ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКАХ И ПАМЯТНИКАХ ПРИРОДЫ. Приказ. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды России). 13.12.92 33

                   ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
     О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАКАЗНИКАХ И ПАМЯТНИКАХ ПРИРОДЫ

                                ПРИКАЗ

     МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ

                          13 декабря 1992 г.
                                 N 33

                                 (Д)


     Во исполнение  распоряжения Правительства Российской Федерации от
5  апреля  1992  г.  N  659-р  и  поручения  Правительства  Российской
Федерации от 23 июля 1992 г. N ВМ-П42-27054

     приказываю:

     1. Утвердить   Типовое   положение  о  государственных  природных
заказниках в Российской Федерации (приложение 1) и Типовое положение о
памятниках природы в Российской Федерации (приложение 2).
     2. Управлению   заповедного    дела    (Степаницкий),    Главному
организационно-распорядительному    управлению    (Касумян)    довести
указанные Типовые положения до  сведения  территориальных  органов  по
охране  природы  республик  в  составе  Российской  Федерации,  краев,
областей, автономных образований.

Министр                                        В.И. Данилов-Данильян


                                                          Приложение 1
                                           к приказу Минприроды России
                                          от 14 декабря 1992 года N 33

                          ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
                о государственных природных заказниках
                        в Российской Федерации

                          I. Общие положения

     1. Государственными  природными заказниками объявляются природные
комплексы   участков   суши   и   водного   пространства,   ценные   в
природоохранном,    экологическом    и    эстетическом   отношении   и
предназначенные для  сохранения,  воспроизводства  или  восстановления
одних  видов природных ресурсов (объектов) в сочетании с ограниченным,
регламентированным и рациональным использованием других.
     2. В   зависимости   от  природоохранной,  экологической  и  иной
ценности охраняемых природных комплексов  и  объектов  государственные
природные  заказники  могут  иметь федеральное (общереспубликанское) и
региональное значение.
     3. Государственными   природными   заказниками   не   могут  быть
объявлены   природные    комплексы,    находящиеся    на    территории
государственных   природных   заповедников  и  национальных  природных
парков.
     4. Государственные   природные   заказники  находятся  в  ведении
специально   уполномоченных   государственных    органов    Российской
Федерации,  республик в составе Российской Федерации, краев, областей,
автономных образований в области охраны окружающей природной среды.

       II. Цели объявления природных комплексов заказниками

     5. Целями  объявления   природных   комплексов   государственными
природными заказниками являются:
     сохранение природных комплексов в естественном состоянии;
     сохранение, воспроизводство и восстановление природных ресурсов;
     поддержание экологического баланса.

          III. Профиль государственных природных заказников

     6. В зависимости от конкретных задач охраны окружающей  природной
среды и природных ресурсов заказники могут иметь различный профиль,  в
том числе могут быть:
     ландшафтными (комплексными),  предназначенными  для  сохранения и
восстановления  особо  ценных  или  типичных   (эталонных)   природных
ландшафтов и их составных частей;
     биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными
для  охраны и воспроизводства ресурсов растительного и животного мира,
в  том  числе  рыбных  запасов,  для   сохранения   и   восстановления
численности видов живых организмов,  ценных в хозяйственном, научном и
эстетическом отношении,  а также  редких  и  исчезающих  биологических
видов и их генофонда;
     палеонтологическими, предназначенными для сохранения мест находок
и  скоплений  остатков  или  окаменелых образцов ископаемых животных и
растений, имеющих особое научное значение;
     гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими и т.п.),
предназначенными для сохранения и  восстановления  водных  объектов  и
экосистем,  а  также  прилегающих к ним участков суши,  обеспечивающих
оптимальный гидрологический баланс;
     геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и
комплексов неживой  природы  (торфяников,  месторождений  минералов  и
других полезных ископаемых,  примечательных форм рельефа и связанных с
ними элементов ландшафта и т.п.).

               IV. Порядок образования государственных
                         природных заказников

     7. Государственные      природные      заказники     федерального
(общереспубликанского) значения образуются  Правительством  Российской
Федерации по представлению специально уполномоченного государственного
органа Российской Федерации  в  области  охраны  окружающей  природной
среды,  согласованному  с  органами  исполнительной  власти республик,
входящих в состав Российской Федерации,  краев,  областей,  автономных
образований.
     8. Государственные  природные  заказники  регионального  значения
образуются органами исполнительной власти республик, входящих в состав
Российской Федерации,  Советами народных депутатов,  краев,  областей,
автономных  образований  по согласованию со специально уполномоченными
государственными органами в области охраны окружающей природной среды,
местными   Советами   народных   депутатов,  а  также  собственниками,
владельцами,  пользователями и арендаторами  соответствующих  участков
земли и акватории.
     9. Изменение границ,  реорганизация и ликвидация  государственных
природных  заказников  осуществляется  в  том  же  порядке,  что  и их
образование.
     10. Объявление  природных  комплексов государственными природными
заказниками производится,  как правило,  без изъятия  занимаемого  ими
земельного    участка    у   собственников   земли,   землевладельцев,
землепользователей  и  арендаторов.  Отвод  земельных   участков   для
заявленной   цели   допускается   лишь   в  исключительных  случаях  с
соответствующим  обоснованием  его   необходимости   в   установленном
порядке.
     11. Собственникам земель,  землевладельцам и  землепользователям,
на  землях  которых располагаются государственные природные заказники,
могут  предоставляться  льготы  по  земельному   налогу   в   порядке,
предусмотренном  законодательством  Российской  Федерации и республик,
входящих в состав Российской Федерации.

            V. Режим государственных природных заказников

     12. На  территории  государственных  природных  заказников  и  их
отдельных  участках  могут быть полностью или частично,  постоянно или
временно (в  том  числе  в  определенное  время  года)  запрещены  или
ограничены хозяйственная рекреация и иная деятельность, противоречащая
целям организации заказника или причиняющая вред окружающей  природной
среде, в том числе:
     распашка земель;
     рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы,
сенокошение,  пастьба скота,  заготовка и сбор грибов,  ягод,  орехов,
плодов,  семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования
растительным миром;
     промысловая, спортивная   и   любительская   охота  и  лов  рыбы,
добывание морских млекопитающих и  водных  беспозвоночных,  иные  виды
пользования животным миром;
     сбор зоологических,  ботанических и минералогических коллекций, а
также палеонтологических объектов;
     предоставление земельных участков  под  застройку,  а  также  для
коллективного садоводства и огородничества;
     проведение гидромелиоративных     и     ирригационных      работ,
геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;
     строительство зданий и сооружений,  дорог и трубопроводов,  линий
электропередач и прочих коммуникаций;
     применение ядохимикатов,   минеральных   удобрений,    химических
средств защиты растений и стимуляторов роста;
     сплав леса;
     взрывные работы;
     проезд и стоянка автомототранспорта,  судов и  иных  плавсредств,
устройство привалов,  бивуаков,  туристических стоянок и лагерей, иные
формы отдыха населения;
     любые иные  виды  хозяйственной  деятельности,  рекреационного  и
другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению
и воспроизводству природных комплексов и объектов.
     13. Конкретные   задачи,   профиль    и    особенности    каждого
государственного        природного        заказника       федерального
(общереспубликанского)  значения  определяются   Положением   о   нем,
утвержденным   специально   уполномоченными   на  то  государственными
органами Российской Федерации в области  охраны  окружающей  природной
среды  по  согласованию  с  органами исполнительной власти республик в
составе  Российской  Федерации,  Советами  народных  депутатов  краев,
областей, автономных образований.
     14. Конкретные  задачи,  профиль  и  особенности  режима  каждого
государственного    природного    заказника   регионального   значения
определяются Положением о  нем,  утверждаемым  органом  исполнительной
власти  республики  в составе Российской Федерации,  Советами народных
депутатов краев,  областей,  автономных образований по согласованию  с
местными  Советами  народных депутатов,  собственниками,  владельцами,
пользователями и арендаторами участков земли и акватории.
     15. Установленный   для   каждого   государственного   природного
заказника режим обязаны соблюдать  все  без  исключения  физические  и
юридические лица,  в том числе собственники, владельцы, пользователи и
арендаторы  участков   земли   и   акватории,   входящие   в   границы
государственного природного заказника.
     16. Государственные природные заказники обозначаются на местности
предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.
     17. Государственные природные заказники  в  обязательном  порядке
учитываются  при  разработке  планов  и  перспектив  экономического  и
социального   развития,   территориальных   комплексных   схем,   схем
землеустройства и районной планировки.
     18. Расходы по обеспечению режима,  а также по  проектированию  и
созданию  государственных  природных  заказников  производятся за счет
государственного бюджета  органа  государственной  власти,  принявшего
решение  о  его  организации,  а  также внебюджетных государственных и
общественных экологических фондов.

           VI. Охрана государственных природных заказников

     19. Охрана    государственных    природных    заказников    может
осуществляться  силами  специальной  службы охраны,  входящей в состав
государственных органов,  в ведении  которых  находятся  заказники,  а
также  должностными  лицами  специально уполномоченных государственных
органов  по  охране   окружающей   природной   среды,   осуществляющих
государственный экологический контроль.
     20. К   охране   государственных   природных   заказников   могут
привлекаться специализированные инспекции,  службы и иные формирования
предприятий,   учреждений,   организаций   и   объединений    граждан,
осуществляющие  ведомственный  и общественный экологический контроль и
надзор за соблюдением установленного порядка природопользования.

         VII. Контроль за соблюдением режима государственных
                         природных заказников

     21. Контроль за соблюдением установленного режима государственных
природных заказников  осуществляется  органами  исполнительной  власти
республик   в  составе  Российской  Федерации,  краевыми,  областными,
автономной области и автономных округов,  местными  Советами  народных
депутатов,   а   также   специально  уполномоченными  государственными
органами в области охраны окружающей природной среды.


                                                          Приложение 2
                                           к приказу Минприроды России
                                          от 14 декабря 1992 года N 33

                          ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
             о памятниках природы в Российской  Федерации

                          I. Общие положения

     1. Памятниками природы объявляются отдельные уникальные природные
объекты    и    комплексы,    ценные    в    экологическом,   научном,
историко-культурном, эстетическом и эколого-просветительском отношении
и нуждающиеся в особой охране государства.
     2. В зависимости от своей уникальности,  экологической, научной и
иной  ценности  природные  объекты  и  комплексы  могут быть объявлены
памятниками природы федерального и регионального значения.
     3. Памятниками  природы не могут быть объявлены природные объекты
и  комплексы,  находящиеся  на  территории  государственных  природных
заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников
истории и культуры,  а также входящие в состав  природных  комплексов,
уже объявленных памятниками природы.

           II. Цели объявления объектов памятниками природы

     4. Основной  целью  объявления  природных  объектов  и комплексов
памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.

              III. Основные категории памятников природы

     5. Памятниками  природы  могут  быть  объявлены  участки  суши  и
водного  пространства,  а  также  одиночные  природные объекты,  в том
числе:
     участки живописных местностей;
     эталонные участки нетронутой природы;
     участки с  преобладанием  культурного ландшафта (старинные парки,
аллеи, каналы, древние копи и т.п.);
     места произрастания и обитания ценных,  реликтовых, малочисленных
редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах
их ареалов;
     лесные массивы  и   участки   леса,   особо   ценные   по   своим
характеристикам   (породный   состав,   продуктивность,   генетические
качества,  строение насаждений и т.п.),  а  также  образцы  выдающихся
достижений лесохозяйственной науки и практики;
     небольшие дендрологические парки;
     природные объекты,    играющие    важную   роль   в   поддержании
гидрологического режима;
     уникальные формы  рельефа  и  связанные  с  ними ландшафты (горы,
группы скал,  ущелья,  каньоны,  ледниковые цирки и  троговые  долины,
моренно-валунные гряды,  дюны,  барханы,  карровые поля, группы пещер,
гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.);
     геологические обнажения,   имеющие   научную   ценность  (опорные
разрезы,  стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных
ископаемых, известные в крайне ограниченном числе);
    геолого-географические полигоны,  в том числе классические участки
с  особенно  выразительными  следами  сейсмических  явлений,  а  также
обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
     местонахождения редких  или   особо   ценных   палеонтологических
объектов;
     участки гор,   озер,   водно-болотных  комплексов,  водохранилищ,
морских акваторий,  небольшие реки с поймами,  озера,  водохранилища и
пруды;
     природные гидроминеральные комплексы;
     термальные источники, месторождения лечебных грязей;
     береговые объекты (косы,  перешейки, полуострова, острова, бухты,
лагуны и т.п.);
     отдельные объекты живой  и  неживой  природы  (места  гнездования
птиц,  деревья-долгожители  и  имеющие историко-мемориальное значение,
растения причудливых форм,  единичные экземпляры экзотов  и  реликтов,
вулканы,  холмы,  ледники,  валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки
рек,  воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты
и т.п.).

              IV. Порядок объявления природных объектов
                         памятниками природы

     6. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками  природы
федерального   значения   Правительством   Российской   Федерации   по
представлениям  специально  уполномоченных   государственных   органов
Российской  Федерации  в  области  охраны  окружающей природной среды,
согласованным с исполнительными органами власти республик,  входящих в
состав Российской Федерации,  краев, областей, автономных образований,
городов Москвы и Санкт-Петербурга.
     7. Природные  объекты и комплексы объявляются памятниками природы
регионального  значения  решениями   органов   исполнительной   власти
республик,  входящих  в состав Российской Федерации,  Советов народных
депутатов краев,  областей, автономной области и автономных округов по
представлению  специально  уполномоченных  государственных  органов  в
области охраны окружающей природной среды.
     8. Объявление природных объектов и комплексов памятниками природы
производится,  как правило, без изъятия земельных участков, на которых
они    расположены,   у   собственников   земли,   землевладельцев   и
землепользователей.  Отвод земельных  участков  для  заявленных  целей
допускается   лишь   в   исключительных   случаях   с  соответствующим
обоснованием его необходимости в установленном порядке.
     9. В   целях   защиты   памятников   природы  от  неблагоприятных
антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного
пространства   могут   создаваться  охранные  зоны  с  регулируемым  и
контролируемым режимом хозяйственной деятельности.

           V. Обеспечение режима охраны памятников природы

     10. На территории расположения памятников природы и  их  охранных
зон,   а   также  в  отношении  самих  памятников  запрещается  всякая
хозяйственная и иная деятельность,  угрожающая состоянию и сохранности
охраняемых природных комплексов и объектов.
     11. Режим охраны  природных  объектов  и  комплексов,  объявление
которых  памятниками  природы  сопровождалось  изъятием занимаемых ими
земельных   участков,   обеспечивается   специально    уполномоченными
государственными органами в области охраны окружающей природной среды,
которым эти земельные участки  передаются  в  бессрочное  (постоянное)
пользование.
     12. Режим охраны  природных  объектов  и  комплексов,  объявление
которых  памятниками природы не сопровождалось изъятием занимаемых ими
земельных  участков,  обеспечивается  непосредственно  собственниками,
владельцами,  пользователями  и  арендаторами этих земельных участков,
или,  по согласованию  с  ними,  иными  физическими  или  юридическими
лицами.
     Возможность, источники,  порядок,  размеры  и  формы  компенсации
расходов  физическим и юридическим лицам,  обеспечивающим режим охраны
памятников  природы,  определяются  органом   исполнительной   власти,
принявшим  решение  об  объявлении  природного  комплекса  или объекта
памятником природы.
     13. Передача  памятника  природы  под  охрану предусматривается в
решении государственного органа об объявлении природного  объекта  или
комплекса   памятником   природы,   принимаемым   по   согласованию  с
физическими или юридическими лицами,  под  охрану  которым  передается
памятник природы, что закрепляется в паспорте памятника природы.
     14. На каждый памятник  природы  заводится  паспорт,  оформляемый
специально  уполномоченными государственными органами в области охраны
окружающей природной среды и  утверждаемый  решением  государственного
органа  об  объявлении  природных  объектов  и  комплексов  памятником
природы.
     15. В паспорте памятника природы указываются:
     наименование памятника  природы  и  его  значение   (федеральное,
региональное);
     местонахождение памятника природы;
     краткое описание памятника природы;
     описание границ памятника природы и его охранной зоны;
     площадь, занимаемая  памятником  природы  и  его  охранной  зоной
(раздельно);
     режим охраны, установленный для памятника природы;
     допустимые виды использования памятников природы;
     установленный режим охранной зоны памятника природы;
     наименования и  юридический  адрес   собственников,   владельцев,
пользователей и арендаторов земельных участков,  на которых расположен
памятник  природы  и  его  охранная  зона,  а  также  наименование   и
юридический  адрес  физических  и  юридических  лиц,  взявших  на себя
обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного
для него режима.
     Кроме того, паспорт памятника природы включает:
     фотографии размером  не  менее 9х12 см,  иллюстрирующие на момент
составления паспорта  состояние  памятников  природы  и  его  наиболее
ценных участков или отдельных объектов;
     карту-схему, позволяющую    ясно    представить     границы     и
местонахождение памятника природы и его охранной зоны.
     16. Копии   паспорта   памятника   природы    должны    храниться
собственниками,  владельцами,  пользователями и арендаторами земельных
участков,  на которых расположен памятник природы и его охранная зона,
физическими  и юридическими лицами,  взявшими на себя обязательства по
обеспечению установленного режима охраны  памятника  природы,  местной
администрацией  и специально уполномоченными государственными органами
в области охраны окружающей природной среды.
     17. Памятники  природы  и  их  охранные  зоны   обозначаются   на
местности предупредительными и информационными знаками по периметру их
границ.  Информационное  содержание  этих  знаков  согласовывается  со
специально  уполномоченными государственными органами в области охраны
окружающей природной среды.
     18. Все  памятники  природы  и  их  охранные  зоны в обязательном
порядке учитываются при разработке планов и перспектив  экономического
и   социального   развития,  территориальных  комплексных  схем,  схем
землеустройства и районной планировки.
     19. Расходы   по  обеспечению  установленного  режима  памятников
природы и их охранных зон возмещаются за счет государственного бюджета
органа государственной власти,  принявшего решение об их объявлении, а
также  внебюджетных  государственных  и   общественных   экологических
фондов.

                 VI. Использование памятников природы

     20. Использование  памятников  природы  допускается  в  следующих
целях:
     научных (мониторинг   состояния   окружающей   природной   среды,
изучение   функционирования   и  развития  природных  экосистем  и  их
компонентов и т.п.);
     эколого-просветительских (проведение        учебно-познавательных
экскурсий,  организация и  обустройство  экологических  учебных  троп,
снятие   видеофильмов,   фотографирование  с  целью  выпуска  слайдов,
буклетов и т.п.);
     рекреационных (транзитные прогулки);
     природоохранных (сохранение  генофонда  видов  живых  организмов,
обеспечение  условий  обитания  редких  и  исчезающих видов растений и
животных и т.п.);
     иных, в  том  числе  производственных,  целях,  не противоречащих
задачам объявления данных природных объектов и комплексов  памятниками
природы и установленному в их отношении режиму охраны.
     21. Допустимые  виды  использования  каждого  памятника   природы
устанавливаются   в   зависимости  от  его  характера  и  состояния  и
указываются  в  паспорте  памятника.  Режимом  охраны  памятника   для
допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и
иные ограничения.
     22. Разрешения  на  использование конкретного памятника природы в
тех   или   иных    целях    выдаются    специально    уполномоченными
государственными  органами  в  обеспечении охраны окружающей природной
среды,  осуществляющими контроль за соблюдением установленного  режима
охраны памятников природы.

             VII. Государственный учет памятников природы

     23. Государственный  учет и инвентаризация памятников природы,  а
также  выявление  природных  объектов  и   комплексов   с   целью   их
последующего  объявления памятниками природы осуществляется специально
уполномоченными государственными органами в области охраны  окружающей
природной среды.

             VIII. Контроль за соблюдением режима охраны
                          памятников природы

     24. Контроль  за   соблюдением   установленного   режима   охраны
памятников   природы   и   их  охранных  зон  осуществляется  органами
исполнительной  власти  республик  в  составе  Российской   Федерации,
краевыми,   областными,   автономной  области  и  автономных  округов,
местными   Советами   народных   депутатов,   а    также    специально
уполномоченными  государственными органами в области охраны окружающей
природной среды.