республики Марий Эл. Статья 100. Президиум Верховного Совета Республики Марий Эл: 1) созывает сессии Верховного Совета Республики Марий Эл; 2) организует подготовку сессий Верховного Совета Республики Марий Эл; 3) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета Республики Марий Эл; 4) оказывает содействие народным депутатам Республики Марий Эл в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией; 5) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Республики Марий Эл; 6) исключен; 7) организует подготовку и проведение народных голосований (референдумов), а также народных обсуждений проектов законов Республики Марий Эл и других наиболее важных вопросов государственной жизни; 8) публикует законы Республики Марий Эл и другие акты, принятые Верховным Советом Республики Марий Эл, Президиумом Верховного Совета Республики Марий Эл и Председателем Верховного Совета Республики Марий Эл; 9) дает толкование законов Республики Марий Эл; 10) принимает решения по вопросам административно-территориального устройства Республики Марий Эл; 11) исключен; 12) устанавливает памятные и знаменательные дни Республики Марий Эл; 13) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законами Республики Марий Эл. Президиум Верховного Совета Республики Марий Эл в период между сессиями Верховного Совета Республики Марий Эл с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии: отменяет решения районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в случае несоответствия их закону; образует в установленном порядке районы и города республиканского подчинения, производит их наименование и перенаименование; назначает и освобождает от должности отдельных лиц, входящих в состав Верховного Суда Республики Марий Эл, районных, городских народных судов Республики Марий Эл и Высшего арбитражного суда Республики Марий Эл. Президиум Верховного Совета Республики Марий Эл издает указы и принимает постановления. По истечении срока полномочий Верховного Совета Республики Марий Эл Президиум Верховного Совета Республики Марий Эл сохраняет свои полномочия вплоть до образования Верховным Советом Республики Марий Эл нового Президиума Верховного Совета Республики Марий Эл. Статья 101. Председатель Верховного Совета Республики Марий Эл избирается Верховным Советом Республики Марий Эл из числа народных депутатов Республики Марий Эл тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Верховным Советом Республики Марий Эл. Председатель Верховного Совета Республики Марий Эл подотчетен Верховному Совету Республики Марий Эл. Статья 102. Председатель Верховного Совета Республики Марий Эл: 1) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Верховным Советом Республики Марий Эл; подписывает постановления и другие акты, принятые Верховным Советом Республики Марий Эл и Президиумом Верховного Совета Республики Марий Эл; 2) исключен; 3) представляет Верховному Совету Республики Марий Эл кандидатуры для избрания на должность Первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Совета Республики Марий Эл, а также предложения о персональном составе Комитета конституционного надзора Республики Марий Эл; 4) представляет Верховному Совету Республики Марий Эл кандидатуры для назначения или избрания на должности Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл, Председателя Высшего арбитражного суда Республики Марий Эл; 5) руководит заседаниями Верховного Совета Республики Марий Эл, ведает его внутренним распорядком; 6) ведет переговоры и подписывает соглашения между законодательными органами (парламентами) Республики Марий Эл и суверенными государствами с последующим представлением соглашений на ратификацию Верховного Совета Республики Марий Эл. Председатель Верховного Совета Республики Марий Эл издает распоряжения. Первый заместитель Председателя Верховного Совета Республики Марий Эл и заместитель Председателя Верховного Совета Республики Марий Эл выполняют по уполномочию Председателя Верховного Совета Республики Марий Эл отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей. Статья 103. Законы и другие решения Верховного Совета Республики Марий Эл принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями Верховного Совета Республики Марий Эл. назначение, избрание и утверждение должностных лиц в состав Верховного Суда Республики Марий Эл, районных (городских) народных судов Республики Марий Эл, Высшего арбитражного суда Республики Марий Эл производятся при наличии заключения соответствующих постоянных комиссий Верховного Совета Республики Марий Эл. Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета Республики Марий Эл. Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленные сроки. Статья 104. Народный депутат Республики Марий Эл на сессиях Верховного Совета Республики Марий Эл имеет право обратиться с запросом к председателю Верховного Совета Республики Марий Эл, к Президенту Республики Марий Эл, к руководителям других органов, образуемых или избираемых Верховным Советом Республики Марий Эл, а также к руководителям расположенных на территории Республики Марий Эл предприятий, учреждений и организаций республиканского (Российской Федерации) подчинения по вопросам, отнесенным к ведению Республики Марий Эл. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета Республики Марий Эл не более чем в трехдневный срок. Народные депутаты Республики Марий Эл освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете Республики Марий Эл, его комиссиях, а также среди населения. Статья 105. Народный депутат Республики Марий Эл не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Республики Марий Эл. Статья 106. Комитет конституционного надзора Республики Марий Эл избирается Верховным Советом Республики Марий Эл сроком на десять лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и трех членов Комитета. Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Республики Марий Эл, не могут одновременно входить в состав органов акты которых поднадзорны Комитету. Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Республики Марий Эл, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции Республики Марий Эл. Статья 107. Комитет конституционного надзора Республики Марий Эл: 1) по собственной инициативе или по поручению Верховного Совета Республики Марий Эл представляет Верховному Совету заключения о соответствии Конституции Республики Марий Эл проектов законов Республики Марий Эл, подлежащих рассмотрению Верховным Советом Республики Марий Эл; 2) осуществляет наблюдение за соответствием Конституции Республики Марий Эл и законам Республики Марий Эл постановлений и распоряжений Правительства Республики Марий Эл, решений районных, городских (городов республиканского (Республики Марий Эл) подчинения) Советов народных депутатов; 3) по собственной инициативе или по поручению Верховного Совета Республики Марий Эл, по предложениям Президиума Верховного Совета Республики Марий Эл, Председателя Верховного Совета Республики Марий Эл, постоянных комиссий Верховного Совета Республики Марий Эл, Правительства Республики Марий Эл, прокурора Республики Марий Эл дает заключения о соответствии Конституции Республики Марий Эл и законам Республики Марий Эл актов других государственных органов и общественных организаций, в том числе союзно-республиканских министерств и ведомств. При выявлении противоречия акта или его отдельных положений Конституции Республики Марий Эл или законам Республики Марий Эл Комитет конституционного надзора Республики Марий Эл направляет органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного нарушения. Принятие Комитетом такого заключения приостанавливает исполнение противоречащего Конституции Республики Марий Эл или закону Республики Марий Эл акта либо его отдельных положений. Комитет конституционного надзора Республики Марий Эл вправе входить с представлением в Верховный Совет Республики Марий Эл или Правительство Республики Марий Эл об отмене противоречащих Конституции Республики Марий Эл или закону Республики Марий Эл актов подотчетных им органов или должностных лиц. Организация и порядок деятельности Комитета конституционного надзора Республики Марий Эл определяется законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл о конституционном надзоре. Статья 108. Верховный Совет Республики Марий Эл осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов. Статья 109. Порядок деятельности Верховного Совета Республики Марий Эл и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Республики Марий Эл и другими законами Республики Марий Эл, издаваемыми на основе Конституции Республики Марий Эл. Глава 12. Президент Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл Статья 110. Президент Республики Марий Эл является высшим должностным лицом, главой исполнительной власти в Республике Марий Эл и возглавляет Правительство Республики Марий Эл. Статья 111. Президент Республики Марий Эл выступает гарантом прав и свобод личности в Республике Марий Эл, суверенитета республики, соблюдения Конституции и законов Республики Марий Эл, а также принятых ею межреспубликанских и международных обязательств. Президент Республики Марий Эл не занимает никакие другие должности в государственных, коммерческих и общественных органах и организациях, не имеет права на предпринимательскую деятельность. На время выполнения своих полномочий Президент Республики Марий Эл приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях. Президент Республики Марий Эл не может быть народным депутатом. Статья 112. Президентом Республики Марий Эл может быть избран гражданин Республики Марий Эл не моложе тридцати и не старше шестидесяти лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий на территории Республики Марий Эл и владеющий государственными языками Республики Марий Эл. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Марий Эл более двух сроков подряд. Статья 113. Президент Республики Марий Эл избирается гражданами Республики Марий Эл путем народного голосования, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Число кандидатов на пост Президента Республики Марий Эл не ограничивается. Порядок выборов Президента Республики Марий Эл устанавливается законом Республики Марий Эл. Статья 114. При вступлении в должность в течение одного месяца после объявления результатов выборов Президент Республики Марий Эл приносит присягу на верность народу и Конституции Республики Марий Эл. Лицо, избранное Президентом Республики Марий Эл, вступает в должность с момента принесения следующей присяги: "Торжественно клянусь верно служить народу Республики Марий Эл, гарантировать права и свободы граждан, строго следовать Конституции Республики Марий Эл, укреплять и защищать суверенитет Республики Марий Эл, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности президента Республики Марий Эл". Присяга принимается на сессии Верховного совета Республики Марий Эл. Статья 115. Президент Республики Марий Эл: 1) обеспечивает права и свободы граждан Республики Марий Эл, государственный суверенитет, безопасность и территориальную целостность Республики Марий Эл, законность и правопорядок на ее территории; 2) представляет Республику Марий Эл в отношениях с Российской Федерацией и другими республиками, а также в международных отношениях; 3) возглавляет систему органов государственного управления Республики Марий Эл, обеспечивает взаимодействие органов государственного управления Республики Марий Эл и Российской Федерации, с высшими органами государственной власти Республики Марий Эл и Российской Федерации; 4) представляет Верховному Совету Республики Марий Эл ежегодные доклады о положении в республике, о выполнении принятых Верховным Советом Республики Марий Эл социально-экономических и иных программ, информирует Верховный Совет о важных вопросах внутренней и международной политики, вправе участвовать в работе Верховного Совета Республики Марий Эл и его Президиума; 5) по согласованию с Верховным Советом Республики Марий Эл формирует исполнительную власть Республики Марий Эл, вносит в ее состав изменения. Представляет Верховному Совету Республики Марий Эл на согласование структуру Правительства Республики Марий Эл; 6) участвует от имени Республики Марий Эл в решении вопросов, предусмотренных Договором с Российской Федерацией, с другими республиками, назначает и отзывает представителей Республики Марий Эл при высших органах государственного управления Российской Федерации и других республик, а также в иностранных государственных и международных организациях; 7) ведет переговоры и подписывает от имени Республики Марий Эл международные и межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации Верховным Советом Республики Марий Эл. Решает в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Марий Эл; 8) подписывает законы Республики Марий Эл, вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет Республики Марий Эл для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет Республики Марий Эл не менее чем двумя третями голосов подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан подписать закон; 9) вправе отменять акты министерств Республики Марий Эл, других подведомственных ему органов; имеет право приостанавливать действие актов глав местной администрации районов, городов (городов республиканского подчинения) Республики Марий Эл в случае противоречия их Конституции Республики Марий Эл, законам Республики Марий Эл и указам Президента Республики Марий Эл; 10) обращается в Комитет конституционного надзора Республики Марий Эл с предложением дать заключение о соответствии Конституции и законам Республики Марий Эл актов государственных органов и общественных организаций Российской Федерации, непосредственно затрагивающих интересы Республики Марий Эл, в необходимых случаях, с учетом заключений Комитета конституционного надзора Республики Марий Эл, опротестовывает действие таких актов на территории Республики Марий Эл; 11) награждает государственными наградами Республики Марий Эл и присваивает почетные звания Республики Марий Эл, представляет к государственным наградам Российской Федерации; 12) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит в соответствии с законом чрезвычайное положение в Республике Марий Эл или в отдельных ее местностях с одновременным внесением принятого решения на утверждение Верховного Совета Республики Марий Эл; 13) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами Республики Марий Эл. Президент Республики Марий Эл не имеет право роспуска либо приостановления деятельности Верховного Совета Республики Марий Эл. Статья 116. Одновременно с Президентом Республики Марий Эл избирается Вице-президент Республики Марий Эл. Кандидатуру Вице-президента Республики Марий Эл предлагает кандидат в Президенты Республики Марий Эл. Вице-президентом Республики Марий Эл может быть избран гражданин Республики Марий Эл не моложе 30 и не старше 60 лет, обладающий избирательным правом. Вице-президент Республики Марий Эл не занимает никакие другие должности в государственных, коммерческих и общественных органах и организациях, не имеет права на предпринимательскую деятельность, не может быть народным депутатом. Вице-президент Республики Марий Эл осуществляет по поручению Президента Республики Марий Эл отдельные его полномочия и замещает Президента Республики Марий Эл в случае его отсутствия. Статья 117. Президент Республики Марий Эл в пределах своих полномочий, на основе и во исполнение действующего законодательства издает указы, постановления и распоряжения, имеющие подзаконный характер и обязательную силу на всей территории Республики Марий Эл. Указы, постановления и распоряжения Президента Республики Марий Эл, не соответствующие Конституции и законам Республики Марий Эл, отменяются Верховным Советом Республики Марий Эл. Статья 118. Личность Президента Республики Марий Эл неприкосновенна. Честь и достоинство Президента Республики Марий Эл охраняются законом. В случае нарушения Президентом Республики Марий Эл Конституции и законов Республики Марий Эл, а также данной им присяги Верховный Совет Республики Марий Эл с учетом заключения Комитета конституционного надзора Республики Марий Эл двумя третями голосов от общего числа народных депутатов Республики Марий Эл назначает голосование об отзыве Президента Республики Марий Эл. Президент Республики Марий Эл может в любое время подать в отставку. Вопрос об отставке Президента решается Верховным Советом Республики Марий Эл. В случае нарушения Конституции Республики Марий Эл и законов Республики Марий Эл, а также в случае невозможности далее исполнять свои обязанности Вице-президент Республики Марий Эл освобождается от должности по представлению Президента Республики Марий Эл Верховным Советом Республики Марий Эл двумя третями голосов об общего числа народных депутатов Республики Марий Эл. По представлению Президента Республики Марий Эл Верховный Совет Республики Марий Эл избирает Вице-президента Республики Марий Эл на срок полномочий Президента Республики Марий Эл. Статья 118-1. В случае временного отсутствия Президент Республики Марий Эл может возложить исполнение своих обязанностей на Вице-президента Республики Марий Эл. Если Президент Республики Марий Эл по тем или иным причинам не может далее исполнять свои обязанности (в том числе - по состоянию здоровья, подтвержденному заключением государственной медицинской комиссии, образуемой Верховным Советом Республики Марий Эл), впредь до избрания нового Президента его полномочия переходят к Вице-президенту Республики Марий Эл, а если это невозможно - к Председателю Верховного Совета Республики Марий Эл. Президент Республики Марий Эл по истечению срока полномочий продолжает исполнять свои обязанности до принятия присяги вновь избранным Президентом Республики Марий Эл. Выборы нового Президента Республики Марий Эл проводятся в соответствии с законом. Статья 118-2. Правительство Республики Марий Эл является исполнительным и распорядительным органом Республики Марий Эл и формируется Президентом Республики Марий Эл по согласованию с Верховным Советом Республики Марий Эл. В состав Правительства Республики Марий Эл входят два первых заместителя, заместители Главы Правительства Республики Марий Эл, министры, председатели государственных комитетов. Президент вправе включать в состав Правительства Республики Марий Эл Вице-президента Республики Марий Эл и руководителей других государственных органов. Статья 118-3. Правительство правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Республики Марий Эл, поскольку они не входят в компетенцию Верховного Совета Республики Марий Эл и Президента Республики Марий Эл. Решения Правительства издаются в форме постановлений и распоряжений. Решения Правительства, принятые в пределах его компетенции, обязательны к исполнению на территории Республики Марий Эл всеми государственными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами. Статья 118-4. Правительство Республики Марий Эл или отдельные члены Правительства имеют право заявить Президенту Республики Марий Эл о своей отставке. В случае отставки Правительство Республики Марий Эл продолжает выполнять свои обязанности до формирования нового состава Правительства. Статья 118-5. Правительство действует в пределах срока полномочий Президента Республики Марий Эл и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Марий Эл. Статья 118-6. Организация и порядок деятельности, компетенция Правительства Республики Марий Эл, его отношения с другими государственными и местными органами определяются законом. VI. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ Глава 13. Местные Советы народных депутатов и органы территориального общественного самоуправления Статья 119. Органами государственной власти в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов. В системе местного самоуправления, кроме местных Советов народных депутатов, могут действовать в соответствии с законодательством Республики Марий Эл органы территориального общественного самоуправления, собрания граждан, иные формы непосредственной демократии. Статья 120. Местное самоуправление в районах, городах, поселках, сельских населенных пунктах осуществляется населением через соответствующие местные Советы народных депутатов как главное звено системы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления населения, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно выполнение решений вышестоящих органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов. Экономической основой местного самоуправления является собственность местного самоуправления (муниципальная собственность), порядок образования, владения, пользования и распоряжения которой регулируются законом. Статья 121. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения. Статья 122. Местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных их законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл. Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами. Статья 123. Круг вопросов, разрешаемых исключительно на сессиях местных Советов народных депутатов, устанавливается законом. Статья 124. Местные Советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов, а также для содействия проведению в жизнь решений Советов, контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Рекомендации постоянных комиссий местных Советов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок. Статья 125. Местные Советы народных депутатов имеют право отменять акты нижестоящих Советов в случае несоответствия этих актов законодательству. Статья 126. Система органов территориального общественного самоуправления, их компетенция, порядок организации и деятельности регулируются Законом. Статья 127. Работу местных Советов народных депутатов организует их председатель, который избирается на сессиях Советов из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий этих Советов. Глава 14. Местная администрация Статья 128. Местная администрация в районах, городах (в городах районного подчинения), поселках, сельских населенных пунктах осуществляет исполнительно-распорядительные функции на основании и во исполнение законодательных актов Республики Марий Эл и Российской Федерации решений местных Советов народных депутатов, принятых в пределах их полномочий, обеспечивает законные права и интересы органов местного самоуправления и граждан. Местная администрация подотчетна соответствующему местному Совету народных депутатов и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Глава местной администрации представляет соответствующему местному Совету народных депутатов ежегодный отчет о деятельности местной администрации. Статья 129. Компетенция и порядок формирования местной администрации устанавливается законом. Соответствующий Совет народных депутатов вправе принять решение о недоверии главе и другим лицам местной администрации. Порядок выражения недоверия должностным лицам местной администрации и отрешения их от должности устанавливается законом. Статья 130. Структура местной администрации утверждается Советом народных депутатов по представлению главы местной администрации. Руководители органов, структурных подразделений местной администрации назначаются и освобождаются главой местной администрации. Перечень должностей местной администрации, утверждение на которых производится соответствующим Советом народных депутатов, устанавливается законом. Статья 131. Глава местной администрации в пределах своей компетенции принимает постановления и издает распоряжения. Акты главы местной администрации, противоречащие законодательству, могут быть отменены Советом народных депутатов, вышестоящим исполнительно-распорядительным органом или судом в соответствии с законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации. Статья 132. Органы и структурные подразделения местной администрации подчиняются главе местной администрации по всем вопросам своей деятельности. Статья 133. Исключена. VII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ Статья 134. Исключена. Статья 135. Исключена. Статья 136. Исключена. Статья 137. Государственный бюджет Республики Марий Эл включает республиканский бюджет и самостоятельные местные бюджеты. Государственный бюджет Республики Марий Эл как самостоятельная часть включается в бюджет Российской Федерации. Статья 138. Государственный бюджет Республики Марий Эл разрабатывается Правительством Республики Марий Эл и утверждается Верховным Советом Республики Марий Эл по представлению Президента Республики Марий Эл. Статья 139. Отчеты о выполнении государственных планов экономического и социального развития Республики Марий Эл и об исполнении государственного бюджета Республики Марий Эл рассматриваются и утверждаются Верховным Советом Республики Марий Эл. Общие показатели выполнения планов и исполнения бюджета публикуются для всеобщего сведения. VIII. ПРАВОСУДИЕ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР Глава 15. Судебная система Республики Марий Эл Статья 140. Правосудие в Республике Марий Эл осуществляется только судом. Судебную систему Республики Марий Эл составляют Верховный Суд Республики Марий Эл, Высший арбитражный суд Республики Марий Эл, районные (городские) народные суды. Организация и порядок деятельности судов Республики Марий Эл определяются законами Республики Марий Эл и Российской Федерации. Статья 141. Все суды Республики Марий Эл образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Народные судьи районных (городских) народных судов избираются Верховным Советом Республики Марий Эл. Судьи Верховного Суда Республики Марий Эл и Высшего арбитражного суда Республики Марий Эл избираются Верховным Советом Республики Марий Эл. Народные заседатели районных (городских) судов избираются на собраниях граждан по месту их жительства или работы открытым голосованием, а народные заседатели Верховного Суда Республики Марий Эл - Верховным Советом Республики Марий Эл. Судьи всех судов избираются сроком на десять лет. Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет. Судьи и народные заседатели могут быть отозваны в установленном законом порядке. Статья 142. Верховный Суд Республики Марий Эл является высшим судебным органом Республики Марий Эл и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов Республики Марий Эл. Верховный Суд Республики Марий Эл состоит из председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. Высший арбитражный суд Республики Марий Эл является высшим экономическим судебным органом Республики Марий Эл. Высший арбитражный суд Республики Марий Эл состоит из Председателя, его заместителей и членов Высшего арбитражного суда Республики Марий Эл. Статья 143. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции с участием присяжных заседателей, народных заседателей либо коллегий из трех профессиональных судей или единолично судьей. Гражданин имеет право на коллегиальное рассмотрение его дела в суде, за исключением случаев, установленных законом. Статья 144. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. Судьям и народным заседателям обеспечиваются условия беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. Какое-либо вмешательство в деятельность судей и народных заседателей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Неприкосновенность судей и народных заседателей, а также иные гарантии их независимости устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и Республики Марий Эл. Статья 145. Правосудие в Республике Марий Эл осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом. Статья 146. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства. Статья 147. Обвиняемому обеспечивается право на защиту. Статья 148. Судопроизводство в Республике Марий Эл ведется на марийском или русском языке, или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке. Статья 149. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Статья 150. Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Российской Федерации. Статья 151. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Статья 152. Разрешение возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления осуществляются Высшим арбитражным судом в пределах его компетенции. Глава 16. Прокуратура Статья 153. Высший надзор за точным и единообразным исполнением на территории Республики Марий Эл законов всеми министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, местными Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, политическими партиями, общественными организациями и массовыми движениями, должностными лицами, а также гражданами осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации, прокурором Республики Марий Эл и подчиненными им нижестоящими прокурорами. Статья 154. Прокурор Республики Марий Эл назначается Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Верховного Совета Республики Марий Эл. Районные им городские прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению прокурора Республики Марий Эл. Статья 155. Срок полномочий Прокурора Республики Марий Эл и всех нижестоящих прокуроров - пять лет. Статья 156. Органы прокуратуры Республики Марий Эл входят в единую систему прокуратуры Российской Федерации и осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору Российской Федерации. IX. ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ Статья 157. Государственным гербом Республики Марий Эл является Государственный герб Российской Федерации, представляющий собой изображение серпа и молота на красном фоне, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью: "Российская Федерация" и "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" на русском языке, с добавлением под надписью "Российская Федерация" буквами меньшего размера надписи "Республика Марий Эл" на русском языке и под ней "Марий ССР" на марийском языке, и под надписью "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" надписи:"Чыла элласе пролетарий-влак, ушныза!" на марийском языке. В верхней части герба - пятиконечная звезда. Статья 158. Государственный флаг Республики Марий Эл представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами: верхняя полоса лазоревого цвета составляет 1/4, средняя белая полоса - 1/2 и нижняя полоса алого цвета - 1/4 ширины флага. Отношение ширины флага к его длине 1:2. В левой части у древка на белой полосе изображен фрагмент марийского национального орнамента и надпись "Марий Эл" красно-коричневого цвета. Статья 158-1. Государственный гимн Республики Марий Эл утверждается Верховным Советом Республики Марий Эл. Статья 159. Столицей Республики Марий Эл является город Йошкар-Ола. Х. ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ Статья 160. Все законы и иные акты государственных органов Республики Марий Эл издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Марий Эл. Статья 161. Изменение и дополнение Конституции Республики Марий Эл производит Верховный Совет Республики Марий Эл законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов Республики Марий Эл. В таком же порядке производится временное приостановление действия отдельных статей Конституции. Изменения и дополнения статей Конституции (Основного Закона) Республики Марий Эл, касающиеся разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Марий Эл не могут быть осуществлены в одностороннем порядке и производятся по согласованию с Российской Федерацией. Страницы: 1 2 |