ПИСЬМО КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ И ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ РФ 7 октября 1992 г. N 3-14/2480 (Д) Роскомзем в дополнение к совместном приказу Роскомзема, Минэколо- гии России, Госкомсанэпиднадзора России "О разъяснении порядка работы органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, по привлечению должностных лиц, граждан и юридических лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, к администра- тивной ответственности" от 29.09.92 N 57/222/82/217 направляет для ру- ководства и использования в работе извлечения из действующего законо- дательства Российской Федерации, на которые сделаны ссылки в названном приказе. Заместитель Председателя Комитета С.Л.Громов ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ Земельный кодекс РСФСР Принят 25 апреля 1991 г. Введен в действие с момента опубликования (23.05.91) (извлечение) Статья 44 Порядок прекращения права собственности на землю, пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды при нерациональном использовании, при использовании не по целевому назначению, а также способами, проводящими к порче земель, при систе- матическом невнесении платежей за землю. Прекращение права собственности, пожизненного наследуемого владе- ния, пользования земельными участками и их аренды при нерациональном использовании, при использовании не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, при систематическом невнесении платежей за землю производится в следующем порядке: при выявлении указанных нарушений органы государственного контро- ля или районная финансовая служба выносят соответствующее предупрежде- ние с установлением трехмесячного срока для их устранения; в случае неустранения нарушений в указанный срок виновные подвер- гаются штрафу в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса, и им предоставляется дополнительный месячный срок для ликвидации допу- щенных нарушений; при неприятии мер по ликвидации указанных нарушений после наложе- ния штрафа названные органы передают в Совет народных депутатов, пре- доставивший земельный участок, или собственнику, землевладельцу и зем- лепользователю, передавшему земельный участок в аренду или временное пользование, акт и заключение о необходимости прекращения права на зе- мельный участок. Решение местного Совета народных депутатов о прекращении указан- ных прав на земельный участок может быть обжаловано в суд, а решение собственника, землевладельца, землепользователя - в порядке, установ- ленном статьями 116 - 123 настоящего Кодекса. Обжалование решений приостанавливает их исполнение. Статья 115 Органы, имеющие право разрешать земельные споры. Земельные споры разрешаются Советами народных депутатов, судом или арбитражным судом. Статья 120 Судебный порядок разрешения земельных споров. В судах в качестве второй инстанции разрешаются земельные споры, связанные с предоставлением земель, их изъятия для государственных и общественных нужд, прекращением прав на землю по основаниям, указанным в пунктах 4, 6, 7, 8, 9 статьи 39 настоящего Кодекса, по вопросам аренды, отчуждения и приобретения земельных участков, а также все зе- мельные споры с участием граждан. В судебном порядке рассматриваются также жалобы на решения мест- ных Советов народных депутатов по земельным спорам. Статья 123 Разрешение имущественных споров, связанных с земельными отношени- ями. Имущественные споры, связанные с земельными отношениями, включая споры о возмещении убытков и определении их размеров, разрешаются су- дом, арбитражным судом в соответствии с их компетенцией или третейским судом. Статья 124 Недействительность сделок по поводу земли. Купля-продажа, дарение, самовольный обмен земельных участков зем- левладельцами, землепользователями и арендаторами, а также сделки, со- вершенные собственниками земли в нарушение порядка, установленного статьями 11 и 52 настоящего Кодекса, недействительны. Статья 125 Административная и уголовная ответственность за нарушение земель- ного законодательства. За нарушение земельного законодательства юридические лица и граж- дане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах: за самовольное занятие земельных участков юридические лица - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, а граждане - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; За самовольное строительство юридические лица - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, граждане - 500 до одной тысячи рублей; за захламление земель юридические лица - от пяти тысяч до 10 ты- сяч рублей, граждане - 100 до 500 рублей; за загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, заражение бактериаль- но-паразитическими и карантинными вредными организмами юридические ли- ца - от пятисот тысяч до 1 млн. рублей, граждане - 500 до пяти тысяч рублей; за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы юридические лица - от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, граждане от 500 до трех тысяч рублей; за нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыпол- нение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для исполь- зования по целевому назначению, юридические лица - от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, граждане - от 500 до одной тыс. рублей; за проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуата- цию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, юридические лица - 50 тыс. до 100 тыс. рублей, граждане - от 500 до десяти тысяч рублей; за искажение сведений о состоянии и использовании земель должнос- тные лица и граждане - 100 до 500 рублей; за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии сво- бодного земельного фонда должностные лица - от одной тысячи до трех тысяч рублей; за уничтожение межевых знаков юридические лица - от 100 до 500 рублей, граждане - от 50 до 100 рублей. За указанные выше правонарушения законодательством РСФСР может быть установлена уголовная ответственность. В республиках, входящих в состав РСФСР, ответственность за нару- шение земельного законодательства устанавливается законодательством этих республик. Штрафы за указанные нарушения земельного законодательства налага- ются местными органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе, Государственного комитета РСФСР по экологии и природопользо- ванию, а также государственного санитарного и архитектурно-строитель- ного надзора в порядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР. Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений. Статья 126 Возмещение убытков и вреда, причиненных нарушением земельного за- конодательства. Самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принад- лежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Приведение земельных участков в пригодное для использования сос- тояние при их захламлении или самовольном строительстве, а также восс- тановлении уничтоженных межевых знаков производится предприятиями, уч- реждениями, организациями и гражданами, виновными в указанных наруше- ниях, либо за их счет. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возмес- тить вред, причиненный ими в результате нарушения земельного законода- тельства. ЗАКОН РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (С изменениями и дополнениями, внесенными Законом РСФСР от 27.12.90) (извлечение) Статья 7 Порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянс- кого хозяйства из земель запаса Решение о предоставлении (продаже) земельного участка принимает районный (городской) Совет народных депутатов в срок не более двух ме- сяцев со дня подачи заявления с учетом мнения сельского (поселкового) Совета народных депутатов. В случае нарушения сроков принятия решения и сокрытия информации о наличии земельного фонда виновные несут адми- нистративную ответственность в виде штрафа в размере от одной до трех тысяч рублей, налагаемого комитетом по земельной реформе. Решение районного (городского) Совета народных депутатов об отка- зе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в суд в исковом порядке. Статья 8 Особенности организации крестьянских хозяйств членами колхозов, работниками совхозов и подсобных сельских хозяйств. Граждане, являющиеся членами колхозов, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств), по- желавшие выйти из их состава и вести самостоятельное крестьянское хо- зяйство, подают заявление, в котором указывается стоимость имеющихся у них акций, предполагаемые площадь земельного участка, его местоположе- ние, вид деятельности, перечень имущества. Колхоз (совхоз) или другое сельскохозяйственное предприятие в месячный срок рассматривает заявле- ние гражданина и вместе с протоколом или приказом руководителя предп- риятия, а также с представлением сельского (поселкового) Совета пере- дает материалы в районный (городской) Совет народных депутатов, кото- рый принимает соответствующее решение в месячный срок. В случае нару- шения сроков рассмотрения и принятия решения по этому вопросу виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа от одной до трех тысяч рублей. При отказе выделения колхозом (совхозом) конкретного земельного участка для желающих выйти из состава предприятия районный (городской) Совет народный депутатов вправе самостоятельно определить местоположе- ние земельного участка. Отказ в предоставлении земельного участка разбирается в судебном порядке. Гражданский кодекс РСФСР Принят 11 июня 1964 года Извлечения даны в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 24.02.87 - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1987, N 9, стр. 25. Статья 11. Дееспособность граждан. Способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (гражданская деес- пособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достиже- ния восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего воз- раста приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Статья 23. Понятие юридического лица. Юридическими лицами признаются организации, которые обладают обо- собленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и от- ветчиками в суде, арбитраже или в третейском суде. Статья 26. Правоспособность юридического лица. Юридическое лицо обладает гражданской правоспособностью в соот- ветствии с установленными целями его деятельности. Правоспособность юридического лица возникает с момента утвержде- ния его устава или положения, а в случае, когда оно должно действовать на основании общего положения об организации данного вида, - с момента издания компетентным органом постановления о его образовании. Если ус- тав подлежит регистрации, правоспособность юридического лица возникает в момент регистрации. Статья 64. Доверенность. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность юридическому лицу может быть выдана только на совер- шение сделок, которые не противоречат его уставу (положению) или обще- му положению об организации данного вида. Статья 66. Доверенности государственных, кооперативных и других общественных организаций Доверенность от имени государственной организации выдается за подписью ее руководителя с приложением печати этой организации. Доверенность от имени кооперативной или другой общественной орга- низации выдается за подписью лиц, уполномоченных на это ее уставом (положением), с приложением печати этой организации. Статья 67. Срок доверенности. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения недействи- тельна. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР Принят 11 июня 1964 года. Извлечения даны с изменениями и дополнениями на 1 февраля 1991 года. Статья 338. Постановления судов и других органов, подлежащие ис- полнению. По правилам, изложенным в настоящем разделе Кодекса, подлежат ис- полнению: ...6) решения органов арбитража в предусмотренных законом случа- ях; ...14) постановления административных органов или должностных лиц, которым законом предоставлено право производить взыскания с граж- дан в бесспорном порядке; Статья 339. Исполнительные документы. Исполнительными документами являются: ...3) приказы органов арбитража, выдаваемые в предусмотренных за- коном случаях на основании решений арбитража и решений третейских су- дов по спорам между государственными предприятиями, учреждениями, ор- ганизациями, кооперативными организациями; ...8) постановления, выдаваемые административными органами , о производстве взысканий с граждан в бесспорном порядке. Статья 348. Судебные исполнители. Исполнение постановлений судов и других органов, перечисленных в статье 338 настоящего Кодекса, производится судебными исполнителями, состоящими при районных (городских) народных судах. Статья 364.Прекращение исполнительного производства Исполнительное производство прекращается: 1) если взыскатель отказался от взыскания; 2) если взыскатель и должник заключили мировое соглашение; 3) если после смерти гражданина, являвшегося взыскателем или дол- жником, установленные решением требования или обязанности не могут пе- рейти к правопреемнику умершего лица; 4) если для данного вида взыскания истек установленный законом срок давности; 5) если отменено решение соответствующего органа, на основании которого выдан исполнительный лист. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации Принят 5 марта 1992 года (Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2447/1-1) Веден в действие с 15 апреля 1992 года Статья 22. Подведомственность арбитражному суду споров в сфере управления Арбитражному суду подведомственны споры, возникающие в сфере уп- равления, в частности: о признании недействительными (полностью или частично) актов го- сударственных и иных органов (адресованных конкретным лицам или группе лиц), в том числе решений Советов народных депутатов и администрации, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы организаций и граждан-предпринимателей; о возмещении убытков, причиненных организациям и гражданам-предп- ринимателям такими актами, а также возникшие в связи с ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей по отношению к ор- ганизациям и гражданам-предпринимателям; об обжаловании решений Советов народных депутатов об отказе в предоставлении либо об изъятии земельного участка; об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклоне- ния от государственной регистрации в установленный срок организации или предпринимательской деятельности граждан; об обжаловании решений государственных и иных органов об изъятии у организаций и граждан-предпринимателей денежных средств и иного иму- щества, а также о возврате незаконно изъятых денежных средств и иного имущества; о взыскании с организаций и граждан-предпринимателей штрафов и других денежных средств государственными и иными органами, в том числе органами, осуществляющими антимонопольную политику, банками, инспекци- ями, иными контролирующими органами, если законодательством не предус- мотрено списание ими денежных средств в бесспорном порядке. Статья 64. Освобождение от уплаты арбитражных расходов. От уплаты арбитражных расходов в доход государства освобождаются органы прокуратуры, а также государственные и иные органы, обращающие- ся в случаях, предусмотренных законодательными актами, с заявлением в арбитражный суд в защиту прав и интересов других лиц, а также государ- ственных и общественных интересов. Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены другие случаи освобождения от уплаты арбитражных расходов в доход го- сударства. Арбитражный суд, исходя из имущественного положения граждани- на-предпринимателя, вправе освободить его от уплаты арбитражных расхо- дов в доход государства. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях Принят 20 июня 1984 года, введен в действие с 1 января 1985 года. Извлечения даны с изменениями и дополнениями по состоянию на 30 июня 1989 года. Статья 13. Возраст по достижении которого наступает администра- тивная ответственность. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Статья 14. Ответственность несовершеннолетних.К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные пра- вонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Президиумом Верховного Сове- та РСФСР. Статья 15. Должностные лица подлежат административной ответственности за ад- министративные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общест- венного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспе- чение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Статья 16. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов за совершение административных правонарушений. Военнослужащие и призванные на сборы военнослужащие, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут от- ветственность за административные правонарушения по дисциплинарным ус- тавам. За нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовс- тва и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду, эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены штраф, исправительные работы и административный арест. Другие, кроме указанных в части первой настоящей статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специаль- ных положений о дисциплине, в случаях прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответст- венность, а в остальных случаях - административную ответственность на общих основаниях. В случаях, указанных в части первой настоящей статьи, органы (должностные лица), которым представлено право налагать административ- ные взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привле- чении виновных к дисциплинарной ответственности. Статья 17. Ответственность иностранных граждан и лиц без граждан- ства. Находящиеся на территории РСФСР иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основа- ниях с гражданами СССР. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории РСФСР иностранными граждана- ми, которые согласно действующим законам и международным договорам СССР пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Союза ССР и РСФСР, разрешаются дипломатическим путем. Статья 22. Возможность освобождения от административной ответст- венности при малозначительности правонарушения. При малозначительности совершенного административного правонару- шения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может ос- вободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Статья 23. Цели административного взыскания. Административное взыскание является мерой ответственности и при- меняется в целях воспитания лица, совершившего административное право- нарушение, в духе соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Статья 24. Виды административных взысканий. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) штраф. Статья 26. Предупреждение. Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законодательством случаях предуп- реждение оформляется иным установленным способом. Статья 33. Общие правила наложения взыскания за административное правонарушение. Взыскание за административное правонарушение налагается в преде- лах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совер- шенное правонарушение, в точном соответствии с Основами законодатель- ства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушени- ях, настоящим Кодексом и другими актами об административных правонару- шениях. При наложении взыскания учитываются характер совершенного право- нарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное поло- жение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Статья 34. Обстоятельства, смягчающие ответственность за админи- стративное правонарушение. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: 1) чистосердечное раскаяние виновного; 2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; 3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного вол- нения либо стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 4) совершение правонарушения несовершеннолетними; 5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Законодательством Союза ССР и РСФСР могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Орган (должностное лицо), решающий дело об администра- тивном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве. Статья 35. Обстоятельства, отягчающие ответственность за админис- тративное правонарушение. Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц прекратить его; 2) повторное в течение года совершение однородного правонаруше- ния, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; со- вершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; 3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; 4) совершение правонарушения группой лиц; 5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (долж- ностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим. Статья 36. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений. При совершении одним лицом двух или более административных право- нарушений административное взыскание налагается за каждое правонаруше- ние в отдельности. Если лицо, совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установ- ленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взыска- нию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предус- мотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правона- рушений. Статья 38. Сроки наложения административного взыскания. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения,а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. Статья 234. Протокол об административном правонарушении. О совершении административного правонарушения составляется прото- кол уполномоченными на то должностным лицом представителем обществен- ной организации или органа общественной самодеятельности. Статья 235. Содержание протокола об административном правонаруше- нии. В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, соста- вившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совер- шения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилия, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснения наруши- теля; иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом совершив- шим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потер- певших протокол может быть подписан также и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонару- шение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замеча- ния по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания. При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 настоящего Кодекса, о чем де- лается отметка в протоколе. Статья 247. Права и обязанности лица, привлекаемого к администра- тивной ответственности. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять дока- зательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется про- изводство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к ад- министративной ответственности. В отсутствии этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случае когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступало ходатайства об отложении рассмотрения дела. Статья 249. Законные представители. Интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осу- ществлять свои права по делам об административных правонарушениях, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители). Статья 250. Адвокат. Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к администра- тивной ответственности , в рассмотрении дела об административном пра- вонарушении может участвовать адвокат. Адвокат, участвующий в рассмотрении дела, об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу. полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридичес- кой консультацией. Статья 251. Свидетель. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. По вызову органа (должностного лица), в производстве которого на- ходится дело, свидетель обязан явиться в указанное время, дать правди- вые показания: сообщить все известное ему по делу и ответить на пос- тавленные вопросы. Статья 252. Эксперт. Эксперт назначается органом (должностным лицом), в производстве которого дело об административном правонарушении, в случае, когда воз- никает необходимость в специальных познаниях. Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. Эксперт вправе: 1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экс- пертизы; 2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных мате- риалов, необходимых для выдачи заключения; 3) с разрешения органа (должностного лица), производстве которого находится дело об административном правонарушении, задав лицу, привле- каемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящи- еся к предмету экспертизы; 4) присутствовать при рассмотрении дела. Статья 253. Переводчик Переводчик назначается органом (должностным лицом), в производст- ве которого находится дело об административном правонарушении. Переводчик обязан явиться по вызову органа (должностного лица) и выполнить полно и точно порученный ему перевод. Статья 254. Суммы, подлежащие выплате потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам. Потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам возмещаются в установленном порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об адми- нистративном правонарушении. За лицами, вызываемыми в качестве потерпевших, свидетелей, экс- пертов и переводчиков, сохраняется, в установленном порядке, заработок по месту их работы за время их отсутствия в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об админис- тративном правонарушении. Статья 257. Сроки рассмотрения дел об административных правонару- шениях. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пят- надцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), пра- вомочных рассматривать дело, протокола об административном правонару- шении и других материалов дела. Статья 258. Порядок рассмотрения дела об административном право- нарушении. Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Председательствующий в заседании коллегиального органа или долж- ностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, ра- зъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязаннос- ти, после оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, иссле- дуются доказательства и разрешаются ходатайства. В случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается его заключение. Статья 260. Протокол заседания коллегиального органа. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллеги- альным органом ведется протокол, в котором указываются: 1) дата и место заседания; 2) наименование и состав органа, рассматривающего дело; 3) содержание рассматриваемого дела; 4) сведения о явке лиц, участвующих в деле; 5) объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, их ходатайст- ва и результаты их рассмотрения; 6) документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении дела; 7) сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования. Протокол заседания коллегиального органа подписывается председа- тельствующим в заседании и секретарем. Статья 261. Постановление по делу об административном правонару- шении. Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (долж- ностное лицо) выносит постановление по делу. Постановление должно содержать: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о ли- це, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятель- ств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правона- рушение; принятое по делу решение. Постановление коллегиального органа принимается большинством го- лосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Постановление по делу об административном правонарушении подписы- вается должностным лицом, рассматривающим дело, а постановление колле- гиального органа - председательствующим и секретарем. Статья 262. Виды постановлений. Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (долж- ностное лицо) выносит одно из следующих постановлений: 1) о наложении административного взыскания; 2) о прекращении дела производством. Постановление о прекращении дела производством выносится при объ- явлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение товари- щеского суда, комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предпри- ятии, в учреждении, организации или трудового коллектива либо прокуро- ру, органу предварительного следствия или дознания, а также при нали- чии обстоятельств, предусмотренных статьей 227 настоящего Кодекса. Статья 263. Объявление постановления по делу и вручение копии постановления. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Копия постановления вручается под расписку. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле. Статья 267. Порядок обжалования постановления по делу об админис- тративном правонарушении. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано: ...3) постановление иного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде штрафа - в вышес- тоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городс- кой) народный суд, решение которого является окончательным; о наложении иного административного взыскания - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным; Статья 268. Срок обжалования постановления по делу об администра- тивном правонарушении. Жалоба на постановление по делу об административном правонаруше- нии может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постанов- ления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановле- ние, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу. Статья 269. Принесение протеста на постановление по делу об адми- нистративном правонарушении. Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Статья 270. Приостановление исполнения постановления в связи с подачей жалобы или принесением протеста. Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение пос- тановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жа- лобы. Статья 271. Срок рассмотрения жалобы и протеста на постановление по делу об административном правонарушении. Жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должност- ными лицами) в десятидневный срок со дня их поступления, если иное не установлено законодательством СССР. Статья 273. Решение органа (должностного лица), рассматривающего жалобу или протест. Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении принимает од- но из следующих решений: 1) оставляет постановление без изменений, а жалобу или протест без удовлетворения; 2) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение; 3) отменяет постановление и прекращает дело; 4) изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных норматив- ным актом об ответственности за административное правонарушение,с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено. Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе. О ре- зультатах рассмотрения протеста сообщается прокурору. Статья 282. Давность исполнения постановлений о наложении адми- нистративного взыскания Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех меся- цев со дня вынесения. В случае приостановления исполнения постановле- ния в соответствии со статьей 270 настоящего Кодекса течение давност- ного срока приостанавливается до рассмотрения жалобы или протеста. Статья 285. Сроки и порядок исполнения постановления о наложении штрафа. Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжа- лования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадца- ти дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удов- летворения. Уголовный кодекс РСФСР Принят 27 октября 1960 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, ст. 591) (извлечение) Статья 170. Злоупотребление властью или служебным положением. Злоупотребление властью или служебным положением, то есть умыш- ленное использование должностным лицом своего служебного положения вопреки интересам службы, если оно совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило существенный вред государствен- ным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и инте- ресам граждан, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или увольнением от должности. Злоупотребление властью или служебным положением, если оно вызва- ло тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок до восьми лет. Статья 171. Превышение власти или служебных полномочий. Превышение власти или служебных полномочий, то есть умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом, если оно причинило сущест- венный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправи- тельными работами на срок до двух лет, или увольнением от должности. Превышение власти или служебных полномочий, если оно сопровожда- лось насилием, применением оружия или мучительными и оскорбляющими личное достоинство потерпевшего действиями, - наказывается лишением свободы на срок до десяти лет. Статья 175. Должностной подлог. Должностной подлог, то есть внесение должностным лицом в корыст- ных целях или иных личных побуждений в официальные документы заведомо ложных сведений, подделка, подчистка или пометка другим числом, а рав- но составление и выдача им заведомо ложных документов или внесение в книги заведомо ложных записей, - наказывается лишением свободы на срок до двух лет, или исправи- тельными работами на тот же срок, или увольнением от должности. Статья 193. Угроза или насилие в отношении должностного лица или гражданина, выполняющего общественный долг. Угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества путем поджога по отношению к должностному лицу или общественному работнику, примененная в целях прекращения служебной или общественной деятельности или изменения ее характера в интересах угрожающего, а равно такая же угроза по отношению к гражданину в связи с его участием в предупреждении, пресечении преступления или антиоб- щественного поступка, - наказывается лишением свободы на срок до одного года, или испра- вительными работами на тот же срок, или общественным порицанием. Нанесение легкого телесного повреждения, побоев или совершение иных насильственных действий в отношении должностного лица или общест- венного работника в связи с его служебной деятельностью или выполнени- ем общественного долга, а равно гражданина в связи с его участием в предупреждении, пресечении преступления или антиобщественного поступ- ка, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправи- тельными работами на срок до двух лет. Статья 199. Самовольный захват земли и самовольное строительство. Самовольный захват, или самовольная мена, или купля-продажа зе- мельного участка либо иные действия, нарушающие законы о национализа- ции земли, - наказываются исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года или штрафом до трехсот рублей. Самовольное строительство жилого здания или самовольная пристрой- ка, - наказывается исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией незаконно возведенного строения. ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о третейском суде для разрешения экономических споров (Утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.06.92 N 3115-1) (извлечение) Статья 2. Третейские суды. В Российской Федерации могут создаваться третейские суды для рассмотрения конкретного спора и постоянно действующие третейские суды. Третейский суд для рассмотрения конкретного спора создается сто- ронами. Статья 5. Назначение третейских судей. Третейским судьей может быть только физическое лицо, обладающее дееспособностью и давшее согласие на выполнение обязанностей третейс- кого судьи. Стороны могут по своему усмотрению согласовать порядок назначения третейского судьи (судей) для рассмотрения конкретного спора. Третейский суд образуется в составе трех судей при отсутствии иного соглашения сторон. Каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом третейских судей назначают третьего. Статья 17. Расходы, связанные с рассмотрением дела. В расходы, связанные с рассмотрением дела третейским судом, вхо- дят гонорар третейским судьям, третейский сбор, суммы, подлежащие вып- лате переводчику, за проведение экспертизы, расходы, связанные с ко- мандировкой судей к месту рассмотрения спора, и другие. Распределение расходов между сторонами производится по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения - третейским судом. Статья 25. Принудительное исполнение решений третейского суда. В случае неисполнения ответчиком решения в установленный срок приказ на принудительное исполнение решения выдается арбитражным судом республики в составе Российской Федерации, края, области, города, ар- битражным судом автономной области, автономного округа, на территории которых находится третейский суд. Заявления о выдаче приказа на принудительное исполнение решения третейского суда подается стороной, в пользу которой вынесено реше- ние. |