О ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИИ. Постановление. Правительство РФ. 17.11.92 879

               О ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ
                   ПОВЫШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                          ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
                          17 ноября 1992 г.
                                N 879

                                (Д)


     В целях  снижения  деградации  почв,  улучшения  их   плодородия,
повышения     интенсивности     сельскохозяйственного     производства
Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемую  Государственную  комплексную программу
повышения плодородия почв России.
     2. Рекомендовать   органам   исполнительной  власти  республик  в
составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований
на  основе Государственной программы разработать в 1992 году программы
повышения  плодородия  почв  по  республикам  в   составе   Российской
Федерации,  краям,  областям и автономным образованиям и обеспечить их
выполнение.
     Министерству сельского  хозяйства Российской Федерации,  Комитету
по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской
Федерации,   Российской  академии  сельскохозяйственных  наук  оказать
помощь в разработке этих программ.
     3. Министерству   сельского   хозяйства   Российской   Федерации,
Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам  при  Правительстве
Российской  Федерации,  Министерству  экологии  и  природных  ресурсов
Российской Федерации,  Министерству  экономики  Российской  Федерации,
Министерству финансов Российской Федерации с участием заинтересованных
министерств и ведомств Российской Федерации разработать  в  1992  году
порядок  финансирования работ,  намеченных Государственной комплексной
программой повышения плодородия почв России.
     4. Министерству   сельского   хозяйства   Российской   Федерации,
Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам  при  Правительстве
Российской  Федерации,  Министерству  экологии  и  природных  ресурсов
Российской Федерации,  Российской академии сельскохозяйственных наук с
участием  заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации
разработать  нормативные  документы  по   реализации   Государственной
комплексной программы повышения плодородия почв России.
     5. Министерству   сельского   хозяйства   Российской   Федерации,
Комитету  по  земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве
Российской  Федерации,  Министерству  экологии  и  природных  ресурсов
Российской  Федерации  с участием Государственного комитета Российской
Федерации по статистике разработать  формы  отчетности  по  выполнению
основных  показателей  Государственной комплексной программы повышения
плодородия почв России.
     Министерству сельского  хозяйства Российской Федерации с участием
заинтересованных министерств и  ведомств  образовать  межведомственный
координационный  совет  по  контролю  за  реализацией  Государственной
комплексной программы повышения плодородия почв России.

                                                         Е.ГАЙДАР



                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                            от 17 ноября 1992 г. N 879


                ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
                   ПОВЫШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ РОССИИ

                       I. ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ

     Государственная комплексная программа повышения  плодородия  почв
России  разработана  в соответствии с постановлением Верховного Совета
РСФСР от 11 октября 1991 г.  "О введении в действие  Закона  РСФСР  "О
плате  за  землю"  Министерством  сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации совместно с  Комитетом  по  земельной  реформе  и
земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации,  Российской
академией  сельскохозяйственных  наук  и   с   участием   Министерства
экономики   Российской  Федерации,  Министерства  финансов  Российской
Федерации и Министерства охраны окружающей среды и природных  ресурсов
Российской Федерации на основе материалов, представленных республиками
в  составе  Российской  Федерации,  краями,  областями  и  автономными
образованиями.
     Программа одобрена коллегией Министерства сельского  хозяйства  и
продовольствия  Российской Федерации,  президиумом Российской академии
сельскохозяйственных наук,  Комитетом по  социальному  развитию  села,
аграрным   вопросам  и  продовольствию  Верховного  Совета  Российской
Федерации,   Ассоциацией   крестьянских   (фермерских)   хозяйств    и
сельскохозяйственных кооперативов России, Аграрным союзом России.

        II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ


     Одной из главных причин низкого уровня и  неустойчивого  развития
сельскохозяйственного  производства  России  наряду с неблагоприятными
климатическими  условиями  является   неудовлетворительное   состояние
сельскохозяйственных  угодий,  постоянно  снижающееся  их  плодородие,
которое уже в ближайшем будущем  может  быть  необратимо  утрачено  на
обширных территориях сельскохозяйственных угодий.
     Общая площадь сельскохозяйственных угодий в республике составляет
222,1 млн.гектаров, или 13 процентов от площади земельных ресурсов, из
них 132,5 млн.гектаров (58,9 процента) - пашня,  88  млн.гектаров  (40
процентов) - сенокосы и пастбища.
     Качественное состояние значительной части пашни и кормовых угодий
неудовлетворительное.    Более    38   млн.гектаров   (18   процентов)
переувлажнены,  заболочены и засорены камнями.  Около 40  млн.гектаров
(20  процентов)  засолены  и  имеют  солонцовые комплексы.  На больших
площадях происходит разрушение почвенного слоя, уменьшается содержание
гумуса.  В  отдельные годы более половины земель республики подвержены
засухе.
     Опасные размеры        приобрели        процессы       зарастания
сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем.  В основном  по
этой     причине     во     влагообеспеченных    зонах    выбыло    из
сельскохозяйственного  оборота  3,7  млн.гектаров   высокопродуктивных
угодий.
     Процессы заболачивания,  засоления,  подкисления   и   зарастания
кустарниками земель продолжаются.
     Значительных масштабов достигла водная и ветровая эрозия почв. По
данным   генеральной   схемы  противоэрозионных  мероприятий,  площади
эрозионноопасных и  подверженных  эрозии  сельскохозяйственных  угодий
составляют  124 млн.гектаров (56 процентов),  в том числе пашни - 87,3
млн.гектаров.  Эрозия  почв  ведет  к  истощению  пашни,   загрязнению
водоемов и рек,  резкому ухудшению экологической обстановки на больших
территориях.
     Почти повсеместно   проявляются  тенденции  ухудшения  почвенного
покрова  в  результате  антропогенной  деятельности.  Площади  земель,
загрязненных  в  разной  степени  выбросами  промышленных предприятий,
достигли 62 млн.гектаров,  а сами выбросы  составляют  ежегодно  30-35
млн.тонн вредных веществ.
     Возрастающее применение тяжелой техники  вызывает  переуплотнение
пахотного и подпахотного слоев, усиление деградации и эрозии почв.
     Серьезные нарушения      наносятся       почвенному       покрову
лесозаготовительными,   нефтедобывающими   и   другими  организациями,
которые в результате применения тяжелой техники  уничтожают  почвенный
покров.
     Многочисленные негативные изменения почвы и,  в  первую  очередь,
загрязнение   и   переуплотнение,   отрицательно   сказываются  на  ее
биологических свойствах.
     В ряде   регионов   республики  сложилась  тяжелая  экологическая
обстановка.  На Черных землях  и  Кизлярских  пастбищах  опустыниванию
подвержено более 9 млн.гектаров. В результате чернобыльской катастрофы
загрязнено   радиоактивными   элементами    около    2    млн.гектаров
сельскохозяйственных угодий.
     Слабое влияние    на    улучшение     качественного     состояния
сельскохозяйственных  угодий  оказывают проводимые химические,  водные
мелиорации и другие работы из-за их небольших объемов.
     Недостаточно восполняется   в   почве  органическое  вещество.  В
1986-1990 годах внесение удобрений в среднем составляло ежегодно 60-70
процентов  от  научно  обоснованной потребности.  За последние два-три
года объемы агрохимических работ резко сократились.  Не в полной  мере
выполняются  ремонтно-эксплуатационные  мероприятия.  Это отрицательно
сказывается на техническом уровне  систем  и  мелиоративном  состоянии
орошаемых и осушенных земель.
     Ежегодно не удобряется 20 млн.гектаров зерновых и 15 млн.гектаров
кормовых   культур.  В  полевых  севооборотах  постоянно  складывается
отрицательный баланс питательных веществ.
     Слабо внедряются   биологические  методы  борьбы  с  вредителями,
болезнями и сорняками.
     Работы по  коренному  улучшению  сельскохозяйственных  угодий как
важное мероприятие повышения плодородия почв выполняются  некомплексно
и  в небольших объемах.  Медленно осуществляется освоение новых земель
под сельскохозяйственные угодья.
     Недостаточными темпами  восстанавливаются  земли,  нарушенные при
разработке  месторождений  полезных  ископаемых  и  торфа,  проведении
геологоразведочных,  строительных  и  других  работ.  В России имеется
около 1,2 млн.гектаров таких земель,  в  том  числе  388  тыс.гектаров
отработанных и подлежащих рекультивации.
     В неудовлетворительном состоянии находится материальнотехническая
база для приема, хранения и применения удобрений и пестицидов. В целом
по республике ежегодные потери минеральных удобрений  достигают  1,5-2
млн.тонн.
     Ухудшилось в последние годы положение дел с мелиорацией земель  и
заготовкой торфа.
     Низкое плодородие почв,  их мелиоративная неустроенность, большие
масштабы   и   интенсивность   деградации   земель   в   сочетании   с
неблагоприятными  климатическими  условиями  приводят  к  недобору   в
республике  ежегодно  37-40  млн.тонн сельскохозяйственной продукции в
пересчете на  зерно.  Наибольшие  потери  происходят  в  таких  важных
сельскохозяйственных регионах, как Нечерноземная зона, Поволжье, Урал,
Западная Сибирь.
     Осуществление комплексных   мер   по   предотвращению   процессов
деградации почв позволит повысить их плодородие.

     III. КОМПЛЕКС МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ

     Основой осуществления      аграрной      реформы,      выполнения
государственных  программ увеличения производства сельскохозяйственной
продукции является  повышение  почвенного  плодородия.  В  этих  целях
необходимо  осуществить  комплекс  мероприятий,  включающих выполнение
агротехнических,  мелиоративных,  культуртехнических,   агрохимических
работ, защиту почв от эрозии.
     Проведение этих  мероприятий  позволит  увеличить  в  1995   году
производство   сельскохозяйственной  продукции  на  30-35  млн.тонн  в
пересчете на зерно,  в том числе на 10-15 млн.тонн  с  мелиорированных
угодий,   значительно   сократить   площади   эродированных,   кислых,
засоленных и других деградированных  земель  и  повысить  устойчивость
сельскохозяйственного  производства.  Большое значение эти мероприятия
будут  иметь  для  развития  многоукладности   экономики   и   решения
социальных проблем на селе.
     Выполнение намечаемых   мероприятий   обеспечивается   имеющимися
мощностями  специализированных  организаций  при  совершенствовании их
деятельности в условиях рыночной экономики.

                       1. ЗАЩИТА ПОЧВ ОТ ЭРОЗИИ

     Эрозия почв является наиболее  негативным  процессом,  вызывающим
деградацию,  разрушение  и  уничтожение почвенного покрова и наносящим
невосполнимый ущерб земельным ресурсам,  окружающей  среде,  народному
хозяйству.
     В комплексе мер по борьбе с  эрозией  почв  первостепенное  место
отводится        организационно-хозяйственным,        агротехническим,
гидротехническим  и  лесомелиоративным  мероприятиям.  В  этих   целях
необходимо:
     развивать контурно-мелиоративное  и  ландшафтное   земледелие   с
введением  почвозащитных  севооборотов  и размещением культур с учетом
крутизны склонов,  нарезкой границ полей,  рабочих участков,  дорог по
горизонталям  местности  или  под  углом к ним,  выполнением комплекса
гидротехнических,      лесо-лугомелиоративных,       противоэрозионных
мероприятий. Такое земледелие должно быть внедрено в первую очередь на
землях с крутизной склонов более 2о;
     применительно к  природным  зонам  республики  ввести нормативные
ограничения на  размещение  пропашных  культур  на  склоновых  землях,
осуществить  залужение  1,3 млн.гектаров пашни,  подверженной эрозии в
сильной  степени,  и  провести  посевы   многолетних   трав   на   3,4
млн.гектаров  пашни  внесевооборотных участков,  подверженной эрозии в
средней степени;
     применить в  полном  объеме почвозащитные технологии возделывания
сельскохозяйственных культур на  основе  минимизации  обработки  почв,
внедрить  безотвальную обработку почвы с учетом почвенно-климатических
условий конкретных регионов.  Довести до оптимальных объемов (площади)
применение   других   агротехнических  противоэрозионных  мероприятий,
включая  щелевание  почв,  полосное  размещение   сельскохозяйственных
культур,   создание   кулис,   пожнивное  мульчирование  почвы,  посев
сидератов,  возделывание пропашных культур с использованием постоянных
гребней;
     осуществить меры  по  предотвращению  переуплотнения  почв  путем
создания   и   применения   сельскохозяйственной  техники,  отвечающей
современным требованиям  сельскохозяйственного  производства.  Освоить
технологические приемы снижения отрицательного воздействия технических
средств на  почву:  совмещение  операций,  применение  широкозахватных
агрегатов,  ограничение проведения полевых работ при высокой влажности
почвы,  перегрузочные и перевалочные процессы на уборке, при перевозке
урожая  и  других  грузов,  внесение  в почву высоких доз органических
удобрений, соломы, сидератов, разуплотнение почв глубоким рыхлением.
     Большое значение имеют защитные лесные насаждения. В соответствии
с  требованиями   генеральных   схем   противоэрозионных   мероприятий
республик   в   составе  Российской  Федерации,  краев  и  областей  и
генеральной  схемы  по  борьбе  с  опустыниванием  Черных   земель   и
Кизлярских   пастбищ   на   землях   сельскохозяйственных  предприятий
необходимо иметь 5,4 млн.гектаров защитных лесных насаждений,  из  них
полезащитных лесных полос - 2,2 млн.гектаров.
     В целях   получения   максимального    эффекта    от    защитного
лесоразведения предусматривается:
     1. Заложить   защитные   лесные   насаждения   на   площади   225
тыс.гектаров,  в  том числе 72 тыс.гектаров полезащитных лесных полос,
153 тыс.гектаров защитных  лесонасаждений  по  оврагам  и  балкам.  На
склонах  более  0,5о  полезащитные  лесные  полосы  размещать  поперек
склонов и контурно в  соответствии  с  противоэрозионной  организацией
территории.
     2. Осуществить   реконструкцию   и   ремонт    ранее    созданных
полезащитных  лесных  полос  на  площади  11 тыс.гектаров и проведение
рубок ухода в них на площади 265 тыс.гектаров.
     3. Сосредоточить  проведение  работ по защитному лесоразведению в
регионах Северного Кавказа,  Центрально-Черноземного района,  Среднего
Поволжья  и  Западной  Сибири,  а  также  на орошаемых землях.  Особое
внимание уделить лесомелиорации опустыненных и деградированных пастбищ
в аридных зонах, закреплению и сельскохозяйственному освоению песков в
районах    интенсивного    земледелия.    Провести    пастбищезащитные
фитомелиоративные насаждения на площади 296 тыс.гектаров.
     4. Провести  в   течение   двух   лет   инвентаризацию   защитных
лесонасаждений, созданных на землях сельскохозяйственных предприятий и
организаций. На основе полученных материалов разработать и осуществить
в 1994-2005 годах меры,  направленные на своевременное проектирование,
агролесомелиоративное   устройство   лесонасаждений,   повышение    их
эффективности.
     Генеральным заказчиком на проектирование и создание всех защитных
лесных   насаждений   является   Министерство  сельского  хозяйства  и
продовольствия Российской Федерации;  выполнение работ  по  посадке  и
выращиванию  этих  насаждений осуществляется предприятиями Федеральной
службы лесного хозяйства России.  Объемы  работ  по  лесомелиоративным
мероприятиям приведены в таблице 1.
     В целях защиты почв от водной эрозии намечается:
     1. Провести  террасирование  крутых   склонов   на   площади   54
тыс.гектаров,  осуществить  реконструкцию  и  ремонт противоэрозионных
гидротехнических сооружений.
     2. Выполнить работы по выполаживанию склонов, оврагов, промоин на
площади 31  тыс.гектаров  для  вовлечения  их  в  сельскохозяйственный
оборот.
     3. Осуществить строительство 1650 водозадерживающих плотин,  3680
км валов,  2530 км водонаправляющих, 3750 водосборных и 32900 донных и
других противоэрозионных гидротехнических сооружений.
     Объемы противоэрозионных гидротехнических мероприятий приведены в
таблице 2.

                   2. АГРОХИМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

                 Применение органических удобрений

     По данным   агрохимического   обследования,   в    России    16,5
млн.гектаров пашни характеризуется очень низким содержанием гумуса, 21
млн.гектаров - низким. Истощение запасов гумуса отрицательно влияет на
агрофизические,  физико-химические свойства и биологическую активность
почвы,  ухудшает ее водно-воздушный,  тепловой и  пищевой  режимы.  По
данным   научных   учреждений,   для   бездефицитного  баланса  гумуса
необходимо  ежегодно  вносить  в  пахотные  почвы   830-870   млн.тонн
органических удобрений.
     В целях   рационального   использования   ресурсов   органических
удобрений предусматривается:
     1. Довести применение органических удобрений к 1995 году  до  600
млн.тонн  (таблица 3),  к 2000 году - до 700-750 млн.тонн.  Обеспечить
внесение 70-80 процентов навоза  и  компоста  в  паровые  поля  и  при
вспашке зяби.
     2. Обеспечить добычу и использование в сельском хозяйстве торфа и
сапропелей в объеме 338 млн.тонн.
     3. Предусмотреть строительство при животноводческих комплексах  и
птицефабриках навозо-пометохранилищ, цехов и площадок компостирования.
Разработать и внедрить  экологически  чистые  технологии  производства
органических удобрений и кормовых добавок на основе навоза и помета.
     4. Провести в 1995 году комплексное агрохимическое окультуривание
полей на площади 4 млн.гектаров.
     5. Развивать   производство   биогумуса    для    альтернативного
земледелия, увеличить использование стоков животноводческих комплексов
и ферм в качестве удобрения.
     6. При  реализации животноводческими комплексами и птицефабриками
навоза,  помета и компостов  повысить  требовательность  к  соблюдению
технических условий на указанную продукцию.
     7. В севооборотах расширить площади  многолетних  трав,  особенно
бобовых,   для   повышения  запасов  биологического  азота,  увеличить
применение  ризоторфина.  Увеличить  объемы   применения   сидеральных
культур  в  Нечерноземной  зоне  и  регионах с достаточным увлажнением
почв.

                 Применение минеральных удобрений

     В России в настоящее время удобряется только 60 процентов посевов
сельскохозяйственных   культур.   Не  получают  минеральной  подкормки
природные сенокосы и пастбища.
     Дефицитный баланс  питательных  веществ  в  полевых  севооборотах
привел к увеличению площадей пашни  с  низким  содержанием  фосфора  и
калия.
     Расчетная потребность   сельского   хозяйства    в    минеральных
удобрениях  составит  в 1995 году 15,8 млн.тонн в действующем веществе
(без фосфоритной муки), или 120 кг/га пашни и 75 кг/га сельхозугодий.
     К 2000  году  потребность в минеральных удобрениях составит 18-20
млн.тонн в действующем веществе,  или около  90  кг/га  сельхозугодий.
Такое   количество   удобрений   позволит   решать  вопросы  повышения
плодородия природных кормовых угодий.
     В 1992-1995   годах   основное   внимание   будет  направлено  на
организацию эффективного использования удобрений, для чего намечается:
     обеспечить сохранность  удобрений при хранении и транспортировке,
качественное внесение в почву в соответствии с данными агрохимического
обследования почв и диагностики питания растений во время вегетации;
     увеличить объемы  локального  внесения   удобрений   при   посеве
зерновых  культур,  организовать  дробное  внесение азотных удобрений,
сочетая подкормки с  применением  микроэлементов,  регуляторов  роста,
пестицидов;  возобновить  использование  комплекса машин по локальному
внесению   минеральных   удобрений   и   пестицидов,   рекомендованное
специалистами АПК Астраханской области;
     увеличить объемы применения фосфорных  и  калийных  удобрений  на
паровых полях и при вспашке зяби.
     В целью повышения плодородия почв предусматривается:
     1. Довести применение минеральных удобрений в 1995 году  до  16,5
млн.тонн   действующего   вещества,   что  обеспечит  внесение  их  по
оптимальным нормам под  технические,  зерновые  и  кормовые  культуры,
картофель  и  овощи.  Приступить  к  подкормке  улучшенных сенокосов и
пастбищ (таблица 3).
     2. Обеспечить   поставку   сельскому   хозяйству   в  необходимом
количестве  и  ассортименте  минеральных  удобрений,   микроэлементов,
регуляторов  роста  растений  и  увеличить  производство  экологически
безопасных удобрений и мелиорантов,  не  вызывающих  загрязнения  почв
опасными веществами.
     3. Осуществить   внедрение   эффективных    приемов    применения
минеральных удобрений,  микроудобрений,  регуляторов роста растений на
основе данных почвенной и растительной диагностики питания растений.
     4. Ввести  в  эксплуатацию прирельсовые (пристанционные) склады и
резервные  базы,  а  также  глубинные  склады  минеральных   удобрений
емкостью 4,3 млн.тонн единовременного хранения.
     5. Поставить  сельскому   хозяйству   необходимую   технику   для
складской    переработки    минеральных    удобрений,    тукосмешения,
транспортировки и внесения в почву  сухих  и  жидких  туков,  а  также
организовать    пункты    технического    обслуживания    и    проката
специализированной техники для крестьянских  (фермерских)  хозяйств  и
других землепользователей.
     6. Организовать поставку минеральных удобрений в затаренном виде,
в  том числе в одноразовых контейнерах для районов Крайнего Севера и в
мелкой    расфасовке    для    крестьянских    хозяйств    и    других
землепользователей.
     7. Разработать программу развития предприятий по  производству  и
применению средств химизации для сельского хозяйства.
     8. Разработать    меры    по     стимулированию     использования
землепользователями    и   землевладельцами   применения   минеральных
удобрений для повышения плодородия почв.

                   3. ХИМИЧЕСКАЯ МЕЛИОРАЦИЯ ПОЧВ

     В России    50    млн.гектаров    сельскохозяйственных     угодий
характеризуется   повышенной  кислотностью,  из  них  18  млн.гектаров
сильно-  и  среднекислых  почв  на   пашне   требует   первоочередного
известкования.
     По данным научных учреждений,  ежегодно  необходимо  известковать
10-11  млн.гектаров  сельскохозяйственных  угодий,  для чего требуется
70-80 млн.тонн известковых удобрений.
     В 1995  году  предусматривается  произвестковать  7  млн.гектаров
кислых почв.  В первую  очередь,  эта  работа  будет  выполнена  на  2
млн.гектаров орошаемых и осушенных земель.
     Намечаемые объемы известкования позволят к  2000  году  сократить
площади  сильнокислых  почв на пашне в два раза,  среднекислых - на 30
процентов,  в  отдельных  регионах   -   приступить   к   планомерному
известкованию улучшенных сенокосов и пастбищ.
     В 1992-1995 годах необходимо:
     1. Обеспечить   известкование   кислых   почв   на   площади   23
млн.гектаров (таблицы 4 и 5).
     2. Произвести  и   поставить   сельскому   хозяйству   Российской
Федерации 146 млн.тонн известковых удобрений.
     3. Ввести  в  эксплуатацию  склады  для  пылевидных   известковых
удобрений   и   форфоритной   муки   общей   емкостью   900   тыс.тонн
единовременного хранения.
     4. Обеспечить  работы  по  химической мелиорации почв необходимой
проектно-сметной документацией и осуществить авторский  надзор  за  ее
выполнением.

                          Фосфоритование

     В России  36  млн.гектаров  пашни  характеризуется очень низким и
низким содержанием фосфора,  из них 16 млн.гектаров кислых почв  может
быть улучшено путем внесения фосфоритной муки.
     Намечаемые объемы фосфоритования позволят к 2000 году сократить в
два раза площади кислых почв на пашне с низким содержанием фосфора.
     Для уменьшения  кислых  почв  и  увеличения  содержания   фосфора
намечается:
     1. Обеспечить  фосфоритование  кислых   почв   на   площади   9,5
млн.гектаров.
     2. Поставить  сельскому  хозяйству   Российской   Федерации   2,5
млн.тонн фосфоритной муки в физическом весе.
     3. Провести разведку  месторождений  фосфоритов  в  Сибири  и  на
Дальнем Востоке, организовать производство фосфоритной муки на местных
(непромышленных) месторождениях.

            Повышение продуктивности засоленных земель

     В России имеется 28 млн.гектаров  солонцовых  земель.  По  данным
инвентаризации,  около  4  млн.гектаров  могут  быть  улучшены за счет
химической мелиорации,  около 7 млн.гектаров  высокогипсовых  солонцов
требуют ярусной вспашки,  на 15 млн.гектаров будут эффективны глубокие
безотвальные обработки.
     Для повышения продуктивности солонцовых почв предусматривается:
     1. Осуществить  гипсование  почв  на  площади  0,9  млн.гектаров,
мелиоративную  обработку  -  1,7  млн.гектаров,  глубокое безотвальное
рыхление - 6,5 млн.гектаров.
     2. Обеспечить  поставку сельскому хозяйству 8 млн.тонн фосфогипса
(таблица 6).
     3. Создать   семеноводческие   хозяйства  по  производству  семян
солеустойчивых культур.
     4. Обеспечить   развитие  складского  хозяйства  и  строительство
железнодорожных тупиков для приема и переработки фосфогипса.
     5. Усилить  контроль  за состоянием плодородия орошаемых земель и
выдавать  хозяйствам  рекомендации  по  предотвращению  их  вторичного
засоления.

                       4. МЕЛИОРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ

     В настоящее  время  мелиорированные  земли в России занимают 11,1
млн.гектаров,  в  том  числе  6,1  млн.гектаров  -   орошаемые   и   5
млн.гектаров - осушенные, что составляет 5,3 процента от общей площади
сельскохозяйственных угодий.  На них производится  15  процентов  всей
продукции растениеводства,  в том числе весь рис, 75 процентов овощей,
четверть грубых  и  сочных  кормов.  Мелиорированные  земли  позволили
обеспечить    в    ряде    регионов    стабильность   и   устойчивость
сельскохозяйственного производства.
     На фоне  орошения  и  осушения  более  эффективны  органические и
минеральные удобрения, а также известкование и другие мероприятия.
     Первоочередными мероприятиями   являются   работы   по  повышению
технического уровня  мелиоративных  систем,  улучшению  мелиоративного
состояния орошаемых и осушенных земель, строительству и переустройству
дренажа, модернизации насосных станций, ремонту и эксплуатации сети.
     В настоящее  время  на площади более 1,3 млн.гектаров орошаемых и
0,6   млн.гектаров   осушенных    земель    требуется    реконструкция
мелиоративных  систем.  Эту  работу  ежегодно  необходимо выполнять на
площади 250-300 тыс.гектаров мелиорированных земель.
     В 1992-1995 годах намечено осуществить:
     работы по   комплексной   реконструкции  оросительных  систем  на
площади 670 тыс.гектаров,  реконструкции и восстановлению осушительных
систем  -  325 тыс.гектаров;  в 1996-2000 годах - соответственно 980 и
450 тыс.гектаров;
     строительство и  переустройство дренажа на существующих орошаемых
землях на площади 135 тыс.гектаров;
     замену вышедших из строя трубопроводов на оросительной сети - 7,4
тыс.километров;
     ввод в эксплуатацию 440 тыс.гектаров орошаемых и 460 тыс.гектаров
осушенных земель;
     обводнение пастбищ,  включая  реконструкцию  сооружений  на ранее
обводненных пастбищах, на площади 3200 тыс.гектаров;
     комплекс ремонтно-эксплуатационных  работ  на  межхозяйственных и
внутрихозяйственных мелиоративных системах,  обеспечивающих подачу  не
менее  20,7  млрд.куб.метров  воды  для  орошения сельскохозяйственных
культур на площади 4,8 млн.гектаров и отвод  избыточной  влаги  с  4,9
млн.гектаров осушенных земель (таблица 7).

              5. КОРЕННОЕ УЛУЧШЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
                    УГОДИЙ И ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ

     В целях  повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий,  а
также высвобождения занятой  кормовыми  посевами  пашни  под  зерновые
культуры, увеличения производства и улучшения качества грубых и сочных
кормов  в  1992-1995  годах  предусматривается  провести   работу   по
коренному  улучшению  сельскохозяйственных  угодий  и  освоению  новых
земель на площади 5,4 млн.гектаров (таблица 8),  в 1996-2000  годах  -
7,5 млн.гектаров.
     Первостепенное внимание   будет   уделено   коренному   улучшению
природных  кормовых  угодий,  включая культуртехнические мероприятия и
окультуривание, созданию высокопродуктивных сенокосов и пастбищ.
     Намечается значительно  увеличить  объем  работ по поверхностному
улучшению существующих сенокосов и пастбищ.
     Для поддержания    высокой   продуктивности   улучшенных   угодий
предусматривается увеличить  объем  работ  по  перезалужению  площадей
старовозрастных     выродившихся    травостоев,    широко    применять
противоэрозионные технологии.
     В районах Сибири,  Дальнего Востока и там, где имеется недостаток
пахотных площадей, предусматривается освоение новых земель под пашню.
     Для улучшения качества кормового сырья намечается увеличить объем
работ по посеву в дернину злаковых травостоев, семян бобовых трав.
     При залужении  и восстановлении ранее улучшенных травостоев посев
трав должен проводиться с  увеличенной  долей  бобовых  компонентов  в
луговых травосмесях.

           IV. МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ, ВОССТАНОВЛЕНИЮ НАРУШЕННЫХ
                        И ЗАГРЯЗНЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ

                   Рекультивация нарушенных земель

     Рекультивацию нарушенных земель намечается осуществить на площади
384 тыс.гектаров (таблица 9).  При этом  предусматривается  вовлечь  в
сельскохозяйственный оборот 188 тыс.гектаров.

        Улучшение малопродуктивных сельскохозяйственных угодий

     Улучшение (землевание)   малопродуктивных    сельскохозяйственных
угодий  плодородным  слоем  почвы  намечается провести на площади 34,7
тыс.гектаров, в том числе 24 тыс.гектаров пашни.

     Восстановление земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами

     Наиболее приемлем для утилизации  нефтяных  загрязнителей  земель
экологически безопасный биологический метод.
     В 1992-1995 годах намечено утилизировать нефтяные загрязнители на
минимальной площади 2,4 тыс.гектаров (таблица 10).

       Восстановление земель, загрязненных тяжелыми металлами,
           радиоактивными веществами и другими токсикантами

     В целях восстановления  почв,  загрязненных  тяжелыми  металлами,
пестицидами,   радиоактивными   веществами   и  другими  токсикантами,
дальнейшей защиты от загрязнения выбросами и отходами  промышленных  и
сельскохозяйственных    предприятий    и    обеспечения   производства
экологически чистой продукции предусматривается:
     провести почвенно-агрохимическое,       токсикологическое       и
радиологическое обследование сельскохозяйственных  угодий  на  площади
106 млн.гектаров;
     внедрить систему реперных участков и опытных полей для  отработки
технологий защиты и реабилитации почв, загрязненных токсикантами;
     осуществить агрохимические, мелиоративные и другие мероприятия по
снижению  уровня  содержания  радионуклидов  в  почве в соответствии с
программой по ликвидации  последствий  аварии  на  Чернобыльской  АЭС,
выделив на эти цели 500 млн.рублей (в ценах 1991 года).

          Консервация деградированных и загрязненных земель

     Консервация земель   -   временное   исключение   деградированных
сельскохозяйственных угодий и загрязненных  земель  из  хозяйственного
оборота  для предотвращения развития и устранения процессов деградации
почв,  восстановления  их  плодородия  и   реабилитации   загрязненных
территорий.
     В зависимости   от   способа    восстановления    деградированных
сельскохозяйственных   угодий  и  степени  загрязнения  земель  вместо
консервации могут вводиться специальный  режим  их  использования  или
производиться изменения целевого назначения земель.
     Консервация производится  по  мере  выявления   непригодных   для
использования   земель   в   соответствии   с  Положением  "О  порядке
консервации  деградированных  сельскохозяйственных  угодий  и  земель,
загрязненных   токсичными   промышленными  отходами  и  радиоактивными
веществами",  утвержденным  постановлением  Правительства   Российской
Федерации от 5 августа 1992 г. N 555.

          V. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ

     Программа направлена   на   реализацию   следующих   приоритетных
направлений  повышения  плодородия  почв  в  основных  земледельческих
зонах:
     в Нечерноземной зоне - создание глубоко окультуренного  пахотного
слоя,  снижение кислотности и переувлажнения почв, защита их от водной
эрозии;
     в Центрально-Черноземном районе,  Поволжье, на Северном Кавказе и
в Сибири - борьба с  эрозией  и  переуплотнением  почв,  регулирование
водно-воздушного режима;
     на Дальнем Востоке - улучшение физико-химических  свойств  почвы,
борьба с поверхностным увлажнением.
     Кардинально изменяются стратегия выбора направлений, планирование
и   организация  проведения  работ  по  улучшению  земель.  Изменяются
принципы   и    порядок    финансирования    работ.    Перестраивается
инвестиционная  политика.  Она должна обеспечить увеличение вложений в
работу по  осуществлению  мер,  имеющих  долговременное  значение  для
сохранения   и   повышения   плодородия  почв.  Приоритетное  значение
приобретут наиболее эффективные виды работ.  Земледелие переводится на
почвозащитную основу.
     Наиболее действенными  рычагами  в  повышении   плодородия   почв
являются   ликвидация   государственной  монополии  на  землевладение,
формирование  предприятий  нового  типа,  установление   экономической
ответственности       и       заинтересованности      землевладельцев,
землепользователей и собственников земли в рациональном  использовании
земель.
     Настоящая Программа,  изложенные  в  ней   подходы   и   принципы
реализуются через соответствующие республиканские,  краевые, областные
программы и программы автономных образований,  в которых  должен  быть
предусмотрен             комплекс             социально-экономических,
организационно-хозяйственных мероприятий и производственных заданий  с
указанием ресурсов, исполнителей и сроков выполнения. Эти программы не
должны противоречить  научно  обоснованным  системам  земледелия.  Они
будут осуществляться через внутрихозяйственное землеустройство.

                          Системы земледелия

     Эффективное применение  всех  средств повышения плодородия почв и
интенсификации производства  возможно  только  при  наличии  в  каждом
хозяйстве   научно   обоснованной   системы   земледелия.   Поэтому  в
республиках  в  составе  Российской  Федерации,  краях,   областях   и
автономных  образованиях  с  учетом  результатов  проводимой земельной
реформы,  накопленных научных и практических знаний должны  уточняться
или   разрабатываться   вновь   зональные   (микрозональные)   системы
земледелия.
     На современном  этапе  в  целях сохранения и повышения плодородия
почв,  ресурсосбережения и охраны окружающей среды  при  любых  формах
собственности на землю и ведения хозяйства разрабатываются ландшафтные
системы земледелия.
     Центральное место    в    этих    системах   отводится   наиболее
рациональному сочетанию сельскохозяйственных и других угодий на основе
научно обоснованных нормативов по каждой природной зоне. Учитывая, что
практически  все  почвы   могут   подвергаться   деградации,   системы
земледелия должны быть почвозащитными.
     В районах с сильно расчлененным рельефом и  активным  проявлением
водной    эрозии   разрабатываются   системы   контурно-мелиоративного
земледелия.
     На дефляционноопасных  землях  применяются  системы  земледелия с
использованием безотвальных обработок почвы  с  сохранением  стерни  и
других пожнивных остатков.
     С проведением земельной реформы изменяется  в  целом  методология
разработки  систем  земледелия  и  формирования  устойчивых культурных
ландшафтов.      На      основе      рационального       использования
почвенно-климатических  ресурсов  и  средств интенсификации земледелия
обеспечивается строго дифференцированный, нормативный, экономический и
экологический    подходы,    учитывающие    интересы   землевладельца,
землепользователя и собственника земли.
     Главным вопросом    применения    системы   земледелия   является
обеспечение расширенного воспроизводства плодородия  почв.  Необходимо
предусмотреть мероприятия по нейтрализации неблагоприятных воздействий
на почву,  комплекс  мер  по  оптимизации  внутрипочвенных  процессов,
способствующих   повышению   почвенного  плодородия  и  продуктивности
растений,  продолжить совершенствование зональных научно  обоснованных
систем земледелия.  Провести уточнение существующих систем,  а где они
отсутствуют,  - проектирование и введение севооборотов, обеспечивающих
повышение плодородия почв.

                Внутрихозяйственное землеустройство

     Непосредственная реализация землевладельцами, землепользователями
и собственниками  земли  мероприятий  по  повышению  плодородия  почв,
предусмотренных  в  республиканских,  краевых,  областных  программах,
программах автономных образований,  осуществляется через разработку  и
выполнение  проектов  внутрихозяйственного  землеустройства  и  других
проектов,   содержащих   следующие   мероприятия   по    рациональному
использованию и охране земель:
     защита почв   от   водной   и   ветровой   эрозии,   подтопления,
заболачивания,   вторичного  засоления,  иссушения,  переуплотнения  и
других неблагоприятных процессов;
     предотвращение зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником
и мелколесьем;
     предотвращение загрязнений  почв ядохимикатами,  другими вредными
веществами, сточными водами;
     обоснование размещения и установление границ территорий с особыми
режимами  пользования  землями  (природоохранными,   оздоровительными,
рекреационными, историко-культурными и другими).
     Государство оказывает  экономическую  поддержку   и   стимулирует
землепользователей  в  выполнении  почвоулучшающих  мероприятий  путем
финансирования      разработки      проектов      внутрихозяйственного
землеустройства  с  определением  мер по рациональному использованию и
охране земель и повышению плодородия почв.  Местные органы Комитета по
земельной  реформе  и  земельным ресурсам при Правительстве Российской
Федерации  определяют  степень  их  участия  в   реализации   проектов
землеустройства  и осуществляют контроль за рациональным и эффективным
использованием земель.
     При подтверждении  местным  комитетом  по  земельным  ресурсам  и
землеустройству участия землепользователей в выполнении мероприятий по
охране  земель  и  повышению плодородия почв государством производится
полная или частичная компенсация произведенных ими затрат.

         Государственный контроль за осуществлением Программы

     Контроль за  выполнением  Государственной  комплексной  программы
повышения   плодородия   почв   России   осуществляется  Министерством
сельского хозяйства и продовольствия Российской  Федерации,  Комитетом
Российской   Федерации   по   земельным  ресурсам  и  землеустройству,
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов  Российской
Федерации,           Комитетом           Российской          Федерации
санитарно-эпидемиологического надзора,  органами исполнительной власти
республик в составе Российской Федерации,  краев, областей, автономных
образований в соответствии с земельным законодательством и  Положением
о  порядке осуществления государственного контроля за использованием и
охраной земель,  утвержденным постановлением Правительства  Российской
Федерации от 17 августа 1992 г. N 594.
     Агрохимическая служба   Министерства   сельского   хозяйства    и
продовольствия   Российской   Федерации   осуществляет  агрохимический
контроль  за  состоянием  почвенного  плодородия,  включающий  в  себя
контроль  за  соблюдением регламентов при хранении,  транспортировке и
внесении удобрений,  надзор за  остаточным  количеством  ядохимикатов,
тяжелых металлов и радионуклидов в почве, кормах, сельскохозяйственной
продукции с  выдачей  сертификатов  и  рекомендаций  по  использованию
растениеводческой    продукции,    за    проведением   агрохимического
мониторинга  земель,  формирование  банка  агрохимических   данных   и
картографирование загрязненности почв.
     Предусматривается ежегодно   проводить   почвенно-агрохимические,
токсикологические   и   радиологические   обследования,   осуществлять
пятилетний  цикл  агрохимического  контроля  за  динамикой  почвенного
плодородия,  а  в  условиях  орошения  -  трехлетний  цикл  с  выдачей
землепользователям   сертификатов   по   рациональному   использованию
удобрений и средств защиты растений.

         VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ

              Государственная поддержка и экономический
             механизм реализации мероприятий по Программе

     В условиях  перехода  к рынку,  развития многоукладности сельской
экономики,  когда  значительная  часть  земель  будет   находиться   в
собственности   конкретных   землепользователей,  а  их  экономическое
положение неустойчиво,  реализация  намеченной  Программы  может  быть
осуществлена  только  при  ее государственной поддержке путем целевого
финансирования мероприятий  в  установленных  размерах.  Осуществление
комплекса  работ  по  повышению плодородия почв обеспечивается,  кроме
того,   дополнительными   государственными    мерами    по    усилению
заинтересованности в этом землепользователей.  На реализацию Программы
потребуются средства в объемах согласно таблице 11.
     Финансирование мероприятий    по    повышению   плодородия   почв
осуществляется  государством  на  основе  долевого  участия,  а  также
землепользователями за свой счет.
     В этих целях:
     1. Государство финансирует:
     строительство межхозяйственных       мелиоративных        систем,
природоохранных  и  гидротехнических  сооружений,  мелиорацию  земель,
содержание мелиоративных систем  в  районах  проживания  малочисленных
народов и в трудонедостаточных хозяйствах Нечерноземной зоны,  Сибири,
Дальнего   Востока,    проведение    научно-исследовательских    работ
общеотраслевого значения;
     70-80 процентов стоимости работ по  коренному  улучшению  земель,
связанных   с  повышением  плодородия  почв,  включая  обследование  и
подготовку проектно-сметной документации.  Остальная  часть  стоимости
оплачивается   землепользователями   за   свой  счет.  При  соблюдении
требований по охране почв и  недопущении  снижения  их  плодородия  50
процентов  затрат,  произведенных  ими  на  эти  цели,  компенсируется
государством;
     в полном  объеме  за  счет  земельного налога содержание и ремонт
мелиоративных    систем    в    остальных    регионах,     а     также
проектно-изыскательские  работы  по  землеустройству и 70-80 процентов
стоимости работ по использованию  торфа  при  оплате  остальной  части
стоимости землепользователями.
     Финансирование других  видов   работ   будет   осуществляться   в
соответствии     с     порядком,    разработанным    заинтересованными
министерствами и ведомствами.
     2. Землепользователи  при заключении в соответствии с действующим
законодательством договоров на продажу сельскохозяйственной  продукции
для   федеральных  и  региональных  нужд  принимают  обязательства  по
дополнительной продаже в течение 3-5 лет продукции  в  зависимости  от
размеров  произведенных  государством  затрат  на повышение плодородия
почв в их хозяйствах.
     3. Предусмотреть  первоочередное  выполнение  работ  по повышению
плодородия почв,  финансируемых государством,  а также  увеличение  их
объемов   для   землепользователей,   принимающих   обязательства  (на
договорной  основе)  увеличить  производство  и  продажу  определенной
сельскохозяйственной продукции для федеральных и региональных нужд.
     4. Определить,    что    землепользователи,    не     выполняющие
предусмотренные   проектами   землеустройства   мероприятия  и  другие
обязательные  требования  по  повышению  плодородия   почв,   лишаются
государственной  поддержки  в  финансировании этих работ,  а в случаях
обработки  земельных  участков  способами,  приводящими   к   снижению
плодородия    почв,    ухудшению   экологической   обстановки,   несут
ответственность в соответствии с земельным  законодательством,  вплоть
до прекращения права на пользование землей.
     5. Выполнение   мероприятий   по   рекультивации   нарушенных   и
восстановлению   загрязненных  земель  производится  за  счет  средств
виновных  организаций,  предприятий  и  других  юридических  лиц.  При
невозможности  проведения  указанных  мероприятий за счет виновных и в
случае  стихийных  бедствий  местным  органам  исполнительной   власти
рекомендуется вносить предложения об источниках средств на эти цели.
     6. Финансирование мероприятий по защите земель от  радиоактивного
загрязнения осуществляется по особой программе.

                     Техническое обеспечение

     Для широкого  внедрения  почвозащитных  технологий  переоснастить
земледелие высокопроизводительными машинами бессцепочного типа  нового
поколения,  ускорить  выпуск  плугов  рыхлителей  без  оборота пласта,
плоскорезов-щелевателей,    чизельных    плугов    и    культиваторов,
чизелей-глубокорыхлителей, а также стерневых сеялок-культиваторов.
     Предусмотреть увеличение  производства  сеялок   прямого   высева
зерновых   культур,   культиваторов-гребнеобразователей  для  широкого
внедрения гребневой технологии.
     Возрастающие объемы  осуществления  противоэрозионных мероприятий
требуют ускорения разработки и поставки комплекса машин для выполнения
всех    операций   с   учетом   почвенно-климатических   и   зональных
особенностей,  в том числе для  работы  на  склоновых  землях.  Особое
внимание уделять обеспечению выполнения почвозащитных приемов.
     Предусмотреть ускорение разработки,  организовать производство  и
поставку  комплекса  машин  и  орудий для выполнения лесомелиоративных
работ.
     Ускоренное решение  проблемы снижения переуплотнения почв тяжелой
сельскохозяйственной   техникой   осуществить    не    только    путем
совершенствования    отдельных    моделей    машин,   но   и   широким
перевооружением всего машинно-тракторного  парка.  В  парке  тракторов
общего   назначения   необходимо   обеспечить  достаточное  количество
гусеничных машин.
     Для мелиоративной    обработки   засоленных   и   с   солонцовыми
комплексами  земель  предусмотреть  увеличение   выпуска   рыхлителей,
плантажных плугов и комбинированных машин.
     Обеспечить разработку  и  освоить  серийное  производство   новых
конструкций машин по улучшению природных кормовых угодий.
     Уточнить системы  машин,  обеспечивающих  эффективное  выполнение
комплекса мелиоративных работ,  совершенствовать дождевальную технику,
организовать  производство  машин  и  механизмов   нового   поколения,
отвечающих мировым требованиям.
     Для применения удобрений,  мелиорантов и других средств химизации
в  запланированных  объемах,  повышения  их эффективности организовать
производство   и   обеспечить   поставку    необходимого    количества
соответствующих технических средств. Предусмотреть создание и освоение
производства машин  с  пневматическими  распределительными  системами,
обеспечивающими   высокое  качество  работ,  применение  большегрузных
самоходных  средств,  имеющих  ходовые  системы  с   низким   удельным
давлением  на  почву и работающих на повышенных скоростях.  Обеспечить
более широкое  применение  автоматизированного  управления  процессами
распределения удобрений по полю, поливными стационарными системами для
внесения жидких удобрений.  Для  химической  защиты  растений  создать
высокопроизводительные  широкозахватные  машины,  работающие  в режиме
малообъемного опрыскивателя.
     Осуществление технического  обеспечения  мероприятий по повышению
плодородия почв определяется программой  развития  машиностроения  для
агропромышленного комплекса России (таблица 12).
     Реализация намеченных      мероприятий      по      переоснащению
сельскохозяйственного    производства   новой   высокопроизводительной
техникой  позволит  повысить   технологический   уровень   земледелия,
улучшить использование земельных ресурсов,  обеспечить воспроизводство
почвенного плодородия.

            Основные направления научно-исследовательских
             работ по проблемам повышения плодородия почв

     В целях    повышения    плодородия    почв    и    продуктивности
сельскохозяйственных  угодий  Российской академии сельскохозяйственных
наук,  Министерству сельского хозяйства  и  продовольствия  Российской
Федерации,  Комитету  по  земельной  реформе  и земельным ресурсам при
Правительстве Российской  Федерации,  Министерству  охраны  окружающей
среды   и   природных   ресурсов   Российской   Федерации  с  участием
заинтересованных  министерств  и   ведомств,   республик   в   составе
Российской   Федерации,   краев,  областей  и  автономных  образований
обеспечить в 1992-1995  годах  проведение  исследований  по  следующим
важнейшим проблемам*):
     системы управления  процессами  почвообразования  и  формирования
высокоплодородных почв  в  условиях  роста  антропогенной  нагрузки  и
интенсификации земледелия;
     разработка научных      основ      формирования      экологически
сбалансированных   агроландшафтов   и  систем  земледелия,  методы  их
осуществления в условиях земельной реформы,  экологически  безопасные,
энергосберегающие   технологии   воспроизводства   плодородия  почв  и
комплексы агрофильных технических средств для их осуществления;
     методы комплексных  мелиораций,  экологически  безопасные системы
земледелия и интенсивные  ресурсосберегающие  технологии  возделывания
сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях;
     экспертные и    информационно-советующие    системы    управления
плодородием   почв   и   агротехнологии   с   учетом  экологических  и
экономических ограничений;
     технология и  средства возделывания сельскохозяйственных культур,
влияющие на снижение поступления  радионуклидов  и  тяжелых  металлов,
пестицидов,   нитратов   и   других   токсичных  веществ  в  продукцию
растениеводства;
     агрометеорологическое обеспечение повышения продуктивности земель
и охраны окружающей среды с учетом возможного изменения климата;
     теория и    методы   современного   полевого   агроэкологического
эксперимента,  унифицированная информационно-измерительная  система  и
технические  средства  сбора,  обработки  и хранения экспериментальных
данных;
     теоретические основы  оценки  и  прогнозирования  агроэкосистем с
целью обеспечения экологически безопасных  технологий  воспроизводства
плодородия   почв,   а  также  снижения  воздействия  антропогенных  и
техногенных  факторов  на  окружающую  среду,  получение  экологически
чистой продукции;
     модели оптимальных лесомелиоративных комплексов для лесостепных и
степных зон России,  концепция адаптивного лесоаграрного использования
деградированных и опустыненных территорий на основе  лесной  и  других
видов мелиорации;
     система эффективных мероприятий  по  предотвращению  и  борьбе  с
засолением  и  заболачиванием  орошаемых  земель,  способы  утилизации
загрязненных коллекторно-дренажных вод, включая очистку и повторное их
использование;
     система мониторинга  эколого-мелиоративного  состояния  орошаемых
земель;
     экономический механизм реализации комплексной программы повышения
плодородия почв России в условиях рыночных отношений;
     подготовка и  переподготовка  кадров   по   проблемам   повышения
плодородия почв и ландшафтному земледелию.
     Проводимые научные   исследования   должны   носить   комплексный
характер  и  объединять  для  решения поставленных задач усилия ученых
различных  направлений.   Предусмотреть   высокий   уровень   научного
обеспечения земледелия и интеграции науки с производством.
     К выполнению  научно-исследовательских  работ  привлечь   научные
организации  и  учреждения  Комитета  по земельной реформе и земельным
ресурсам при Правительстве Российской Федерации,  Российской  академии
сельскохозяйственных   наук,   Министерства   сельского   хозяйства  и
продовольствия Российской Федерации, высшие учебные заведения и другие
учреждения и организации. Примерная стоимость научно-исследовательских
работ составит около  930  млн.рублей,  в  том  числе  НИОКР  -  831,5
млн.рублей.
     Результаты исследований   использовать   для   проектирования   и
освоения    систем   земледелия   нового   поколения,   обеспечивающих
значительное и стабильное  повышение  продуктивности  пашни  и  других
угодий  агроландшафта,  ресурсо- и энергосбережения,  охрану природной
среды в условиях многоукладной экономики.
______________________________
     *) Темы научных разработок и их стоимость  уточняются  в  годовых
программах работ

               Организационно-правовое обеспечение

     В целях  реализации  Программы  предусмотрено выполнить следующий
комплекс организационно-правовых мер:
     1. Разработать  в  республиках  в  составе  Российской Федерации,
краях,  областях и автономных образованиях на  основе  Государственной
комплексной программы повышения плодородия почв региональные программы
с установлением объемов работ и их ежегодного финансирования.
     Создать при  органах государственного управления агропромышленным
комплексом республик в составе Российской Федерации, краев, областей и
автономных   образований   координационные   группы   по  контролю  за
реализацией разработанных программ.
     2. Обеспечить   разработку   нормативно-правовых   документов  по
изучению и картографированию почв,  определению их загрязнений и  иных
последствий  негативных процессов,  а также по экологически безопасным
методам и технологиям восстановления плодородия почв.
     3. Разработать   порядок   финансирования   работ  по  выполнению
Программы  повышения   плодородия   почв   России   и   экономического
стимулирования рационального использования и охраны земель.
     4. Включить  в  государственную  отчетность  основные  показатели
выполнения Программы повышения плодородия почв России.
     Реализация настоящей  Программы  позволит  приостановить  процесс
снижения  уровня  плодородия  почв,  ослабить  воздействие  негативных
факторов   ухудшения   земель,    повысить    устойчивость    развития
сельскохозяйственного производства.


                                                  Таблица 1

                  ОБЪЕМЫ РАБОТ ПО ЛЕСОМЕЛИОРАЦИИ
                                                         (тыс.га)
_________________________________________________________________

                     1992 -               В том числе
                     1995         1992     1993     1994     1995
                     годы,        год      год      год      год
                     всего

Полезащитные лесные     72          17       18       18      19
полосы

Пастбищные             296          70       74       74      78
фитомелиоративные
насаждения

Противоэрозионные      153          33       40       40      40
овражно-балочные
насаждения

Рубки ухода в          265          50       67       67      81
полезащитных лесных
полосах

Реконструкция           11           2        3        3       3
полезащитных полос

Стоимость проведения   406          92      104      104     106
комплекса
лесомелиоративных
мероприятий
(в ценах 1991 г.),
млн.рублей

     Ответственные за  исполнение:  Министерство сельского хозяйства и
продовольствия  Российской  Федерации,  Федеральная   служба   лесного
хозяйства  России,  органы  исполнительной  власти республик в составе
Российской Федерации, краев, областей и автономных образований.

                                                  Таблица 2

          ПРОТИВОЭРОЗИОННЫЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

___________________________________________________________________

                   Единица    1992 -         В том числе
                   измерения  1995      1992   1993   1994   1995
                              годы,     год    год    год    год
                              всего

Водозадерживающие
сооружения:

    валы            пог.м      3680      850   890    930   1010

    плотины         штук       1650      350   380    425    495

    лиманы          км        62680    14380 15050  16130  17120

Водонаправляющие    пог.км     2530      585   615    650    680
сооружения

Водосбросные        штук       3750      860   895    975   1020
сооружения

Донные сооружения   -"-       32900     7130  7850   8570   9350

Террасирование      тыс.га       54       10,5  12     15     16,5
крутых склонов

Выполаживание       -"-          31        6,5   7,5    8,3    8,7
склонов, оврагов,
промоин

Противоселевые и    -"-           9        2     2,1    2,3    2,6
противооползневые
сооружения

Береговые           -"-         432       97   103    112    120
сооружения

Дамбы-перемычки     пог.км      680      135   155    180    210

Стоимость           млн.руб.    671      143   158    174    196
проведения
противоэрозионных
гидротехнических
мероприятий
(в ценах 1991 г.)

         Ответственные за исполнение: Министерство сельского хозяйства
и продовольствия Российской Федерации,  Комитет по земельной реформе и
земельным  ресурсам  при  Правительстве  Российской Федерации,  органы
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев,
областей и автономных образований.


                                                Таблица 3

      ОБЪЕМЫ ВНЕСЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЙ И КОМПЛЕКСНОГО
               АГРОХИМИЧЕСКОГО ОКУЛЬТУРИВАНИЯ ПОЛЕЙ

___________________________________________________________________

                     1992 -               В том числе
                     1995         1992     1993     1994     1995
                     годы,        год      год      год      год
                     всего

Внесение              2071         300      573      589     609
органических
удобрений,
млн.тонн

Комплексное          14701        2500     3873     4045    4282
агрохимическое
окультуривание
полей, тыс.га

       Ответственные за исполнение: Министерство сельского хозяйства и
продовольствия  Российской  Федерации,  органы  исполнительной  власти
республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных
образований.


              ОБЪЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ
                            В 1995 ГОДУ

                                      тыс.тонн (в действующем
                                                веществе)

-------------------------------------------------------------------

Минеральные            В том числе                      Норма внесения
удобрения,    азотные   фосфорные  калийные   фосмука      кг/га
всего                                                    пашни
-------------------------------------------------------------------

16489          6866      5677        3251      695        127


     Ответственные за исполнение:  Министерство сельского хозяйства  и
продовольствия  Российской  Федерации,  компания "Росагрохим",  органы
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев,
областей и автономных образований.


                                                Таблица 4

                    ОБЪЕМЫ АГРОХИМИЧЕСКИХ РАБОТ
-------------------------------------------------------------------

                     1992 -               В том числе
                     1995         1992     1993     1994     1995
                     годы,        год      год      год      год
                     всего

Известкование кислых 23110        4000     5950     6380    6780
почв, тыс.га

Фосфоритование почв,  9364        2000     2354     2454    2556
тыс.га

Гипсование солонцовых  852         170      224      227     231
почв, тыс.га

Мелиоративная         1650         300      450      450     450
обработка солонцовых
почв, тыс.га

Комплекс работ по      338,8        50       90,3     95,3   103,2
торфу и сапропелям,
млн.тонн

Первичное              280          70       70       70      70
окультуривание,
млн.руб.

Агрохимические        1308         280      310      343     375
обследования,
млн.руб.

Стоимость             14160        3190     3420     3640    3910
агрохимических
работ (в ценах
1991 г.),
млн.руб.,

   в том числе для    2700         480      600      720     900
   крестьянских
   (фермерских)
   хозяйств


     Ответственные за  исполнение:  Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации,  Комитет по земельной  реформе  и
земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации,  ассоциация
"Ростоппром",  органы  исполнительной  власти  республик   в   составе
Российской Федерации, краев, областей и автономных образований.

                                                Таблица 5


       ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОСТАВКИ ИЗВЕСТКОВЫХ УДОБРЕНИЙ

                                                  (тыс.тонн)
-------------------------------------------------------------------
                          1992 -             В том числе
                          1995      1992    1993    1994    1995
                          годы,     год     год     год     год
                          всего

Известковые удобрения,  146440     24350    37670   40660   43650
всего,

   из них:

   мука известняковая,  105245     14985    27265   30090   32905
   всего,

      в том числе:

Концерн "Цемент"          8290      1230     1910    2350    2800

Концерн "Росрудпром"      3120       780      780     780     780

Государственный комитет
Российской Федерации по
промышленной политике:

  департамент химической  2165       395      540     590     640
  и нефтехимической
  промышленности

  департамент металлургии  750         -      250     250     250

  корпорация "Трансстрой" 1280       290      310     330     350

Концерн "Нефтегазстрой"    650       100      120     170     260

Минатом России            2230       500      560     570     600

Акционерное общество     70315      9085    18925   25580   21725
"Росстром",

   в том числе:

   Судогорское            9000      1700     2300    2500    2500
   карьероуправление

   Гремячевский           6050       750     1700    1800    1800
   горнообогатительный
   комбинат

   Концерн                3365       695      780     890    1000
   "Россевзапстрой"

   Концерн "Росюгстрой"    485        85      120     120     160


                          1992 -             В том числе
                          1995      1992    1993    1994    1995
                          годы,     год     год     год     год
                          всего

Концерн "Росавтодор"      2270       340      400     600     930

Министерство сельского    4510       660     1100    1250    1500
хозяйства и продовольствия
Российской Федерации

Компания                  2740       340      650     750    1000
"Моспромстройматериалы"

Ассоциация                2875       465      760     800     850
"Мособлстройматериалы"

Ленсовет                   200        20       60      60      60

Известьсодержащие        19571      4096     5105    5155    5215
отходы промышленности,
всего,

   в том числе:

Концерн "Цемент"           118       250      310     310     310
   (цементная пыль)

Концерн "Росрудпром"      3000       750      750     750     750
   (отходы доломитов)

Государственный комитет
Российской Федерации
по промышленной политике
  (шлаки металлургические) 105       345      920     920     920

   (белитовая пыль)        105                 35      35      35

Министерство сельского
хозяйства и продовольствия
Российской Федерации
   (дефекат)             10091      2351     2560    2580    2600

Минатом России
   (отходный мел)          910       190      230     240     250

Компания "Росагрохим"
   (отходный мел)         1180       210      300     320     350

Местные известковые
материалы


                          1992 -             В том числе
                          1995      1992    1993    1994    1995
                          годы,     год     год     год     год
                          всего

Министерство сельского   21514      5269     5300    5415    5530
хозяйства и
продовольствия
Российской Федерации


              Кроме того, межгосударственные поставки

Витебское объединение
"Доломит" (Беларусь)
   (доломитовая мука)     1795       295      500     500     500

Акмянское объединение
"Стройматериалы" (Литва)
   (известняковая мука)    135        15       30      40      50

Эстонэнерго
   (сланцевая зола)       2740       340      800     800     800


     Ответственные за  исполнение:  Государственный комитет Российской
Федерации по промышленной политике, Министерство сельского хозяйства и
продовольствия  Российской  Федерации,  органы  исполнительной  власти
республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных
образований.

                                                Таблица 6

          ОБЪЕМЫ ПОСТАВКИ ФОСФОГИПСА СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ

                                                  (тыс.тонн)
--------------------------------------------------------------------

                       1992 -             В том числе
                       1995       1992     1993     1994     1995
                       годы,      год      год      год      год
                       всего


Фосфогипс, всего,        6672      607     1755     2055    2255

   в том числе:

Российская               5722      407     1505     1805    2005
агрохимическая
компания
"Росагрохим"

Государственный комитет   950      200      250      250     250
Российской Федерации по
промышленной политике


              Кроме того, межгосударственные поставки

Гомельский химический     300        -      100      100     100
завод (Беларусь)

Целинный горно -          380       80      100      100     100
химический комбинат
(Казахстан)

Джамбулский               148       13       45       45      45
суперфосфатный завод
(Казахстан)


     Ответственные за исполнение:  Государственный комитет  Российской
Федерации по промышленной политике, Министерство сельского хозяйства и
продовольствия  Российской  Федерации,  органы  исполнительной  власти
республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных
образований.


                                                Таблица 7

                 ОБЪЕМЫ РАБОТ ПО МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
-------------------------------------------------------------------
                       1992 -              В том числе
                       1995        1992     1993     1994     1995
                       годы,       год      год      год      год
                       всего


Комплексная
реконструкция
орошаемых земель,
тыс.га                    670      100      140      186     244

Строительство и
переустройство дренажа
на существующих
орошаемых землях,
тыс.га                    135       15       30       40      50

Замена вышедших из
строя трубопроводов
на оросительной сети,
км                       7400      800     1840     2200    2560

Реконструкция и
восстановление
осушительных
систем, тыс.га            325       40       70      100     115

Орошение земель, тыс.га   440       66      105      128     141

Осушение земель, тыс.га   460       61      110      139     150

Обводнение пастбищ,
включая реконструкцию
сооружений на ранее
обводненных пастбищах,
тыс.га                   3200      500      780      890     930

Капитальные вложения
на мелиорацию земель
(в ценах 1991 г.),
млн.руб. (бюджетное
финансирование),
всего,                  13240     2140     3400     3700    4000

   в том числе на
   работы по повышению
   технического уровня
   и улучшению
   мелиоративного
   состояния
   существующих
   мелиорированных
   земель, млн.руб.      7200     1200     1800     2000    2200


   из них для
   крестьянских
   (фермерских)
   хозяйств              2100      300      540      600     660

Стоимость содержания и
ремонта мелиоративных
систем (в ценах 1991г.),
млн.руб.                 4460     1060     1100     1150    1150


     Ответственные за  исполнение:  Министерство сельского хозяйства и
продовольствия  Российской  Федерации,  органы  исполнительной  власти
республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных
образований.

                                                Таблица 8


     ОБЪЕМЫ РАБОТ ПО КОРЕННОМУ УЛУЧШЕНИЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
                  УГОДИЙ И ОСВОЕНИЮ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ

--------------------------------------------------------------------

                       1992 -              В том числе
                       1995        1992     1993     1994     1995
                       годы,       год      год      год      год
                       всего


Коренное улучшение       5400      860     1310     1510    1720
сельскохозяйственных
угодий и освоение
новых земель, включая
культуртехнические
работы, тыс.га

Стоимость работ по       5690      910     1380     1600    1800
коренному улучшению
сельскохозяйственных
угодий и освоению
новых земель
(в ценах 1991 г.),
млн.руб.,

   в том числе для       1200      140      250      360     450
   крестьянских
   (фермерских)
   хозяйств

     Ответственные за исполнение:  Министерство сельского хозяйства  и
продовольствия  Российской  Федерации,  Комитет по земельной реформе и
земельным ресурсам  при  Правительстве  Российской  Федерации,  органы
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев,
областей и автономных образований.


                                                             Таблица 9

            ОБЪЕМЫ РАБОТ ПО УЛУЧШЕНИЮ И РЕКУЛЬТИВАЦИИ
                        НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ

                                                  (тыс.га
                                                  млн.рублей, в
                                                  ценах 1991 года)

-------------------------------------------------------------------
                        1992 -             В том числе
                        1995       1992     1993     1994     1995
                        годы,      год      год      год      год
                        всего


Рекультивация нарушенных   384      95,7     96       96,3    96
земель, всего,             1936,1   482,6    484      485,2   484,3

   в том числе:

земельных участков,         12,5     2,5      2,9      3,3     3,8
пользование которыми        63,8    12,8     14,8     16,8    19,4
прекращено

Улучшение (землевание)      34,6     8        8,4      8,9     9,3
малопродуктивных            154,2    35,7     37,5     39,7    41,3
сельскохозяйственных
угодий снятым
плодородным слоем
почвы

     Ответственные за  исполнение:  Министерство  топлива и энергетики
Российской Федерации,  Государственный комитет Российской Федерации по
промышленной    политике,    Министерство    сельского   хозяйства   и
продовольствия   Российской   Федерации,    Министерство    транспорта
Российской   Федерации,   Министерство   путей   сообщения  Российской
Федерации и другие министерства и ведомства.


                                                Таблица 10


              ОБЪЕМЫ РАБОТ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬ,
              ЗАГРЯЗНЕННЫХ НЕФТЬЮ И НЕФТЕПРОДУКТАМИ
-------------------------------------------------------------------
                   Единица    1992 -         В том числе
                   измерения  1995      1992   1993   1994   1995
                              годы,     год    год    год    год
                              всего

Восстановление      тыс.га        2,4      0,02  0,72   1,42   2,4
земель,
загрязненных
нефтью и
нефтепродуктами
(с использованием
препарата
"Микромицет")

Стоимость работ     млн.руб.     91,2      0,4  14,4   28,4   48


     Примечание. Исполнитель   работ   по    восстановлению    земель,
                 загрязненных нефтепродуктами, - предприятие "Биолант"
                 (Калининградская область).


                                                Таблица 11


       ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАБОТ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПЛОДОРОДИЯ
                     ПОЧВ НА 1992-1995 ГОДЫ*)


                                            (млн.рублей, в ценах
                                            1991 г.)



Агрохимические работы, всего,                      14160

    в том числе агрохимические обследования,        1308
    составление и выдача проектно-сметной
    документации

Противоэрозионные мероприятия, всего,               1076

    в том числе строительство противоэрозионных      670
    гидротехнических сооружений

    лесомелиоративные работы                         406

Коренное улучшение сельскохозяйственных угодий      5690
и освоение новых земель

Мелиорация земель, всего,                          13240

    в том числе комплекс работ по повышению         7200
    технического уровня и улучшению
    мелиоративного состояния существующих
    мелиорированных земель

Содержание и ремонт мелиоративных систем            4460

Улучшение, восстановление нарушенных и              2181
загрязненных земель, всего,

    в том числе:

          рекультивация нарушенных земель           1936

          улучшение (землевание)                     154
          малопродуктивных сельскохозяйственных
          угодий плодородным слоем почвы

          восстановление земель, загрязненных         91
          нефтью и нефтепродуктами

Создание производственной базы, всего,              3450

    в том числе:

          строительство резервных баз и             2000
          прирельсовых складов минеральных
          удобрений и других средств химизации

          развитие строительной индустрии и базы    1200
          водохозяйственных организаций

          строительство и расширение базы            250
          предприятий лесного хозяйства

Научное обеспечение Программы                        930

Проектно-изыскательские работы по землеустройству   2000

Разработка экономического механизма и нормативно -    25
методического обеспечения реализации Программы,
экологическая экспертиза, обследования на тяжелые
металлы, токсиканты, радионуклиды

     Ответственные за  исполнение:  Министерство  экономики Российской
Федерации,  Министерство финансов Российской  Федерации,  Министерство
сельского  хозяйства  и  продовольствия  Российской Федерации,  органы
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев,
областей   и   автономных  образований.

--------------
     *) объемы  и  источники  финансирования  уточняются   в   годовых
программах работ


                                                Таблица 12


        ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТ,
                    ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПРОГРАММОЙ

_________________________________________________________________________________________
                                        В том числе                  Прогноз     Затраты
                     Технические Поставлено  Подлежит  Подлежит                  на
                     средства,   машин по    замене    модернизации, поставки    НИОКР
                     всего       состоянию             разработке    технических (в ценах
                     (виды       на 01.06.                           средств     1991г.),
                     машин)      1992 г.                             на 01.12.   млн.
                                                                     1995г.      руб.
_________________________________________________________________________________________
Машины для основной    53          25           3          16          31        16,7
обработки почвы

Машины для             52          53           3          10          25        23,5
поверхностной
обработки
почвы

Машины для защиты      38          12           2           9          15        13,2
почвы от ветровой
эрозии

Машины для             64          32           4           9          36        48,1
мелиоративных работ

Машины для защитного     8          3           -           2           5        2,3
лесоразведения

Машины для подготовки   80         24           2           6          24        13,0
и внесения минеральных
удобрений

Машины для подготовки   40         18           3          12          18        8,9
и внесения органических
удобрений

     Ответственные за исполнение работ по замене и модернизации машин:
Министерство   сельского   хозяйства   и   продовольствия   Российской
Федерации,  Комитет  по  земельной  реформе  и  земельным ресурсам при
Правительстве Российской Федерации,  Комитет Российской  Федерации  по
машиностроению.