О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1992 ГОД. Постановление. Верховный Совет РСФСР. 09.10.92 3608-I

       О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
             ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
                  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1992 ГОД

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                          ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РФ

                          9 ОКТЯБРЯ 1992 Г.

                               N 3608-I

                             (РГ 92-234)
     

     Заслушав и  обсудив доклад заместителя Председателя Правительства
Российской Федерации,    председателя    Государственного     комитета
Российской Федерации по управлению государственным имуществом А.Б. Чу-
байса "О ходе реализации Государственной программы приватизации  госу-
дарственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992
год", Верховный Совет Российской Федерации отмечает, что:
     - процесс приватизации свелся в основном к разработке нормативных
актов и переоформлению государственной собственности без должного пра-
вового, финансово-экономического  анализа и контроля за использованием
приватизируемой собственности;
     - приватизация пока не оказала решающего воздействия на демонопо-
лизацию экономики,  создание условий для конкуренции, перевооружение и
воспроизводство основных фондов, повышение заинтересованности работни-
ков в результатах своего труда;
     - некоторые   из   подзаконных   актов,  изданных  Правительством
Российской Федерации во исполнение Государственной программы  привати-
зации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации
на 1992 год,  содержат положения, противоречащие Федеративному догово-
ру, законам РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности",
"О собственности в РСФСР", "Об именных приватизационных счетах и вкла-
дах в  РСФСР",  Закону  Российской  Федерации  "О  приватизации  госу-
дарственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".  Пре-
дусмотренные законодательством именные приватизационные счета и вклады
заменены приватизационными чеками на предъявителя;
     - в  Верховный  Совета Российской Федерации не представлен на ут-
верждение экономически обоснованный расчет номинальной стоимости  при-
ватизационного чека,  определенной Правительством Российской Федерации
в размере 10 тысяч рублей;
     - нарушены  права  субъектов Российской Федерации на распоряжение
принадлежащей им собственностью,  а также права предприятий на свобод-
ный выбор формы хозяйственной деятельности;
     - Государственный  комитет  Российской  Федерации  по  управлению
государственным имуществом  при  подготовке проектов указов Президента
Российской Федерации и других нормативных  актов  по  приватизации  не
проводит в  должном объеме консультации с соответствующими постоянными
комиссиями палат и комитетами Верховного Совета Российской Федерации;
     - задерживаются  разработка  и опубликование нормативных докумен-
тов, необходимых для создания инвестиционных фондов,  регламентирующих
использование акционерными  обществами и товариществами приватизацион-
ных чеков граждан, других нормативных документов, необходимых для соз-
дания организованного рынка ценных бумаг;
     - в нарушение Закона Российской Федерации "О  приватизации  госу-
дарственных и  муниципальных  предприятий  в  Российской  Федерации" и
Государственной программы приватизации государственных и муниципальных
предприятий  в  Российской  Федерации  на  1992 год министерства и ве-
домства Российской Федерации утверждают списки предприятий, акциониро-
вание и приватизация которых запрещены,  что ущемляет законные права и
интересы работников предприятий;
     - комитеты  по управлению имуществом национально-государственных,
национально- и административно-территориальных  образований  допускают
предоставление необоснованных льгот коллективам отдельных предприятий,
что нарушает законные права и интересы других  граждан  и  приводит  к
сокращению поступлений  от приватизации в бюджетную систему Российской
Федерации;
     - недостаточное  внимание уделяется доведению до граждан информа-
ции о способах использования приватизационных чеков при покупке  акций
государственных предприятий.
     Учитывая необходимость реализации широкомасштабной программы при-
ватизации государственных и муниципальных предприятий с использованием
приватизационных чеков,  предложенной Президентом Российской Федерации
и Правительством Российской Федерации, Верховный Совет постановляет:
     1. Предложить Президенту  Российской  Федерации  поручить  Прави-
тельству Российской  Федерации совместно с Комитетом Верховного Совета
Российской Федерации по вопросам экономической реформы и собственности
разработать и внести в установленном порядке на рассмотрение Верховно-
го Совета Российской Федерации одновременно с проектом Государственной
программы приватизации  государственных  и муниципальных предприятий в
Российской Федерации на 1993 год  предложения  по  развитию  и  совер-
шенствованию правовой  базы процесса приватизации,  в том числе проект
закона Российской Федерации о приватизационных чеках, имея в виду, что:
     - приватизационный  чек  является  государственной ценной бумагой
целевого назначения и может быть использован при приватизации объектов
государственной и  муниципальной собственности,  жилищного фонда,  зе-
мельных участков,  при оплате договоров добровольного  медицинского  и
дополнительного пенсионного страхования,  а также при приобретении ак-
ций инвестиционных фондов;
     - каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить один
приватизационный чек каждого выпуска,  при этом  все  приватизационные
чеки одного выпуска имеют равную номинальную стоимость;
     - выпуски приватизационных чеков производятся на основании указов
Президента Российской Федерации;
     - приватизационные чеки действительны в течение трех лет с момен-
та их выпуска;
     - приватизационные чеки имеют номинальную стоимость в рублях;
     - приватизационные чеки продаются и покупаются гражданами свобод-
но;
     - государство  поддерживает  рыночный курс приватизационных чеков
не ниже их номинальной стоимости.
     2. Предложить  Президенту  Российской Федерации при издании соот-
ветствующих нормативных  актов  исключить  возможность   использования
государственных средств для создания инвестиционных фондов.
     Поддержать предложение Президента Российской Федерации об  увели-
чении доли имущества государственных и муниципальных предприятий, под-
лежащей приватизации за приватизационные чеки.
     3. Правительству Российской Федерации:
     - представить в установленном порядке к 1 ноября 1992 года на ут-
верждение Верховному  Совету  Российской Федерации уточненные с учетом
реализации пункта 2 настоящего Постановления размер суммы,  подлежащей
выплате в  виде приватизационных чеков и размер выплаты одному гражда-
нину;
     - представить  в  Верховный  Совет  Российской  Федерации прогноз
обеспеченности приватизационных чеков приватизируемой собственностью в
1993 году с отдельными данными по республикам в составе Российской Фе-
дерации, автономной области, автономным округам, краям и областям, го-
родам Москве и Санкт-Петербургу;
     - принять меры по предотвращению влияния  приватизационных  чеков
на рост инфляции;
     - в двухнедельный срок представить в установленном порядке в Вер-
ховный Совет  Российской Федерации план организационных мероприятий по
обеспечению функционирования рынка приватизационных чеков;
     - ускорить  процесс разграничения государственной собственности в
соответствии с постановлением Верховного Совета  Российской  Федерации
от 27  декабря  1991  года  N  3020-1 "О разграничении государственной
собственности в Российской  Федерации  на  федеральную  собственность,
государственную собственность республик в составе Российской Федерации
краев, областей, автономной области, автономных округов городов Москвы
и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и распоряжением Пре-
зидента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп;
     - обеспечить реализацию системы мер по широкому разъяснению граж-
данам России возможностей эффективного использования приватизационных
чеков;
     - при подготовке  Государственной  программы  приватизации  госу-
дарственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1993
год учесть практический опыт приватизации,  предложения, замечания на-
родных депутатов Российской Федерации, высказанные в ходе подготовки и
обсуждения данного вопроса на сессии Верховного Совета Российской  Фе-
дерации;
     - принять меры,  направленные против снижения курсовой  стоимости
приватизационных чеков:  введение специальных аукционов по продаже ак-
ций за приватизационные чеки,  организация продажи льготных акций  ра-
ботникам предприятий за приватизационные чеки и другие;
     - ужесточить контроль за составлением  списков  граждан,  имеющих
право на получение приватизационных чеков, с целью исключения злоупот-
реблений при получении приватизационных чеков;
     - осуществлять  наделение  республик в составе Российской Федера-
ции, автономной области, автономных округов, краев и областей, городов
Москвы и  Санкт-Петербурга  приватизационными  чеками после заключения
комиссии по введению приватизационных чеков в Российской  Федерации  о
готовности к выдаче приватизационных чеков гражданам;
     - рассмотреть возможность увеличения сроков использования  прива-
тизационных чеков, выпущенных в 1992 году, в том числе с использовани-
ем механизма приватизационных вкладов;
     - представить  в  установленном  порядке  предложения  по  совер-
шенствованию налогообложения инвестиционных фондов,  использующих при-
ватизационные чеки,  а также по изменению налогового законодательства,
регулирующего операции с ценными бумагами.
     4. Установить,  что  Государственный комитет Российской Федерации
по управлению государственным имуществом и Российский фонд федерально-
го имущества  не могут вносит в качестве вклада и уставный капитал уч-
реждаемых ими холдинговых компаний более 20  процентов  акций  другого
акционерного общества,  созданного в порядке акционирования и привати-
зации государственных предприятий (объединений).
     5. Разъяснить,  что  в  соответствии  со  статьями  1  и 9 Закона
Российской Федерации "О приватизации государственных  и  муниципальных
предприятий в Российской Федерации" не могут быть признаны покупателя-
ми приватизируемых и муниципальных предприятий, в том числе и по дого-
ворам аренды с правом выкупа юридические лица, осуществляющие свою де-
ятельность в организационно-правовых формах, не предусмотренных стать-
ями 8-12  и 15 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской дея-
тельности", а также юридические лица, в уставном капитале которых доля
государства местных Советов народных депутатов, общественных организа-
ций (объединений), благотворительных и иных общественных фондов превы-
шает 25 процентов.
     6. Комитетам Верховного Совета Российской Федерации  по  вопросам
экономической реформы и собственности, по промышленности и энергетике,
по строительству,  архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству,  ко-
миссиям Совета  Республики  Верховного  Совета Российской Федерации по
бюджету, планам,  налогам и ценам, по социальной политике по транспор-
ту, связи,  информатике и космосу сформировать комиссию по контролю за
ходом выполнения Государственной программы приватизации  государствен-
ных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год.
     7. Правительству  Российской   Федерации,   органам   Прокуратуры
Российской Федерации, Верховным Советам республик в составе Российской
Федерации, Советам народных депутатов автономной  области,  автономных
округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга обеспечить
условия для осуществления народными депутатами всех  уровней  контроля
за ходом приватизации и реализации мер по предотвращению злоупотребле-
ний, которые могут возникнуть в процессе приватизации.

     Председатель Верховного Совета Российской Федерации
                                                      Р.И. ХАСБУЛАТОВ.

     Москва, Дом Советов России
     9 октября 1992 года
     N 3608-1