О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1992 ГОД ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РФ 9 ОКТЯБРЯ 1992 Г. N 3608-I (РГ 92-234) Заслушав и обсудив доклад заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, председателя Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом А.Б. Чу- байса "О ходе реализации Государственной программы приватизации госу- дарственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", Верховный Совет Российской Федерации отмечает, что: - процесс приватизации свелся в основном к разработке нормативных актов и переоформлению государственной собственности без должного пра- вового, финансово-экономического анализа и контроля за использованием приватизируемой собственности; - приватизация пока не оказала решающего воздействия на демонопо- лизацию экономики, создание условий для конкуренции, перевооружение и воспроизводство основных фондов, повышение заинтересованности работни- ков в результатах своего труда; - некоторые из подзаконных актов, изданных Правительством Российской Федерации во исполнение Государственной программы привати- зации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, содержат положения, противоречащие Федеративному догово- ру, законам РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О собственности в РСФСР", "Об именных приватизационных счетах и вкла- дах в РСФСР", Закону Российской Федерации "О приватизации госу- дарственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". Пре- дусмотренные законодательством именные приватизационные счета и вклады заменены приватизационными чеками на предъявителя; - в Верховный Совета Российской Федерации не представлен на ут- верждение экономически обоснованный расчет номинальной стоимости при- ватизационного чека, определенной Правительством Российской Федерации в размере 10 тысяч рублей; - нарушены права субъектов Российской Федерации на распоряжение принадлежащей им собственностью, а также права предприятий на свобод- ный выбор формы хозяйственной деятельности; - Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом при подготовке проектов указов Президента Российской Федерации и других нормативных актов по приватизации не проводит в должном объеме консультации с соответствующими постоянными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета Российской Федерации; - задерживаются разработка и опубликование нормативных докумен- тов, необходимых для создания инвестиционных фондов, регламентирующих использование акционерными обществами и товариществами приватизацион- ных чеков граждан, других нормативных документов, необходимых для соз- дания организованного рынка ценных бумаг; - в нарушение Закона Российской Федерации "О приватизации госу- дарственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год министерства и ве- домства Российской Федерации утверждают списки предприятий, акциониро- вание и приватизация которых запрещены, что ущемляет законные права и интересы работников предприятий; - комитеты по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований допускают предоставление необоснованных льгот коллективам отдельных предприятий, что нарушает законные права и интересы других граждан и приводит к сокращению поступлений от приватизации в бюджетную систему Российской Федерации; - недостаточное внимание уделяется доведению до граждан информа- ции о способах использования приватизационных чеков при покупке акций государственных предприятий. Учитывая необходимость реализации широкомасштабной программы при- ватизации государственных и муниципальных предприятий с использованием приватизационных чеков, предложенной Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, Верховный Совет постановляет: 1. Предложить Президенту Российской Федерации поручить Прави- тельству Российской Федерации совместно с Комитетом Верховного Совета Российской Федерации по вопросам экономической реформы и собственности разработать и внести в установленном порядке на рассмотрение Верховно- го Совета Российской Федерации одновременно с проектом Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1993 год предложения по развитию и совер- шенствованию правовой базы процесса приватизации, в том числе проект закона Российской Федерации о приватизационных чеках, имея в виду, что: - приватизационный чек является государственной ценной бумагой целевого назначения и может быть использован при приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, жилищного фонда, зе- мельных участков, при оплате договоров добровольного медицинского и дополнительного пенсионного страхования, а также при приобретении ак- ций инвестиционных фондов; - каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить один приватизационный чек каждого выпуска, при этом все приватизационные чеки одного выпуска имеют равную номинальную стоимость; - выпуски приватизационных чеков производятся на основании указов Президента Российской Федерации; - приватизационные чеки действительны в течение трех лет с момен- та их выпуска; - приватизационные чеки имеют номинальную стоимость в рублях; - приватизационные чеки продаются и покупаются гражданами свобод- но; - государство поддерживает рыночный курс приватизационных чеков не ниже их номинальной стоимости. 2. Предложить Президенту Российской Федерации при издании соот- ветствующих нормативных актов исключить возможность использования государственных средств для создания инвестиционных фондов. Поддержать предложение Президента Российской Федерации об увели- чении доли имущества государственных и муниципальных предприятий, под- лежащей приватизации за приватизационные чеки. 3. Правительству Российской Федерации: - представить в установленном порядке к 1 ноября 1992 года на ут- верждение Верховному Совету Российской Федерации уточненные с учетом реализации пункта 2 настоящего Постановления размер суммы, подлежащей выплате в виде приватизационных чеков и размер выплаты одному гражда- нину; - представить в Верховный Совет Российской Федерации прогноз обеспеченности приватизационных чеков приватизируемой собственностью в 1993 году с отдельными данными по республикам в составе Российской Фе- дерации, автономной области, автономным округам, краям и областям, го- родам Москве и Санкт-Петербургу; - принять меры по предотвращению влияния приватизационных чеков на рост инфляции; - в двухнедельный срок представить в установленном порядке в Вер- ховный Совет Российской Федерации план организационных мероприятий по обеспечению функционирования рынка приватизационных чеков; - ускорить процесс разграничения государственной собственности в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и распоряжением Пре- зидента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп; - обеспечить реализацию системы мер по широкому разъяснению граж- данам России возможностей эффективного использования приватизационных чеков; - при подготовке Государственной программы приватизации госу- дарственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1993 год учесть практический опыт приватизации, предложения, замечания на- родных депутатов Российской Федерации, высказанные в ходе подготовки и обсуждения данного вопроса на сессии Верховного Совета Российской Фе- дерации; - принять меры, направленные против снижения курсовой стоимости приватизационных чеков: введение специальных аукционов по продаже ак- ций за приватизационные чеки, организация продажи льготных акций ра- ботникам предприятий за приватизационные чеки и другие; - ужесточить контроль за составлением списков граждан, имеющих право на получение приватизационных чеков, с целью исключения злоупот- реблений при получении приватизационных чеков; - осуществлять наделение республик в составе Российской Федера- ции, автономной области, автономных округов, краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга приватизационными чеками после заключения комиссии по введению приватизационных чеков в Российской Федерации о готовности к выдаче приватизационных чеков гражданам; - рассмотреть возможность увеличения сроков использования прива- тизационных чеков, выпущенных в 1992 году, в том числе с использовани- ем механизма приватизационных вкладов; - представить в установленном порядке предложения по совер- шенствованию налогообложения инвестиционных фондов, использующих при- ватизационные чеки, а также по изменению налогового законодательства, регулирующего операции с ценными бумагами. 4. Установить, что Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Российский фонд федерально- го имущества не могут вносит в качестве вклада и уставный капитал уч- реждаемых ими холдинговых компаний более 20 процентов акций другого акционерного общества, созданного в порядке акционирования и привати- зации государственных предприятий (объединений). 5. Разъяснить, что в соответствии со статьями 1 и 9 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" не могут быть признаны покупателя- ми приватизируемых и муниципальных предприятий, в том числе и по дого- ворам аренды с правом выкупа юридические лица, осуществляющие свою де- ятельность в организационно-правовых формах, не предусмотренных стать- ями 8-12 и 15 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской дея- тельности", а также юридические лица, в уставном капитале которых доля государства местных Советов народных депутатов, общественных организа- ций (объединений), благотворительных и иных общественных фондов превы- шает 25 процентов. 6. Комитетам Верховного Совета Российской Федерации по вопросам экономической реформы и собственности, по промышленности и энергетике, по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству, ко- миссиям Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам, по социальной политике по транспор- ту, связи, информатике и космосу сформировать комиссию по контролю за ходом выполнения Государственной программы приватизации государствен- ных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год. 7. Правительству Российской Федерации, органам Прокуратуры Российской Федерации, Верховным Советам республик в составе Российской Федерации, Советам народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга обеспечить условия для осуществления народными депутатами всех уровней контроля за ходом приватизации и реализации мер по предотвращению злоупотребле- ний, которые могут возникнуть в процессе приватизации. Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р.И. ХАСБУЛАТОВ. Москва, Дом Советов России 9 октября 1992 года N 3608-1 |