РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН ОБ ОБОРОНЕ Настоящий Закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, структуру и организацию Вооруженных Сил Российской Федерации, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации по вопросам обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны. Раздел I. Общие положения Статья 1. Основы обороны В настоящем Законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации. Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и военной доктриной Российской Федерации. Для обороны с применением средств вооруженной борьбы создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации. К обороне с применением средств вооруженной борьбы могут привлекаться пограничные войска, внутренние войска, войска Министерства безопасности Российской Федерации, войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления, железнодорожные войска Российской Федерации, войска Гражданской обороны (далее - другие войска), которые выполняют задачи в области обороны, установленные законодательством Российской Федерации. Перечень войск, указанных в настоящей статье, является исчерпывающим. Существование и создание в Российской Федерации иных воинских формирований преследуются по закону. Статья 2. Организация обороны Организация обороны включает: правовое регулирование в области обороны; прогнозирование и оценку военной угрозы; разработку военной политики и военной доктрины Российской Федерации; строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, а также планирование их применения; разработку, производство и совершенствование оружия и военной техники; мобилизационную подготовку органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, экономики, территории, коммуникаций и населения страны; создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационных резервах; планирование и осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны; обеспечение сохранения государственной и военной тайны; развитие военной науки; координацию деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в области обороны; гражданский контроль за расходами на оборону и деятельностью Министерства обороны Российской Федерации в объеме, не ограниченном законом; международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны; другие мероприятия в области обороны. Статья 3. Законодательство Российской Федерации по вопросам обороны Законодательство Российской Федерации по вопросам обороны основывается на Конституции Российской Федерации и включает настоящий Закон, а также другие законы Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с безопасностью Российской Федерации, воинской обязанностью и военной службой, государственной службой, заменяющей военную службу (альтернативной службой), статусом военнослужащего, пенсионным обеспечением лиц, уволенных с военной службы, оборонным бюджетом, гражданской обороной, мобилизацией, поенным положением, закупками вооружений, статусом оборонного предприятия, государственной тайной, землепользованием, другие законодательные акты Российской Федерации. Нормативные акты по вопросам обороны, действовавшие в СССР, сохраняют свою силу в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации по вопросам обороны, до полной их отмены уполномоченными на то органами. Раздел II. Полномочия органов государственной власти и управления в области обороны Статья 4. Полномочия Верховного Совета Российской Федерации в области обороны Верховный Совет Российской Федерации: определяет военную политику и принимает основные положения военной доктрины Российской Федерации; осуществляет законодательное регулирование в области обороны и социально-правовой защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей; утверждает текст Военной присяги, общевоинские уставы, знамена и флаги Вооруженных Сил Российской Федерации; рассматривает и постатейно утверждает оборонный бюджет; утверждает по представлению Президента Российской Федерации состав, структуру и численность Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, устанавливает количество должностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, замещаемых генералами и адмиралами; устанавливает воинские звания; утверждает положения о порядке прохождения военной службы и исполнения государственной службы, заменяющей военную службу (альтернативной службы); осуществляет контроль за исполнением законодательства Российской Федерации по вопросам обороны; дает согласие на назначение министра обороны Российской Федерации и его заместителей, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и его заместителей, командующих видами, территориальными и функциональными командованиями Вооруженных Сил Российской Федерации; отрешает от должности министра обороны Российской Федерации по основаниям и в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации; ратифицирует и денонсирует международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве, по вопросам коллективной безопасности и разоружения; принимает решения об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с ее международными обязательствами; принимает решения об общей или частичной мобилизации, о вводе и отмене военного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, об объявлении состояния войны, о создании и упразднении органов государственной власти и управления военного времени, прекращении войны и заключении мира; определяет полномочия Президента Российской Федерации по проведению ядерных и других специальных испытаний, применению ядерного оружия. Комитет Верховного Совета Российской Федерации, ведающий вопросами обороны: рассматривает проект оборонного бюджета и вносит по нему свои предложения в Верховный Совет Российской Федерации; обсуждает кандидатуры на должности в Вооруженных Силах Российской Федерации, замещаемые генералами и адмиралами, и дает по ним свои заключения Президенту Российской Федерации. Статья 5. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны Президент Российской Федерации: является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации; представляет Верховному Совету Российской Федерации проект основных положений военной доктрины Российской Федерации; утверждает концепцию и планы строительства, планы применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования территории страны в интересах обороны; утверждает государственные программы и планы развития оружия и военной техники в пределах выделяемых средств; санкционирует проведение ядерных и других специальных испытаний в соответствии с программами испытаний, утвержденными Верховным Советом Российской Федерации; назначает с согласия Верховного Совета Российской Федерации министра обороны Российской Федерации и его заместителей, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и его заместителей, командующих видами, территориальными и функциональными командованиями Вооруженных Сил Российской Федерации и самостоятельно начальников управлений Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих объединениями, командиров соединений, а также освобождает их от должности или принимает их отставку в таком же порядке; присваивает в порядке, установленном законом, воинские звания генералов и адмиралов; утверждает Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации; утверждает план гражданской обороны Российской Федерации и Положение о территориальной обороне; утверждает по представлению министра обороны Российской Федерации планы дислокации Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, размещения военных объектов, объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов на территории Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве, по вопросам коллективной безопасности и разоружения; объявляет состояние войны, общую или частичную мобилизацию, военное положение на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае внезапного вооруженного нападения на Российскую Федерацию с последующим незамедлительным внесением этих вопросов на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации; отдает приказ Вооруженным Силам Российской Федерации на ведение военных действий, на применение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения в пределах полномочий, определенных Верховным Советом Российской Федерации; вводит в действие нормативные акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы государственного управления военного времени в соответствии с законом Российской Федерации о военном положении; издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу (с указанием численности призывников). Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны Правительство Российской Федерации: несет ответственность за состояние Вооруженных Сил Российской Федерации; руководит деятельностью подведомственных ему органов государственного управления по вопросам обороны; вносит в Верховный Совет Российской Федерации предложения по проекту оборонного бюджета; организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск оружием и военной техникой, их обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами в соответствии с заказами Министерства обороны Российской Федерации; обеспечивает выполнение государственных программ и планов развития вооружения, а также подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает создание инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск; определяет порядок воинского учета и готовит предложения Президенту Российской Федерации о контингентах граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, военные сборы и по мобилизации; организует разработку и выполнение мобилизационных планов и заданий, планов накопления мобилизационных и государственных резервов; принимает решения о создании, перепрофилировании и упразднении государственных оборонных предприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций; военных академий, институтов и училищ, военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также определяет порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям и офицерских кадров; организует в пределах предоставленных полномочий выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах Российской Федерации по вопросам обороны; организует работу подведомственных органов по социальному обеспечению военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей; устанавливает льготы для гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, а также для рабочих и служащих оборонных предприятий, учреждений и организаций в зависимости от условий их труда; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны, а также контроль за выполнением утвержденных планов; определяет порядок деятельности и материально-технического обеспечения военных комиссариатов; устанавливает порядок передачи, сдачи в аренду, продажи и ликвидации оружия и военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества; организует контроль за экспортом оружия и военной техники, стратегических материалов, передовых технологий и продукции двойного назначения; ведет международные переговоры по военным вопросам, определяет меры по укреплению доверия между государствами и взаимному понижению уровня военной опасности, созданию коллективной безопасности. Статья 7. Полномочия органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления в области обороны Органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономных кругов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей территории: обеспечивают выполнение законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации в области обороны и социально-правовой защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей; проводят мероприятия по подготовке территории и коммуникаций в целях обороны; организуют воинский учет и подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и по мобилизации; обеспечивают потребности воинских формирований и учреждений Министерства обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательными и иными нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации; реализуют выполнение мобилизационных планов и заданий; участвуют в планировании и обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне; вносят в высшие органы государственной власти и управления предложения по улучшению организации обороны. Раздел III. Обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации в области обороны Статья 8. Обязанности предприятий, учреждений и организаций в области обороны Предприятия, учреждения и организации независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации: выполняют договорные обязательства, в в военное время - и государственные заказы по созданию, производству, поставкам и ремонту оружия и военной техники, другого военного имущества и ресурсов, по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск; принимают участие в мероприятиях гражданской обороны; осуществляют мероприятия, предусмотренные мобилизационными планами и заданиями, планами накопления мобилизационных и государственных резервов на договорной основе, если иное не установлено законом; создают своим работникам необходимые условия для выполнения ими воинской обязанности; связанные с этим расходы компенсируются предприятиям, учреждениям и организациям Министерством обороны Российской Федерации. Статья 9. Обязанности и права граждан Российской Федерации в области обороны Граждане Российской Федерации в соответствии с законом: выполняют воинскую обязанность или добровольно поступают на военную службу на контрактной основе; принимают участие в мероприятиях гражданской и территориальной обороны; могут создавать предприятия и общественные организации, содействующие укреплению обороны; предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию действующих органов власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующим возмещением ущерба государством. Должностные лица в соответствии с занимаемой должностью обязаны знать и выполнять свои функции по вопросам обороны, если таковые предусмотрены законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации. Раздел IV. Вооруженные Силы Российской Федерации Статья 10. Вооруженные Силы Российской Федерации и их предназначение Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Привлечение частей, подразделений и других формирований Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач, не связанных с их предназначением, допускается только на основании закона или по постановлению Верховного Совета Российской Федерации. Статья 11. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из органов управления, объединений, соединений, воинских частей, учреждений, военных академий, институтов и училищ. Часть Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в состав объединенных вооруженных сил или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В состав Вооруженных Сил Российской Федерации не могут входить части, подразделения и другие формирования, деятельность которых не связана с предназначением Вооруженных Сил Российской Федерации и обеспечением их жизнедеятельности. Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими осуществляется в добровольном порядке - по контракту, а также на основе призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу. Фактическая численность военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации мирного времени (без специального на то решения Верховного Совета Российской Федерации) не может превышать одного процента численности населения Российской Федерации. В Вооруженных Силах Российской Федерации не могут проходить военную службу граждане, достигшие 60-летнего возраста. Вооруженные Силы Российской Федерации комплектуются также гражданский персоналом. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации создаются необходимые резервы. Статья 13. Гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации Штатная численность гражданского персонала в Вооруженных Силах Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, а перечень замещаемых гражданским персоналом должностей - министром обороны Российской Федерации. Трудовые отношения гражданского персонала с военным командованием в зависимости от занимаемой должности регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и государственной службе. Законодательные акты Российской Федерации по вопросам труда, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальной и правовой защиты граждан действуют в отношении гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации независимо от объявления об их введении приказами военного командования. Гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации имеет право на создание профессиональных союзов. Статья 14. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации Общее руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляют Верховный Совет Российской Федерации, Президент Российской Федерации - Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в пределах их полномочий, определенных Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом. Непосредственное руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил Российской Федерации является Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации. Должности министра обороны Российской Федерации, его заместителей и других должностных лиц в Вооруженных Силах Российской Федерации могут замещаться гражданскими лицами. Функции Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации определяются настоящим Законом, Положением о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации. Для их осуществления в Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации создаются соответствующие управления и службы. Управление видами Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется через соответствующие штабы. Для управления группировками Вооруженных Сил Российской Федерации могут создаваться функциональные и территориальные командования. Для руководства и управления войсками и силами флота, обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации используется государственный язык Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации в военное время определяются соответствующим законом. Статья 15. Функции Министерства обороны Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации: реализует политику в области строительства Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с решениями высших органов государственной власти Российской Федерации; участвует в разработке предложений Верховному Совету Российской Федерации, Президенту Российской Федерации по военной политике и военной доктрине Российской Федерации; разрабатывает предложения по проекту оборонного бюджета и представляет их Правительству Российской Федерации; разрабатывает проекты долгосрочных государственных программ и годовых планов работ в интересах обеспечения обороны; координирует, финансирует и в пределах своей компетенции контролирует работы, выполняемые в интересах обороны; заказывает и финансирует на договорной основе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обороны, производство и закупку оружия и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов, а также подрядные работы и услуги для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации в пределах выделенных на эти цели средств; финансирует и обеспечивает учебно-материальной базой на договорной основе общественные организации, осуществляющие подготовку граждан по военно-учетным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации; организует работу по сохранению государственной и военной тайны в Вооруженных Силах Российской Федерации; осуществляет по согласованию с комитетом Верховного Совета Российской Федерации, выдающим вопросами обороны, кадровую политику в Вооруженных Силах Российской Федерации; осуществляет финансовое, техническое и тыловое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации; организует в соответствии с законодательством Российской Федерации прохождение военной службы и обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей; сотрудничает с военными ведомствами других государств; вносит предложения в Правительство Российской Федерации по использованию возможностей Вооруженных Сил Российской Федерации в интересах социально-экономического развития Российской Федерации; организует военно-научные исследования; разрабатывает и представляет на утверждение Верховному Совету Российской Федерации проекты общевоинских уставов; осуществляет другие полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации. Статья 16. Функции Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации: разрабатывает планы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и мобилизационные планы, а также план оперативного оборудования территории Российской Федерации в интересах обороны; разрабатывает предложения по военной доктрине Российской Федерации, структуре, составу, дислокации и задачам Вооруженных Сил Российской Федерации, их оснащению оружием и военной техникой, по подготовке военных кадров и оборонному бюджету; осуществляет оперативное управление войсками и силами флота Вооруженных Сил Российской Федерации; осуществляет разведывательную деятельность в интересах обороны и безопасности; организует мобилизационную подготовку и развертывание Вооруженных Сил Российской Федерации; поддерживает необходимую боевую готовность Вооруженных Сил Российской Федерации; организует оперативную подготовку штабов и войск; осуществляет военно-научные исследования оперативно-стратегического характера; Статья 17. Дислокация войск и сил флота Дислокация войск и сил флота осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими возможностями регионов Российской Федерации. План дислокации войск и сил флота разрабатывается Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации при согласовании с Правительством Российской Федерации, органами государственного управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и утверждается Президентом Российской Федерации по представлению министра Российской Федерации. Передислокация войск и сил флота в пределах территорий, выделенных в пользование Министерству обороны Российской Федерации, осуществляется министром обороны Российской Федерации со согласованию с соответствующими органами государственной власти и управления, а в составе от соединения и выше - с разрешения Президента Российской Федерации. Дислоцирование войск и сил флота за пределами Российской Федерации допускается только с санкции Верховного Совета Российской Федерации. Статья 18. Ограничение деятельности общественных и иных организаций и объединений в Вооруженных Силах Российской Федерации Деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели, а также образование их структур в Вооруженных Силах Российской Федерации не допускаются. Запрещается использовать штатные должности и финансовые средства Вооруженных Сил Российской Федерации для создания структур и осуществления деятельности любых общественных и иных организаций и объединений, кроме установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается ведение любой политической агитации, в том числе предвыборной, на территории воинских частей, соединений и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации. Статья 19. Обеспечение законности в Вооруженных Силах Российской Федерации Надзор за законностью и расследование дел о преступлениях в Вооруженных Силах Российской Федерации возлагаются на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров. Правовую защиту военнослужащих, рассмотрение гражданских и уголовных дел в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляют суды. Раздел V. Состояние войны. Военное положение. Мобилизация. Территориальная оборона. Гражданская оборона Статья 20. Состояние войны Состояние войны объявляется в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с объявлением о прекращении военных действий и их фактическим прекращением. Статья 21. Военное положение Военное положение вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с объявлением состояния войны, а также при наличии непосредственной угрозы вооруженного нападения другого государства или группы государств на Российскую Федерацию. Режим военного положения определяется законом Российской Федерации о военном положении. Статья 22. Мобилизация С объявлением общей или частичной мобилизации осуществляются мероприятия по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации или их части на организацию и состав военного времени, а также по переводу предприятий, учреждений и организаций или их части с мирного на военное положение. Порядок подготовки и проведения мобилизационных мероприятий определяется законом Российской Федерации о мобилизации. Статья 23. Гражданская оборона Гражданская оборона организуется в целях защиты гражданского населения и народнохозяйственных объектов от опасностей, возникающих при военных действиях. Задачи и организация гражданской обороны определяются законом Российской Федерации о гражданской обороне. Статья 24. Территориальная оборона Территориальная оборона организуется и осуществляется в целях защиты объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также установления и поддержания режима военного положения. Общие задачи и организация территориальной обороны определяются Президентом Российской Федерации. Раздел VI. Заключительные положения Статья 25. Финансирование обороны Финансирование обороны осуществляется из федерального бюджета Российской Федерации путем выделения средств Министерству обороны Российской Федерации в соответствии с законом Российской Федерации об оборонном бюджете. Финансирование оборонных расходов без согласования с Министерством обороны Российской Федерации не допускается. Статья 26. Международные аспекты обороны Российская Федерация при организации и осуществлении обороны соблюдает нормы международного права, международные договоры и соглашения, участником которых она является. Военную помощь другим государствам Российская Федерация оказывает на основании международных договоров, участником которых она является. Указанная помощь и другие виды военно-технического сотрудничества осуществляются под контролем Верховного Совета Российской Федерации. Международные договоры по оборонным вопросам с участием Российской Федерации подлежат ратификации Верховным Советом Российской Федерации. Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации по вопросам обороны Должностные лица органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности и граждане, виновные в невыполнении возложенных на них обязанностей по обороне или препятствующие выполнению задач обороны, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН Москва, Дом Советов России 24 сентября 1992 г. N 3531-1 |