О ПОРЯДКЕ ПРИВАТИЗАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 4 сентября 1992 г. N 708 (РВ 92-60) В целях создания необходимой нормативной базы для приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса и реализации права трудовых коллективов и граждан на участие в прива- тизации Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации го- сударственных сельскохозяйственных предприятий; Положение о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса; Положение о реорганизации и приватизации государственно-коопе- ративных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса. 2. Установить, что средства, полученные от выкупа государствен- ной доли капитала реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий, подлежат распределению в соответствии с нормами, установленными Госу- дарственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год. При этом средства, поступающие в республиканский бюджет Российской Федерации, использу- ются только для развития и структурной перестройки сельского хо- зяйства. 3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его приня- тия. Е. ГАЙДАР Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708 ПОЛОЖЕНИЕ о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Пре- зидента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", постановлением Пра- вительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и другим законодательством. 2. Положение устанавливает возможные пути и особенности реорга- низации сельскохозяйственных предприятий, порядок определения имущест- венных паев и земельных долей и направления их использования. 3. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий нацелена на изменение производственных отношений на селе, реализацию права свобод- ного выбора формы предпринимательства с закреплением за работниками имущественных паев и земельных долей. 4. Реорганизацию колхозов, совхозов и приватизацию земли, госу- дарственных сельскохозяйственных предприятий осуществляют внутрихозяй- ственные комиссии, создаваемые в соответствии с постановлением Прави- тельства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86. Порядок работы указанных комиссий устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. 5. При реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государ- ственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы: товарищества, акцио- нерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения. В случае принятия собраниями трудовых коллективов государствен- ных сельскохозяйственных предприятий и колхозов решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется их перерегистрация с за- креплением земли в соответствии с действующим законодательством. При этом должно быть обеспечено безоговорочное право выхода работника без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крес- тьянского (фермерского) хозяйства. 6. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры колхо- зов и совхозов могут передаваться в собственность соответствующим мес- тным органам власти. Обязательным условием передачи объектов образова- ния и культуры является использование их по целевому назначению. При этом они переходят в муниципальную собственность. Передача этих объек- тов осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом. При реорганизации совхозов и приватизации государственных сель- скохозяйственных предприятий передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений осуществляется в порядке, установленном Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" и соответствующими решениями Со- ветов народных депутатов. Нормативы оплаты за приватизируемые жилые помещения жилищного фонда этих хозяйств сверх установленной нормы без- возмездной передачи устанавливаются их трудовыми коллектива. 7. В период реорганизации сельскохозяйственных предприятий ад- министрация (правление) хозяйства несет ответственность за продолжение функционирования предприятия, а материально ответственные лица хозяйс- тва - за сохранность его имущества в соответствии с действующим зако- нодательством. II . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ И ИМУЩЕСТВЕННОЙ ДОЛЕЙ (ПАЕВ) 8. В каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются инди- видуальные имущественные паи и земельные доли. 9. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и при- ватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принима- ют решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Зе- мельным кодексом Российской Федерации. С учетом принятого решения в районную комиссию приватизации зе- мель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хо- зяйству бесплатно по среднерайонной норме. К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. N 213. В них включаются: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных пре- дприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий). Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работни- ки (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), ли- ца, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их воз- вращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению числен- ности работников после 1 января 1992 г. 10. При определении земельной доли (пая) учитываются все сель- скохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земельных участков: переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования; включенных в фонд перераспределения земель; используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельско- хозяйственных культур; переданных данному хозяйству в аренду. 11. Размер индивидуальной земельной доли (пая) устанавливается независимо от трудового вклада и стажа работы и определяется в нату- ральном и стоимостном выражении. При этом стоимость земли оценивается в размере 50-кратного налога на землю. 12. в случае если площадь земельных угодий, выделенных коллек- тиву хозяйства в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном настоящим Положением, окажется меньше площади прежних земельных уго- дий, то приоритетное право на аренду или выкуп оставшейся части зе- мельных угодий предоставляется гражданам, ранее использовавшим зе- мельные участки на правах аренды, членам трудовых коллективов, выходя- щим из колхоза или совхоза с целью крестьянского (фермерского) хозяй- ства, а также другим работникам этого хозяйства. Решение о дополнительном выделении земельных угодий реорганизу- емым хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства прини- мается местной администрацией по представлению районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам. 13. Определение размера индивидуальных имущественных паев осу- ществляется на основании оценки стоимости всего имущества реорганизуе- мого предприятия. Общий паевой фонд определяется как разница между активами и пассивами баланса предприятия. При этом из стоимости имущества исклю- чаются стоимость объектов социальной сферы и инженерной инфраструкту- ры, передаваемых бесплатно, других объектов, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации (жилищный фонд совхозов, объекты образования и здравоохранения и др.), а также стои- мость неделимого фонда, если таковой создается. 14. В перечень лиц, имеющих право на имущественные доли, вклю- чаются: работающие в хозяйстве; временно отсутствующие по уважительным причинам работники; пенсионеры хозяйства. Трудовой коллектив может также принять решение о включении в этот перечень работников объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства, лиц, работавших в хозяйстве в прошлые годы, а также лиц, уволенных их хозяйства по сокращению численности работников после 1 января 1992 г. 15. Имущественный пай работника в общем паевом фонде определя- ется с учетом его вклада в создание этого фонда. Метод оценки трудово- го вклада выбирается коллективом в зависимости от конкретных условий хозяйства и может осуществляться с учетом оплаты труда, его профессио- нальной сложности и других показателей. Имущественный пай работников, занятых в социальной сфере на се- ле, определяется в порядке, устанавливаемом трудовым коллективом. 16. Владелец имущественного пая и земельной доли может исполь- зовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционер- ное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев). Имущественные и земельные доли (паи) передаются по наследству в соответствии с действующим законодательством. 17. Стоимость имущественного пая и стоимость земельной доли мо- гут быть объединены. Владельцы имущественных паев и земельных долей могут обменивать их между собой. При этом земельные участки не должны превышать предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в расчете на одного ра- ботающего. Выход с земельной и имущественной долей (паем) в натуре допус- кается для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или создания сельскохозяйственных предприятий. При выделении работникам имущественных долей (паев) в натуре средства производства (по видам) распределяются между работниками с учетом сложившейся обеспеченности в среднем по хозяйству, специализа- ции производства, целесообразности сохранения целостности отдельных участков производства и других условий. III. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ И ПРИВАТИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 18. Особые условия реорганизации и приватизации отдельных сель- скохозяйственных предприятий, включенных в настоящий раздел, установ- лены в дополнение к общему порядку и обусловлены необходимостью сохра- нения их прежней специализации, функций и определения порядка исполь- зования государственной собственности. 19. При приватизации государственных сельскохозяйственных пред- приятий, указанных в пунктах 20, 21, 22, 23 настоящего Положения, в которых средняя стоимость имущества на одного работника превышает 20 установленных законодательно минимальных размеров месячной оплаты тру- да, трудовым коллективом передается безвозмездно сверх данного уровня имущество, созданное за счет собственных средств предприятий. Государственная доля акций, включающая стоимость производствен- ных фондов, созданных за счет бюджетных средств и централизованных вложений за последние 15 лет, передается соответствующему фонду иму- щества с предоставлением права выкупа акционерам (пайщикам) указанных хозяйств и образованным при их реорганизации крестьянским (фермерским) хозяйствам по остаточной стоимости с рассрочкой выкупа на срок до 3 лет. 20. Передача в собственность трудовым коллективам имущества го- сударственных племенных и конных заводов, государственных конюшен, ип- подромов, селекционно-гибридных центров, государственных семенных инс- пекций и лабораторий по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательных станций и участков, предприятий по воспроизводству ценных и анадромных видов рыб осуществляется по решению Государствен- ного комитета Российской Федерации по управлению государственным иму- ществом с согласия Министерства сельского хозяйства Российской Федера- ции и Российской академии сельскохозяйственных наук. Реорганизация указанных хозяйств осуществляется в порядке, пре- дусмотренном в разделах I и II настоящего Положения. Обязательным условием реорганизации этих хозяйств является со- хранение выполнения ими производственных функций по основной специали- зации для обеспечения продолжения селекционно-племенной работы, произ- водства высококачественных сортов семян и посадочного материала. В связи с этим выделение части имущества и земли (обеспечивающих выпол- нение данных функций) в натуре при выходе из состава хозяйства не до- пускается. Эти положения закрепляются в уставе создаваемого предприя- тия. 21. Передача в собственность трудовым коллективам имущества учебно-опытных, учебно-производственных, опытно-производственных и других хозяйств (предприятий) высших и средних специальных сельскохо- зяйственных учебных заведений, научно-исследовательских институтов, совхозов-техникумов, совхозов-колледжей, опытных хозяйств машиноиспы- тательных станций, опытно-селекционных станций, ботанических садов осуществляется по решению Государственного комитета Российской Федера- ции по управлению государственным имуществом с согласия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Российской академии сельско- хозяйственных наук и других заинтересованных министерств и ведомств (по подчинению). Реорганизация данных хозяйств осуществляется в поряд- ке, предусмотренном в разделах I и II настоящего Положения, при обяза- тельном объединении имущественных и земельных долей (паев) в размере, обеспечивающем учебный или исследовательский процесс. Имущество указанных хозяйств, созданное за счет бюджетных ис- точников, образует государственную долю их капитала. Соответствующий пакет акций может передаваться фондом имущества в доверительное управ- ление (траст) учебному заведению или научно-исследовательскому учреж- дению для обеспечения их деятельности. На указанные акции дивиденды не начисляются. При этом связи с учебными и научно-исследовательскими уч- реждениями закрепляются в их учредительных документах. Земельные угодья этих хозяйств не подлежат изъятию и перерас- пределению в процессе приватизации. Опытные поля (участки) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земли природно-заповедного значения переда- ются создаваемым предприятиям в бессрочное (постоянное) пользование по договорам, предусматривающим сохранение режима их использования, сверх установленных среднерайонных норм и на земельные доли (паи) не распре- деляются. 22. Специализированные племенные колхозы и совхозы, овощевод- ческие совхозы с мелиоративными системами, семеноводческие, рисовод- ческие, плодоводческие, ягодоводческие, виноградарские, чаеводческие, хмелеводческие, по выращиванию лекарственных трав, эфиромасличных культур, зверосовхозы (в том числе производящие консервированные панты маралов и пятнистых оленей) реорганизуются с сохранением целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложив- шейся специализации производства. 23. Передача в собственность трудовым коллективам имущества животноводческих комплексов, птицефабрик и парниково-тепличных комби- натов осуществляется по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом с согласия Минис- терства сельского хозяйства Российской Федерации. Реорганизация дан- ных предприятий осуществляется в порядке, предусмотренном в разделах I и II настоящего Положения, как целостных производственных структур. В случае, если земельные площади хозяйств достаточны лишь для обеспе- чения кормами животноводства, работник не вправе получить земельную долю в натуре при выходе из хозяйства. 24. Подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий, уч- реждений и организаций, имеющие статус юридического лица, по решению трудового коллектива реорганизуются на условиях, предусмотренных нас- тоящим Положением, с сохранением взаимных обязательств по поставкам сельскохозяйственной продукции, организации материально-технического снабжения, капитального строительства и ремонта. При этом согласие трудового коллектива предприятия (учреждения, организации), в состав которого входит подсобное хозяйство, не требуется. При реорганизации осуществляется выделение имущественных долей трудовых коллективов подсобного хозяйства и промышленного предприятия (учреждения, организации) пропорционально их вкладам в имущество под- собного хозяйства. Подсобное сельское хозяйство, не имеющее статуса юридического лица, может приватизироваться как составная часть промышленного пред- приятия в соответствии с законодательством о приватизации. При этом закрепленные за предприятием для ведения подсобного хозяйства сельско- хозяйственные угодья передаются создаваемому хозяйству в постоянное пользование или аренду без изменения целевого назначения использования земли. С согласия трудового коллектива предприятия указанное подсобное хозяйство может выделиться из состава предприятия как самостоятельное юридическое лицо и реорганизоваться в соответствии с настоящим Положе- нием. 25. Рекомендовать собственникам паевых взносов межхозяйственных сельскохозяйственных предприятий преобразовывать эти хозяйства в акци- онерные общества с безвозмездной передачей трудовым коллективам не ме- нее 40 процентов акций уставного капитала. При этом общая стоимость имущественной и земельной доли (пая), приходящаяся на работника меж- хозяйственного предприятия, не должна превышать соответствующих пока- зателей в среднем по хозяйствам-учредителям. При реорганизации межхозяйственного предприятия земли в собст- венность трудовому коллективу передаются в порядке, установленном для колхозов и совхозов. 26. Сельскохозяйственные предприятия, расположенные в городской черте, реорганизуются без выделения земельной доли (пая) в натуре. Земли сохраняются в их пользовании в соответствии с действующим зако- нодательством. 27. Предприятия, организации и учреждения государственной пле- менной, ветеринарной, лесоохранной службы и службы защиты растений, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, центры по химизации и сельскохозяйственной ра- диологии, подсобно-производственные сельские хозяйства биологической промышленности, семеноводческие станции, машиноиспытательные станции, а также предприятия, осуществляющие посев и возделывание культур, со- держащих наркотические и ядовитые вещества, в 1992 году не приватизи- руются. 28. Мелиорируемые земли и созданные за счет бюджетных средств производственные мелиоративные фонды хозяйств, находящихся в зоне го- сударственных мелиоративных систем, могут переходить в общую долевую собственность без нарушения технологической схемы их эксплуатации. При этом стоимость производственных мелиоративных фондов учитывается в расчете общего паевого фонда с учетом источников их формирования. 29. При реорганизации сельскохозяйственных предприятий, распо- ложенных в зоне субтропиков, выделение земельных долей в натуре не до- пускается. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708 ПОЛОЖЕНИЕ о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса 1. Настоящее Положение определяет порядок и особенности прива- тизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной про- дукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техничес- кому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромыш- ленного комплекса в соответствии с Государственной программой привати- зации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федера- ции на 1992 год (далее именуется - Государственная программа привати- зации), с учетом сложившихся технологических и экономических связей. 2. К предприятиям, приватизируемым в соответствии с настоящим Положением, относятся: сахарные заводы; плодоовощеконсервные заводы; предприятия первичного виноделия и спиртовой продукции; табачно-ферментные заводы; крахмало-паточные предприятия; предприятия по первичной переработке лубяных культур и шерсти; убойные пункты, хладобойни, мясоптицекомбинаты, мясо-молочные и мясокомбинаты, молококомбинаты, молокозаводы, маслосыркомбинаты и сырозаводы, молокоприемные пункты; маслодобывающие заводы (вырабатывающие растительное масло); предприятия, обеспечивающие выработку и хранение муки, крупы и комбикормов; базы рыбопромыслового флота; рыбоперерабатывающие предприятия; объединения, заводы, комбинаты, мастерские, станции, базы, ла- боратории по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники, судоремонтные предприятия рыбной промышленности; базы материально-технического снабжения и комплектации и другие предприятия (кроме областных и республиканских, приватизируемых в об- щем порядке), непосредственно осуществляющие материально-техническое обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей; строительно-монтажные организации; предприятия, базы, конторы по транспортному обслуживанию и базы транспортного флота рыбной промышленности; объединения, предприятия, базы, станции, лаборатории по агрохи- мическому обслуживанию; сетевязальные предприятия, фабрики орудий лова; жестяно-баночные и бондарно-тарные предприятия рыбной промыш- ленности. Перечень предприятий, приватизируемых в соответствии с настоя- щим Положением, уточняется при необходимости Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом по со- гласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. 3. Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом предусматривает в 1992 году использование следующих способов приватизации предприятий, предусмотренных настоящим Положением: продажа акций акционерных обществ открытого типа (по закрытой подписке производителям сельскохозяйственной продукции, рыбы и море- продуктов); продажа предприятий на коммерческом конкурсе и на некоммерчес- ком инвестиционном конкурсе (с ограничением состава его участников); продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий на аукционе; выкуп арендованного имущества. 4. При определении конкретного способа приватизации необходимо учитывать: отраслевую специфику предприятий; целесообразность сохранения профиля предприятий; монопольное положение предприятий в зоне их деятельности по от- ношению к производителям сельскохозяйственной продукции, рыбы и море- продуктов и потребителям услуг предприятий агропромышленного комплек- са; мнение трудового коллектива приватизируемого предприятия. 5. При приватизации предприятий по первичной переработке сель- скохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по про- изводственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обе- спечению агропромышленного комплекса акции трудовым коллективам пре- доставляются в порядке и с учетом вариантов льгот, установленных Го- сударственной программой приватизации. Остальные акции предлагаются в течение 3 месяцев с момента принятия решения о приватизации для прода- жи по закрытой подписке сельскохозяйственным товаропроизводителям и рыбодобывающим предприятиям в зоне действия приватизируемого предприя- тия, признаваемым покупателями в соответствии со статьей 9 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР". В течение 3 месяцев каждый сельскохозяйственный товаропроиз- водитель и рыбодобывающее предприятие (кроме крестьянских хозяйств) имеет право подписаться на акции, общее количество которых не превы- шает квоты, определяемой в соответствии с его долей в поставках сырья приватизируемому предприятию или в общем объеме услуг, получаемых от него. Для участия в подписке на акции крестьянским (фермерским) хо- зяйствам, другим вновь образуемым сельскохозяйственным товаропроизво- дителям в зоне действия приватизируемого предприятия предоставляется суммарная квота в соответствии с их общим числом и планируемым объе- мом производства, но не менее 10 процентов общего количества акций данного предприятия. Сельскохозяйственные товаропроизводители выкупают акции ука- занных перерабатывающих и обслуживающих предприятий по номинальной цене и с рассрочкой платежей до 3 лет. Нераспространенные в установленный срок по закрытой подписке акции продаются в порядке, установленном в соответствии с Государ- ственной программой приватизации. Зоны действия приватизируемых предприятий (сырьевые зоны и зо- ны обслуживания) и квоты на закрытую подписку на акции определяются соответствующими местными Советами народных депутатов либо по их по- ручению комитетами по управлению государственным имуществом. 6. При отсутствии покупателей акций по закрытой подписке прива- тизация предприятий, предусмотренных настоящим Положением, может осу- ществляться путем продажи их на коммерческом или инвестиционном кон- курсе. 7. На инвестиционном конкурсе (на инвестиционных торгах) пред- приятия продаются в том случае, когда от покупателей требуется осу- ществление инвестиционных программ. Продажа предприятий на инвестици- онном конкурсе рекомендуется, когда признано целесообразным в соот- ветствии с утвержденными местными программами приватизации привлечение к приватизации иностранных инвесторов. При этом право собственности передается покупателю, предложение которого наилучшим образом соот- ветствует критериям, установленным планом приватизации. 8. Приватизация сданных в аренду предприятий по первичной пере- работке сельскохозяйственной продукции, рыбы и морепродуктов, а также предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материаль- но-техническому обеспечению агропромышленного комплекса осуществляется различными способами в зависимости от наличия в договоре аренды права выкупа и согласия не менее половины членов трудового коллектива пред- приятия-арендатора. арендаторы, имеющие право на выкуп в соответствии с договором аренды, осуществляют выкуп в следующем порядке: в соответствии с договором аренды, заключенным до вступления в силу Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", если размеры, сроки, порядок и условия внесения выкупа установлены договором аренды; путем преобразования предприятия, действующего на основе арен- ды государственного (муниципального) имущества, в акционерное общество открытого типа в порядке, установленном в соответствии с Государствен- ной программой приватизации. 9. Трудовым коллективам предприятий с сезонным характером про- изводства, осуществляющих первичную переработку сельскохозяйственного сырья, рыбы и морепродуктов, приватизируемых в соответствии с местными программами, в период массового поступления этого сырья и соответству- ющего увеличения оборотных средств предоставляется отсрочка очередных платежей за объекты приватизации до окончания расчетов за реализацию продукции. 10. Учитывая монополию государства на производство спиртовой, ликеро-водочной и табачной продукции, а также необходимость эффектив- ного использования валютных средств для импорта сырья, материалов и оборудования, при приватизации предприятия указанных отраслей промыш- ленности преобразовываются в открытые акционерные общества с сохране- нием в федеральной собственности 51 процента акций. Производство спиртовой, ликеро-водочной и табачной продукции, а также розлив ликеро-водочных изделий осуществляются с обязательным ли- цензированием. 11. Для определения льгот при выкупе и акционировании предприя- тий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним мес- тностях, принимается показатель минимального размера месячного зара- ботка с учетом северных надбавок к заработной плате. 12. Реорганизация и приватизация предприятий, созданных при до- левом участие колхозов и совхозов, осуществляется в соответствии с По- ложением о реорганизации и приватизации государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплек- са. 13. В 1992 году запрещается приватизация: предприятий биологической промышленности и их подсобно-произ- водственных сельских хозяйств; предприятий по переработке конопли; морских рыбных портов; предприятий рыбопромысловой разведки; предприятий, осуществляющих контроль за состоянием и охраной окружающей среды и природных ресурсов (бассейновые управления по охра- не и воспроизводству рыбных запасов, хозяйства по воспроизводству цен- ных и анадромных видов рыб); мобилизационных запасов предприятий и государственных резервов. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года N 708 ПОЛОЖЕНИЕ о реорганизации и приватизации государственно- кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ 1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законами РСФСР "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О приватизации государственных и муниципальных пред- приятий в РСФСР", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", другими законодательными актами. 2. Настоящее Положение распространяется на государственно-коо- перативные (кооперативно-государственные) предприятия агропромышленно- го комплекса, созданные путем объединения имущества колхозов, совхо- зов, межколхозных, государственных и других предприятий и организаций. II. ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ДОЛИ УЧАСТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННО-КООПЕРАТИВНЫХ (КООПЕРАТИВНО- ГОСУДАРСТВЕННЫХ) ПРЕДПРИЯТИЙ 3. Для проведения реорганизации и приватизации государственно- кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромыш- ленного комплекса необходимо определить долю каждого пайщика в составе имущества. 4. Для оценки имущества и определения имущественной доли созда- ется согласительная комиссия решением соответствующих комитетов по уп- равлению имуществом (территориальных агентств Государственного комите- та Российской Федерации по управлению государственным имуществом) рес- публик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных об- разований (далее именуется - комитет по имуществу). В состав комиссии на паритетных началах входят уполномоченные представители хозяйств- пайщиков, комитетов по имуществу и финансовых органов. Кроме того, в комиссию входят представители соответствующих Советов народных депута- тов, трудового коллектива государственно-кооперативного (кооперативно- государственного) предприятия агропромышленного комплекса и при необ- ходимости представители Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур или его агентства и фонда имущества. Председатель комиссии утверждает- ся комитетом по имуществу. 5. Оценка имущества осуществляется в соответствии с Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. N 66. 6. Долевое участие хозяйств-пайщиков определяется по имеющимся документам, отчетным данным, уточняется выверкой долей каждого из них и оформляется актами сверки, подписанными согласительной комиссией. Доля имущества, относительно которой комиссия не получила документаль- ного подтверждения права на нее со стороны пайщика, признается госу- дарственной. Доли хозяйств-пайщиков, определенные с учетом прироста имущества за счет прибыли (дохода) за время деятельности государствен- но-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропро- мышленного комплекса, подлежат закреплению в учредительных документах и учитываются на их балансах. Владельцы паев вправе передать пай в качестве учредительного взноса в государственно-кооперативное (кооперативно-государственное) предприятие агропромышленного комплекса, продать или безвозмездно пе- редать его трудовому коллективу этого предприятия. Рекомендовать хозяйствам-пайщикам безвозмездно передавать тру- довым коллективам государственно-кооперативный (кооперативно-государ- ственных) предприятий агропромышленного комплекса не менее 40 процен- тов стоимостной оценки их имущественного пая. 7. Вклад трудового коллектива предприятия в его имущество скла- дывается из: личных взносов (паев) его работников, стоимости имущества, при- обретенного государственно-кооперативным (кооперативно-государствен- ным) предприятием агропромышленного комплекса за счет фонда оплаты труда его работников, если такое было предусмотрено учредительными до- кументами; стоимости имущества, безвозмездно переданного коллективу госу- дарственно-кооперативного (кооперативно-государственного) предприятия агропромышленного комплекса по решению владельца пая. 8. Доля государства в составе имущества государственно-коопера- тивных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса определяется исходя из наличия ее по балансу на момент объе- динения средств межколхозных и государственных организаций и предпри- ятий, с учетом пропорционального прироста основных производственных фондов и оборотных средств за счет прибыли (дохода) за последующий пе- риод работы государственно-кооперативных (кооперативно-государствен- ных) предприятий агропромышленного комплекса и выделенных бюджетных ассигнований. Величина государственной доли в имуществе государствен- но-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропро- мышленного комплекса подтверждается комиссией. 9. Акты безвозмездной передачи имущества подтверждаются комис- сией. В случае их неправомерности они подлежат отмене. Доля каждого работника определяется по решению общего собрания (конференции) тру- дового коллектива государственно-кооперативного (кооперативно-государ- ственного) предприятия агропромышленного комплекса. III. ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-КООПЕРАТИВНЫХ (КООПЕРАТИВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ) ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИХ В АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛИ ИМУЩЕСТВА 10. Согласительная комиссия подготавливает предложения о реор- ганизации государственно-кооперативного (кооперативно-государственно- го) предприятия агропромышленного комплекса, проекты учредительных до- кументов и организует проведение собрания учредителей. 11. Учредители на собрании принимают решение о создании пред- приятия, его организационно-правовой форме, уставном фонде предприя- тия, утверждают устав, избирают совет (правление), его председателя. 12. Преобразование предприятия в акционерное общество и прива- тизация государственной доли государственно-кооперативных (кооператив- но государственных) предприятий агропромышленного комплекса осуществ- ляются на условиях, установленных Государственной программой привати- зации и Положением о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, утвержденным постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708. |