РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТ РФ 24 августа 1992 г. N 445-рп (Д) В целях обеспечения необходимых условий для деятельности Госу- дарственного комитета Российской Федерации по социальной защите граж- дан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, постановляю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации тер- риторий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф. 2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 г. N 389 "Об утверждении Положения о Государственном комитете РСФСР по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС". 3. Закрепить за Государственным комитетом Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, занимаемые им служебные помещения по адреса: г. Москва, Старая площадь, дом 8/5. 4. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Комитету по управлению имуществом г. Москвы рассмотреть вопрос о выделении дополнительно Государственному комитету Российской Федерации по социальной защите граждан и реабили- тации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, служебных помещений для размещения работников аппарата в соответствии с существующими нормами. 5. Установить, что работники Государственного комитета Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф, пользу- ются услугами Медицинского центра при Правительстве Российской Федера- ции в соответствии с порядком и на условиях, действующих для ми- нистерств и ведомств Российской Федерации. Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН 24 августа 1992 г. N 445-рп УТВЕРЖДЕНО распоряжением Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 г. N 445-рп ПОЛОЖЕНИЕ о Государственном комитета Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф 1. Государственный комитет Российской Федерации по социальной за- щите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катастроф (Госкомчернобыль России), является центральным органом государственного управления и осуществляет руко- водство проведением мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, по социальной защите граждан и реабилитации терри- торий, пострадавших от этих аварий и катастроф. 2. Госкомчернобыль России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации, другими актами Съезда народных депутатов Российской Федерации и Вер- ховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Прези- дента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Прави- тельства Российской Федерации, а также настоящим Положением. 3. На Госкомчернобыль России возлагаются: определение и проведение единой научно-технической политики и об- щей стратегии преодоления последствий радиационных аварий и катастроф и иных случаев опасного радиоактивного загрязнения на территории Российской Федерации; организационно-методическое руководство и координация деятель- ности министерств и ведомств, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образова- ний, предприятий, учреждений и организаций по вопросам социально-эко- номической, правовой и медицинской защиты граждан, пострадавших от ра- диационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий, а также реабилитации территорий в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и контроль за осуществлением мероприятий в этой области; разработка совместно с заинтересованными министерствами и ве- домствами, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований проек- тов нормативных документов, государственных, межгосударственных (со странами СНГ) программ по ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, по защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от радиационных аварий и катастроф, организаций выполнения этих прог- рамм и контроль за их реализацией; подготовка предложений по объемам и направлениям использования финансовых и материально-технических ресурсов, выделяемых на реализа- цию указанных программ, согласование объемов подрядных строитель- но-монтажных работ, связанных с их выполнением; информирование населения и общественных организаций о радиацион- ной обстановке на радиоактивно загрязненных территориях, принимаемых мерах по ее оздоровлению и социальной защите граждан, пострадавших от радиационного воздействия, разработка рекомендаций по обеспечению бе- зопасного проживания и хозяйственной деятельности на этих территориях; участие в подготовке международных программ и организации между- народного сотрудничества по вопросам ликвидации последствий радиацион- ных аварий и катастроф, обеспечения радиационной безопасности и соци- ально-экономической защиты населения в районах, подвергшихся радиоак- тивному загрязнению. 4. Госкомчернобыль России в соответствии с возложенными на него задачами: организует совместно с заинтересованными министерствами и ве- домствами разработку концепции и предложений по режиму природопользо- вания, безопасного проживания и хозяйственной деятельности на радиоак- тивно загрязненных территориях; подготавливает предложения по разрабатываемым схемам развития и размещения производительных сил, проектам районных планировок и заст- ройки территорий с учетом радиационных, социально-экономических и дру- гих факторов, направленные на защиту пострадавшего населения и окружа- ющей среды; обеспечивает с участием заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федера- ции, краев, областей и автономных образований разработку и реализацию государственных и межгосударственных (со странами СНГ) программ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, других радиацион- ных аварий и катастроф, радиоактивного загрязнения территорий в ре- зультате деятельности производственного объединения "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском и иных полигонах и объектах; координирует разработку и осуществляет согласование совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, органами исполнитель- ной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований, предприятиями, учреждениями и организациями отраслевых и региональных программ и мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф; подготавливает предложения о социально-экономической и правовой защите населения, пострадавшего в результате радиационного воз- действия, а также граждан, принимавших участие в ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф; определяет направление и объемы расходования средств, выделяемых из республиканского бюджета Российской Федерации на ликвидацию последствий радиационных аварий и катастроф, а также использования ма- териально-технических ресурсов, выделяемых на эти цели; участвует в рассмотрении и согласовании предложений о строи- тельстве, расширении и реконструкции народнохозяйственных объектов на территории радиоактивно загрязненных районов, а также в местах ком- пактного переселения жителей указанных районов; изучает и анализирует результаты социально-экономических и меди- ко-биологических мероприятий, проводимых в пострадавших от радиацион- ных аварий и катастроф регионах России, вносит необходимые коррективы в мероприятия по защите населения и окружающей среды; участвует в организации эффективного радиационного контроля на территориях районов, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, а также в осуществлении контроля за выполнением программ исследований радиационной обстановки; осуществляет организацию и координацию приоритетных научных исследований и опытно-конструкторских работ, связанных с социальной защитой населения и окружающей среды от последствий радиационных ава- рий и катастроф, участвует в планировании и финансировании научно-тех- нических проектов и технических разработок, организует их экспертизу; определяет направления приоритетных научно-исследовательских ра- бот, связанных с разработкой и реализацией социально-экономических и реабилитационных программ по ликвидации последствий радиационных ава- рий и катастроф, а также совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами определяет направления работ по радиационно-экологи- ческому контролю окружающей среды и реабилитации загрязненных террито- рий, радиационной и медицинской защите населения; координирует деятельность министерств и ведомств, органов испол- нительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, об- ластей и автономных образований, предприятий, учреждений и организаций по вопросам социальной защиты граждан и реабилитации территорий, пост- радавших от аварии на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий и катастроф, и осуществляет контроль за проведением соответствующих ме- роприятий; контролирует выполнение министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований, предприятиями, учреждениями и орга- низациями заданий по переселению жителей из радиоактивно загрязненных районов, созданию для них необходимых социально-бытовых условий в но- вых местах проживания, а также строительству жилья, объектов социаль- ной и производственной инфраструктуры для граждан, проживающих в райо- нах, подвергшихся радиоактивному загрязнению; контролирует и координирует обеспечение населения, проживающего в радиоактивно загрязненных районах, экологически чистыми продуктами пи- тания и промышленными товарами первой необходимости; осуществляет координацию и контроль за проведением дезактивацион- ных работ в населенных пунктах, лесах и на водных объектах, агрохими- ческих и агромелиоративных мероприятий на сельскохозяйственных угодь- ях, пострадавших от радиационных аварий и катастроф; разрабатывает с участием заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федера- ции, краев, областей и автономных образований предложения о границах зон отселения жителей в радиоактивно загрязненных районах; организует совместно с соответствующими министерствами и ве- домствами, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований между- народное сотрудничество (в том числе со странами СНГ) по вопросам лик- видации последствий радиационных аварий и катастроф, подготовку соот- ветствующих международных программ и соглашений, а также выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из этих программ и сог- лашений; способствует реализации и углублению экономических реформ, осу- ществляемых в Российской Федерации по переходу к рыночным отношениям, в сфере деятельности Комитета; принимает участие в совершенствовании системы информирования населения о радиационно-экологической обстановке на территориях, под- вергшихся радиоактивному загрязнению, и мероприятиях по ее оздоровле- нию, организует и координирует создание необходимых структур и банков данных по реализации программ и мероприятий, связанных с защитой насе- ления и реабилитацией указанных территорий; выполняет функции заказчика по строительству объектов федерально- го и межрегионального значения, предусмотренных программами по преодо- лению последствий радиационных аварий и катастроф; обобщает практику применения и разрабатывает предложения по со- вершенствованию законодательств по вопросам, входящим в компетенцию Комитета. 5. Госкомчернобыль России имеет право: получать от министерств и ведомств, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, материалы, необходимые для осуществления возложенных на Комитет задач; заслушивать сообщения руководителей министерств и ведомств, представителей исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований, предприятий, уч- реждений и организаций по вопросам, связанным с ликвидацией последствий радиационных аварий и катастроф и социальной защитой граж- дан, пострадавших в результате таких аварий и катастроф; рассматривать предложения о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных Комитету предприятий и организаций и направлять их в Госкомимущество России; привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и спе- циалистов (включая зарубежных) к разработке проблем, относящихся к ве- дению Комитета, образовывать в случае необходимости межведомственные комиссии, советы, экспертные группы и временные творческие коллективы; принимать участие в формировании республиканского бюджета Российской Федерации в части определения объемов финансирования и ва- лютного обеспечения программ и мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, осуществлять контроль за эффективным и целевым расходованием этих средств; устанавливать связи и развивать сотрудничество с соответствующими органами зарубежных стран, международными организациями, участвовать в разработке соглашений с иностранными партнерами по вопросам, относя- щимся к ведению Комитета. 6. Госкомчернобыль России возглавляет Председатель Комитета - Ми- нистр Российской Федерации, назначаемый Президентом Российской Федера- ции. Председатель имеет заместителей, назначаемых Правительством Российской Федерации. 7. Председатель Госкомчернобыля России: руководит деятельностью Комитета и подведомственных ему предприя- тий и организаций; самостоятельно принимает решения по вопросам, отнесенным к компе- тенции Комитета; в пределах своих полномочий издает приказы, инструкции и дает указания, организует и проверяет их исполнение; несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и функций, распределяет обязанности между заместителями Председателя и устанавливает степень их ответственности, а также сте- пень ответственности руководителей структурных подразделений Комитета; утверждает структуру и штатное расписание аппарата Комитета в пределах установленных предельной численности работников и фонда опла- ты труда; назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Комитета и руководителей подведомственных ему предприятий и организаций. 8. В Госкомчернобыле России образуется коллегия в составе Предсе- дателя Комитета (председатель коллегии), заместителей Председателя по должности, руководящих работников центрального аппарата Комитета и подведомственных ему предприятий и организаций. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, ут- верждаются Правительством Российской Федерации по представлению Председателя Комитета. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы деятельности Комитета. Решения коллегии проводятся в жизнь постановлениями коллегии и прика- зами Председателя Комитета. 9. Решения Госкомчернобыля России, принятые в пределах его полно- мочий, являются обязательными для министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. 10. Для рассмотрения предложений по основным направлениям дея- тельности Госмкомчернобыля России на общественных началах создаются научно-технический и экспертный советы. Состав научно-технического и экспертного советов, положения о них утверждаются Председателем Коми- тета. 11. Госкомчернобыль России имеет печать с изображением Госу- дарственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, расчетный и валютный счета. 12. Местонахождение Госкомчернобыля России - г. Москва. |