О ПОРЯДКЕ ПРИВАТИЗАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. Постановление. Правительство РФ. 04.09.92 708

          О ПОРЯДКЕ ПРИВАТИЗАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
              И ОРГАНИЗАЦИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          4 сентября 1992 г.

                                N 708

                              (РВ 92-60)
     

       В целях создания необходимой нормативной базы для  приватизации
и  реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса
и реализации права трудовых коллективов и граждан на участие в  прива-
тизации Правительство Российской Федерации постановляет:
       1. Утвердить прилагаемые:
       Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации го-
сударственных сельскохозяйственных предприятий;
       Положение о приватизации предприятий по  первичной  переработке
сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов  и предприятий  по
производственно-техническому обслуживанию  и  материально-техническому
обеспечению агропромышленного комплекса;
       Положение о реорганизации и приватизации  государственно-коопе-
ративных (кооперативно-государственных) предприятий  агропромышленного
комплекса.
       2. Установить, что средства, полученные от выкупа государствен-
ной  доли  капитала  реорганизуемых  сельскохозяйственных предприятий,
подлежат распределению в соответствии с нормами,  установленными Госу-
дарственной  программой  приватизации  государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации на 1992  год.  При  этом  средства,
поступающие  в республиканский бюджет Российской Федерации,  использу-
ются только для  развития  и  структурной  перестройки  сельского  хо-
зяйства.
       3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его приня-
тия.

                                                            Е. ГАЙДАР

                                                   Утверждено
                                          постановлением Правительства
                                              Российской Федерации
                                           от 4 сентября 1992 г. N 708

                         ПОЛОЖЕНИЕ

        о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации
        государственных  сельскохозяйственных предприятий

       I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
       1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Пре-
зидента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных
мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", постановлением Пра-
вительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г.  N 86 "О порядке
реорганизации колхозов и совхозов" и другим законодательством.
       2. Положение устанавливает возможные пути и особенности реорга-
низации сельскохозяйственных предприятий, порядок определения имущест-
венных паев и земельных долей и направления их использования.
       3. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий  нацелена  на
изменение производственных отношений на селе, реализацию права свобод-
ного выбора формы предпринимательства с  закреплением  за  работниками
имущественных паев и земельных долей.
       4. Реорганизацию колхозов, совхозов и приватизацию земли, госу-
дарственных сельскохозяйственных предприятий осуществляют внутрихозяй-
ственные комиссии, создаваемые в соответствии с постановлением  Прави-
тельства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86.
       Порядок работы указанных комиссий устанавливается Министерством
сельского хозяйства Российской Федерации.
       5. При реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государ-
ственных сельскохозяйственных предприятий по желанию  членов  трудовых
коллективов этих хозяйств могут быть образованы:  товарищества, акцио-
нерные  общества, сельскохозяйственные  производственные  кооперативы,
крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения.
       В случае принятия собраниями трудовых коллективов государствен-
ных сельскохозяйственных предприятий и колхозов решений  о  сохранении
прежней формы хозяйствования осуществляется их  перерегистрация  с за-
креплением земли в соответствии  с действующим  законодательством. При
этом должно быть обеспечено безоговорочное право выхода  работника без
согласия на то трудового коллектива или  администрации  предприятия  с
выделением земельной доли и имущественного пая для  организации  крес-
тьянского (фермерского) хозяйства.
       6. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры  колхо-
зов и совхозов могут передаваться в собственность соответствующим мес-
тным органам власти. Обязательным условием передачи объектов образова-
ния и культуры является использование их по  целевому  назначению. При
этом они переходят в муниципальную собственность. Передача этих объек-
тов осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством  сельского
хозяйства Российской Федерации и Государственным комитетом  Российской
Федерации по управлению государственным имуществом.
       При реорганизации совхозов и приватизации государственных сель-
скохозяйственных предприятий передача или продажа гражданам занимаемых
ими помещений осуществляется в порядке, установленном Законом РСФСР "О
приватизации жилищного фонда в РСФСР" и соответствующими решениями Со-
ветов народных депутатов. Нормативы оплаты  за  приватизируемые  жилые
помещения жилищного фонда этих хозяйств сверх установленной нормы без-
возмездной передачи устанавливаются их трудовыми коллектива.
       7. В период реорганизации сельскохозяйственных предприятий  ад-
министрация (правление) хозяйства несет ответственность за продолжение
функционирования предприятия, а материально ответственные лица хозяйс-
тва - за сохранность его имущества в соответствии с действующим  зако-
нодательством.

       II . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ И ИМУЩЕСТВЕННОЙ ДОЛЕЙ (ПАЕВ)
       8. В каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются инди-
видуальные имущественные паи и земельные доли.
       9. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и при-
ватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принима-
ют решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной  Зе-
мельным кодексом Российской Федерации.
       С учетом принятого решения в районную комиссию приватизации зе-
мель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий  подается заявка
на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также  на
выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх  причитающихся  хо-
зяйству бесплатно по среднерайонной норме.
       К заявке прилагаются списки  лиц, имеющих  право  на  получение
земли в собственность бесплатно  в соответствии  с  Указом  Президента
Российской Федерации от 2 марта 1992 г. N 213. В них включаются:
       работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных пре-
дприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие  на их территориях;
       лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий
и организаций народного образования, здравоохранения, культуры,  быта,
связи, торговли и общественного питания, расположенных  на территориях
сельскохозяйственных предприятий).
       Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работни-
ки (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и  т.п.), ли-
ца, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их  воз-
вращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению числен-
ности работников после 1 января 1992 г.
       10. При определении земельной доли (пая) учитываются  все сель-
скохозяйственные угодья в границах  сельскохозяйственных  предприятий,
за исключением земельных участков:
       переданных в ведение  сельских,  поселковых, городских  Советов
народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда,  участков,
занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования;
       включенных в фонд перераспределения земель;
       используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельско-
хозяйственных культур;
       переданных данному хозяйству в аренду.
       11. Размер индивидуальной земельной доли  (пая) устанавливается
независимо от трудового вклада и стажа работы и определяется  в  нату-
ральном и стоимостном выражении. При этом стоимость земли  оценивается
в размере 50-кратного налога на землю.
       12. в случае если площадь земельных угодий, выделенных  коллек-
тиву хозяйства в собственность  бесплатно  в  порядке, предусмотренном
настоящим Положением, окажется меньше площади прежних  земельных  уго-
дий, то приоритетное право на аренду или выкуп  оставшейся  части  зе-
мельных угодий  предоставляется  гражданам, ранее  использовавшим  зе-
мельные участки на правах аренды, членам трудовых коллективов, выходя-
щим из колхоза или совхоза с целью крестьянского (фермерского)  хозяй-
ства, а также другим работникам этого хозяйства.
       Решение о дополнительном выделении земельных угодий реорганизу-
емым хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства  прини-
мается местной администрацией по представлению районного  комитета  по
земельной реформе и земельным ресурсам.
       13. Определение размера индивидуальных имущественных паев  осу-
ществляется на основании оценки стоимости всего имущества реорганизуе-
мого предприятия.
       Общий паевой фонд определяется как  разница  между  активами  и
пассивами баланса предприятия. При этом из стоимости имущества  исклю-
чаются стоимость объектов социальной сферы и инженерной  инфраструкту-
ры, передаваемых бесплатно, других объектов, для  которых  действующим
законодательством установлен особый режим приватизации  (жилищный фонд
совхозов, объекты образования и здравоохранения и др.), а  также стои-
мость неделимого фонда, если таковой создается.
       14. В перечень лиц, имеющих право на имущественные  доли, вклю-
чаются:
       работающие в хозяйстве;
       временно отсутствующие по уважительным причинам работники;
       пенсионеры хозяйства.
       Трудовой коллектив может также принять решение  о  включении  в
этот перечень работников объектов социальной  сферы, расположенных  на
территории хозяйства, лиц, работавших в хозяйстве  в  прошлые  годы, а
также лиц, уволенных их хозяйства по сокращению численности работников
после 1 января 1992 г.
       15. Имущественный пай работника в общем паевом фонде  определя-
ется с учетом его вклада в создание этого фонда. Метод оценки трудово-
го вклада выбирается коллективом в зависимости от  конкретных  условий
хозяйства и может осуществляться с учетом оплаты труда, его профессио-
нальной сложности и других показателей.
       Имущественный пай работников, занятых в социальной сфере на се-
ле, определяется в порядке, устанавливаемом трудовым коллективом.
       16. Владелец имущественного пая и земельной доли  может исполь-
зовать их следующими способами:
       получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского
(фермерского) хозяйства;
       внести в качестве взноса в создаваемое  товарищество, акционер-
ное общество или кооператив;
       продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
       Имущественные и земельные доли (паи) передаются по наследству в
соответствии с действующим законодательством.
       17. Стоимость имущественного пая и стоимость земельной доли мо-
гут быть объединены. Владельцы имущественных  паев  и земельных  долей
могут обменивать их между собой. При этом земельные участки не  должны
превышать предельные размеры земельных  участков, предоставляемых  для
ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в расчете на одного  ра-
ботающего.
       Выход с земельной и имущественной долей (паем) в натуре  допус-
кается для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства  или создания
сельскохозяйственных предприятий.
       При выделении работникам имущественных долей  (паев)  в  натуре
средства производства (по видам) распределяются  между  работниками  с
учетом сложившейся обеспеченности в среднем  по хозяйству, специализа-
ции производства, целесообразности  сохранения  целостности  отдельных
участков производства и других условий.

       III. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ И ПРИВАТИЗАЦИИ
            ОТДЕЛЬНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
       18. Особые условия реорганизации и приватизации отдельных сель-
скохозяйственных предприятий, включенных в настоящий  раздел, установ-
лены в дополнение к общему порядку и обусловлены необходимостью сохра-
нения их прежней специализации, функций и определения порядка  исполь-
зования государственной собственности.
       19. При приватизации государственных сельскохозяйственных пред-
приятий, указанных в пунктах  20, 21, 22, 23  настоящего  Положения, в
которых средняя стоимость имущества на одного работника  превышает  20
установленных законодательно минимальных размеров месячной оплаты тру-
да, трудовым коллективом передается безвозмездно сверх данного  уровня
имущество, созданное за счет собственных средств предприятий.
       Государственная доля акций, включающая стоимость производствен-
ных фондов, созданных за счет  бюджетных  средств  и  централизованных
вложений за последние 15 лет, передается соответствующему  фонду  иму-
щества с предоставлением права выкупа акционерам (пайщикам)  указанных
хозяйств и образованным при их реорганизации крестьянским (фермерским)
хозяйствам по остаточной стоимости с рассрочкой выкупа на  срок  до  3
лет.
       20. Передача в собственность трудовым коллективам имущества го-
сударственных племенных и конных заводов, государственных конюшен, ип-
подромов, селекционно-гибридных центров, государственных семенных инс-
пекций и лабораторий по сортоиспытанию  сельскохозяйственных  культур,
сортоиспытательных станций и участков, предприятий  по воспроизводству
ценных и анадромных видов рыб осуществляется по решению  Государствен-
ного комитета Российской Федерации по управлению государственным  иму-
ществом с согласия Министерства сельского хозяйства Российской Федера-
ции и Российской академии сельскохозяйственных наук.
       Реорганизация указанных хозяйств осуществляется в порядке, пре-
дусмотренном в разделах I и II настоящего Положения.
       Обязательным условием реорганизации этих хозяйств является  со-
хранение выполнения ими производственных функций по основной специали-
зации для обеспечения продолжения селекционно-племенной работы, произ-
водства  высококачественных  сортов  семян и посадочного материала.  В
связи с этим выделение части имущества и земли (обеспечивающих  выпол-
нение  данных функций) в натуре при выходе из состава хозяйства не до-
пускается.  Эти положения закрепляются в уставе создаваемого предприя-
тия.
       21. Передача в  собственность  трудовым  коллективам  имущества
учебно-опытных,   учебно-производственных,  опытно-производственных  и
других хозяйств (предприятий) высших и средних специальных  сельскохо-
зяйственных учебных  заведений,  научно-исследовательских  институтов,
совхозов-техникумов, совхозов-колледжей, опытных хозяйств  машиноиспы-
тательных  станций, опытно-селекционных  станций,  ботанических  садов
осуществляется по решению Государственного комитета Российской Федера-
ции  по  управлению государственным имуществом с согласия Министерства
сельского хозяйства Российской Федерации, Российской академии сельско-
хозяйственных  наук  и  других заинтересованных министерств и ведомств
(по подчинению). Реорганизация данных хозяйств осуществляется в поряд-
ке, предусмотренном в разделах I и II настоящего Положения, при обяза-
тельном объединении имущественных и земельных долей (паев) в  размере,
обеспечивающем учебный или исследовательский процесс.
       Имущество указанных хозяйств, созданное за счет  бюджетных  ис-
точников, образует государственную  долю  их капитала. Соответствующий
пакет акций может передаваться фондом имущества в доверительное управ-
ление (траст) учебному заведению или научно-исследовательскому  учреж-
дению для обеспечения их деятельности. На указанные акции дивиденды не
начисляются. При этом связи с учебными и научно-исследовательскими уч-
реждениями закрепляются в их учредительных документах.
       Земельные угодья этих хозяйств не подлежат изъятию  и  перерас-
пределению в процессе приватизации.
       Опытные поля (участки)  научно-исследовательских  учреждений  и
учебных заведений, а также земли природно-заповедного значения переда-
ются создаваемым предприятиям в бессрочное (постоянное) пользование по
договорам, предусматривающим сохранение режима их использования, сверх
установленных среднерайонных норм и на земельные доли (паи) не распре-
деляются.
       22. Специализированные племенные колхозы  и  совхозы, овощевод-
ческие совхозы с  мелиоративными  системами, семеноводческие, рисовод-
ческие, плодоводческие, ягодоводческие,  виноградарские, чаеводческие,
хмелеводческие,  по  выращиванию  лекарственных  трав,  эфиромасличных
культур, зверосовхозы (в том числе производящие консервированные панты
маралов и пятнистых оленей) реорганизуются  с сохранением  целостности
специализированных участков  производства, технологических  линий  или
технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения  сложив-
шейся специализации производства.
       23. Передача в  собственность  трудовым  коллективам  имущества
животноводческих комплексов, птицефабрик и парниково-тепличных  комби-
натов осуществляется по решению Государственного  комитета  Российской
Федерации по управлению государственным имуществом с  согласия  Минис-
терства сельского хозяйства Российской  Федерации. Реорганизация  дан-
ных предприятий осуществляется в порядке, предусмотренном  в  разделах
I и II настоящего Положения, как целостных производственных  структур.
В случае, если земельные площади хозяйств достаточны лишь  для обеспе-
чения кормами животноводства, работник не  вправе  получить  земельную
долю в натуре при выходе из хозяйства.
       24. Подсобные сельские хозяйства промышленных  предприятий, уч-
реждений и организаций, имеющие статус юридического  лица, по  решению
трудового коллектива реорганизуются на условиях, предусмотренных  нас-
тоящим Положением, с сохранением взаимных обязательств  по  поставкам
сельскохозяйственной  продукции, организации  материально-технического
снабжения, капитального строительства  и  ремонта. При  этом  согласие
трудового коллектива предприятия  (учреждения, организации), в  состав
которого входит подсобное хозяйство, не требуется.
       При реорганизации осуществляется выделение имущественных  долей
трудовых коллективов подсобного хозяйства и промышленного  предприятия
(учреждения, организации) пропорционально их вкладам в имущество  под-
собного хозяйства.
       Подсобное сельское хозяйство, не имеющее  статуса  юридического
лица, может приватизироваться как составная часть промышленного  пред-
приятия в соответствии с законодательством  о  приватизации. При  этом
закрепленные за предприятием для ведения подсобного хозяйства сельско-
хозяйственные угодья передаются создаваемому  хозяйству  в  постоянное
пользование или аренду без изменения целевого назначения использования
земли. С согласия трудового коллектива предприятия указанное подсобное
хозяйство может выделиться из состава предприятия  как самостоятельное
юридическое лицо и реорганизоваться в соответствии с настоящим Положе-
нием.
       25. Рекомендовать собственникам паевых взносов межхозяйственных
сельскохозяйственных предприятий преобразовывать эти хозяйства в акци-
онерные общества с безвозмездной передачей трудовым коллективам не ме-
нее 40 процентов акций уставного капитала. При  этом  общая  стоимость
имущественной и земельной доли (пая), приходящаяся на  работника  меж-
хозяйственного предприятия, не должна превышать  соответствующих пока-
зателей в среднем по хозяйствам-учредителям.
       При реорганизации межхозяйственного предприятия земли  в собст-
венность трудовому коллективу передаются в порядке, установленном  для
колхозов и совхозов.
       26. Сельскохозяйственные предприятия, расположенные в городской
черте, реорганизуются без выделения земельной доли (пая) в натуре.
Земли сохраняются в их пользовании в соответствии с действующим  зако-
нодательством.
       27. Предприятия, организации и учреждения государственной  пле-
менной, ветеринарной, лесоохранной службы и  службы  защиты  растений,
государственные семенные инспекции  и  лаборатории  по  сортоиспытанию
сельскохозяйственных культур, проектно-изыскательские центры и станции
агрохимической службы, центры по химизации и сельскохозяйственной  ра-
диологии, подсобно-производственные сельские  хозяйства  биологической
промышленности, семеноводческие станции, машиноиспытательные  станции,
а также предприятия, осуществляющие посев и возделывание  культур, со-
держащих наркотические и ядовитые вещества, в 1992 году  не приватизи-
руются.
       28. Мелиорируемые земли и созданные за счет  бюджетных  средств
производственные мелиоративные фонды хозяйств, находящихся в  зоне го-
сударственных мелиоративных систем, могут переходить в  общую  долевую
собственность без нарушения технологической схемы их эксплуатации. При
этом стоимость производственных  мелиоративных  фондов  учитывается  в
расчете общего паевого фонда с учетом источников их формирования.
       29. При реорганизации сельскохозяйственных  предприятий, распо-
ложенных в зоне субтропиков, выделение земельных долей в натуре не до-
пускается.


                                                   Утверждено
                                          постановлением Правительства
                                              Российской Федерации
                                           от 4 сентября 1992 г. N 708

                        ПОЛОЖЕНИЕ

     о приватизации предприятий по первичной переработке
     сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов
        и предприятий по производственно-техническому
     обслуживанию и материально-техническому обеспечению
               агропромышленного комплекса

       1. Настоящее Положение определяет порядок  и особенности прива-
тизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной про-
дукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техничес-
кому обслуживанию и материально-техническому  обеспечению  агропромыш-
ленного комплекса в соответствии с Государственной программой привати-
зации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федера-
ции на 1992 год (далее именуется - Государственная программа  привати-
зации), с учетом сложившихся технологических и экономических связей.
       2. К предприятиям, приватизируемым в соответствии  с  настоящим
Положением, относятся:
       сахарные заводы;
       плодоовощеконсервные заводы;
       предприятия первичного виноделия и спиртовой продукции;
       табачно-ферментные заводы;
       крахмало-паточные предприятия;
       предприятия по первичной переработке лубяных культур и шерсти;
       убойные пункты, хладобойни,  мясоптицекомбинаты,  мясо-молочные
и мясокомбинаты, молококомбинаты,  молокозаводы,  маслосыркомбинаты  и
сырозаводы, молокоприемные пункты;
       маслодобывающие заводы (вырабатывающие растительное масло);
       предприятия, обеспечивающие выработку и хранение муки, крупы  и
комбикормов;
       базы рыбопромыслового флота;
       рыбоперерабатывающие предприятия;
       объединения, заводы, комбинаты, мастерские, станции,  базы, ла-
боратории по ремонту и техническому обслуживанию  сельскохозяйственной
техники, судоремонтные предприятия рыбной промышленности;
       базы материально-технического снабжения и комплектации и другие
предприятия (кроме областных и республиканских, приватизируемых в  об-
щем порядке), непосредственно  осуществляющие  материально-техническое
обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей;
       строительно-монтажные организации;
       предприятия, базы, конторы по транспортному обслуживанию и базы
транспортного флота рыбной промышленности;
       объединения, предприятия, базы, станции, лаборатории по агрохи-
мическому обслуживанию;
       сетевязальные предприятия, фабрики орудий лова;
       жестяно-баночные и бондарно-тарные предприятия  рыбной  промыш-
ленности.
       Перечень предприятий, приватизируемых в соответствии  с настоя-
щим Положением, уточняется при необходимости Государственным комитетом
Российской Федерации по управлению государственным имуществом  по  со-
гласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
       3. Государственный комитет Российской Федерации  по  управлению
государственным имуществом предусматривает  в 1992 году  использование
следующих способов приватизации предприятий, предусмотренных настоящим
Положением:
       продажа акций акционерных обществ открытого типа  (по  закрытой
подписке производителям сельскохозяйственной продукции, рыбы  и  море-
продуктов);
       продажа предприятий на коммерческом конкурсе и на  некоммерчес-
ком инвестиционном конкурсе (с ограничением состава его участников);
       продажа имущества  (активов)  ликвидируемых  и  ликвидированных
предприятий на аукционе;
       выкуп арендованного имущества.
       4. При определении конкретного способа приватизации  необходимо
учитывать:
       отраслевую специфику предприятий;
       целесообразность сохранения профиля предприятий;
       монопольное положение предприятий в зоне их деятельности по от-
ношению к производителям сельскохозяйственной продукции, рыбы  и море-
продуктов и потребителям услуг предприятий агропромышленного  комплек-
са;
       мнение трудового коллектива приватизируемого предприятия.
       5. При приватизации предприятий по первичной переработке  сель-
скохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по  про-
изводственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обе-
спечению агропромышленного комплекса акции трудовым  коллективам  пре-
доставляются в порядке и с учетом вариантов  льгот, установленных  Го-
сударственной программой приватизации. Остальные акции предлагаются  в
течение 3 месяцев с момента принятия решения о приватизации для прода-
жи по закрытой подписке  сельскохозяйственным  товаропроизводителям  и
рыбодобывающим предприятиям в зоне действия приватизируемого предприя-
тия, признаваемым покупателями в  соответствии  со  статьей  9  Закона
РСФСР "О приватизации государственных  и муниципальных  предприятий  в
РСФСР". В течение 3 месяцев каждый  сельскохозяйственный  товаропроиз-
водитель и рыбодобывающее предприятие  (кроме  крестьянских  хозяйств)
имеет право подписаться на акции, общее количество  которых  не превы-
шает квоты, определяемой в соответствии с его долей в поставках  сырья
приватизируемому предприятию или в общем объеме  услуг, получаемых  от
него.
       Для участия в подписке на акции крестьянским  (фермерским)  хо-
зяйствам, другим вновь образуемым сельскохозяйственным  товаропроизво-
дителям в зоне действия приватизируемого  предприятия  предоставляется
суммарная квота в соответствии с их общим числом и  планируемым  объе-
мом производства, но не менее  10 процентов  общего  количества  акций
данного предприятия.
       Сельскохозяйственные товаропроизводители  выкупают  акции  ука-
занных перерабатывающих  и  обслуживающих предприятий  по  номинальной
цене и с рассрочкой платежей до 3 лет.
       Нераспространенные в установленный срок  по  закрытой  подписке
акции продаются в порядке, установленном  в  соответствии  с  Государ-
ственной программой приватизации.
       Зоны действия приватизируемых предприятий (сырьевые зоны и  зо-
ны обслуживания) и квоты на закрытую подписку  на  акции  определяются
соответствующими местными Советами народных депутатов либо по  их  по-
ручению комитетами по управлению государственным имуществом.
       6. При отсутствии покупателей акций по закрытой подписке прива-
тизация предприятий, предусмотренных настоящим Положением, может  осу-
ществляться путем продажи их на коммерческом или  инвестиционном  кон-
курсе.
       7. На инвестиционном конкурсе (на инвестиционных торгах)  пред-
приятия продаются в том случае, когда от  покупателей  требуется  осу-
ществление инвестиционных программ. Продажа предприятий  на инвестици-
онном конкурсе рекомендуется, когда признано  целесообразным  в  соот-
ветствии с утвержденными местными программами приватизации привлечение
к приватизации иностранных инвесторов. При  этом  право  собственности
передается покупателю, предложение которого  наилучшим  образом  соот-
ветствует критериям, установленным планом приватизации.
       8. Приватизация сданных в аренду предприятий по первичной пере-
работке сельскохозяйственной продукции, рыбы и морепродуктов, а  также
предприятий по производственно-техническому обслуживанию и  материаль-
но-техническому обеспечению агропромышленного комплекса осуществляется
различными способами в зависимости от наличия в договоре аренды  права
выкупа и согласия не менее половины членов трудового коллектива  пред-
приятия-арендатора.
       арендаторы, имеющие право на выкуп в соответствии  с  договором
аренды, осуществляют выкуп в следующем порядке:
       в соответствии с договором аренды, заключенным до вступления  в
силу Закона РСФСР  "О  приватизации  государственных  и  муниципальных
предприятий в РСФСР", если размеры, сроки, порядок и условия  внесения
выкупа установлены договором аренды;
       путем преобразования предприятия, действующего на основе  арен-
ды государственного (муниципального) имущества, в акционерное общество
открытого типа в порядке, установленном в соответствии с Государствен-
ной программой приватизации.
       9. Трудовым коллективам предприятий с сезонным характером  про-
изводства, осуществляющих первичную переработку  сельскохозяйственного
сырья, рыбы и морепродуктов, приватизируемых в соответствии с местными
программами, в период массового поступления этого сырья и соответству-
ющего увеличения оборотных средств предоставляется отсрочка  очередных
платежей за объекты приватизации до окончания расчетов  за  реализацию
продукции.
       10. Учитывая монополию государства  на производство  спиртовой,
ликеро-водочной и табачной продукции, а также необходимость  эффектив-
ного использования валютных средств для  импорта  сырья, материалов  и
оборудования, при приватизации предприятия указанных  отраслей промыш-
ленности преобразовываются в открытые акционерные общества  с сохране-
нием в федеральной собственности 51 процента акций.
       Производство спиртовой, ликеро-водочной и табачной продукции, а
также розлив ликеро-водочных изделий осуществляются с обязательным ли-
цензированием.
       11. Для определения льгот при выкупе и акционировании предприя-
тий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним мес-
тностях, принимается показатель минимального размера  месячного  зара-
ботка с учетом северных надбавок к заработной плате.
       12. Реорганизация и приватизация предприятий, созданных при до-
левом участие колхозов и совхозов, осуществляется в соответствии с По-
ложением о реорганизации  и приватизации  государственно-кооперативных
(кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного  комплек-
са.
       13. В 1992 году запрещается приватизация:
       предприятий биологической промышленности и  их  подсобно-произ-
водственных сельских хозяйств;
       предприятий по переработке конопли;
       морских рыбных портов;
       предприятий рыбопромысловой разведки;
       предприятий, осуществляющих контроль  за состоянием  и  охраной
окружающей среды и природных ресурсов (бассейновые управления по охра-
не и воспроизводству рыбных запасов, хозяйства по воспроизводству цен-
ных и анадромных видов рыб);
       мобилизационных запасов предприятий и государственных резервов.


                                                    Утверждено
                                         постановлением  Правительства
                                               Российской Федерации
                                         от 4 сентября 1992 года N 708

                           ПОЛОЖЕНИЕ

          о реорганизации и приватизации государственно-
      кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий
                  агропромышленного комплекса

       I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЕ
       1. Настоящее положение разработано  в соответствии  с  Законами
РСФСР "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской
деятельности", "О приватизации государственных  и муниципальных  пред-
приятий в РСФСР", постановлением Правительства Российской Федерации от
29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов",
другими законодательными актами.
       2. Настоящее Положение распространяется  на государственно-коо-
перативные (кооперативно-государственные) предприятия агропромышленно-
го комплекса, созданные путем объединения  имущества  колхозов, совхо-
зов, межколхозных, государственных и других предприятий и организаций.

       II. ПОРЯДОК  ОЦЕНКИ  ИМУЩЕСТВА   И  ОПРЕДЕЛЕНИЯ   ИМУЩЕСТВЕННОЙ
           ДОЛИ УЧАСТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННО-КООПЕРАТИВНЫХ (КООПЕРАТИВНО-
           ГОСУДАРСТВЕННЫХ) ПРЕДПРИЯТИЙ
       3. Для проведения реорганизации и приватизации  государственно-
кооперативных (кооперативно-государственных)  предприятий  агропромыш-
ленного комплекса необходимо определить долю каждого пайщика в составе
имущества.
       4. Для оценки имущества и определения имущественной доли созда-
ется согласительная комиссия решением соответствующих комитетов по уп-
равлению имуществом (территориальных агентств Государственного комите-
та Российской Федерации по управлению государственным имуществом) рес-
публик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных об-
разований (далее именуется - комитет по имуществу). В  состав комиссии
на паритетных началах входят  уполномоченные  представители  хозяйств-
пайщиков, комитетов по имуществу и финансовых  органов. Кроме  того, в
комиссию входят представители соответствующих Советов народных депута-
тов, трудового коллектива государственно-кооперативного (кооперативно-
государственного) предприятия агропромышленного комплекса и  при необ-
ходимости представители Государственного комитета Российской Федерации
по антимонопольной политике и поддержке  новых экономических  структур
или его агентства и фонда имущества. Председатель комиссии утверждает-
ся комитетом по имуществу.
       5. Оценка имущества осуществляется в соответствии  с Временными
методическими указаниями по оценке  стоимости  объектов  приватизации,
утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992
г. N 66.
       6. Долевое участие хозяйств-пайщиков определяется по  имеющимся
документам, отчетным данным, уточняется выверкой долей каждого  из них
и оформляется актами сверки, подписанными согласительной комиссией.
Доля имущества, относительно которой комиссия не получила документаль-
ного подтверждения права на нее со стороны  пайщика, признается  госу-
дарственной. Доли хозяйств-пайщиков, определенные  с  учетом  прироста
имущества за счет прибыли (дохода) за время деятельности государствен-
но-кооперативных (кооперативно-государственных)  предприятий  агропро-
мышленного комплекса, подлежат закреплению в учредительных  документах
и учитываются на их балансах.
       Владельцы паев вправе передать пай  в  качестве  учредительного
взноса в  государственно-кооперативное  (кооперативно-государственное)
предприятие агропромышленного комплекса, продать или безвозмездно  пе-
редать его трудовому коллективу этого предприятия.
       Рекомендовать хозяйствам-пайщикам безвозмездно  передавать тру-
довым коллективам государственно-кооперативный  (кооперативно-государ-
ственных) предприятий агропромышленного комплекса не менее  40 процен-
тов стоимостной оценки их имущественного пая.
       7. Вклад трудового коллектива предприятия в его имущество скла-
дывается из:
       личных взносов (паев) его работников, стоимости имущества, при-
обретенного  государственно-кооперативным  (кооперативно-государствен-
ным) предприятием агропромышленного комплекса  за  счет  фонда  оплаты
труда его работников, если такое было предусмотрено учредительными до-
кументами;
       стоимости имущества, безвозмездно переданного коллективу  госу-
дарственно-кооперативного (кооперативно-государственного)  предприятия
агропромышленного комплекса по решению владельца пая.
       8. Доля государства в составе имущества государственно-коопера-
тивных  (кооперативно-государственных)  предприятий  агропромышленного
комплекса определяется исходя из наличия ее по балансу на момент объе-
динения средств межколхозных и государственных организаций  и предпри-
ятий, с учетом пропорционального  прироста  основных  производственных
фондов и оборотных средств за счет прибыли (дохода) за последующий пе-
риод работы  государственно-кооперативных  (кооперативно-государствен-
ных) предприятий агропромышленного комплекса  и  выделенных  бюджетных
ассигнований. Величина государственной доли в имуществе  государствен-
но-кооперативных (кооперативно-государственных)  предприятий  агропро-
мышленного комплекса подтверждается комиссией.
       9. Акты безвозмездной передачи имущества подтверждаются  комис-
сией. В случае их неправомерности они  подлежат  отмене. Доля  каждого
работника определяется  по решению общего собрания (конференции)  тру-
дового коллектива государственно-кооперативного (кооперативно-государ-
ственного) предприятия агропромышленного комплекса.

       III. ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-КООПЕРАТИВНЫХ
               (КООПЕРАТИВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ) ПРЕДПРИЯТИЙ,
                ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИХ В АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО И
               ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛИ ИМУЩЕСТВА
       10. Согласительная комиссия подготавливает предложения  о реор-
ганизации государственно-кооперативного  (кооперативно-государственно-
го) предприятия агропромышленного комплекса, проекты учредительных  до-
кументов и организует проведение собрания учредителей.
       11. Учредители на собрании принимают решение о  создании  пред-
приятия, его организационно-правовой форме, уставном  фонде  предприя-
тия, утверждают устав, избирают совет (правление), его председателя.
       12. Преобразование предприятия в акционерное общество  и прива-
тизация государственной доли государственно-кооперативных (кооператив-
но государственных) предприятий агропромышленного комплекса  осуществ-
ляются на условиях, установленных Государственной программой  привати-
зации и Положением о приватизации предприятий по первичной переработке
сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и  предприятий  по
производственно-техническому обслуживанию  и  материально-техническому
обеспечению агропромышленного  комплекса,  утвержденным  постановление
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708.