ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ,ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 5 ноября 1992 г. N 856 (РГ 92-250) Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 630 "О Временном импортном таможенном тарифе Российской Фе- дерации" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемый Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации. 2. Установить, что изменение Порядка определения таможенной стои- мости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, в дальней- шем производится Государственным таможенным комитетом Российской Феде- рации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством внешних экономических связей Российской Федерации. 3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 1993 г. Е. ГАЙДАР ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящий Порядок применяется для определения таможенной стои- мости товаров, ввозимых (импортируемых) в Российскую Федерацию юриди- ческими и физическими лицами. 2. Таможенная стоимость товаров используется при начислении тамо- женной пошлины, сборов и иных таможенных платежей, установлении стои- мости товаров для иных таможенных целей, включая взыскание штрафов и применение иных санкций за таможенные правонарушения законодательством Российской Федерации, ведения таможенной статистики. 3. Таможенная стоимость импортируемых в Российскую Федерацию то- варов определяется декларантом согласно правилам таможенной оценки, предусмотренным настоящим Порядком, применяемым в соответствии с общи- ми принципами системы таможенной оценки Генерального соглашения о та- рифах и торговле (ГАТТ). Решение о правильности применения выбранного декларантом метода принимается таможенными органами Российской Федерации (далее именуются - таможенные органы), производящими оформление груза. 4. Заявляемые декларантом таможенная стоимость и сведения, отно- сящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, коли- чественно определимой, объективной и документально подтвержденной ин- формации. При отсутствии такой информации таможенные органы вправе использовать имеющиеся у них сведения (ценовую информацию по аналогич- ным товарам, в том числе содержащуюся в каталогах торговых фирм и иных справочниках) с соответствующей корректировкой. 5. Представляемая декларантом информация, заявленная в качестве составляющей коммерческую тайну или конфиденциальной, может разгла- шаться, использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях, передаваться третьим лицам, включая иные государственные орга- ны, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. За разглашение коммерческой тайны работники таможенных органов несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 6. При возникновении необходимости в дополнительном по отношению к установленному таможенным законодательством Российской Федерации времени на определение таможенной стоимости декларант может обратиться к таможенному органу с просьбой предоставить ему товары в пользование под залог имущества или гарантию уполномоченного банка в соответствии с установленным порядком предоставления отсрочек по уплате импортной пошлины. 7. Все дополнительные расходы, возникшие у декларата в связи уточнением заявленной им таможенной стоимости или представлением в та- моженный орган дополнительной информации, относятся на счет декларанта. Увеличение срока таможенного оформления грузов, обусловленное оп- ределением таможенной стоимости, не может использоваться для получения импортером фактической отсрочки уплаты таможенной пошлины. За каждый день фактической отсрочки в результате действия или бездействия импор- тера взимается пени в размере 0,2 процента причитающихся платежей рассчитанных исходя из принятой таможенным органом окончательной вели- чины таможенной стоимости товаров. II. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ И ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ 8. Определение таможенной стоимости импортируемых товаров произ- водится путем последовательного применения следующих методов оценки: а) по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1); б) по цене сделки с идентичными товарами (метод 2); в) по цене сделки с однородными товарами (метод 3); г) вычитания стоимости (метод 4); д) сложения стоимости (метод 5); е) резервный метод (метод 6); 9. Основным методом определения таможенной стоимости является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1). В случае если основной метод не может быть использован, применя- ется один из перечисленных в пункте 8 методов. При этом каждый после- дующий метод таможенной оценки применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости (методы 4 и 5) могут приме- нятся в обратной последовательности по усмотрению декларанта. 10. Процедура декларирования таможенной стоимости товаров, ввози- мых на территорию Российской Федерации, и форма декларации определяют- ся Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. При необходимости подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимос- ти декларант обязан по требованию таможенного органа предоставить ему нужные для этого сведения. При возникновении у таможенного органа сом- нений в достоверности сведений, представленных декларантом для опреде- ления таможенной стоимости, декларант имеет право и обязанность дока- зывать такую достоверность. В случае непредставления доказательств, подтверждающих достоверность использованных декларантом данных, тамо- женный орган вправе принять решение о невозможности использования выб- ранного декларантом метода оценки. При этом по письменному запросу декларанта таможенный орган в не- дельный срок обязан представить письменное разъяснение причин, по которым определенная декларантом таможенная стоимость не может быть принята. 11. При несогласии декларата с решением таможенного органа оно может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган в десятидневный срок с момента получения декларантом этого решения. Решения Государственного таможенного комитета Российской Федера- ции по вопросам определения таможенной стоимости товаров, импортируе- мых в Российскую Федерацию, толкования правил таможенной оценки явля- ются обязательными для исполнения. III. МЕТОД ОЦЕНКИ ПО ЦЕНЕ СДЕЛКИ С ВВОЗИМЫМИ ТОВАРАМИ (МЕТОД 1) 12. В качестве базы для определения таможенной стоимости при ис- пользовании метода 1 принимается, при соблюдении условий, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, цена сделки непосредственно с ввозимыми товарами, подлежащими оценке. 13. Под ценой сделки понимается как цена, фактически уплаченная, так и цена, подлежащая уплате за ввозимые товары. 14. При использовании цены сделки для определения таможенной сто- имости в нее включается следующие расходы, если они не были ранее в нее включены: а) расходы на транспортировку ввозимых товаров до места их тамо- женного оформления, в том числе: расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и складированию товаров; расходы на страхование; расходы по выплате комиссионных и иных посреднических вознаграж- дений; стоимость контейнеров в случаях, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами; б) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке; в) соответствующая часть стоимости следующих товаров (работ и ус- луг), которые прямо или косвенно были предоставлены импортером бесплат- но или по сниженной цене в целях использования для производства или продажи (отчуждения) на экспорт оцениваемых товаров: сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью оцениваемых товаров; инструменты, штампы, формы и другое подобное оборудование, ис- пользованное при производстве оцениваемых товаров; вспомогательные материалы, израсходованные при производстве оце- ниваемых товаров (смазочные материалы, топливо и т.д.); инженерная и опытно-конструкторская проработка, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне территории Российской Федерации, непосредс- твенно необходимые для производства оцениваемых товаров; г) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллек- туальной собственности, которые импортер прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия продажи (отчуждения) оцениваемых това- ров; д) часть дохода импортера от любой последующей продажи (отчужде- ния) или использования оцениваемых товаров, которые подлежат возврату экспортеру. 15. Цена сделки с ввозимыми товарами не может быть использована для определения таможенной стоимости, если: а) существуют ограничения в отношении прав импортера на оценивае- мый товар, за исключением: ограничений, установленных законодательством Российской Федерации; ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы (отчуждены) повторно; ограничений, существенно не влияющих на цену товаров; б) цена сделки зависит от соблюдения каких-либо условий, влияние которых не может быть учтено; в) данные, использованные декларантом при определении таможенной стоимости, не подтверждены документально; г) импортер и экспортер являются взаимозависимыми лицами, за иск- лючением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сдел- ки, что должно быть доказано декларантом. Для целей настоящего Порядка юридические и физические лица счита- ются взаимозависимыми, если: один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки; участники сделки являются совладельцами; участники сделки связаны отношениями найма; один из участников сделки владеет паем или пакетом акций с правом голоса, составляющим не менее 5 процентов в уставном капитале другого участника; оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвен- ным контролем третьего юридического или физического лица; участники сделки совместно контролируют, непосредственно или кос- венно, третье лицо; участники сделки или их должностные лица являются близкими родс- твенниками. IV. МЕТОД ОЦЕНКИ ПО ЦЕНЕ СДЕЛКИ С ИДЕНТИЧНЫМИ ТОВАРАМИ (МЕТОД 2) 16. В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода 2 принимается цена сделки с идентичными товарами при соблюдении условий, указанных ниже. 17. Под "идентичными" понимаются товары, одинаковые во всех отно- шениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим параметрам: назначение и характеристики; качество, наличие товарного знака и репутация на рынке; страна происхождения; производитель. Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основа- нием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных, если в осталь- ном такие товары соответствуют требованиям настоящего пункта. 18. Товары, произведенные различными лицами, могут считаться идентичными только в том случае, если у декларанта и таможенных орга- нов не имеется сведений об идентичных товарах, произведенных лицом, которое изготовило оцениваемые товары. 19. Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве ба- зы для определения таможенной стоимости, если эти товары: а) проданы (отчуждены) для ввоза на территорию Российской Федера- ции; б) ввезены одновременно или не ранее чем за 90 дней до ввоза оце- ниваемых товаров; в) ввезены на тех же коммерческих условиях и в примерно тех же количествах, что и оцениваемые товары. 20. В случае если идентичные товары ввозились в ином количестве или на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соот- ветствующую корректировку их цены с учетом этих различий и докумен- тально подтвердить таможенному органу ее обоснованность. 21. Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентич- ными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов, указан- ных в пункте 14 настоящего Порядка. Корректировка может производится декларантом на основании досто- верных, документально подтвержденных сведений. 22. В случае если при применении настоящего метода выявляется бо- лее одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости импортируемых товаров применяется самая низкая из них. V. МЕТОД ОЦЕНКИ ПО ЦЕНЕ СДЕЛКИ С ОДНОРОДНЫМИ ТОВАРАМИ (МЕТОД 3) 23. В качестве базы для определения таможенной стоимости при ис- пользовании метода 3 принимается цена сделки по товарам, однородным с импортируемыми, при соблюдении условий, указанных ниже. 24. Под "однородными"понимаются товары, которые, хотя и не явля- ются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функ- ции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются следующие их ха- рактеристики: назначение и характеристики; качество, наличие товарного знака и репутация на рынке; страна происхождения. 25. При использовании метода определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами применяются положения пунктов 19-22 настоящего Порядка. VI. МЕТОД ОЦЕНКИ НА ОСНОВЕ ВЫЧИТАНИЯ СТОИМОСТИ (МЕТОД 4) 26. Определение таможенной стоимости по методу вычитания стоимос- ти производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или одно- родные товары продаются (отчуждаются) на территории Российской Федера- ции в неизмененном состоянии. 27. В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода вычитания стоимости принимается цена единицы то- вара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары прода- ются наибольшей партией на территории Российской Федерации во время, максимально приближенное ко времени ввоза (не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров), покупателю, не зависимому от продавца. 28. Из цены единицы товара вычитаются, если они могут быть выде- лены, следующие компоненты: а) расходы на выплату комиссионных вознаграждений и расходы на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы на терри- тории Российской Федерации после выпуска товаров в свободное обращение; б) суммы импортных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных пла- тежей, подлежащих уплате в Российской Федерации, в связи с ввозом или продажей (отчуждением) товаров. 29. При отсутствии случаев продажи (отчуждения) оцениваемых, идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, прошедшего переработку, с поправкой на добавлен- ную стоимость и при соблюдении положений пунктов 27 и 28 настоящего Порядка. VII. МЕТОД ОЦЕНКИ НА ОСНОВЕ СЛОЖЕНИЯ СТОИМОСТИ (МЕТОД 5) 30. В качестве базы для определения таможенной стоимости при ис- пользовании метода 5 принимается цена товара, рассчитанная путем сло- жения: а) стоимости материалов и иных издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара; б) общих затрат, характерных для продажи в Российскую Федератив- ную из страны-экспортера товаров того же вида, в том числе стоимости транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, страхования до места таможенного оформления на территории Российской Федерации и т.д.; в) прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров. 31. При определении таможенной стоимости с помощью данного метода должны учитываться все расходы, включаемые в цену товара в соответс- твии с пунктом 14 настоящего Порядка. VIII. РЕЗЕРВНЫЙ МЕТОД (МЕТОД 6) 32. В случае если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения указанных пяти методов или таможенные органы аргументированно считают, что эти пять методов определения таможенной стоимости не могут быть использованы, то таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется и обосновыва- ется с учетом мировой таможенной практики. При этом использование иных способов определения таможенной стои- мости должно соответствовать законодательству Российской Федерации и принципам системы таможенной оценки ГАТТ. При применении резервного метода таможенные органы предоставляют декларанту имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию. 33. В качестве базы определения таможенной стоимости по методу 6 не могут быть использованы: а) цена товара на внутреннем рынке; б) цена товара отечественного происхождения; в) цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи стра- ны; г) произвольно установленная или достоверно не подтвержденная це- на. |