Страницы: 1 2 I ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 22 августа 1992 г. N 292 (Д) На основании постановления Верховного Совета Российской Федера- ции от 11 марта 1992 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федера- ции от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной и охран- ной деятельности" приказываю: 1. Утвердить Инструкцию о порядке лицензирования и осуществле- ния органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью (прилагается). 2. Министрам внутренних дел республик, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области и авто- номных округов в составе Российской Федерации, начальникам управлений и отделов внутренних дел на транспорте и на режимных объектах МВД России: 2.1. Обеспечить изучение личным составом Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации "Вопросы частной детективной и охранной деятельности" и Инструкции, указанной в пункте 1 настоящего приказа. Организовать в месячный срок принятие зачетов по знанию назван- ных правовых документов от сотрудников милиции, общественной безо- пасности и криминальной милиции, осуществляющих выдачу лицензий и контроль за частной детективной и охранной деятельностью, сотрудников хозяйственных управлений (отделов), осуществляющих выдачу частным де- тективам, частным детективным и охранным предприятиям (объединениям), службам безопасности на предприятиях специальных средств, оружия и бо- еприпасов. 2.2. При выдаче лицензий разъяснять частным детективам и охран- никам, руководителям частных детективных и охранных предприятий (объ- единений), служб безопасности на предприятиях требования вышеуказанных Закона, постановления Правительства и Инструкции. Провести работу по разъяснению руководителям существующих част- ных детективных и охранных предприятий (объединений), охранно-сыскных подразделений на предприятиях, негосударственных образовательных уч- реждений требований Закона "О частной детективной и охранной деятель- ности в Российской Федерации" о необходимости получения лицензий на право осуществления предусмотренной данным Законом деятельности. 2.3. Возложить функции по организации работы по лицензированию и контролю за частной детективной и охранной деятельностью, обеспече- нию частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности на предприятиях специальными средствами, оружием и боеп- рипасами на заместителей министров внутренних дел республик, замести- телей начальников управлений (главных управлений) внутренних дел кра- ев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской об- ласти, автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации, заместителей начальников управлений (отделов) внутренних дел на режимных объектах по милиции общественной безопасности (местной милиции). 2.4. Создать в МВД республик, управлениях (главных управлениях) внутренних дел краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образований в составе Российской Фе- дерации отделы, отделения, группы по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью. Войти с предложениями в правительства республик, органы испол- нительной власти краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и автономных образований в составе Российской Федерации о выделении под- чиненным горрайорганам внутренних дел дополнительной штатной числен- ности, необходимой для выполнения функций лицензирования и осуществле- ния контроля за частной детективной и охранной деятельностью, а также ассигнований на ее содержание. Возложить на горрайорганы внутренних дел выдачу, продление сро- ка действия и аннулирование лицензий на частную детективную или (и) охранную деятельность и осуществление контроля за деятельностью част- ных детективных и охранных предприятий (объединений) и служб безо- пасности на предприятиях в пределах обслуживаемой территории, а также выдачу сертификатов на право приобретения за плату специальных средств, оружия и боеприпасов частным детективным и охранным предприя- тиям (объединениям) и службам безопасности на предприятиях по месту их учреждения. 2.6. Организовать через хозяйственные управления (отделы) МВД республик, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, об- ластей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ав- тономных образований в составе Российской Федерации обеспечение част- ных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безо- пасности на предприятиях специальными средствами, оружием и боепри- пасами. 3. Разрешить МВД республик в составе Российской Федерации, УВД (ГУВД) краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинг- радской области, автономных образований выдавать, продлевать срок действия и аннулировать лицензии на частную детективную или (и) охран- ную деятельность и осуществлять контроль за деятельностью всех частных детективных и охранных предприятий (объединений) и служб безопасности на предприятиях в пределах обслуживаемой территории. Разрешить ГУООП МВД России выдавать, продлевать срок действия и аннулировать лицензии на частную детективную или (и) охранную деятель- ность и осуществлять контроль за деятельностью любых частных детектив- ных и охранных предприятий (объединений) и служб безопасности на предприятиях, расположенных на территории Российской Федерации. 4. ГУООП (Огородникову В.В.). ГУК (Астапкину И.В.), ФЭУ (Соко- лову В.Л.) МВД России в месячный срок представить предложения по соз- данию в ГУООП МВД России подразделения по лицензионно-разрешительной работе. 5. Начальникам ГУУР (Колесникову В.И.), ГУООП (Огородникову В.В.), Объединения "Охрана" (Рябову В.С.) МВД России в пределах своей компетенции обеспечить контроль за частной детективной и охранной дея- тельностью и своевременную взаимную информацию соответствующих служб органов внутренних дел по данному вопросу. 6. ГУУР (Колесникову В.И.), ГУООП (Огородникову В.В.) МВД России обеспечить проверку аппаратами уголовного розыска, разрешитель- ной и лицензионной работы достоверности сведений, характеризующих лич- ность граждан (сферу деятельности предприятия), необходимых для приня- тия решений о выдаче лицензий на право осуществления частной детектив- ной и охранной деятельности. 7. ГУМТиВС (Негодову В.П.), ФЭУ (Соколову В.Л.) МВД России в срок до 1 сентября 1992 года разработать по согласованию с Ми- нистерством финансов Российской Федерации проект приказа, определяюще- го размер оплаты и порядок использования средств, полученных за вре- менно пользование огнестрельным оружием и специальными средствами, а также за выполнение иных услуг, связанных с обеспечением исполнения органами внутренних дел законодательства о частной детективной и ох- ранной деятельностью, организовать контроль за поступлением и целевым использованием указанных средств. 8. ГИЦ (Лежикову Г.Л.), ФЭУ (Соколову В.С.) МВД России совмест- но с заинтересованными главками центрального аппарата Министерства до 1 октября 1992 года изучить вопрос о возможности представления на воз- мездной основе информации, представляющей интерес для частных детекти- вов, частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности на предприятиях. О результатах доложить руководству Ми- нистерства. 9. Возложить на ГИЦ (Лежикову Г.Л.) МВД России, информационные центры МВД республик, УВД (ГУВД) краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образований осу- ществление сбора и обработки статистической информации о частной де- тективной и охранной деятельности. 10. ГУК (Астапкину И.В.), ГУУР (Колесникову В.И.), ГУООП (Ого- родникову В.В.), Академии (Алексееву А.И.), НИИ (Резвых В.Д.) МВД России принять участие в разработке Министерством образования Российской Федерации программ обучения для негосударственных образова- тельных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повы- шение квалификации частных детективов и охранников. 11. ГУК (Астапкину И.В.), Академии (Алексееву А.И.), НИИ (Рез- вых В.Д.), Высшим учебным заведениям МВД России предусматривать в пла- нах научных исследований разработку проблемы лицензирования и контроля за частной детективной и охранной деятельностью. 12. ГУМИиВС (Негодову В.П.) МВД России, начальникам окружных управлений материально-технического и военного снабжения организовать по заявкам МВД республик, УВД (ГУВД) краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образований до- полнительное выделение специальных средств, оружия и боеприпасов для использования их в частной детективной и охранной деятельности, снаб- жение бланками лицензий, удостоверений и иных документов, необходимых для осуществления лицензирования и контроля за частной детективной и охранной деятельностью. 13. Распространить порядок отстрела оружия, установленный "Инструкцией о порядке создания и использования коллекций стреляных пуль и гильз для розыска утраченного или похищенного табельного ору- жия, состоящего на вооружении органов внутренних дел", утвержденной приказом МВД СССР от 3 октября 1989 года N 235, на оружие, используе- мое в частной детективной и охранной деятельности. 14. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-майора милиции Куликова А.Н. Министр генерал-полковник внутренней службы В.Ерин Приложение к приказу МВД России от 22 августа 1992 г. N 292 ИНСТРУКЦИЯ о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью 1. Общие положения 1.1. На основании Закона Российской Федерации "О частной детек- тивной и охранной деятельности в Российской Федерации"* МВД России, МВД республик в составе Российской Федерации, управления (главные уп- равления) внутренних дел краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петер- бурга и Ленинградской области, автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации имеют право выдавать, продлевать срок действия и аннулировать лицензии на частную детективную или (и) охран- ную деятельность и осуществлять контроль за деятельностью частных де- тективных и охранных предприятий (объединений), их филиалов** и охран- но-сыскных подразделений на предприятиях***, действующих на соот- ветствующей территории Российской Федерации. 1.2. Горрайорганы внутренних дел выдают, продлевают срок действия, аннулируют лицензии и осуществляют контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий (объединений) и служб безо- пасности в пределах обслуживаемой территории, а также выдают сертифи- каты на право приобретения за плату специальных средств, оружия и бо- еприпасов частным детективным и охранным предприятиям (объединениям) и службам безопасности на предприятиях по месту их учреждения. 1.3. Решение о выдаче всех видов лицензий принимает начальник соответствующего органа внутренних дел (или его заместитель по милиции общественной безопасности), который подписывает лицензию и удостовере- ние частного детектива или охранника (приложения 11(1), 11(2) к насто- ящей Инструкции. 1.4. МВД России, МВД республик, УВД (ГУВД) краев, областей, го- родов, автономных образований, горрайорганы внутренних дел в соот- ветствии с действующим законодательством: 1.4.1. Выдают, продлевают срок действия, аннулируют лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью предприятиям (объединениям), службам безопасности, а также гражданам, претендующим на получение лицензии на частную сыскную или охранную деятельность. ---------------- * Далее - Закон. ** Далее - частные детективные и охранные предприятия (объединения). *** Далее - служба безопасности. ---------------- 1.4.2. Выдают лицензии следующим субъектам частной детективной и охранной деятельности: а) гражданам, претендующим на получение лицензии для работы в качестве частного детектива; б) персоналу (охранникам) частных охранных предприятий, служб безопасности; в) объединениям частных детективных предприятий; г) филиалам объединений частных детективных предприятий; д) частным охранным предприятиям. 1.4.3. В предусмотренных Законом случаях отказывают в выдаче лицензий. При этом орган внутренних дел обязан письменно проинформиро- вать об этом гражданина (юридическое лицо), подавшего заявление, с указанием мотивов отказа (приложение 12). Принятое решение может быть обжаловано в установленном Законом порядке. Подача жалобы не приоста- навливает действия принятого решения. 1.4.3. Выдают в пределах своей компетенции за плату частным де- тективным и охранным предприятиям (объединениям), службам безопасности специальные средства, огнестрельное оружие и боеприпасы. 1.4.5. Осуществляют контроль за порядком приобретения, учета, хранения, ношения, перевозки оружия, боевых припасов, открытия и функ- ционирования стрелковых тиров и стрельбищ для огневой подготовки при негосударственных образовательных учреждениях по подготовке, перепод- готовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность.* 1.4.6. Требуют в случаях нарушения частными детективами и ох- ранниками, частными сыскными и охранными предприятиями (объединения- ми), службами безопасности, негосударственными образовательными учреж- дениями порядка приобретения, хранения, учета и применения специальных средств, оружия, боеприпасов, устранения выявленных недостатков, а в исключительных случаях - производят изъятие указанных предметов или опечатывание складов и хранилищ, в которых они находятся. --------------- * Далее - негосударственные образовательные учреждения. --------------- 1.4.7. Вносят руководству частных детективных и охранных предп- риятий (объединений), служб безопасности предложения об отстранении от работы лиц, ответственных за сохранность специальных средств, оружия и боеприпасов, нарушающих действующие правила. 2. Полномочия органов внутренних дел в сфере лицензирования частной детективной и охранной деятельности 2.1. Общие вопросы лицензирования 2.1.1. Лицензия представляет собой полученное в установленном Законом и настоящей Инструкцией порядке разрешение органов внутренних дел на осуществление частной детективной и охранной деятельности. 2.1.2. Лицензия выдается гражданам по месту жительства; частным детективным и охранным предприятиям (объединениям) - по месту их учреждения. 2.1.3. Лицензия дает право на осуществление частной детективной и охранной деятельности, предусмотренной учредительными документами частных детективных и охранных предприятий (объединений) либо уставами служб безопасности. 2.1.4. Лицензии всех видов (приложения 6, 7, 8, 9, 10) выдаются на срок 3 года в течение месяца со дня подачи заявления. 2.1.5. Лицензия на осуществление гражданином частной детектив- ной деятельности служит основанием: а) для регистрации индивидуального частного детективного предп- риятия в Совете народных депутатов по месту его учреждения; б) для работы по договору (трудовому соглашению) либо для ут- верждения в должности руководителя в объединении частных детективных предприятий, службе безопасности. 2.1.6. Лицензия на осуществление частной охранной деятельности служит основанием персоналу частных охранных предприятий и служб безо- пасности для работы по договору (трудовому соглашению) в целях оказа- ния отдельных видов услуг в частном охранном предприятии, службе безо- пасности либо для утверждения в должности руководителя частного охран- ного предприятия, службы безопасности. 2.1.7. Лицензия на создание объединения частных детективных предприятий, частных охранных предприятий служит основанием для госу- дарственной регистрации в Совете народных депутатов по месту учрежде- ния. 2.1.8. Лицензия на создание филиалов объединений частных детек- тивных предприятий служит основанием для согласования вопроса о его размещении в соответствующем Совете народных депутатов. 2.2. Порядок выдачи лицензий лицам, занимающимся частной детективной и охранной деятельностью индивидуально, в составе предприятий (объединений) и служб безопасности. 2.2.1. Гражданин, претендующий на получение лицензии на работу в качестве частного детектива, обязан лично представить в соответству- ющий орган внутренних дел: а) заявление (приложение 1); б) анкету (приложение 5); в) фотографий (4 х 6 см.); в) медицинскую справку с заключением о пригодности заявителя по состоянию здоровья заниматься сыскной или охранной деятельностью (по форме, установленной Минздравом России); д) документы, подтверждающие гражданство России, наличие юриди- ческого образования или прохождения специальной подготовки для работы в качестве частного детективы, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет; е) сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать. 2.2.2. Гражданин, претендующий на получение лицензии на оказа- ние отдельных видов услуг в качестве частного охранника, обязан наряду с документами, перечисленными в подпунктах "а - г" пункта 2.2.1 насто- ящей Инструкции, через руководителя предприятия или службы безо- пасности представить в соответствующий орган внутренних дел: а) документы, подтверждающие гражданство России, прохождение специальной подготовки для работы в качестве охранника либо стаж рабо- ты не менее трех лет в органах внутренних дел или в органах безо- пасности; б) сведения о намерении использовать специальные средства, ог- нестрельное оружие. 2.2.3. Гражданин, претендующий на должность руководителя част- ного охранного предприятия, обязан получить (иметь) лицензию в поряд- ке, предусмотренном пунктом 2.2.2, руководителя службы безопасности - пунктами 2.2.1 или 2.2.2 настоящей Инструкции, и иметь предусмотренное Законом образование. 2.2.4. Руководителям частных детективных и охранных предприя- тий, частным детективам и имеющим индивидуальную лицензию охранникам не разрешается совмещение частной детективной и охранной деятельности с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в об- щественных объединениях. На вышеназванное совместительство имеют право персонал частного охранного предприятия, не оказывающий услуги, требующие получения ин- дивидуальной лицензии. 2.2.5. Органы внутренних дел вправе проверять и устанавливать достоверность сведений в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии. Проверка осуществляется путем: а) собеседования с лицом, претендующим на получение лицензии (заявителем); б) запросов в соответствующие информационные центры системы Министерства внутренних дел Российской Федерации о наличии судимости или факта предъявления обвинения заявителю в совершении преступления; в) запросов в наркологические и психдиспансеры о нахождении заявителя на их учетах; г) запросов в отделы кадров правоохранительных органов, учреж- дений и организаций по местам прежней работы (службы) заявителя; д) сбора информации оперативно-розыскного характера. 2.2.6. В лицензиях и удостоверениях личности, выдаваемых част- ным охранникам, оказывающим услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, в том числе при его транспортировке, указывается их право на хранение и ношение огнестрельного оружия при оказании этих услуг. 2.2.7. В лицензиях и удостоверениях личности, выдаваемых част- ным детективам и охранникам, использующим в своей профессиональной де- ятельности специальные средства, указывается их право хранения и ноше- ния газовых пистолетов, спецсредства "Черемуха-10" и его аналогов. 2.2.8. Утрата лицензии или удостоверения влечет приостановление права заниматься частной детективной или охранной деятельностью до восстановления этих документов по заключению органов внутренних дел, их выдавших. Передача лицензии для использования другими лицами влечет ее аннулирование. 2.2.9. Лицензия не выдается: а) гражданам, не достигшим двадцати одного года; б) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; в) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления; г) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном Законом порядке); д) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям; е) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год; ж) гражданам, не представившим документы, перечисленные в пунк- тах 2.2.1, 2.2.2 настоящей Инструкции. 2.3. Порядок выдачи лицензий на создание объединений частных детективных предприятий и их филиалов. 2.3.1. Частные детективные предприятия могут создавать объеди- нения, имеющие статус юридического лица. 2.3.2. Учредители объединения частных детективных предприятий для получения лицензии обязаны представить в соответствующий орган внутренних дел заявление (приложение 2), сведения о характере и нап- равлениях деятельности объединения, составе и предполагаемой числен- ности персонала, о наличии специальных средств, технических и иных средств, а также о потребности в них и учредительные документы (устав и учредительный договор). 2.3.3. Лицензия на создание объединения частных детективных предприятий выдается органом внутренних дел по месту его учреждения. 2.3.4. Объединения частных детективных предприятий вправе отк- рывать свои филиалы в других регионах России. Филиал получает лицензию в органе внутренних дел по месту своего расположения в порядке, пре- дусмотренном для объединений частных детективных предприятий. 2.4. Порядок выдачи лицензий на создание частных охранных предприятий и служб безопасности на предприятиях. 2.4.1. Для получения лицензии на создание частного охранного предприятия учредители предприятия представляют в соответствующий ор- ган внутренних дел: а) заявление (приложение 3) и записку, в которой перечисляются виды охранных услуг и указывается предполагаемая территория деятель- ности создаваемого предприятия охраны, данные о планируемом численном составе его персонала, намерении использовать и потребности в техни- ческих и иных средствах, специальных средствах и оружии; б) документы для получения лицензий руководителем предприятия и охранниками, предусмотренные пунктами 2.2.2 и 2.2.3 настоящей Инструкции. 2.4.2. Службы безопасности на предприятиях действуют на основе собственных уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения. Их руководители и персонал обязаны получить лицензии в соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2 и 2.2.3 настоящей Инструкции. Учредители служб безопасности представляют в соответствующий орган внутренних дел заявление (приложение 4) и сведения, предусмот- ренные пунктом 2.3.2 и подпунктом "а" пункта 2.4.1 настоящей Инструк- ции. 2.5. Продление и аннулирование лицензий на частную сыскную и охранную деятельность. 2.5.1. Частные детективы и охранники, имеющие индивидуальную лицензию, предприятия, объединения и службы безопасности должны своев- ременно продлевать срок действия лицензий, а также представлять в ор- ган внутренних дел по его требованию сведения, необходимые для осу- ществления контроля за соблюдением ими правовых актов, регламентирую- щих частную детективную и охранную деятельность. Продление лицензии (сроком на пять лет) производится при подаче нового заявления, которое подается в орган внутренних дел, выдавший лицензию, за один месяц до истечения предыдущего срока ее действия. 2.5.2. При продлении лицензии орган внутренних дел может потре- бовать от заявителей любые документы, предусмотренные Законом и насто- ящей Инструкцией для получения первичной лицензии. 2.5.3. Орган внутренних дел, выдавший лицензию, вправе ее анну- лировать в случаях: 1) нарушения либо невыполнения частным детективом, охранником, частным детективным и охранным предприятием (объединением)*, службой безопасности, их руководителями требований, предусмотренных положения- ми законодательных и иных правовых актов Российской Федерации, состав- ляющих правовую основу частной детективной и охранной деятельности, а также настоящей Инструкции; 2) неисполнения налоговых и иных финансовых обязательств (по представлению финансовых органов). 2.5.4. Принятию решения об аннулировании лицензии должно пред- шествовать предварительное письменное предупреждение органом внутрен- них дел ее обладателя (приложение 13), за исключением случаев, когда частному детективу или охраннику, руководителю частного детективного или охранного предприятия (объединения), службы безопасности предъяв- лено обвинение в совершении преступления. В предупреждении точно ука- зывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не испол- нены надлежащим образом, и определяется срок для устранения допущенных нарушений. 2.5.5. Лицензии на занятие частной детективной и охранной дея- тельностью аннулируются также в случае добровольного отказа частного детектива, охранника, руководителя частного детективного или охранного предприятия (объединения), службы безопасности от нее или ликвидации объединения, предприятия либо службы безопасности. 2.5.6. Аннулирование лицензии является основанием для прекраще- ния частной детективной и охранной деятельности и может быть обжалова- но в установленном Законом порядке (приложение 14). 2.5.7. При установлении судом законности аннулирования лицензии повторное обращение за ее получением возможно по истечении трех лет со дня вступления в законную силу решения суда. 2.5.8. При аннулировании лицензии органы внутренних дел не отвечают по искам клиентов за невыполненные частные сыскные или охранные услуги. -------------- * Далее под частными детективными объединениями в настоящей Инструкции понимаются и их филиалы. -------------- 2.6. Иные вопросы лицензирования частной детективной и охранной деятельности. Финансовые вопросы порядка лицензирования частной детективной и охранной деятельности определяются нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации, 2.7. Лицензирование негосударственных образовательных учрежде- ний и организация специальной подготовки частных детективов и охранни- ков определяются нормативными актами Министерства образования Российской Федерации, согласованными с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федера- ции и Министерством финансов Российской Федерации. 3. Порядок приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств и оружия, используемых в частной детективной и охранной деятельности 3.1. Порядок приобретения специальных средств, оружия и боеприпасов, используемых в частной детективной и охранной деятельности, 3.1.1. В частной детективной и охранной деятельности допуска- ется применение отдельных видов специальных средств и оружия согласно перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации (приложения 15, 16). 3.1.2. Специальные средства, использование которых разрешено в частной детективной и охранной деятельности, предназначены для воору- жения частных детективов и охранников, имеющих индивидуальные лицензии на право заниматься частной детективной и охранной деятельностью. 3.1.3. Оружие и боеприпасы, использование которых разрешено в частной охранной деятельности, предназначены для вооружения охранни- ков, имеющих лицензии с указанием права хранения и ношения оружия. 3.1.4. Специальные средства, в том числе газовые пистолеты и боеприпасы к ним, спецсредства "Черемуха-10" и их аналоги, приобрета- ются частными детективными и охранными предприятиями (объединениями), службами безопасности через хозяйственные управления (отделы) МВД республик, УВД (ГУВД) краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербур- га и Ленинградской области, автономных образований за плату в порядке и размерах, установленных Министерством внутренних дел Российской Фе- дерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, или самостоятельно в установленном для граждан порядке. При этом для приобретения специальных средств через органы внутренних дел требуется получение сертификата, выдаваемого горрайор- ганами внутренних дел по месту учреждения частного детективного или охранного предприятия (объединения), службы безопасности. 3.1.5. Огнестрельное оружие и боеприпасы к нему (кроме глад- коствольных охотничьих ружей) частными охранными предприятиями, а так- же службами безопасности приобретаются во временное пользование за плату через хозяйственные управления (отделы) перечисленных в пункте 3.1.4 настоящей Инструкции органов внутренних дел по сертификатам, вы- даваемым горрайорганами внутренних дел по месту учреждения предприятий (объединений), служб безопасности (приложение 17). Размер оплаты и по- рядок использования средств, полученных за временное пользование ог- нестрельным оружием и боеприпасами, устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. 3.1.6. Приобретение специальных средств, оружия и боеприпасов создаваемыми частными детективными и охранными предприятиями (объеди- нениями), службами безопасности производится после получения ими ли- цензии на частную детективную и охранную деятельность. 3.1.7. Для получения сертификата на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов, газовых пистолетов и бо- еприпасов к ним, спецсредств "Черемуха-10", их аналогов и других спе- циальных средств частные детективные и охранные предприятия (объедине- ния), службы безопасности представляют в орган внутренних дел, выдав- ший лицензию на право заниматься частной детективной или охранной дея- тельностью, заявку, в которой указываются: а) номер лицензии, предоставляющей им право заниматься оказани- ем сыскных или охранных услуг; б) сведения об имеющемся и потребном количестве специальных средств, оружия и боеприпасов; в) сведения о численности персонала, которому необходимы оружие и специальные средства для использования в частной детективной и охранной деятельности; г) сведения о намерениях использовать оружие и специальные средства с описанием объектов, подлежащих охране, и указанием коли- чества необходимых для этого постов и маршрутов, числа лиц, которым обеспечивается защита жизни и здоровья; д) сведения о наличии условий для надежного хранения специаль- ных средств, оружия и боеприпасов с описанием помещений для хранения, технических средств защиты и организации охраны. К заявке прилагаются копии приказа руководителя соответствующе- го частного детективного, охранного предприятия (объединения), предп- риятия-учредителя службы безопасности о назначении лица (лиц), от- ветственного за сохранность специальных средств, оружия и боеприпасов и их учет, а также списки лиц, которые имеют право пользоваться специ- альными средствами или оружием, с указанием номеров их лицензий на право заниматься частной детективной или охранной деятельностью, орга- нов, их выдавших, и дат выдачи. 3.1.8. Орган внутренних дел на договорной основе с заявителем создает комиссию, в состав которой в обязательном порядке включаются представители органов внутренних дел (милиции и государственного по- жарного надзора), детективного или охранного предприятия (объединения) или службы безопасности. Комиссия проверяет наличие у заявителя мест хранения специальных средств, оружия и боеприпасов и соответствие их существующим нормам. Составленный комиссией акт приобщается к заявке. 3.1.9. Количество специальных средств, огнестрельного оружия и боеприпасов, на получение которых выдается сертификат, определяется из потребностей предприятия (объединения), службы безопасности и не долж- но превышать количество единиц, рассчитанное по нормам положенности (приложение 18). Количество газовых пистолетов с комплектом боепри- пасов, спецсредств "Черемуха-10" и их аналогов, на приобретение кото- рых выдается сертификат, не должно превышать число детективов и охран- ников, имеющих лицензию на право заниматься частной детективной и ох- ранной деятельностью. 3.1.10. Для приобретения огнестрельного оружия и боеприпасов, газовых пистолетов и боеприпасов к ним, спецсредств "Черемуха-10", их аналогов и других специальных средств по сертификатам необходимо представить в службу вооружения хозяйственного управления (отдел) пе- речисленных в пункте 3.1.4 настоящей Инструкции органов внутренних дел: а) сертификат горрайоргана внутренних дел на приобретение, хра- нение, ношение оружия и указанных спецсредств; б) документ сберегательного банка об оплате стоимости временно- го пользования специальными средствами, оружием и боеприпасами; в) доверенность на получение вооружения, перечисленного в сертификате (кроме индивидуальных детективных предприятий). Хозяйственные управления (отделы) после выдачи частным детек- тивным и охранным предприятиям (объединениям), службам безопасности специальных средств, оружия и боеприпасов обязаны незамедлительно про- информировать об этом орган внутренних дел, выдавший сертификат на приобретение вооружения (приложение 19). 3.1.11. Охотничье гладкоствольное огнестрельное оружие для це- лей охраны приобретается частными охранными предприятиями в специали- зированных торговых организациях либо в установленном законодательст- вом порядке на заводах-изготовителях по разрешению органов внутренних дел. Приобретение такого оружия с укороченными стволами (менее 500 мм) запрещается. 3.1.12. Перевозка огнестрельного оружия и боеприпасов, газовых пистолетов и боеприпасов к ним, спецсредств "Черемуха-10" и их анало- гов осуществляется в соответствии с правилами перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов, изложенных в пункте 1 Инструкции о порядке при- обретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного оружия, боевых припасов к нему, изготовления холодного клинкового ору- жия, открытия стрелковых тиров, стрельбищ, стрелково-охотничьих стен- дов, оружейно-ремонтных мастерских, торговли огнестрельным оружием, боевыми припасами к нему и охотничьими ножами, утвержденной приказом МВД СССР N 246 от 1 декабря 1987 года*. 3.1.13. Частные детективные и охранные предприятия (объедине- ния), службы безопасности, использовавшие в своей деятельности полу- ченные по сертификатам специальные средства, огнестрельное оружие и боеприпасы, при аннулировании у них лицензий, обязаны немедленно возв- ратить их в орган внутренних дел по месту учреждения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Обжалование реше- ния об аннулировании лицензии не приостанавливает сдачу оружия, боеп- рипасов и специальных средств. В случае определения вышестоящим органом внутренних дел или су- дом неправомерности решения об аннулировании лицензии сданные специ- альные средства, огнестрельное оружие и боеприпасы возвращаются поль- зователям. Частные детективы и охранники при аннулировании их индивидуаль- ных лицензий на право заниматься частной детективной или охранной дея- тельностью обязаны сдать имеющиеся у них приобретенные по сертификатам специальные средства, а также огнестрельное оружие и боеприпасы в соответствующее предприятие (объединение), службу безопасности, орган внутренних дел. -------------- * Далее - Инструкция о порядке приобретения оружия. -------------- 3.1.14. Уклонение частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности, частных детективов и охранников от сдачи приобретенного по сертификатам вооружения либо хранение или использование охранниками огнестрельного оружия, не предусмотренного выданным сертификатом, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 3.2. Порядок учета специальных средств, оружия и боеприпасов, используемых в частной детективной и охранной деятельности. 3.2.1. Учет должен отражать наличие и обеспеченность детектив- ных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности вооруже- нием для осуществления действенного контроля за его сохранностью. Уче- ту подлежат все специальные средства, оружие и боеприпасы, имеющиеся в предприятии (объединении), службе безопасности. 3.2.2. Учетными документами являются: книги, журналы, наклад- ные, карточки, ведомости, акты и другие документы, на основании кото- рых осуществляются приходно-расходные операции (приложения 20 - 27). 3.2.3. Учетные документы должны составляться разборчиво, без подчисток и поправок. Исправление допущенных ошибок производится за- черкиванием одной чертой неправильной записи, текста или цифры так, чтобы зачеркнутое было видно, и надписью над ними нового верного текста или цифры. Исправления заверяются подписями: в документе - лиц, их подписывающих, в карточках и книгах - лиц, их ведущих. При исправ- лении записи в учетных документах одновременно производится исправле- ние и итоговых данных. В случаях, когда запись исправляется по истече- нии длительного периода времени, исправление производится путем специ- альных исправительных проводок. 3.2.4. При заполнении бланка учетного документа, строки, остав- шиеся свободными от записей, прочеркиваются зигзагообразной линией, чтобы между последней записью и подписью нельзя было что-либо вписать. 3.2.5. Составляемые учетные документы нумеруются и регистриру- ются по журналу регистрации учетных и приходно-расходных документов. Книги и журналы пронумеровываются, прошнуровываются, скрепля- ются печатью и свидетельствуются подписью лица, на которое возложены хранение и учет вооружения и боеприпасов. 3.2.6. Каждый документ должен иметь номер, дату его составления и дату совершения операции, где и кем документ составлен (наименование предприятия, объединения), наименование вооружения и боеприпасов, их количество, соответствующие подписи лиц, выдавших и принявших вооруже- ние. 3.2.7. О записи приходно-расходных операций в книгах (карточ- ках) учета на документах делается отметка с указанием номера страницы книги учета и порядкового номера записи (номера статьи). 3.2.8. Все записи в книгах и карточках учета о наличии и движе- нии вооружения и боеприпасов производятся на основании подлинных учет- ных документов и только чернилами или шариковой ручкой. 3.2.9. По состоянию на 1 января и на день инвентаризации во всех счетах, книгах и карточках подводится черта, делаются итоговые записи и заверяются подписями соответствующих лиц, отвечающих за сох- ранность вооружения и боеприпасов. Такие же подписи делаются при закрытии счетов и переносе итогов в новые книги и в новые карточки. 3.2.10. Книги и карточки заводятся на основании данных инвента- ризации или путем перенесения в них выверенных остатков из старых книг, карточек и ведутся до полного их израсходования. 3.2.11. Учет огнестрельного оружия, боеприпасов, газовых писто- летов и боеприпасов к ним, спецсредств "Черемуха-10" и их аналогов, выдаваемых детективным и охранным предприятиям (объединениям), осу- ществляется службами вооружения хозяйственных управление (отделов) ор- ганов внутренних дел, перечисленных в пункте 3.1.1 настоящей Инструк- ции, и горрайорганами внутренних дел, выдавшими разрешение на их при- обретение по форме N 3 (приложение 20). 3.2.12. Учет полученных по сертификатам огнестрельного оружия и боеприпасов, газовых пистолетов и боеприпасов к ним, спецсредств "Че- ремуха-10" и их аналогов в частном детективном или охранном предприя- тии (объединении), службе безопасности ведется по этой же форме. Карточка-заместитель формы N 18 (приложение 21) служит для при- ема и выдачи огнестрельного оружия и боеприпасов. При выдаче оружия, газовых пистолетов и боеприпасов к ним, спецсредств "Черемуха-10" и их аналогов они записываются в книгу формы N 5 (приложение 24); карточ- ка-заместитель сдается лицу, выдавшему оружие. 3.2.13. Для учета огнестрельного оружия, газовых пистолетов и боеприпасов к ним, спецсредств "Черемуха-10" и их аналогов по сериям, номерам и годам изготовления ведется книга номерного учета оружия по форме N 29 (приложение 22). В книгу заносятся сведения обо всем оружии, числящемся по основному количественному учету - книга формы N 3 (приложение 20). 3.2.14. Учет других специальных средств, приобретенных частными детективными и охранными предприятиями (объединениями), службами безо- пасности по сертификатам, ведется по типу и количеству изделий. Их вы- дача производится под расписку в журнале. 3.3. Порядок хранения и ношения специальных средств, оружия и боеприпасов частными детективами и охранниками. 3.3.1. Руководители частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности осуществляют контроль и несут от- ветственность за обеспечение сохранности специальных средств, оружия и боеприпасов, приобретенных предприятием (объединением), службой безо- пасности в соответствии с действующим законодательством. 3.3.2. В каждом детективном или охранном предприятии (объедине- нии), службе безопасности, имеющим в пользовании специальные средства, оружие и боеприпасы, приказом руководителя назначается лицо, от- ветственное за их сохранность. 3.3.3. Контроль за хранением и учетом специальных средств, ору- жия и боеприпасов, используемых в частной детективной и охранной дея- тельности, осуществляется также должностными лицами органов внутренних дел, осуществляющими лицензирование и контроль за частной детективной и охранной деятельностью. 3.3.4. Руководители частных детективных и охранных предприятий (объединений) и служб безопасности проверяют наличие, организацию хра- нения, сбережения и учета специальных средств, оружия и боеприпасов ежемесячно. 3.3.5. Запрещается использование специальных средств, оружия и боеприпасов, приобретенных по сертификату, не по назначению, а также передача их другим лицам. 3.3.6. Переделка, отладка приобретенного во временное пользова- ние огнестрельного оружия, нарушающие конструкцию оружия или его дета- лей (опиловка основания мушки, изменение формы прорезей целика, спили- вание боевых пружин, курков и т.п.) запрещается и рассматривается как порча оружия. Материальную ответственность за порчу несет соответству- ющее предприятие (объединение). 3.3.7. Огнестрельное оружие и боеприпасы к нему хранятся в спе- циально оборудованном хранилище, которое должно отвечать требованиям, изложенным в пункте 4.7 Инструкции о порядке приобретения оружия. 3.3.8. Специальные средства должны размещаться в специальных помещениях частных детективных или охранных предприятий (объединений) в шкафах, металлических ящиках или стеллажах, упакованными в сумки, каждое в отдельной ячейке или в арендуемых помещениях, оборудованных в соответствии с названными требованиями. Газовые пистолеты и боеприпасы к ним, специальные средства "Че- ремуха-10" и их аналоги хранятся в порядке, устанавливаемом примени- тельно к огнестрельному оружию. 3.3.9. Применение частными детективами и охранниками специаль- ных средств осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. 3.3.10. Ношение огнестрельного оружия, газовых пистолетов и бо- еприпасов к ним, а также спецсредств "Черемуха-10" и его аналогов до- пускается только во время осуществления частной детективной и охранной деятельности при наличии соответствующего удостоверения. При этом должна быть обеспечена безопасность граждан. 3.4. Порядок открытия и функционирования стрелковых тиров, стрельбищ негосударственных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации частных детективов и охранников 3.4.1. Стрелковые тиры, стрельбища могут открываться по разре- шениям органов внутренних дел негосударственными образовательными уч- реждениями, имеющими выданные Министерством образования Российской Фе- дерации лицензии на право подготовки, переподготовки и повышения ква- лификации частных детективов и охранников. 3.4.2. Оборудование стрелковых тиров и стрельбищ, пропускной и внутриобъектовый режим в них, порядок хранения в них огнестрельного оружия и боеприпасов должны отвечать требованиям пунктов 7.3, 7.5 - 7.9 Инструкции о порядке приобретения оружия. 3.4.3. Для получения разрешения на право функционирования стрелковых тиров или стрельбищ негосударственные образовательные уч- реждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квали- фикации частных детективов и охранников, представляют в органы внут- ренних дел по месту нахождения предприятия: а) лицензию на право предприятия осуществлять подготовку, пере- подготовку и повышение квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность; б) ходатайство руководителя негосударственного образовательного учреждения с описанием места расположения тира, стрельбища, его обору- дования, технических средств защиты. К ходатайству прилагаются копия приказа о назначении лица (лиц), ответственных за сохранность оружия и боеприпасов и их учет, список лиц, имеющих доступ к оружию, сведения об охране помещения, где будут храниться оружие и боеприпасы, план-схема открываемого тира (стрельбища); в) заключение о пригодности стрелкового тира, стрельбища для эксплуатации, предъявленное комиссией в составе представителей органов внутренних дел (милиции и пожарного надзора), санитарного и архитек- турного надзора, а также представителей заинтересованных организаций. 3.4.4. Разрешение на функционирование тира, стрельбища выдается органом внутренних дел на имя руководителя негосударственного образо- вательного учреждения на срок действия лицензии. 3.4.5. Выдача оружия (в том числе учебного) и боевых припасов стрелковым тирам, стрельбищам негосударственных образовательных учреж- дений осуществляется в соответствии с требованиями пунктов 3.1.4, 3.1.5, 3.1.7 настоящей Инструкции. Учебное оружие и боеприпасы выда- ются по нормам, установленным для учебной практики сотрудников органов внутренних дел. 3.4.5. Для учета боеприпасов, выданных на отработку практи- ческих стрельб, в хозяйственных управлениях (отделах) органов внутрен- них дел, перечисленных в пункте 3.1.4 настоящей Инструкции, и в обра- зовательном учреждении, получающем боеприпасы на учебную практику по накладной по форме N 26 (приложение 26) ведется ведомость расхода бо- еприпасов по форме N 4 (приложение 23). Непосредственно на стрельбище (в тире) для учета расхода боеп- рипасов, выдаваемых на стрельбу персоналу охранного предприятия, ве- дется раздаточно-сдаточная ведомость по форме N 4 "а" (приложение 25), которая служит основанием для составления акта в 2-х экземплярах на списание израсходованных боеприпасов. Один экземпляр акта остается в делах образовательного учреждения, другой сдается вместе со стрелянны- ми гильзами в соответствующие хозяйственные управления (отделы) орга- нов внутренних дел. 4. Контроль органов внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью 4.1. Общие положения 4.1.1. Настоящий раздел Инструкции определяет порядок контроля органов внутренних дел за гражданами, предприятиями (объединениями), службами безопасности, осуществляющими частную детективную и охранную деятельность. 4.1.2. Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют Министерство внутрен- них дел Российской Федерации, иные министерства и ведомства Российской Федерации и подчиненные им органы и подразделения в пределах установ- ленных Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", другими законами и иными норма- тивными актами Российской Федерации. 4.1.3. Контроль за частной детективной и охранной деятельностью в системе МВД России возлагается на начальников соответствующих под- разделений МВД России, МВД республик, управлений (главных управлений) внутренних дел краев и областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образований в составе Российской Фе- дерации, руководителей горрайорганов внутренних дел. 4.2. Порядок осуществления контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью 4.2.1. Контроль за частной детективной и охранной деятельностью осуществляется по следующим направлениям: а) проверка соответствия частной детективной и охранной дея- тельности, осуществляемой ее субъектами, видам этой деятельности, установленным статьей 3, соблюдения ими требований статьи 7 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", соответствия охраняемых объектов перечню, ут- вержденному Правительством Российской Федерации; б) проверка соблюдения в частной детективной и охранной дея- тельности порядка приобретения, учета, хранения, ношения и использова- ния огнестрельного оружия и специальных средств; в) участие совместно с другими компетентными органами в контро- ле за осуществлением подготовки кадров для частных детективных и ох- ранных предприятий (объединений), служб безопасности, в том числе ог- невой подготовки, негосударственными образовательными учреждениями; г) рассмотрение материалов налоговых инспекций по вопросам соб- людения налоговых и иных финансовых обязательств частными детективными и охранными предприятиями (объединениями), службами безопасности. 4.2.2. Контроль за частной детективной и охранной деятельностью осуществляется в соответствии с планами работы, утвержденными началь- ником органа внутренних дел. 4.2.3. Органы внутренних дел вправе по мере необходимости про- водить в пределах обслуживаемой территории сплошные или выборочные проверки осуществления частной детективной и охранной деятельности. Результаты проверки доводятся до сведения руководителя проверяемого предприятия (объединения), службы безопасности и предприятия - ее уч- редителя. 4.3. Компетенция должностных лиц органов внутренних дел, осуществляющих контроль за частной детективной и охранной деятельностью 4.3.1. Для осуществления контрольных функций должностные лица органов внутренних дел имеют право в пределах своей компетенции требо- вать от частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности, негосударственных образовательных учреждений представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций. 4.3.2. Должностные лица органов внутренних дел, осуществляющие контроль за частной детективной и охранной деятельностью, обязаны соб- людать права и законные интересы частных детективов, охранников, част- ных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безо- пасности и негосударственных образовательных учреждений. 4.4. Контроль за соответствием частной детективной и охранной деятельности отдельным требованиям Закона. 4.4.1. Должностные лица органов внутренних дел, ответственные за лицензирование, вправе проводить проверку договоров, заключаемых между частными детективными и охранными предприятиями (объединениями) и клиентами с целью установления соответствия их деятельности требова- ниям законодательных, иных правовых актов и учредительным документам. Должностные лица органов внутренних дел проверяют при этом письменные отчеты (или их копии) о работе частных детективных и охран- Страницы: 1 2 |